ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Поддержаны предложения НП «НПС» по совершенствованию процедур идентификации
В Росфинмониторинге состоялось заседание Консультативного совета при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе заседания были представлены предложения НП «НПС» по совершенствованию законодательства о ПОД/ФТ в части идентификации клиентов финансовых организаций. С докладом и презентацией выступила Председатель Правления НП «НПС» Алма Обаева.
Реализация предложений Национального платежного совета позволит финансовым организациям после принятия клиента на обслуживание не проводить повторную идентификацию клиента при оказании услуг, а также, в случае упрощенной идентификации клиента не осуществлять идентификацию выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиента.
Предложения НП «НПС» направлены на расширение способов идентификации клиентов за счет внедрения безрисковой дистанционной идентификации, в том числе посредством подтверждения направления сведений по электронным каналам связи с помощью усиленной электронно-цифровой подписи. НП «НПС» предлагает расширить перечень организаций, которым может поручаться проведение идентификации, включив в него все организации, перечисленные в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и разрешить поручать проведение идентификации для любых целей, предусмотренных агентским договором.
Предлагаемые изменения позволят финансовым организациям на конкурентных условиях развивать дистанционные продукты, в том числе в населенных пунктах, которые являются удаленными или труднодоступными.
Участники Консультативного совета при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ, в их числе руководители и представители Росфинмониторинга, АРБ, Ассоциации региональных банков, Ассоциации «НПС», НП «НСФР», Ассоциации «Электронные деньги» и ряда других экспертных организаций, поддержали предложения НП «НПС».
По итогам заседания наряду с другими решениями определено рекомендовать НП «НПС», НП «НСФР», Ассоциации «Электронные деньги» и другим заинтересованным сторонам представить консолидированное мнение по совершенствованию законодательства о ПОД/ФТ в части идентификации клиентов финансовых организаций.
ФНС решила создать систему центров обработки данных
Москва. 26 мая. INTERFAX.RU — Запуск в промышленную эксплуатацию системы центров обработки данных (ЦОД), необходимых для налогообложения, позволит в короткие сроки аккумулировать информацию обо всех сделках компаний, сделает более прозрачным возврат НДС и более четким планирование его сбора, сообщил глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин на открытии Федерального ЦОДа, где будет консолидироваться, обрабатываться, анализироваться и храниться вся налоговая информация.
ФНС намерена создать систему ЦОДов, в которую помимо федерального ЦОДа уже входят 10 центров подготовки данных (в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Волгограде, Тобольске, Кемерово, Владивостоке), а также два резервных ЦОДа в Нижегородской и Волгоградской областях, запустить которые планируется в ближайшее время.
Как отметил Мишустин, такая система позволит, в частности, в короткий промежуток времени собирать всю информацию о счетах-фактурах по сделкам, совершенным по всей стране. «Еще 10-15 лет назад технологии не позволяли собирать такой массив информации в ограниченное время. Через сеть десяти региональных центров обработки данных — Уфа, Тобольск, Нижний Новгород, Владивосток, Санкт-Петербург — мы собираем за пять дней всю налоговую отчетность, которая сдана, обрабатываем ее в единый национальный файл и она размещается в ЦОДе. Тогда все операции, связанные с сопоставлением покупки и продажи товаров или услуг видны зеркально, для этого не нужны камеральные проверки, запросы», — пояснил он. Запуск федерального центра позволит вводить и обрабатывать сведения обо всех операциях всех компаний страны в общем режиме налогообложения за 8 часов.
В свою очередь вице-премьер РФ Игорь Шувалов отметил, что этот ресурс дает правительству РФ возможность «чувствовать экономическое здоровье индивидуальных предпринимателей и юрлиц». «В этой системе помимо данных о том, как уплачиваются налоги, мы видим всю систему взаимоотношений с контрагентами, как строится бизнес юрлиц, и при разумном использовании этой информации мы сможем помогать участникам рынка в тех или иных отраслях экономики, особенно там, где потребуется наша поддержка», — сказал он.
Министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что новый центр будет предназначаться для работы не только ФНС, но и Федерального Казначейства.
Он также подчеркнул, что уже в этом году после запуска региональных ЦОДов смогла полноценно заработать автоматизированная система контроля за возвратом НДС, в результате поступление этого налога в первом квартале выросло на 18%. По словам Мишустина, после введения в действие автоматизированного контроля за возмещением НДС 101 млрд рублей был получен за счет сопоставления «параметров компаний, которые находились в зоне риска».
