ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 26.08.2014

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Набиуллина: Россия не будет запрещать Visa и Mastercard

Национальная платежная карта не будет единственной на российском рынке, заверила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в рамках Всероссийского молодежного форума «Селигер» смены «Поколение Zнаний».

«Никто не собирается насильственно что-то запрещать, заставлять отказываться от тех карт, которыми сейчас пользуются», — отметила Набиуллина, добавив, что после создания национальной платежной карты россияне смогут как и раньше пользоваться картами международных систем.

«Важно, чтобы транзакции по платежам прорабатывались на территории РФ, именно на это направлен закон», — пояснила Набиуллина.

Глава Центробанка также отметила, что тарифы создаваемой национальной платежной карты будут конкурентоспособными.

«Безусловно, тарифную политику мы будем вводить для того, чтобы услуги были доступны, конкурентоспособны. Здесь не должно быть никаких монопольных услуг, монопольных тарифов», — подчеркнула Набиуллина.

Глава ЦБ также сообщила, что на первом этапе создания НСПК основной задачей является обеспечение технической независимости системы платежей в РФ.

На втором этапе планируется выпуск национальных карт.

«Эти платежные карты должны стать привлекательными для людей, для пользователей, потому что в мире существуют разные платежные карты. Поэтому карта будет развиваться наряду с остальными», — резюмировала Набиуллина.

Закон о создании в России НСПК и обеспечении бесперебойности работы международных платежных систем был принят весной текущего года, после того как Visa и MasterCard отказались обслуживать клиентов ряда российских банков, попавших под американские санкции из-за включения Крыма в состав России. Он содержит запрет на одностороннее прекращение оказания услуг не только операторами платежных систем, но также операторами платежной инфраструктуры, расчетными центрами, а также участниками платежной системы.

ПРАЙМ

СМИ: иностранные аудиторы могут лишиться права работать с гостайной

МОСКВА, 26 авг — ПРАЙМ. Deloitte, EY, KPMG и PwC могут лишиться права работать с гостайной. Силовикам не нравится, что у иностранцев есть доступ к данным консультантов, работающих в России, сообщают «Ведомости».

У KPMG нет лицензии ФСБ на работу со сведениями, составляющими гостайну, и она привлекала структуру «К-конфидент», у которой лицензия была, рассказали газете сотрудники двух других компаний «большой четверки» и менеджер одной из госкомпаний, аудитором которой была KPMG. Но в июле ФСБ после проверки приостановила лицензию «К-конфидента», сообщают собеседники и подтверждает федеральный чиновник. Какие нарушения выявлены у «К-конфидента», они не говорят.

Проблемы возникли у всей «большой четверки» аудиторских компаний, рассказывают сотрудники двух из четырех компаний, федеральный чиновник и человек, близкий к ФСБ: лицензии могут быть отозваны у Deloitte и EY, а у PwC истекает ее срок. Правда, у EY таких лицензий три /для разных видов деятельности/ и совсем без лицензии компания, видимо, не останется, говорят сотрудники двух компаний «четверки», а остальные могут попытаться получить лицензии снова — в любом случае их необходимо ежегодно подтверждать.

У ФСБ претензии к тому, как аудиторы хранят информацию: серверы для хранения данных, по мнению службы, должны находиться в России, а удаленный доступ иностранных филиалов и офисов к информации российских подразделений следует ограничить.

У нынешних проверок политические мотивы, считает бывший сотрудник одной из компаний «четверки»: раньше у правоохранителей не было претензий к хранению данных. Спецслужбам давно не нравилось, что иностранные аудиторы имеют доступ к информации, которую иностранным государствам знать нежелательно, указывает человек, близкий к ФСБ.

Некоторые компании уже перенесли серверы в Россию. Иностранные серверы не используются в KPMG, подчеркивает ее представитель. Серверы исключительно в России не только у KPMG, говорит сотрудник другой компании, но у иностранных коллег сохраняется удаленный доступ к сведениям.

ПРАЙМ

СМИ: иностранные рейтинговые агентства обяжут регистрировать в РФ «дочек»

МОСКВА, 26 авг — ПРАЙМ. Банк России разослал рейтинговым агентствам рабочую версию закона, который должен дать соответствующему рынку в России специальную законодательную базу. Иностранным агентствам (подобно банкам) придется регистрировать в России дочерние структуры, а не представительства и филиалы, как сейчас, и получать аккредитацию ЦБ, сообщает «Коммерсант».

