Новости платежных технологий

03.07.2019

ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ

ОБЗОР СМИ

 

Информация о заседании Национального финансового совета 

Национальный финансовый совет на заседании 2 июля 2019 года рассмотрел Годовой отчёт Банка России за 2018 год и отчёт о деятельности общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» за 2018 год, заслушал информацию Совета директоров Банка России по основным вопросам деятельности Банка России в I квартале 2019 года.

НФС утвердил отчёт Банка России о расходах за 2018 год на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды, а также нормативные акты Банка России по вопросам ведения в Банке России бухгалтерского учёта.

Национальный финансовый совет определил консорциум аудиторских организаций ООО «Эрнст энд Янг» и ООО «ФинЭкспертиза» аудитором годовой финансовой отчетности Банка России за 2019 год.

Банк России

 

Совершенствование системы страхования вкладов: предложения для обсуждения

Расширение периметра страховой защиты – основная тема  консультативного доклада  «О совершенствовании системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации».

В докладе рассматриваются возможность увеличения лимита выплат гражданам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, и распространение страховой защиты на средства отдельных видов некоммерческих организаций и объединений. В основе предложений – социально значимые ситуации, выявленные в процессе надзорной деятельности и в рамках процедур финансового оздоровления и банкротства банков.

Доклад предлагает к обсуждению следующие вопросы:  средства каких юридических лиц должны быть застрахованы, учитывая, что мировая практика следует общему правилу защиты подавляющего числа вкладчиков, и как в связи с этим должна поменяться система взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить текущую финансовую нагрузку на банки и не допустить снижения уровня финансовой стабильности в банковском секторе, а с другой – обеспечить устойчивость фонда к осуществлению выплат всем застрахованным лицам при наступлении страхового случая.

В формировании концепции доклада приняла участие государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Доклад учитывает в том числе предложения представителей законодательных органов власти, социальных организаций, бизнес-сообщества.

Ответы на поставленные в консультативном докладе вопросы и предложения участники обсуждения могут направить в Банк России до 31 июля 2019 года.

Банк России

 

Интервью главы ЦБР Эльвиры Набиуллиной о цикле снижения ставки, тратах ФНБ, рисках пузырей

Власти РФ намереваются начать тратить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в следующем году. Как Центробанк оценивает риски этих бюджетных решений, что за варианты трат просчитывает и как может меняться траектория процентной ставки, рассказала в интервью Рейтер председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

Ниже следуют ее развернутые высказывания:

О ТРАТАХ ФНБ:

"По нашим оценкам, ФНБ в следующем году может преодолеть порог в 7% ВВП, после которого появляется право инвестировать средства фонда. То, как эти средства будут инвестироваться, может повлиять на макроэкономическую ситуацию, и поэтому мы безусловно будем участвовать в дискуссиях и совещаниях на эту тему. Те предложения, которые сейчас высказываются, вызывают у нас некоторую озабоченность".

О СЦЕНАРИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФНБ:

"ЦБ просчитывает несколько вариантов сценариев использования средств ФНБ, они отличаются масштабом трат. На наш взгляд, самый неблагоприятный вариант, это инвестирование всех средств фонда сверх порога в 7% ВВП. По сути дела, весь прирост дополнительных доходов от увеличения цены нефти будет идти на расходы. Не так важно, во что деньги будут инвестированы, поскольку в этой ситуации полностью восстановится зависимость экономических и финансовых параметров, курса рубля от колебаний цен на нефть.

Вариант, который имеет меньше негативных последствий для макроэкономической и финансовой стабильности, – это инвестирование определенного процента от превышения 7% ВВП. По эффектам, этот вариант аналогичен увеличению цены отсечения в бюджетном правиле. Но исходя из того, что уже накоплено 7% ВВП, это лучше, чем если бы более высокая цена отсечения закладывалась изначально.

Основной вопрос – как будут инвестированы средства ФНБ. Если они будут работать на повышение потенциальных темпов экономического роста, производительности труда и конкурентоспособности, а не вести к перегреву экономики, тогда заметных проинфляционных эффектов не будет.

Если правительством будет выбран механизм, когда средства ФНБ идут на кредиты покупателям российской продукции из-за рубежа, то есть, по сути дела, стимулировать внешний спрос, то влияние на макроэкономику и курс рубля будет примерно таким же, как если бы эти средства тратились внутри России. Потому что эта валюта будет также поступать в российскую экономику, но по другим каналам".

О КРИТЕРИЯХ ОТБОРА ПРОЕКТОВ:

"Очень важно, как будут отбираться проекты, которые получат финансирование, как они будут управляться. Не менее важно наладить и эффективное управление теми инвестиционными проектами, на которые уже выделены средства в бюджете. Мы видим отставание в их реализации. Поэтому здесь вопрос скорее не в недостатке денег на госпроекты, которые нужно дополнительно привлекать из ФНБ, а в том, чтобы сами эти проекты приводили к росту производительности труда и увеличению потенциала экономики.

Если госпроекты, даже без трат из ФНБ, не будут очень эффективными, они, по нашим оценкам, будут создавать инфляционное давление. Поэтому проблема эффективности общая и для реализации в целом инвестиционных проектов, и для возможного использования средств ФНБ".

СКОЛЬКИМИ ПРОЦЕНТНЫМИ ПУНКТАМИ СВЕРХ 7% ВВП СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИТЬ ЕЖЕГОДНЫЕ ТРАТЫ ФОНДА:

"Это пока не обсуждается. Но траты 1-2% ВВП в год будут по своему влиянию на экономику и реальный валютный курс аналогичны по последствиям повышению цены отсечения в бюджетном правиле до $50-60 за баррель".

ЕСТЬ ЛИ РИСКИ, ЧТО СМЯГЧЕНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2020 ГОДУ БУДЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ТАКОЙ ЖЕ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ БЮДЖЕТНОЙ:

"Мы не видим риска, что наша политика может стать процикличной, потому что она остается умеренно-жесткой, мы только переходим к нейтральной политике. Но безусловно при принятии решений по монетарной политике мы всегда учитываем последствия бюджетных решений, так было и в отношении НДС, так будет и в отношении трат ФНБ. Если будут материализовываться проинфляционные последствия бюджетной политики, конечно, при прочих равных, денежно-кредитная политика будет чуть более жесткой, чтобы обеспечить достижение цели по инфляции".

ТО ЕСТЬ, ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ, МОЖЕТ БЫТЬ И БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНАЯ ПАУЗА В ДАЛЬНЕЙШЕМ СНИЖЕНИИ?

"Да, это может быть и более медленное снижение ключевой ставки. Все зависит от данных. Потому что, если мы увидим инфляционные риски, как в случае с повышением НДС, а они реализовались, пусть и в меньшем объеме, мы можем действовать превентивно и упреждающе повысить ставку".

АНАЛИТИКИ ПИСАЛИ, ЧТО ЦБР МОЖЕТ ЛЕГКО СТЕРИЛИЗОВАТЬ ТРАТЫ ФНБ БЕЗ ПОВЫШЕНИЯ СТАВКИ — УВЕЛИЧИВ ЭМИССИЮ КОБР ИЛИ ПРОДАВАЯ ВАЛЮТУ, ТАК ЛИ ЭТО?

"До введения бюджетного правила, действительно, расходы бюджета за счет резервного фонда или ФНБ мы стерилизовали за счет привлечения депозитов или выпуска КОБР. Таким образом, мы стерилизовали поступавшую в систему дополнительную ликвидность и предотвращали влияние бюджета на нашу способность управлять ставкой. Напомню, кстати, что переход от структурного дефицита к профициту и рост структурного профицита в 2016-17гг привели к тому, что мы снижали ставку несколько медленнее, чем это бы было при неизменности баланса.

Еще раз хочу подчеркнуть, что стерилизация, в том числе и через эмиссию КОБР, позволяет управлять ставкой и добиваться того, чтобы ставки денежного рынка соответствовали ключевой. При этом ключевая ставка устанавливается, исходя из рисков отклонения от цели по инфляции 4%. Расширение агрегированного спроса за счет роста бюджетных расходов при прочих равных создаст дополнительное инфляционное давление, которое должно быть учтено при проработке ДКП. Однако фактическая траектория ставки будет зависеть от комбинации всех факторов, влияющих на инфляцию".

О ВЛИЯНИИ НА КУРС РУБЛЯ:

"Риски укрепления реального курса рубля могут быть в любом случае, если будут траты ФНБ. Даже если траты будут по второму варианту, с ограниченной долей инвестирования средств, то это будет аналогично по последствиям тому, что мы повысили бы цену отсечения в бюджетном правиле с $40 за баррель. Это может привести, условно говоря, к структурному укреплению курса рубля и потом стабилизации его на новом уровне".

