Новости платежных технологий

31.05.2018

ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ

ОБЗОР СМИ

 

Информация о кадровых изменениях 

Заместитель Председателя Банка России Виктор Иванович Берестовой с 15 июня 2018 года покинет свой пост в связи с  выходом на пенсию.

Банк России

 

Зампред ЦБ Виктор Берестовой покинет свой пост

Зампред Банка России Виктор Берестовой с середины июня покинет свой пост. Об этом сообщает в среду пресс-служба регулятора.

«Заместитель председателя Банка России Виктор Иванович Берестовой с 15 июня 2018 года покинет свой пост в связи с выходом на пенсию», — поясняется в сообщении.

По информации на сайте регулятора, Виктор Берестовой в статусе зампреда ЦБ курирует документационное, организационное и информационное обеспечение подразделений Банка России; транспортное, социально-бытовое и медицинское обслуживание; имущественное и личное страхование; организацию работы оздоровительных подразделений Банка России; вопросы охраны труда; материально-техническое обеспечение структурных подразделений Банка России (кроме материально-технического обеспечения информационных систем и наличного денежного оборота).

Берестовой непосредственно координирует и контролирует работу административного департамента, хозяйственно-эксплуатационного управления, комбината общественного питания, автопредприятия, многопрофильного медицинского центра, оздоровительного объединения «Солнечный городок» и базы отдыха «Звенигородка» Банка России.

Согласно данным на сайте ЦБ, Берестовой не входит в его совет директоров.

Напомним, председатель Банка России Эльвира Набиуллина в июле 2017 года объявила о ряде кадровых перестановок в ЦБ и, в частности, об  изменениях в распределении обязанностей между своими заместителями. Так, Виктор Берестовой был назначен курировать административный департамент Центробанка.

Как свидетельствует  информация  на сайте регулятора, ранее Берестовой помимо этого также курировал финансовый департамент и главное управление недвижимости Банка России, отвечая в том числе за финансовое планирование, сметное финансирование и контроль за расходованием средств на содержание Банка России, налогообложение и ряд других вопросов.

Виктор Берестовой родился в 1948 году в Воронежской области. По образованию инженер-механик сельского хозяйства, долгое время проработал в сельскохозяйственной отрасли, также делал партийную карьеру. В конце существования СССР избирался народным депутатом России. В августе выступил против ГКЧП и вышел из КПСС. После несколько лет возглавлял администрацию Белгородской области. В 1993 году был избран депутатом Госдумы первого созыва, входил во фракцию Аграрной партии России. Работал в Счетной палате РФ, также в свое время руководил Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и занимался соответствующими вопросами в Налоговой службе. С марта 1999 года занимал должность заместителя министра РФ по налогам и сборам. В мае 2003 года Берестовой занял пост заместителя председателя Центрального банка и начал курировать вопросы административно-хозяйственной деятельности. См. также другие подробности  биографии Берестового  на портале finparty.ru. 

Banki.ru

 

Искусственный интеллект позволил российским банкам прогнозировать поведение клиентов

Искусственный интеллект облегчил работу банков с должниками. Алгоритмы машинного обучения позволили прогнозировать поведение клиентов и отличать «плохих» заемщиков от «хороших». Таким образом, с помощью алгоритма можно спрогнозировать вероятность поступления платежей по кредиту и снизить число звонков заемщикам. Об этом  «Известиям»  рассказали в крупнейших банках из топ-30.

При принятии решений используются данные о поведении клиентов. Если раньше это было всего несколько десятков показателей, то теперь их сотни и даже тысячи, отметил менеджер проекта «Биг дата» Хоум Кредит Банка Сергей Герасимов. Применение машинного обучения позволило банку более точно прогнозировать вероятность невозврата кредита, в результате уровень просроченной задолженности снизился до 3,7%, добавил он.

Искусственный интеллект позволил в 70% случаев отказаться от звонков клиентам на ранних стадиях при появлении просрочки, рассказал управляющий директор Бинбанка Вадим Ковалев. По его словам, это повысило лояльность клиентов, при этом эффективность сбора просроченной задолженности не упала. Кроме того, банк сэкономил на взыскании.

«Выявляются заемщики, звонить которым, в принципе, бесполезно. В результате мы не беспокоим клиентов без необходимости, а звонки поступают только тем, кому необходимы напоминания и консультации», — отметил Вадим Ковалев.

Использование алгоритмов повысило лояльность клиентов и снизило уровень просроченной задолженности, отмечают участники рынка. Часто заемщик даже не понимает, что взаимодействует с роботом: в некоторых банках машина принимает 80% решений по ипотечным сделкам.

Однако оценка банковских рисков — далеко не единственная сфера, где активно применяются технологии машинного обучения. Банки планируют отдать роботам большое количество рутинных функций, а это снизит расходы на персонал. Как отметили в Россельхозбанке, новые технологии повысят доступность банковских услуг для клиентов, позволят снизить риски и затраты банка, а также обеспечить персональный подход. Роботы будут анализировать информацию о потребителе и на основе полученных данных делать индивидуальные предложения.

Известия

 

ЦБ планирует запустить единый реестр вкладов физлиц

Центральный банк планирует запустить единый реестр вкладов физических лиц, который объединит данные по банковским вкладам российских граждан. Об этом рассказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина на конференции Международной ассоциации страховщиков депозитов.