О том, что в конце текущей недели представители рейтинговых агентств должны представить в ЦБ замечания на текст проекта закона, который будет регулировать их деятельность, газете рассказали участники рынка. По их словам, рабочую версию закона регулятор разослал на прошлой неделе.

До сих пор в России не было специального закона, регулирующего деятельность рейтинговых агентств. ЦБ начал работу над ним в связи с получением функций мегарегулятора. Как предполагают участники рынка, санкции и приостановка рейтинговых действий в отношении некоторых российских эмитентов со стороны международных агентств «большой тройки» (Moody`s, Fitch и S&P) , актуализировали тему: планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Когда закон заработает, наиболее серьезно это обещает отразиться на деятельности в России международных агентств. Самое главное, что предусматривает закон, им придется создать в России дочерние структуры, которые будут компаниями, существующими в российском правовом поле. Сейчас у агентств «большой тройки» в России лишь представительства и филиалы, они, как и головные структуры, подчиняются требованиям только американских и европейских регуляторов. «Данное требование вытекает из необходимости реализации надзорных полномочий регулятора в отношении рейтинговых компаний вне зависимости от происхождения их капитала. В случае, когда мы имеем дело с филиалом иностранной компании, применение к филиалу надзорных полномочий является затруднительным»,- поясняет эти положения зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

В Moody`s, S&P и Fitch отказались от официальных комментариев, подтвердив получение проекта закона.

ПРАЙМ

Еще 19 российских банков могут получить господдержку

МОСКВА, 26 авг — ПРАЙМ. Минфин РФ прорабатывает вопрос о приобретении привилегированных акций еще ряда российских банков помимо Россельхозбанка и ВТБ, сообщил в эфире телеканала «Россия 24» заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев.

По его словам, всего таких банков 19. «Это те кредитные организации, которые получили средства в 2009 году», — отметил он.

«Это примерно 19 банков, не обязательно включенных в санкции, по каждому из которых правительство будет принимать отдельное решение. Сейчас у нас находятся в проработке несколько из этих банков, которые уже изъявили желание поучаствовать в программе», — сказал Моисеев, добавив, что для самих банков это также будет «не очень просто решение».

Замглавы Минфина пояснил, что эта мера направлена не на повышение капитала банков, а на его стабилизацию, так как в условиях отсутствия возможностей привлечения внешнего финансирование нагрузка на капитал банков значительно увеличивается.

В понедельник правительство объявило, что РСХБ и ВТБ, а также дочерние банки последнего (ВТБ24 и Банк Москвы) получат от государства в общей сложности 239 миллиарда рублей. Средства будут направлены через покупку за счет средств Фонда национального благосостояния привилегированных акций этих банков.

По данным Минфина РФ, объем Фонда национального благосостояния на 1 августа 2014 года составил 3 трлн 088,79 млрд рублей. Оба банка — ВТБ и РСХБ — попали в июле под санкции ЕС и США, запрещающие организациям средне- и долгосрочное финансирование в этих странах.

ПРАЙМ

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

МИНФИН РОССИИ

  • Проект Федерального закон «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» »

Дата начала независимой антикоррупционной экспертизы: 05.09.2013

Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 15.09.2013

Адреса электронной почты для отправки участниками обсуждений своих заключений: o0506@minfin.ru

Почтовый адрес для отправки участниками обсуждений своих заключений: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9

Подготовка проекта акта завершена. Текст проекта акта направлен на рассмотрение: в Министерство Юстиции РФ

  • нпс Проект Ведомственного приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации»

Даты проведения обсуждения: 25.08.2014 — 09.09.2014

Адрес электронной почты для отправки участниками обсуждения своих предложений: 9927@minfin.ru

Почтовый адрес для отправки участниками обсуждения своих предложений: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9

Ответственное лицо: Акимова Ольга Игоревна

Контактный телефон ответственного лица: (495) 983-37-71

БАНК РОССИИ

  • нпс Опубликован обзор «Трансграничные операции физических лиц в 2013 году»
  • Информационное письмо от 18.08.2014 № 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ»
  • нпс Проект указания Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»

Проект указания Банка России

Экспертные заключения направлять в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля по 1 сентября 2014 года на E-mail: expert@mail.cbr.ru