ИЗМЕНЕНИЕ ПОРОГОВОГО ЗНАЧЕНИЯ В 7% ВВП УЖЕ НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ ИЛИ ЦБ НАМЕРЕН И ДАЛЬШЕ НАСТАИВАТЬ НА ЭТОМ?

"Мы не настаивали, а предложили еще раз посмотреть, на сколько накопленных ресурсов достаточно в новых условиях. Потому что 7% ВВП перекочевали из прошлой конструкции бюджетного правила, а за это время поменялись и внешние, и внутренние риски. Есть ограничение, что в год можно тратить не больше 1 процентного пункта ВВП и поэтому теоретически этого фонда может хватить на 7 лет. Но мы понимаем, что в зависимости от того, насколько сильными будут риски, для стабилизации бюджетной и экономической ситуации может понадобиться потратить и больше средств, тогда на сколько их хватит?

Я считаю, что эти 7% ВВП периодически надо пересматривать и оценивать, на сколько этого отсечения хватает в нынешних условиях для решения возникающих задач. Это не магическая какая-то цифра, она должна быть экономически обоснованной и соответствовать меняющимся реалиям".

БУДУТ ЛИ МЕНЯТЬСЯ ПРАВИЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФНБ:

"Честно говоря, это не наша компетенция, мы здесь только выражаем надежду, что средства пойдут на проекты, повышающие производительность труда. Правительство заявляет, что это будут именно такие проекты, но для этого нужно создать адекватные механизмы отбора. Это непростая задача, как вы понимаете, потому что желающих получить дополнительные средства достаточно много".

КАК ОТМЕНА СОГЛАШЕНИЯ О ЗАМОРОЗКЕ ЦЕН НА БЕНЗИН МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И НЕФТЯНИКАМИ ПОВЛИЯЕТ НА ИНФЛЯЦИЮ:

"Само соглашение стабилизировало цены на бензин, они росли темпом ниже инфляции в годовом выражении. Но мы понимаем, что эта стабилизация была достигнута нерыночным способом, и возникает вопрос, насколько долгосрочна такая стабилизация, какой будет динамика цен.

Мы видим, что правительство намерено добиться, чтобы цены на топливо на внутреннем рынке были достаточно стабильными, потому что это и с социальной точки зрения, и с точки зрения экономического развития важный фактор. Для нас это и фактор, влияющий на инфляционные ожидания. Правительство сейчас пытается настроить экономический механизм, чтобы можно было стабилизировать цены без соглашения, без административных мер. Надеемся, что он сработает, если нет – то, видимо, могут применяться и методы "достижения соглашений".

С ИЮЛЯ ТАКЖЕ ПОВЫШАЮТСЯ ТАРИФЫ НА УСЛУГИ ЖКХ, И В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ РОСТ СОСТАВИТ БОЛЕЕ 4%, НЕ ВИДИТЕ ЗДЕСЬ РИСКИ?

"Мы, считаем, что рост тарифов в среднем по стране не превысит 4%. И произошедшее разнесение во времени увеличения тарифов (на 1,7% с января и на 2,3% — с июля) позволяет работать эффекту базы – в прошлом году с июля было большее повышение тарифов. Безусловно, в ряде регионов повышение тарифов может быть и выше, инфляция в регионах отличается, но в среднем по России мы не ожидаем проинфляционного эффекта от повышения тарифов ЖКХ с 1 июля. Мы на каждом совете директоров обсуждаем, что происходит в регионах, региональный аспект очень важен".

КАК ОЦЕНИВАЕТЕ ЭФФЕКТ ОТ ПЛОДООВОЩНОЙ ДЕФЛЯЦИИ?

"Дефляция в месячном выражении возможна в последние летние месяцы, может быть, и в начале осени. Урожай в этом году пока хороший, и дезинфляционный эффект возможен. Он может наступить даже несколько раньше из-за более раннего урожая. Возможно, какие-то эффекты мы уже начали наблюдать. Обычно это сразу влияет на инфляционные ожидания в сторону их снижения, потому что ожидания не заякорены и реагируют на такие факторы, как цены на бензин, продовольствие, тарифы ЖКХ. Поэтому определенный дезинфляционный эффект возможен".

ПОЧЕМУ ТОГДА С УЧЕТОМ ВСЕГО ЭТОГО, ЦБ ЕЩЕ НЕ ЖДЕТ ИНФЛЯЦИЮ В 4% К КОНЦУ ГОДА?

"Сейчас, по нашей оценке, устойчивые факторы работают так, что инфляция находится около 4%. Мы можем сказать, что текущее инфляционное давление соответствует отметке около 4%. Плюс к этому, у нас накопилось где-то 0,4 процентного пункта превышения 4% за предыдущие месяцы – это эффекты от НДС, предыдущего ослабления курса рубля, и если сложить эти цифры, то у нас нет оснований снижать дальше прогноз инфляции на этот год. Но, действительно, сейчас есть вероятность возникновения временных дезинфляционных факторов, будем внимательно следить и, если надо, уточним прогноз в дальнейшем".

РАССМАТРИВАЛ ЛИ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ЦБ ВАРИАНТ СНИЖЕНИЯ СТАВКИ СРАЗУ НА 50 Б.П. В ИЮНЕ, БЫЛА ДИСКУССИЯ О ТАКОМ ШАГЕ?

"Мы рассматривали три варианта — оставить ставку неизменной, снизить на 25 базисных пунктов и на 50 базисных пунктов".

ПОЧЕМУ ВСЕ ЖЕ НЕ СНИЗИЛИ НА 50 БАЗИСНЫХ ПУНКТОВ?

"При прочих равных условиях мы стараемся двигаться более умеренными шагами, для того, чтобы экономика адаптировалась к нашим новым решениям".

О КОЛИЧЕСТВЕ ШАГОВ ПО СНИЖЕНИЮ СТАВКИ:

"При развитии ситуации в соответствии с прогнозом, если не возникнут значимые внешние или внутренние отклонения, можно будет считать, что мы возобновили цикл снижения ключевой ставки, который может завершиться до середины следующего года.

В зависимости от того, как будет развиваться ситуация в ближайшее время, мы будем выбирать траекторию этого снижения – чуть быстрее или чуть медленнее, если будут причины проявлять большую осторожность. Поэтому мы допускаем вариативность скорости смягчения".

ТО ЕСТЬ, ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ СТРАТЕГИЮ, А ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ БУДУТ ПРИНИМАТЬСЯ НА КАЖДОМ ЗАСЕДАНИИ?

"Да, стратегический путь такой, а перед каждым конкретным заседанием мы выявляем, какие действуют проинфляционные и дезинфляционные факторы, какие риски преобладают, и принимаем решение об оптимальной на наш взгляд траектории движения ключевой ставки".

МОЖЕТ ЛИ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ПОМЕНЯТЬСЯ УРОВЕНЬ НЕЙТРАЛЬНОСТИ СТАВКИ:

"Уровень нейтральной ставки может меняться в зависимости и от внешних и от внутренних факторов. Например, если равновесные ставки в мире будут меняться, а мы видим, что политики мировых центробанков смягчаются. К переоценке уровня нейтральной ставки может привести снижение рисков российской экономки, например, в результате реализации нацпроектов. Но нейтральная ставка – это все равно диапазон, условная величина, которая позволяет оценить, есть или нет инфляционное давление. Мы постоянно будем проводить анализ, насколько диапазон 6-7% соответствует действительности. Сейчас пока нет оснований пересматривать этот уровень".

КОГДА ВЫ ВОЗГЛАВИЛИ ЦЕНТРОБАНК, КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА, В 2013 ГОДУ, БЫЛА НА УРОВНЕ 5,50%, СМОЖЕТ ЛИ ОНА КОГДА-НИБУДЬ ДОСТИЧЬ ЭТОГО ЗНАЧЕНИЯ?

"Напомню, когда ставка была 5,50%, инфляция не была 4%. Теоретически, и даже практически, мы допускаем, что ставка может быть и ниже нейтрального уровня. Если инфляция опустится ниже цели, надо будет смягчать денежно-кредитную политику, повышать инфляцию, тогда и ключевая ставка может опуститься ниже нейтрального уровня. И потом, 6-7% не так далеко от 5,50%, я уже говорила, что и сама нейтральная ставка может меняться. Во всяком случае, наша процентная политика должна быть такой, чтобы инфляция была долгосрочно около 4%".

ОБСУЖДАЕТСЯ ПУБЛИКАЦИЯ ПРОГНОЗА КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ?