«В процессе очищения банковской системы нам пришлось столкнуться с вопиющими случаями забалансовых вкладов. Их было не так много, если сравнивать с общим числом вкладчиков и объемами вкладов в системе, но мы считаем эту проблему достаточно серьезной. Она затрагивает интересы граждан, которые попадают в очень серьезную ситуацию. Здесь нужно выработать специальные решения. Мы долго обсуждали и планируем все-таки запустить единый реестр вкладов физических лиц, которые объединит данные по банковским вкладам граждан РФ», — рассказала глава регулятора в ходе выступления.

«Это серьезный технологический проект, который, мы уверены, будет способствовать повышению доверия вкладчиков и ответственному поведению менеджмента банка», — подчеркнула она.

BAnki.ru

 

Набиуллина: сейчас идет ликвидация более чем 300 финорганизаций с активами почти 4 трлн рублей

Агентство по страхованию вкладов одновременно осуществляет ликвидацию более чем 300 финансовых организаций с активами почти 4 трлн рублей, заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина на конференции Международной ассоциации страховщиков депозитов.

Это очень большая нагрузка, подчеркнула глава регулятора. По ее мнению, эту проблему можно решить с помощью перехода в электронную форму взаимодействия.

«Сейчас одновременно осуществляется ликвидация более 300 финансовых организаций с активами почти 4 триллионов рублей. Учитывая масштабы этой деятельности, перевод в электронную форму взаимодействия с кредиторами и заемщиками ликвидированных банков — это важная задача по модернизации деятельности агентства. Заявление требований, получение результатов их рассмотрения, получение выписок из реестра, возврат кредитов, уточнение размеров долга — все эти действия планируется совершать в электронной форме», — рассказала она в ходе выступления.

Banki.ru

 

Центробанк: российский финансовый рынок продемонстрировал зрелость

Российский финансовый рынок продемонстрировал устойчивость в условиях всплеска волатильности, вызванного новыми санкциями в апреле 2018 года. Об этом говорится в «Обзоре финансовой стабильности» Банка России.

«Несмотря на резкий рост рыночной волатильности, реакция участников оказалась краткосрочной, российский финансовый рынок продемонстрировал зрелость. Влияние санкций проявилось в ослаблении рубля и снижении стоимости ценных бумаг преимущественно под влиянием операций нерезидентов», — говорится в обзоре.

 «Основными факторами достижения устойчивости стали стабильная макроэкономическая ситуация (восстановление роста экономики, низкая инфляция, снижение бюджетного дефицита, низкая долговая нагрузка бюджета) и наличие запаса прочности финансового сектора», — заявили в ЦБ.

Отдельно отмечается, что валютный рынок сохранял ликвидность даже в условиях масштабных покупок иностранной валюты нерезидентами. «Предложение иностранной валюты обеспечивали преимущественно российские банки, обслуживающие крупнейших экспортеров. Население при этом не проявляло значимого интереса к покупке иностранной валюты, а наоборот, в указанный период выступало нетто‑продавцом», — говорится в документе.

Banki.ru

 

Совет Федерации одобрил закон о контрсанкциях

Совет Федерации единогласно одобрил федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств». Об этом сообщается на сайте верхней палаты российского парламента.

Как пояснил представивший документ председатель комитета Совфеда по экономической политике Дмитрий Мезенцев, закон носит рамочный характер. Предусматривается возможность предоставления правительству РФ полномочий по введению ряда мер экономического и политического характера по защите интересов и безопасности РФ, прав и свобод граждан РФ путем введения мер, связанных с предупреждением и пресечением противоправных и недружественных действий США и иных иностранных государств.

Под иностранными государствами в целях этого закона понимаются государства, принявшие решения о присоединении к действиям США и введении экономических санкций в отношении отдельных отраслей экономики РФ, российских юридических и (или) физических лиц или поддержавшие такие решения.

Такие меры будут вводиться, а также отменяться (в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для их введения) правительством РФ по решению президента РФ. Решения о введении мер воздействия (противодействия) и об их отмене также могут быть приняты президентом на основе предложений Совбеза РФ.

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что сенаторами совместно с депутатами Государственной думы была проделана большая работа по корректировке закона, уточнению его положений.

По ее словам, Россия готова к сотрудничеству со всеми. «Но мы не позволим нарушать права наших граждан, наших компаний, ограничивать наш суверенитет», — заключила Матвиенко.

Banki.ru

 

Эксперты раскритиковали российские законопроекты о криптовалютах

22 мая депутаты Государственной Думы РФ в первом чтении  одобрили  законопроекты «О цифровых финансовых активах», «О внесении  изменений  в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса (ГК) РФ», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».

Специально для журнала ForkLog эксперты проанализировали эти законопроекты и указали на их сильные и слабые стороны. Вторых, впрочем, оказалось больше.

Артем Толкачев, директор ООО  «Делойт Консалтинг»:

Несмотря на несогласованность терминов, а также подходов к регулированию, ни один из рассматриваемых проектов нельзя назвать запретительным: каждый из них признает наличие новой формы экономического блага — будь то цифровой финансовый актив, цифровое право или токен, — фиксация которого и распоряжение которым осуществляется в специальном реестре.

При этом в законопроекте о «О цифровых финансовых активах» и законопроекте «О поправках к ГК» существует деление на криптовалюту и токены, а законопроект «О краудфандинге» и вовсе не оперирует понятием криптовалюты.

Прямое указание в законе на наличие нового объекта — криптовалюты — должно благотворно сказаться на бизнесе, который в настоящий момент испытывает большие трудности: операции с криптовалютой периодически связывают с выпуском и оборотом денежных суррогатов и совершением операций, запрещенных законодательством о противодействии отмыванию денежных средств, полученных преступным путем.

