Новости платежных технологий

11.09.2014

ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Трастовый Республиканский Банк остался без лицензии

Банк России отозвал с 11 сентября лицензию на осуществление банковских операций у московского Трастового Республиканского Банка (регистрационный номер 3404), говорится в сообщении на сайте ЦБ.

Правила внутреннего контроля Трастового Республиканского Банка в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не соответствовали требованиям нормативных актов Банка России, говорится в материалах регулятора. Кроме того, банк был вовлечен в проведение в крупных объемах сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж, общий объем которых в январе — августе 2014 года превысил, по данным ЦБ, 12 млрд рублей. Руководители и собственники кредитной организации не приняли мер по нормализации ее деятельности и надлежащей организации внутреннего контроля, указывает регулятор.

Банк является участником Системы страхования вкладов.

Banki.ru

 

ЦБ лишил лицензии НКО «Сибирский Расчетный Центр»

Банк России отозвал с 11 сентября лицензию на осуществление банковских операций у новосибирской НКО «Сибирский Расчетный Центр» (регистрационный номер 3308-К), сообщает пресс-служба ЦБ.

Небанковская кредитная организация не соблюдала требования антиотмывочного законодательства, в частности своевременно не направляла в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю. Правила внутреннего контроля НКО не соответствовали нормативным актам Банка России. Кроме того, «Сибирский Расчетный Центр» был вовлечен в проведение сомнительных операций в крупных объемах, в том числе по выдаче наличных из кассы НКО, говорится в материалах регулятора.

В НКО назначена временная администрация, полномочия ее исполнительных органов приостановлены.

Banki.ru

 

Росфинмониторинг и ЦБ создадут черные списки подозрительных банковских клиентовМОСКВА
В перечень будут включены лица и компании, которым ранее банки отказывали в обслуживании

Материал из 1 страницы

Центральный банк России и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) разрабатывают законопроект, который позволит создать публичные списки подозрительных клиентов банков. Об этом газете "Известия" рассказал замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный.

По его словам, в перечень будут включены лица и компании, которым ранее банки отказали в обслуживании.

"Финансовая разведка и Банк России работают над законопроектом, устанавливающим возможности ведения перечня клиентов, с которыми банки прекратили деловые отношения на основании применения правил внутреннего контроля, - рассказал Ливадный. - Но ... банки должны помнить, что само по себе нахождение в этом перечне не является определяющим основанием для принятия решения в духе "такой клиент нам не нужен".

Как напоминает издание, в прошлом году банки получили право отказывать гражданам и компаниям в проведении операций при возникновении подозрений в том, что транзакции направлены на отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.

"В основном происходит отказ в проведении сомнительных операций, - говорит Ливадный. - Однако ... существует немало случаев отказа от заключения договора с клиентом либо от продолжения работы с ним. Применение этих мер, с одной стороны, соответствует международным стандартам, а с другой - способствует санации банковского сектора от "серых" и "черных" схем". Он отметил, что информация об операциях, в которых отказано, и о клиентах, с которыми расторгнут договор или которым отказано в подписании соглашения, поступает от кредитных организаций в Росфинмониторинг. По мнению Ливадного, эти сведения должны быть публичными.

Готовящиеся поправки должны быть внесены в "антиотмывочный" закон (115-ФЗ) и закон "О банках и банковской деятельности". Также готовится поправка, предоставляющая соответствующие права организациям банковского сообщества, чтобы они смогли вести свои черные списки.

"Подобные перечни должны существенно повысить информированность кредитных организаций о мерах, предпринятых их коллегами, что не только будет способствовать очищению финансового сектора, но и обеспечит конкурентное равенство", - считает замдиректора Росфинмониторинга.

ИТАР-ТАСС

 

ЦБ привлек Фора-Банк и Интрастбанк к административной ответственности

Банк России привлек к административной ответственности Фора-Банк и Интрастбанк. Сообщение об этом размещено в разделе инсайдерской информации на сайте регулятора.

Речь идет о правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27 Кодекса России об административных правонарушениях «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Уточняется, что банки привлечены к ответственности на основании первой части этой статьи.

Она формулируется как «Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2—4 настоящей статьи». Штраф для юридических лиц, согласно части 1-й данной статьи (в случае его назначения), составляет от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для должностных — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.

Фора-Банк оштрафован, Интрастбанк получил предупреждение, соответствующие постановления вступили в законную силу.

ЦБ не раскрывает в своих сообщениях причины привлечения кредитных организаций к административной ответственности. Портал Банки.ру предлагает банкам отправлять комментарии на news@banki.ru, и они будут опубликованы в этой новости.  

Banki.ru

 

UnionPay готова к полному взаимодействию с Национальной платежной системой

Китайская платежная система UnionPay готова к полному взаимодействию с создающейся в России Национальной системой платежных карт (НСПК), сообщил в интервью ИТАР-ТАСС первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов по итогам своей встречи с главой UnionPay.

