Новости платежных технологий

07.06.2018

ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ

ОБЗОР СМИ

 

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила на ХХVII Международном финансовом конгрессе

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на Международном финансовом конгрессе. В этом году тема конгресса – «Финансовая система: устойчивость для роста». Тема выбрана неслучайно.

Уже более 10 лет прошло с начала глобального финансового кризиса. 10 лет прошло, а мы до сих пор не можем утверждать, что мировая экономика действительно перешла к устойчивым темпам роста и в состоянии расти самостоятельно, без опоры на стимулирующие меры.

Это, конечно, повод для анализа причин, которые привели к такой затяжной истории. А было ли лечение эффективным, делать выводы пока преждевременно. Думаю, что время расставит все по своим местам.

На мой взгляд, совершенно справедливо, что ответственность за финансовый кризис, имевший такие продолжительные и глубокие последствия для экономики и благосостояния людей во многих странах, в значительной степени возлагается на неадекватное регулирование в финансовой сфере. Регулирование (вернее, его недостаток) позволило накопить риски в финансовых институтах – риски, которые потом транслировались в реальную экономику и в силу глобализации затронули практически все страны. И быстрее всего, и сильнее всего – страны, у которых были накоплены собственные внутренние слабости.

Все это говорит о том, что адекватность регулирования и устойчивость (если хотите, сопротивляемость) регуляторов к призывам ослабить регулирование, дать возможность финансовым институтам способствовать экономическому росту – все это критически важно, чтобы не допустить незаметного, но часто угрожающего накопления рисков.

Неудивительно, что ответом на кризис стала масштабнейшая реформа финансового регулирования (ее необходимость на момент начала была признана практически всеми). Ужесточение финансового регулирования серьезно изменило и продолжает менять облик финансового сектора. Это был реальный ответ на кризис, который меняет правила игры и снижает риски повторения кризиса.

Что касается мягкой монетарной политики, о которой буквально все знают, то ее основной целью было удержать экономику и финансовые рынки на плаву и не допустить скатывания в депрессию.

Иными словами, мягкая монетарная политика – это политика адаптации, а реформа финансового регулирования – это политика изменений. Очевидно, что одной реформы финансового регулирования недостаточно.

Мягкая монетарная политика была призвана выиграть время для проведения необходимых структурных реформ, для исправления внутренних дисбалансов. Для каждой страны – своих.

Время было выиграно, но проведены ли эти реформы? Видимо, ответ надо искать в низкой производительности труда, низких инвестициях, чрезмерном накоплении долгов во многих странах, которые угрожают финансовой стабильности. Разговоры о скором новом кризисе возникают все чаще то здесь, то там.

Накопленные дисбалансы слишком велики, а денежно-кредитная политика отнюдь не всесильна. Поэтому за острой фазой кризиса последовал длительный период низких темпов роста. И только в прошлом году глобальная экономика, кажется, начала выбираться из этого состояния. Темпы экономического роста в мире приблизились к 4% в год, безработица во многих развитых странах достигла минимумов за последние 40–50 лет. Но не надо забывать, что этот рост пока происходил при сохранении стимулирующей направленности монетарной политики. Так, Европейский центральный банк до сих пор продолжает скупать активы.

И конечно, сейчас самое время обсудить те уроки, которые мы можем вынести из посткризисного десятилетия. Даже если индикаторы производительности, инвестиций не позволяют нам говорить, что кризис сыграл свою очистительную роль, экономика вышла из кризиса более сильной, чем была, но может быть, мы все-таки достигли достаточной устойчивости глобальной финансовой системы? Какие последствия кризиса по-прежнему преследуют нас и с какими новыми проблемами мы уже начали сталкиваться?

Наверное, эти вопросы в той или иной форме задают себе регуляторы и в развитых, и в развивающихся странах. Для России, где финансовый рынок по мировым меркам очень молод, имеет множество особенностей и специфические проблемы, эти вопросы тоже весьма остры.

И тем не менее, как регулятор, мы можем с уверенностью сказать, что финансовая система устойчивее, чем была 10 лет назад, и более того – устойчивее, чем была 4 года назад, в 2014 году. И вопрос, который мы должны перед собой поставить: что нужно сделать, чтобы возросшая устойчивость финансовой системы стала фактором роста экономики?

На развитие финансового сектора и на то, как он будет способствовать экономическому росту, который так нужен нашей стране, будут влиять три основных фактора.

Первое – то, что будет происходить в глобальной экономике.

Второе – сохранение макроэкономической стабильности в России: низкая инфляция, низкий долг и сбалансированный бюджет.

И третье – это, конечно, темпы структурных реформ и зависящие от них темпы экономического роста.

Чуть подробнее об этих факторах.

В прошлом году мы наблюдали довольно благополучную картину развития мировой экономики.

Но неизбежность нормализации денежно-кредитной политики в развитых экономиках ведет к тому, что потоки капитала, которые в период дешевой ликвидности практически были отвязаны от фундаментальных факторов, будут стремиться в тихие гавани исторически безрисковых активов и больше внимания будут обращать на фундаментальные слабости или сильные стороны тех или иных экономик.

Рост процентных ставок, прежде всего на рынке долларовых заимствований, разворот потоков капитала уже создают напряженность в ряде развивающихся экономик, уязвимых по макроэкономическим параметрам. И в целом волатильность глобальных финансовых рынков повышается.

Ситуация безусловно усложняется разного рода политическими рисками. Рост популизма в отдельных странах, рост протекционизма с риском полноценных торговых войн, активизация использования отдельными странами в одностороннем порядке финансовых санкций – все это создает риски для стабильности на финансовых рынках, повышает и так уже возросшую рыночную волатильность.

Опыт показывает, что единственное, что может противопоставить в подобной ситуации страна с развивающимся рынком, чтобы сохранить возможности для устойчивого экономического роста, – это макроэкономическая стабильность, отсутствие дисбалансов и чрезмерной долговой нагрузки, здоровая финансовая система, которая имеет хорошую подушку безопасности в виде капитала и ликвидности.

В последние годы Банк России и Правительство уделяли этим вопросам особое внимание. И возросшие внешние риски – это сигнал к тому, чтобы и далее не пренебрегать макростабильностью, а напротив, укреплять ее.

В прошлом году мы, как и обещали в 2014 году, когда переходили к инфляционному таргетированию, впервые достигли цели по инфляции. Теперь важно закрепить этот результат, сделать низкую инфляцию нормой нашей жизни. Поэтому цель денежно-кредитной политики Банка России на ближайшее будущее – поддерживать инфляцию вблизи 4%.

Вы знаете, что сейчас обсуждаются инфляционные последствия новых мер политики Правительства. Я уже высказывалась на эту тему на недавнем Международном экономическом форуме. Поэтому хочу лишь еще раз подчеркнуть, что наша денежно-кредитная политика настроена таким образом, что мы в любом случае справимся с инфляционными последствиями этих мер.

В отдельных случаях возможно кратковременное ускорение инфляции, может быть, даже несколько выше 4%. И мы понимаем, что не всегда разумно пытаться этого избежать, чтобы не наносить вред экономическому росту. Но если эти отклонения и будут, они не будут носить масштабного характера и будут краткосрочными. Инфляция будет возвращаться назад к 4%.

Стабилизация инфляции будет сопровождаться снижением волатильности процентных ставок по мере снижения и заякоривания инфляционных ожиданий. В этом вопросе, особенно в части заякоривания, нам еще многое предстоит сделать. Мы видим по данным последнего месяца, что всплески цен по отдельным товарам (по бензину прежде всего), волатильность курса продолжают серьезно отражаться на инфляционных ожиданиях. Они у нас до сих пор не заякорены.

Со стороны Правительства серьезным вкладом в макростабильность является бюджетное правило. Мы считаем, оно защищает бюджетные расходы от колебаний цен на нефть и дает возможности бюджету финансировать приоритетные направления на стабильной основе. Обеспечивает стабильность и других макроэкономических параметров, включая реальный валютный курс.

Таким образом, с точки зрения макроэкономического фона мы не видим заметных рисков для финансовой системы в будущем.

Теперь – о темпах экономического роста. Очевидно, что развитие финансового сектора и развитие экономики взаимосвязаны. Уверенный экономический рост укрепляет финансовую систему. И наоборот.

При выработке денежно-кредитной политики мы постоянно проводим оценки потенциального экономического роста. И мы видим, что те 1,5–2% роста, которые есть сейчас, при безработице, снизившейся уже до исторического минимума, – это приблизительно те темпы роста, которые может обеспечить наша экономика в среднесрочной перспективе без изменения своей структуры. Мы видим пока, что продолжает реализовываться инерционный сценарий и не удалось переломить сложившиеся тенденции.

Тем не менее, мы ожидаем и рассчитываем на то, что конкретные меры, которые предложит Правительство для выполнения Послания Президента, для ускорения темпов экономического роста, помимо увеличения бюджетных расходов по приоритетным направлениям, эти меры раскроют возможности для частных инвестиций и частного предпринимательства и позволят поднять в конечном счете потенциал экономического роста. Конечно, влияние этих мер будет проявляться постепенно, и это должны учитывать наши финансовые организации.

Какое в целом влияние эта комбинация внешних и внутренних факторов окажет на финансовый сектор?

Первое. Пока низкие темпы экономического роста и неясность конкретных точек роста – это, конечно, вызов для финансовой системы. Сейчас финансовая система ответила на него бурным ростом потребительского кредитования, а также ипотечного кредитования – это единственный кредитный рынок, по уровню развития которого Россия существенно отстает от стран со сравнимой экономикой. Но безрисково этот процесс долго продолжаться не может, долговая нагрузка населения начинает расти. Мы будем внимательно следить и при необходимости принимать меры, чтобы не допустить здесь формирования пузырей.

