ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 06.02.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Банк «Траст» заблокировал расходные операции за счет кредитных лимитов по картам

МОСКВА, 5 фев — ПРАЙМ. Санируемый банк «Траст» временно заблокировал расходные операции за счет кредитных средств по кредитным картам, сообщили РИА Новости в колл-центре и в пресс-службе банка.

«Банк заблокировал расходные операции по картам, в том числе — снятие наличных и покупки, в соответствии с решением временной администрации нашего банка в рамках процедуры финансового оздоровления», — сказал сотрудник колл-центра «Траста».

По его словам, о возможности возобновления операций за счет кредитных средств будет сообщено дополнительно путем рассылки смс-сообщений.

В пресс-службе «Траста» пояснили РИА Новости, что блокировка касается кредитных средств на кредитных картах банка. «В рамках процедуры финансового оздоровления временно закрыты кредитные лимиты по счетам кредитных карт. Операции с собственными средствами клиентов, в том числе по кредитным картам, осуществляются в обычном режиме», — сказали в пресс-службе.

Банк планирует возобновить активные операции за счет кредитных средств по кредитным картам в ближайшее время, о чем мы будем информировать дополнительно», — добавил представитель банка.

ЦБ РФ в конце декабря принял решение санировать «Траст» при помощи Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Санатором был выбран банк «ФК Открытие». План предусматривает установление банком «ФК Открытие» контроля над «Трастом», а также его реорганизацию в форме присоединения к «ФК Открытие» до 31 декабря 2020 года.

ПРАЙМ

ЦБ: Операции по банковским картам в Крыму в скором времени возобновятся

ТУЛА, 5 фев — ПРАЙМ. Операции по банковским картам в Крыму возобновятся в скором будущем, Банк России работает над решением этой проблемы ускоренными темпами, заявил журналистам зампред ЦБ Михаил Сухов.

«Есть пластиковые проекты, которые, скорее всего, возобновятся через некоторое время после того, как восстановится работа пластиковых карт. А это произойдет в ближайшее время. Не думаю, что там (в Крыму — ред.) будут серьезные специфические проблемы, не связанные с санкциями. Мы же создаем НСПК (национальная система платежных карт — ред.). С такой скоростью, по-моему, ничего еще не создавалось. Мы делаем все фантастически быстро», — сказал Сухов.

Он напомнил, что в Крыму в настоящее время действует 541 структурное подразделение банков, и они имеют все функциональные и финансовые возможности для того чтобы работать соразмерно тому спросу на банковские услуги, которые есть в Крыму.

«Это то, что близко по всем параметрам к соответствующим регионам Российской Федерации и с похожим уровнем ВВП, с похожими параметрами деятельности», — сказал Сухов. По его словам, объем кредитного портфеля юридических лиц, выданных 28 банками, работающими в Крыму, оценивается в 3,2 миллиарда рублей. В этих банках на счетах юрлиц размещено свыше 18 миллиардов рублей, на вкладах граждан — 27,8 миллиарда рублей. То есть банки создали условия работы для местного бизнеса, сказал Сухов.

Вместе с тем он признал, что есть объективные экономические сложности для работы банков в Крыму, например, кредитная задолженность. «Но это единственный регион РФ, где нет проблем закредитованности по высоким процентам, и вряд ли она появится», — заметил Сухов.

Две крупнейшие международные платежные системы — Visa и MasterCard — 26 декабря приняли решение приостановить обслуживание карт российских банков, работающих на территории Крыма, из-за санкций США. Глава республики Сергей Аксенов заявил, что альтернатива международным платежным системам заработает в Крыму до 1 мая.

ПРАЙМ

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

Депутаты хотят делегировать банкиров в Национальный финансовый совет

Депутаты хотят расширить коллегиальный орган управления Центробанка — Национальный финансовый совет (НФС) — с 12 до 15 человек. По мнению парламентариев, эти три места должны занять ученые и представители банковских ассоциаций. Соответствующий законопроект уже разрабатывается, пишут «Известия».