В целом, этот подход уравновешен более прагматичным взглядом налоговой службы, которая уже сейчас дает, хотя и в самом общем виде, разъяснения по налогообложению операций с криптовалютой как для физических, так и для юридических лиц.

Между тем уже сейчас понятно, что предлагаемое регулирование по многим вопросам не соответствует деловой практике, а потому его применение будет либо невозможным, либо неэффективным.

Например, порядок обращения криптовалют, установленный в законопроекте «О цифровых финансовых активах», достаточно жестко регламентирован и затрудняет практическую возможность участия инвесторов и эмитентов в обороте цифровых активов. Судя по тексту законопроекта, предлагается не просто ввести специальных субъектов — операторов обмена цифровых финансовых активов, но и установить существенные ограничения на совершаемые с их помощью операции.

Одним из них является требование о прохождении полной идентификации лиц, совершающих сделки с криптовалютой, с отсылкой на текущее законодательство по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. При этом остаются открытыми вопросы, связанные с применением данных требований на практике. К ним относится, например, необходимость использования совершенно новых методов выявления источника происхождения криптоактивов и мониторинга операций с ними, а также возможность проведения упрощенной идентификации дистанционным способом.

В целом концепция проведения операций с цифровыми активами также кардинально изменяется по сравнению с текущей установленной рыночной практикой: для операций становится необходим цифровой кошелек, который будет открываться исключительно российским оператором обмена цифровых финансовых активов.

С учетом ограничений, вводимых законопроектом «О цифровых финансовых активах», высокая привлекательность российских проектов для иностранных инвесторов является крайне маловероятной. Помимо этого, практическая возможность участия российских резидентов в иностранных ICO-проектах  без нарушений российского законодательства также представляется затруднительным.

Предлагается также не допускать обмен одних цифровых активов на другие – обмен возможен только на рубли и иностранную валюту.

Законопроект «О внесении изменений в ГК РФ» прямо указывает на возможность использования цифровых денег (фактически — криптовалют) в качестве платежного средства. Правда, как и почти всякое положение этого законопроекта, оно отсылает к правилам, установленным специальным законом. Соответственно, использовать криптовалюту для осуществления расчетов по сделкам по приобретению токенов нельзя.

Одним из последствий такого запрета будет невозможность проведения ICO в привычном понимании: сегодня большинство проектов используют смарт-контракты, привлекая средства в криптовалютах, — с использованием смарт-контрактов. В концепцию традиционного ICO также не вписываются и положения законопроекта «О краудфандинге»: инвестиции в проект могут осуществляться только безналичными денежными средствами, которые перечисляются на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы.

Многочисленные разногласия с устоявшейся практикой порождают неразрешенный вопрос: как же предлагается решать задачу регулирования процесса привлечения финансирования, который показал столь активный рост в прошлом году?

Законопроект «О цифровых финансовых активах» отличают упрощенные правила по раскрытию информации для эмитентов токенов; кроме того, эмитент наделен правом определять конкретные условия сделки по продаже токенов.

Установление простых правил раскрытия информации для эмитентов, скорее всего, объясняется тем, что законодатель делает ставку на защиту инвестора путем установления ограничений на участие в финансировании: свободно участвовать в ICO по новым правилам смогут квалифицированные инвесторы; для неквалифицированных инвесторов будет устанавливаться предельная сумма инвестиций. При этом стоит отметить, что текущая рыночная практика сводится как раз к тому, что основное число инвесторов в ICO-проекты составляют неквалифицированные инвесторы, в то время как институциональные инвесторы только начинают с большой осторожностью осваивать этот рынок. В этой связи указанные ограничения могут существенно повлиять на успешность ICO-кампаний.

Законопроект «О краудфандинге» предлагает несколько вариантов прав, которые могут олицетворять токены, их перечень настолько широк, что фактически и эмитент может выбрать любую стратегию для обоснования продажи токенов. При этом, к сожалению, ни законопроект «О цифровых финансовых активах», ни законопроект «О краудфандинге» не предполагает закрепления инвестиционного договора, который мог бы стать одной из самый востребованных конструкций на рынке: такой договор предполагал бы получение дохода в зависимости от финансовых показателей эмитента токенов без права на управление в компании, которое мало интересует новое поколение инвесторов.

Для неквалифицированных инвесторов в законопроекте «О краудфандинге» также предусмотрено ежегодное ограничение на сумму инвестиций, совершенных с использованием инвестиционных платформ. Аналогичное пороговое значение по получаемым средствам в течение одного календарного года будет установлено для лиц, привлекающих инвестиции, включая эмитентов токенов. Соответствующие количественные ограничения будут устанавливаться Банком России. В первоначальной версии законопроекта, опубликованной на сайте ЦБ РФ, пороговые значения были установлены в объеме 500 тысяч и 200 млн рублейсоответственно.

Установление количественных значений может поставить под вопрос целесообразность выбора краудфандинга в качестве альтернативы для привлечения инвестиций в целом и создает ряд противоречий: с учетом серьезных ограничений законодатель пытается перевести в разряд целевой аудитории квалифицированных инвесторов; при этом данный тип инвесторов, как правило, не заинтересован в участии в ICO-кампаниях на небольшие суммы, равно как организации, которые обычно привлекают средства от квалифицированных инвесторов.

Также законопроект «О краудфандинге» вводит нового субъекта — оператора инвестиционной платформы — и определяет требования к такому субъекту, а также отделяет его ответственность от ответственности эмитента токенов, что также положительно скажется на создании необходимой инфраструктуры и совершенствовании и повышении безопасности процесса привлечения инвестиций.