"Мы все время это обсуждаем. Я не исключаю, что мы когда-то приступим к таким публикациям, просто нужно правильно выбрать момент. Россия – это страна с очень короткой историей инфляционного таргетирования, у нас еще нет того доверия и у бизнеса, и у населения к денежно-кредитной политике и к способности Центробанка обеспечить цель по инфляции, как есть во многих странах с продолжительной успешной историей инфляционного таргетирования. В таких странах публикация траектории ставки не воспринимается как обязательство, а скорее как представление обществу логики рассуждений, оценки вероятности различных вариантов событий центральным банком.

То есть это никак не commitment, а forecast. У себя мы видим риски того, что публикация прогноза по ставке будет восприниматься как обязательство Центрального банка установить ровно такую ставку. Как это было с прогнозом по курсу, когда мы таргетировали курс рубля до введения инфляционного таргетирования. Когда мы поймем, что риск такой интерпретации не так велик, мы можем начать публиковать прогноз по ставке, но, скорее не в виде dot plot, а графического прогноза с веерными доверительными интервалами".

ОБ ОЦЕНКЕ РЕАКЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ НА ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ РИСКИ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ О СТАВКЕ:

"Мы этот момент ввели в пресс-релизы о ставке осенью прошлого года, когда фактор волатильности финансовых рынков стал достаточно значимым. Финансовые рынки, как мы видим, очень чувствительны и к экономическим, и к геополитическим новостям, что влияет на составные нашего прогноза. Поэтому мы отметили этот момент как некоторое внимание к тому факту, что финансовые рынки стали очень волатильны".

МОЖЕТ БЫТЬ ПУЗЫРЬ В РОЗНИЧНОМ КРЕДИТОВАНИИ?

"Там сейчас нет пузыря, и задача Центробанка – сделать так, чтобы он там не сформировался.

Если мы смотрим на потребительское кредитование с точки зрения финансовой стабильности, то важна долговая нагрузка. У населения в среднем она пока умеренная. Поэтому мы здесь не видим больших рисков.

И считать, что потребительское кредитование виновато во всех бедах экономики и в низких доходах населения – это, конечно, большое преувеличение.

Чтобы риски не сформировались, мы применяем меры макропруденциальной политики. За последний год мы четыре раза повышали коэффициенты риска в зависимости от полной стоимости кредита, с октября вводим показатель долговой нагрузки заемщика".

ВЫ СОГЛАСНЫ, ЧТО СНИЖЕНИЕ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ БУДЕТ СТИМУЛИРОВАТЬ РОСТ ПОТРЕБКРЕДИТОВАНИЯ В ЭТОМ ГОДУ?

"Нет, мы ожидаем, что темпы роста потребительского кредитования могут начать снижаться, но останутся достаточно высокими. На динамику ставок в этом секторе наши макропруденциальные меры влияют сильнее, чем денежно-кредитная политика. В частности, повышение коэффициентов риска по кредитам с высокими ставками привело к снижению ставок и при прочих равных снижало и долговую нагрузку.

Наше достаточно жесткое регулирование по показателю долговой нагрузки должно привести к тому, что темпы потребкредитования будут постепенно сокращаться в этом году, несмотря на снижение ставок по кредитам. И замедление в первую очередь будет идти за счет наиболее рисковых категорий с достаточно высокой долговой нагрузкой. Одновременно, у банков будут накапливаться буферы для решения возможных будущих проблем, что будет способствовать сохранению финансовой стабильности и снижению рисков для экономического роста".

О МЕРАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО КРЕДИТОВАНИЯ:

"Главное ограничение для корпоративного кредитования — инвестиционный климат. И он не сводится к административным барьерам и регуляторной гильотине. Хорошие компании не стремятся сейчас наращивать инвестиции и привлекать кредиты. Для компаний в плохом положении, которым кредит нужен, чтобы как-то сводить концы с концами, а вовсе не на развитие, кредитование не поможет, наращивать кредитование таких компаний – создавать риски для устойчивости банков.

KPI для госбанков, наверное, не стоит устанавливать, хотя, например, по кредитованию малого бизнеса они были и сыграли свою роль, но было бы неправильно использовать KPI для любой отрасли. По сути дела, это тогда означает квотирование кредитования, достаточно сильное вмешательство государства в бизнес-решения. Все-таки здесь должна быть экономическая логика и финансовая привлекательность.

С точки зрения роста корпоративного кредитования, мы развиваем стимулирующее регулирование. Сейчас оно начинает работать для проектного финансирования ВЭБа, в жилищном строительстве. Мы считаем, что и дальше это направление может развиваться.

Будем смотреть, как развивать такие меры. У нас предполагается изменение подходов к оценке рисков, это должно сделать более привлекательным финансирование предприятий реального сектора экономики. Причем в отличие от более активного применения в регулировании рейтингов, наш подход снижает коэффициенты риска не только для высоко рейтингованных крупных предприятий, но и для более широкого круга финансово устойчивых предприятий среднего размера, обрабатывающих секторов экономики, по тем или иным причинам не имеющих рейтингов. В случае с малым бизнесом, мы готовы дальше настраивать регулирование таким образом, чтобы банки были заинтересованы с ним работать.

Это не означает, что мы будем смягчать регулирование, чтобы банки закрывали глаза на риски, но оценка рисков должна быть адекватной, а не механической, банкам должно быть выгодно разбираться с живыми бизнес-проектами".

В РИСКОВОМ СЦЕНАРИИ ПОЧЕМУ ПОЯВИЛАСЬ ЦЕНА НА НЕФТЬ $20 ЗА БАРРЕЛЬ?

"Чтобы приблизить рисковый сценарий к реальным ситуациям, которые могут возникать, мы заложили в него вариант, когда цена на нефть может резко упасть на короткое время, а потом несколько вырасти и стабилизироваться. Но рисковый сценарий в целом у нас со среднегодовой ценой $35 за баррель. Мы просто изменили профиль, чтобы понять, как будет вести себя экономика в острой фазе. Этот подход вполне оправдан.

Основной фактор падения цены на нефть в этом сценарии – это замедление мировой экономики — от рецессии крупных экономических регионов. Это повлияет и на падение спроса на товары нашего экспорта, на цену на нефть. Все же рисковый сценарий — маловероятный, но мы должны быть готовы и к такому развитию событий".

СКОРО ЛИ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТО ПЕРЕМИРИЕ В ТОРГОВОЙ ВОЙНЕ США И КИТАЯ?

"Я думаю, что такое выяснение отношений между двумя крупнейшими экономиками мира в разных областях – это надолго. Это мое ощущение. Необязательно противостояние продолжится в такой острой форме, как сейчас, но разногласия могут продолжаться долго".

БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ ОСНОВАН НА ПРЕДПОЛОЖЕНИИ О НЕИЗМЕННОЙ СТАВКЕ ФРС, ЕСЛИ ОНА ВСКОРЕ ПОЙДЕТ ВНИЗ, КАК ЭТО ОТРАЗИТСЯ НА ТРАЕКТОРИИ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ ЦБР:

"Прямой зависимости ключевой ставки от ставки ФРС нет. Но ставку ФРС мы учитываем при уточнении нашего прогноза. Следующий раунд уточнения прогноза будет в сентябре. Тогда мы и попробуем оценить вероятность дальнейшего движения. Мы видим тренд многих центральных банков в сторону возможного смягчения денежно-кредитной политики как реакцию на возросшую вероятность замедления темпов экономического роста".

ОЖИДАЕТ ЛИ ЦБ РОСТА ОПЕРАЦИЙ CARRY TRADE ПРИ СМЯГЧЕНИИ ПОЛИТИКИ ФРС США:

"Некоторый потенциал для carry trade есть, потому что у нас ставки выше, чем на многих других рынках. Но на наш взгляд, потенциал carry trade небольшой, он не сравним с тем, когда мы проходили путь снижения ключевой ставки от 17% до 7 с небольшим процентов.

При этом, обратите внимание на осторожность ФРС в политике. Наверняка, одним из факторов был анализ ситуации в целом на глобальных рынках и предотвращение risk-off на emerging markets. Скорее, мы можем говорить, что это приведет к меньшему оттоку капитала, чем к большому притоку на emerging markets, которым является и Россия. Поэтому рисков какого-то очень большого carry trade мы здесь не видим".

ДОЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ В ОФЗ И РИСК ПЕРЕГРЕВА РЫНКА:

"Нет причин говорить о перегреве рынка. У нас достаточно высокая доля иностранцев среди держателей ОФЗ, но это не избыток иностранцев, а недостаток российских инвесторов. У нас не очень большая инвесторская база. Основные внутренние инвесторы в ОФЗ – банки и НПФ, у других просто нет достаточно больших активов. Мы уже давно говорим о недостатке внутренней инвесторской базы как факторе, влияющем на финансовую стабильность. Но это, скорее, фактор структурного характера.

