ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 25.05.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Первая национальная платежная карта России получила название «Мир»

Первая общенациональная платежная карта будет называться «Мир», сообщается на сайте Национальной системы платежных карт (НСПК).

Название карты и ее логотип определялись по итогам конкурса среди интернет-пользователей. Название, занявшее первое место, предложил пользователь из Удмуртии с ником lentachka. Второе место заняла Татьяна из Самарской области, предложившая название «Сокол».

Награждение победителей состоится 28 мая. Главный приз победителю составляет 150 тыс. рублей. Пользователь, занявший второе место, получит 50 тыс. рублей.

Конкурс был запущен НСПК 12 мая. В нем приняли участие более 40 тыс. человек.

ЦБ: российской платежной картой можно будет пользоваться за границей уже через год

Российская платежная карта, которая со временем должна заменить бренды известных международных платежных систем Visa и MasterCard, появится в декабре, и уже через год такой картой можно будет пользоваться за границей. Об этом сообщила в интервью «Российской газете» заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова.

«Мы планируем реализовать эту возможность с помощью кобейджинговых (партнерских) программ, например НСПК — JCB или НСПК — MasterCard. В рамках сотрудничества со странами ЕврАзЭс также началось активное обсуждение вариантов взаимодействия на уровне национальных платежных систем», — рассказала Скоробогатова. По ее словам, в рамках одной карты параллельно будут действовать два приложения: одно российское, второе — международной платежной системы.

При этом, как уточнила зампред ЦБ, на территории России карта будет приниматься как карта национальной платежной системы, а за границей она будет обслуживаться международной системой. Запуск кобейджинговых программ запланирован на 2016 год, добавила Скоробогатова. Что касается тарифов, услуг и бесперебойности работы внутри страны, то карта национальной платежной системы не будет уступать Visa и MasterCard, заверила собеседник издания.

Приднестровье в 2016 году присоединится к системе пластиковых карт РФ

ТИРАСПОЛЬ, 23 мая — ПРАЙМ, Владимир Сандуца. Приднестровье в 2016 году присоединится к национальной системе пластиковых карт РФ, сообщил журналистам заместитель председателя Приднестровского Республиканского Банка (ПРБ) Сергей Руссов.

«Мы подписали договор с национальной системой пластиковых карт Российской Федерации (НСПК) о сотрудничестве, и по этому договору мы станем членами НСПК в следующем году. И тогда наша карта будет приниматься абсолютно везде на всей территории Российской Федерации, где принимаются карты», — сказал Руссов.

Накануне глава ПМР (Приднестровская Молдавская Республика) Евгений Шевчук подписал указ о создании в республике собственной национальной платежной системы с использованием банковских карт, которая начнет функционировать с 1 июля 2015 года.

Приднестровье, 60% жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что на волне национализма Молдавия присоединится к Румынии. В 1992 году, после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему, Приднестровье стало фактически неподконтрольной Кишиневу территорией.

ПРАЙМ

Отрасль, которая процветает в кризис: новая жизнь онлайн-торговли

МОСКВА, 22 мая — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Экономический кризис ускорил рост популярности  интернет-торговли. По данным PWC, объем этого рынка в прошлом году увеличился на 25,9% и составил почти 600 миллиардов рублей. Рынок прирастает провинцией: если в Москве по итогам прошлого года прирост составил 5%, то в регионах – 9%.

Эксперты признают, что сокращение объемов традиционных продаж налицо. «Освобождаются площади в торговых центрах, некоторые иностранные бренды уходят с российского рынка», — рассказывает сооснователь службы доставки для интернет-магазинов TopDelivery Глеб Никулин. В сегменте одежды уже зафиксировано снижение спроса на 30% и около 6%  в целом по рынку с начала года, напомнил он.

Оборот ритейла в РФ за 4 месяца снизился на 7,5%, в апреле — на 9,8% >>

В свете экономических событий все более важным фактором для покупателей становится цена товара, рассуждает руководитель направления B2C DPD в России Евгений Данилик. Проще всего выбрать товар и сравнить цены на него в разных магазинах через интернет. В условиях ограниченной емкости рынка рост онлайн-продаж идет не только за счет вовлечения новой целевой аудитории из регионов, но также от сокращения обычной торговли, полагает он.

Однако в абсолютных цифрах интернет-торговля пока занимает незначительное место на рынке ритейла.  «Сейчас доля продаж онлайна по сравнению с офлайном в среднем  5%», — говорит Никулин. Обычные магазины сохранят популярность и в ближайшем будущем — туда перед покупкой в интернете ходят 80% россиян, отмечают в PWC. Чаще люди делают так, когда необходима примерка, например, одежды или обуви.