ФНС запустила личный кабинет налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей
Москва. 26 мая. INTERFAX.RU — Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ запустила в промышленную эксплуатацию личный кабинет налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов.
«Федеральная налоговая служба сегодня запустила новый ресурс — личный кабинет индивидуального предпринимателя, что является большим достижением ФНС по взаимоотношению с предпринимательством», — сказал Шувалов, открывая федеральный центр обработки данных ФНС.
Он выразил надежду, что это «позволит избежать бюрократических проволочек, сделает в целом администрирование уплаты налоговых платежей очень доступным для индивидуальных предпринимателей».
«За запуском этого ресурса у нас оформляется совершенно другая конфигурация взаимоотношений государства с налогоплательщиками», — сказал Шувалов.
Как отмечается в сообщении ФНС, за два месяца опытной эксплуатации в 20 регионах РФ к сервису подключились более 9 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП).
В «личном кабинете» индивидуальные предприниматели при помощи налогового калькулятора смогут рассчитать и выбрать наиболее оптимальный режим налогообложения — упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, патент, получить сведения о расчетах с бюджетом, в том числе о суммах начисленных и уплаченных налогов, размере задолженности и переплаты, наличии невыясненных платежей. Также они смогут направлять в налоговый орган любое обращение, получать сведения из ЕГРИП, подавать заявления на прекращение деятельности в качестве ИП, на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов или о проведении сверки расчетов с бюджетом, сообщать об участии в российских и иностранных организациях, отслеживать информацию о прохождении своих документов.
Авторизоваться в сервисе можно как с помощью логина и пароля, так и с помощью ключа электронной подписи или универсальной электронной карты.
Сбербанк и ФНС разработали новое ПО для планшета вместо кассы
МОСКВА, 26 мая — ПРАЙМ. Сбербанк и Федеральная налоговая служба России разработали новое программное обеспечение, устанавливаемое на планшеты, которое позволит бизнесменам отказаться от контрольно-кассовой техники и с его помощью предоставлять информацию в налоговые органы, сообщил глава крупнейшего российского банка Герман Греф.
«Это более тысячи планшетов, которые мы бесплатно даем нашим предпринимателям», — сказал он, выступая на форуме Сбербанка Digital Business Day 2.0, посвященном современным цифровым технологиями для бизнеса.
«В этом планшете сосредоточено все для того, чтобы можно было в удаленном режиме осуществлять все операции, начиная от регистрации бизнеса, получения индивидуального номера налогоплательщика, регистрации в банке, получения счета на совершение планируемых операций», — рассказал он. Через новое устройство, которое Сбербанк планирует вскоре массово внедрять среди своих клиентов, можно проводить дистанционно операции бухгалтерского и налогового учета, а также оно заменяет собой контрольно-кассовую технику, сообщил Греф.
То есть, с его помощью предприниматели смогут выдавать чеки за произведенные покупки и услуги своим покупателям в режиме онлайн, добавил он. «Предприниматели освобождаются от необходимости иметь своего бухгалтера, иметь своего персонального банкира, иметь своего налогового инспектора», — пояснил глава Сбербанка. «Аналогов таких мы пока не видели. … Это одна из современных инноваций, которая очень серьезно облегчит жизнь нашим малым предпринимателям», — заключил он.
В беседе с журналистами Греф уточнил, что новое ПО для планшета является совместным проектом Сбербанка и ФНС. Оно сможет серийно внедряться, «как только выйдет разрешение использовать это все вместо контрольно-кассовой техники», сказал Греф. С новым планшетом для бизнесменов уже ознакомился премьер-министр Дмитрий Медведев, добавил глава Сбербанка.
«Ростелеком» собрался стать оператором электронного правительства
Госоператор рассчитывает получить от e-government выручку более 43 млрд рублей
Москва. 27 мая. INTERFAX.RU – «Ростелеком» предложил государству изменить механизм предоставления электронных госуслуг. Компания хочет забрать у Минкомсвязи полномочия по развитию и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства (ИЭП), чтобы создавать и продавать на ее базе сервисы для частных и юридических лиц.
По оптимистическому сценарию, в 2020 году госоператор может получить от электронного правительства выручку в размере 43,55 млрд рублей.
Свои идеи «Ростелеком» оформил в концепцию государственно-частного партнерства в сфере электронных госуслуг, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с содержанием этого документа.
