Новости платежных технологий

28.12.2017

ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ

ОБЗОР СМИ

 

Вырос средний уровень соблюдения российскими ПАО принципов кодекса корпоративного управления

Российские общества добились определенного прогресса во внедрении принципов и рекомендаций кодекса корпоративного управления, отмечается во втором обзоре практики корпоративного управления в российских публичных обществах (ПАО), подготовленном Банком России по итогам 2016 года.

Согласно данным обзора, подготовленного на основе данных 78 ПАО из первого и второго котировальных списков Московской Биржи, средний уровень соблюдения принципов кодекса компаниями в 2016 году вырос и составил 69% по сравнению с 58% по итогам 2015 года. Более чем в 3 раза по сравнению с предыдущим годом сократилась доля акционерных обществ, степень соблюдения принципов Кодекса которыми оказалась ниже 50%. Заметно скромнее оказалась динамика в области повышения качества объяснений причин несоблюдения принципов кодекса. Средний уровень качества объяснений по всем обществам выборки по итогам 2016 года составил 39%, что на 4% выше, чем в 2015 году.

Предоставление акционерам и инвесторам убедительных и исчерпывающих объяснений причин отклонения практики корпоративного управления от рекомендаций кодекса составляет основу принципа «соблюдай или объясняй», который Банк России использует при продвижении кодекса.

Такие объяснения – важный элемент прозрачности деятельности общества, его коммуникации с акционерами и другими заинтересованными лицами. Поэтому регулятор обращает особое внимание на динамику улучшения качества объяснений, предоставляемых ПАО.

Банк России продолжит работу, направленную на взаимодействие с компаниями, чтобы они преодолели формальный подход к таким объяснениям и улучшили их качество в интересах акционеров, инвесторов и самих компаний. Так, в дополнение к уже опробованным формам коммуникации с компаниями, таким как рассылка писем с разъяснениями, планируется проведение обучающих семинаров и расширение взаимодействия с ПАО на индивидуальной основе.

Банк России

 

ЦБ предложил заменить отзыв лицензии у банков высокими штрафами

ЦБ и Минфин предлагают рассчитывать размер штрафа для банков на основании собственного капитала, который больше уставного. Поэтому размер штрафов может вырасти в разы.

Банк России и Минфин разработали законопроект, который изменяет размер штрафа для банков за нарушение законодательства, нормативных актов, предоставление недостоверной информации ЦБ, непроведение обязательного аудита и т. п.

Соответствующий документ оказался в распоряжении газеты «Коммерсантъ». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в первом полугодии 2017 г. объем сомнительных операций клиентов банков только по выводу денежных средств за рубеж и обналичиванию более чем в 4000 раз превысил размер взысканных с кредитных организаций штрафов.

Таким образом ведомство и регулятор предлагают рассчитывать размер штрафа на основании не уставного, а собственного капитала, который всегда больше. В результате размер штрафов вырастет в разы. В настоящее время размер штрафа не может превышать 10 млн рублей (1% минимального уставного капитала).

В ЦБ рассказали, что предлагаемые меры «обеспечат возможность применения Банком России санкций в отношении банков в виде ограничений и запретов в качестве крайних мер, что повысит уверенность клиентов в стабильной работе банков». Другими словам, ЦБ тонко намекает, что банки чаще будет штрафовать «по-крупному» и реже отзывать лицензии, отмечает «Коммерсантъ».

Plusworld

 

ЦБ изучает возможность введения наднациональной криптовалюты в рамках БРИКС или ЕАЭС

Банк России рассматривает возможность введения наднациональной цифровой валюты в рамках БРИКС или Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщила журналистам первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.

«Мы продолжаем работу над изучением этого вопроса. Вопрос, который нам кажется целесообразным обсуждать на площадке с нашими коллегами — это возможность введения наднациональной криптовалюты на территории ЕАЭС или в рамках БРИКС. Очень много технологических и макроэкономических вопросов, поэтому, я думаю, следующий год как раз будет посвящен проработке подходов к возможности выпуска такой наднациональной криптовалюты», — сказала Скоробогатова.

Введение национальной цифровой валюты ЦБ не кажется целесообразным с точки зрения макроэкономики населения, добавила она.

ТАСС

 

ЦБ не будет считать криптовалюты расчетным или платежным средством

Банк России не будет считать криптовалюты расчетным или платежным средством, заявила на заседании общественного совета в Министерстве финансов РФ первый зампредседателя ЦБ РФ Ольга Скоробогатова.

«Мы не считаем криптовалюты расчетным или платежным средством и не будем считать», — сказала она.

ТАСС

 

Замглавы Минфина считает создание крипторубля нецелесообразным

Крипторубль создавать в России нецелесообразно, заявил заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев на заседании Общественного совета при Минфине.

В настоящее время все больше стран открывают свои рынки для криптовалют. В России их регулирование пока не введено. Вместе с тем президент РФ Владимир Путин поручил правительству совместно с ЦБ до 1 июля 2018 года подготовить поправки в законодательство, регулирующие процедуру размещения криптовалют по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.

Отдельная дискуссия идет о возможности и целесообразности создания в РФ национальной цифровой валюты, или крипторубля. В частности, глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что регулятор видит потенциальные возможности создания такой криптовалюты, но пока технологии еще недостаточно развиты для этого, а первый вице-премьер Игорь Шувалов отмечал, что крипторубль должен существовать, и Кабмин будет осторожно работать в данном направлении, наблюдая за зарубежным опытом.

