Банки получили право отказывать иностранцам в обслуживании

Норма появилась как ответ на известный американский закон FATCA

Российские банки получили право отказывать в обслуживании иностранных граждан и фирм — если законодательство их стран требует от банков делиться с зарубежными правительствами данными об их счетах. Такая норма содержится в законе 112-ФЗ (вступил в силу 16 мая 2014 года), который ввел ограничения на работу Visa и MasterCard в России — и изменил закон о банках и банковской деятельности. Новое правило закрепляет статус-кво и освобождает банки от пут статей Гражданского кодекса о публичном договоре и договоре банковского счета. Норма появилась как ответ на известный американский закон FATCA.

Если буквально, то в основном законе, регулирующем банковскую деятельность, появилась следующая норма. Кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада), расторгнуть договор банковского счета (вклада) с физическим лицом — гражданином иностранного государства или юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством иностранного государства, которое требует от российских кредитных организаций заключить специальное соглашение в целях осуществления контроля за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками этого государства на территории РФ, и осуществления контроля за операциями по ним, — следует из 112-ФЗ.

По американскому закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны начать передавать такие сведения об американских клиентах с 1 июля 2014 года, а о юрлицах — со II квартала 2015 года. Неисполнение требований грозит российским банкам особыми удержаниями со стороны Налоговой службы США (IRS) — ведомство будет удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов. Переговоры по присоединению России к FATCA были заморожены в марте из-за украинского кризиса. Чтобы всё равно обезопаситься от 30-процентных взысканий, кредитные организации уже начали регистрироваться в IRS. Среди таких банков — Бинбанк, «Хоум Кредит», Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, СДМ-банк, о подобных намерениях заявлял ВТБ. Россельхозбанк, кстати, в апреле отменил тендер на консультации по присоединению к FATCA. При этом закон, который разрешил бы банкам раскрывать банковскую тайну клиентов в рамках международного сотрудничества, также в середине мая заморожен — законопроект подвис в Думе и дорабатывается.

За нарушение банковской тайны депутатам грозит ответственность по действующему законодательству — включая санкции по Уголовному кодексу. При этом за односторонний отказ в обслуживании банки просто могут засудить — именно для этого в закон об ограничениях на деятельность Visa и MasterCard в России (112-ФЗ) и была принята норма, о которой идет речь в этой статье.

Меньше клиентов — меньше риск применения к нашим банкам штрафных претензий за ненаправление информации, с грустью признают банкиры и аналитики, хотя в целом они поддержали новацию.

— Данный законопроект — логичное продолжение позиции России в отношении FATCA, — комментирует начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. — В силу того что Россия в настоящий момент не заключила с США соглашение о порядке взаимодействия в рамках FATCA, российские банки оказались в ситуации, когда не заключить договор банковского счета они не имеют права, а сообщать информацию IRS практически не могут, поскольку это может противоречить российскому законодательству.

Как указывает руководитель аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева, российские банки находятся в замкнутом круге — и сведения передавать надо, и соответствующие соглашения не ратифицируются из-за санкционной политики.

— Принимаемые меры решают по крайней мере одну задачу — российские банки, действующие в российской же юрисдикции, получают законодательное право не передавать соответствующие сведения просто по факту неоткрытия соответствующих счетов, — считает Артемьева.

Остается непонятным, что делать банкам с действующими клиентами — иностранными физическими и юридическими лицами, говорит Голубев. По его словам, логичным продолжением этой инициативы было бы принятие закона, предоставляющего банкам право расторгать договоры счета, контрагентами по которым выступают иностранцы.

По словам руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, законодателями сделан правильный шаг по направлению к созданию прозрачной процедуры обслуживания иностранных инвестиций российскими кредитными организациями, но предложенные меры потребуют дальнейшей проработки.

— Например, следует определить условия обслуживания нерезидента в российской кредитной организации, — поясняет Кенигсберг. — Возможно, возникнет необходимость получения нерезидентом какого-то мандата от его фискального органа, гарантирующего отсутствие обязанности иностранного банка в представлении какой-либо информации об операциях по данному счету. Также необходим конкретный порядок действий кредитных организаций при расторжении договора банковского счета. Сейчас неясно, куда должны быть направлены средства нерезидента при расторжении договора.

Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев уверен, что американских клиентов, которым придется отказывать в обслуживании, немного. Он обращает внимание на неполное совпадение сферы действия FATCA и круга лиц, которым российские банки теперь могут отказывать.

— Если рассматривать новую норму в свете положений FATCA, то наличие американского гражданства не является единственным поводом для отчета перед IRS. В разрезе физических лиц это может быть даже место рождения США или регулярные переводы с получателем в США. Кроме того, если американское лицо владеет не менее 10% какой-либо российской компании, IRS тоже требует раскрывать информацию о них, — отметил Амвросиев.

Известия

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}