ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Безболезненная операция: Visa и MasterСard полностью перешли на российский процессинг
Все международные платежные системы должны были до 31 марта 2015 года передать в Национальную систему платежных карт (НСПК) обработку транзакций по картам внутри России.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 июня. /Корр ТАСС. Рита Шпилевская/. Перевод внутрироссийских транзакций международных платежных систем Visa и MasterСard на процессинг НСПК состоялся в полном объеме. Система обрабатывает 10-12 млн операций в день и работает без сбоев, по крайней мере со стороны НСПК. В этом журналистов сегодня заверили сразу два топ-менеджера ЦБ в кулуарах Международного банковского конгресса.
Все международные платежные системы должны были до 31 марта 2015 года передать в Национальную систему платежных карт (НСПК) обработку транзакций по картам внутри России. Для локальных платежных систем установлен срок до 31 декабря.
В срок на процессинг в НСПК перешла только платежная система MasterCard, Visa завершила переход 27 мая. Регулятор не исключил, что, несмотря на несвоевременный переход в НСПК, Visa может обойтись без финансовых потерь и вернуть полном объеме заплаченный в апреле Банку России обеспечительный взнос.
Минфин РФ изучает возможность выпуска долговых инструментов в юанях
Замглавы министерств Сергей Сторчак не исключил, что один из выпусков государственных ценных бумаг через несколько лет может быть эмитирован в юанях, если это будет признано целесообразным.
МОСКВА, 3 июня. /ТАСС/. Минфин РФ изучает возможность выпуска долговых инструментов на китайском рынке в юанях, сообщил журналистам замглавы министерства Сергей Сторчак.
«В принципе идет изучение возможностей китайского рынка», — сказал он.
Сторчак не исключил, что один из выпусков государственных ценных бумаг через несколько лет может быть эмитирован в юанях, если это будет признано целесообразным.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НП «НПС»
Участники НП «НПС» совместно с представителями Департамента национальной платежной системы Банка России обсудили перспективы применения «прямого дебетования» в России
В Национальном платежном совете состоялось заседание Рабочей группы «Прямой дебет». Участникам встречи был представлен доклад начальника отдела разработки банковских продуктов Дойче Банка Марии Тифловой «Прямое дебетование: международный опыт и перспективы развития в России», а также проект Мандата – заявления о заранее данном акцепте, разработанный представителем Ситибанка Вадимом Петровым. В работе заседания приняли участие представители Департамента национальной платежной системы Банка России. Провела встречу Председатель Правления НП «НПС» Алма Обаева.
ОБЗОР СМИ
В России используется только каждая пятая выданная кредитка
Впрочем, за последний год граждане стали активнее применять кредитные карты
Только 22% кредитных карт, выданных банками населению, в настоящее время (на начало мая) используются гражданами. При этом в условиях сокращения количества выдач новых кредиток процент используемых карт, напротив, растет — на 1 мая 2014 года показатель составлял 20%. Такие расчеты проведены Объединенным кредитным бюро (ОКБ), учитывались все активные карты с задолженностью свыше 50 рублей.
Аналитики ОКБ (наполовину принадлежит Сбербанку и обслуживает этот крупнейший банк) подсчитали, что из 31,1 млн выданных банками действительных кредитных карт на текущий момент используются только 6,7 млн кредиток — 22%. Этот показатель за последние пару лет существенно вырос — например, еще в феврале 2013 года процент используемых карт составлял 12%.
В то же время, по данным ОКБ, количество оформляемых в последнее время новых кредиток сокращается. В апреле 2015 года банками выдано 181,8 тыс. кредитных карт, что в 4,5 раза меньше, чем за тот же месяц прошлого года. Средний доступный кредитный лимит по новой карте за год также сократился — с 47 тыс. до 40 тыс. рублей. Сокращение количества новых выдач отмечено после пересмотра банками их кредитной политики в связи с принятыми Центробанком мерами по охлаждению рынка розничного кредитования. При этом процент используемых кредитных карт в таких условиях, напротив, увеличился, а значит, граждане в последнее время стали активнее применять кредитки.
Первый зампред правления Локо-банка Ирина Григорьева указала, что невысокий уровень использования кредитных карт определяется прежде всего консервативной моделью развития банковского сектора. В целом в России, по ее словам, банковские карты исторически были введены в обращение «сверху» — в рамках зарплатных проектов, и культура использования кредиток начала формироваться сравнительно недавно. В связи с этим кредитные карты если и оформляются гражданами, то не потому, что возникла необходимость в заемных средствах, а на всякий случай.
Но чаще всего, говорит эксперт по банковским рейтингам Raex («Эксперт РА») Анастасия Личагина, российские заемщики не видят необходимости в оформлении кредиток как продукте. Когда нужны деньги, оформляются кредиты наличными или PoS-кредиты (займы в точках продаж), а кредитки нередко выдавались банками «в нагрузку», как сопутствующий продукт, например, при оформлении зарплатной карты или в качестве бонуса при оформлении крупных залоговых кредитов.
