ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 15.01.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

ВТБ 24: в нынешние праздники клиенты банка потратили за рубежом на 40% меньше, чем в предыдущие

Клиенты ВТБ 24 потратили за рубежом в период новогодних праздников (1—11 января) в этом году на 40% меньше, чем в предыдущем, почти на столько же вырос объем их трат на территории России. Такие данные приводит ВТБ 24 по результатам исследования трансакционной активности своих клиентов.

Во время новогодних праздников 2015 года объем операций по картам клиентов ВТБ 24 за рубежом составил 1,6 млрд рублей, что на 40% меньше, чем за тот же период 2014-го, и на 17% ниже, чем в новогодние праздники 2013-го.

Больше всего наши соотечественники по-прежнему тратят в Италии, Франции и ОАЭ — 198,4 млн, 147,6 млн и 135,1 млн рублей соответственно. В пятерке лидеров по общей сумме потраченных средств по сравнению с прошлым годом произошло только одно изменение: принадлежащее Финляндии четвертое место заняла Австрия. На пятом — США.

Сумма потраченных средств за рубежом в среднем на одного российского туриста в рублевом эквиваленте практически не изменилась. Однако в пересчете на иностранную валюту она снизилась. Так, в Италии средний объем трат на человека сократился с 1 387 евро в прошлые новогодние праздники до 952 евро в нынешние.

Сократилось и число трансакций, совершенных россиянами за рубежом. За январские праздники 2015 года этот показатель составил 200 тыс. трансакций, что вдвое меньше результатов 2014-го и на 70% — 2013-го.

Тем не менее общая трансакционная активность клиентов ВТБ 24, по данным исследования, за январские праздники этого года увеличилась. Основная причина — возросший объем операций по картам внутри России, где клиенты ВТБ 24 потратили 6,3 млрд рублей. В 2014 году этот показатель составил 4,8 млрд, а два года назад — 3,5 млрд.

ВТБ 24 обслуживает более 16 млн договорных клиентов и представлен в 72 регионах России. «Таким образом, трансакции по картам клиентов за рубежом являются не просто внутренней статистикой банка, по ним можно определить туристические предпочтения россиян вообще», — говорится в материалах банка.

Банки.ру

Прибыль Сбербанка от платежей физлиц выросла в 2014 году почти на треть

Прибыль Сбербанка от платежей физлиц выросла в 2014 году на 30%, сообщил директор банка по платежному бизнесу Игорь Мамонтов.

«У нас порядка 83% всех платежей без комиссии для клиента. Это достигается за счет того, что у нас большая партнерская сеть по приему платежей и много дистанционных платежей», — сказал Мамонтов в ходе пресс-конференции.

«В прошлом году наш платежный бизнес сделал резкий рывок. Рост составил 27%, достигнув 10 миллионов платежей в день, в то время как в 2013 году проводилось 7,9 миллиона платежей в день. Рост платежей за ЖКХ составил 35%, достигнув 2,1 миллиона по сравнению с 1,6 миллиона платежей в день в 2013 году. Платежи за сотовую связь выросли на 25%, достигнув 5,9 миллиона платежей по сравнению с 4,7 миллиона в 2013-м», — отметил он, добавив, что рост платежей в основном произошел благодаря увеличению доли рынка.

По его словам, доля безналичных платежей составила более 50%. Число пользователей мобильного банка увеличилось на 44%, а пользователей услуги «Сбербанк Онлайн» — на 102%. «Наша стратегия строится на увеличении платежей безналичным способом. Безналичный платеж гораздо надежнее, выгоднее и удобнее», — сказал Мамонтов.

«Кроме того, у нас развивается программа автоплатежей и автосервисов. Рост количества автоплатежей в 2014 году составил 25%. У нас имеется 18 миллионов подписок на данные сервисы. В ближайшее время мы представим несколько новых продуктов в этой сфере», — отметил он.

Мамонтов также сообщил, что «раз в квартал Сбербанк проводит опрос клиентов на предмет удобности платежных сервисов», добавив, что в конце 2014 года этот сервис считали удобным 66% клиентов.

Банки.ру

 

Сбербанк рассматривает возможность сотрудничества с UnionPay

Сбербанк рассматривает возможность сотрудничества с UnionPay. Об этом сообщил директор Сбербанка по платежному бизнесу Игорь Мамонтов в ходе пресс-конференции, передает корреспондент портала Банки.ру.

«Мы сейчас рассматриваем возможность сотрудничества с китайской платежной системой», — сказал Мамонтов.