РИА Новости

 

Минфин предложил приравнять майнинг к деятельности предпринимателей

Министерство финансов России предлагает облагать налогом майнинг как предпринимательскую деятельность. Об этом заявил замминистра финансов Алексей Моисеев после заседания общественного совета министерства.

«Мы относим майнинг к предпринимательской деятельности… Соответственно, предпринимательской деятельностью могут заниматься либо ИП, либо юрилические лица», — цитирует замминитсра RNS.

Он подчеркнул, что вид налогообложения будет определяться в зависимости от организационно-правовой формы: ИП или юрлицо. При этом специальных норм по налогообложению майнинга не будет.

Plusworld

 

Курс биткоина может вырасти до 50 тыс. долларов к концу 2018 г.

Курс биткоина в начале 2018г. может отыграть падение и снова начать расти. К концу следующего году стоимость криптовалюты может достичь 50 тыс. долл. США. Такое мнение высказали участники пресс-конференции «Мировые тренды и прогнозы криптовалюты в 2018 году», организованной CryptoBazar Fund.

По мнению экспертов, курс биткоина будет зависеть от законодательного регулирования рынка криптовалют в отдельных странах. Пока в ряде государств оно только обсуждается.

Как рассказала экс-сотрудницы MAS (Monetary Authority of Singapore) Мелисса Юн, в Сингапуре растет число людей, проявляющих интерес к биткоину: «Наша страна входит в лидеры по проведению ICO, и пока это одно из самых благоприятных мест, где проще всего провести процедуру».

Основатель и CEO Gravitas Holdings Singapore, автор книги How to ICO in Singapore Малкольм Тан заявил, что в Сингапуре криптовалюта не является законным платежным средством и поэтому рисков для инвесторов сохраняется много.

Советник кантона Тичино в Швейцарии по принятию закона об оплате налогов биткоинами Паоло Баррай отметил, что в Швейцарии вопрос правового статуса криптовалют остается нерешенным. По словам эксперта, несмотря на то, что окончательная позиция правительства относительно цифровой валюты до сих пор не выработана, виртуальные деньги – прежде всего, биткоин – уже служат валютой в реальной экономике. «Швейцария открыта к ICO, и мы уже приходим к пониманию регулирования рынка. При этом, криптовалюта – это больше инвестиции, чем сбережения», – добавил Паоло Баррай.

В свою очередь основатель CryptoBazar Fund Олег Иванов рассказал, что интерес к криптовалютам обусловлен возможностью не переплачивать при денежных операциях. При этом в текущем году бизнес очень интересует ICO, как форма привлечения финансирования.

 «Основная причина взрывного роста ICO – это то, что классическая методика привлечения денег (IPO) больше подходит для крупного бизнеса. При этом ICO – уникальный инвестиционный инструмент, сочетающий возможности краудфандинга и фондового рынка», – сказал О. Иванов.

Сооснователь CryptoBazar Fund Андрей Юдин отметил, что бум развития ICO начался весной этого года. «Полгода назад на рынке в России запускались около 5 новых ICO проектов, сейчас этот показатель вырос до 200. Однако финансирование получают всего несколько проектов. По итогам года успешными ICO-проектами становятся системообразующие, например Universa, а также финтех-проекты: банки, кредитование, биржи», – заключил Андрей Юдин. Он заметил, что часто сделки начали закрываться на встречах с профессиональными инвесторами до выхода на ICO.

Plusworld

 

Ассоциация криптовалют предложила создать госреестр площадок для ICO

Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ) предлагает создать систему аккредитации площадок, проводящих ICO. Согласно представленному ассоциацией законопроекту о регулировании ICO, аккредитацией площадок займется государство, но конкретный исполнитель будет определен позже подзаконными актами.

Законопроект предусматривает внесение поправок в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Как заявил президент РАКИБ Юрий Припачкин на презентации законопроекта в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, ICO в рамках законопроекта понимается как краудинвестинг (инструмент для привлечения капитала в стартапы и предприятия малого бизнеса от широкого круга микроинвесторов), а целью законопроекта является легализация краудинвестинга как средства привлечения инвестиций для малого и среднего бизнеса.

«Россия занимает второе место по объему привлекаемых через ICO средств. По нашим подсчетам, российские проекты привлекли в этом году около 300 миллионов долларов. Обгоняют нас только США, где за год ICO-проекты смогли собрать более 1 миллиарда долларов», — рассказал Юрий Припачкин.

В отсутствие законодательства российские проекты в основном проводят ICO за границей, из-за чего, по оценке РАКИБ, потери российской экономики с начала 2017 года уже составили порядка 20 млрд рублей. При этом около 3—4 млрд рублей по этой причине не поступили в федеральный бюджет в качестве налогов.

РБК

 

Альфа-Банк и Почта Банк ​предложили своим клиентам оплату покупок через Garmin Pay

Клиенты Альфа-Банка и Почта Банка смогут оплачивать покупки в одно касание с помощью сервиса для владельцев часов модели Garmin Vivoactive 3 Garmin Pay. Сервис доступен всем владельцам карт Visa.

Чтобы воспользоваться услугой, надо привязать карту Visa к сервису Garmin Pay. Для этого необходимо установить приложение Garmin Connect в App Store или Google Play, привязать часы к своему смартфону, создать кошелек и придумать ПИН-код для оплаты и добавить карту Visa в Garmin Connect.

