Королев Андрей Викторович
Член Совета Директоров НП «НПС»
Директор по исследовательским проектам МШУ«Сколково»
Практика создания межбанковских процессинговых центров в России восходит к 1995 году, когда при поддержке Банка России суверенные фонды предлагали создать в России единую профессиональную инфраструктуру для проведения операций по платежным картам. Подобный опыт к тому времени у нас уже был — в первой половине 90-х запустился первый межбанковский процессинговый центр, в котором за одним столом сидели прямые конкуренты и договаривались, как они будут его строить и делить затраты. Однако через год после его запуска каждый из акционеров уже построил свой собственный центр, что предопределило тенденцию развития рынка на годы вперед.
Если сегодня обратить внимание на статистику Банка России, можно заметить, что единственный показатель на рынке платежных карт, который снижается – это количество кредитных организаций на рынке. Остальные показатели растут. Хотя темпы роста снижаются, но на фоне происходящих на мировом рынке процессов они остаются вполне убедительными. По моим оценкам, топ-10 игроков контролируют более 80% рынка платежных карт. При этом сегодня в России действует уже более 100 внутрибанковских процессинговых центров — все крупные банки имеют собственные процессинговые мощности для обслуживания операций по картам, не более трети из которых сертифицированы как процессор третьей стороны. Эти тенденции развития имели свои объяснения на ранних стадиях развития рынка, характеризовавшихся открытием новых рыночных ниш и гипервысокими темпами их роста, а также готовностью банков закрывать глаза на текущую окупаемость затрат в попытке захватить лидирующие доли на рынке розничных платежных услуг. Однако следует отметить, что в настоящий момент участники рынка сходятся во мнении, что пришло время для очередного переосмысления бизнес-модели российского рынка процессинговых услуг и поиска путей перехода к моделям, обеспечивающим стабильное развитие на сбалансированном рынке с устоявшимися долями и составом участников. При этом следует также обратить внимание на растущий объем количества операций с использованием новых средств платежа.
Если обратиться к глобальным тенденциям оказывающим влияние на рынок процессинговых услуг, то основополагающими сегодня являются следующие:
- Цифровая революция (Digital disruption) – дигитализация каналов и платежей
- Big Data – за Big Data будущее маркетинга и управление отношений с клиентами
- Криптовалюты и технологии их применения (blockchain) – можно назвать маяком, помогающим современным игрокам рынка определить свой курс в водах безналичных расчетов будущего
- Internet of Things – продолжающееся проникновение новых способов платежа в нашу повседневную жизнь
- Облачные технологии (Cloud processing) – современные способы удаленной обработки данных
- Выход нетрадиционных игроков на рынок платежей — от финтех стартапов до интернет-гигантов
- Регулирование
Все эти глобальные процессы в полной мере требуют внимания и участников российского рынка платежей. При этом для национального рынка можно сформулировать также и некоторые уникальные тенденции:
- Локализация национальных операций по платежным картам в НСПК и запуск национального платежного средства – карты «МИР»
- Стратегия ЦБ по развитию национальной платежной системы – ППС и национальная система обмена электронными сообщениями
- Консолидация рынка через слияния и поглощения – рост актуальности интеграции/унификации платформ существующих банковских и процессинговых систем объединяемых банков
Из них первая и третья напрямую касаются розничного платежного рынка, а вторая – это то, что банкам необходимо безусловно учитывать при разработке перспективных IT-стратегий. При этом очевидно, что эффективная стратегия находится в поиске интегрированного решения для банковской платформы будущего.
В целом, исходя из существующих тенденций, можно сформулировать основные вызовы существующей модели российского рынка розничных платежных услуг:
- Инертность
- Неэффективность
- Ограничения масштаба
Та модель, которая сложилась у нас сегодня на рынке инертна. Для примера, можно вспомнить время, затрачиваемое крупными банками для запуска нового продукта. Этот показатель очевидно не будет соответствовать требованиям цифровой экономики. Эта неэффективность, связана в основном с существующими внутрибанковскими системами, унаследованными банками от предыдущей бизнес-модели оказания розничных услуг. При этом существующая модель ограничивает возможности банков не только добиваться эффективности от масштаба, но и использовать в разрозненных системах преимущества «больших данных» , что в совокупности не только снижает их конкурентоспособность на рынке сегодня, но и ставит под сомнение само их существование в недалеком будущем.
Таким образом, можно прийти к выводу, что рынок процессинговых услуг в России не отвечает потребностям времени, а существующая в банках бизнес-модель требует пересмотра ввиду ее инертности и неэффективности. С то же время сегодня на рынке отсутствует выбор независимых компании — поставщиков процессинговых услуг, способных эффективно ответить на все стоящие перед банками вызовы. Считаю, что предложение на рынке процессинговых услуг в России должно формироваться независимыми профессиональными участниками рынка на основе передовых мировых достижений с учетом российской специфики для создания для банков новых каналов получения прибыли, снижения издержек и создания устойчивого клиентского предпочтения.