Банки.ру

Иностранные банки пока не собираются кардинально менять стратегии работы «дочек» в России

Так, в BNP Paribas рассказали, что в 2014 году, который был в целом тяжелым для отрасли, кредитная организация столкнулась с теми же проблемами, что и любой другой глобальный банк, работающий в России: экономическая стагнация, влияние санкций и так далее. Однако на конец года BNP Paribas все же удалось показать прибыль.

«Как известно, бизнес по потребительскому кредитованию был выведен из BNP Paribas в совместное предприятие со Сбербанком — Сетелем Банк, однако портфель кредитов, выданных до создания «Сетелема», остается в BNP Paribas. Основной задачей по оптимизации является плавное сворачивание этой части бизнеса. Этот процесс идет уже с 2012 года. Что касается нашей основной работы в корпоративном и инвестиционном сегментах, то мы планируем продолжить ее, адаптируясь под новые рыночные условия. При этом эффективное управление рисками остается приоритетной задачей», — сказали в пресс-службе кредитной организации.

ОТП Банк по итогам года продемонстрировал результаты, полностью соответствующие ожиданиям менеджмента группы ОТП, на должном уровне отреагировав на изменения в макроэкономике и бизнес-среде, отметили в пресс-службе группы ОТП. «Кроме того, банку удавалось сохранять на хорошем уровне позиции по ликвидности на протяжении всего года, несмотря на высокую волатильность процентных ставок», — добавил пресс-секретарь.

«Основывая свои выводы на предварительных результатах текущих внутренних программ по повышению эффективности бизнеса, мы ожидаем, что в 2015 году ОТП Банку удастся увеличить показатель по прибыли. Мы продолжаем рассматривать кредитование в торговых точках в качестве ключевого компонента нашего присутствия на российском рынке. Несмотря на ожидаемое сокращение ВВП России, мы надеемся, что в течение 2015 года макроэкономическая ситуация стабилизируется», — сказали в пресс-службе.

В группе «Юникредит» заявили, что, несмотря на сложные политические и макроэкономические условия, в 2014 году бизнес банка в России развивался очень хорошо. «Кроме того, мы уверены, что ЮниКредитБанк останется важным игроком российской банковской системы. По состоянию на сегодняшний день у нас нет никаких планов по уменьшению своего бизнеса в России», — отметили в группе «Юникредит».

Также нет планов по изменению стратегии работы и у Ситибанка. «Россия — по-прежнему важный рынок для Ситибанка», — сказали в кредитной организации.

Banki.ru

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

БАНК РОССИИ

Юдаева: Дмитрий Тулин будет назначен первым зампредом ЦБ по денежно-кредитной политике

При этом Ксения Юдаева сохранит за собой пост первого зампреда ЦБ

МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Экс-зампред ЦБ РФ по надзору, партнер аудиторской компании Deloitte Дмитрий Тулин займется денежно-кредитной политикой вместо Ксении Юдаевой. Сама Юдаева, пришедшая на этот пост в сентябре 2013 года с места шерпы в g20, сохранит должность первого зампреда ЦБ и будет курировать вопросы финансовой стабильности, анализа и прогнозирования.

Об этом журналистам сообщила Юдаева и позже официально объявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, распространив соответствующее заявление через пресс-службу.

«Я хочу сделать заявление. Я хочу сосредоточиться на вопросах прогнозирования, стратегии и финансовой стабильности. Вопросы реализации денежно-кредитной политики и рефинансирования перейдут к Дмитрию Тулину, который в ближайшее время станет первым зампредом», — заявила Юдаева журналистам в кулуарах Гайдаровского форума.

Преемственность денежно-кредитной политики с назначением Тулина сохранится, отметила в своем заявлении Набиуллина. По ее словам, этими действиями регулятор усилит направление собственных исследований и статистик. «Я хочу особенно подчеркнуть, что мы сохраняем и стратегические, и тактические ориентиры в денежно-кредитной политике, сама идеология денежно-кредитной политики будет преемственной по отношению к тому, как мы работали в 2013 и 2014 годах», — указала Набиуллина.

Глава Центробанка также отметила, что Юдаева — «один из лучших экономистов в стране».

Ксения Юдаева принимала участие в 2013-2014 годах в разработке новой денежно-кредитной политики ЦБ РФ, переходе к инфляционному таргетированию и свободному плаванию рубля, введении новых инструментов предоставления ликвидности, поддержке финансовой стабильности в условиях новых шоков, в том числе санкционного режима и обвала цен на нефть.

Юдаева имеет богатый опыт макроэкономического прогнозирования. Ранее она возглавляла центр макроэкономических исследований Сбербанка, а после — экспертного управления президента России.