При этом для операторов инвестиционных платформ Банк России предлагает процедуру включения в реестр, а не лицензирования (деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов, напротив, предполагает получение лицензии в рамках законодательства об организованных торгах и законодательства о рынке ценных бумаг). На данный момент неясно, как будут соотноситься эти субъекты, учитывая, что деятельность операторов инвестиционных платформ будет распространяться на посредничество не только при выпуске токенов, но и при реализации других способов привлечения финансирования, в том числе в рамках законодательства о рынке ценных бумаг.

В завершение стоит отметить, что ни один из законопроектов, которые до сих пор предлагались в качестве основы для регулирования криптовалют в России, не затрагивает вопросов бухгалтерского и налогового учета цифровых активов и не рассматривает деталей обращения взыскания на цифровое имущество в рамках исполнительного производства с учетом множества особенностей, связанных с их эмиссией и оборотом. Это еще одна из причин, помимо всех вышеперечисленных, которая дает основание предположить, что в краткосрочной перспективе предложенное регулирование в текущей редакции вряд ли сможет охватить базовые практические вопросы инвесторов и интернет-проектов, ставя тем самым под сомнение привлекательность российского рынка.

Игорь Судец, директор программы дополнительного образования  Blockchain Lawyers:

На голосование была вынесена первоначальная редакция законопроекта «О цифровых финансовых активах», однако и разработчики, и экспертное сообщество понимают, что в результате законопроект обретет совсем другие очертания. Этот законопроект глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков обещал существенно править еще в момент внесения, а сейчас, когда есть заключение правительства, стало понятно, что он будет переписан полностью.

В Сколково и на Петербургском международном юридическом форуме представлялась новая редакция законопроекта — и она ничего общего с блокчейном не имеет — в нем речь идет о создании цифровых платформ, которые на своих нераспределенных реестрах учитывают денежные обязательства, фактически облигации, и доли/акции компаний, являясь, в свою очередь, агентами, обеспечивающими регистрацию соответствующих прав в госорганах. Идея очень хорошая и правильная, но к блокчейну отношения не имеет.

Также достоверно известно, что из базового законопроекта, внесенного председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным и председателем профильного комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым, исчезнет упоминание так называемых цифровых денег (криптовалют). Такой подход является резко негативным, поскольку отказавшись легализовывать криптовалюту из-за ее якобы теневого характера, ее статуса денежного суррогата и финансовой пирамиды, законодатель будет вынужден ограничить возможности и других блокчейн-инструментов, в частности ICO и майнинга. А если криптовалюта является ничем с точки зрения права, ее реклама не приветствуется, а собственники не имеют судебную защиту, в том числе от хищений — криптовалюта не сможет привлекать инвестиции в российскую юрисдикцию.

В то же время хочется отдать должное разработчикам законопроекта, которые очевидно пытались создать комфортные условия в ГК для дальнейшего внедрения новых технологий. При этом важно понимать, что поправки в Гражданский кодекс не будут работать без внедрения профильного законодательства и принятия соответствующих подзаконных актов.

Александр Журавлев, управляющий партнер юридической компании «Эффективные бизнес ресурсы» и сооснователь программы дополнительного образования  Blockchain Lawyers:

Законопроект «О цифровых финансовых активах» определяет майнинг как коммерческую деятельность. Кроме того, согласно проекту, к майнерам предлагается относить граждан и юридических лиц, которые в течение трех месяцев превышают лимиты энергопотребления. Однако проблема состоит в том, что лимиты, которые в большей части субъектов РФ попросту не установлены, могут быть превышены и по другим причинам.

На мой взгляд, вместо этого стоит ввести официальную регистрацию майнеров и установить некий уровень прибыли и/или количество операций, а также иные критерии, при превышении которых их деятельность переходит в разряд коммерческой.

Важно разделять два вида майнинга: промышленный майнинг в больших масштабах, в интересах третьих лиц или собственных и непромышленный вид майнинга, когда человек посредством одного ASIC-майнера добывает криптовалюту для себя. Подводить все под предпринимательскую деятельность — неразумно.

Законопроект  вводит понятие смарт-контракта  как «договора в электронной форме». Однако существующие положения ГК РФ различают только устную, письменную и нотариальную форму. По сути смарт-контракт — это вид договора, поэтому мы предлагаем заменить термин «форма» на «вид», что позволит избежать путаницы в понятиях.

В целом определение смарт-контракта нельзя назвать полным. На наш взгляд, это компьютерный алгоритм и/или код, предназначенный для заключения и/или исполнения сделок в ГК. Также нужно прописать возможность использования смарт-контракта не только в распределенном реестре.

В законопроекте «О внесении изменений в ГК» содержится условие, которое разрешает третьим лицам и сторонам сделки оспаривать только исполнение смарт-контракта. Это условие нужно исключить, потому что оно противоречит статье 12 ГК РФ, а также специальным нормам закона «О банкротстве». Поскольку в этих статьях исчерпывающе указан полный перечень способов судебной защиты прав, то созданные в новом законопроекте ограничения могут породить противоречия при судебных разрешениях подобных споров.

С другой стороны, законодателю необходимо подтвердить, что стороны договора подтверждают, что понимают и согласны с условиями, прописанными исключительно в форме программного кода. На слушаниях в Общественной палате разработчики согласились с необходимостью доработки этого положения.

