Алма Обаева: «Итоги дискуссии на Frank RG c участием банков и телеком-операторов»

Правильный вариант

Рынок P2P –переводов:  Телеком банкам не конкурент?

По оценкам ЦБ РФ, с 2016 по 2018 годы объем переводов между физлицами практически удвоился — с 10 трлн рублей до 19 трлн рублей. Данные разнятся с результатами исследования экспертов Frank RG, которые сообщают о 13-14 трлн.рублей. В любом случае сегмент представляет огромный интерес не только для банков, но и для мобильных операторов. Однако их стремление стать независимыми  на этом рынке  в ближайшем будущем пока останется благим намерением.

 

Исследовательская компания Frank RG представила исследование «Денежные переводы физлиц в России в 2018 году», подтверждающее, что P2P-переводы являются для компаний и банков в большей степени  дополнительной услугой, нежели источником прибыли.  В исследование 2018 года впервые вошли не только банки, но и электронные кошельки, мобильные операторы и системы денежных переводов без открытия счета. Всего – более 40 участников платежного рынка.

Согласно выводам авторов исследования, существует 4 основных фактора, влияющих на успешное развитие сервисов P2P-переводов: удобство, дешевизна или полное отсутствие платы, развитие рынка банковских reward-программ, когда за расходы по картам их держатель получает вознаграждение, а также «серая» экономика.

По экспертным оценкам Frank RG, cамыми удобными и востребованными для пользователей – физических лиц являются P2P-переводы по номеру телефона, далее следует переводы по номеру карты и по ФИО.

Средний чек перевода в банковском сервисе — 5000 рублей, через электронный кошелек — 3000-4000 рублей, через мобильного оператора — 300-400 рублей.

В дискуссии с участием представителей Национального платежного совета, ведущих мобильных операторов и банка Открытие речь шла о ключевых вопросах для рынка переводов, на который с 2019 года планирует выйти и государство в лице регулятора. По словам Алмы Обаевой, председателя правления НП НПС, «вопрос платности — ключевой вопрос издержек и стоимости. Рынок переводов должен быть бесплатным и представлять собой сопутствующий сервис основным банковским или финансовым услугам, которые предоставляют наши финансовые учреждения. Сегодня те, кто берет даже 1% комиссии должны понимать, что это грабительский процент, ведь инфляция сократилась уже до 4%». 

С тем, что переводы должны быть бесплатными для клиента, согласен и Михаил Щипков, управляющий директор управления  транзакционного бизнеса «Открытие»,  отметивший тренд постепенного снижения комиссий. По его словам, главная задача банков — сделать большинство сервисов, в том числе платежи и переводы, максимально удобными и бесплатными. Что касается самого «Открытия», то отсутствие комиссий за платежи и переводы его в большей степени компенсируется ростом POS-оборота и остатков ДВС по карточным продуктам.  Бесплатные сервисы стимулируют клиентов чаще пользоваться картами, при этом отсутствие комиссии влияет и на уменьшение оттока самих клиентов.

По мнению участников рынка, резкий рост объемов переводов можно объяснить отсутствием внутрирегиональных комиссий.  Рикардо Рей Патиньо отметил, что при этом у всем известного крупнейшего банка между регионами плата почему-то существует, так что говорить о безбарьерном развитии рынка платежей не приходится. А.Обаева объяснила этот факт технологическими причинами, по ее словам, если клиент банка откроет счет в другом регионе, его придется идентифицировать заново и преодолеть эту проблему пока не получается, к тому же не стоит забывать насколько высокомаржинален этот бизнес. Например, переводы приносят Сбербанку 18 млрд.рублей в год.

Роль телеком-операторов в формировании рынка P2P- переводов пока не слишком весома, хотя доходность операторов на рынке переводов достигает 50%. Как объяснил Илларион Яловенко, руководитель департамента финансовых сервисов Tele2, это связано с отсутствием лицензии у телекома на осуществление финансовых операций, поэтому компаниям приходится брать в партнеры банки, либо НКО. «С одной стороны это утяжеляет сервис, делает его немного дороже, с другой стороны, есть несомненный плюс — это лояльность клиента и большая база, говорит Яловенко. Оператор здесь выступает в роли некой витрины. Tele2 использовал собственные наработки, позволяющие клиентам осуществлять простой перевод с карты на карту.  

Рикардо Рей Патиньо считает, что в будущем четверка мобильных операторов может потеснить традиционных участников рынка – кошельки и часть банковского бизнеса. Но это при условии, если активно развивать этот потенциал. У МТС есть неоспоримое конкурентное преимущество – подконтрольный МТС-Банк, что позволит предлагать дополнительные интересные или более дешевые продукты. Согласно опросам сотрудников компании, люди готовы оплачивать комиссию, если на практике это обернется хорошим клиентским опытом, а сам процесс оплаты будет удобным. Как утверждает его коллега из Tele2, одной комиссии недостаточно, чтобы успешно конкурировать с другими традиционными участниками рынка. Все зависит от того, насколько активно клиент пользуется услугами банка, а его продукты доступны.