Мы не видим больших рисков от волатильности трансграничного капитала, потому что государственный долг РФ не очень большой. У нас есть инструменты, чтобы купировать последствия всплесков волатильности для финансового рынка и экономики".

О РИСКАХ ПРОФИТ-ТЕЙКИНГА В СЛУЧАЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЦИКЛА СМЯГЧЕНИЯ ДКП:

"Таких больших рисков мы не видим. В рамках нашего базового сценария, макроэкономическая стабильность делает достаточно привлекательным российский рынок для инвесторов".

МИНФИН БУДЕТ МЕНЬШЕ ЗАНИМАТЬ ДО КОНЦА 19Г, ДЕФИЦИТ ГОСБУМАГ МОЖЕТ БЫТЬ?

"Я здесь вижу только перераспределение внутри года. Действительно, Минфин много занял в первой половине года. Не должно быть дефицита госбумаг, большого влияния на долговой рынок мы не ожидаем".

КАК ЦБ ОЦЕНИВАЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ САНКЦИЙ США ПРОТИВ ГОСДОЛГА РФ:

"Мы уже давно перестали оценивать эту вероятность. Ее невозможно посчитать. Наша основная задача – иметь инструменты на случай, если такая вероятность материализуется. Но так как объемы государственного долга не очень большие, мы не считаем, что эти решения сильно повлияют на экономику и финансы Российской Федерации.

С точки зрения финансовой стабильности мы очень внимательно смотрим за уровнем долга. И государственный долг, и долг домохозяйств, и долг корпораций (что очень важно), должны быть под контролем. Это уменьшает разного рода риски, уязвимость экономики к поведению инвесторов, чем его изменение не было спровоцировано: геополитическими факторами, или внешними факторами, когда начинают увеличиваться оттоки капитала в силу замедления мировой экономики, в силу политики банков других стран. Важно сохранять буферы и финансовую стабильность".

САНКЦИОННЫЕ КОМПАНИИ РФ ПОЛЬЗУЮТСЯ ПРАВОМ НЕ ВОЗВРАЩАТЬ ВАЛЮТНУЮ ВЫРУЧКУ, КАК ЭТО ВЛИЯЕТ НА СПОТОВЫЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК?

"Они не очень активно этим пользуются. Мы не видели больших изменений в продаже валютной выручки экспортерами. У нас нет озабоченности по этому поводу".

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРОСТОЯ НЕФТЕПРОВОДА ДРУЖБА ДЛЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ:

"Мы не пересматривали темп роста ВВП в этом году из-за простоя Дружбы, хотя понизили оценку экспорта в основном за счет продления соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. По году, мы считаем, что Дружба не влияет на объемы экспорта и не текущий счет, соответственно. Мы ждем, что простой будет восполнен".

О ПОКУПКАХ ЗОЛОТА В РЕЗЕРВЫ:

"Мы понимаем, что золото достаточно волатильно. Но мы считаем, что наша структура резервов должна быть диверсифицирована. В этом отношении золото – где-то уникальный резервный актив, потому что не зависит от обязательств государства или какой-то компании.

По объему золота Россия на пятом месте в мире, так же как и по общему объему резервов в целом".

СОГЛАСНО СТАТИСТИКЕ, В ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ ЦБ СНИЗИЛ ПОКУПКИ ЗОЛОТА, ПОЧЕМУ?

"Мы ввели дисконты на покупку золота, потому что мы видели, что продавцы стремятся сбыть золото в основном центральному банку. Дисконты выравнивают внутренние условия с внешними и стимулируют золотодобытчиков продавать и на экспорт. Это не было специальным нашим решением, чтобы сокращать покупки золота".

ПОЧЕМУ ЦБР ОКАЗАЛСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ЦЕНТРОБАНКОМ В МИРЕ, СУЩЕСТВЕННО НАРАСТИВШИМ В 18Г ВЛОЖЕНИЯ В КИТАЙСКИЕ ЮАНИ?

"Китайские юани имеют свои плюсы и минусы. Во первых, Китай — это один из наших главных торговых партнеров. Во-вторых, китайская экономика динамично развивается, и даже если там будут снижаться темпы экономического роста, они все равно достаточно высоки по сравнению с развитыми странами. Мы видим перспективы развития юаня как резервной валюты.

И безусловно, юань – это диверсификация от рисков, включая и геополитический риск. Мы считаем, что в текущих условиях мы должны иметь более диверсифицированную структуру, именно исходя из этой логики, мы наращивали вложения в юань. Структура наших резервов сейчас более диверсифицирована, чем у других стран, где большое доминирование доллара США".

ПРИНИМАЛ ЛИ ЦБР ЗОЛОТО ВЕНЕСУЭЛЫ НА ОТВЕТСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ:

"Нет, этого не было".

О СОКРАЩЕНИИ ПРИСУТСТВИЯ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ В РФ ИЗ-ЗА САНКЦИОННЫХ РИСКОВ:

"Определенные изменения были, но в целом банки с иностранным капиталом развивают свой бизнес в России. Мы открыты и приветствуем участие иностранного капитала в российской банковской системе, тем более многие иностранные банки демонстрируют передовые подходы к корпоративному управлению и к управлению рисками".

ГДЕ ОСТАЛИСЬ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ:

"Банковская система повысила свою устойчивость в результате нашей работы по ее оздоровлению. Это и отзыв лицензий у криминальных и слабых игроков, и, повышение требований к банковской системе. Действующие банки реально лучше докапитализированы и лучше управляют рисками.

Проблемные зоны в банках всегда есть. Например, борьба с фиктивным капиталом уже принесла результат, а проблема кредитования бизнеса собственников все еще стоит остро. Мы в основном справились с отмыванием незаконных доходов через банковскую систему, но теперь должны постоянно уделять этому вопросу повышенное внимание, чтобы эти операции не вернулись в банки".

О КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ:

"Проблему конкуренции не совсем корректно сводить к госсобственности. Доля государства в российской банковской системе исторически большая, она не возникла из-за нового механизма санации. Да, санированные банки увеличили долю государства в банковском секторе, мы не хотим, чтобы рост госсобственности продолжился, поэтому мы намерены продавать санированные банки.

Мы даже не обсуждаем, что будет, если мы не сможем продать санированные банки, у нас жесткая задача их подготовить к продаже и начать продавать. Чтобы создать адекватные правовые условия для продажи, нужны изменения в законодательство. Сейчас предусмотрен только один способ: продать стратегическому инвестору на аукционе, 75% как минимум. Мы хотим рассмотреть возможность сделать банк публичным, в том числе, размещать его акции на бирже. Поэтому будем выходить в ближайшее время с инициативой таких изменений в законодательство.

Но проблема справедливой конкуренции все равно останется, даже если мы продадим санированные банки.

Новая конкуренция будет конкуренцией с использованием финансовых технологий, поэтому мы и создаем необходимую инфраструктуру для развития банковского бизнеса, построенного на инновациях. Границы между банковским и небанковским сектором с новыми технологиями будут стираться, уже и big tech идут в финансовые услуги и платежные системы, это новая реальность".

О ПРОДАЖЕ АКЦИЙ БАНКА ОТКРЫТИЕ НА БИРЖЕ:

"Мы сейчас обсуждаем способы продажи санированных банков, в частности Открытия. Такой банк стратегическому инвестору сложно продать, и это не совсем правильно, лучше пытаться создать хороший публичный банк, с большим free float. Для этого нужно, чтобы инвесторы смогли увидеть хороший track record на протяжении трех лет, финансовую отчетность посмотреть".

О КАЧЕСТВЕ АКТИВОВ, КОТОРЫЕ ЦБР ПОЛУЧИЛ ОТ СОБСТВЕННИКОВ САНИРОВАННЫХ БАНКОВ:

"Как можно быть этим довольным? Нет, конечно. Если бы там были хорошие активы, мы бы не оздоравливали эти банки, они бы продолжали работать без поддержки ЦБ. Мы получили не самые лучшие активы, часто это непрофильные активы, которые требуют дофинансирования и реструктуризации, и их можно выставлять на рынок, но есть и откровенно плохие активы, поэтому мы создали банк непрофильных активов".

О ПРИВЛЕЧЕНИИ К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЫВШИХ АКЦИОНЕРОВ ФК ОТКРЫТИЕ И БИНБАНКА:

"Мы уже подали иск к бывшим контролирующим лицам банка Открытие, будем и к остальным. По всем этим банкам готовятся иски к бывшим собственникам в этом году. Хочу подтвердить, что принцип субсидиарной ответственности должен действовать для всех контролирующих лиц, которые создали проблемы в банках".