Понятие цифровых денег, исходя из заключения профильного комитета, который проектирует дальнейшие поправки, будет исключено из законопроекта о внесении изменений в ГК, при этом в проекте ФЗ «О цифровых финансовых активах» вводится понятие «криптовалюта». В законопроекте уточняется, что совершать обмен цифровых финансовых активом на рубли или иностранную валюту допустимо только через операторов подобных активов: брокеров, дилеров, юридических лиц и биржевые площадки. Перечень разрешенных в России сделок и порядок их проведения будет устанавливать Центробанк по согласованию с правительством. При этом предлагается также не допускать обмен одних цифровых активов на другие (обмен одной криптовалюты на другую или обмен токенов на криптовалюту).

Очень важно, чтобы возможность произведения оплаты в криптовалюте была сохранена, хотя бы для ICO-проектов, поскольку платить за токены криптовалютой — это общемировая практика. Если это сейчас ограничить, то многие ICO-проекты не придут в российскую юрисдикцию. По оценке аналитического агентства ICORating, общие вложения инвесторов в ICO только за первый квартал 2018 года составили  более $3,3 млрд, и это нужно расценивать как потенциальные налоги, рабочие места и т.д.

Что касается ICO, то мы предлагаем ввести прогрессивную формулу, которая учитывала бы размер инвестиций в проект и потенциальный размер убытков. На основании этих данных для каждого проекта можно отдельно рассчитывать минимальный размер уставного капитала.

Кроме того, мы предложили осуществлять дополнительную защиту инвесторов через введение обязательного страхования рисков для организаторов ICO. По нашему представлению, это будет представлять собой аналогию фонда обманутых дольщиков, который будет использован в случае провала ICO-проекта.

Кроме того, нами предлагается в будущем не ограничивать модели проведения ICO: SAFT, ILP, DAICO, STO и традиционную модель классического ICO, поскольку непонятно, какие из них смогут прижиться в РФ.

Следует отметить, что поскольку Банком России будут устанавливаться ограничения для неквалифицированных участников рынка на инвестиции в краудфандинговые проекты, то сам смысл «народных инвестиций» теряет свое значение в привычном понимании. Именно поэтому, если в рассматриваемые законопроекты не будут внесены изменения, проведение ICO в РФ не сможет стать доступным инструментом для развития бизнеса в его общемировом понимании.

Отметим, что для проведения операций с цифровыми активами необходимо иметь цифровой кошелек. Его открытие будет возможно исключительно российским оператором обмена цифровых финансовых активов.

В проекте ФЗ «О краудфандинге» вводится понятие оператора инвестиционной платформы, а также устанавливаются требования к нему. Этим законопроектом вводится разграничение его ответственности от ответственности лиц, которые выпускают токены. Для операторов инвестиционных платформ Банк России предлагает процедуру включения в реестр, а не лицензирования в привычном понимании.

В проекте ФЗ «О цифровых финансовых активах» вводится понятие «Оператор обмена цифровых финансовых активов» — это юридическое лицо, совершающее сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ. Деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов в отличии от инвестиционных платформ предполагает получение лицензии в рамках законодательства об организованных торгах и о рынке ценных бумаг.

Также остается открытым вопрос, как именно будет соотноситься деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов с инвестиционными платформами.

Нам бы хотелось, чтобы законодатели легализовали работу иностранных обменников, криптовалютных бирж и кошельков без дополнительных заявок с их стороны (путем выдачи разрешений со стороны профильного органа исполнительной власти). Пока что там предполагается сложная процедура аккредитации.

Поправки, предложенные в статью 128 ГК РФ, относят цифровые права к объектам гражданских прав, и это очень хорошая норма, потому что в случае возникновения каких-либо споров, можно точно сказать, что токены — это имущественные права, которые подлежат защите. На мой взгляд, внесение таких изменений положительно скажется на правоприменительной практике.

Предлагается уточнить и расширить используемый в законопроектах термин «Цифровые права» (токены) до общемировой терминологии: «utility-» и «security-токенов». Мы предлагаем дополнить описание различий между ними, в том числе в вопросе их законодательного регулирования. Это следует также разграничить специальным законом «О цифровых финансовых активах», а не в поправках к ГК.

Вместе с тем, сам термин «цифровые права» подразумевает, что речь идет о неком субъективном праве, тогда как по терминологии статьи цифровое право — это цифровой код или обозначение права на объекты гражданских прав. Здесь нужно учесть, что сведения или запись о каком-то имущественном праве не могут являться правом как таковым, а лишь могут подтверждать наличие права.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что цифровые права дают возможность у кого-то что-то требовать, но совершенно ясно, что возможность потребовать дает не сама запись, код или обозначение, которые есть в блокчейне, а то право, которое эту возможность предусматривает. Токен по сути дает право требовать от определенного лица либо исполнения обязательств по поставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ, если это utility-токен, либо исполнения денежных обязательств (возврат займа с процентами, выплаты дивидендов и т.д.) или участия в управление компании, если это security-токен.

Кроме того, во избежание разночтений и противоречий в правоприменительной практике, следует упорядочить терминологию во всех трех законопроектах.

ФНС уже сейчас предоставляет общие разъяснения по налогообложению операций с криптовалютами для юридических и физических лиц. Однако до настоящего времени не разработан законопроект, который бы регламентировал налогообложение трейдинга, операций с криптовалютой, обменников, майнинга, а также вопросов, связанных с ICO. Пробел в этом вопросе может привести к негативным последствиям, поскольку налогообложение должно коррелировать с принимаемыми положениями этих законопроектов и правила игры для бизнеса в этой сфере должны быть понятны.