При этом процесс очищения балансов компаний от плохих долгов происходит, это будет постепенно создавать условия для развития кредитования производственных компаний. И конечно, здесь очень важно, чтобы финансовые институты были к этому готовы, чтобы они могли воспользоваться новыми возможностями. И для этого нужно развивать компетенции в банках по умению оценивать перспективы компаний, новых, малых компаний, оценивать новые проекты, развивать инструменты проектного и инвестиционного финансирования.

Мы считаем, что финансовый сектор должен стать партнером для бизнеса в вопросах поиска новых точек роста. Новые финансовые технологии, в том числе технологии по работе с большими данными, могут стать важным инструментом развития таких компетенций и квалификаций. При этом мы видим, что меры господдержки рассчитаны в первую очередь на те финансовые институты, которые уже имеют такие компетенции и квалификации.

Второе. Нейтрализация денежно-кредитной политики, которая буквально не за горами, означает замедление, а в конечном счете и остановку процесса снижения ставок. Возможны и ситуации, когда ставки могут повышаться, если будут возникать проинфляционные риски. Последние несколько лет финансовые институты жили в условиях снижающихся процентных ставок. Важно, чтобы изменение тенденции не застало сектор врасплох, не привело к чрезмерным процентным рискам. И уже сейчас нужно задуматься о том, как будет устроено ценообразование на финансовые инструменты в условиях, когда движение ставок перестает быть однонаправленным.

Далее. Высокие внешние риски означают, что период низкой волатильности остался в прошлом. И нас ждет более волатильная ситуация на мировых рынках. Этими рисками тоже надо управлять. Не пытаться переложить их на конечного заемщика, как это иногда происходит, или инвестора. Опыт показывает, что в конечном итоге это заканчивается реализацией кредитных рисков для самой финансовой организации. И, безусловно, сейчас важность приобретает умение конструировать инструменты с учетом таких рисков, учиться хеджировать риски.

Наконец, и макроэкономическая ситуация, и бурный прогресс в развитии новых технологий потребуют от финансового сектора лучше управлять издержками, совершенствовать свои процедуры и процессы.

Изменение бизнес-моделей финансовых организаций, а мы считаем, что оно будет происходить под воздействием этих факторов, все это должно способствовать и ускорению экономического роста, а также сделает финансовые организации более устойчивыми на среднесрочной перспективе. Для ускорения этого перехода мы будем шире использовать стимулирующее регулирование.

Стимулирующее регулирование часто противопоставляют нейтральному, говоря о том, что использовать меры регулирования для того, чтобы влиять на бизнес-модели финансовых институтов, может быть небезопасно для финансовой системы.

Но посмотрим, например, на банковскую систему. Когда мы видим ситуацию, при которой банки, в том числе и крупные, используются для финансирования практически только бизнеса своих собственников, для финансирования в основном сделок слияния и поглощения, а не эффективных проектов в экономике, мы должны понимать, что это угрожает и экономике, и стабильности самого финансового рынка. И поэтому регулирование, которое будет стимулировать нормальную классическую банковскую деятельность, конечно, пойдет только на пользу. Это актуально именно сейчас, когда банковская система восстановилась, кредитование во всех сегментах уверенно растет, и этот тренд будет сохраняться.

Кредитование должно развиваться таким образом, чтобы способствовать устойчивому экономическому росту и предотвращать потери общества от финансирования неэффективных проектов. Это означает, что мы будем проводить такую регуляторную политику, которая будет поддерживать качественный рост рынка и дестимулировать практики, ведущие к накоплению этих рисков.

О каких практиках прежде всего идет речь? Первое. Мы уже приняли и будем принимать дополнительные меры по девалютизации балансов банков. Необходимо дальнейшее снижение валютного риска в целом по системе.

Второе. Преобладание залогового кредитования, на наш взгляд, создает риски того, что на балансах банков скопится слишком большой объем непрофильных или проблемных активов. Фонд непрофильных активов, который мы сейчас создаем, объемом около 2 трлн рублей, – это прямое следствие такой проблемы. Когда банковское кредитование становится ломбардным, банкам, по сути, все равно, кого кредитовать. Банки не анализируют хозяйственную деятельность заемщика – был бы залог. В итоге доступ к кредиту получают не самые конкурентоспособные проекты. И поэтому залоговая реформа, которую мы сейчас обсуждаем, имеет целью снижение доли ломбардного кредитования, и естественным образом будет стимулировать кредитование качественных проектов. А это наш очевидный приоритет.

Третье – это борьба с кредитованием бизнеса собственников банков. Эту борьбу мы ведем уже длительное время и будем продолжать. Время карманных банков, которые не способны внести никакого вклада в экономический рост, проходит.

Четвертое. Рискованная ситуация, когда кредиты выдаются не операционным предприятиям, а холдингам. Или когда кредитная нагрузка по смене собственности вешается на само предприятие, которое должно потом свою же продажу «отработать». Такие займы не помогают, а наоборот, ухудшают положение предприятий, увеличивают долговую нагрузку, а сам заем не идет на развитие бизнеса. Кстати, именно поэтому практически все активы, которые мы получили в фонде непрофильных активов, избыточно закредитованы: они не раз меняли собственника, и каждая смена собственности сопровождалась увеличением долговой нагрузки. Этот порочный для экономики круг мы тоже должны разорвать.

Пятое. С развитием финансового рынка усиливается взаимосвязь финансовых организаций разных его сегментов – как регулируемых, так и нерегулируемых: банков, страховых компаний, пенсионных фондов, профучастников рынка ценных бумаг, лизинговых компаний. Они образуют группы, иногда с формализованными отношениями собственности, но зачастую просто за счет устойчивых неформальных бизнес-связей. Недобросовестные игроки используют регуляторный арбитраж как между секторами, так и между финансовыми организациями одного сегмента. Перекрестные вложения, скрытая финансовая поддержка организаций одного сектора другим, перенос рисков, сделки в целях сокрытия от регулятора реальных источников финансирования либо реальных объектов инвестиций, использование доверия к банку для массовых продаж рискованных небанковских продуктов – такую практику мы также намерены искоренять.

Путей несколько. Это и гармонизация банковского и небанковского регулирования в целях устранения регуляторного арбитража, и ускоренная интеграция надзора за банковским и небанковским секторами, развитие содержательных подходов и практики мотивированного суждения регулятора.

С учетом уроков финансового оздоровления, особенно прошлогодних, мы намерены пересмотреть концепцию надзора за банковскими и финансовыми холдингами. Например, если бы надзор и временная администрация имели полномочия в отношении всего холдинга Открытие, а не только банка, то было бы гораздо проще найти и вернуть выведенные через холдинг, именно через холдинг, средства.

Шестое. Справедливая стоимость, биржевое формирование цены, предотвращение манипуляций рынком. Отдельный блок вопросов, которые сейчас приобретают всю большую и большую актуальность, связан с корректностью формирования биржевых цен на торгуемые ценные бумаги. Мы видим примеры и манипуляции ценой, и возгонки стоимости акций, и некорректный маркет-мейкинг, сделки по договоренности через биржу… И все это означает, что происходят злоупотребления рыночными механизмами. И, конечно, здесь нужно предпринимать отдельные меры, потому что формально сделки выглядят рыночными, цена выглядит рыночной, но таковой на практике не является.

И еще одной проблемой является высокая концентрация кредитного риска на одного заемщика или группу связанных лиц. У нас действует соответствующий норматив, всем известный Н6, которому банки тоже иногда искусно сопротивляются.

Многие банки искренне до сих пор считают, что лучше быть основным либо единственным кредитором того или иного предприятия. А на самом деле, конечно, высокая концентрация риска на одного заемщика в совокупности с его высокой долговой нагрузкой угрожает устойчивости самих банков. И в такой ситуации уже банк становится заложником клиента. Он вынужден соглашаться на многочисленные реструктуризации, отказываться от возможности взыскания залогов или использования поручительств. Поэтому в текущем году мы будем обсуждать с банками пересмотр подходов к риску концентрации с точки зрения определения связанных сторон и расчета норматива Н6. Развитие синдицированного кредитования, а законодательная база для этого уже создана, продолжение консолидации банковского сектора являются, на наш взгляд, правильными способами снижения этого серьезного риска и повышения устойчивости банков.

И последнее на тему развития регулирования. Мы прекрасно понимаем, что усиление регулирования и на международном уровне, и то усиление регулирования с национальными особенностями, которое происходит, это, конечно, издержки для банков. Но для снижения рисков устойчивости финансовой системы, для избавления от накопленных проблем мы вынуждены это делать. И мы, конечно, хотели ли бы перестать заниматься «мелочным», «точечным» регулированием, постоянно закрывая то одну, то другую лазейку в нормативной базе для недобросовестных банкиров. Потому что издержки от того, что мы закрываем лазейки таким образом, несут добросовестные участники рынка. Но это, на наш взгляд, не будет возможным, пока ответственность за нарушения на финансовом рынке остается низкой, пока недобросовестные банкиры знают, что в случае чего можно скрыться за границей и, как я уже говорила, сохраняют свои небанковские активы. Например, за четырехлетний период действия уголовной статьи за фальсификацию отчетности пока привлечено к ответственности всего 4 человека. Возбуждено 30 уголовных дел. Поэтому мы инициировали поправки, которые позволят сделать эту статью более действенной.