При оплате товаров и услуг с помощью Garmin Pay часы запрашивают пароль для подтверждения операции, если на них отключен датчик пульса, если с момента последней трансакции прошло больше 24 часов, а также в случае, если они используются первый раз после снятия с руки. 

Banki.ru

 

НСПК в 2018 году хочет довести эмиссию карт «Мир» до 54 млн штук

Национальная система платежных карт (НСПК) планирует по итогам 2018 года выпустить 54 млн карт «Мир», до середины 2020-го — около 70 млн карт, что позволит компании стать полноценным конкурентом на рынке платежных систем. Об этом РИА Новости сообщил глава НСПК Владимир Комлев.

«Планы по выпуску — 54 миллиона карт. Наши планы до середины 2020 года — около 70 миллионов карт «Мир», — сказал глава НСПК.

В 2017 году российские банки выпустили больше 30 млн карт.

Комлев отметил, что если банки-участники выпустят 70 млн карт «Мир», то НСПК будет находиться среди лидеров и станет полноценным конкурентом на рынке. По словам главы НСПК, в настоящее время участниками платежной системы «Мир» являются 374 банка. В следующем году основной целью национальной платежной системы будет не только эмиссия карт, но и обеспечение их приема по бесконтактной технологии везде, где это применяется.

После того как у российских банков в 2014 году из-за санкций США возникли проблемы с международными платежными системами Visa и Mastercard, была создана НСПК, которая является оператором системы карт «Мир». Властям РФ тогда пришлось в ускоренном порядке создавать собственную платежную систему.

В 2015 году проект фактически стартовал: в январе Mastercard перевел все внутрироссийские операции по своим картам на обработку в НСПК, а в июне эту процедуру осуществила Visa. В конце 2015 года началась эмиссия первых карт «Мир».

РИА Новости

 

Сбербанк ​намерен потратить более 67 млн рублей на изучение новых норм ЕС по обработке персональных данных​​

Сбербанк планирует потратить 67,4 млн рублей на изучение новых норм Евросоюза по обработке персональных данных, следует из материалов финучреждения на сайте госзакупок. 

«Оказание консультационных услуг по разработке рекомендаций по соответствию требованиям законодательства Европейского союза General Data Protection Regulation с учетом требований законодательства Российской Федерации по обработке и защиты персональных данных для нужд ПАО Сбербанк. Начальная (максимальная) цена договора — 67 395 369,00 — российский рубль», — отмечается в закупке.

Речь идет о европейском регламенте «О защите физических лиц при обработке персональных данных и свободном обращении таких данных» (GDPR). Документ ЕС вступает в силу 25 мая 2018 года и устанавливает избирательное хранение данных пользователей для целей обеспечения национальной безопасности при условии их согласия на обработку персональных данных. 

Согласно документации, Сбербанк требует от исполнителя услуг сравнить требования GDPR с требованиями законодательства РФ к обработке персональных данных. Кроме того, подрядчику необходимо оценить риски нарушения структурами Сбербанка российского и европейского законов и дать рекомендации о том, как соответствовать новым требованиям ЕС.

Ранее «Ведомости» уточняли, что регламент ЕС в первую очередь коснется компаний, которые имеют представительства в странах ЕС и оказывают услуги физическим лицам — гражданам ЕС, собирают и обрабатывают большие объемы персональных данных, активно используют интернет-маркетинг, ведут онлайновую регистрацию пользователей на сайте или в мобильном приложении. За нарушения требований закона предусмотрены штрафы в размере до 20 млн евро или 4% годовой общемировой выручки компании, а также ряд иных санкций, устанавливаемых для каждой страны ЕС в отдельности.

Banki.ru

 

Банки могут потерять 50 млн рублей за день простоя из-за кибератак

День простоя из-за кибератаки может обойтись банку в 50 млн рублей. В такую сумму оценивают потери 30% российских кредитных организаций.

Positive Technologies в ходе исследования «Сколько стоит безопасность»  выяснила, что 30% банков оценивают потери от одного дня простоя из-за кибератак в 50 млн рублей. Остальные банки оценили возможный ущерб от отказа в работе корпоративной инфраструктуры в течение одного дня в сумму от 10 до 50 млн руб. (7% опрошенных), 25% — от 2 до 10 млн руб., а 38% — от 0,5 до 2 млн руб.

Работа инфраструктуры компании может быть нарушена, например, вследствие получения злоумышленником полного контроля над доменом и сетевым оборудованием. Для этого внешнему нарушителю потребуется эксплуатация в среднем пяти уязвимостей, а при участии в мошеннической схеме внутреннего нарушителя (например, подкупленного сотрудника) достаточно найти и использовать всего две-три уязвимости, для чего не потребуется глубоких технических знаний или дорогостоящих устройств.

Помимо прямых финансовых потерь от киберинцидента, в документе приводятся оценки затрат на восстановление корпоративной инфраструктуры после вывода из строя всех ресурсов домена. 12% банков оценивают восстановление в сумму от 10 до 50 млн руб, а каждый третий банк (33%) готов потратить на эти мероприятия от 2 до 10 млн рублей.

Веб-приложения играют важнейшую роль для современных финансовых организаций. Невозможность совершить перевод или платеж через онлайн-банк даже в течение одного дня вызовет недовольство среди клиентов. Большинство банков (52%) считают, что недоступность ключевого веб-приложения в течение одного дня может нанести ущерб в размере 2‒10 млн рублей. При этом злоумышленник потратит на такую атаку значительно меньше средств. Как отмечают авторы исследования, стоимость атаки на веб-ресурсы в течение часа в даркнете оценивается приблизительно в 5 долл. США, в течение суток — 300 долл. США.

