ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 22.08.2014

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Минтруд поддерживает открытие доступа банкам к базам Пенсионного фонда

МОСКВА, 22 авг — ПРАЙМ. Минтруд поддерживает инициативу ЦБ РФ по открытию доступа банкам к базам Пенсионного фонда при принятии кредитных решений, заявил ИТАР-ТАСС министр труда Максим Топилин. По его словам, в случае принятия соответствующего закона также косвенно будет стимулироваться отказ работодателей от «серых» зарплат.

«Минтруд поддерживает инициативу Центробанка по разрешению банкам использовать базы ПФР. При принятии решения о выдаче кредита банки смогут обратиться в Пенсионный фонд, который в свою очередь предоставит финансовым организациям информацию о состоянии лицевых счетов заемщиков», — отметил министр. Он также напомнил, что сегодня эти данные могут использоваться только в целях пенсионного обеспечения, поэтому, «потребуются изменения в закон, но это еще один шаг на последовательном пути к легализации заработных плат».

Центробанк подготовил законопроект, открывающий кредитным организациям доступ к базам Пенсионного фонда /ПФР/ и Федеральной налоговой службы /ФНС/ с 1 марта 2015 года, «для проверки информации о доходах заемщиков», писала в начале августа газета «Известия». Согласно документу, банки будут вправе запрашивать в ПФР и ФНС сведения о клиенте при принятии решения о выдаче ему ссуды не чаще одного раза в квартал. Налоговики и сотрудники ПФР, в свою очередь, сообщат банкам о достоверности или недостоверности информации, с согласия заемщика. Техническая сторона вопроса должна быть разрешена всеми участниками процесса до 1 февраля 2015 года.

В Совете Федерации рассчитывают, что закон о праве проверять достоверность данных о доходах граждан через ПРФ и ФНС будет принят уже в осеннюю сессию, сообщал заместитель председателя комитета верхней палаты парламента по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. Он также подтвердил факт подготовки законопроекта Центробанком. Он выразил мнение, что эта мера позволит существенно уменьшить риски мошенничества и снизить ставки по кредитам.

ПРАЙМ 

Голодец: документы о переходе на добровольные пенсионные накопления подготовлены

МОСКВА, 21 авг — ПРАЙМ. Подготовлен пакет документов о переходе на добровольные пенсионные накопления, в том числе соответствующий законопроект, сообщила журналистам вице-премьер РФ Ольга Голодец.

«Конечно, есть проекты документов», — сказала вице-премьер, отвечая на вопрос, подготовлен ли соответствующий пакет документов и проект закона.

Граждане России выиграют от отказа от накопительной пенсионной системы, считает Голодец. «Я очень рада, что нас поддерживают в решении, при котором сегодня выиграет каждый пенсионер, выиграет каждый житель РФ. Наша пенсия будет больше, стабильнее и она не будут зависеть от конъюнктуры рынка, от экономической конъюнктуры, от вкладов в те или иные проекты, которые то ли состоятся, то ли не состоятся», — сказал вице-премьер.

По ее словам, если люди захотят делать накопления, то это будет их добровольное желание. «Они будут уже обговаривать условия своих вкладов, условия по процентам, условия по размеру пенсий, которые они ожидают получить», — сказала вице-премьер.

ПРАЙМ

УБРиР ввел временные ограничения на обслуживание карт UnionCard и China UnionPay

Уральский Банк Реконструкции и Развития ввел временные ограничения на обслуживание карт платежных систем UnionCard и China UnionPay. В частности, держатели карт UnionCard, выпущенных этим банком, временно смогут обслуживаться только в устройствах УБРиР. Держатели карт UnionCard и China UnionPay, эмитированных сторонними банками, временно не смогут обслуживаться в устройствах УБРиР.

Полноценное обслуживание данных карт банк планирует возобновить 25 сентября.

