Владимир Путин подписал закон о создании национальной системы платежных карт.
Экспертное мнение члена Совета директоров Некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» (НП «НПС») Валерия Лопатина
Будет ли для держателей карт Visa или MasterCard ощутимым переход к национальной системе платежных карт?
Это зависит от реакции международных платежных систем Visa и MasterCard на вступление в силу Закона 112-ФЗ, который существенно затронет их интересы в части операций по переводу денежных средств на территории РФ.
Закон установил достаточно много новых требований.
Во-первых, это требование к операторам по переводу денежных средств привлекать при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежных систем только тех операторов услуг платежной инфраструктуры, которые находятся и осуществляют деятельность на территории РФ.
Так как это требование относится и к международным платежным системам (в лице дочерних компаний Visa и MasterCard на территории РФ), то международные платежные системы должны будут либо создать на территории РФ собственные операционные и клиринговые центры, либо привлечь такие центры, созданные третьими лицами.
Во-вторых, операторы услуг платежной инфраструктуры теперь не вправе передавать информацию по переводам денежных средств в рамках платежных систем на территории РФ на территорию иностранного государства или предоставлять доступ к такой информации с территории иностранного государства.
В-третьих, это требование о внесении платежными системами обеспечительного взноса на специальный счет в Банке России в размере суммы переводов на территории РФ за два дня, а также требование об уплате штрафа в размере 10% от этой суммы за каждый день приостановления оказания услуг платежной инфраструктуры.
Таким образом, международные платежные системы должны будут проделать огромную работу, в частности, по созданию до 1 июля 2016 года на территории РФ инфраструктуры операционных и клиринговых центров, внесению изменений в правила платежных систем и т.п.
От того, как они выполнят эту работу, во многом будет зависеть, будет ли для держателей карт Visa и MasterCard переход к новым требованиям ощутимым.
Смогут ли они по-прежнему пользоваться своими старыми картами как минимум в банкоматах и при интернет-платежах?
Если международные платежные системы выполнят требования закона, то держатели карт Visa и MasterCard смогут производить операции как и прежде, в том числе, пользоваться банкоматами и осуществлять интернет-платежи.
Придется ли банкам менять свою инфраструктуру для обслуживания карт в новой платежной системе?
Создаваемая национальная система платежных карт (НСПК) представляет собой такую платежную систему, участниками которой могут быть и другие платежные системы, в том числе уже существующие. Таким образом, действующие платежные системы сохраняются, но над ними появляется надстройка в виде НСПК. Все будет зависеть от стратегии оператора по переводу денежных средств в отношении участия в платежной системе.
Операторы по переводу денежных средств, прежде всего, должны будут изменить свою инфраструктуру в части выполнения требования о привлечении операторов услуг платежной инфраструктуры, которые находятся и осуществляют деятельность на территории РФ.
Поэтому, если оператор по переводу денежных средств участвует в платежной системе, в которой оператор услуг платежной инфраструктуры уже находится и осуществляет деятельность на территории РФ, то банку менять инфраструктуру придется в минимальном размере. Основные же изменения будут у оператора услуг платежной инфраструктуры при подключении к операционному и клиринговому центрам НСПК (если платежная система решит подключиться к НСПК или должна будет это сделать в соответствии с требованиями закона).
Если оператор по переводу денежных средств является участником платежной систем, которая не имеет на территории РФ таких центров, то при появлении у платежной системы инфраструктуры операционных и платежных клиринговых центров, операторы по переводу денежных средств должны будут подключиться к этим центрам. Естественно операторам по переводу денежных средств будет необходимо внести в инфраструктуру изменения, связанные с таким подключением, включая изменения в программно-аппаратные комплексы.
Участники НСПК должны будут изменить инфраструктуру, чтобы обеспечить прием национальных платежных инструментов всеми организациями, с которыми у кредитных организаций (кредитных организаций, являющихся индивидуальными участниками НСПК и кредитных организаций-участников платежных систем, являющихся системными участниками НСПК), заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.
Замечу, что понятие национального платежного инструмента в законе определено нечетко и потребует дальнейшего толкования.
Какой примерно срок это может занять и насколько затратным будет? Зависит ли это, например, от количества систем, с которыми работает банк?
В части требований о переносе на территорию РФ операционных и клиринговых центров, и о подключении оператора по переводу денежных средств к таким центрам, срок уже установлен – до 1 июля 2016 г.
В части создания НСПК, основное время потребуется для создания оператора НСПК, а также для создания инфраструктуры НСПК (операционного и платежного клирингового центров НСПК). Срок создания НСПК в законе не установлен, но возможно Банк России будет ориентироваться на дату 1 июля 2016 г. В этом случае, платежные системы, которые не имеют на территории РФ своих операционных и платежных клиринговых центров, могут ориентироваться на операционный и платежный клиринговый центры НСПК.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что НСПК – это платежная система для платежных систем. Это новая конструкция в нашем законодательстве, которая должна создать условия для конкуренции между платежных систем в рамках НСПК, что в свою очередь, должно дать импульс развитию рынка розничных платежных услуг.