Альфа-Банк: индекс настроений малого бизнеса по итогам I полугодия 2016 г. заметно вырос

Индекс настроений малого бизнеса, рассчитанный экспертами Альфа-Банка совместно с Международным Исследовательским Центром MARC по собственной методике, по итогам второго полугодия 2016 года вырос до (-24) пунктов, вернувшись к уровню годичной давности. Полгода назад его значение составляло (-38) пунктов, год назад — (-25) пунктов. Индекс ожиданий по компании вернулся в положительную зону, поднявшись до 17 пунктов.

Вклад в восстановление индекса внесла как оценка респондентами текущей ситуации, так и более оптимистичные, чем в начале года, прогнозы предпринимателй. По итогам 2015 года исследование показывало, что предприниматели настроились на затяжное восстановление. «Одной из причин повышения уровня настроений по итогам первого полугодия 2016 г. являются признаки стабилизации экономической ситуации и информационного фона. Практически все индексы деловой активности, рассчитываемые инфраструктурными и аналитическими организациями, также значительно выросли по сравнению с ноябрем 2015 года, что указывает на улучшение общего состояния деловой среды», — отмечают аналитики блока массового бизнеса Альфа-Банка по итогам третьейй волны исследования «Пульс малого бизнеса».

Итоговый индекс формируют четыре промежуточных индекса, характеризующих оценку текущей ситуации в экономике и в собственном бизнесе, а также ожидания на следующие шесть месяцев в целом по стране и по своей компании:

Индекс текущей ситуации в экономике: (-68) пунктов, рост на 10 пунктов;

Индекс ожиданий в экономике: (-28) пунктов, рост на 19 пунктов;

Индекс текущей ситуации по компании: (-16) пунктов, рост на 8 пунктов;

Индекс ожиданий по компании: 17 пунктов, рост на 18 пунктов.

«Сейчас мы видим больше компаний планирующих увеличение оборотов и выход на новые рынки — их доля за полгода выросла с 42% до 46% опрошенных. Малый бизнес отличается гибкостью и быстрой реакцией на изменение условий, и текущее восстановление оптимизма отражает восприимчивость предпринимателей даже к небольшим положительным сигналам рынков. Вместе с тем, малый бизнес продолжает фокусироваться на работе с издержками и прибылью, повышению клиентоориентированности и качества сервиса и продуктов. — говорит руководитель блока массового бизнеса Альфа-Банка Денис Осин. — Альфа-Банк выбрал для себя путь поддержки наших клиентов-предпринимателей в развитии их бизнеса. Одним из инструментов поддержки являются бизнес-конференции и семинары с участием экспертов по маркетингу, продвижению в интернете, управлению финансами и персоналом. В рамках этих встреч лучшие практики привлечения и построения отношений с клиентами, а также практические кейсы становятся доступны предпринимателям по всей стране».

Исследование также выявило снижение давления на малый бизнес таких проблем, как сокращение спроса на товары и услуги — этот фактор назвали 49% опрошенных против 55% полгода назад, а также недостаток финансовых средств на развитие— 40% против 42%. Среди других актуальных проблем предприниматели по-прежнему называют высокие налоги, сложности с поиском кадров и помещений и т. д. Никаких трудностей не испытывает 3% опрошенных компаний (против 1% полгода назад).

Для расчета Индекса настроений малого бизнеса и его составляющих были опрошены клиенты блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка — индивидуальные предприниматели и компании с выручкой до 350 млн рублей в год. Банк занимает 4,7% этого рынка в среднем по стране и более 10% в крупнейших городах. В ходе онлайн-опроса эксперты выясняли оценки изменений таких показателей, как прибыль, выручка, размер среднего чека, количество клиентов, частота покупок и других, задавали вопросы о планах развития компаний и критериях успеха. Получена оценка влияния изменений в экономике на малый бизнес и собраны прогнозы на будущее. Статистическая выборка исследования составила 2554 компании в городах России Положительные значения индекса означают преобладание позитивных оценок, отрицательные значения — негативных настроений над позитивными. Диапазон индекса от 100 до (-100) процентных пунктов.

Полная версия исследования представлена в приложенном файле. Итоги первой и второй волны исследования в июне 2015 г. и в декабре 2016 г. доступны по ссылкам на сайте банка.

Альфа-Банк

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}