Банки.ру

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЕЖНОГО СОВЕТА

 

  • Экспертное мнение Директора департамента финансового мониторинга и защиты информации НП «НПС» Натальи Приезжей: эксперты сходятся в одном — требования FATCA сложны и могут быть истолкованы неоднозначно

1 июля 2014 года в США вступил в силу закон «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA), принятый в 2010 году и призванный ограничить  граждан США  в возможностях уклонения от уплаты налогов.

В соответствии с FATCA, иностранные кредитные и иные финансовые организации должны предоставлять Налоговому управлению США (IRS) сведения об операциях американских клиентов, совершенных через эти организации, либо в рамках межправительственных соглашений об обмене информацией, либо самостоятельно, заключив соглашения с IRS напрямую.

Если такого соглашения нет, то американские банки-контрагенты обязаны удерживать налог в размере 30% с отдельных выплат, в том числе процентов, дивидендов, доходов от реализации  ценных бумаг, в пользу иностранной кредитной или иной финансовой организации. В частности, российские кредитные организации, покупающие американские ценные бумаги, могут лишиться 30% дохода по процентам и дивидендам с этих бумаг. Список выплат, подлежащих налогообложению согласно FATCA, расширится в 2017 году.

С целью оперативного «преодоления» российского законодательства о банковской тайне, не позволяющего российским кредитным организациям напрямую передавать подобные сведения в IRS,  28.06.2014г. был подписан и 30.06.2014г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Согласно положениям закона организации финансового рынка передают IRS сведения об операциях своих клиентов только с их согласия. Организация финансового рынка вправе отказать клиентам в совершении операций, осуществляемых в их пользу или по их поручению, и в случаях, предусмотренных указанным законом, расторгнуть в одностороннем порядке договор, уведомив клиента о принятом решении не позднее дня, следующего за днем принятия решения. Расторжение договора должно осуществляться в соответствии с пунктом 1.2 статьи 859 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Одновременно  закон предоставил право Росфинмониторингу запретить направление информации о клиенте в IRS, а Банку России право определить особенности взаимодействия организаций финансового рынка по вопросам расторжения договоров об оказании финансовых услуг и закрытия банковских счетов по основаниям, вытекающим из указанного закона.

За несоблюдение требований закона, в зависимости от вида правонарушения, законодатель установил административную ответственность в виде штрафов для должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для  юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

10 июля 2014 года были опубликованы в «Вестнике Банка России» и вступили в силу Указание Банка России от  07.07.2014  № 3311-У «О порядке уведомления Центрального банка Российской Федерации организациями финансового рынка о факте регистрации в иностранном налоговом органе»  и Указание Банка России от 07.07.2014 № 3312-У «Об особенностях взаимодействия организаций финансового рынка по вопросам расторжения договоров об оказании финансовых услуг, а также по вопросам закрытия банковских счетов по основаниям, вытекающим из особенностей законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов».

Порядок направления Росфинмониторингом решения о запрете на предоставление информации в иностранный налоговый орган и форма данного решения Правительством Российской Федерации пока не подготовлены.

Американский закон «О налогообложении иностранных счетов» требует от иностранных финансовых институтов назначения сотрудника, отвечающего за выполнение требований FATCA, разработку внутренних документов и процедур, отвечающих требованиях соглашения с IRS, анализа счетов и клиентской базы на предмет выявления физических лиц и корпораций, чьи доходы подлежат налогообложению в США, что, безусловно, влечет определенные финансовые затраты. Участники российского финансового рынка приступили к выполнению требований FATCA, но смогут ли они избежать претензий и штрафов со стороны IRS — покажет время.

Эксперты, кто пытался разбираться в тонкостях FATCA, сходятся в одном: требования FATCA сложны и могут быть истолкованы неоднозначно. Также, в виду отсутствия межправительственного соглашения между Россией и США участники российского финансового рынка могут столкнуться с риском нарушения требований FATCA при исполнении решения Росфинмониторинга о запрете на направление информации в IRS.