Сервисы для покупок

Согласно исследованию PWC, россияне все чаще покупают в интернете через мобильные устройства. Если в 2012 году доля таких сделок не достигала и 30%, то в 2014 году она выросла до 46%. 18% респондентов предпочитают пользоваться при покупках в интернете мобильным телефоном. Объясняя причины отказа от этой возможности, более 50% упомянули неудобный интерфейс мобильных сайтов.

Решение этой проблемы – вопрос ближайшего будущего, уже скоро возможности для интернет-торговли будут весьма широкими, уверены эксперты. По словам руководителя направления «Электронная коммерция» Itella в России Дмитрия Лобанова,  количество новых сервисов для интернет-торговли стремительно растет: это не только разработка подходящего интерфейса, но и логистические услуги, различные маркетинговые предложения.

При этом российский рынок является весьма требовательным.  «В России, например, есть услуга по оплате товаров наложенным платежом, в то время как на Западе она не распространена. Кроме того, компании предлагаю примерку одежды перед покупкой, а в Америке, например, посылки оставляются на крыльце клиентов», — рассказывает Лобанов.

Никулин также отмечает важность сервисов по доставке. «Курьерские службы  и «Почта» должны оправдывать доверие и доставлять точно в гарантированные сроки, как прямой поток до покупателя, так и обеспечивать возможность удобного и легкого возврата заказа обратно в интернет-магазин», — считает он

Говоря о дополнительных возможностях, эксперты предположили, что активно будут развиваться те, что связаны с IT-технологиями, рассылками, отслеживанием каналов продаж, CRM-системами.

Потенциал не знает преград

Эксперты полагают, что в текущем году рынок интернет-торговли вырастет на 5-7%, несмотря на все негативные экономические процессы. По их мнению, потенциал у него очень неплохой. Так, в Англии на онлайн-продажи приходится 15% рынка, приводит пример Никулин из TopDelivery .

По его мнению, точки роста надо искать в развитии доверия к продавцам через сеть. «Наступает это, в основном, за счет того, что покупатель уже совершал покупку в офлайн-магазине, ему понравился и товар, и сам магазин, и он решил вернуться, но уже в интернет-магазин этого бренда», — рассуждает он. Соответственно, большая развитая розничная сеть у магазина отражается на увеличении онлайн-продаж. Также магазин может быть использован как точка для самовывоза, где покупатель может забрать свой заказ.

Продажи в онлайне могут увеличивать единая система лояльности, рассчитанная как на физические магазины, так и на их онлайн-версии, подробное описание товара, его характеристик, способов и сроков доставки по всей стране, различные способы оплаты.

Данилик из DPD отмечает, что два способа продаж должны не враждовать, а дополнять друг друга. «В ближайшие годы ритейлеры будут искать синергию в многоканальных продажах, когда заказать товар можно в интернет-магазине и забрать заказ в офлайн-магазине. Также можно осуществить возврат в офлайн-магазин товара, купленного в онлайне. К примеру, Zara, Love Republic уже успешно реализовали эту стратегию. Данная концепция позволяет удешевить логистику и привлечь больший трафик клиентов в офлайн магазин», — подводит он итог.

ПРАЙМ

ОБЗОР СМИ

Первая российская платежная карта будет называться «Мир»

Такой вариант победил в конкурсе, организованном НСПК

Сегодня на официальном сайте АО «Национальная система платежных карт» были опубликованы итоги конкурса на лучшее название и логотип первой российской платежной карты, выпуск которой планируется начать в декабре 2015 года. Победу одержал конкурсант из Удмуртии и его вариант «Мир». На втором месте оказался участник из Самарской области, предложивший назвать карту «Сокол».

Первая карта национальной платежной системы России получила название «Мир». Таковы итоги завершившегося накануне голосования. Итоги конкурса, в ходе которого нужно было предложить не только название карты, но и ее логотип, были опубликованы сегодня, 23 мая, на официальном сайте АО «Национальная система платежных карт» (НСПК).

Какой рекорд запланировала НСПК

Национальная система платежных карт намерена обеспечить своими картами все экономически активное население страны, выпустив к 2019 году 120 млн штук

Согласно результатам народного голосования, победу одержал вариант «Мир» автора из Удмуртии, на втором месте оказался предложенный пользователем из Самарской области вариант «Сокол». Церемония награждения победителей пройдет 28 мая, призеры получат 150 и 50 тыс. руб. соответственно.

Конкурс проходил в два этапа и на первом из них заявку подать мог любой желающий. Всего жюри, членами которого были директор Театра на Таганке и актриса Ирина Апексимова, писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, руководитель маркетинга «Яндекса» Игорь Лутц, креативный директор «Дизайн депо» Петр Банков и другие, рассмотрело 5496 работ, но во второй этап прошли 20 номинантов.