О ВЛИЯНИИ НА ПРИБЫЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ОТ СИСТЕМЫ БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, НОВОЙ СИСТЕМЫ ЭКВАЙРИНГА И ДЕПОЗИТНОГО МАРКЕТПЛЕЙСА:

"Система быстрых платежей и остальные наши инфраструктурные проекты очень востребованы. Банки видят перспективы в транзакционном бизнесе. Но мы не хотим, чтобы они зарабатывали на монопольном положении, мы хотим, чтобы этот вид бизнеса развивался как конкурентный, для потребителей стоимость была низкой, появлялись и конкурировали между собой новые сервисы".

ПРОГНОЗ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В 2019 ГОДУ:

"Она будет больше, чем в 2018 году (1,3 триллиона рублей)".

Reuters

 

Швецов призвал ужесточить ответственность за мошенничество в сфере IT

Мошенничество в сфере информационных технологий и в Интернете необходимо наказывать более жестко, чем это делается сейчас, заявил первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов в ходе Международной конференции по страхованию.

«Если мы не создадим неотвратимость и жесткость наказания за мошенничество в новых технологиях, то новые технологии будут нести очень большие риски. И здесь степень неотвратимости должна вырасти, и степень жесткости должна вырасти. Всякие хакеры и так далее ... должны иметь очень сильный downside (негативные последствия. — Прим. ред.), чтобы ограничить эту деятельность», — сказал Швецов.

По его мнению, нынешнее правоприменение и праворегулирование недостаточно жестко относится к правонарушениям в области Интернета и новых технологий, и это создает проблемы. За 10 лет придет осознание, что мир, построенный на кибертехнологиях, должен защищать себя от киберпреступности, добавил он.

РИА Новости

 

В ЦБ заявили, что процесс сбора биометрических данных идет тяжело

Процесс сбора биометрических данных идет медленно и тяжело, в единую биометрическую систему собрано 20 тыс. записей за год. Об этом сообщил первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов на Международной конференции по страхованию.

«Удаленная идентификация, которая сегодня еле-еле движется, мы с трудом набрали 20 тысяч записей в биометрическую базу данных, этот процесс идет медленно, тяжело. Через 10 лет, думаю, что это будет так же, как сегодня показать паспорт, это не будет каким-то узким местом, абсолютно все люди будут оцифрованы. И абсолютно доступность через цифровой профиль, биометрию всех сервисов станет реальностью», — сказал он.

Как ранее сообщили «Коммерсанту» в «Ростелекоме», на сегодняшний день собирают биометрию 5,3 тыс. отделений 155 банков. Данные о количестве собранных образцов ни в ЦБ, ни в «Ростелекоме» не раскрывают. По информации источников «Коммерсанта», собрано порядка 10 тыс. образцов.

ТАСС

 

Непродуктовым сетям предложили льготы по тарифам на оплату картами

Банки готовы пойти на уступки розничной торговле и взимать с непродовольственных магазинов межбанковскую комиссию за оплату товаров по картам в зависимости от их оборота — чем больше объем безналичных платежей, тем ниже комиссия. В связи с этим платежным системам Visa, Mastercard и «Мир» (именно они определяют размер вознаграждения банков, выпускающих карты) предложено рассмотреть возможность установления комиссий для non-food ретейла по такому принципу.

Предложение закреплено в июньском протоколе, подготовленном по итогам заседания рабочей группы при ассоциации банков «Россия». Документ есть у РБК, его подлинность подтвердили два источника, участвовавших в состоявшейся 22 мая встрече. Группа была создана в марте для решения вопросов по снижению стоимости эквайринга, в ней участвуют представители банков, розницы, платежных систем, а также ЦБ, ФАС и Минпромторга.

«Платежным системам рассмотреть возможность диверсификации межбанковской комиссии по категории General в зависимости от оборота ТСП», — сказано в документе. Тарифы категории General в настоящее время применяются ко всем магазинам, а специальные программы с пониженной межбанковской ставкой при высоких оборотах действуют для продуктовой розницы, магазинов детской одежды и АЗС.

На заседании платежные системы никак не оценили выдвинутое предложение, отметили два собеседника РБК. «Но так как оно вошло в итоговый протокол заседания, мы можем рассчитывать на то, что платежные системы подготовят свои варианты к следующей встрече», — уточнил один из них. Введение диверсификации для всех магазинов категории General не должно вызвать у платежных систем технических сложностей, так как это их стандартная функциональность, пояснил еще один источник.

«В случае невозможности изменения сложившихся тарифов на эквайринг целесообразно развивать альтернативные платежные инструменты, в том числе СБП (систему быстрых платежей)», — говорится в протоколе. В рамках СБП планируется запустить оплату товаров по QR-кодам, которые должны быть дешевле платежей по картам.

Mastercard, Visa, ЦБ и Минпромторг не предоставили комментарии, представитель НСПК не ответил на запрос РБК по существу. В ФАС предложение не поступало, сказал РБК представитель службы. «Кредитные организации вправе при установлении размера торговой уступки в зависимости от объективных показателей устанавливать предприятиям одной и той же категории различные размеры торговой уступки», — заметили в ФАС.

Диверсифицированные тарифы уже действуют в фуд-ретейле: продуктовые сети должны выполнять ряд требований для того, чтобы иметь пониженную межбанковскую комиссию, одним из обязательных является размер безналичного оборота: по картам Visa он должен превышать 12 млрд руб. в год, по картам Mastercard составлять минимум 6 млрд руб., таким образом, для получения льготной ставки совокупный безналичный оборот должен быть на уровне около 20 млрд руб. в год. Если похожие критерии будут установлены и для непродуктовых магазинов, то это затронет около 50 торговых сетей, у которых годовой безналичный оборот превышает эту отметку, говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Новая инициатива не решит проблему дорогого эквайринга для небольших магазинов, указывает председатель правления ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ) Роман Прохоров: «Выгоду от данной диверсификации приобретут только крупные торговые сети, на которые в настоящее время не распространяются льготные эквайринговые программы, а малый и средний бизнес ничего не получит».

РБК

 

Комитет СФ готовит законопроект, вводящий понятия компьютерной атаки и кибермошенничества

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности планирует в сентябре рассмотреть разрабатываемый сенаторами законопроект, который вводит в законодательство понятия компьютерной атаки и кибермошенничества, сообщил ТАСС первый заместитель председателя комитета Владимир Кожин.

Законопроект станет первым документом в комплексе законодательных предложений комитета по борьбе с киберпреступлениями.

«Он будет определять понятийный аппарат и названия основных угроз, речь идет о некоем базовом документе. Сегодня, к сожалению, его нет, и все называют одни и те же вещи разными именами. По некоторым вещам сегодня просто не существует предмета наказания, речь идет о том, чтобы определить эти вещи, в частности, компьютерные атаки, мошенничество в компьютерной сфере», — пояснил Кожин.

Он добавил, что комитет получил всю необходимую информацию от Центробанка и заинтересованных ведомств для разработки законопроектов по борьбе с киберпреступностью, идет анализ всей поступившей информации.

Ранее Кожин на брифинге с военными атташе иностранных государств сказал, что до конца 2019 года комитет планирует разработать комплекс законодательных предложений по борьбе с киберпреступлениями и о международном сотрудничестве в этой сфере.

ТАСС

 

Как будут регулировать криптовалюту libra в России. В Минфине дали ответ

Законопроект «О цифровых финансовых активах» не подразумевает отдельного решения в отношении криптовалюты Libra от социальной сети Facebook, заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев. Он отметил, что документ будет касаться всех цифровых денег, которые торгуются на открытых платформах, пишет RNS.

«Отдельного решения для Libra точно не будет. Решение будет для всех криптовалют, которые торгуются на открытых платформах. Никто не собирается запрещать», — подчеркнул Моисеев.

По его словам, бизнес ожидает легализации проведения ICO. Чиновник добавил, что проекты по первичному размещению токенов будут разрешены на территории страны.

«Большое количество бизнеса спрашивает, когда наконец можно будет юридически прозрачно, в белых условиях, провести ICO, вот это точно будет отрегулировано, разрешено, и все», — объяснил замминистра финансов.

Он рассказал, что основной вопрос, который сейчас решается в правительстве — будет ли у криптовалюты приблизительно такой же статус, как у иностранной валюты. Это означает, что ее можно купить, продать и хранить, но нельзя использовать в качестве платежного средства.

Ранее Моисеев заявил, что в России не будет введена уголовная ответственность за майнинг. Такая идея обсуждалась властями, но было принято решение сначала законодательно описать добычу криптовалюты, так как иначе описать состав преступления будет невозможно. В Минфине подчеркнули, что в ближайшем будущем использование цифровых денег на территории страны будет под запретом, так как все расчеты должны проводиться в национальной валюте, рублях.

РБК

 

Минфин оценил возможность отмены валютного контроля

Полностью отменить валютный контроль в ближайшее время не удастся, заявил замглавы Минфина Илья Трунин в ходе стратегической сессии по вопросам разработки второго регуляторного пакета мер, направленных на сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли и содействия экспорту.