Дмитрий Тулин уже работал в Банке России в 1991-1994 годах и 2004-2006 годах, когда являлся зампредом ЦБ по надзору. В 2006 году он перешел на работу в российское подразделение аудиторской компании Deloitte.

В 1996-1999 годы Тулин был председателем правления Внешторгбанка, в 1999-2004 годы — старшим советником Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). С 2006 года — партнер Deloitte.

ТАСС

ОБЗОР СМИ

Правила игры

списывает со счета руководитель группы фондового рынка Иван Кузнецов

Нынешний кризис финансовая система переносит довольно бодро. И даже декабрьское валютное обострение вызвало проблемы пока у считаных игроков. Единственное, что рухнуло тогда, а значит, обязательно рухнет снова,— весь онлайн, все сервисы удаленного доступа к финансовым услугам и публичной информации. Выключился онлайн-банкинг даже крупных банков, конверсионные операции, наиболее интересовавшие клиентов в тот момент, оказались временно недоступными. И даже просто сайты работали с перебоями. Конечно, во всем виноват наплыв пользователей. Вот и на полегший сайт Московской биржи за один день пришло больше миллиона посетителей вместо обычных 200 тысяч. Как будто сервисы у нас делаются для того, чтобы ими пользовались, а не для того, чтобы они были.

Но дистанционные сервисы и без всякого кризиса работают плохо. Срок зачисления средств на счет в Сбербанке по «мгновенному» онлайн-переводу из Райффайзенбанка — 48 часов. Загадочное славянское мгновение. А директор управления платежей и переводов Сбербанка Игорь Мамонтов вчера заявил: «Надежность и стабильность IT-систем Сбербанка обеспечивают безопасность и удобство безналичных платежей наших клиентов». И я понял, что прекрасная реальность где-то совсем рядом со мной. Мне 17 ноября Сбербанк онлайн не провел перевод из-за «дисконнекта», списал при этом деньги со счета и уверил через колл-центр, что через месяц деньги на счет вернутся автоматически. Возможно, имелись в виду 30 рабочих дней, но и этот срок истек 26 декабря, а на вчерашний день ничего не изменилось.

За год число платежей через удаленные каналы Сбербанка выросло на 27%, доложил вчера господин Мамонтов. И правда, ради того чтобы не посещать бело-зеленые офисы, можно и онлайн-банк завести. И он будет вам исправно служить несколько лет. Но когда-нибудь обязательно случится сбой, а для решения вопроса — пройдемте в отделение.

И вот он, заветный допофис. Никогда бы не подумал, что последствия отключения российских банков от Запада будут столь наглядными. Еще весной здесь все было нормально, и вот — сломанный терминал электронной очереди. Живая начинается от двери. Потоками пытается дирижировать потрепанный юноша без беджа. Старшая по цеху — она одна, а нас много. Все эти «добрый день» и «чем я могу вам помочь», видимо, тоже под санкциями. На то, чтобы получить слепую ксерокопию бланка заявления, у меня ушло 25 минут. Заполнение заявления требует информации в таком объеме, («время проведения операции» с минутами и т. п.), что бланк пришлось забрать с собой. Приду еще раз. Я вот только думаю, во что же может превратиться сервис международных платежных систем после того, как они заработают через Национальную систему платежных карт?

Коммерсант

Антон Силуанов – РБК: «Ситуация такова, что мы не можем отложить реформы»

Государство больше не может позволить себе тратить столько, сколько планировало еще полгода назад, считает министр финансов Антон Силуанов. В кулуарах Гайдаровского форума он рассказал РБК, какие расходы нужно сократить и почему этого будет недостаточно.

Россия в 2015 году фактически живет без бюджета: запланированный объем расходов нереалистичен. От каких из них придется отказываться?

– Не могу согласиться, что мы живем без бюджета – есть одобренный Федеральным собранием и подписанный президентом закон. Другое дело, что действующий бюджет формировался в условиях, которые радикально отличаются от сегодняшних, и правительство уже предприняло первые меры, чтобы привести его в соответствие экономическим реалиям. Мы не можем себе позволить расходы, которые планировали при цене $100 за баррель. Поэтому мы уже сократили объем доводимых до министерств и ведомств бюджетных обязательств на 10%. Это означает, что они должны сократить траты на эту величину, определив приоритетные статьи расходов. За счет этой меры высвобождается порядка 1 трлн руб.

Но от снижения нефтегазовых доходов бюджет недополучает более 3 трлн руб. Что делать в этой ситуации?