Ранее сообщалось, что Центробанк РФ и подконтрольная ему НСПК планируют по итогам данного конкурса создать бренд российской платежной карты. Представители НСПК, в свою очередь, заявляли, что намерены начать выпуск собственных карт в декабре 2015 года.

Коммерсант

Россияне увязли в карточных долгах

Почти половина кредиток не обслуживаются в срок

За последний год количество кредитных карт, на которых висят просроченные долги, выросло с 1,7 млн штук до 2,9 млн на начало мая. Это почти половина всех используемых населением кредитных карт (43%). Такое состояние показывает анализ базы Объединенного кредитного бюро (ОКБ) – ему сдают кредитные истории более 500 банков, включая Сбербанк, сведения о заемщиках которого составляют 30% базы ОКБ.

В деньгах просроченные карточные долги россиян выросли за год в два с лишним раза – с 90 млрд до 195 млрд руб. – и достигли 22,4% всего портфеля (см. врез). Практически весь этот долг безнадежный, заемщики не платят уже свыше трех месяцев – в необеспеченном кредитовании с таких долгов удается вернуть не больше 5–7%, оценивает Fitch.

В денежном выражении доля меньше, так как плохие кредитки принадлежат в основном необеспеченным гражданам – банки открывали им небольшие лимиты, которые размываются в «здоровом» портфеле более состоятельных клиентов с большими лимитами.

Эта картина гораздо хуже, чем оценка ЦБ (по его данным, доля проблемных долгов в картах – менее 10%) и чем оценка Национального бюро кредитных историй (НБКИ), – 6,4%.

Причина расхождений в том, что ОКБ оценивает только тех, кто кредитками действительно пользуется, и учитывает весь выбранный заемщиками лимит. Карт выпущено свыше 30 млн штук, реально используется 6,7 млн, считают в ОКБ, по этим картам открыто лимитов на 1,7 трлн руб., а выбрано вдвое меньше – 870 млрд. «Обычно просроченную задолженность по карте принято рассчитывать как отношение просроченных платежей к размеру всех открытых кредитных лимитов, а не использованных», – поясняют в ОКБ. Так оценивает проблемные долги НБКИ, по словам его представителя. ЦБ методику не обнародует.

В период бума потребительского кредитования в 2011–2013 гг. банки использовали кредитные карты как инструмент захвата рынка, полагает гендиректор ОКБ Даниэль Зеленский: «Карты распространялись в местах массового скопления людей, оформлялись через интернет и рассылались по почте заемщикам, о которых банк имел минимум информации». Кредитная карта требует от заемщика более высокой финансовой грамотности, чем кредит наличными, уверен Зеленский. «Многие заемщики, особенно c лимитами до 30 000 руб., зачастую используют карту как кредит наличными, снимая весь лимит в банкомате сразу после получения карты, и оказываются не способны справиться с платежами», – приводит пример Зеленский.

«Помимо процентных расходов такие заемщики платили банкам немалую комиссию за обналичивание и никакими грейс-периодами не пользовались. До кризиса для банков это был самый выгодный продукт, несмотря на довольно высокий невозврат», – рассказывает топ-менеджер частного банка, одним из первых начавшего массовую рассылку кредиток.

Существует обратная зависимость между размером кредитного лимита и рисками – карты с маленьким лимитом изначально предоставлялись клиентам на более лояльных условиях, говорит представитель ХКФ-банка. «Купил человек телевизор в кредит – получил вдобавок карту, а проверяли заемщиков условно», – говорит розничный банкир.

Сейчас кредитные карты – самый рискованный продукт, считают в ОКБ. Представитель ХКФ-банка соглашается: «Клиент с повышенным уровнем риска будет погашать долг минимальными платежами, а затем выбирать кредитный лимит вновь, а при наступлении серьезных финансовых проблем попадет в дефолт с максимальной суммой». Поэтому ХКФ стал делать упор на понятных кредитах – наличными, говорит он: там график и платежи фиксированны.

В Тинькофф-банке признаки кризиса заметили еще в конце 2012 г. и начали одобрять меньше заявок – сейчас около 15%, а в 2012 г. доходило до 50%, говорит представитель банка. Другая «антикризисная» мера – разворот от клиентов с низкими доходами к среднему классу. «Остались только самые эффективные каналы привлечения, которые приводят только самых качественных клиентов», – уверяют в банке.

«Рост просрочки для «ВТБ 24» не столь критичен – банк традиционно работает с большой долей клиентов верхних сегментов рынка, их запас прочности в кризис гораздо выше, чем у заемщиков с невысокими доходами», – утверждает начальник управления пластиковых карт «ВТБ 24» Александр Бородкин.

Ведомости

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}