Не меньшее беспокойство у банков вызывает угроза кражи базы данных. Более половины участников опроса (53%) оценили предполагаемые потери от кражи базы данных клиентов конкурентом в сумму более 50 млн руб.

Бюджет и средства защиты

Некоторые банки, принявшие участие в исследовании, существенно выделялись на фоне остальных компаний по объему бюджета на обеспечение ИБ, их бюджет в среднем составил 80‒150 млн. Однако большинство финансовых учреждений ограничиваются суммами в 20‒40 млн рублей. В документе перечислены меры, которые может применять финансовый сектор для защиты от киберугроз.

К примеру, банковская отрасль — единственная, в которой 100% компаний обучают сотрудников основам ИБ, что не удивительно после атак группировок Carbanak и Cobalt, которые использовали фишинговую рассылку для нападения на сотни финансовых организаций. Кроме того, работу по повышению осведомленности в вопросах ИБ необходимо проводить согласно рекомендациям Банка России и требованиям международного стандарта PCI DSS. В финансовых организациях из топ-10 (по выделяемому бюджету на ИБ) используют современные подходы к защите, но в остальных банках ситуация не столь радужная. Межсетевые экраны прикладного уровня (Web Application Firewall) для защиты веб-приложений применяют только 70% из топ-10 по ИБ-бюджету и лишь 13% среди остальных. При этом собственные ситуационные центры информационной безопасности (Secutiry Operation Center) имеют все банки из нашего топ-10 и только 40% — среди остальных. 37% всех финансовых учреждений, принявших участие в исследовании, иногда привлекают экспертов сторонних компаний для расследования инцидентов, причем большинство из них при этом имеют внутреннее подразделение SOC. SIEM-системы применяют 65% финансовых компаний (среди банков из топ-10 по бюджету на ИБ этот показатель 100%). У 25% банков-респондентов отсутствует контроль установки обновлений ПО, 8% не отслеживают появление информации о новых уязвимостях (0-day). Кроме того, 10% финансовых учреждений никогда не проводили работ по тестированию на проникновение или комплексный аудит информационной безопасности, несмотря на требование стандарта PCI DSS 3.2 и рекомендации Банка России.

Авторы исследования выделили шесть компонентов защиты, которые в дополнение к стандартным средствам защиты позволят не только соответствовать требованиям регуляторов, но и уверенно противостоять киберпреступникам. Среди них регулярное проведение тестов на проникновение, готовность к реагированию на инциденты, контроль сетевого периметра, наличие WAF и SIEM, обучение сотрудников основам ИБ. Оказалось, что только 13% опрошенных банков применяют подобный комплексный подход к защите от киберугроз. Однако в других отраслях результат еще хуже — такие компании отсутствуют вовсе.

 «В банковской отрасли лучше других понимают возможные потери от недостаточного уровня защищенности, — отмечает Евгений Гнедин, руководитель отдела аналитики информационной безопасности Positive Technologies. — Иначе и быть не может — каждый громкий инцидент, связанный с кражами баз данных клиентов или логическими атаками на банкоматы и процессинг, это ущерб в десятки и сотни миллионов рублей. Оперативно реагировать на угрозы помогает работа ФинСЕРТ, благодаря которой, например, российские банки в массе своей избежали эпидемии вирусов-шифровальщиков. С другой стороны, число шагов в сторону реальной защищенности сильно коррелирует с бюджетом, выделяемым на информационную безопасность. Лишь банки с колоссальным бюджетом на ИБ сегодня следуют всем лучшим практикам обеспечения защиты своей ИТ-инфраструктуры. К сожалению множество финансовых организаций сегодня не готовы эффективно противостоять целевым атакам, поэтому в 2018 году можно прогнозировать очередные громкие инциденты, например связанные с группировкой Cobalt».

Plusworld

 

Банки увеличили расходы на кибербезопасность на 15%

Более трети банков оценивают свои потери от одного дня кибератаки в сумму до 2 млн рублей. При этом большинство кредитных организаций тратят на защиту от взлома до 50 млн рублей. В прошлом году все эти показатели были на 10—15% ниже, пишут «Известия» со ссылкой на данные компании Zecurion, разрабатывающей системы безопасности для банков.

Компания Positive Technologies впервые провела исследование с целью выяснить, какой ущерб хакеры могут нанести кредитной организации за один день кибератаки. В опросе приняли участие 170 банков. По итогам этого года оказалось, что 38% финорганизаций оценили свои потери от действий кибермошенников в 0,5—2 млн рублей, 30% кредитных организаций — в 50 млн рублей, четверть банков — в 2—10 млн, а 7% — в 10—50 млн.

В компании пояснили, что работа инфраструктуры банка может быть нарушена, если хакеры получат полный контроль над его доменами и сетевым оборудованием. Это возможно за счет отправки вирусного программного обеспечения и фишинговых рассылок. Чтобы восстановить поврежденную инфраструктуру, каждый третий банк (33%) готов потратить на восстановление работы после кибератаки 2—10 млн рублей. То есть расходы на нормализацию ситуации фактически в несколько раз превышают размер причиненного ущерба. А 12% банков тратит 10—50 млн рублей.

Всего же на кибербезопасность большинство банков (70%) тратит 10—50 млн рублей в год, указали в Рositive Technologies. Расходы 27,5% банков на это направление достигают 300 млн.