В настоящее время концепция изучается профильными ведомствами — Минкомсвязи ее в целом поддержала, предложив доработать ряд положений, сказал собеседник агентства.
«Ростелеком», в случае получения в свое управление инфраструктуры электронного правительства, планирует открыть доступ к ней другим рыночным игрокам для создания комплексных сервисов. Основная идея — комбинирование различных государственных и коммерческих сервисов в рамках решения типовых задач граждан и бизнеса. Например, сервис «Я купил машину» (предоставление по одному запросу услуг ГИБДД и страховой компании) или сервис подачи юрлицами отчетности в контролирующие органы (ФНС, Федеральное казначейство, Фонд социального страхования, ПФР и т.д.).
В соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012 года, доля граждан, пользующихся электронными госуслугами, к 2018 году должна составить не менее 70%, а уровень удовлетворенности качеством услуг — достигнуть 90%. Выполнить эти задачи путем тотального перевода госуслуг в электронный вид невозможно, необходим клиентоориентированный подход: услуги должны «сами приходить» к гражданину, полагает «Ростелеком».
«Современному человеку в условиях дефицита времени и избытка информации некогда разделять свои потребности по поставщикам сервисов: люди одновременно платят за квартиру, мобильный телефон, интернет, налоги, штрафы. Государство является для них лишь одним из множества поставщиков услуг», — процитировал собеседник агентства концепцию «Ростелекома».
По замыслу компании, она будет развивать инфраструктуру электронного правительства за собственный счет и зарабатывать на продаже услуг и сервисов. Согласно концепции, «Ростелеком» будет единственным оператором базовых (идентификации, аутентификации и гарантированной доставки информации) и некоторых смежных сервисов (сервисы точного времени, трансграничного взаимодействия и хранения), в совокупности образующих доверенную инфраструктуру электронного взаимодействия.
Инфраструктура при этом останется в собственности Минкомсвязи, а госоператор будет ее использовать на основе соглашения с министерством. Для реализации такой схемы потребуются изменения в законодательство, отметил источник «Интерфакса».
Хакеры украли миллионы рублей с клиентских счетов российского банка
МОСКВА, 27 мая — ПРАЙМ. Полицейские поймали хакеров, которые украли миллионы рублей со счетов клиентов одного из крупнейших российских банков, сообщает пресс-служба МВД РФ.
«Все злоумышленники были задержаны. В ходе проведенных обысков изъято 68 сим-карт, 32 мобильных телефона, три ноутбука, использовавшихся для модификации компьютерной информации, восемь банковских карт, на счета которых перечислялись похищенные денежные средства… Указанная группа осуществляла свою деятельность более года. Ущерб, нанесенный клиентам банка, превышает 4 миллиона рублей», — сообщила журналистам официальный представитель МВД России Елена Алексеева.
ОБЗОР СМИ
Кредит временно недоступен
Операторы сотовой связи оценят банковских заемщиков
Операторы сотовой связи нашли способ коммерчески использовать собранные базы данных о своих клиентах. «Вымпелком» и МТС запустили пилотный проект, в рамках которого на основании разнообразной потребительской информации об абонентах формируют их оценку как потенциальных заемщиков и продают ее банкам. Передача банкам не самой информации, а обезличенного скорингового балла не противоречит закону, признают юристы. Другой вопрос, насколько правомерна оценка кредитоспособности заемщика сотовым оператором на основании данных о платежах за связь или частоте заграничных поездок.
О том, что «Вымпелком» реализует с несколькими банками пилотный проект по оценке потенциальных заемщиков (скорингу) на основании анализа big data (массивов данных) о своих абонентах, рассказали «Ъ» источники на банковском рынке. В проекте участвуют около 20 банков, которым сотовый оператор продает скоринг-балл, сформированный на основании данных о потребительском поведении клиента. В «Вымпелкоме» эту информацию подтвердили. «»Вымпелком» действительно находится на стадии пилотного проекта по банковскому скорингу с рядом известных российских банков,— отмечает представитель оператора Анна Айбашева.— Впрочем, пока о коммерческой эксплуатации говорить рано, необходимо дождаться результатов».