И второе – право профессионального суждения для регулятора, для Банка России, для принятия надзорных решений. Мы этот вопрос поднимаем не первый год и понимаем, что без права профессионального суждения мы все время будем находиться в догоняющем режиме: мы должны формально доказывать любое нарушение, естественно, и все время будем в догоняющем режиме. Недобросовестные игроки придумывают новую уловку, мы «затыкаем» эту лазейку, увеличиваем издержки регулирования для добросовестных участников, все это повторяется снова и снова. Надзор, конечно, будет быстрее, и ущерб для клиентов и общества в целом будет меньше, если у нас будет право мотивированного суждения.

Повышение ответственности собственников и менеджеров, право профессионального суждения, на наш взгляд, приведут к снижению издержек, связанных с регулированием и надзором, и к созданию условий для реального, консультативного надзора и формирования партнерских отношений между регулятором и добросовестными банками.

От регулирования я хотела бы перейти буквально коротко к еще одной важнейшей теме – это конкуренция в банковском секторе. Она будет в фокусе внимания Банка России. Но хотела бы отметить, что мы убеждены, что качество конкуренции не зависит напрямую от количества банков. Да, большое количество банков было лишено лицензии, но все они значительно искажали конкурентное поле, занимаясь незаконными операциями, кредитуя в основном своих же собственников, привлекая средства вкладчиков и кредиторов по завышенным ставкам.

Эта работа еще не до конца завершена, но уже можно сказать, что большинство действующих сегодня банков работают честно и соблюдают установленные правила. Игра по правилам – это основа справедливой конкуренции.

Важно, чтобы рыночная конкуренция работала внутри разных категорий банков и финансовых организаций. Поэтому банки и финансовые институты должны, конечно, найти свои ниши. Малому банку без какой-либо поддержки трудно выдержать конкуренцию с крупнейшими игроками.

И именно для развития конкуренции Банк России разработал концепцию пропорционального регулирования. Напомню, что 18-й год – год перехода на базовую лицензию для банков с капиталом менее 1 млрд рублей. Таких банков у нас на сегодняшний день 192 (примерно 150 из них заявили о намерении перейти на базовую лицензию). Но хочу отметить, все их объединенные активы – всего лишь около 1% активов банковской системы, это действительно небольшие банки.

Мы будем поддерживать институт небольших региональных банков, так как именно такие кредитные организации наиболее качественно могут обслуживать такой важный для экономики сегмент, как индивидуальные предприниматели и малый бизнес. Значительное упрощение регулирования и отчетности для банков с базовой лицензией делается именно для того, чтобы они смогли сфокусироваться на этом сегменте бизнеса.

Далее. Наши действия в сфере финансового оздоровления. Они также нацелены на улучшение конкурентного поля в банковском секторе. Присутствие до недавнего времени среди системно значимых банков организаций с хроническим недостатком капитала (практически с утратой капитала) и ликвидности не только нарушало справедливую конкуренцию, но и значительно ослабляло банковскую систему.

С лета прошлого года Банк России применил к крупным банкам новый механизм санации, входя на очень короткий срок в оперативное управление и временно становясь (подчеркну, временно) их контролирующим акционером. Сегодня можно с уверенностью сказать, что новый механизм санации позволяет в кратчайшие сроки (6 месяцев, а не 10–15 лет, как было раньше) оздоровить даже крупный, системно значимый для всей экономики или для региона банк либо финансовую группу и делать это без риска дестабилизации финансовой системы.

В настоящее время все три крупнейших банка, которые мы взяли на оздоровление с помощью Фонда консолидации, уже полностью докапитализированы и продолжают обслуживать своих клиентов.

Кроме обеспечения непрерывности деятельности, докапитализации, реструктуризации непрофильных и проблемных активов, разработаны стратегии развития этих банковских групп с учетом их возможностей, роли для экономики.

Таким образом, боОльшую часть этой непростой работы по оздоровлению крупнейших игроков нашей банковской системы уже тоже можно считать завершенной.

Банк России нацелен на максимальный возврат средств, которые были выделены на финансовое оздоровление. И не только за счет продажи банка и работы с проблемными и непрофильными активами, об этом мы многократно говорили. Но в том числе за счет принуждения бывших собственников к покрытию убытков и возврату выведенных активов.

В настоящее время единственный предусмотренный правом механизм взыскания ущерба государством при финансовом оздоровлении банков – это механизм судебного взыскания.

Мы предлагали и предлагаем механизм субсидиарной ответственности. Пока не встретили в этом вопросе понимания, но будем убеждать коллег и далее.

Действуя в рамках существующего правового поля, Банк России будет продолжать претензионно-исковую работу с бывшими собственниками. Наряду с появившейся возможностью взыскания убытков при санации (именно на днях вступают в силу законодательные изменения о порядке расчета таких убытков), мы предлагаем обсудить два дополнительных механизма:

– первое, это механизм по блокировке активов на сумму исков Банка России на время судебных споров, судебных тяжб (для того чтобы активы не были выведены или ликвидированы во время долгих судебных разбирательств);

– и второе, все же реализовать инициативу по блокировке выезда за рубеж собственников и топ-менеджмента санируемых банков (до окончания судебных разбирательств). К сожалению, бегство финансистов за рубеж и воссоединение их там с выведенными заранее активами продолжаются.

Но завершить банковскую часть своего выступления, конечно, я хотела бы на более мажорной ноте. Хотя приходится говорить и о тех неприятных вещах, которые есть, и с которыми мы будем работать, и я считаю честным говорить банковскому сектору, что конкретно мы будем делать. Но, к счастью, основания для мажорных нот тоже есть. Потому что, как я уже сказала, банковский сектор стабилен, развивается, хорошая прибыль, капитал, ликвидность, все возможности для развития кредитования, которое растет. И мы действительно считаем, что в результате работы по очищению банковской системы основное количество недобросовестных банков уже выведено с рынка. И поэтому у нас сейчас есть возможность, с одной стороны, ожидать, что страховых случаев для системы страхования будет меньше, а с другой стороны –можно расширить возможности системы страхования вкладов, поскольку уже практически мы выходим из ситуации, о которой нам говорили многие банки, когда хорошие банки вынуждены платить за недобросовестные.

Мы считаем возможным расширение системы страхования вкладов, чтобы поддержать доверие и граждан, и бизнеса к банкам. Мы считаем необходимым ускорить принятие законопроекта по распространению страхования на малый бизнес, он сейчас находится в Государственной Думе.

И в том, что касается физических лиц, мы считаем целесообразным увеличить сумму возмещения в тех ситуациях, когда вкладчик объективно не имел возможности управлять рисками. Более того, в социально чувствительных ситуациях, и мы видим это по практике, когда получено наследство, продается-покупается квартира, получены страховые выплаты и социальные пособия – суммы на счете скапливаются больше застрахованных миллиона четырехсот. И здесь, конечно, есть все основания в этих случаях прописать конкретные случаи, страховую сумму увеличить. Эти совместные предложения у нас отработаны с Агентством по страхованию вкладов.

Также Агентство по страхованию вкладов по итогам активного общественного обсуждения практики оспаривания сделок при банкротстве кредитных организаций, а такая практика оспаривания стала чувствительной для вкладчиков, предложило изменения в законодательство, направленные на дополнительную защиту добросовестных вкладчиков банков.

А именно: повысить порог суммы, в пределах которой не будут оспариваться операции по выплате гражданам вкладов в случае банкротства до 10 миллионов рублей.

Мы эти предложения поддерживаем.

И очень коротко перейду к другим секторам финансового рынка, у нас обычно действительно разговор о банковском секторе занимает больше времени. По небанковскому сектору. Я знаю, что уже вчера были продуктивные обсуждения, и на полях конгресса будут детально обсуждаться все эти темы. И я хотела бы сказать только о нескольких общих вещах. Как мы видим развитие некредитных финансовых организаций?

В этом году завершается первый этап реализации единой стратегии развития финансового рынка. И завтра на пленарной сессии мы с вами обсудим Основные направления развития финансовых рынков уже на следующий трехлетний период.

Но тем не менее, можно подвести некоторые итоги.

В прошедший период мы сфокусировали, это было естественно, нашу работу на очищении рынка. Была большая программа «Чистый реестр», в рамках которой мы выводили с рынка не ведущих реальной деятельности, неустойчивых или занимающихся незаконными операциями игроков. Усиливали регулирование там, где оно очевидно не соответствовало уровню риска. В системе негосударственных пенсионных фондов было введено гарантирование пенсионных накоплений. В страховании на основе риск-ориентированного подхода заметно были усилены регулирование и надзор, и принимались меры, специальные меры по стабилизации ситуации в ОСАГО. В сфере микрофинансирования было введено пропорциональное регулирование, выделены микрокредитные и микрофинансовые компании.

Мы вели и будем продолжать работу по развитию облигационного рынка. И мы видим, кстати, как он достаточно динамично развивается.

В целом мы вполне уверены в долгосрочной устойчивости финансового рынка, его разных сегментов, как и в том, что наше регулирование и надзор смогут снижать риски возможного разрастания проблем, если они будут появляться в отдельных финансовых организациях или секторах рынка.

И сейчас, когда ситуация на финансовом рынке довольно стабильная, а ставки снижаются, это значит, потребители в поисках более высокой доходности начинают больше и больше интересоваться альтернативными депозитам инструменты, и мы видим этот интерес. И поэтому в центре политики по развитию финансового рынка, конечно, должен быть потребитель, его интересы, права, защита от чрезмерного риска. Клиентоориентированность и доверие должны стать, если хотите, идеологической базой развития финансового рынка.

В Основные направления развития финансового рынка на следующую трехлетку мы закладываем следующие ориентиры.