«Он сказал, что они (UnionPay. — Прим. ред.) готовы к полному взаимодействию с Национальной платежной системой, которая будет создаваться в России, готовы предоставить всю свою инфраструктуру, рассказали в подробностях о возможностях осуществлять расчеты и в юанях, и в рублях, и в долларах. Сказал, что они всячески готовы к такому диалогу и к партнерским отношениям», — обозначил позицию китайской платежной системы Шувалов.

Банк России будет проводить дальнейшую работу в этом направлении, отметил вице-премьер РФ.

Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, 8 июля глава Банка России Эльвира Набиуллина в ходе визита в Китай встретилась в Шанхае с председателем совета директоров китайской платежной системы China UnionPay Су Нином. Глава системы заявил тогда, что компания готова поделиться опытом с российскими специалистами, которые занимаются созданием Национальной платежной системы.

Решение о создании НСПК было принято после того, как Visa и MasterCard отказались обслуживать клиентов банка «Россия» из-за американских санкций. Планируется, что российская платежная система сможет работать в кобрэндинге с четырьмя платежными системами: китайской UnionPay, японской JCB и международными Visa и MasterCard.

Пока UnionPay не ведет в России активную деятельность: в стране эмитировано несколько десятков тысяч карт. Но система работает над расширением числа партнеров на российском рынке. Представитель China UnionPay Фан Жигуанг сообщил, что количество карт платежной системы в России в течение трех лет достигнет 2 млн.

ИТАР-ТАСС

 

ЦБ не должен уходить от ответственности по регулированию коллекторов 

Банк России должен взять под контроль коллекторский рынок. Такое мнение высказал корреспонденту Банки.ру президент некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет», экс-замминистра финансов Алексей Саватюгин.

«Позиция Центробанка по поводу регулирования коллекторов — это позиция рационального бюрократа, который хочет уйти от ответственности, — сказал он. — Регулятор не хочет дополнительной ответственности, и я даже могу понять представителей ЦБ. У них сейчас масса новых полномочий, о которых еще полтора года назад никто не подозревал, появилось несколько тысяч новых хозяйствующих субъектов: МФО, ломбардов, кредитных кооперативов, рейтинговых агентств».

Как отметил Саватюгин, «коллекторский рынок — это рынок высокой социальной значимости, рынок растущий, на котором присутствуют сотни организаций, а клиентами являются миллионы граждан». «Экономические условия таковы, что рынок будет расти, поэтому необходимо устанавливать какие-то правила игры», — подчеркнул он.

По мнению экс-замглавы Минфина, «участникам рынка по большому счету не так важно, кто будет регулятором — Центробанк, Минфин или Минэк, но с точки зрения логики было бы разумным, чтобы это был Центробанк».

Banki.ru

 

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРА

БАНК РОССИИ

Вышел «Вестник Банка России» № 81 (1559) от 10 сентября 2014 года.

В номере опубликован аналитический материал «Состояние банковского сектора России в первом полугодии 2014 года».

В рубрике «Кредитные организации» размещены сводные статистические материалы по 30 крупнейшим банкам Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2014 года, информация о величине активов и собственных средств (капитала) кредитных организаций по состоянию на 1 августа 2014 года.

Представлен реестр арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, по состоянию на 2 сентября 2014 года.

Напечатаны приказы Банка России, приведены еженедельные сводные данные по секторам финансового рынка, информационные сообщения Банка России.

В «Вестнике Банка России» № 81 опубликованы следующие официальные документы:

Указание Банка России от 17.07.2014 № 3325-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 5 декабря 2013 года № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»);

Указание Банка России от 23.07.2014 № 3339-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 13 января 2005 года № 1542-У «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»);

Указание Банка России от 25.07.2014 № 3349-У «О единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с имуществом клиента брокера» (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»);

Указание Банка России от 05.08.2014 № 3359-У «О порядке проведения квалификационного экзамена для лиц, желающих вступить в саморегулируемую организацию актуариев, а также порядке подтверждения его сдачи» (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»);

приказ Банка России от 04.09.2014 № ОД-2340 «О внесении изменений в приказ Банка России от 14 февраля 2008 года № ОД-101»;

письмо Банка России от 04.09.2014 № 151-Т «О работе с распоряжениями о переводе денежных средств в связи с изменением наименований подразделений Банка России».

Пресс-служба Банка России

 

ОБЗОР СМИ

SWIFT ЧЕРЕЗ АМУР

Россия и Китай будут совместно разрабатывать аналог системы международных расчетов SWIFT. Идея связана с угрозами отключить Россию от этой системы в рамках санкций из-за событий в Украине. Замену несложно осуществить технически, говорят участники рынка. Проблема в том, чтобы убедить банкиров ей пользоваться.

Россия совместно с Китаем может приступить к разработке собственного аналога системы SWIFT, которая используется для межбанковских переводов. Об этом сообщил в среду первый вице-премьер Игорь Шувалов.

По словам Шувалова, идея уже поддержана, но пути для ее реализации пока не проработаны. «Если в отношении платежной системы (взаимодействие китайской UnionPay и российской НСПК) понятно, что нужно делать и как двигаться, то система взаиморасчетов по аналогии со SWIFT — это идея, которая сегодня нам всем понравилась, мы ее выдвинули, все готовы к ней позитивно отнестись. Сейчас начнем ее прорабатывать», — рассказал первый вице-премьер.