Поправки предусматривают изменения ст. 12 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», рассказал «Известиям» председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов. По его мнению, решения ЦБ часто непрозрачны, непонятны для участников рынка. «Это зачатую приводит к печальным последствиям: внезапным скачкам валютных курсов, удешевлению российских активов, кредитным рискам для реального сектора. Бизнес должен иметь влияние на решения Центробанка и понимать их, — пояснил «Известиям» Гаврилов. — Самый лучший вариант — введение представителей банков в органы управления Центробанка, в Национальный финансовый совет, в котором сейчас преобладают чиновники. То есть явно недостаточно независимых профессионалов».

Первое заседание межправительственного совета ЕАЭС пройдет в Москве

МОСКВА, 6 фев /ПРАЙМ/. Главы правительств стран Евразийского экономического союза обсудят интеграцию, развитие нормативно-правовой базы и реализацию ряда конкретных проектов по функционированию группировки. Первое заседание Евразийского межправительственного совета пройдет в Москве в пятницу.

В мероприятии примут участие главы правительств России, Белоруссии (с 1 января страна-председатель), Казахстана, Армении и Киргизии.

ПОВЕСТКА СОВЕТА

Россия, Белоруссия и Казахстан подписали 29 мая 2014 года в Астане договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015 года. Второго января к ЕАЭС присоединилась Армения, в мае ожидается присоединение Киргизии. Соответствующие документы были подписаны 23 декабря 2014 года.

Создание ЕАЭС выводит страны-участницы бывшего Таможенного союза, чей суммарный ВВП составлял 85% валового продукта СНГ, на более высокий уровень интеграции. Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ (170 миллионов человек), который станет новым мощным центром экономического развития.

Центральное место будет уделено вопросу присоединения Киргизии к ЕАЭС, сообщает пресс-служба правительства России.

«Планируется рассмотреть ход реализации решения о создании в рамках союза системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности. Данный пилотный проект осуществляется в целях контроля оборота товаров и обеспечения легальности импорта и производства товаров на территориях государств-членов ЕАЭС», — говорится в релизе.

Кроме того, главы правительств обсудят практические аспекты создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, который расширит возможности взаимодействия между предприятиями отрасли в странах ЕАЭС и будет способствовать модернизации промышленных производств за счет применения инновационного станкостроительного оборудования, выпускаемого на территории союза. Инжиниринговый центр будет обеспечивать подготовку, производство, реализацию и обслуживание комплексных технологических решений и оказывать промышленным предприятиям союза другие инженерно-консультационные услуги.

Ожидается, что участники заседания обсудят также международное сотрудничество по линии ЕАЭС, включая приоритетные направления торгово-экономического взаимодействия с основными торговыми партнерами союза.

ВСТРЕЧИ НАКАНУНЕ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в преддверии первого заседания Евразийского межправительственного совета провел в четверг двусторонние встречи с коллегами из Армении и Киргизии.

На встрече с премьером Киргизии Джоомартом Оторбаевым обсуждалась повестка предстоящего заседания Евразийского межправительственного совета и актуальные вопросы российско-киргизского торгово-экономического сотрудничества.

На встрече с коллегой из Армении обсуждались вопросы двусторонней повестки дня и интеграционное взаимодействие.

РАЗВИТИЕ ЕАЭС

Глава Белоруссии Александр Лукашенко заверил, что Минск будет всемерно содействовать углублению евразийской интеграции, и призвал страны-участницы союза использовать открывающиеся возможности. Однако он заметил, что процесс развития ЕАЭС будет непростым. По словам Лукашенко, необходимо ускорить интеграцию, быстрее создавать единые рынки энергоресурсов, электроэнергии и транспорта. Вместе с тем он считает, что ускориться будет сложно.

Вице-министр национальной экономики Казахстана Тимур Жаксылыков в конце января заявил, что более 30 стран мира ведут переговоры о создании зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

По его словам, участники ЕАЭС ведут переговоры со странами Европейской ассоциации свободной торговли, в которую входят Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн, а также с Новой Зеландией. Кроме того, ряд государств, включая Турцию, Индию, Израиль, Египет и страны Латинской Америки, изъявили желание начать переговорный процесс.