Пояснительная записка

  • Проект указания Банка России «О требованиях к стандартам и правилам саморегулируемых организаций актуариев, кодексу профессиональной этики»

Проект указания Банка России

Экспертные заключения направлять в Департамент развития финансовых рынков с 26 августа по 1 сентября 2014 года на E-mail: expert@mail.cbr.ru

Пояснительная записка

 

ЦБ: руководство банков не должно ежемесячно подтверждать информацию об отсутствии судимости

Срок действия справки о наличии (отсутствии) судимости не установлен, говорится в ответе Центробанка на запрос Ассоциации российских банков (АРБ). Банк России не предъявляет требование об «обновлении» на ежемесячной основе такой справки, отмечается в письме.

Ранее АРБ просила Центробанк разъяснить порядок действия 408-го положения ЦБ, согласно которому руководители кредитных организаций (филиалов) должны уведомить Банк России в том числе об отсутствии у них судимости, приложив оригинал соответствующей справки, выданной МВД. Нормативными актами МВД России срок действия такой справки не установлен, отмечает АРБ. Однако, по информации АРБ, Банк России требует обновлять справку об отсутствии судимости не реже раза в месяц.

«Данное требование представляется нам неоправданным, поскольку вводит излишние обременения для лиц, замещающих или претендующих на замещение руководящих должностей в кредитных организациях», — говорилось в письме главы АРБ Гарегина Тосуняна в адрес председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной.

Согласно закону о банках, говорится в ответе ЦБ, подразделениям Банка России рекомендовано самостоятельно направить запрос в МВД для получения сведений о наличии или отсутствии судимости у руководителей (членов совета директоров) кредитных организаций в случае, если с момента выдачи такой справки прошло более шести месяцев. В случае же переизбрания руководителей банков на новый срок повторно представлять в ЦБ справку об отсутствии (наличии) судимости не требуется.

Аналогичный подход регулятор советует применять при оценке деловой репутации приобретателей более 10% акций (или долей) кредитной организации.

Банки.ру

 

ЦБ: денежные переводы из России за рубеж во II квартале увеличились почти в 1,5 раза

Объем денежных переводов из России за рубеж во II квартале 2014 года по состоянию на 1 июля увеличился на 45,5% по сравнению с предыдущим кварталом — до 5,7 млрд долларов. Об этом говорится в материалах Банка России.

Наибольший объем денежных переводов из РФ во II квартале и за первое полугодие пришелся на июнь, когда находившиеся на территории страны физические лица вывели за рубеж 2,2 млрд долларов против 1,8 млрд в мае, 1,7 млрд долларов в апреле и 1,5 млрд долларов в марте.

В феврале отмечался наименьший объем перечислений в другие государства из России — 1,2 млрд долларов.

При этом во II квартале 2014 года наибольший объем денежных переводов был осуществлен физлицами в страны СНГ — 5 млрд рублей (87,7% переводов). Однако в I квартале физлица вывели денег в страны СНГ на 68% меньше — 3,4 млрд рублей (что также составляет чуть более 87% всех совершенных перечислений).

Банки.ру

Трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов в 2014 году

 

Наименование операций

Январь

Февраль

Март

I кв.
2014 г.

Апрель

Май

Июнь

II кв.
2014 г.

2014 г.

Всего, млн. долларов США

Перечисления физическими лицами из Российской Федерации

1 261

1 218

1 455

3 934

1 698

1 848

2 178

5 724

в страны дальнего зарубежья

192

168

210

570

227

206

215

647

в страны СНГ

1 069

1 050

1 245

3 364

1 471

1 642

1 963

5 077

Поступления в пользу физических лиц в Российскую Федерацию

276

329

347

952

354

301

308

964

из стран дальнего зарубежья

70

76

85

232

84

76

78

237

из стран СНГ

205

253

262

720

271

225

230

726

Сальдо1

-985

-889

-1 108

-2 982

-1 344

-1 546

-1 870

-4 760

страны дальнего зарубежья

-122

-92

-125

-338

-143

-129

-137

-410

страны СНГ

-864

-797

-983

-2 644

-1 201

-1 417

-1 733

-4 350

Средняя сумма одной операции, долларов США

 

 

 

 

 

 

 

Перечисления физическими лицами из Российской Федерации

438

387

382

400

414

448

483

449

в страны дальнего зарубежья

951

839

904

898

918

900

923

914

в страны СНГ

399

356

348

365

382

422

459

422

Поступления в пользу физических лиц в Российскую Федерацию

788

877

868

846

886

857

839

862

из стран дальнего зарубежья

621

653

654

643

652

673

676

666

из стран СНГ

869

978

971

942

997

945

913

953

 

Примечание:             К системам денежных переводов относятся: Anelik, BLIZKO, Contact, InterExpress, PrivatMoney, UNIStream, Western Union, Колибри, Быстрая Почта, Золотая Корона, ЛИДЕР, Почта России.