Мы считаем, что до рассмотрения законопроектов во втором и третьем (окончательном) чтении необходимо разработать положения законодательства, которые будут регулировать вопросы налогообложения этой отрасли. Это можно сделать, создав согласованный с экспертным сообществом специальный режим под эти виды деятельности или, по примеру Беларуси, объявить налоговые каникулы для всех игроков криптовалютного рынка сроком на один год, чтобы оценить, как будут работать принятые законопроекты в окончательном виде и подготовиться к нормальному налоговому администрированию отрасли.

Поскольку у цифровых активов существует особая система оборота, учета и операций, то законодателю следовало предложить соответствующие поправки о порядке обращения взыскания на цифровые активы/права в рамках принудительного исполнения судебных решений (исполнительного производства). Отдельно следует отметить, что законодатель не предложил таких поправок.

В целом на фоне международной практики Россия заняла сдержанную позицию в отношении криптовалют, не пойдя по пути Китая или Индии с полным запретом этого рынка, но и не заняв общепринятую лидерами рынка прогрессивную позицию, как это сделали Швейцария, Гибралтар и подобные юрисдикции. Но сам по себе важен тот факт, что работа в этом направлении ведется. Я надеюсь, что законодатели и другие профильные ведомства услышат экспертное сообщество и внесут поправки в законопроекты ко второму и третьему чтению, поскольку большинство экспертов сошлись во мнении, что документы нуждаются в доработке.

По поручению президента РФ работа по законодательному регулированию криптовалют должна быть завершена  к июлю, но, на наш взгляд, важно не бежать за исполнением этого поручения, а основательно и обстоятельно доработать законопроект, поскольку отрасль очень важная и она может обеспечивать прорыв в экономике.

Добавим, что перечисленные выше поправки в ГК РФ были переданы экспертами в Общественную палату РФ. Прочие предложения по изменению законопроекта «О цифровых финансовых активах» должны быть представлены  в срок  до 4 июня.

Forklog

 

Ассоциация «Россия»: банковский сектор обременен проблемными и непрофильными активами

Банковский сектор РФ по-прежнему обременен проблемными и непрофильными активами. Об этом говорится в отчете ассоциации «Россия» за 2017 год.

Вследствие низкой инвестиционной привлекательности бизнеса увеличение нагрузки на капитал не подкрепляется притоком собственных средств. В отрасли полнее проявляются признаки монополизации, в ключевых сегментах рынка отмечаются высокие уровни концентрации активов и пассивов, повысились темпы огосударствления банковского сектора, указывают в ассоциации.

В части, посвященной макроэкономическим условиям функционирования банковского сектора в 2017 году, также отмечается, что российские банки, как и предприятия, отрезаны от значительной части средне- и долгосрочных источников внешнего финансирования.

По мнению представителей ассоциации, в этих условиях все более важное значение приобретает задача активизации внутренних драйверов экономического роста.

BAnki.ru

 

60% банковских счетов будут открываться с помощью биометрии к 2025 году

К 2025 г. 60% счетов в банках будут открываться дистанционно через Единую биометрическую систему.

Такой прогноз представил  руководитель направления проектного офиса «Цифровая идентичность» компании Ростелеком Эдуард Сегал, выступая на конференции ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2018», который проходит в Москве 30-31 мая.

В настоящее время в тестировании ЕБС участвуют свыше 40 кредитных организаций, среди которых Тинькофф Банк, ВТБ, Альфа-Банк, Почта банк, Райффайзенбанк, Совкомбанк, Сбербанк, СКБ-Банк, Промсвязьбанк, Банк Хоум Кредит, Россельхозбанк, АК Барс банк и другие.

Напомним, ЕБС заработает в России с 1 июля 2018 г. Система позволит гражданам получать банковские услуги дистанционно. Система создается по инициативе Банка России и Минкомсвязи РФ.

Plusworld

 

Костин: против российской банковской системы идет война

Глава банка ВТБ Андрей Костин считает, что против российской банковской системы идет целенаправленная война. Об этом он рассказал в ходе выступления на общем собрании ассоциации «Россия».

«Нельзя не учитывать, что мы живем в особое время. Во время, когда против российской банковской системы идет целенаправленная война. Действия, которые подрывают и ослабляют наш банковский сектор. Достаточно привести два примера: секторальные санкции в отношении крупнейших банков и снижение рейтинга нашей страны. Необоснованное занижение рейтинга», — заявил Костин.

Banki.ru

 

Ростелеком представил демо-версию Единой биометрической системы на майском ПЛАС-Форуме

Ростелеком представил демо-версию создаваемой им Единой биометрической системы на выставке ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2018».

Система позволит банкам предоставлять целый ряд услуг и сервисов своим клиентам в режиме удаленного доступа. Для этого используется единая система межведомственного электронного взаимодействия, в рамках которой работают финансово-кредитные учреждения и Ростелеком.

Клиенту банка достаточно однажды посетить банковское учреждение и внести свои биометрические данные в базу: лицо и голос. Эти данные вследствие будут использоваться кредитными организациями для проверки личности. Так, чтобы получить банковскую услугу, клиенты должен будет на камеру произнести определенную информацию, указанную банком. В демо-версии Ростелекома пользователей просят назвать цифры, изображенные на экране.

В дальнейшем клиенты смогут открывать счет, подать заявку на кредит, оформить вклад не покидая своей квартиры. Использование технологии позволит финансово-кредитным учреждениям не только снизить финансовые риски, но и избежать необходимости создания дополнительных офисов, особенно в отдаленных регионах, а клиенты организации, в частности, маломобильные категории граждан смогут получить весь набор сервисов и доступ ко всем продуктам банкв в любой точке страны, там, где есть зона действия интернета.