Первое. Это развитие конкуренции и финансовая доступность. На базе современных технологий, тех инфраструктурных решений, которые мы с рынком создаем (это, прежде всего, удаленная идентификация для потребителей финансовых услуг), доступность финансовых услуг будет возрастать. И более того, будет усиливаться конкуренция на рынке, поскольку снижается роль традиционных сдерживающих факторов – например, таких как сети офисов и филиалов. Маркетплейс финансовых услуг, прототип которого мы сегодня продемонстрируем, – это один из шагов повышения и финансовой доступности для клиентов и расширения возможности выхода на новые рынки для финансовых организаций.

Второе. Это, конечно, укрепление атмосферы доверия на финансовом рынке и защиты прав потребителей. Мы хотим, чтобы и граждане, и компании доверяли финансовым институтам. Мы будем искоренять недобросовестные продажи (мисселинг), который приводит к разочарованию потребителей финансовым рынком, для этого выстраиваем поведенческий надзор, для того, чтобы граждане не были разочарованы тем, что они вышли на финансовый рынок, теми продуктами, которые они приобрели. Также мы будем расширять использование института деловой репутации, повышать персональную ответственность менеджмента. Ближайшая задача – это создание альтернативного механизма разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями – вы знаете, что буквально недавно принят закон о создании института финансового уполномоченного.

Я должна сказать, что для укрепления доверия важны стандарты деятельности, общие правила ведения бизнеса, которых придерживаются все участники рынка. И здесь очень велика роль саморегулируемых организаций. Сейчас уже идет разработка стандартов деятельности в большинстве сегментов финансовых рынков, именно саморегулируемые организации, которые участвуют, активно продвигают эти стандарты, и должны будут отвечать за их соблюдение своими членами.

И подходя уже к завершению своего выступления, я хотела бы сказать о нескольких важных и непростых для нас вещах. Каждый год на Финансовом конгрессе мы стараемся дать вам, рынку, максимально полную информацию о том, как мы оцениваем ситуацию, как и почему определяем приоритеты, о новациях, которые мы планируем внедрять. Теоретически мои выступления с каждым годом должны становиться все короче, потому что регулирование должно быть стабильным, темпы появления новаций обязательно должны снизиться. Но есть несколько тем, которые мы повторяли неоднократно – и год, и два назад, но их реализация, к сожалению, затянулась. И я снова их и повторила, и повторю. И хотела бы вас заверить, что незавершенные дела мы намерены завершить.

О многих из них я уже сказала. Добавлю лишь о внедрении индивидуального пенсионного капитала. Критически важно и для будущих пенсионеров, и для экономики. Мы много работали над этой системой, мы уверены в ее жизнеспособности и будем дальше работать с правительством, с законодателями для ее принятия в ближайшее время.

Я хочу пожелать вам, чтобы работа на конгрессе была интересной, чтобы вы вынесли практическую пользу из дискуссий, и, желательно, конечно, оптимистичный настрой, несмотря на те проблемы, о которых мы говорим, а именно о них и нужно говорить, чтобы двигаться вперед, чтобы снимать эти проблемы. Несмотря на эти проблемы, у нас, конечно, есть все основания для того, чтобы смотреть оптимистично и на развитие финансового сектора, и на роль финансового сектора в развитии экономики. Мы прошли большой путь по преодолению трудностей. И сейчас, конечно, время для того, чтобы вносить все больший и больший вклад финансовой индустрии именно в развитие экономики, в повышение темпов ее роста.

Я хочу вас поблагодарить за внимание и практически сразу, без перерыва, перейти к нашей панельной сессии.

Банк России

 

Банковский сектор: итоги десятилетия – тенденции и факторы

Основные изменения в банковском секторе России, произошедшие с 2008 по 2017 год, их влияние на устойчивость банков и состояние межбанковской конкуренции представлены в  докладе, подготовленном группой экспертов Банка России.

Активы банковского сектора росли высокими темпами как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это происходило при общем повышении качества управления, что способствовало росту операционной эффективности банковской деятельности. Устойчивость банковского сектора после снижения в период кризисных явлений восстанавливалась на фоне роста добросовестной межбанковской конкуренции и улучшения качества банковских услуг. Анализ балансовых показателей банков с отозванной лицензией и санируемых банков указывает на повышение консерватизма надзорных оценок и оперативность реагирования надзора на недостатки в деятельности банков.

По уровню концентрации банковского сектора с точки зрения международных сопоставлений Россия находится на нижней границе среднего уровня. Как отмечают авторы доклада, некоторое повышение уровня концентрации и снижение количества структурных банковских подразделений на душу населения соответствуют общемировым тенденциям и не сопровождаются ухудшением обеспеченности населения и экономики банковскими услугами.

Самостоятельным фактором риска для банковского бизнеса являлась кэптивность ряда кредитных организаций, что привело к потере их устойчивости. Снижение удельного веса кэптивных банков положительно влияет на устойчивость, состояние конкуренции и перспективы развития отрасли.

Предстоящие вызовы для банковского сектора в наступившем десятилетии находятся в сфере адаптации к условиям положительных реальных процентных ставок, отмечают авторы доклада.

Позиции и выводы, представленные в докладе, отражают результаты исследования и суждения авторов и могут в отдельных случаях не совпадать с официальной позицией Банка России.

Банк России

 

Банк России предложил основные направления развития финансового рынка на ближайшие три года

Формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг выделены в качестве долгосрочных стратегических ориентиров в  проекте  Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов.

Проект документа предложен для публичного обсуждения и содержит описание целей и принципов деятельности Банка России по развитию финансового рынка, а также конкретные меры их достижения. При этом приоритетные цели развития остались прежними. К ним относятся повышение уровня и качества жизни граждан России за счет использования инструментов финансового рынка, содействие экономическому росту с помощью предоставления конкурентного доступа к финансированию и создание условий для совершенствования  финансовой индустрии.

В проекте также получил дальнейшее развитие кросс-секторальный подход к финансовому рынку: реализация многих мероприятий будет оказывать влияние одновременно на несколько секторов финансового рынка. Так, Банк России намерен уделять приоритетное внимание созданию благоприятной среды для цифровизации финансового рынка и развитию на нем конкуренции. Совершенствование корпоративного управления и противодействие недобросовестным практикам будут укреплять атмосферу доверия на финансовом рынке. Повышению стабильности финансовой системы и доверия к финансовым институтам будет способствовать совершенствование надзорного подхода, в частности расширение применения профессионального суждения, развитие инфраструктуры финансового рынка и рынка производных финансовых инструментов. Содействие экономическому росту окажут мероприятия по развитию сегмента длинных денег и стимулирующее регулирование. Будет развиваться международное взаимодействие, в частности со странами Евразийского экономического союза и БРИКС.

Предполагается продолжить работу по обеспечению доступности финансовых услуг, повышению финансовой грамотности, защите прав потребителей. Эта работа активно проводилась при реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов.

В проекте также сохранены разделы, содержащие мероприятия по развитию отдельных областей финансового рынка: банковского и страхового секторов, рынка ценных бумаг и товарного рынка, сектора коллективных инвестиций и доверительного управления, микрофинансового рынка, платежной системы и инфраструктуры.

Предложенный проект будет доработан после обсуждения с профессиональным сообществом и согласования с Правительством Российской Федерации. Окончательную версию документа и дорожную карту к нему Банк России планирует утвердить в конце 2018 – начале 2019 года.

Замечания и предложения к проекту документа просим направлять по адресу  mev4@cbr.ru.

Банк России

 

Кредитные организации разработают стандарты продажи небанковских продуктов и услуг

Банковские ассоциации и саморегулируемые организации (СРО) в сфере финансового рынка подписали  меморандум  о взаимодействии в противостоянии недобросовестным практикам продаж в банковских офисах финансовых продуктов и услуг некредитных финансовых организаций. Подписание прошло 6 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в рамках XXVII Международного финансового конгресса (МФК).

Согласно документу, банковские ассоциации России разработают стандарты для сотрудников кредитных организаций, продающих небанковские продукты и услуги. В настоящее время подобные стандарты действуют для некредитных финансовых организаций. В частности, стандарты в области защиты прав потребителей, разработанные СРО в соответствии с требованиями регулятора и утвержденные Банком России, регламентируют полное и подробное информирование потребителей об особенностях и возможных рисках приобретаемых ими финансовых продуктов или услуг. Аналогичный стандарт для кредитных организаций будет обязателен к исполнению банками, подписавшими меморандум.

Меморандум должен стать действенным механизмом в борьбе профессионального сообщества и Банка России с таким явлением, как мисселинг, когда из-за недостаточного информирования в офисе кредитной организации инвестиционные ожидания граждан от финансового продукта или услуги не соответствуют тому, что они получают в действительности. Данная проблема стала главной темой круглого стола на МФК «Поведенческий надзор, от концепции к практике: агентские схемы продажи финансовых продуктов», организатором которого выступила Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

«Меморандум является значимым событием для финансовой индустрии, которое показывает желание профессионального сообщества поддерживать на стабильно высоком уровне доверие потребителей к финансовому рынку и эффективность диалога банковских ассоциаций и СРО по борьбе с недобросовестными практиками», – отметил первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов, выступая на церемонии подписания документа.

Меморандум предполагает раскрытие информации о членах банковских ассоциаций, присоединившихся к стандартам, и/или о несоблюдении ими стандартов. При этом перечень подписавших меморандум СРО в ближайшее время может быть расширен – меморандум является открытым.