Проект «Вымпелкома» не уникален. В МТС заявили, что уже провели аналогичный пилотный проект по скорингу абонентов с несколькими банками, сейчас завершают реализацию технического решения по оценке рисков заемщика и планируют предложить готовый продукт до конца года. В «МегаФоне» отметили, что осваивают технологию big data еще с 2013 года, но с точки зрения экономической отдачи подобные проекты с банками не являются приоритетными для компании. «Мы решили сконцентрироваться на практическом применении анализа «больших данных» к основному бизнесу: с точки зрения оптимизации затрат и улучшения обслуживания»,— поясняют там. В ряде банков подтвердили участие в проектах операторов, но неофициально, сославшись на соглашения о конфиденциальности.
По словам собеседника «Ъ», знакомого с деталями проекта «Вымпелкома», оператор намерен использовать не только информацию о платежах клиента за мобильную связь и оплате услуг со счета мобильного оператора, но и данные, полученные с помощью геолокации. Например, где клиент совершает покупки, ездит ли за рубеж, пользуется ли автомобилем или перемещается только на общественном транспорте и т. д. «Понятно, что, если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах экономкласса, его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет»,— поясняет источник «Ъ». На презентации сервиса для банков, по его словам, упоминались и о возможности использовать для анализа информацию об окружении абонента — по находящимся поблизости мобильным телефонам. «Платежеспособность окружения также может влиять на скоринговый балл потенциального заемщика»,— поясняет собеседник «Ъ». В «Вымпелкоме» отказались комментировать, действительно ли для скоринга используются все эти данные. В МТС заявили, что будут оценивать риски заемщика на основе анализа данных о его отношениях с оператором — например, частоты смены номера, количества вхождения в блокировку номера, регулярности пополнения баланса. Другие параметры компания будет готова раскрыть ближе к запуску проекта.
По мнению участников банковского рынка, «мобильный скоринг» будет полезен. «Это, конечно, не замена данным бюро кредитных историй, так как не может показать кредитную нагрузку заемщика, а также его платежную дисциплину,— отмечает член правления ОТП-банка Сергей Капустин,— однако банку интересна любая дополнительная информация о нем, если стоимость такой услуги будет экономически обоснована». Операторы «большой тройки» стоимость своих скоринговых услуг «Ъ» не раскрыли. «С точки зрения дополнительной информации из независимого источника, например, о получателях кредитных карт такой инструмент был бы очень полезен как для улучшения качества обслуживания клиента, так и для верификации данных, предоставленных клиентом, мониторинга, однако вопрос о правовой составляющей еще нужно проработать дополнительно»,— отмечает вице-президент банка «ХМБ Открытие» Юрий Божор.
Юридических рисков при такой схеме взаимодействия не несут ни операторы, ни банки, уверяют юристы. «Закон «О персональных данных» не запрещает юрлицам обмениваться некоей цифровой комбинацией по конкретному абоненту, если на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам есть согласие клиента»,— отмечает управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев.
Персональные данные и информация об оказываемых услугах банкам не передаются, им сообщается исключительно обезличенный скоринговый балл, полученный в результате обработки математических моделей, заверяют в «Вымпелкоме». При этом банки должны будут получить отдельное согласие потенциального заемщика на обработку данных операторами, отмечают в «Вымпелкоме» и МТС, а сами операторы — отдельное согласие от абонентов.
Попытки сотовых операторов легально извлекать выгоду из собранных массивов данных о клиентах являются общемировой практикой. «Есть несколько успешных направлений использования big data — таргетированная реклама и розничный бизнес, включая банки. Например, в Великобритании ритейлеры имеют возможность с помощью данных Telefonica измерять трафик в своих сетях и анализировать профиль этого трафика»,— рассказал руководитель направления по работе с операторами связи Deloitte в СНГ Антон Шульга. Он отмечает, что банкам очень интересно подобное сотрудничество, однако для операторов это «скользкая тема» и они аккуратно анализируют последствия для своего бизнеса: «Абоненты могут решить, что данные, которые есть у их операторов, могут навредить им».
Защитники прав потребителей такие опасения разделяют. «Операторы должны сделать публичной методику расчета такой оценки и конкретные параметры, на основании которых она формируется, чтобы заемщик не лишался права на кредит только потому, что не тратит деньги в дорогих ресторанах или оказался в обществе финансово недисциплинированных коллег,— отмечает глава Международной конфедерации обществ потребителя Дмитрий Янин.— Кроме того, у абонента должно быть право получить от оператора информацию о том, кому и когда тот ретранслировал свою аналитику и какую оценку присвоил».
