Теоретически все понимали, что, наверное, это хозяйство должен регулировать Центральный банк. Но это ниоткуда не следовало, и регулировался этот рынок просто сложившимися международными стандартами ведения бизнеса. Закон – первая попытка как-то упорядочить положение дел на платежном рынке. Причем этот закон стал абсолютной новеллой не только для рынка, но и для самого регулятора. И поэтому, естественно, востребована была организация, которая помогала бы регулятору создавать, по сути, совсем новое правовое поле. И одновременно – учиться этому полю.
Президент Национального платежного совета Алексей Саватюгина в беседе с главным редактором Bankir.ru Яном Артом о саморегулировании в финансовом и коллекторском секторах, формировании финансовой грамотности у населения, о развитии платежного рынка и многом другом.
Президент Национального платежного совета Алексей Саватюгина в беседе с главным редактором Bankir.ru Яном Артом о саморегулировании в финансовом и коллекторском секторах, формировании финансовой грамотности у населения, о развитии платежного рынка и многом другом.
— Давайте перейдем, если позволите, к теме Национального платежного совета. Его рождение было непростым. С одной стороны, были завышены где-то ожидания, что с созданием НПС наступит прорыв в некоторых вопросах финансового рынка, с решением которых не справляются банковские ассоциации – АРБ и АРБР. С другой стороны, НПС в полной мере испытал болезни роста. Каковы, на ваш взгляд, перспективы? Будут ли по-прежнему дублироваться два национальных платежных совета?
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru
— Два года, которые существует НПС, – это совсем мало для организации. Поэтому болезнь роста еще продолжается, и это нормально. Тем паче, что закон о национальной платежной системе был создан совсем на ровном месте, он начал регулировать те отношения, которые уже были, но которые никто никогда не пробовал регулировать.
Причем сам рынок уже был огромный. Иными словами, уже были масштабные сети терминалов, электронные деньги, электронные средства платежа, международные платежные системы, российские платежные системы, но все это представляло собой некую мешанину
Теоретически все понимали, что, наверное, это хозяйство должен регулировать Центральный банк. Но это ниоткуда не следовало, и регулировался этот рынок просто сложившимися международными стандартами ведения бизнеса. Закон – первая попытка как-то упорядочить положение дел на платежном рынке. Причем этот закон стал абсолютной новеллой не только для рынка, но и для самого регулятора. И поэтому, естественно, востребована была организация, которая помогала бы регулятору создавать, по сути, совсем новое правовое поле. И одновременно – учиться этому полю.
Знаете, я помню, как поступал в Петербургский университет при советской власти на отделение политэкономии социализма, а заканчивал уже в капиталистической России на отделении преподавателей экономических дисциплин. За пять лет учебы сменился государственный строй, и от Карла Маркса был совершен переход к изучению рыночной экономики. А сами преподаватели учились вместе со студентами – читали первые переводные книжки, сами себе рассказывали какие-то базовые основы… Вот примерно схожая картинка на платежном рынке. Учимся и учим одновременно. И именно поэтому такая, на первый взгляд, «разношерстная компания» в НПС – это и банки, и платежные системы, и телефонные операторы, и почта. Ну а то, что советов сейчас два – это нормально, особенно – на первом этапе. Конечно, в перспективе надо будет объединяться и консолидироваться.
// Беседовал Ян Арт, главный редактор Bankir.Ru
Знаете, я помню, как поступал в Петербургский университет при советской власти на отделение политэкономии социализма, а заканчивал уже в капиталистической России на отделении преподавателей экономических дисциплин. За пять лет учебы сменился государственный строй, и от Карла Маркса был совершен переход к изучению рыночной экономики. А сами преподаватели учились вместе со студентами – читали первые переводные книжки, сами себе рассказывали какие-то базовые основы… Вот примерно схожая картинка на платежном рынке. Учимся и учим одновременно. И именно поэтому такая, на первый взгляд, «разношерстная компания» в НПС – это и банки, и платежные системы, и телефонные операторы, и почта. Ну а то, что советов сейчас два – это нормально, особенно – на первом этапе. Конечно, в перспективе надо будет объединяться и консолидироваться.
// Беседовал Ян Арт, главный редактор Bankir.Ru