В прошлом году все вышеперечисленные показатели были на 10—15% ниже, подсчитали в Zecurion.

Рост затрат банков на кибербезопасность — это следствие активизации хакеров в последние два года, отмечают эксперты. «Кроме того, ЦБ требует от банков со следующего года раскрывать объемы киберхищений, что подтолкнуло банки к более тщательному анализу информбезопасности и, соответственно, увеличению затрат на кибербезопасность, — отметил директор по развитию бизнеса компании Positive Technologies Максим Филиппов. — Вероятно, в ближайшие годы это будет увеличивать раходы банков на эту сферу».

В ЦБ не стали прогнозировать объем будущих затрат банков на кибербезопасность. По данным регулятора, в прошлом году хакеры похитили у банков около 4 млрд рублей. При этом только через один банкомат мошенники могут вывести более 10 млн рублей за раз.

Известия

 

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

 

В США торговля криптовалютами будет облагаться налогом

Президент США Дональд Трамп подписал законопроект, которым закрыл налоговую лазейку, позволявшую трейдерам избегать уплаты налогов при совершении сделок по обмену криптовалюты.

В СМИ отмечают, что это одно из самых значительных изменений в налоговом законодательстве США за последние 30 лет.

Напомним, в марте 2014 года Налоговое управление США определило Bitcoin и другие криптовалюты как имущество.

Статья 1031 Налогового кодекса позволяла обменивать «активы похожего типа» без уплаты налогов, что позволяло криптотрейдерам (а также торговцам недвижимостью и предметами искусства) проводить сделки без уплаты налогов.

Однако с 1 января 2018 года к статье 1031 будет относиться только недвижимость. А определение «собственности» сузится до «материальной собственности», под которое ни биткоин, ни другие криптовалюты уже не попадают.

Таким образом, с нового года в США все сделки по обмену одной криптовалюты на другую будут облагаться налогом.

minfin.com.ua

 

Белорусская Криптодолина: обзор революционного законодательства о криптоэкономике

21 декабря 2017 года президент Республики Беларусь подписал Декрет№8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет), в котором впервые устанавливаются правила использования технологии блокчейн, выпуска токенов, майнинга и прочих вопросов, которые другие регуляторы пока не вносят в повестку дня. Многие положения являются уникальными в контексте мирового опыта.

Разработка Декрета велась в течение более чем полугода. Рабочая группа, созданная в рамках ПВТ, проделала значительную работу и привлекала профильных экспертов для создания действительно революционного и проработанного документа.

Идеологом и организатором разработки Декрета выступил Директор ПВТ Всеволод Янчевский, а основным разработчиком — юридическая фирма «Алейников и Партнёры» и лично адвокат Денис Алейников. Выражаем отдельную благодарность коллегам за огромный труд, который они проделали при подготовке проекта этого законодательного акта и за смелые и своевременные законодательные новеллы, предложенные ими (смарт-контракты, майнинг, концепция токена и так далее).

По приглашению белорусских коллег команда «Делойт СНГ» приняла участие в подготовке Декрета — выступила одним из экспертов по вопросам международного регулирования криптоэкономики, технологическим аспектам и ожиданиям участников крипторынка.

На наш взгляд, содержащиеся в Декрете подходы заслуживают серьёзного внимания как в рамках таможенного союза, так и за его пределами.

Предлагаем разобраться в основных положениях Декрета, посвящённых криптоэкономике. Также рекомендуем обратить внимание на детальный юридический обзор документа, подготовленный А. Савельевым, также выступавшим в качестве эксперта при подготовке Декрета.

Значение изменений

Формально Декрет посвящён статусу «Парка высоких технологий» (ПВТ), на базе которого будет внедряться блокчейн-технология. Однако значительное количество положений восполняют недостаточное законодательное регулирование и распространяются на отношения далеко за рамками ПВТ.

При этом Совету министров Республики Беларусь поручено в течение трёх месяцев обеспечить приведение действующего законодательства в соответствие Декрету.

Сам Декрет также вступает в силу по истечении трёх месяцев(за исключением поручений Совету министров и другим госструктурам).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Декрет носит временный характер, а потому должен быть внесён на рассмотрение законодательного органа, который может отменить его только двумя третями голосов.

Декрет изначально имеет силу закона, чем объясняются значительные интервенции в законодательное регулирование.

Основные нововведения:

  • Признание токенов объектами вещных прав (а также активами для целей бухгалтерского учёта), которыми могут свободно владеть любые юридические и физические лица.
  • Установление порядка совершения операций с токенами.
  • Установление порядка проведения ICO проектов.
  • Введение понятия «майнинг» и определение статуса майнеров.
  • Введение понятия «смарт-контракт».
  • Введение институтов гражданского права, облегчающих структурирование отношений между участниками крипторынка (опционы, гарантии и заверения, возмещение предварительно оценённых убытков, корпоративные соглашения, соглашения об ограничении конкуренции).

Владение токенами, совершение операций с ними, ICO, майнинг и многое другое принципиально разрешены для всех юридических и физических лиц, но определённые действия возможно совершать только через резидентов ПВТ.

Декрет также предусматривает значительные изъятия из общего законодательного режима, что снимает опасения относительно реакции регуляторов на блокчейн-проекты.

К отношениям участников крипторынка не применяются требования законодательства о рынке ценных бумаг, валютного законодательства (впрочем, сохраняется запрет на расчёты в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь), установлен ряд налоговых преференций.