Должников готовят к оздоровлению
Минэкономики хочет поправить закон о банкротстве не в пользу кредиторов
Минэкономики подготовило поправки к закону о банкротстве для реформы процедур наблюдения и финансового оздоровления. В рамках «дорожной карты» по совершенствованию банкротства предлагается сокращение периода их назначения и проведения, а также смещение баланса с банкротных процедур на реабилитационные. Юристы отмечают, что количество поправок к банкротному закону в последние годы зашкаливает.
На regulation.gov.ru опубликован проект поправок Минэкономики к закону «О несостоятельности (банкротстве)» — министерству было поручено подготовить их к июню 2015 года. В тексте финансовое оздоровление выделено как отдельная от банкротства и приоритетная процедура. Даже сам закон предлагается именовать «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)». Должник при наличии шансов восстановить свою платежеспособность сможет просить не о признании банкротом, а о введении финансового оздоровления.
Его заявление должно быть рассмотрено судом в течение месяца. У суда будет два варианта: удовлетворить заявление, если к нему приложен отчет о финансовом состоянии должника и возможности восстановить платежеспособность, или отказать (при отсутствии отчета) и ввести наблюдение. Оздоровлению могут помешать возражения кредиторов или признание судом невозможности спасения должника. В случае введения финоздоровления наблюдение, с которого сейчас начинается любое банкротное дело (или реабилитационные процедуры) и сроки которого в проекте предлагается сократить с семи до двух месяцев, уже не применяется. Более того, наблюдение не будет вводиться и по заявлению о признании должника банкротом, если последний не представит финансовый отчет, в этом случае компания может быть сразу признана банкротом.
Чтобы повысить устойчивость должников, в проекте закрепляется недопустимость одностороннего отказа кредиторов от исполнения обязательств или изменения условий договора из-за ухудшения финансового состояния должника. По словам руководителя практики банкротства юридической фирмы «Пепеляев групп» Юлии Литовцевой, в первую очередь это затронет банки — пункт о праве требовать в таких обстоятельствах досрочного исполнения обязательств или увеличения процентной ставки традиционно входит в кредитные договоры. Впрочем, будет ли норма работать, покажет судебная практика.
В то же время обязанность управляющего отчитываться о сделках дороже 500 тыс. руб. за три года до банкротства повышает возможности их оспаривания и погашения долгов. Также по ходатайству заявителя или других лиц, участвующих в деле, суд сможет принять меры по обеспечению интересов кредиторов (приостановление исполнительных производств по взысканию денежных долгов, запрет проведения зачета встречных требований и др.). Полномочия органов управления должника при оздоровлении ограничат: без согласия собрания кредиторов он не может брать займы и заключать сделки с заинтересованностью (с имуществом балансовой стоимостью от 5% активов).
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется по плану оздоровления. Он должен предусматривать погашение текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очередей в течение трех месяцев с даты утверждения. Планы готовятся должником, административный управляющий согласовывает их с кредиторами (за должны проголосовать все классы кредиторов) и представляет на утверждение суду. Если в течение четырех месяцев управляющему не представлено ни одного плана оздоровления, должник может быть признан банкротом. Срок действия плана погашения долгов при финоздоровлении не ограничен, но если суд утвердил план без согласия кредиторов, процедура не должна превышать пяти лет.
«Большая часть изменений направлена на защиту интересов должника, что нехарактерно для российского законодательства, имеющего ярко выраженный прокредиторский характер»,— указывает Юлия Литовцева. Из полезных изменений юристы отмечают исключение процедуры наблюдения при финоздоровлении. «Она давно себя изжила и только затягивает банкротство»,— говорит президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов. По его словам, для кредиторов легкая процедура запуска финоздоровления не слишком выгодна. «Существует риск, что компании будут злоупотреблять этой возможностью, чтобы отбиваться от любых претензий банков»,— говорит он. Впрочем, не факт, что новые правила финоздоровления заинтересуют многих должников. «Попытка детального регулирования финоздоровления представляется неудачной, поскольку не решает главной проблемы — создания предпосылок для заинтересованности в применении данной процедуры»,— говорит Юлия Литовцева.
Негативно юристы относятся к предложению об изменении очередности погашения требований, которое предоставляет налоговикам приоритет перед остальными кредиторами. «В этом сказывается реакция на текущую экономическую ситуацию и желание Минэкономики пополнить бюджет»,— объясняет Юлия Литовцева. Юристы критикуют ситуацию с внесением многочисленных поправок в закон «О банкротстве» — за три года принято более 20 законов об изменениях банкротных процедур.