Идея создания собственного аналога SWIFT появилась после того, как страны ЕС пригрозили отключить Россию от возможностей этой системы. SWIFT существует как некоммерческая организация, кооператив, зарегистрированный на территории одной из стран Евросоюза — Бельгии. Выбор Китая в качестве партнера эксперты объясняют опытом этой страны в организации собственной платежной инфраструктуры, однако сомневаются в целесообразности переноса этого опыта на Россию.

«Китай – это страна, которая делает все свое – и платежную систему, и внутренние расчеты, но я не представляю, что мы можем сделать совместно с ними, удастся ли создать альтернативу SWIFT», — говорит участник рынка платежных систем.

По мнению банкиров, в этом вопросе невозможного нет, но обезопасить российский рынок от отключения SWIFT в ближайшие два года точно не удастся: именно столько времени, по мнению банкиров, потребуется для создания дубликата системы.

«Это вопрос затрат, времени и того, кто будет альтернативной системой пользоваться. Построить можно: технология SWIFT не является уникальной. Я думаю, это даже дешевле, чем потребуется на платежную систему, — примерно $50 млн», — говорит председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин (на создание НПС выделено 500 млн руб.).

«Думаю, что процесс создания будет и дорогим, и долгим. Я не знаю, что вообще для этого нужно сделать: SWIFT очень удобна», — сомневается председатель правления Нордеа-банка Игорь Буланцев.

По словам участников рынка, SWIFT обладает всеми степенями защиты, в системе есть шифрование, и, как правило, она работает без сбоев. Поэтому основная проблема в построении аналога та же, что и с созданием национальной платежной системы, – заинтересовать банкиров в ее использовании.

«Если SWIFT может отказаться работать на российском рынке, возникает необходимость построения собственной системы. Вопрос – кто туда пойдет? Российские банки наверняка. Европейские и американские – вряд ли. Получится, что эта система, кроме расчетов в рублях и юанях, во всем остальном будет неэффективна», — рассуждает Игорь Буланцев.

«Проблема не в создании технологического центра. Вопрос в том, чтобы банки начали пользоваться. Сейчас система SWIFT работает хорошо: в ней участвуют крупнейшие банки мира. Зачем им подключаться – вкладываться, ставить терминалы, – непонятно. По большому счету, это вопрос заинтересованности банков», — соглашается Олег Вьюгин.

Однако у ЦБ уже есть некоторый опыт построения подобных систем. В частности, на российском рынке уже работает платежная система межбанковских расчетов ЦБ, а несколько лет назад регулятор завершил работу над онлайн-системой платежей. Впрочем источники «Газеты.Ru», близкие к реализации онлайн-проекта, не называя конкретных цифр, говорят о том, что его стоимость оказалась «более чем существенной».

Газета.ру

 

ПОРТРЕТ ДОЛЖНИКА: РОССИЙСКИЕ ЗАЕМЩИКИ ДОЛЖНЫ БАНКАМ ЗАРПЛАТУ ЗА 6 МЕСЯЦЕВ

Россияне задолжали банкам 10,5 трлн рублей (данные ЦБ на 1 августа), микрокредитным и другим подобным организациям – порядка 120 млрд рублей (данные Национальной службы взысканий на 1 апреля). Кто все эти люди и насколько они богаты? Узнать об этом можно из исследования Национального бюро кредитных историй, Ассоциации российских банков и информагентства МФД. Вот что удалось выяснить его авторам.

    Почти все заемщики, оказавшиеся в базе НБКИ (это 2,5 тысячи организаций, дающих в долг населению), на момент проведения обследования задолжали около 50% своего годового дохода – и это независимо от того, как много или мало зарабатывал должник (см. таблицу).

    Чем больше зарплата взявшего кредит, тем меньше была его долговая нагрузка (то есть он тратил на обслуживание долга меньшую долю своего ежемесячного дохода). Люди с доходом 18 тысяч в месяц и меньше, отдавали кредитору почти каждый третий рубль получки. Получающие больше 40 тысяч поступали так только с каждым пятым рублем.

    Чем больше кредитов набирает человек, тем больше он тратит на их обслуживание. У заемщика с одним кредитом на это уходит 19% зарплаты, с двумя – 25%, а с пятью – все 43%.

    Самые закредитованные люди живут в Бурятии, Хакасии и Амурской области. Там почти 20% заемщиков имеют долговую нагрузку в 60% и выше. Меньше всего зависят от банков жители Москвы, Петербурга и прилегающим к столицам областей. В этих регионах высокая долговая нагрузка – менее чем у 4% заемщиков.

    Самая низкая долговая нагрузка – у сотрудников компаний, связанных с IT и телекоммуникациями (у должников этой категории на погашение уходит 10-20% зарплаты в зависимости от региона). Самая высокая – у рабочих (30-45%).

1

RSS

Все новости...