«Хотел бы обратиться к участникам с тем, чтобы смотреть на окружающий нас мир реалистично. Понятно, что все мы хотим отменить валютный контроль и уголовную ответственность, и возврат валютной выручки, и так далее. Это основная идея Министерства финансов, но, к сожалению, нам это в ближайшее время сделать полностью не удастся», — отметил Трунин.

Он подчеркнул, что необходимо работать над «наиболее болезненными, наиболее чувствительными элементами существующего режима» с целью их реформирования. Трунин добавил, что это касается не только валютного контроля, но также таможенного и налогового администрирования.

RNS

 

ЦБ намерен бороться с мошенниками, применяющими социальную инженерию

Банк России заметил всплеск мошенничества в финансовой сфере с использованием методов социальной инженерии: мошенники обманом вынуждают жертв перевести им деньги или выуживают из них конфиденциальную информацию, поэтому ЦБ намерен изучить проблему и найти механизмы борьбы c ней, сообщил в ответ на запрос  «Ведомостей» представитель регулятора, для этого создана рабочая группа, в которую вошли представители розничных банков, она собирается подготовить материалы, информирующие население о методах противодействия мошенникам, говорят два близких к ней человека.

Сейчас обсуждается концепция информирования и обучения различных категорий граждан, рассказывает директор по мониторингу электронного бизнеса Альфа-Банка Алексей Голенищев; два других человека, близких к рабочей группе, сообщают, что сейчас составляются «портреты жертв», на основе которых и будет выбрана стратегия подачи информации для каждой категории; представитель ЦБ сообщил, что отдельного финансирования для этой работы не предполагается.

Как правило, мошенник звонит человеку, представляясь сотрудником службы безопасности банка, при этом у него уже есть некоторые сведения – например, он может обратиться по имени и отчеству, знать последние цифры номера карты и т. д., используя эти данные, он пытается войти в доверие, усыпить бдительность жертвы и заставить ее сообщить недостающую для списания денег с карты информацию (например, одноразовый секретный код безопасности для подтверждения перевода).

По словам экспертов, банки уже во многом побороли мошенничество, связанное с уязвимостями технологий, и теперь злоумышленники переключились на работу с клиентами – сейчас это одна из самых острых проблем в сфере безопасности, а социальная инженерия – примитивный тип мошенничества, который не требует ни больших финансовых вложений, ни глубоких технических знаний; главная сложность в том, что банки не могут контролировать своих клиентов, которые, поддавшись обману, отдают деньги мошенникам.

Представители «Открытия» и Альфа-Банка признают, что участились атаки на клиентов с помощью социальной инженерии, что связано с активным внедрением цифровых сервисов, развитием карточных технологий и удаленного банковского обслуживания, а также с ростом активности организованных преступных групп, перечисляет Голенищев, люди же пока слишком мало знают об этих угрозах; Тинькофф Банк не отмечает всплеска такого мошенничества – помогает его антифрод-система, говорит представитель банка, а информацию о защите от мошенников банк распространяет по всем доступным каналам коммуникации; Московский Кредитный Банк информирует клиентов о правилах безопасности в соцсетях, на сайте банка, при помощи рассылок, через радио и телевидение, и всплеска хищений не зафиксировано.

Banki.ru

 

Банкам предложили увеличить налоговые выплаты в бюджеты регионов

Правительство России поддержало инициативу региональных депутатов, предложивших вновь обязать кредитные и некредитные финансовые организации уплачивать налог на недвижимость, которая не используется в основной деятельности. Положительное заключение с требованием небольших доработок получили поправки в Налоговый кодекс, разработанные Самарской губернской думой. Отзыв есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил собеседник в аппарате правительства.

Банки не платят налог на имущество с недвижимости, полученной по договорам залога или уступки, в результате региональные бюджеты недополучают средства. По мнению самарских депутатов, действующая версия Налогового кодекса дает финансовым организациям необоснованную выгоду в сравнении с компаниями из других секторов экономики.

Дело в том, что один из признаков отнесения имущества к основным средствам и возникновение обязанности платить налог — срок использования недвижимости больше года. А особенности бухучета для финансовых организаций не содержат временных ограничений для объектов имущества, что «позволяет им уходить от налога на имущество организаций», считают авторы законопроекта. Кроме того, банки могут держать недвижимость вне основных средств и сдавать ее в аренду, получая доход без уплаты налога.

Депутаты предлагают обложить налогом недвижимость, которую банки держат на балансовых счетах без назначения или для продажи более года или с которой получают прибыль, например от сдачи в аренду. Правительство эти предложения поддержало, но указало, что одновременно необходимо предусмотреть освобождение финансовых организаций от налога на движимое имущество.

В ЦБ, ФНС и Минфине не ответили на запрос РБК.

С какого имущества банки не платят налоги

Налог на имущество организаций платят с недвижимости, которая учитывается на балансе в качестве основных средств. У банков свой план счетов, и они учитывают некоторое имущество так, что оно выпадает из базы налога на имущество:

  • это недвижимость, временно не используемая в основной деятельности;
  • долгосрочные активы, предназначенные для продажи;
  • средства, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено.

Некредитные финансовые организации могут засчитывать недвижимость как инвестиционное имущество, долгосрочные активы, предназначенные для продажи, или средства, полученные по договорам отступного, залога и т.д.

Такие условия налогообложения действуют для банков с 1 января 2016 года в соответствии с положением Банка России (для некредитных организаций с 2017 года). Возможность не платить налог на имущество банками в определенных ситуациях подтверждал Минфин в 2017 году, в ведомстве тогда особо отмечали, что получают «многочисленные обращения от кредитных организаций по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество».

По оценкам самарских депутатов, область на следующий год после вступления в силу новых правил учета недвижимости получила выпадающие доходы из бюджета. Уже по итогам первого полугодия 2017 года кредитные организации из числа крупнейших налогоплательщиков региона снизили уплату налога на имущество на 75 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Почему это важно для регионов

Для банков недвижимость с точки зрения структуры баланса обычно не является существенной статьей, отмечает аналитик Fitch Антон Лопатин. Она учитывается в составе основных средств, которые в банковской системе составляют 1,3 трлн руб., отдельно учитывается инвестиционная недвижимость (около 200 млрд руб.), что-то еще может быть в составе прочих активов. В целом недвижимость составляет меньше 2% от активов банковской системы, указывает эксперт. Также инвестиции в недвижимость могут быть структурированы через ПИФы, балансовая стоимость которых в системе на 1 июня в районе 400 млрд руб.

Для регионов налог на имущества организаций, наоборот, важен, предельная ставка по нему — 2,2%. Этот налог входит в число доходных источников, которые существенны для регионов, говорит завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимир Климанов, хотя это не НДФЛ и налог на прибыль организаций, которые составляют основную часть доходов регионов, отмечает он.

«Плюсы этого налога для региональных бюджетов — это предсказуемость и устойчивость поступлений, особенно по сравнению с поступлениями по налогу на прибыль, которые чувствительны к финансовой ситуации в организациях», — указывает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Шураков.

По итогам 2018 года имущественные налоги (на имущество организаций, имущество физлиц, транспортный и земельный налоги) обеспечили 13,7% налоговых и неналоговых доходов (ННД) консолидированных бюджетов российских регионов, приводит он статистику. У отдельных регионов эти налоги обеспечили более четверти ННД: в ЯНАО — 33,6%, в Ненецком АО и Республике Коми — 28,65 и 27,6% соответственно.

Банки, будучи основными кредиторами в экономике, соответственно, являются и основными держателями проблемных активов, говорит Шураков. «Теоретически, обязав банки уплачивать налоги на такое имущество, можно добиться сокращения сроков пребывания непрофильных активов на балансе банков. С другой стороны, это может привести к увеличению расходов банков, снижению эффективности стратегий работы с проблемными активами», — описывает плюсы и минусы предложения эксперт.

«Экономический смысл налога на имущество в том, чтобы субъект использовал имущество рационально. Налог мотивирует компанию не копить мертвый груз запасов, а заставлять имущество приносить прибыль. Однако здесь речь не идет о нерациональном использовании имущества, речь идет об обеспечении финансовых обязательств должников перед банком», — не согласен с предложением региональных депутатов руководитель практики налоговых споров МЭФ PKF Дмитрий Кириллов. Важно отделять имущество, которое временно оказывается в распоряжении банков в ходе банковской деятельности, от самой банковской деятельности, заключает он.

РБК

 

Сбербанк запустит уникальный проект на базе платформы Мастерчейн

Как сообщил директор депозитария Сбербанка Юрий Дубин, в ближайшее время банк запустит в промышленную эксплуатацию депозитарную систему учета закладных на базе платформы Мастерчейн.