Декретом, тем не менее, не предусмотрено изъятий в отношении требований «антиотмывочного» законодательства, что соответствует глобальному тренду регулирования.

Стоит отметить, что любые дополнительные вопросы, которые потребуется разрешить в будущем, могут быть уточнены в совместных разъяснениях Совета министров Республики Беларусь и Администрации ПВТ (в части использования в гражданском обороте токенов и осуществления деятельности с использованием блокчейна), в разъяснениях самой Администрации ПВТ и в других актах, регулирующих деятельность ПВТ.

Технологии, попавшие в поле зрения Декрета: блокчейн и иные распределённые информационные системы, смарт-контракты

В первом приложении к Декрету даётся перечень основных терминов, используемых в Декрете, среди них есть понятие блокчейна. Блокчейн понимается, как децентрализованная распределённая информационная система.

При этом Декрету известны «иные распределённые информационные системы», под которые попадают так называемые консорциумные и частные блокчейны.

Токены и смарт-контракты могут создаваться на основе любых распределённых информационных систем, не только блокчейна. В то же время майнинг является обеспечением функционирования именно блокчейна.

Под смарт-контрактом понимается программный код, обеспечивающий автоматическое совершение или исполнение сделок, а также иных юридически значимых действий.

Смарт-контракт представляет собой техническое средство, а не сделку или её форму, хотя параметры смарт-контракта, безусловно, предопределяются условиями сделки, которые отражены в коде.

Данное определение является на сегодняшний день первым на уровне целой страны, поскольку имеющиеся законодательные определения (например, существующее в штате Аризона) еще не поднимались на уровень страны, кроме того, они представляются менее удачными, а потому устаревшими.

При этом Декрет устанавливает предположение (которое может быть опровергнуто), что лицо, совершившее сделку с использованием смарт-контракта, является надлежащим образом осведомлённым об условиях сделки, в том числе выраженных программным кодом.

Это значит, что несоответствие параметров смарт-контракта условиям сделки должно решаться в пользу условий сделки, но лицу, ссылающемуся на это, необходимо доказать, что ему не было известно данное несоответствие.

Например, это возможно в случае, когда смарт-контракт сформирован с учётом условия, которое не было отражено в условиях сделки, о чем пользователь, ссылающийся на это обстоятельство, не знал и не мог знать, потому что не имел возможности участвовать в формировании смарт-контракта.

Правовой статус токенов

В Декрете токен определяется как запись в любой распределённой информационной системе. Токен наделён статусом вещи: переход токена в собственность другого лица происходит через передачу токена, к которой приравнивается отражение соответствующей транзакции в распределённой информационной системе.

В Декрете выделяются два вида токенов в зависимости от их функции (при этом функции могут сочетаться):

  • токены, удостоверяющие права на объекты гражданских прав (в связи с чем токен может удостоверять как обязательственные, так и корпоративные, исключительные и другие права);
  • криптовалюты.

Существенной особенностью понятия криптовалюты является то, что ей признаются только те токены, которые стали универсальным средством обмена в рамках мирового оборота.

Токены не могут стать криптовалютой в силу той функции, которая декларируется эмитентом в ICO-документации. Соответственно, криптовалюту невозможно создать при ICO.

Из этого следует, что нередко встречающиеся ICO проекты по созданию внутренней криптовалюты могут быть реализованы только через удостоверение такими токенами прав на объекты гражданских прав. Криптовалютой такие токены могут быть признаны не раньше, чем они станут использоваться в мировом обороте как универсальное средство обмена.

Юридическое лицо, создавшее и разместившее через резидента ПВТ токены, удостоверяющие требованиям владельца токена к нему, обязано удовлетворить их без права ссылаться на отсутствие обязательства или его недействительность.

Операции с токенами и порядок их налогообложения

Токены являются оборотоспособными объектами и могут выступать предметом гражданско-правовых сделок. Майнер может получать токены в качестве вознаграждения за верификацию транзакций в блокчейне.

Токены могут учитываться в бухгалтерском учёте как активы (подробнее правила учёта токенов и операций с ними поручено определить Министерству финансов Республики Беларусь в течение следующих трёх месяцев).

Физическим лицам, не имеющим статуса индивидуальных предпринимателей, предоставлена максимальная свобода распоряжения токенами. Они могут не только приобретать и отчуждать токены без посредников, но и дарить и завещать их.

Юридические лица, не являющиеся резидентами ПВТ, имеют доступ к крипторынку только через посредников — операторов криптоплатформ и операторов обмена криптовалюты, а также иных специальных резидентов ПВТ (на данный момент они не определены, но можно предположить появление криптоброкеров).

Отчуждение токенов не облагается НДС, в том числе при отчуждении токенов иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учёте в налоговых органах Республики Беларусь.

Декрет также устанавливает, что расходы на приобретение токенов не учитываются для целей исчисления и уплаты налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц (для индивидуальных предпринимателей).

Соответственно и доходы, полученные резидентами ПВТ в связи с осуществлением операций с токенами, также не подлежат налогообложению (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц). Срок действия налоговых льгот установлен до 1 января 2023 года.

Статус резидента ПВТ

Резидентом ПВТ могут быть только белорусские юридические лица или индивидуальные предприниматели. Для того, чтобы осуществлять соответствующий вид деятельности на крипторынке, его нужно заявить в бизнес-плане при регистрации в качестве резидента.