– Я допускаю, что в этом году дефицит бюджета будет выше запланированного, но, скорее всего, не более 3%. Очевидно, что допустить резкого сокращения бюджетных расходов в этом году мы не можем. Не только потому, что для этого нужно провести подготовительную работу. Нам важно соблюсти баланс между необходимостью сократить расходы и поддержать экономику. Рост расходов должен быть, но должен быть разумным и реальным. При падении экономики в реальном выражении на 4% расходы действующего бюджета запланированы с ростом 11,7% в номинальном выражении. Мы не можем себе позволить прирост более чем на 5%. Тем не менее от ряда расходов мы можем либо вовсе отказаться, либо принять решение об их отсрочке. Президент, напомню, ставил задачу сократить расходы не менее чем на 5% в реальном выражении в течение трех лет. Вот этим надо заниматься.

Плюс вы можете воспользоваться частью денег, накопленных в Резервном фонде. На Гайдаровском форуме вы дали понять, что реализуете это право уже в ближайшее время…

– Резервный фонд правительства составляет порядка $80 млрд, в рублевом эквиваленте чуть более 5 трлн. Это те средства, которые мы можем направить на поддержку бюджета. Именно для этого этот фонд и создавали. В этом году при любом сценарии нам потребуется использовать часть средств Резервного фонда, это уже неизбежно. Сегодня по закону мы имеем право использовать средства Резервного фонда объемом до 500 млрд руб., и мы рассматриваем возможность уже в январе этим правом воспользоваться.

Почему уже сейчас?

– Поскольку фонды размещены в иностранных активах, ту часть, которую мы планируем использовать, предстоит конвертировать в рубли. Для этого Центральный банк проведет продажу необходимой суммы на рынке. Причем делать это он будет, исходя из складывающейся ситуации на валютном рынке. Сейчас рубль слабее, чем мы ожидаем в среднесрочной перспективе, потенциал дальнейшего падения цен на нефть, по мнению большинства аналитиков, незначителен, процентные ставки высокие. Совокупность этих факторов означает, что именно сейчас наиболее эффективно для бюджета можно использовать средства Резервного фонда, размещая их на рынке для обеспечения ликвидностью экономики. Цели заработать на колебаниях валютных курсов у Минфина нет. Увеличение объема денежных ресурсов от Минфина будет проводиться в согласованном с ЦБ порядке.

 Вы предлагаете за 2015 год провести реформу, перенеся часть трат, в частности, на силовой блок, на более поздний период и договорившись по сокращению социальных трат. Об экономии каких сумм потенциально может идти речь?

– Сокращение доходов бюджета, причиной которого является резкое снижение цен на нефть, означает, что у бюджета образуется среднесрочный структурный дефицит. Если мы взглянем на структуру нашего бюджета, то на 60% – это расходы на трансферты Пенсионному фонду и оборону. Не сделав определенной оптимизации в этой части расходов, добиться сокращения структурного дефицита бюджета невозможно, поэтому реформы, ведущие к изменению объема расходования средств, но при этом максимально обеспечивающие защищенность наименее обеспеченных слоев населения, – это именно то, что мы предлагаем сделать. Речь идет о сумме в несколько процентов ВВП. Мы ожидаем, что дефицит в 2016 году будет меньше, чем в 2015 году. Если в 2015 году удастся принять решение о структурных изменениях, то 2016 год и последующие должны быть годами восстановления.

Вы уже вышли с предложением 10% сокращения, этого достаточно?

– За 2015 год помимо 10-процентного сокращения нужно дополнительно оценить обоснованность расходов по целому ряду позиций, с тем чтобы выявить траты, которые можно перенести на более поздние сроки. План-максимум – уже в 2016 году осуществить целый ряд структурных реформ, обратив внимание на военные расходы и трансферты во внебюджетные фонды, прежде всего в Пенсионный фонд. Часть социальных расходов и расходов на силовой блок можно перераспределить на статьи, которые влияют на рост экономики и являются инвестициями в человеческий капитал (образование, здравоохранение). Для этого в 2015 году нужно принять решения по пенсионной реформе, по предоставлению социальных льгот, перейдя на заявительный адресный принцип предоставления последних. Принять решение о том, что не будем любой ценой добиваться индексации всех выплат на уровень инфляции, чтобы не попасть в инфляционную ловушку. Иначе Резервный фонд можно будет проесть за полтора-два года. Кроме того, наша задача – снизить стоимость заемных ресурсов для бизнеса. Для этого, собственно, и нужны структурные реформы. Мы и раньше говорили об их необходимости, но сейчас ситуация такова, что мы не можем их отложить.

РБК daily

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}