«Яндекс.Деньги» предлагает собственное платежное решение для интернет-бизнеса, рассказала представитель компании Надежда Кияткина. Речь идет о полноценном процессинге платежей: подключившиеся к нему интернет-магазины или благотворительные фонды смогут принимать платежи у своих пользователей не только с электронного кошелька «Яндекс.Денег», но и списывать средства напрямую с банковских карт, принимать оплату через терминал и со счета мобильного телефона. Решение работает с картами MasterCard и Visa, в том числе Maestro и Visa Electron (если банк пользователя поддерживает оплату в интернете). Наличные деньги принимают, например, терминалы Сбербанка, «Евросети» и «Связного» (всего их более 170 000 по всей России). Решение поддерживает и мобильные платежи со счетов абонентов «Вымпелкома», «Мегафона», МТС и Теле2.
Партнерами «Яндекс.Денег» по процессингу станут несколько банков-эквайеров, один из них — Сбербанк, в 2012 г. выкупивший у «Яндекса» контрольный пакет этой компании (75% минус 1 руб.).
Кияткина ожидает, что выход на рынок обработки платежей позволит компании привлечь новых клиентов. А интернет-магазины, которые уже позволяют оплачивать свои покупки «Яндекс.Деньгами» (их более 50 000), смогут подключить новые способы оплаты. По словам Кияткиной, для этого им не придется заключать новый договор — они смогут настроить новые функции прямо в своем аккаунте в системе «Яндекс.Деньги».
Кияткина напоминает, что «Яндекс.Маркет» на днях презентовал новую бизнес-модель, которая позволит оплачивать покупки с ресурса прямо на сайте. По ее словам, именно это платежное решение будет реализовано на «Яндекс.Маркете» в следующем году.
Благодаря запуску процессинга компания ожидает роста оборота по платежам через свою систему более чем в 3 раза в ближайшие полгода, заключает Кияткина. Прогнозов по выручке она не дает.
Председатель совета директоров ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов оценивает объем рынка процессинга в России в 200-300 млрд руб. в год. Он уверен, что обороты «Яндекс.Денег» будут расти — ведь в мире около 10% продаж идут через интернет, в России эта доля меньше, но рынок стремительно растет. А вот увеличение выручки, по мнению Достова, будет менее заметным: процессинг — низкомаржинальный бизнес, из комиссии, которую интернет-магазин платит организаторам платежа (2,7-3% от суммы), процессинговому центру (в этом конкретном случае — «Яндексу») достается лишь небольшая часть — около 0,2% от суммы платежа, объясняет Достов. С другой стороны, «Яндекс.Деньги» помогут заработать одному из своих акционеров — Сбербанку, который выступит одним из банков-эквайеров (банки-эквайеры и банки-эмитенты делят между собой 2,5-2,8% от суммы платежа).
Запуск процессинга «Яндекс.Денег» — это реверанс в адрес интернет-магазинов среднего размера с небольшим оборотом, крупным игрокам проще заключить договор напрямую с банком, говорит директор по продажам платежной системы «Mobi.Деньги» Наиля Замашкина. Но профильным бизнесом процессинг для «Яндекса» вряд ли станет: для этого нужны большие ресурсы. У Mail.ru Group есть платежная система «Деньги@Mail.ru» — она тоже занимается обработкой платежей, но только на собственных проектах группы, говорит ее представитель. Например, свой процессинг помогает компании принимать платежи в играх и в социальных сетях.