США пошли на уступки банкам, которые так и не добились полной ясности от регуляторов в вопросе соблюдения американского налогового закона FATCA. Банкам дают полугодовую отсрочку для начала поиска среди своих новых корпоративных клиентов американских налогоплательщиков. Кроме того, с некоторых банков сняли обязанность отказывать американским налогоплательщикам в открытии счетов. В результате у США будет меньше поводов для санкций по отношению к крупнейшим российским банкам. Правда, все риски данные изменения в отсутствие поправок к российскому законодательству не устраняют.
Американцы все же пошли на уступки иностранным банкам, законодательство которых не допускает взаимодействия с зарубежными налоговыми органами. Так, в начале мая Служба внутренних доходов США (IRS) сообщила о ряде поправок к требованиям своего закона FATCA. В документе содержится ряд важных новелл, две из которых заметно упростят деятельность банков. Так, одна из них будет распространяться на все банки, зарегистрировавшиеся в FATCA в любом статусе, которые отличаются друг от друга перечнем обязанностей и ответственности банка. Речь идет о том, что банки получат полугодовую отсрочку на внедрение новой системы идентификации корпоративных клиентов, направленную на поиск американцев среди их бенефициаров.
FATCA — американский налоговый закон, требующий от финансовых организаций-нерезидентов предоставлять в IRS информацию о счетах американских резидентов и лиц, ими контролируемых, и выступать налоговыми агентами по операциям получения доходов от источников в США. Если банк не присоединяется к FATCA, к нему могут быть применены санкции (от 30-процентных штрафов до закрытия ими его корсчетов).
«До новых поправок планировалось, что банки должны будут выяснять налоговый статус новых клиентов-юрлиц в целях поиска американцев уже с 1 июля этого года, теперь — лишь с 1 января 2015 года,— поясняет руководитель группы в области систем комплаенс и ПОД/ФТ КПМГ в РФ и СНГ Дмитрий Чистов.— Это означает, что у банков будет теперь гораздо больше времени на внедрение процедур идентификации, которые пока не опубликованы». В IRS отсрочку объясняют сложностью процедуры такой идентификации и неготовностью к ней банков.
«Процедура идентификации компаний сложнее, чем для физлиц, поэтому на них эта отсрочка не будет распространяться,— следует из сообщения IRS.— В результате финансовые институты получат дополнительное время, чтобы определить, следует ли удерживать налог с данной компании». Хоть эта отсрочка и не коснется клиентов-физлиц, для крупных банков она все равно будет означать ощутимое снижение нагрузки на проведение классификации клиентов, считает представитель банка топ-20.
Другое изменение коснется лишь тех финансовых институтов, которые выбрали для себя статус ограниченного участия (Limited FFI) в FATCA. В отличие от прямого участия в FATCA, статус Limited FFI не предполагает взаимодействия банка с IRS, однако защищает его группу, но не его самого, от 30-процентных штрафов и блокировки счетов. Теперь IRS планирует разрешить открывать новые счета резидентам—американским налогоплательщикам, хотя изначально предполагалось, что банки в статусе Limited FFI должны будут отказывать им в этом. IRS признала, что это требование могло противоречить законодательным требованиям других юрисдикций об обеспечении доступа резидентов к банковским услугам.
«Как правило, новые счета открываются клиентам под каждую новую гарантию, при проведении FOREX-сделок, открытии новых межбанковских кредитных лимитов и т. д., поэтому без послабления IRS даже в ограниченном статусе банкам пришлось бы нести значительные потери, фактически разрывая отношения с уже существующими контрагентами»,— поясняет собеседник «Ъ».
Сколько именно российских банков предпочтут зарегистрироваться в FATCA в статусе Limited FFI, оценить пока не представляется возможным. Однако, по всей видимости, его выберут и некоторые крупные российские банки. «Этот статус в соответствии с FATCA могут выбирать только те, кто входит в международные финансовые группы или имеет зарубежные «дочки», находящиеся в странах, подписавших межправсоглашения по FATCA»,— поясняет зампред НСФР Александр Наумов. «Из российских «дочек» зарубежных банков его могут выбрать те, кому нечего терять, так как объем трансакций, которые подпадут под удержание FATCA-налога, для них незначителен, и им не составит труда перевести их на уровень иностранной финансовой организации»,— говорит партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба.
В то же время новые поправки решают проблемы банкиров лишь частично: статус ограниченного участия будет действовать только до конца 2015 года. А вопрос прямого участия российских банков в FATCA на законодательном уровне все еще не проработан, и, по всей видимости, быстро он решен не будет. Во вторник помощник министра финансов США Дэниел Глейзер заявил, что Вашингтон не собирается возобновлять с Москвой переговоры о присоединении российских банков к FATCA из-за политических разногласий на Украине. Кроме того, неясность добавляет и озвученная еще в конце прошлого года позиция МИДа РФ о недопустимости какого-либо участия российских банков в FATCA. ЦБ по этому поводу так и не дал никаких разъяснений.