Посол Ирана в России Мехди Санаи заявил о намерениях в 2016 году подписать соглашение с Евразийским экономическим союзом для значительного сокращения тарифов между странами. Посол Египта в Москве Мухаммед эль-Бадри сообщил, что Каир хотел бы присоединиться к переговорам о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. Турция, Вьетнам, Индия и Китай также проявляют интерес к присоединению к соглашению об информационном обмене между странами ЕАЭС.

А вот речь о членстве Украины в Евразийском экономическом союзе, как рассказал Лукашенко, не идет. При этом, по его словам, пути сотрудничества определить все же надо.

НЕПРОСТОЙ РУБЛЬ

Падение рубля не может не повлиять на работу союза. Лукашенко ранее заявлял о ведении расчетов с Россией в долларах или евро. А Национальная палата предпринимателей Казахстана предложила правительству ввести временные торговые ограничения в рамках ЕАЭС для защиты внутреннего рынка в связи с ослаблением курса российского рубля.

Однако, по мнению российских экспертов, ЕАЭС выдержит падение рубля, и члены объединения должны как можно скорее провести согласование валютной политики.

Замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв ранее говорил РИА Новости, что именно создание совместных проектов Казахстана, Белоруссии и России, «в довольно тяжелых экономических условиях способно, во-первых, скрепить союзный договор, а во-вторых, быть одним из элементов выхода из этой тяжелой экономической ситуации, причем не только для Белоруссии и Казахстана, но и для России в том числе».

По мнению замдиректора Совета по изучению производительных сил министерства экономического развития и РАН Дмитрия Митяева, опыт Европейского союза, и других региональных объединений показывает, что валютная сфера должна быть общей политикой — если не прямо сейчас, то через какое-то время, и вопрос о единой валюте в рамках ЕАЭС должен быть поднят в среднесрочной перспективе (от трех до пяти лет).

Однако президент Белоруссии настроен менее оптимистично. Он заявил, что вопрос единой валюты, конечно, обсуждался главами стран ЕАЭС, но в повестке дня не стоит. По его словам, для этого нужно «решить много вопросов, в том числе тех, которые отложены на 2025 год». Лукашенко также заявил, что единая валюта в ЕАЭС появится не при его президентстве.

ПРАЙМ

ЦБ не отложит ужесточение норм по капиталу для системно значимых банков

ТУЛА, 5 фев — ПРАЙМ. Банк России не намерен переносить сроки ужесточения требований к капиталу для системно значимых банков, которые должны вступить в силу с 1 января 2016 года, однако ближе к середине года еще раз изучит эту возможность, заявил журналистам зампред ЦБ Михаил Сухов.

Банк России в марте прошлого года еще раз подтвердил, что статус системной значимости не станет для банков пропуском в «клуб избранных», а, наоборот, обяжет их выполнять повышенные требования к капиталу и ликвидности.

Регулятор намерен с 1 января 2016 года ужесточить требования к базовому капиталу всех банков (сейчас минимум 5%) и включить в расчет предусмотренный «Базелем III» буфер поддержания капитала, который будет поэтапно увеличиваться вплоть до 2019 года. Для системно значимых банков будет также установлен дополнительный буфер капитала в размере 1% от величины активов, взвешенных по уровню риска.

Предпосылок для отсрочки нет

По словам Сухова, ЦБ получил все законодательные возможности для того, чтобы вводить повышенные требования к системно значимым банкам.

«Я считаю, что для того чтобы менять сроки пока каких-то материальных предпосылок нет: уровень достаточности капитала крупнейших банков особенно после их докапитализации позволит повысить требования по буферам капитала», — ответил Сухов, отвечая на вопрос о том, будет ли регулятор переносить срок ужесточения требований к системно значимым банкам.

При этом зампред отметил, что требования, которые будут предъявляться банкам при докапитализации через механизм ОФЗ, «логически близки к буферам капитала». «Потому что буфера капитала — это требования не распределять прибыль, когда значение достаточности приближается к определенному уровню», — пояснил Сухов.

