Алма Обаева в деловой газете The Wall Street Journal

Перевод статьи с комментариями Алмы Обаевой в деловой газете The Wall Street Journal «Russia Built Parallel Payments System That Escaped Western Sanctions» 

Западные санкции разрушили почти все звенья финансовой системы России, но есть одно большое исключение.

Система внутренних платежей продолжала работать бесперебойно после того, как Visa и Mastercard прекратили работу в начале этого месяца. В то время как уход карточных гигантов из России многими на Западе рассматривался как значительный шаг, реальность на местах была совсем иной. Большинство российских потребителей никогда не теряли возможности использовать свои карты Mastercard и Visa для оплаты товаров внутри страны.

Согласно отчету Nilson, торговому изданию, в конце 2020 года в России насчитывалось примерно 197 миллионов карт Mastercard или Visa. Но негласно карты не зависят от систем американских сетей для обработки платежей в России. В течение многих лет они использовали отечественную систему, контролируемую центральным банком России.

Национальная система платежных карт, известная под своими российскими инициалами NSPK, управляет финансовой системой, лежащей в основе операций по картам в России, даже для карт с логотипами Visa и Mastercard.

Эта система была частью восьмилетних усилий Москвы по изоляции российской экономики от западного финансового давления. Кремль также активно продвигал собственную российскую карточную компанию под названием «Мир», которая построена на инфраструктуре NSPK. С момента его запуска в 2015 году было выпущено более 100 миллионов карт «Мир», сообщается на сайте «Мир».

Устойчивость платежной системы России — редкая победа президента Владимира Путина в его финансовой войне с Западом. Россия не смогла преодолеть свою зависимость от западного импорта, в результате чего страна остро нуждалась в ключевых деталях для производства. До войны Россия накопила резервы в размере 630 миллиардов долларов, чтобы обеспечить защиту рубля, но эти усилия были подорваны, когда США и Европейский союз заморозили активы российских центральных банков.

“Мы обеспечили нашу национальную безопасность в платежном пространстве”, — сказала Алма Обаева, глава Национального платежного совета, российской банковской ассоциации.

Отказ от Visa и Mastercard имел одно большое последствие для россиян: во многих случаях их карты теперь не работают за пределами страны. Сеть «Мир» распространяется лишь на небольшое число стран, помимо России, большинство из которых являются бывшими советскими республиками. Согласно сообщениям государственного информационного агентства ТАСС, в последние дни российские официальные лица вели переговоры о его распространении на Венесуэлу и Иран. Некоторые российские банки заявили, что изучают возможности партнерства с китайской UnionPay для выпуска карт, которыми их клиенты смогут пользоваться более широко.

Тем не менее, неспособность россиян использовать свои карты для снятия наличных или совершения покупок за рубежом согласуется с целью Кремля сохранить активы в стране. Некоторые бежавшие россияне заявили, что отключение Visa и Mastercard сыграло на руку Путину.

Во время февральского телефонного разговора, посвященного обсуждению потенциальных санкций в отношении России, руководители Visa, Mastercard и других платежных компаний сообщили представителям Министерства финансов, что запрет американским сетям обрабатывать банковские транзакции в России не будет особенно болезненным, по словам людей, знакомых с этим вопросом. Санкции, по их словам, просто подтолкнут к большему количеству транзакций в Mir.

Представители Visa и Mastercard отказались от комментариев.

Все больше стран развивают собственную платежную инфраструктуру, ограничивая влияние Visa и Mastercard и, как следствие, способность США влиять на поведение стран посредством санкций, направленных против их банковских систем. Китайская государственная компания UnionPay обрабатывает большинство внутренних транзакций по картам, выпущенным китайскими банками. В последние годы Турция и Индия создали свои собственные сети, чтобы отучить банки этих стран от Visa и Mastercard.

Россия попыталась снизить свою уязвимость перед финансовым давлением Запада после того, как на нее обрушились санкции в связи с аннексией Крыма в 2014 году.
На Visa и Mastercard в то время приходилась почти вся активность карточной сети в России. Их сети служат связующим звеном между торговцами и банками, которые выпускают дебетовые и кредитные карты, и они обрабатывают маршрутизацию транзакций по картам.
В марте 2014 года сотни тысяч россиян обнаружили, что их карты стали бесполезными в одночасье. Санкции США в связи с Крымом побудили Visa и Mastercard заблокировать услуги нескольких банков, связанных с соратниками г-на Путина.Для российских чиновников этот шаг высветил уязвимость. Через несколько месяцев г-н Путин подписал закон о создании НСПК. Более поздняя поправка к закону фактически вынудила Visa и Mastercard передать обработку транзакций в NSPK. Две американские компании сначала выступили против закона и предположили, что они могут покинуть Россию. Но к началу 2015 года оба согласились использовать систему NSPK.
Позже в том же году NSPK запустила Mir. Название по-русски означает и “мир”, и “мир”. Он был выбран после интернет-конкурса имен, в котором некоторыми из отвергнутых альтернатив были “Комета” (Комета) и “Патриот”.

Поначалу россияне не видели особых причин менять свои карты Visa и Mastercard на карты «Мир». Затем Кремль положил большой палец на чашу весов.
В 2017 году в России был принят закон, обязывающий банки, осуществляющие выплаты пенсионерам и зарплаты работникам бюджетной сферы, таким как учителя и военнослужащие, предоставлять эти средства через карты «Мир». По данным NSPK, использование Mir резко возросло, а количество выпущенных карт выросло до 95 миллионов к концу 2020 года с примерно 2 миллионов в 2016 году. Закон также предписывал принимать Mir в торговых терминалах, используемых многими торговцами.
НСПК вложила значительные средства в маркетинг «Мира», спонсируя сборную России по футболу и продвигая такие стимулы, как программы кэшбэка.
Взяв на себя обработку платежей, NSPK стала источником дохода для центрального банка России, собирая комиссионные доходы, которые в противном случае поступили бы в Visa и Mastercard. В 2020 году платежная система заработала 8,2 миллиарда рублей чистой прибыли, или около 87 миллионов долларов по текущему обменному курсу, говорится в ее годовом отчете.
Выпуск карт «Мир» резко возрос в последние недели после ухода иностранных карточных гигантов. Российский ПАО «Росбанк» сообщил, что спрос на дебетовые карты, работающие в сети «Мир», более чем удвоился в период с января по март по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “Существует просто огромный, бешеный спрос на карты ”Мир», — сказала г-жа Обаева. “Там длинная очередь”.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}