Сайт НП «НПС»

ОБЗОР СМИ

Банки хотят получить доступ к информации о доходах поручителей

За рубежом поручитель по кредитам давно приравнен к заемщику, говорят эксперты

Банкиры хотят получать из баз Федеральной налоговой службы (ФНС) и Пенсионного фонда (ПФ) России данные о доходах не только заемщиков, но и поручителей по кредитам. Как говорится в письме вице-президента Ассоциации российских банков (АСРОС) Георгия Медведева зампреду Банка России Василию Поздышеву (есть у «Известий»), платежеспособность поручителей и достоверность представленных ими документов также имеют для финучреждений большое значение при принятии решения о выдаче займа. Кроме того, банкиры хотят получать из баз ПФР и ФНС информацию о работодателе заемщика, поскольку налоговые органы могут подтвердить кредитным организациям только данные о доходах граждан, а ПФР — об отчислениях в фонд.

Как писали «Известия», Банк России является автором законопроекта, открывающего банкам доступ к базам ПФР и ФНС с 1 марта 2015 года. В документе говорится, что банки вправе запрашивать в этих организациях сведения о каждом из клиентов при принятии решения о выдаче ему ссуды не чаще одного раза в квартал. Налоговики и сотрудники ПФР, в свою очередь, сообщают банкам о достоверности или недостоверности предоставленной заемщиком информации с его согласия (сведения о доходах и уплаченных страховых взносах в рамках обязательного пенсионного страхования). В Совете Федерации одобряют подготовленный ЦБ законопроект. Как сказал «Известиям» зампред комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, предоставление банкам доступа к базам ПФР и ФНС позволит совершить рывок в борьбе с кредитным мошенничеством, фальсификацией документов о доходах, и, как следствие, снизит ставки по кредитам населению.

АСРОС предлагает расширить перечень информации, которую банки смогут получать в ПФР и ФНС. По мнению ассоциации, кредитным организациям для принятия решения о выдаче ссуды необходимы также данные о доходах поручителя и подтверждение достоверности указанных заемщиком сведений о работодателе.

Директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус указал, что на этапе рассмотрения кредитных заявок данные о заработной плате поручителей так же важны, как и данные о доходах заемщика. Поручитель солидарно с заемщиком отвечает по кредиту и несет равную с ним ответственность. Нововведение, по словам банкира, в значительной мере повлияет на качество кредитных портфелей, так как уровень реальных доходов будет на 100% подтвержден.

— Чем прозрачнее клиент, тем риски меньше, — соглашается замначальника департамента розничного бизнеса банка «Возрождение» Олег Коркин. — При доступе к такого рода информации появится возможность значительно оптимизировать процесс принятия решения. Также можно будет сократить количество полей в анкетах на кредит и не требовать документы, подтверждающие доходы.

Директор по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA Павел Симоненко подчеркнул, что за рубежом поручитель уже давно фактически приравнен к заемщику и проверка его платежеспособности такая же строгая, как и самого заемщика. Неофициально эта практика существовала и в России — многие банки требовали от поручителей подтверждения доходов и ставили планки по минимальному доходу, говорит собеседник.

— Поэтому в целом эта инициатива вполне оправданная и может позволить снизить риски при выдаче кредитов, в особенности высокорисковых необеспеченных розничных займов сроком до одного года, — указал Симоненко.

Вместе с тем, говорит партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Екатерина Знаменская, предоставление банкам возможности получать данные также о доходах поручителей и работодателей расширяет поле для возможных злоупотреблений со стороны сотрудников банка, в руках которых оказывается финансовая информация о поручителе.

— Это может снизить готовность потенциальных поручителей вообще давать поручительство за кого-либо, особенно если это компания и эта компания не является публичной, то есть не раскрывает информацию о себе в публичных источниках, — отмечает эксперт.

Известия

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}