Хроника дня

21.11.2012

Письмо НП "НПС" в адрес Начальника Управления организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу В.В. Чернова

Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НП «НПС») благодарит Вас за предоставленную возможность принять участие в обсуждениипроблемы,  связанной с направлением в Росфинмониторинг операторами по приемуплатежей информации о подозрительных операциях и сообщает следующее.  

1. В настоящее время деятельность операторов по приему платежей регулируетсяФедеральным законом от 03.06.2009  № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежейфизических лиц,  осуществляемой платежными агентами» (далее Закон 103-ФЗ),  в товремя как деятельность остальных участников национальной платежной системы(операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов и операторовплатежной инфраструктуры) регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ«О национальной платежной системе» (далее – Закон 161-ФЗ). Таким образом,  согласно действующему законодательству платежные агенты являются участникаминациональной платежной системы, но не являются участниками платежных систем.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее –  Закон № 115-ФЗ)  идентификация клиента - физического лица не проводится организациями,  осуществляющими операции сденежными средствами,  при совершении клиентом операций на сумму не превышает15 000,0  рублей либо сумму в иностранной валюте,  эквивалентную 15 000,0  рублей (заисключением случая,  когда у работников организации,  осуществляющей операции сденежными средствами или иным имуществом,  возникают подозрения,  что даннаяоперация осуществляется в целях легализации (отмывания)  доходов,  полученныхпреступным путем, или финансирования терроризма). 

Основной операцией,  осуществляемой платежными агентами,  является приемналичных денежных средств для осуществления платежей с использованием платежныхтерминалов на суммы,  составляющие менее 15 000,0  рублей,  т.е.  операцией,  нетребующей проведения идентификации.

2 С учетом технологии функционирования платежных терминалов даже при наличииподозрений в легализации преступных доходов и финансировании терроризма операторпо приему платежей не может осуществлять идентификацию клиента и предоставлятьидентификационные данные плательщика – физического лица.  

2. Предлагаемый в Вашем письме вариант фиксирования в листе 03 «Сведения оплательщике»  формы 4-СПД подозрительных операций,  совершенных в течениекороткого периода времени в адрес одного получателя через платежные терминалы отразных плательщиков –  физических лиц,  на наш взгляд,  не позволит решить задачувыявления подозрительных операций,  т.к.  указанная информация в лучшем случаеидентифицирует владельца терминала –  оператора по приему платежей,  сумму иполучателя средств,  а не плательщика – физическое лицо, которое осуществляет платежпосредством платежного терминала.  

3. Полагаем, что означенная в Вашем письме проблема может быть решена путемзакрепления в Законе № 115-ФЗ порядка удаленной или делегированной идентификации.  

Так,  полагаем,  что при удаленной идентификации клиент -  физическое лицо, производящее операцию,  может вводить данные,  идентифицирующие его личность(например,  номер паспорта,  СНИЛС,  номер УЭК и т.д.).  При делегированнойидентификации клиент -  физическое лицо,  производящее операцию,  может вводитьперсональный идентификатор,  выданный организацией,  осуществившей идентификациютакого клиента (например,  номер банковской карты,  идентификатор,  используемый всистемах ДБО, номер мобильного телефона и т.д.). На основе использования механизмаудаленной или делегированной идентификации оператор по приему платежей сможетфиксировать в форме 4-СПД указанные выше идентификационные данные плательщика, атакже сведения об организации, выдавшей документ или персональный идентификатор. 

Вместе с тем,  предложенные способы идентификации очевидно нуждаются вдополнительных механизмах проверки подлинности предоставленных данных,  которыедолжны быть закреплены в Законе №115-ФЗ. 

Принимая во внимание изложенное,  НП «НПС»  выражает готовность принятьучастие в работе над соответствующими поправками в Закон № 115-ФЗ.  

 

По ссылке приводится полный текст документа

RSS

Все новости...