«Если вы посмотрите условия пользования этими деньгами (выданные через механизм ОФЗ — ред.), там есть принцип внутреннего софинансирования и что банки не должны платить дивиденды, пока не накопят 50% либо за счет прибыли, либо за счет привлечения внешнего финансирования от акционеров, то есть содержится нечто, что предполагает, что банки поддерживают себя за счет внутренних источников. Поэтому с этой точки зрения это абсолютно неконфликтный момент», — добавил зампред.

«Но учитывая динамичность и не всегда достаточно достоверную прогнозируемость того, что происходит на финансовых рынках, окончательно надо будет смотреть ближе к середине года», — полагает Сухов.

«Но на цифры надо смотреть всегда и мы всегда на них смотрели. Пока цифры показывают на возможность введения требований «Базеля III» к крупнейшим банкам, которые являются системно значимыми», — заключил он.

Ранее ЦБ указывал, что новый механизм делает невозможным получение собственниками банков дивидендов при снижении достаточности базового капитала ниже значения буфера.

Таким образом, минимальный уровень достаточности базового капитала для системно значимых банков составит 6,625% в 2016 году, 7,25% в 2017 году, 7,875% в 2018 году и 8,5% в 2019 году.

ПРАЙМ

 

Минкомсвязь России провела успешное тестирование СМЭВ 3.0 в продуктивной среде

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации провело первое тестирование модернизированной системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в продуктивной среде. Были успешно отработаны межведомственные запросы на предоставление идентификационного номера налогоплательщика по паспортным данным в продуктивной среде СМЭВ 3.0 с четырьмя субъектами пилотной группы: Тюменской и Ярославской областями, Москвой и Республикой Мордовия.

С 1 января 2015 года начался постепенный переход на модернизированную версию СМЭВ, что исключает возможность запуска новых несоответствующих требованиям сервисов. Однако отключение остальных уже существующих пока производиться не будет. Необходимость модернизации системы связана с тем, что предыдущая ее версия не решала проблем с перегрузками и отказами сервисов поставщиков, а потребители сведений были вынуждены ожидать восстановления их работоспособности.

В новой версии СМЭВ созданы очереди сообщений, а также обеспечена их гарантированная доставка. Теперь, если потребителю сведений будет недоступна информационная система поставщика, СМЭВ примет сообщение, а ответ на него придет после восстановления работоспособности системы. Возврат ответа потребителю происходит аналогично.

Кроме того, в СМЭВ 3.0 был принят единый формат обмена информацией, создана техническая возможность информационного взаимодействия между субъектами РФ, а также увеличен размер передаваемых сообщений с 5 Мб до 1 Гб.

«Модернизированная СМЭВ не просто повысит эффективность межведомственного взаимодействия в электронной форме, но и позволит существенно сэкономить время и деньги на формирование, отправку и обработку межведомственных запросов поставщиками и потребителями сведений. Ожидается значительное снижение трудозатрат на подключение к сервисам в СМЭВ 3.0», — рассказал директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Владимир Авербах.

В пилотном проекте по внедрению модернизированной версии системы участвуют четыре ведомства, которые являются наиболее востребованными поставщиками сведений в СМЭВ: Федеральная налоговая служба, Росреестр, Пенсионный фонд России и Министерство внутренних дел РФ. А также восемь субъектов Российской Федерации, среди которых Москва, Новосибирская, Ярославская и Тюменская области, Приморский край, республики Татарстан, Мордовия и Башкортостан.

В настоящее время формируется дорожная карта по тестированию новых сведений.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЕЖНОГО СОВЕТА

Банк России учел предложения НП «НПС» о публикации данных о функционировании национальной платежной системы

В ответ на обращение НП «НПС» с предложениями о публикации дополнительных статистических и аналитических данных, касающихся деятельности платежных и расчетных систем, Банк России существенно дополнил раздел «Статистика» на собственном сайте в отчете «Основные показатели развития национальной платежной системы».

Так, Банк России сформулировал институциональный состав субъектов национальной платежной системы в сегментах: операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, операторы электронных денежных средств.