По его словам, это будет одна из первых систем в мире, от развития которой Сбербанк ожидает “серьезных положительных эффектов для бизнеса”. Дубин сообщил, что найдены решения вопросов учета ценных бумаг как технологического, так и правового характера.

Также он рассказал, что Сбербанк не первый год плодотворно сотрудничает с ЦБ по нескольким блокчейн-проектам, в т. ч. на национальной платформе Мастерчейн.

Андрей Шеметов, вице-президент Сбербанка, заявил, что этим совместная работа с ЦБ не ограничивается. По его словам, благодаря усилиям регулятора, в прошлом году впервые в России были проведены сразу две сделки: ICO в «регулятивной песочнице» ЦБ и внебиржевое РЕПО на блокчейне. А. Шеметов считает, что пилотируемые в «песочнице» перспективные проекты и прорабатываемые основы нормативного регулирования в будущем позволят тиражировать эффективные решения на всю страну.

Райффайзенбанк, также участвующий в первой волне запуска электронных закладных на Мастерчейн, подтвердил, что проект находится в стадии подготовки к промышленной эксплуатации. “Закрываем оставшиеся инфраструктурные, юридические и технические вопросы как с АФТ, так и внутри организации”, – сообщили в банке.

Plusworld

 

НСПК: владельцы карт чаще контролируют свои финансы

К такому выводу пришли авторы исследования - компания MARC, проведенного в конце мая 2019 года по заказу Национальной системы платежных карт (НСПК).

Результаты опроса, в котором приняли участие 1200 россиян старше 18 лет из всех регионов страны, показали, что владельцы банковских карт чаще контролируют свои финансы, чем те, кто предпочитает платить наличными. Первых почти в три раза больше (28%), чем тех, кто предпочитает “безнал” (11%). Особенно внимательно свои расходы контролируют держатели нескольких карт.

Однако лишь 25% российских жителей всегда контролируют свои доходы и расходы, еще 63% признаются, что, несмотря на контроль за собственным бюджетом, нередко выходят за его месячные рамки. Каждый десятый житель России вовсе не контролирует свои финансы.

Практически половина (45%) респондентов планируют свои финансы в тетради или блокноте, 33% – в мобильном приложении банка, 20% – в интернет-банке, 2% – в специальном мобильном приложении для учета доходов и расходов.

Plusworld

 

А маркетплейс-то ложный!

Это уже стало традицией: каждый форум FinWin вызывает горячую дискуссию о том, что считать истинным маркетплейсом, а что – лишь имитацией. Мы решили узнать, что думают об этом спикеры  FinWin 2019: топ-менеджеры из Сбербанка, финансового маркетплейса «Банки.Ру» и интернет-бухгалтерии «Мое дело».

Истинный или ложный?

Сергей Панов, генеральный директор компании «Мое дело» – облачной бухгалтерии № 1 на рынке, услугами которой пользуется более 60 тыс. предпринимателей:

– Признаки истинного маркетплейса – большой трафик потенциальных клиентов, удобные онбординг/покупка и единый надежный биллинг.

Признаки имитации маркетплейса – скидки и распродажи как стимул покупать в этом месте, отсутствие явной пользовательской выгоды покупать тут, а не где-то еще и ссылки, ведущие в никуда.

Динара Юнусова, генеральный директор компании «Банки.Ру» – крупнейшего финансового маркетплейса:

– Первым критерием истинности маркетплейса считаю наличие независимых сообществ, объединенных долгосрочными и саморегулируемыми интересами. Вторым – цикличность или периодичность взаимодействия. А третьим – наличие инфраструктуры для взаимодействия. Даже если есть первое и второе, без инфраструктуры ничего «не полетит».

Первый признак ложного маркетплейса – искусственная или надуманная необходимость для объединения сообщества: когда это не естественная история, а способ заработать на той же самой аудитории другими продуктами. Если, например, владелец трафика решает, что можно построить какие-либо дополнительные вертикали продаж (классифайды) то по сути это просто допродажа и домонетизация ресурса.

Второй признак – меняющаяся среда и непрозрачное взаимодействие. Если партнеры не понимают правила игры, если эти правила постоянно меняются, то не удастся сформировать ни эффективный маркетплейс, ни экосистему.

Третий признак – технологическая или ментальная неготовность. Например, есть хорошая идея маркетплейса ЦБ. Но все банки, за исключением нескольких, выступают против нее – потому что волнуются за свою аудиторию. И это стоп-фактор, который рынок должен преодолеть.

А вообще я знаю только одну самостоятельно работающую экосистему – биологическую. Все остальное – это искусственно регулируемое.

Евгений Колбин, вице-президент – директор дивизиона «Цифровой корпоративный банк» Сбербанка, курирующий экосистему «Сбербанк Бизнес Онлайн» (2,2 млн предпринимателей и более 30 небанковских сервисов):

– «Настоящий маркетплейс» я бы определил так: торговая площадка в едином информационном пространстве, на которой представлен широкий ассортимент товаров как от держателя площадки, так и от третьих лиц – например, разных магазинов.

Несколько обязательных условий – наличие витрины, единые правила представления информации о товарах и услугах, стандартизированный механизм выбора и покупки. Эти стандарты могут варьироваться в зависимости от типа маркетплейса и задач, которые он помогает решить.

Еще один критерий – партнер по маркетплейсу должен быть готов к взаимодействию по модели revenue sharing. Только такой принцип монетизации позволяет поставщику оказывать сервис на высоком уровне, а партнеру – концентрироваться на развитии этого сервиса.

В «Сбербанк Бизнес Онлайн» мы, кстати, практически сразу решили, что не будем делать «купонаторы», а сфокусируемся на глубокой интеграции партнерских сервисов в наш интернет-банк.

Альтернативы и пути эволюции

Какие альтернативные бизнес-модели, похожие на экосистемы и маркетплейсы, вы знаете? В какие бизнес-модели могут эволюционировать экосистемы и маркетплейсы в обозримом будущем?

Сергей Панов, «Мое дело»:

– Бандл, связка из двух-трех продуктов, решающих задачу клиента и расширяющих возможности использования сервиса. А эволюционировать в экосистемы и маркетплейсы будут фитнесс-клубы, отели, подписки на медиа, клубы покупателей, службы сервиса.

Динара Юнусова, «Банки.Ру»:

Альтернативы – это брокерская модель, соединяющая между собой покупателей и продавцов с помощью транзакций и монетизируемая за счет комиссии от сделки; аффилиативные или партнерские системы с монетизацией за счет оплаты за выполнение целевого действия пользователя, приведенного партнером; и рекламная модель (либо при большом трафике, либо при правильно выбранной нише).

Стоит отметить, тенденцию к глобализации сервисов. Хороший пример: аффилиативные сети, лидопартнерские каналы, большую часть выручки зарабатывают уже не в России, а в Африке, Европе и так далее, выходя на все новые и новые рынки. Модель построена так: есть одна инфраструктура и есть партнерские отношения, благодаря которым в инфраструктуру включается много маленьких бизнесов. Задача каждого из них – добывать трафик, прогонять его через инфраструктуру и направлять в нужные «партнерки».

FinWin-2019 – это крупнейший в стране форум об экосистемах и маркетплейсах для финансовой и смежных отраслей. Форум состоялся 20 июня 2019 г. в Москве на площадке Grand Ballroom и собрал более 600 участников. Фотоотчет с мероприятия

FutureBanking

 

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

 

Казахстан: Mastercard сокращает разрыв с Visa

В соответствии с данными Национального банка Республики Казахстан (РК), компания Masterсard обогнала по показателям годового прироста снятия наличных с карт своего конкурента Visa.

Если за январь-май 2018 года объем выдачи наличных с помощью карт платежной системы Visa составил 3,2 трлн тенге против 1,5 трлн у Mastercard, за аналогичный период нынешнего года прирост данного показателя у Visa не превысил 3% – до 3,3 трлн тенге, а у Mastercard вырос аж на 80% – до 2,7 трлн.

Объем выдачи наличных средств по картам казахстанских эмитентов  за первые 5 месяцев 2019 года составил более 6,2 трлн тенге, что на 24,6% больше, чем за январь-май прошлого года.

Традиционно преобладает снятие наличных через банкоматы: 5,1 трлн тенге, рост за год – на 21,1%.

Plusworld

 

FinTech в Казахстане: эксперты обсудили тренды и идеи для роста

2 июля в Нур-Султане (ранее — Астана, Казахстан) прошел международный Fintech Summit. Мероприятие состоялось в рамках Astana Finance Days и собрало ведущих специалистов в области современных финансовых технологий из стран Центральной Азии, включая Казахстан, а также из США, Израиля, Китая, Швейцарии и других стран.