Банк России

 

ЦБ намерен расширить надзор на финансовые холдинги​

Центробанк намерен пересмотреть политику надзора за финансовыми холдингами, сказала глава регулятора Эльвира Набиуллина в ходе Международного финансового конгресса.

«Мы намерены пересмотреть концепцию надзора за банковскими и финансовыми холдингами. Если бы надзор и временная администрация имели полномочия в отношении всего холдинга «Открытие», а не только банка, то было бы проще и найти выведенные через холдинг средства, и вернуть их», — сказала Набиуллина.

«Изменение регулирования и надзора за холдингами должно рассматриваться в комплексе с вопросом их финансового оздоровления», — добавила она.

Banki.ru

 

ЦБ протестировал первую сделку на маркетплейсе

В рамках проекта  маркетплейс Центробанка состоялась первая сделка — открытие вклада, рассказала «Известиям» советник первого зампреда Банка России Елена Чайковская. Таким образом, завершился этап прототипирования новой системы. Теперь регулятор переходит к реализации пилотного проекта.

В пилотном режиме (следующий этап после прототипирования) могут быть запущены другие услуги вместо открытия вкладов — сделки по продаже государственных или корпоративных облигаций, ПИФов и страховых продуктов. Это связано с тем, что открытие банковских вкладов через маркетплейс — наиболее сложная услуга с юридической точки зрения, пояснила Чайковская. Она не исключила, что для ее запуска потребуются изменения в законодательство.

Основной целью прототипа стала отработка технической интеграции участников фокус-группы в рамках разработанной IT-архитектуры, но реального движения денег пока не было. Когда произойдет запуск «боевой» версии системы, на ней можно будет не только найти информацию о вкладе, но и тут же дистанционно открыть его, не выходя из дома, добавила Чайковская. Следующий шаг в работе маркетплейса — это переход от тестовой среды к реальной: с полным циклом идентификационных процедур, перечислением денежных средств пользователем и формированием записи о сделке у регистратора финансовых трансакций.

Сейчас в маркетплейсе протестированы две витрины с финансовыми товарами, которые будут предлагаться гражданам. В дальнейшем их станет больше, рассказала Чайковская. В маркетплейсе могут появиться и специальные нишевые витрины (например, оперирующие только страховыми продуктами или ПИФами).

Напомним, в марте первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов представил дорожную карту реализации проекта «Маркетплейс». Предполагается, что потребители получат возможность открыть вклад онлайн через сервис Банки.ру. После идентификации клиент должен увидеть в своем личном кабинете, что на его имя открыт  вклад  в одном из банков, также участвующих в проекте (Совкомбанк, «Ак Барс», «Центр-инвест», «Зенит», Росбанк). В ЦБ не исключают, что государственные облигации через маркетплейсы можно будет покупать к концу года.

Известия

 

Набиуллина допустила краткосрочное ускорение инфляции выше 4%

Глава Банка России Эльвира Набиуллина допустила краткосрочное ускорение инфляции выше 4%.

«Мы видим, что в отдельных случаях возможно кратковременное ускорение инфляции, может быть, даже несколько выше 4%. Мы понимаем, что не всегда разумно пытаться этого избежать, чтобы не наносить вред экономическому росту. Но если эти отклонения будут, то они не станут носить масштабного характера и будут краткосрочными, инфляция вернется назад к 4%», — рассказала глава регулятора в ходе выступления на Международном финансовом конгрессе.

По словам Набиуллиной, сейчас обсуждаются возможные инфляционные последствия новых мер правительства.

«Мы ожидаем, что конкретные меры, которые предложит правительство для выполнения послания президента для ускорения экономического роста, раскроят возможности для частных инвестиций и частного предпринимательства и позволят в конечном счете поднять потенциалы экономического роста», — подчеркнула она.

Banki.ru

 

ЦБ не видит заметных рисков для финансовой системы

Банк России не отмечает рисков для финансовой системы с точки зрения макроэкономической ситуации, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина в ходе Международного финансового конгресса.

«С точки зрения макроэкономической стабильности мы не видим заметных рисков для финансовой системы в будущем», — сказала Набиуллина.

Она отметила, что бюджетное правило вносит значительный вклад в поддержание стабильности. «Со стороны правительства серьезный вклад в макростабильность вносит бюджетное правило. Оно защищает бюджетные расходы от колебаний цен на нефть и дает возможность бюджету финансировать приоритетные проекты на стабильной основе. С точки зрения макроэкономического фона мы не видим заметных рисков для финансовой системы в будущем», — отметила Набиуллина.

Banki.ru

 

Банк России создаст автоматическую систему анализа устойчивости банков

Банк России разрабатывает аналитическую систему, которая сможет обеспечить информационную поддержку принятия надзорных решений регулятора.

Об этом сообщается в проекте в проекте «Основных направлений развития финансового рынка РФ на 2019-2021 годы», опубликованном на сайте ЦБ.

 «Банк России намерен создать комплексную аналитическую систему, интегрированную в общий надзорный процесс и обеспечивающую информационную поддержку принятия решений на основе независимого оперативного анализа устойчивости банков к кризисным ситуациям на индивидуальном, групповом и секторальном уровнях. Разработка указанной системы направлена на повышение точности и своевременности надзорных оценок устойчивости отдельных банков», — говорится в документе.

Повышение оперативности и своевременности надзорного реагирования, а также обеспечение превентивного характера надзора будет являться одной из первостепенных задач Банка России на период реализации основных направлений.

Банк России также рассчитывает на расширение применения профессионального суждения и применение оценки качества корпоративного управления и принятия решений в финансовых организациях в надзорном процессе.

Plusworld

 

Набиуллина: качество конкуренции не зависит от количества банков

Качество конкуренции не зависит от количества банков, такое мнение высказала глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в ходе Международного финансового конгресса.

«Мы убеждены, что качество конкуренции не зависит напрямую от количества банков. Да, большое количество банков было лишено лицензии. Но все они значительно искажали конкурентное поле, занимались незаконными операциями, кредитуя в основном своих же собственников. Эта работа еще не до конца завершена, но уже можно сказать, что большинство работающих сегодня банков трудятся честно и соблюдают установленные правила», — сказала Набиуллина.

Она подчеркнула, что игра по правилам — это основа справедливой конкуренции.

«Важно, чтобы рыночная конкуренция работала внутри разных категорий банков, поэтому финансовые институты должны найти свои ниши, именно для этого было разработано пропорциональное регулирование», — подытожила она.

Banki.ru

 

ЦБ предлагает ужесточить наказание за фальсификацию финансовой отчетности

Центральный банк инициировал поправки, которые позволят сделать статью о фальсификации финансовой отчетности более эффективной. Об этом рассказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе выступления на Международном финансовом конгрессе.

«За четырехлетний период действия уголовной статьи за фальсификацию отчетности привлечено к ответственности всего четыре человека и возбуждено всего 30 уголовных дел. Банк России направил в Следственный комитет Российской Федерации 51 заявление и материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Поэтому мы инициировали поправки, которые позволят сделать эту статью более действенной», — рассказала она.

«Мы хотели бы прекратить заниматься точеным регулированием, закрывая лазейки в нормативной базе для недобросовестных банкиров, но это невозможно, пока ответственность за нарушения на финансовом рынке очень низкая и пока банкиры знают, что в случае чего можно скрыться за границей», — подчеркнула Набиуллина.

При этом она отметила, что время карманных банков проходит.

«Борьба с кредитованием бизнеса собственников банков, эту борьбу мы ведем уже длительное время и будем продолжать. Время карманных банков, которые не способны внести никакого вклада в экономический рост, проходит», — подытожила Набиуллина.

Banki.ru

 

ЦБ планирует запретить продажу физлицам ряда финансовых продуктов

Центробанк планирует ввести законодательный запрет на продажу некоторых финансовых продуктов физлицам: в частности, речь идет о векселях и субординированных облигациях. Об этом сообщил журналистам первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.

«Мы также работаем над тем, чтобы субординированные облигации не продавались физическим лицам. Это будет серия продуктов не для физических лиц. По субордам мы вообще не хотим видеть физлиц. Это инструмент не типичен для обычных людей. Обязательств погасить (суборды у эмитентов. — Прим. Банки.ру) нет, купонов нет, если что — списывают. Зачем это физическому лицу?» — сказал он. Векселя Швецов назвал «устаревшим инструментом» и указал, что Центробанк хочет добиться прекращения его вторичного обращения.

«Осенью надеемся, что сдвинемся с этим законом», — добавил он.

«Люди не должны финансировать промышленность напрямую. Векселя — это вымирающий инструмент, ему... около ста лет, он не несет пользы для граждан, а лишь создает проблемы для всех», — отметил он.

Швецов уточнил, что готовящийся запрет на векселя связан с ситуацией с Азиатско-Тихоокеанским Банком. Как сообщалось, ЦБ обнаружил там  финансовую пирамиду по продаже векселей.

Banki.ru

 

Мамута: продавцы финансовых продуктов иногда становятся жертвами собственных скриптов

Продавцы финансовых продуктов зачастую не разбираются в сути предлагаемых ими продуктов, сказал в ходе дискуссии на Международном финансовом конгрессе (МФК) руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. 

«Мы сталкивались со случаями, когда жертвами скриптов становились сами продавцы. Они так верили, что сами покупали продукт, а потом вместе с остальными становились в очередь за возмещением», — пояснил он.

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов также указал на неспособность продавцов разобраться в сложных финансовых продуктах. «Я купил два продукта ИСЖ и столкнулся с неспособностью продавца объяснить, как это работает. Договор я прочитал сам, потом мы вместе его прочитали, там такие формулировки, что ни продавец, ни покупатель не сможет ничего понять», — рассказал он.