На конференции ПЛАС-Форума руководитель направления проектного офиса «Цифровая идентичность» компании Ростелеком Эдуард Сегал представил прогнозы, согласно которому к концу 2018 г. около 3 тыс. банковских отделений будут регистрировать граждан в ЕБС, а к 2025 г. 60% счетов в банках будут открываться дистанционно через эту систему.

Напомним, ЕБС заработает в России с 1 июля 2018 г. Система создается по инициативе Банка России и Минкомсвязи РФ.

Plusworld

 

«Ростелеком»: в 2019 году биометрическая платформа будет масштабирована на нефинансовый сектор

В 2019 году разрабатываемая компанией «Ростелеком» биометрическая платформа для идентификации будет использована и в других сферах — главным образом в социальной сфере и здравоохранении. Об этом рассказал руководитель направления проектного офиса «Цифровая идентичность» компании «Ростелеком» Эдуард Сегал в ходе IX Международного ПЛАС-форума, посвященного дистанционным платежам.

По словам Сегала, на текущий момент «Ростелеком» ведет переговоры на эту тему с Минздравом, Минтруда и некоторыми другими госструктурами.

«Не ранее чем во второй половине 2018 года, а в основном в 2019 году активно масштабируем нашу биометрическую систему в другие сферы. В первую очередь я говорю о «социалке» и здравоохранении», — отметил Сегал.

Banki.ru

 

К Единой биометрической системе подключились более 40 банков

Об этом заявил руководитель направления проектного офиса «Цифровая идентичность» компании Ростелеком Эдуард Сегал, выступая на конференции ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2018», который проходит в Москве 30-31 мая.

Он рассказал, что ряд банков находятся на очень продвинутых стадиях внедрения биометрических технологий, например, Тинькофф Банк и Почта Банк. Также в тестировании системы принимают участие ВТБ, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Совкомбанк, Сбербанк, СКБ-Банк, Промсвязьбанк, Банк Хоум Кредит, Россельхозбанк, АК Барс банк и другие.

 «Мы чувствуем себя уверенно и считаем, что к 1 июля 2018 г. придем к запуску нашего биометрического решения в production со значительным количеством банков», — рассказал Э. Сегал.

Напомним, ЕБС заработает в России с 1 июля 2018 г. Система позволит гражданам получать банковские услуги дистанционно. Система создается по инициативе Банка России и Минкомсвязи РФ.

Plusworld

 

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

 

В Казахстане предложили концепцию регулирования рынка криптовалют

Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), на территории которого действует особый правовой режим, разработал и утвердил Концепцию регулирования рынка виртуальных валют и частного размещения ценных бумаг. Об этом сообщила глава межведомственной группы по оценке рисков оборота криптовалют в РФ Элина Сидоренко в своем в Telegram-канале «КриптоЛина».

Документ призван урегулировать отношения, возникающие при хранении и обращении виртуальных валют через операторов специализированных торговых платформ.

Также в документе даны определения ключевых терминов, используемых в процессе выпуска, хранения и обращения виртуальных валют. В частности, вводятся понятия «смарт-контракт», «цифровые кошельки», «майнинг».

В отдельном разделе прописаны правовые основы для частного размещения ценных бумаг, освобожденного от регистрации в финансовом регуляторе.

Авторы документа предлагают ввести около десяти различных режимов частного размещения токенизированных ценных бумаг, в зависимости от привлекаемой суммы, категории инвесторов, видов акций.

Для защиты прав неквалифицированных инвесторов, документом предлагается закрепить требования по раскрытию им информации, являющейся существенной для принятия обоснованного инвестиционного решения, а также ограничить инвестиции в ценные бумаги суммой $2000.

Однако, в случае предоставления подтверждающих документов, сумма инвестиции для таких инвесторов может превышать указанный лимит, но не более 10% от годового дохода и не более $100 тысяч.

«Запрет виртуальных валют может иметь негативное воздействие на уровень региональной и глобальной угрозы отмывания доходов и финансирования терроризма, поскольку это может загнать виртуальные валюты в теневую экономику, где они продолжат функционировать без надлежащего надзора контролирующих органов», — отмечается в документе.

Также в концепции указано, что оборот виртуальных валют должен отвечать нормам о защите прав потребителей, обеспечению финансовой стабильности, внутренней и сетевой информационной безопасности.

«Следует отметить, что при разработке проектов поправок МФЦА придерживается принципа технологического нейтралитета во избежание частого пересмотра норм законов, которые возникают в связи с появлением новых технологических разработок. Как член специально созданного экспертного совета МФЦА, хочу полностью поддержать казахских коллег, которые взяли лучшие практики и объединили их в один документ», — резюмировала Элина Сидоренко.

Напомним, в конце марта Национальный банк Казахстана заявил о намерении  запретить покупку и продажу криптовалют за тенге, деятельность бирж в этом сегменте, а также любые виды майнинга.

Forklog

 

В Швейцарии задействуют блокчейн для отслеживания грузов

Швейцарская компания Swissport, предоставляющая услуги по обслуживанию в аэропортах и провозу багажа, объявила о планах задействовать блокчейн в сфере международных грузоперевозок. Об этом сообщила  пресс-служба  компании.

Компания запустит пилотный проект в партнерстве с местным стартапом Olam.

По словам Хенрика Лейссенса, отвечающего в Swissport за международные грузоперевозки, технология распределенного реестра позволит улучшить безопасность проведения транзакций, повысит прозрачность операций и снизит затраты компании.

«Блокчейн позволит нам переосмыслить нашу работу с партнерами в авиационной и логистической экосистемах. Мы ожидаем увидеть долгосрочную выгоду от этой технологии», — сказал глава отдела инноваций Swissport Флориан Эггеншвилер.