На сайте Банка России стала доступна информация об остатках электронных денежных средств и операциях с ними. В частности, соответствующих графах сообщается о количестве электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств, а также количество и объем операций по переводу электронных денежных средств.

Наряду с этим, Банк России ввел в отчет статистическую информацию о деятельности платежных агентов и банковских платежных агентов, на что Национальный платежный совет просил обратить особое внимание.

ОБЗОР СМИ

В Национальный финансовый совет хотят делегировать банкиров

По мнению депутатов Госдумы, сейчас в органе управления Центробанка мало независимых профессионалов

Депутаты Госдумы планируют предложить реформу структуры и управления Центробанка, обеспечив при принятии решений регулятором учет позиции экспертного и бизнес-сообщества. Соответствующий законопроект уже разрабатывается, рассказал председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов. Поправки предусматривают изменения ст. 12 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым коллегиальный орган управления ЦБ — Национальный финансовый совет (НФС) — расширяется с 12 до 15 человек. Эти три места должны занять ученые и представители банковских ассоциаций.

— К сожалению, решения Центробанка часто непрозрачны, непонятны для участников рынка, — рассказал «Известиям» Сергей Гаврилов. — Это зачатую приводит к печальным последствиям: внезапным скачкам валютных курсов, удешевлению российских активов, кредитным рискам для реального сектора. Бизнес должен иметь влияние на решения Центробанка и понимать их. Самый лучший вариант — введение представителей банков в органы управления Центробанка, в Национальный финансовый совет, в котором сейчас преобладают чиновники. То есть явно недостаточно независимых профессионалов.

По словам Сергея Гаврилова, три кандидатуры могли бы предложить Российская академия наук и существующие банковские ассоциации — Ассоциация российских банков (АРБ) и Ассоциация региональных банков России (АРБР). В планах депутатов — открыто обсудить механизм выбора и утверждения кандидатур в обновленный состав НФС, подчеркивает Гаврилов.

Согласно закону «О Центральном банке», в компетенцию НФС входят рассмотрение вопросов развития и совершенствования финансового рынка и банковской системы, основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики,  утверждение объема расходов на содержание служащих Банка России, годового отчета и аудитора ЦБ, а также подготовка проектов нормативных актов в области развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка. В состав совета входят по три представителя от президента, правительства и Госдумы, а также двое представителей от Совета Федерации и председатель Банка России.

Ранее депутаты Госдумы возмущались, что ЦБ в своей денежной политике пользуется своеобразным иммунитетом — даже Генпрокуратура не имеет правовых рычагов для проверок законности его действий и соблюдения обязательств, что способствует значительному снижению его ответственности за свои действия. До этого депутаты обвиняли Банк России в нарушении ст. 75.2 Конституции России, которая гласит, что «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ», а также ст. 3 закона о Банке России, согласно которой «основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля».

Пресс-служба ЦБ не ответила на запрос «Известий». Сами банкиры отнеслись к предложению депутатов настороженно.

— Я к такому предложению отношусь нейтрально, — говорит председатель АРБР, зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Вряд ли это будет панацеей, тем более что некоторое взаимодействие с Банком России есть, через существующий консультативный совет.

— Все-таки Центробанк — это государственный орган, — соглашается председатель совета директоров МДМ Банка  Олег Вьюгин. — Поэтому безусловно банкиры должны участвовать — и мы участвуем — в консультативных органах при Центробанке, но решение он должен принимать сам.

Даже профессор Высшей школы экономики Алексей Саватюгин, часто критикующий политику регулятора, сомневается в целесообразности предложения депутата.

— Я давно критикую Центробанк за его закрытость и непрозрачность при принятии решений, нежелание разъяснять участникам рынка причины тех или иных действий, — говорит Саватюгин. — Однако введение «независимых директоров» в коллегиальный орган управления ЦБ может повлечь конфликт интересов и открыть доступ к инсайдерской информации. Все-таки, на мой взгляд, проблему непрозрачности действий Центробанка нужно решать через совершенствование механизма консультаций с экспертным сообществом.

Известия

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}