1 Отрицательное сальдо означает превышение сумм денежных переводов из Российской Федерации над суммами переводов в Российскую Федерацию.

Источники: Отчетность кредитных организаций «Сведения о трансграничных операциях физических лиц», ФГУП «Почта России».

Дата последнего обновления: 25 августа 2014 года.

ОБЗОР СМИ

Компании Deloitte, EY, KPMG и PwC могут лишиться права работать с гостайной

Deloitte, EY, KPMG и PwC могут лишиться права работать с гостайной. Силовикам не нравится, что у иностранцев есть доступ к данным консультантов, работающих в России

«У KPMG скоро будут большие проблемы», — еще весной говорил «Ведомостям» федеральный чиновник. Подобные предупреждения звучат часто, вздыхает сотрудник другой компании «большой четверки».

Но проблемы все-таки возникли. У KPMG нет лицензии ФСБ на работу со сведениями, составляющими гостайну, и она привлекала структуру «К-конфидент», у которой лицензия была, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух других компаний «большой четверки» и менеджер одной из госкомпаний, аудитором которой была KPMG. Но в июле ФСБ после проверки приостановила лицензию «К-конфидента», сообщают собеседники «Ведомостей» и подтверждает федеральный чиновник, об этом предупреждавший. Какие нарушения выявлены у «К-конфидента», они не говорят. Представитель KPMG это не комментирует. Представитель ФСБ не ответил на запрос «Ведомостей».

Проблемы возникли у всей «большой четверки» аудиторских компаний, рассказывают сотрудники двух из четырех компаний, федеральный чиновник и человек, близкий к ФСБ: лицензии могут быть отозваны у Deloitte и EY, а у PwC истекает ее срок. Правда, у EY таких лицензий три (для разных видов деятельности) и совсем без лицензии компания, видимо, не останется, говорят сотрудники двух компаний «четверки», а остальные могут попытаться получить лицензии снова — в любом случае их необходимо ежегодно подтверждать.

У ФСБ претензии к тому, как аудиторы хранят информацию, объясняют собеседники «Ведомостей»: серверы для хранения данных, по мнению службы, должны находиться в России, а удаленный доступ иностранных филиалов и офисов к информации российских подразделений следует ограничить.

У нынешних проверок политические мотивы, считает бывший сотрудник одной из компаний «четверки»: раньше у правоохранителей не было претензий к хранению данных. Спецслужбам давно не нравилось, что иностранные аудиторы имеют доступ к информации, которую иностранным государствам знать нежелательно, указывает человек, близкий к ФСБ.

С 2000 г. это минимум третья попытка заставить «большую четверку» хранить все данные в России и закрыть доступ к этим сведениям для зарубежных материнских структур, напоминает он: «Но раньше не было политического решения, а теперь оно появилось».

Появляется дополнительный инструмент давления на аудиторов, теперь серверы должны быть в России и их можно будет изъять, опасается бывший сотрудник «большой четверки». Хранить информацию за рубежом значительно дешевле, чем в России, знает он.

Некоторые компании уже перенесли серверы в Россию. Иностранные серверы не используются в KPMG, подчеркивает ее представитель. Серверы исключительно в России не только у KPMG, говорит сотрудник другой компании, но у иностранных коллег сохраняется удаленный доступ к сведениям.

«EY работает в строгом соответствии с российским законодательством, включая его положения, касающиеся хранения и защиты информации. Претензий от каких-либо правоохранительных органов в связи с хранением и защитой информации наша компания не получала», — утверждает официальный представитель EY. Представитель PwC сообщила, что у компании есть лицензия на гостайну, но срок ее действия — сентябрь 2018 г. Компания осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с российским законодательством, в том числе, в соответствии с законодательством о лицензировании, подчеркивает она. В Deloitte на запросы не ответили.