Положение о ПВТ предлагает следующие виды деятельности, непосредственно связанные с блокчейн-технологией (выбрать можно как один, так и несколько):

  • Деятельность по проектированию, разработке, обслуживанию, реализации, эксплуатации программных и (или) программно-аппаратных средств на основе или с использованием реестра блоков транзакций (блокчейна), иных распределённых децентрализованных информационных систем, в том числе использующих средства криптографической защиты информации.
  • Оказание услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, включая услуги по продвижению цифровых знаков (токенов), консультационные и иные сопутствующие услуги.
  • Деятельность оператора криптоплатформы.
  • Деятельность оператора обмена криптовалют.
  • Майнинг.
  • Иная деятельность с использованием цифровых знаков (токенов), в том числе содержащая признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестиционного фонда, секьюритизации, а также осуществление операций по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов).

Особенностью режима ПВТ является то, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве резидентов ПВТ, могут находиться и осуществлять деятельность в любом месте Республики Беларусь, пользуясь при этом всеми привилегиями резидента ПВТ.

Общие правила проведения ICO

Возможность создания и размещения токенов принципиально предоставлена любому юридическому лицу, а также индивидуальным предпринимателям, являющимся резидентами ПВТ.

Однако реализовать данную возможность необходимо с привлечением резидента ПВТ, который может оказывать услуги, связанные с созданием и размещением токенов (в том числе оператора криптоплатформы, которому такое полномочие предоставлено в Декрете).

Под размещением понимается совершение любых юридически значимых действий, направленных на передачу токенов их первым владельцам. Важно подчеркнуть, что привлечение средств упоминается лишь как одна из возможных целей проведения ICO.

Собранные юридическими лицами средства не признаются выручкой для целей налогообложения, а отчуждение токенов не облагается НДС. Однако в бухгалтерском учёте эмитент должен учесть возникающие из-за размещения токенов обязательства.

 854

Инфраструктурные участники: майнеры, операторы криптоплатформ, операторы обмена криптовалюты

Майнерами признаются лица, обеспечивающие функционирование блокчейна, то есть обеспечение функционирования иных распределённых информационных систем майнингом не признается.

Юридические лица вправе заниматься майнингом, будучи резидентами ПВТ, указавшими при регистрации в бизнес-плане о данной деятельности. Физические лица могут свободно заниматься майнингом, не получая статуса индивидуальных предпринимателей, если они для этого не привлекают третьих лиц по гражданско-правовым или трудовым договорам.

Индивидуальный предприниматель-резидент ПВТ вправе заниматься майнингом, если эта деятельность была заявлена им в бизнес-плане при регистрации.

Для целей налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и НДС майнинг не является налогооблагаемым событием. В отношении требований бухгалтерского учета возникшие (добытые) в процессе майнинга или приобретённые иным способом токены признаются активами.

Функционирование белорусского крипторынка будет обеспечиваться операторами криптоплатформ и операторами обмена криптовалюты (для получения статуса необходимо стать резидентом ПВТ). Они соотносятся так же, как децентрализованные и централизованные криптобиржи.

Криптоплатформы дают возможность совершать сделки с токенами, для этого их операторы устанавливают правила торгов с токенами, условия допуска к торгам, правила листинга токенов. Операторы криптоплатформ должны иметь на счетах в банках Республики Беларусь не менее одного миллиона белорусских рублей.

Операторы обмена криптовалютявляются криптодилерами, совершающими сделки с токенами от своего имени и в своих интересах. И те, и другие должны быть резидентами ПВТ. Операторы обмена криптовалюты должны иметь на счетах в банках Республики Беларусь не менее 200 тысяч белорусских рублей.

Юридические лица-нерезиденты ПВТ могут совершать операции с токенами через указанных инфраструктурных участников крипторынка.

Клиринговая деятельность и деятельность криптоброкеров прямо не предусмотрены Декретом, но перечень видов деятельности на крипторынке, приведённый в Положении о ПВТ, не исключает возможности их появления в будущем.

Новые возможности

Декрет открыл возможность для проведения полностью легальных ICO в максимально комфортных условиях. До истечения срока предоставления налоговых льгот в 2023 году с точки зрения налоговых последствий Республика Беларусь будет выигрывать конкуренцию даже у офшорных юрисдикций.

Для проведения ICO возможны сразу два общих сценария:

  • Во-первых, ICO может быть проведено через резидента ПВТ. Для этого достаточно выбрать резидента, занимающегося деятельностью по оказанию услуг, связанных с созданием и размещением собственных токенов, в реестре резидентов ПВТ, заключить с ним договор и запустить токенсейл.
  • Во-вторых, возможно создание SPV на территории Беларуси с целью получения им статуса резидента ПВТ.

Помимо ICO, Декрет предоставляет возможности по ведению практически полного спектра дейстельности в области криптовалют с понятным и предсказуемым регулированием.

Артём Толкачёв, руководитель блокчейн-лаборатории «Делойт СНГ» 

Декрет является значительным вкладом в развитие криптоиндустрии. Важнейшее достоинство Декрета — снятие самых острых проблем, с которыми постоянно сталкиваются участники крипторынка во всех юрисдикциях (и нередко оказываются не в состоянии снять).

С одной стороны, Декрет устраняет правовую неопределённость созданием специального правового режима проектов, связанных с блокчейн-технологией. Республика Беларусь значительно опередила многие другие юрисдикции в плане подробности правовой регламентации. Получили юридический статус основные элементы крипторынка (блокчейн, смарт-контракты, токены, майнинг).