Также Swissport в партнерстве с блокчейн-платформой Winding Tree, занимающейся распределением маршрутов, протестирует блокчейн-программу для предоставления путешественникам уникальных сервисов.

Напомним, в мае мировой лидер в сфере контейнерных перевозок  Maersk  приступил к использованию блокчейн-платформы Insurwave.

Forklog

 

WebMoney заблокировали на Украине

Украинцы, у которых есть электронные кошельки в гривне в платежной системе WebMoney.UA смогут вновь начать ими пользоваться в 2021 году.

Об этом сообщает «Газета.Ru», добавляя, что компания обещает не позднее 24 мая 2021 года конвертировать титульные знаки WMU (гривны) с «замороженных» кошельков на титульные знаки WMZ (доллары) по курсу гривны к доллару, который будет установлен НБУ на эту дату.

Портал приводит комментарий компании «Все средства на кошельках пользователей обеспечены и надежно сохранятся до даты отмены санкций, когда оборот WMU будет восстановлен. По всем остальным типам кошельков, кроме гривны, полноценное обслуживание украинских пользователей продолжается».

Средства 4 млн клиентов компании WebMoney.UA заблокированы из-за санкций СНБО Украины (Совета национальной безопасности и обороны). Электронную платежную систему WebMoney 24 мая внесли в санкционный список СНБО указом президента Украины Петра Порошенко.

Хотя СНБО принял решение о введении ограничительных мер еще 2 мая, а Петр Порошенкоподписал указ о введении в действие этого решения 14 мая, однако списки конкретных юридических и физических лиц под санкциями были опубликованы только 24 мая.

WebMoney Transfer — международная система расчетов и среда для ведения бизнеса в сети, основанная в 1998 году и принадлежащая WM Transfer Ltd. За это время к системе присоединилось более 36 миллионов человек по всему миру. На официальном сайте системы указана управляющая компания — Международная адвокатская компания UAB «DEED BALTIC», Вильнюс, Литва.

 «WebMoney.UA работает в Украине 15 лет, строго соблюдая все требования действующего законодательства. За это время система стала лидером на украинском небанковском платежном рынке и завоевала десятки побед в рейтингах потребительских предпочтений. В 2014 году WebMoney была официально зарегистрирована Национальным банком Украины как внутригосударственная система расчетов», — отмечают в компании.

Петр Порошенко объяснил введение санкций против платежной системы тем, что компания работает и в России.

Санкции против платежной системы вводятся на срок три года. Они предусматривают блокировку активов (временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом); ограничение торговых операций, предотвращение вывода капиталов за пределы Украины; приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств; аннулирование или приостановление лицензий и других разрешений, получение (наличие) которых является условием для осуществления определенного вида деятельности.

Кроме того, украинским провайдерам запрещено предоставлять доступ пользователям к онлайн-ресурсам и сервисам, связанным с WebMoney.

В результате неожиданного решения украинцы, которые хранили деньги на электронных кошельках в гривнах, не могут их сейчас вывести без потерь.

В компании WebMoney уже заявили, что планируют судиться в международных судах из-за санкций на Украине.

Plusworld

 

Южная Корея признала криптовалюты активом, который может быть конфискован по решению суда

Криптовалюты можно рассматривать как собственность, которая может быть конфискована в ходе расследования уголовного дела. Такое постановление принял Верховный Суд Южной Кореи, передает информационное агентство  Yonhap.

Данное постановление позволит правительству конфисковать 191 BTC. Эта криптовалюта фигурирует в деле о детской порнографии в сети, в рамках которого злоумышленник был приговорен к тюремному заключению и штрафу в $640 тысяч.

Постановление Верховного Суда подтверждает апелляцию, которая отменила решение суда низшей инстанции отклонить ходатайство прокурора о конфискации криптовалютных активов преступника.

Суд низшей инстанции отклонил запрос, аргументируя это тем, что криптовалюты «существуют только в электронном виде и не имеют физической формы». Однако позже апелляционный суд пришел к выводу, что криптовалюту можно рассматривать как «прибыль, полученную от торговли товарами», отмечает агентство Yonhap.

Данное решение представляет собой заметный юридический прецедент, поскольку в Южной Корее ведется ряд уголовных дел, связанных с криптовалютами. При этом, остается неясным, что власти будет делать с конфискованными цифровыми активами.

Согласно  CoinMarketCap, по состоянию на сегодняшний день 200 биткоинов стоят примерно $1,5 млн.

Как сообщалось ранее, из-за опасений по поводу высокой волатильности представители баварской прокуратуры  экстренно продали  конфискованные криптоактивы на общую сумму в €12 миллионов (около $14 миллионов).

Forklog

 

Австрийский финрегулятор приостановил деятельность майнинговой компании INVIA

Управление по надзору за финансовыми рынками Австрии (FMA) запретило майнинговой компании INVIA GmbH продолжать операции из-за подозрений в нарушении национального законодательства, регламентирующего работу банковских учреждений. Об этом сообщается в  пресс-релизе  ведомства.

По словам представителей регулятора, INVIA предлагала пользователем участие в «альтернативном инвестиционном фонде», что нарушало местное законодательство. Также в FMA отмечают, что компания вела деятельность без лицензии.

Согласно размещенной ранее  информации, INVIA позиционировала себя в качестве майнинговой компании, использующей проприетарный алгоритм, якобы обеспечивающий возможность наиболее прибыльной добычи различных криптовалют и последующей их конвертации в биткоин и Ethereum.

Forklog

 

RSS

Все новости...