Отзыв лицензии на гостайну — далеко не самый сильный удар по бизнесу с точки зрения выручки и количества контрактов, говорят сотрудники трех компаний «четверки»: требования о ее наличии выдвигаются крайне редко, подавляющее большинство госконтрактов и контрактов госкомпаний можно получить и без нее. Это подтверждают и в госкомпаниях.

Наличие лицензии — скорее репутационный вопрос и риски связаны как раз с имиджевой составляющей, рассуждает сотрудник одной из аудиторских компаний: например, госкомпании, которые раньше разрешение на гостайну не требовали, в случае отзыва могут отказаться заключать новые контракты под предлогом неблагонадежности. Возможно, требование о лицензии будет выдвигаться чаще, в том числе и в контрактах, где раньше таких положений не было, говорит его коллега. Выход можно найти, надеется еще один консультант: «Раньше, когда у иностранных аудиторов не было лицензии на работу с гостайной, для проверки какой-нибудь компании они объединялись с аудиторами, у которых была такая лицензия, — возможно, такая конструкция вернется».

Теоретически международные компании могли бы заместить их российские конкуренты, рассуждает партнер ФБК Игорь Николаев: с момента своего прихода они и так понемногу уступали долю рынка, работают там в подавляющем большинстве российские специалисты, которые могли бы перейти на работу в российские компании. Но смысла в этом не видно, конкуренция всегда шла этому рынку на пользу, продолжает он. Инициаторы подобных ограничений скорее руководствуются политическими соображениями, но теперь такие запреты все более реалистичны, заключает Николаев.

Ведомости 

 

С рейтингом по материнской линии

Международным агентствам придется создавать «дочки» в России

ЦБ разослал рейтинговым агентствам рабочую версию закона, который должен дать соответствующему рынку в России специальную законодательную базу. Иностранным агентствам (подобно банкам) придется регистрировать в России дочерние структуры, а не представительства и филиалы, как сейчас, и получать аккредитацию ЦБ.

О том, что в конце текущей недели представители рейтинговых агентств должны представить в ЦБ замечания на текст проекта закона, который будет регулировать их деятельность, «Ъ» рассказали участники рынка. По их словам, рабочую версию закона (есть в распоряжении «Ъ») регулятор разослал на прошлой неделе. Эту информацию подтвердили в ЦБ.

До сих пор в России не было специального закона, регулирующего деятельность рейтинговых агентств. ЦБ начал работу над ним в связи с получением функций мегарегулятора. Как предполагают участники рынка, санкции и приостановка рейтинговых действий в отношении некоторых российских эмитентов со стороны международных агентств «большой тройки» (Moody`s, Fitch и S&P), актуализировали тему: планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Когда закон заработает, наиболее серьезно это обещает отразиться на деятельности в России международных агентств. Самое главное, что предусматривает закон, им придется создать в России дочерние структуры, которые будут компаниями, существующими в российском правовом поле. Сейчас у агентств «большой тройки» в России лишь представительства и филиалы, они, как и головные структуры, подчиняются требованиям только американских и европейских регуляторов. «Данное требование вытекает из необходимости реализации надзорных полномочий регулятора в отношении рейтинговых компаний вне зависимости от происхождения их капитала. В случае, когда мы имеем дело с филиалом иностранной компании, применение к филиалу надзорных полномочий является затруднительным»,— поясняет эти положения зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

В Moody`s, S&P и Fitch отказались от официальных комментариев, подтвердив получение проекта закона. «Мы должны перевести текст закона и отправить в головной офис, вряд ли мы успеем так быстро подготовить свои замечания, обычно ЦБ дает больше времени»,— говорит представитель одного из иностранных рейтинговых агентств.

Текст законопроекта достаточно подробно регламентирует деятельность всех российских рейтинговых агентств — порядок получения аккредитации при ЦБ, регистрации в ЦБ своей методологии присвоения рейтингов, порядка их публикации, соблюдение процедур, препятствующих возникновению конфликта интересов, и т. д.

При этом описанные в законопроекте надзорные полномочия Банка России во многом следуют банковской практике регулятора. Некоторые положения сформулированы более либерально. Так, проверка рейтингового агентства не может длиться более 30 дней, некоторые виды банковских

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}