С другой стороны, Декрет предупреждает характерные для многих юрисдикций опасения, связанные с распространением на ICO проектов законодательства о рынке ценных бумаг, валютного законодательства, требований по лицензированию и так далее. Кроме того, Декрет даёт значительные налоговые стимулы проектам на ближайшие несколько лет.

Можно быть уверенным, что Декрет будет импульсом к развитию криптоэкономики на территории всего таможенного союза.

Денис Алейников

адвокат, старший партнёр юридической фирмы «Алейников и Партнёры»

Мы надеемся что устранение правовой неопределённости для разработчиков и инвесторов в блокчейн-проекты, а также создание специального правового режима в ПВТ, включая снятие визовых и иных барьеров на привлечение иностранных специалистов, будет способствовать притоку в Беларусь квалифицированных специалистов со всего мира. И в конечном итоге приведёт к формированию на базе ПВТ одного из ведущих центров компетенций по таким направлениям как блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект и другие.

VC.RU

 

Китайские стандарты: кошелек Alipay заинтересовал EMVCo

Китайская финансовая компания Ant Financial Services (известная благодаря платежному сервису Alipay) вступила в международный консорциум безопасных платежей EMVCo. Инициатива связана с желанием расширить присутствие на международном рынке. Ожидается, что QR-платежи, которыми сегодня пользуются клиенты Alipay, не только станут доступны в других странах, но и со временем станут глобальным стандартом. Тем самым вытесняя банковские карты.

В консорциуме соглашение с Ant Financial называют технической ассоциацией. Помимо Ant Financial, к EMVCo присоединилось несколько технических партнеров — швейцарская компания по безопасности онлайн-транзакций Truxtun Capital, японская техническая компания NTT Data и немецкая лаборатория тестирования и сертификации электронных устройств CTC Advanced.

На сегодняшний день консорциумом, который обеспечивает единые стандарты безопасности платежей, управляют такие платежные системы: Visa, MasterCard, JCB, American Express, China UnionPay и Discover.

Payspacemagazine

 

В Китае официальной идентификационной системой станет мессенджер

В Китае через популярный мессенджер WeChat можно будет получить доступ к госуслугам, зарегистрироваться в отеле или купить билеты. Пилотная программа запущена в Гуанчжоу, с января 2018 года она начнёт действовать по всей территории страны.

Виртуальные ID-карты сервиса позволят их владельцам пользоваться государственными услугами и службами доставки, регистрироваться в отелях, покупать билеты и совершать другие действия и покупки, при которых необходимо подтверждать личность.

Жители Китая смогут получить две версии ID-карты: «облегчённую» версию, которая подходит, например, для регистрации в интернет-кафе, и «продвинутую» версию, которая позволит зарегистрировать бизнес.

WeChat начал работу в 2011 году как мессенджер, теперь в сервис входит также онлайн-платформа для проведения платежей. По данным Tencent, которой принадлежит сервис, сервисом ежемесячно пользуются около 980 млн человек.

plusworld.ru

 

Венесуэла направляет на обеспечение собственной криптовалюты 5 млрд баррелей нефти

Венесуэла выделяет 5 млрд баррелей нефти для обеспечения создаваемой в стране собственной криптовалюты El Petro. Об этом сообщил в эфире телеканала Venezolana de Television президент страны Николас Мадуро.

«Вот документ, которым я формализую предоставление сертифицированного нефтяного месторождения № 1 Аякучо в районе нефтеносного пояса реки Ориноко в качестве поддержки (обеспечения ценности) криптовалюты El Petro», — заявил он. По его словам, месторождение «располагает запасами в размере 5 млрд баррелей нефти», что подтверждает соответствующий «международный сертификат», выданный одной из зарубежных консалтинговых компаний.

«За каждый El Petro — баррель нефти», — сказал Мадуро, пообещав обеспечить майнинг криптовалюты по всей стране. «Мы соберем (молодых специалистов) в специальную команду по криптовалюте, чтобы они занимались майнингом во всех штатах, во всех муниципиях республики», — указал венесуэльский лидер. Он пообещал, что в будущем выделит для поддержки El Petro золотоносные месторождения Арко Минеро в поясе Ориноко и таким же образом поступит с залежами алмазов.

Мадуро впервые объявил о намерении создать собственную криптовалюту в начале месяца. По его словам, использование новой технологии поможет стране преодолеть социально-экономический кризис. Президент указал тогда, что El Petro Венесуэла будет обеспечивать «запасами природных ресурсов, золота, нефти и алмазов».

ТАСС

 

Банки Узбекистана внедрят удаленную идентификацию пользователей в 2018 г.

В 2018 г. банки Узбекистана планируют внедрить удаленную идентификацию пользователей мобильных приложений для дистанционного управления банковскими счетами.

Как сообщает UzReport, внедрение удаленной идентификации банковских клиентов потребует модернизации Национальной информационной базы банковских депозиторов (НИББД) путем регистрации физических лиц и присвоения им уникальных кодов. Присвоение уникальных кодов физическим лицам является актуальным и в системе «Электронного правительства», поэтому Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций предусматривается внесение в качестве идентификатора физического лица персонального идентификационного номера физического лица (ПИН ФЛ).

Издание отмечает, что удаленная идентификация позволит банкам снизить стоимость привлечения новых клиентов и будет способствовать повышению конкуренции на финансовом рынке. Клиентам, в свою очередь, не потребуется повторно предоставлять данные в финансовые учреждения при совершении различных банковских операций и оформлении услуг.

Plusworld

RSS

Все новости...