«Я посмотрел, как это работает (ИСЖ), и мои худшие опасения сбылись», — отметил Швецов.

Banki.ru

 

АКРА: криптовалюты не угрожают финансовой системе России

Криптовалюты — цифровые финансовые активы — не несут угрозы российской финансовой системе, говорится в исследования АКРА.

«По оценкам АКРА, рыночная стоимость криптовалюты, приходящейся на экономику РФ и находящейся у резидентов, на первый квартал 2018 года составляет 7,5—14 миллиардов долларов, или 1—2% денежной массы М2. При этом данный объем сконцентрирован у малого числа владельцев, что нивелирует риски для финансовой системы России. Если бы такой объем криптовалют был распределен среди российского населения столь же широко, как иностранные валюты, например, то волатильность их курса оказывала бы влияние на стабильность российской экономики», — говорится в сообщении.

По мнению аналитиков, криптовалюта пока не выполняет в полной мере ни одну из функций денег. Волатильность ее курса высока и сопоставима с динамикой цен на продовольственные товары, что не позволяет использовать криптовалюту в качестве средства платежа.

Распространение криптовалют пока не снижает трансакционные издержки в экономике, отмечают эксперты. «Энергетическая неэффективность, отсутствие экономии на масштабе в вопросах обеспечения кибербезопасности (сумма совокупных затрат держателей кошельков может быть выше, чем затраты банков), низкая скорость записи в реестр — все эти факторы уменьшают ценность потенциального преимущества, которым является сокращение числа посредников в расчетах (банков)», — заключили в АКРА. 

Banki.ru

 

Visa и Mastercard прекратили сотрудничество с Тимер Банком из-за санкций

Международные платежные системы Visa и Masterсard прекратили сотрудничество с Тимер Банком в связи с включением в санкционный список Минфина США основного акционера кредитной организации — банка «Российская Финансовая Корпорация». Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте Тимер Банка.

«Visa и Masterсard известили о прекращении сотрудничества с Тимер Банком, что привело к отсутствию возможности обслуживания пластиковых карт, выпущенных банком, а также к временной приостановке деятельности банкоматной сети. Просим всех держателей пластиковых карт Тимер Банка обратиться в офисы банка для получения информации о состоянии счетов по вашей банковской платежной карте», — подчеркивается в сообщении.

В банке сообщили, что в результате проведения мероприятий по восстановлению обслуживания банковских карт кредитная организация повысила свой статус в Национальной платежной системе «Мир» до прямого участника, «что позволит в кратчайшие сроки реализовать возможность предоставления клиентам услуг по выпуску и обслуживанию пластиковых карт данной платежной системы».

«В перспективе карты будут обеспечены максимальным спектром дополнительных функций и сервисов, предоставляемых для удобства клиентов», — добавили в кредитной организации.

Банк «Российская Финансовая Корпорация»  стал новым инвестором казанского Тимер Банка в середине декабря 2017 года.

В начале апреля 2018-го банк «Российская Финансовая Корпорация» был внесен в санкционный список США.

Banki.ru

 

Глава АСВ назвал три основные проблемы банков

Глава АСВ Юрий Исаев обозначил базовые проблемы у банков. Среди них — отсутствие капитала, проблема качества активов и управление издержками, рассказал он в ходе выступления на Международном финансовом конгрессе.

«Тех банков, которые ушли, стало больше, чем тех, которые остались. Сейчас мы видим такие базовые проблемы у банков: на первом месте, безусловно, это отсутствие капитала. Проанализировав банкротство у многих банков, мы видим, что больше чем в половине случаев капитал в банках исчез задолго до отзыва лицензии. Это проблема номер один для банковского сектора», — сказал Исаев, подчеркнув, что она существует до сих пор и ее необходимо признавать.

«Проблема номер два — это проблема качества активов, которые есть на балансах банков. Они, может, изначально были не очень хорошие, а с учетом тех кризисов, которые мы прошли, качество ухудшалось. Здесь были попытки это дело скрыть от регулятора. Мы можем сказать, что реальная стоимость активов, которые мы видим при ликвидации — 15—12%», — добавил он.

«Еще одна проблема, которая, на мой взгляд, не очень активно обсуждается в последние годы, — это управление издержками, которое оставляет желать лучшего. Мы это видим уже по факту, когда входим», — подытожил он.

Banki.ru

 

«Ростех» представил систему биоидентификации, которую невозможно взломать

 «Ростех» представил новейшую разработку в области биометрической идентификации и аутентификации пользователей операционных систем «Персона» с уникальной системой защиты от взлома.

Особенностью «Персоны» является то, что пароль пользователя не хранится в системе в исходном формате. Легко запоминаемое рукописное слово, отпечаток пальца, голосовая фраза, рисунок кровеносных сосудов ладони, а также их сочетания преобразуются в произвольный длинный пароль или ключ до 256 бит криптографическими методами и сохраняются в виде кода. При этом первоначальная пользовательская информация немедленно удаляется из системы, сообщает госкорпорация.

По словам представителей «Ростеха», технология может быть использована в системах электронных платежей, электронного документооборота, системах биометрической идентификации личности, в том числе удаленной. Разработка является уникальной с точки зрения применяемых подходов и криптографических инструментов, которые гарантируют неуязвимость системы для хакеров.

Возможности системы впервые демонстрируются широкой общественности на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), которая проходит в эти дни в Иннополисе (Республика Татарстан). Ее разработчиком является дочерняя структура «Ростеха» – концерн «Автоматика».

Банкир.Ру

 

Греф: европейский банкинг скоро перестанет существовать из-за регулирования

Глава Сбербанка отметил, что в Европе самое развитое регулирование и надзор, однако доходность европейских банков не покрывает затрат на капитал

Европейский банкинг из-за действующего регулирования скоро перестанет существовать, а мировой банкинг находится под ударом. Такое мнение высказал глава Сбербанка Герман Греф, выступая на Международном финансовом конгрессе.

"К сожалению, европейское регулирование является очень хорошим примером того, как делать не в коем случае нельзя, потому что европейский банкинг скоро перестанет существовать", - сказал Греф. Он отметил, что в Европе самое развитое регулирование и надзор, однако доходность европейских банков не покрывает затрат на капитал, кредитные организации Европы до сих пор не оправились от прошлого кризиса.

"Банкинг в целом находится под ударом, потому что он находится под жесточайшим регулированием", - заметил глава крупнейшего банка РФ, добавив, что на банкинг также влияют новые технологии. Говоря об угрозах, он также высказал опасение за судьбу залогового кредитования: "Знаете, скорее всего, оно [залоговое кредитование] само по себе, к сожалению, скукожится и умрет".

Вместе с тем он отметил, что подход Банка России к регулированию "значительно более разумен", чем в Европе.

TASS

 

Хабенский планирует запустить блокчейн-платформу для финансирования фильмов

Российский актер и режиссер Константин Хабенский вместе с партнерами запускает блокчейн-платформу Cinematix, чтобы привлечь средства на съемки фильмов.

Идея проекта принадлежит Илье Зибареву, финансисту и попечителю Фонда Хабенского. Вместе с Хабенским в проекте участвуют бывший председатель правления банка «Русский стандарт» Илья Зибарев и совладелец компании ICOBox Николай Евдокимов, сообщает «Коммерсант».

По словам Хабенского, блокчейн позволяет повысить уровень прозрачности операций очень существенно. Выплаты происходят автоматически, если все условия выполнены.

На финансирование платформы будет вложено около 1,5 млн долларов собственных средств и 15—20 млн долларов, собранных в ходе ICO, для разворачивания маркетинговой и бизнес-стратегии, работы на кинорынках, с юристами и консультантами. Учредители планируют привлекать деньги в России, США, а также Индии и других странах Азии. Предполагается, что создатели картин будут размещать заявки на сайте, а пользователи смогут поддержать их, купив выпускаемую платформой криптовалюту за токены CINX. Пользователи платформы смогут собрать портфель из разных проектов с разными рисками и доходностью. Потраченные средства могут быть возмещены как в случае удачи проекта, так и при его провале.

Ожидается, что токены будут выпущены в июле, а ICO платформы планируется завершить в сентябре.

Как сообщалось ранее, продюсер Федор Бондарчук намерен запустить краудфандинговую блокчейн-платформу Cinemico, чтобы пользователи смогли инвестировать в производство фильмов в обмен на долю от будущих доходов.

Хабенский отметил, что принцип работы его платформы будет аналогичен краудфандингу.

«Мы с Федором консультировались около месяца назад, и он сказал, что ему это интересно, он тоже думает о фандрайзинге в кино, только криптонаправления там не было. Я прочитал о его проекте в новостях и понял, различие у нас в том, что мы собираемся делать платформу, ориентированную не только на российский рынок. Кроме того, наш проект сильнее проработан со стороны блокчейн-части, потому что мы сотрудничаем с лидерами ICO-индустрии в мире», — поясняет Хабенский.

Коммерсант

 

Минкомсвязь: единая биометрическая система может применяться в телемедицине и сфере связи

Единая биометрическая система, при помощи которой с 1 июля банки смогут идентифицировать своих клиентов, имеет перспективы применения в сфере телемедицины, а также при заключении договоров с телеком-операторами. Такое мнение высказал журналистам замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев в кулуарах форума «Цифровая индустрия промышленной России», передает ТАСС.