С подачи Национального платежного совета, который внес соответствующее предложение в ЦБ, сейчас готовятся законодательные изменения в 161 –ФЗ о Национальной платежной системе, где телекоммуникационные компании, продолжая оставаться банковскими платежными агентами, могут нарастить  потенциал с помощью нового функционала, например, идентифицировать физических лиц, и возможно юридических, открывать им счета от имени банка. Что касается Apple Pay и Samsung Pay, статус которых в РФ не определен, Банк России будет регулировать деятельность таких сервисов с выставлением в их адрес определенных требований. Делается это в целях защиты клиента и безопасности сервиса, уточняет Алма Обаева.

Насколько изменит рынок запланированный в 2019 году запуск системы быстрых платежей? По утверждению председателя правления НП НПС, нормативного регулирования этого вопроса пока нет. ЦБ опубликовал «Положение о платежной системе Банка России», согласно которому он  устанавливает определение сервиса быстрых платежей и механизм его работы. Но как будет работать сервис, когда регулятор станет расчетным центром другим системам, пока остается не совсем понятным. Тем более, что предполагается организация работы этого сервиса не только внутри ЦБ. «Сама идея, предложенная Финтех-ассоциацией – правильная, отмечает А.Обаева однако, потребуется значительное время для реализации этой  глобальной инициативы, что абсолютно не требует спешки».

Одна из проблем, затрагивающих работу мобильных операторов, касается размера среднего чека переводов через телеком-компании. Он в разы меньше, чем аналогичные операции через банки или электронные кошельки. По словам Рикардо Рей Патиньо, «причина в том, что люди не хранят большие остатки на счетах. В ближайшее время его компания намерена сосредоточить усилия на оказания консультаций, чтобы люди понимали – деньги можно хранить на лицевом счете и оплачивать с него практически по той же стоимости, как и в онлайн-банкинге. Чем больше клиентов будут понимать, что они смогут использовать переведенные им деньги без комиссии, размер остатков будет увеличиваться и средний чек будет возрастать. «Возможно, не сразу и не очень значительно, отмечает представитель МТС, это могут быть переводы за обед коллеге, какая-то сумма, данная в долг. У нас есть возможность совместно с МТС Банком развивать те же самые кошельковые направления, где одновременно с лицевым счетом человек имеет счет банковской карты, или основной счет, или же счет ЭДС».

Как отметил Илларион Яловенко, клиенты компании используют переводы через TELE2 в рамках ограничений, наложенных законодательством.Это, в среднем 10-13 тыс.рублей. «Если говорить в целом, здесь очевидны три проблемы: отсутствие значительной суммы денег на счете– человек обычно  держит не более 500 рублей, соответственно ему сложно купить, например, билет за границу с телефона, вторая проблема касается инфраструктуры –  сложно оплатить за телефон в офлайне, все попытки операторов запуститься в офлайн — режиме  пока безуспешны. Третья проблема – дополнительная комиссия и это останавливает многих людей. Когда решатся эти три проблемы, произойдет резкий рост платежей через сотовых операторов». Иное видение перспективы у представителей банков.

В частности, Михаил Щипков считает, что, несмотря на планы операторов увеличить объемы переводов и платежей и наращивать остатки, банки не видят в этом серьезной угрозы, так как клиентам проще сделать перевод в банковском мобильном приложении, чем в том же приложении сначала перевести деньги на номер телефона и уже потом сделать сам перевод. «При переводе через мобильного оператора сначала  нужно перевести деньги себе на счет, потом отправить на номер мобильного телефона и только после этого сделать нужный  перевод, вместо того, чтобы сразу сделать нужный перевод в мобильном приложении. Ввиду такого сложного процесса с отправкой денег серьезной угрозы со стороны мобильных операторов мы не видим. Ну и плюс сейчас в банках наблюдается тенденция к уменьшению комиссий, чего не скажешь об операторах», заключает эксперт.

Конкуренции между телекомом и другими участниками рынка присущ неверно выбранный вектор, сотовые операторы стремятся получить фондирование, примеряя роль банков, отмечает председатель правления НП НПС  Алма Обаева. Вторым ошибочным вектором стратегии, по ее словам,является стремление перенести стоимость, в то время как когда деньги могут находиться на счете и приносить доход. «Нужно стучаться к источнику фондирования, он на вашем банковском счете, — добавила председатель правления Совета НПС.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}