ФНС отменяет налоговую прописку
С помощью новой компьютерной системы налоговики смогут контролировать уплату налогов физлиц и соответствие официальных доходов граждан крупным покупкам
Со следующего года налогоплательщики не будут привязаны к «своим» налоговым инспекциям: сдать декларацию будет можно в любой инспекции, а налоговое уведомление станет единым для всего имущества. Об этом «Известиям» рассказала заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Светлана Бондарчук. По ее словам, отменить налоговую «прописку» позволит новый Центр обработки данных (ЦОД), который был торжественно открыт 26 мая в подмосковной Дубне.
— ЦОД позволяет перейти на экстерриториальный принцип обслуживания налогоплательщиков, т.е. любой из них сможет получить стандартный набор налоговых услуг и решить все необходимые вопросы с налоговой службой в любой точке страны, — рассказала она. — Благодаря централизации данных и ЦОДу начиная со следующего года граждане будут получать единое налоговое уведомление по всем имущественным налогам, в том числе по земельному и транспортному. К сожалению, пока у налогоплательщиков есть привязка к местонахождению имущества, и граждане получают несколько уведомлений.
Практическая реализация экстерриториальности при личном обращении в инспекцию уже началась, говорит Бондарчук. Например, заявить о налоговых льготах можно уже в любом налоговом офисе страны.
Кроме того, новая компьютерная система позволяет контролировать уплату налогов физических лиц — пока по налогу на имущество и земельному. Соответствующее соглашение налоговая служба подписала с правительством Московской области. Согласно документу, ФНС будет автоматически сравнивать собственные данные с данными из государственного кадастра недвижимости, которые будет представлять правительство Подмосковья (в настоящее время данные из кадастровой базы представляются только по специальному запросу налоговиков), и таким образом выявлять неплательщиков. Следующим этапом, по мнению экспертов, может быть контроль над расходами граждан. Кроме того, система может также быть использована для проверки деклараций госслужащих.
— Осуществление ЦОДом контроля крупных покупок граждан и проверки деклараций государственных служащих абсолютно реально уже сейчас, — говорит адвокат коллегии «Юков и партнеры» Михаил Яшин. — Собственно, автоматизированный контроль исполнения налогового законодательства, в том числе юридическими лицами и гражданами РФ, — одна из основных функций ЦОДа. Другой вопрос, будет ли воля контролирующих служб и правоохранительных органов по использованию указанной информации для привлечения нерадивых граждан — например, чиновников, предоставивших недостоверные сведения, — к ответственности.
То, что у новой компьютерной системы есть возможность контроля над расходами граждан, подтверждают и в Минфине России.
— Теоретически это сделать несложно, база уже есть, достаточно наладить программные средства для контроля, — рассказал «Известиям» замминистра финансов Сергей Шаталов. — Но положения, регламентирующие порядок проведения налоговыми органами контроля соответствия расходов физлица и его задекларированного дохода, были упразднены еще в 2003 году, поэтому пока для этого нет правовых оснований.
Впрочем, по мнению юристов, отдельного разрешения на подобный контроль налоговикам не требуется.
— Действительно, налоговый орган сейчас лишен права контроля за крупными расходами, но мне известно, что на практике региональные инспекции до сих пор проводят такие проверки и даже доначисляют недоимку физическим лицам, — отмечает руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Линия права» Сергей Калинин.
Ранее «Известия» уже писали о том, как налоговая служба доначислила безработному белгородцу подоходный налог из-за того, что он покупал крупные участки земли, несколько лет не имея официального дохода. По мнению партнера компании «Деловой фарватер» Сергея Варламова, новая компьютерная система должна быть использована в первую очередь для антикоррупционнго контроля.
— Потенциал этой базы данных и ее производительность дают прекрасные возможности для антикоррупционного контроля за деятельностью госслужащих, особенно с учетом возможностей межведомственного взаимодействия, — считает он. — В настоящее время силами ФНС удастся проверить разве что декларации самих сотрудников ФНС. Правда, чтобы проверять крупные покупки граждан, придется довольно глубоко изучать все их банковские операции, сделки с недвижимостью, ценными бумагами и прочим имуществом, проанализировать выезды за границу и т.д. Сегодня такая задача перед налоговыми органами не ставится, но при необходимости и во взаимодействии с правоохранительными органами такая информация действительно может быть получена и использована против недобросовестных налогоплательщиков.