«Дальнейшее расширение использования системы зависит от внесения изменений уже в отраслевые нормативно-правовые акты. Думаю, что целесообразно это предусматривать для  телеком-услуг», — сказал Козырев. Он объяснил, что при заключении договоров на предоставление услуг связи требуется идентификация граждан по паспорту. «Поскольку технология электронной идентификации с биометрией не уступает по надежности, безопасности идентификации по паспорту, считаю, что можно было бы перейти к заключению договоров на услуги связи удаленно с применением такой электронной идентификации», — отметил он.

Другой пример — применение биометрической идентификации и аутентификации для работы граждан с их медицинскими данными, рассказал замминистра. «Развитие телемедицины будет приводить к тому, что у каждого гражданина будет формироваться в электронном виде некая история болезни, его карточка, доступ к которой он сможет предоставить специалистам по своему выбору. И для того чтобы мы были уверены в том, что доступ к его карточке не может быть передан никаким третьим лицам, обязательно надо использовать биометрию», — отметил он. Козырев объяснил, что другие способы электронной идентификации и аутентификации, кроме биометрии, допускают возможность передачи данных стороннему лицу. «Логин и пароль можно сообщить другому лицу, даже электронную подпись на носителе можно передать другому лицу, нельзя передать только биометрию. Поскольку медицинские данные очень чувствительны с точки зрения конфиденциальности, думаю, что для доступа и управления медицинскими данными обязательно будет применяться биометрия», — отметил он.

Ранее глава «Ростелекома» Михаил Осеевский говорил, что оператор планирует вложить в проект национальной биометрической системы около 200 млн рублей. Начало коммерческой эксплуатации единой биометрической системы в РФ запланировано на 1 июля 2018 года. Система позволит удаленно идентифицировать клиентов кредитных организаций в России по голосу и фото.

В начале марта правительство назначило «Ростелеком» оператором единой системы персональных и биометрических данных граждан. Для окупаемости проекта «Ростелеком» будет получать по 200 рублей с каждого банка, который будет открывать счет физлицу с использованием биометрической системы. При этом госоператор может передавать половину полученных средств с кредитных организаций тому банку, который осуществил первоначальный сбор биометрических персональных данных и передал их в систему. Предполагаемый срок окупаемости системы при позитивном сценарии развития использования биометрических технологий в РФ, по оценке Минкомсвязи, составляет восемь — десять лет. Предполагается, что в дальнейшем единая биометрическая система будет использоваться не только в финансовой сфере, но также для получения государственных и муниципальных услуг, услуг здравоохранения, образования и в других областях.

TASS

 

Минкомсвязь обсуждает со «Спутником» и «Яндексом» проект нового поисковика

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь) обсуждает со «Спутником» (госпоисковик «Ростелекома») и «Яндексом» создание поисковика по государственной и иной официальной информации, который планируется внедрить на базе единого навигатора по госсайтам и сервисам gov.ru; вся система может заработать до конца 2018 года, сообщил журналистам замглавы министерства Алексей Козырев.

«Он (поисковик. — Прим. ред.) будет искать по всем государственным и официальным сайтам РФ. Мы рассматриваем различные варианты. Пока из поисковиков на условия, которые необходимы нам, согласился «Спутник». Разговоры ведутся и с «Яндексом». Будет что-то одно, два поиска не надо, в зависимости от того, что лучше ищет. Важно, чтобы поиск выдавал релевантные результаты», — сказал замминистра в кулуарах конференции ЦИПР-2018.

Замминистра пояснил, что сейчас весь государственный контент — сервисы, информация, новости и т. д. — очень сильно распределен в Интернете на тысячах разных сайтов. Пользователи ищут информацию либо с помощью популярных поисковиков, либо переходят по прямым ссылкам. Однако в поисковой выдаче не всегда в первую очередь появляется релевантная информация, необходимая пользователю.

«Если вы введете в поисковик «получение загранпаспорта», вы получите в выдаче получение коммерческих услуг — посредников, которые будут предлагать помощь в оформлении и так далее», — привел пример Козырев.

«Поэтому важно, чтобы для контакта с государством по любым вопросам запомнили одну прямую ссылку — gov.ru. Если вас интересует некоммерческая, государственная официальная информация, вы идете на gov.ru, и там тоже есть поисковик, только он не продает рекламу, не продает контекст, работает исключительно на индексированных государственных информационных ресурсах и в выдаче вам показывает наиболее релевантные данные по вашему запросу», — сказал Козырев.

По его словам, технологически можно ограничить в поисковике выдачу только официальной информации. Замминистра добавил, что в перспективе планируется внедрить и голосовой ввод для поиска.

РИА Новости

 

Исследование: число оптимистов среди российских финдиректоров резко сократилось

Согласно опросу международной консалтинговой компании Deloitte, доля оптимистов среди работающих в России финансовых директоров в первом полугодии 2018 года резко снизилась по сравнению с 2017-м (с 53% до 36%).

По данным исследования, 55% финансовых директоров не ожидают существенных изменений в текущем финансовом положении компаний — это самый высокий показатель за всю историю наблюдений, сообщает РБК. Количество же пессимистов в текущем году не изменилось и составило 9%. Самое большое количество оптимистов среди финдиректоров наблюдается в производственном секторе (40%), а самыми пессимистично настроенными оказались финансовые директора компаний с небольшой численностью сотрудников (до 250 человек) — 22%.

По мнению российских финдиректоров, три ключевых фактора риска, способных повлиять на бизнес их компаний, — это снижение внутреннего спроса, стагнация российской экономики и рост конкуренции на рынке.

Также в 2018 году респонденты отметили геополитический фактор в числе тех, которые могут иметь повышенное негативное влияние на развитие бизнеса в России.

Как комментируют эксперты, такие данные вполне ожидаемы. Сейчас многие отрасли вышли на траекторию роста, однако он слабый и неустойчивый. Даже на фоне низкой инфляции и рекордно низких кредитных ставок рынок не видит оснований для ускорения роста.

РБК

 

Moody's: банковская система РФ выдержит еще одну волну санкций США

Российская банковская система сможет выдержать еще одну схожую с последней волну санкций со стороны США, в целом банковская сфера РФ устойчива к зарубежным санкциям, заявил младший управляющий директор банковской группы по региону EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) в рейтинговом агентстве Moody`s Ярослав Совгира.

«Во-первых, мы считаем, что банковская система (России. — Прим. ред.) в целом является и будет продолжать являться устойчивой к санкциям, если только санкции не будут совсем серьезными», — рассказал он в ходе банковской конференции агентства Moody`s.

Эксперт добавил, что банковская система «выдержит одну, схожую с последней, волну санкций», но если «их будет две или три, то банковская система начнет ослабевать, терять капитал».

«Наш прогноз по банковской системе России в целом стабильный. Но есть два лагеря банков: сильные и слабые банки. С течением времени банки, которые были сильными, становятся еще сильнее, а которые были слабыми — еще сильнее ослабевают. И гэп между этими банками только увеличивается», — отметил он. По словам Совгиры, драйверами роста банковского сектора РФ являются потребительское кредитование и ипотечный рынок.

Эксперт Moody`s отметил, что три четверти вопросов, поступающих в агентство, касаются санкций. «Острота вопроса с течением времени увеличилась, это связано с ожиданием того, что новый пакет мер со стороны США может быть введен в любой момент», — сказал он.

Прайм

 

Минфин: россияне должны сами определять размер налога на прибыль от криптовалютных операций

Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ разослала подконтрольным ведомствам рекомендации Министерства финансов о налогообложении на прибыль от криптовалютных операций для физических лиц. Соответствующий документ Минфин опубликовал 17 мая.

В письме Минфина указано, что до появления законодательного регулирования криптовалютного рынка и порядка налогообложения доходов от операций с виртуальными валютами, физлицам следует руководствоваться положением Налогового кодекса РФ.

В частности, физлица должны самостоятельно определять размер налога и включать доходы от криптовалютных операций в налоговую декларацию.

«Все противоречия и неясности актов законодательства следует толковать в пользу налогоплательщика», — указано в документе.

Однако, по мнению главы межведомственной группы по оценкам рисков оборота криптовалюты Элины Сидоренко, до 2019 года владельцы криптовалют, скорее всего, будут освобождены от налогового бремени.

«Нет нормативно определенного статуса криптовалют, а значит, непонятно, что облагается налогом. Нет алгоритма учета доходов, поскольку юридически сложно определить курс того, чего нет. Нет объективных и технических предпосылок для того, чтобы с криптовалютных транзакций налоги платились в фиатной валюте», — написала Сидоренко в своем Telegram-канале «КриптоЛина».

Forklog

 

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

 

Криптовалюты не угрожают бумажным деньгам – представители центробанков

По мнению европейских и американских центробанков, криптовалюты не несут угрозы ни фиатным деньгам, ни самим центральным банкам. Такое мнение представители финансовых организаций высказали в ходе панельной дискуссии в рамках конференции Money20/20 в Амстердаме 5 июня, сообщает  Сointelegraph.

В ходе дискуссии представители швейцарского Национального банка, Банка Литвы, Банка Англии и Банка Канады по очереди отвечали на вопрос «могут ли криптовалюты означать конец фиатных валют?»

Исполнительный директор Банка Канады Джеймс Чепмен заявил, что криптовалюты являются угрозой для фиатных валют лишь в «ситуации гиперинфляции». Томас Мозер, член правления швейцарского Национального банка, согласился с Чепменом, добавив, что они также представляют угрозу, когда валюта «не работает хорошо».

«До тех пор, пока центральные банки делают хорошую работу, не реально, чтобы они исчезли», — заметил Мозер.

Также представитель швейцарского Нацбанка отметил, что «криптовалюту очень хорошо принимают в Швейцарии», в особенности в Криптодолине в кантоне Цуг, который считается привлекательной локацией для криптокомпаний благодаря сбалансированному подходу к ICO и статусу криптовалютной налоговой гавани.