Спикеры обсудили, какие тренды влияют на FinTech в Казахстане, назвали технологии, которые развиваются или будут востребованы на этом рынке. А также выбрали пять лучших стартапов Центральной Азии.

Финтех в странах Азии: интересные рынки

Евгений Лисняк, старший директор Fintech & Ventures VISA, отметил быстрое развитие финансовых сервисов в Казахстане, Грузии, Азербайджане и Узбекистане.

“Казахстан является одним из лидеров в плане предпринимательства, роста новых технологий, смелости тестировать новые модели, например, смарт-сити и QR-платформы Visa, которая была внедрена впервые именно здесь, в Казахстане” - Евгений Лисняк, Visa

Помимо развития в своей стране, предприниматели из Казахстана экспортируют сервисы в Узбекистан, который в последнее время демонстрирует все большую открытость предпринимательству. А также представляют свои проекты в IT-парке для предпринимателей в Беларуси.

Антон Мусин, управляющий директор практики финансовых услуг компании Accenture, отметил, что основной финтех-хаб на ближнем Востоке — это Дубаи. Там есть много программ акселерации, которые привлекают стартапы со всего мира. На Ближнем Востоке много блокчейн-инициатив. Например, коммерческие банки разрабатывают собственные платежные платформы на основе этой технологии. А ОАЭ и Саудовская Аравия думают о создании единой криптовалюты.

Финтех-тренды в Казахстане и Центральной Азии

Евгений Лисняк отметил, что в Казахстане и Центральной Азии будут развиваться мобильные финансовые сервисы, мобильные банки, электронные кошельки, биометрия и чат-бот решения.

Казахстан демонстрирует впечатляющие результаты в плане развития мобильных финансовых сервисов. А также электронных бумажников. На рынке есть несколько очень сильных игроков.

“Совместно со Сбербанком мы запустили в Казахстане первого платежного чат-бота, который позволяет заказать и оплатить кофе в ресторане. Мы видим потребность в автоматизации повседневного опыта” - Евгений Лисняк, Visa

Антон Мусин считает, что явный тренд в Казахстане — попытка банков и финансовых организаций создать собственную экосистему. На рынке есть попытки создания своих мессенджеров и социальных платформ.

Однако нужно учитывать, что основной проблемой экосистемных проектов является трафик.

“Если у вас пока нет готовой экосистемы, ключевой проблемой будет сформировать массу пользователей и вызвать у них интерес. Потому что рынки во многом уже заняты. Нужно работать с маркетингом и самим продуктом, чтобы он был заточен под клиента, добиваться интеграции этого продукта в другие нефинансовые цепочки создания стоимости”. Антон Мусин, Accenture

Денис Петров, генеральный менеджер IBM в Казахстане, добавил, что заказчики в Казахстане пытаются найти применение блокчейну. Например, был проведен пилотный проект на базе Минфина по администрированию НДС на блокчейне. Такие проекты могут использовать несколько контуров блокчейна с интеграцией различных технологий, что как раз и будет являться драйвером развития финтеха.

“Это один из первых подобных проектов в Казахстане и Европе. Он рассчитан на то, что регулятор переложит НДС на блокчейн, чтобы все пользователи сети могли прозрачно платить налог. А регулятор в лице Минфина видел, куда уходят деньги”. Денис Петров, IBM

Еще один тренд — банки все чаще пытаются монетизировать данные, которые у них есть, предоставляя их другим организациям через открытые API. Из обязательных трендов — IT-безопасность. Финучреждения должны предугадывать угрозы.

Инициативы, связанные с развитием FinTech в Казахстане

Экосистема вокруг банков и финтех-решений будет расти. Поэтому в Visa предлагают участникам отрасли создавать совместные продукты, в том числе пользуясь открытыми API Visa.

Также платежная система выступает за развитие смарт-городов, новых способов оплаты в транспорте, развитие стратегии cashless — contactless — cardless.

“Мы должны упростить прием платежей для бизнеса. Например, внедрить QR-платежи и прием оплат с NFC-смартфона (Tap to phone). Это решение уже работает в Украине и Беларуси. И будет запущено в Казахстане”. Евгений Лисняк, Visa

На фундаментальном уровне Visa будет поддерживать стартапы и инновационные компании: необанки, мобильных операторов, которые работают с платежами, провайдеров платежей, электронные кошельки, биометрические решения.

Денис Петров отметил, что одна из основных задач IBM в Казахстане и Центральной Азии — это попытаться сделать общую площадку для заказчиков финтех-сервисов и стартапов, которые занимаются созданием таких услуг.

Кроме того, на рынке Казахстана и Центральной Азии IBM занимается развитием кадров, делая ставку на университеты. В таком формате взаимодействия можно через год-два получить кадры, готовые к развитию новых финтех-услуг. Сейчас на рынке не хватает компаний и стартапов, которые могут развивать качественные услуги и продукты.

Также IBM проводит пилоты по AI с банками, поскольку верит, что искусственный интеллект может помочь развитию бизнеса.  

Мы видим, что финтех в Казахстане развивается в соответствии с глобальными трендами. Однако на рынке еще есть много нерешенных проблем. Например, финансовая вовлеченность населения. В этом направлении также прийдется работать.

“Безусловно, развитие финансовых сервисов в городах происходит быстрее, но мы должны поддерживать развитие инноваций в регионах не только на государственном уровне, но и поощряя бизнес быть ответственным и поставлять новые технологии в небольшие населенные пункты”. Евгений Лисняк, Visa ВИДЕО с FinTech Summit

Payspacemagazine

 

Лидеры ЕС выдвинули Кристин Лагард кандидатом на пост главы ЕЦБ

Лидеры ЕС согласовали на саммите в Брюсселе «пакет» кандидатур на ключевые посты в евроструктурах, включая нового главу ЕК, на должность которого выдвинута министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен, сообщил во вторник глава Евросовета Дональд Туск.

«Евросовет предлагает Урсулу фон дер Ляйен как кандидата на пост председателя Еврокомиссии. Евросовет избрал Шарля Мишеля на пост своего нового главы. Евросовет выдвинул Кристин Лагард кандидатом на пост главы ЕЦБ. Евросовет выдвигает Жозепа Борреля как кандидата на пост высокого представителя по внешней политике и обороне», — сообщил во вторник Туск.

Прайм

 

Число кибератак на сектор Finteсh стремительно растет — статистика

Предприятия, работающие в финансовой сфере, сообщили в Управление по контролю за соблюдением норм поведения на финрынках (Financial Conduct Authority — FCA) о 819 киберинцидентах, возникших на протяжении 2018 года. Это число довольно-таки большое по сравнению с 69 инцидентами, зафиксированными в 2017 году.

Основные причины таких киберинцидентов были связаны со сбоями в работе третьих сторон (21% случаев), аппаратными/программными проблемами (19% случаев) и процессами в сфере «change management» (18%).

Согласно данным, в 2018 году было зарегистрировано 93 кибератаки. Более половины из них были фишинговыми, а 20% совершены посредством заражения ПК вредоносными программами-вымогателями.

По мнению специалистов по безопасности, такой рост говорит об возросшей ответственности в вопросах защиты данных. При этом банки иногда скрывали информацию о каких-либо нарушениях безопасности, чтобы не напугать клиентов. Однако такие факты многие финучреждения опровергают.

finextra.com

 

Популярный цифровой банк уходит из Великобритании

Немецкий цифровой банк Fidor покидает рынок Великобритании. Финучреждение уже удалило свой британский профиль в соцсетях. Fidor стал одним из первых поколений цифровых банков, которые зарекомендовали себя в европейских кругах как прорывные инноваторы. Для построения своего бизнеса организация применяет все социальные сети для продвижения, полный спектр методов краудфандинга.

Так, летом 2016 года вторая по величине банковская группа Франции BPCE приобрела Fidor за 140 млн евро с целью ускорить развитие цифровых услуг в своем бизнесе. Но спустя два года появились разговоры о не состыковке интересов между руководством Fidor и BPCE. Несмотря на то, что в 2018 году в немецкий мобильный банк было вложено еще 89 млн евро, BPCE отказывается запускать Fidor во Франции, инвестируя в другие существующие бренды.

В письме к британским клиентам представители Fidor сообщили, что деактивируют учетные записи всех пользователей на своей платформе с 15 сентября текущего года. Свое решение в банке объяснили некой «неопределенностью, связанной с дальнейшей деятельностью на рынке Великобритании». Однако еще 15 дней после деактивации пользователи будут иметь доступ к личным документам, включая выписки со счетов, депозитные сертификаты. Руководство Fidor еще не делало пока каких-либо официальных заявлений касательно своего ухода.

finextra.com

 

 

RSS

Все новости...