«Билайн» и МТС начали предлагать абонентам микрозаймы

Сразу два мобильных оператора — «Билайн» и МТС — начали работать с микрофинансовыми компаниями. Потенциально этот новый для рынка продукт очень интересен как для сотовых операторов, так и для МФО, отмечают участники рынка

«ВымпелКом» (бренд «Билайн») предлагает абонентам получить моментальные микрозаймы в размере от 3 тыс. до 15 тыс. руб. Оператор осуществил по своей клиентской базе СМС-рассылку, уведомляющую об «удобном способе быстро получить деньги». Получить средства можно как на телефон, так и на банковскую карту.

До сих пор «ВымпелКом» предлагал клиентам пополнить счет с помощью услуги «Доверительного платежа» (например, стоимость «активации» доверительного платежа в размере 500 руб. составляет 50 руб.).

В компании подтвердили, что в конце 2016 года разместили на сайте информацию о сервисе микрозаймов. Представитель «ВымпелКома» отметил, что данный сервис оказывает не сам оператор, а его партнер — ООО «МКК Ваш Успех» (Бренд «Просто Кредит 24»). «Цель «ВымпелКома» — простимулировать потребление услуг связи через дополнительную возможность пополнения абонентского счета клиента», — добавил представитель «ВымпелКома». Другие условия договора с «МКК Ваш Успех» в компании не называют, ссылаясь на конфиденциальность.

Микрозаймы на любые цели выдаются под 2% в день на срок от семи до 30 дней, следует из информации на сайте «ВымпелКома».

Микрофинансирование — новый для рынка продукт, потенциально он очень интересен, признают опрошенные эксперты. Количество активных клиентов «ВымпелКома» в третьем квартале 2016 года составляло 58,1 млн человек, уточнили РБК в компании. Для сравнения, по данным ЦБ, за три квартала 2016 года МФО заключили с физлицами 4,99 млн договоров микрозайма. Среднерыночная полная стоимость микрозайма до 30 тыс. руб. на срок до 30 дней без обеспечения составляет 596,4%, свидетельствуют данные ЦБ РФ.

Почти одновременно с «ВымпелКомом» начал выдавать своим абонентам микрокредиты МТС. Как сообщил РБК представитель этого сотового оператора, в начале декабря 2016 года МТС стал делать это в рамках пилота. Абоненты могут получать небольшие суммы для пополнения счета на телефоне как на оплату услуг связи, так и на другие сервисы мобильной коммерции. Объемы кредитования в МТС не раскрыли, назвав их «небольшими».

«В более масштабную стадию проект войдет весной этого года, микрокредиты будут одной из функций единого приложения для финансовых услуг под брендом МТС», — отметили в МТС.

В конце августа газета «Ведомости» сообщала, что микрозаймы МТС будут зачисляться на виртуальную банковскую карту в смартфоне, который должен поддерживать технологию бесконтактных платежей NFC (Near Field Communications).

В МТС не смогли во вторник, 10 января, уточнить, через кого оказывают подобную услугу — через партнера в лице МФО или родственный МТС-банк.

Третий участник «большой тройки» — «МегаФон» — пока не вышел на рынок микрокредитования. Компания «МегаФон» микрозаймов не предоставляет, сообщил РБК представитель компании. Еще один оператор — Tele2 — сейчас анализирует спрос на услуги микрокредитования среди своих абонентов, рассказали РБК в компании.

Сотрудничество мобильных операторов с микрофинансовыми организациями может быть и «прощупыванием» новых рынков, и маркетологическим экспериментом, считают два собеседника РБК на телеком-рынке. По их мнению, интерес МФО и других компаний, предоставляющих займы, к сотовым операторам — большие базы данных потенциальных клиентов. При этом собеседники РБК не исключают, что по условиям сотрудничества мобильные операторы могут получать от своих партнеров комиссии по итогам продаж кредитных продуктов.

По словам гендиректора сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергея Седова, основные преимущества «мобильных» займов — удобство оформления и внушительная база потенциальных заемщиков. «Этих факторов уже достаточно, чтобы считать подобные проекты серьезными потенциальными конкурентами для традиционных микрофинансовых компаний», — полагает он. Однако одним из вероятных сценариев развития таких проектов Седов называет достаточно быстрый старт за счет доступности услуги для абонентов.

Успех услуги будет зависеть от эффективности скоринговых алгоритмов, а также от правильного клиентского продвижения, считает директор по продуктам компании MoneyMan Андрей Сыцко. Седов добавляет, что считает предложение микрозаймов клиентам сотовых операторов переходным этапом в интеграции всех счетов и кошельков каждого человека.

Сотовые операторы, выходя с помощью партнеров на рынок микрозаймов, скорее всего, тестируют интересный для себя рынок, добавляет главный эксперт Frank Research Дмитрий Тарасов. «По сути, для грамотной оценки рисков у них достаточно своих массивов данных, однако они могут осторожно входить на этот рынок для минимизации потерь», — говорит он. Тарасов напоминает, что банки все еще весьма осторожно наращивают потребкредитование. «Сотрудничество с МФО может помочь сотовым операторам решить вопрос увеличения продаж техники», — добавил он.

Операторы подтверждают, что готовы расширять сотрудничество с МФО. «В будущем мы не исключаем появления на новом сайте и других организаций, представляющих кредиты населению», — сказал РБК представитель «ВымпелКома».

РБК

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}