Мартин Этеридж, глава подразделения Банка Англии, назвал «крайне актуальным» вопрос о важности криптовалют. Этеридж сказал, что он «не видит большой перспективы в замене фиатных денег криптоактивами в текущей ситуации, хотя «кто знает, что будет в будущем».

«Я думаю, у фиатных денег хорошие шансы. [Чтобы изменить ситуацию] потребуется довольно фундаментальный сдвиг общественного восприятия или существующей рыночной системы», — добавил экономист.

Мариус Юргилис из банка Литвы заявил, что криптовалюта, выпущенная центробанком, и обычная криптовалюта — две отдельные вещи, а основной продукт любого центробанка — «это доверие».

«Если наш продукт хорош, нам не нужно говорить о криптовалютах. Это вопрос доверия. Но если общество будет сомневаться или думать, что то, что мы продаем, можно купить дешевле, появятся другие вещи», — отметил представитель Литвы.

Как  сообщалось  ранее, по мнению директора Департамента денежно-кредитных систем и рынков капитала МВФ Дона Хи, Центральные банки стран должны предлагать «лучшие» фиатные валюты, чтобы на равных конкурировать с криптоактивами, и для этого могут рассмотреть меры противодействия «давлению криптоактивов на фиатную валюту».

Forklog

 

Архив правительства Великобритании протестирует возможности блокчейна

Национальный архив (TNA), официальный регистратор правительства Великобритании, исследует возможность использования блокчейна для обмена записями, сообщает СoinDesk.

Получивший название Archangel исследовательский проект проводится университетом Суррея совместно с Open Data Institute. Одна из целей проекта — исследовать возможности использования блокчейна для эффективного решения вопросов, связанных с управлением архивами.

По словам менеджера TNA Алекса Грина, технология распределенного реестра (DLT) используется в Archangel, чтобы «собирать цифровые подписи из оцифрованного физического и изначально цифрового контента».

«Как мы можем показать, что запись, которую вы видите сегодня, — та же, которая была помещена в архив 20 лет назад? Как добиться того, чтобы граждане продолжали рассматривать архивы, как надежные хранилища публичной информации? Чтобы ответить на эти вопросы, Archangel поможет убедиться, что цифровая запись была изменена, изменение было законным, и она является подлинной», — написал в своем блоге Грин.

По его словам, проект поможет узнать, как для этого может быть использован блокчейн.

Исследование финансируется научно-исследовательским Советом по инженерным и физическим наукам (Engineering and physical sciences research council), который ежегодно инвестирует более 800 миллионов фунтов в исследования в области математики, материаловедения и информационных технологий.

Forklog

 

Центробанк ЮАР заявил об успешном тестировании сервиса межбанковского клиринга на блокчейне

Резервный Банк Южной Африки (SARB) завершил 14-недельное «реалистичное» proof-of-concept испытание системы, с помощью которой в течении двух часов были совершены 70 тысяч платежных операций, сообщает  BusinessTech.

Согласно заявлению SARB, в среднем на проведение каждой транзакции, на которую обычно уходит пара дней, было потрачено 1-2 секунды. При этом была сохранена полная анонимность. В пилотном запуске проекта принял участие консорциум банков, включая Absa, Capitec, Discovery Bank, FirstRand, Investec, Nedbank and Standard Bank.

Впрочем, успех проекта на стадии proof-of-concept не означает, что он заменит существующую систему валовых расчетов в реальном времени (RTGS). Как считают в SARB, для этого требуются дополнительные исследования и запуск системы регулирования.

«Необходимо изучить оценку вспомогательных структур и других систем, которые интегрируются с RTGS, правовые и нормативные вопросы, а также соответствие законодательству. Полный запуск системы платежей на основе распределенного реестра в Южной Африке пока не планируется», — говорится в сообщении банка.

Как  сообщалось  ранее, власти ЮАР обложат налогом на прибыль все виды операций с цифровыми валютами. Налоговой базой при этом будут служить любые криптовалютные поступления, включая вознаграждение майнеров и доход от продажи товаров и услуг.

Forklog

 

Крупный торговый центр в Словении полностью перешел на платежи в криптовалюте

Торговый комплекс BTC City в столице Словении Любляне претендует на звание «города биткоина». Здесь в более 500 торговых точках можно расплатиться первой криптовалютой. Об этом сообщает Newsbtc.

Пока оплачивать услуги и товары можно только в биткоинах, но в дальнейшем будет добавлена поддержка Bitcoin Cash и собственного токена компании.

Для приема платежей в криптовалюте французский блокчейн-стартап Eligma разработал систему транзакций Elipay. Хотя ее тестирование было запланировано на середину июня, многие мерчанты уже внедрили ее на своих площадках.

На территории центра есть несколько криптоматов. В ближайшее время в BTC City появится аналитический блокчейн-центр, а также крупнейшая, по словам руководителей комплекса, установка для майнинга в Словении.

В компании BTC City намерены превратить комплекс в первую в мире экосистему с использованием криптовалют, блокчейна, искусственного интеллекта, а также технологий виртуальной и дополненной реальности.

Forklog

 

Правительство Бельгии запустило информационный сайт о рисках инвестиций в криптовалютные проекты

Министерство экономики Бельгии (FPS) совместно с Управлением финансовых услуг и рынков запустило сайт, на котором размещена информация, предупреждающая потенциальных инвесторов о мошеннических проектах в криптовалютной индустрии. Об этом пишет CoinDesk.

Ресурс под названием «Слишком хорошо, чтобы быть правдой» доступен на французском и фламандском языках, и на нем перечислены наиболее известные мошеннические схемы.

«Будьте осторожны при онлайн-оплате, инвестировании в спортивные ставки с помощью криптовалют и с платформами для инвестиций», – говорится на сайте.

Министерство также советует вкладчикам проверять достоверность информации об организаторах проекта и не доверять обещаниям легкого заработка.

Кроме того, на портале создана база данных мошеннических проектов, с помощью которой пользователи могут “просканировать” проект. Однако разработчики не исключают возможных ошибок системы, а также предупреждают, что некоторые компании могут менять свои названия, чтобы не появляться в списках мошеннических проектов.

По данным FPS, ежегодно жители Бельгии теряют около 130 млн евро из-за мошенничества в криптоиндустрии. При этом только 4% обманутых инвесторов сообщают о подобных случаях.

Напомним, в мае Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в образовательных целях запустила сайт для продвижения несуществующего и мошеннического первичного предложения монет (ICO) HoweyCoin. Таким образом регулятор надеется наглядно продемонстрировать потенциальным криптоинвесторам, как выглядит явно недобросовестная кампания по сбору средств.

Forklog

 

Mastercard: разговорная коммерция станет новым направлением цифрового развития 

Mastercard поделилась результатами своего исследования о возможностях и вызовах разговорной коммерции. В своем докладе под названием «Тут кто-нибудь есть? Разговорная коммерция обретает голос» Mastercard отмечает, что превыше всего покупатели ценят удобство – в этом и заложен ключ к распространению сервисов разговорной коммерции.

В разговорной коммерции покупатели получают индивидуальный сервис, который обслуживается человеком, ботом или сочетанием их обоих. Компании используют чат-боты для подтверждения заказов, уведомления об отправке и доставке товаров, а также для решения проблем с обслуживанием клиентов.

Поскольку голос и общение становятся ведущим средством взаимодействия в новом цифровом пространстве, разговорная коммерция оказывается на новом витке своей эволюции.

По данным исследования, проведенного в партнерстве с Future Agenda, 87% американцев знают о голосовых помощниках и чат-ботах, а 66% уже использовали их. В Европе каждый пятый житель совершал покупки с помощью голосового или текстового ассистента: 21% европейцев делали покупки, 16% проводили оплату и 7% применяли виртуальные сервисы для управления финансами.

Однако исследование показало и то, что несмотря на разнообразие голосовых ассистентов и смарт-динамиков, все возможности голосового управления и разговорной коммерции пока реализованы не до конца. Многие покупатели беспокоятся о безопасноcти, когда применяются голосовые команды, особенно если речь идет об электронной торговле. По данным недавнего исследования, отсутствие видимой безопасности является главной причиной, почему люди могут отказываться от покупок.

Тем не менее, рынок голосовых сервисов, используемых в коммерции, будет стремительно развиваться в течение следующих нескольких лет. Международная консалтинговая компания OC&C посчитала, что к 2022 году в США объем продаж с помощью голосовых сервисов достигнет 40 млрд долларов, а в Великобритании – 5 млрд долларов, что составит 6% и 3% всех онлайн-расходов.

Чтобы максимально расширить возможности новых сервисов, нужно сфокусироваться на доверии, удобстве и простоте использования, ведь именно они станут ключом к массовому применению. Очень важны для развития направления и заключаемые партнерские проекты, так как это целая экосистема, которая может усилить или разрушить платформу. Бренды и ритейлеры должны работать вместе, чтобы интегрировать новые безопасные продукты и услуги, и создать среду, которая укрепит доверие к использованию голосовых сервисов в торговле.

Комментируя исследование, Энн Кернс, вице-председатель Mastercard, отметила: «Быстрый рост и инновации в развитии голосовых технологий могут улучшить качество нашей жизни и работы. Вербальные сервисы дают бизнесу новые клиентские решения – еще более быстрые, простые и удобные. Но к этой задаче нужно подойти с должной ответственностью. Роль голосовой технологии – обеспечить безопасный, надежный опыт, который принесет ощутимую выгоду».

Plusworld

 

RSS

Все новости...