— Такая политика банков объяснима, — говорит Григорьева. — До того как аппетит к риску у банков начал снижаться, кредитные карты были одним из самых желанных продуктов в структуре продаж из-за своей высокой маржинальности. Маржа складывается не только из процентного дохода и комиссий, но и вознаграждения платежной системы по транзакциям. Это и привело к массовому бесплатному выпуску карт в качестве кросс-продукта.
Очевидно, что такие карты, оформленные по инициативе банка, а не клиента, используются гораздо реже. В западных банковских системах сложилась культура использования кредитных карт в том числе из-за другого ассортимента банковских услуг.
— Зачастую на Западе для карт даже нет альтернативы в виде популярных в России нецелевых потребительских кредитов наличными, — говорит начальник управления разработки и внедрения банковских продуктов Росинтербанка Максим Чубак. — Основным инструментом заимствования денежных средств у банков для заемщиков там является именно кредитная карта, а значит, она оформляется обычно осознанно и для использования на постоянной основе.
В России кредитные карты пока являются не только высокомаржинальным, но и наиболее высокорисковым продуктом для банков. Так, объем просроченной задолженности по используемым картам составляет 22,4%, из них 21,6% — невозвратные долги с просрочкой платежей более 90 дней. За год просрочка по используемым кредитным картам выросла на 8,6 процентного пункта, при этом рост просроченной задолженности по всему розничному портфелю составил только 2,8 пункта.
В банке «Хоум Кредит» пояснили, чем обусловлены высокие риски. Если у клиента есть кредитная карта, которую он хранит на всякий случай, то при ухудшении его финансовой ситуации он воспользуется картой, однако погасить ее ему будет труднее из-за финансовых трудностей. Другой причиной более высоких рисков является то, что в период потребительского бума у многих клиентов был и кредит наличными, и кредитная карта. Наиболее рисковые клиенты выплачивали долг по кредиту наличными кредитной картой, в результате чего кредиты наличными выплачивались, а по кредитным картам — нет.
По словам председателя совета директоров ОКБ Ирины Кремлевой, для банка очень важно вовремя определить, почему у клиента возникла потребность в заемных деньгах, связано ли это с разовой крупной покупкой или, например, со снижением доходов.
— Из данных Сбербанка мы видим, что процент использования карточных лимитов за год увеличился с 33 до 38%, — добавила эксперт.
Роскомнадзор проследит, чтобы через операторов не отмывали деньги
Годовой объем платежей россиян через мобильные телефоны оценивают в 35 млрд рублей
Правительство России добавило новый пункт в положение о Роскомнадзоре: это ведомство будет следить, чтобы операторов связи не использовали для отмывания денег. Роскомнадзор уже давно проводит такие проверки по почтовым переводам.
— В наши функции будет входить контроль за соблюдением мобильными операторами соответствующих норм законодательства об отмывании денег, полученных преступным путем. Есть ли у них техническая возможность хранить предусмотренную законом информацию? Как их внутренняя документация соответствует законодательству? Эти вопросы будут исследоваться в рамках плановых проверок, — рассказывает официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. — Также, если к нам станут поступать массовые обращения граждан либо запросы от уполномоченных государственных органов, могут быть назначены внеплановые проверки.
Представитель компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Анна Айбашева отметила, что Роскомнадзор будет следить за выполнением операторами федерального закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он вступил в силу еще в 2001 году, но на операторов подвижной связи стал распространяться с начала прошлого года.
— Согласно этому закону, например, подлежат идентификации платежи через счет мобильного телефона в адрес российских торгово-сервисных предприятий на сумму свыше 15 тыс. рублей, денежные переводы в адрес нерезидентов и переводы от физических лиц физическим лицам, а также в адрес некоммерческих организаций, за исключением благотворительных и религиозных организаций, зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством РФ, — рассказывает Айбашева. — Кроме того, оператор обязан проверять данные операции на соответствие списку экстремистов и террористов, который ведется Росфинмониторингом. Для этого мы внедрили специальные IT-системы для проверки информации и ввели ряд специальных процедур. В случае выявления операций, не соответствующих 115-ФЗ, мы останавливаем трансакцию в полном соответствии со 115-ФЗ.
Замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный рассказал, что это ведомство еще в 2009 году выпустило рекомендации по разработке критериев выявления необычных сделок. В соответствующем приказе перечислено около 100 критериев, которыми должны руководствоваться организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
По словам юриста ООО «Европейская юридическая служба» Никиты Захарова, операторы также должны будут предоставлять сведения о лицах, осуществляющих операции на суммы от 15 тыс. рублей.
— Сведения будут включать в себя паспортные данные клиента-плательщика, а также суммы и адресат совершенного им платежа, — отметил Захаров.
Роскомнадзор уже надзирает за тем, как соблюдают законодательство по борьбе с отмыванием денег в «Почте России». В пресс-службе «Почты» рассказали, что эта организация предоставляет в Росфинмониторинг отчеты обо всех переводах, подпадающих под критерии подозрительных операций, а Роскомнадзор контролирует исполнение выше обозначенных требований, а также своевременность направления сведений в Росфинмониторинг.
— Плановые проверки осуществляются ежегодно, внеплановые — по мере необходимости, — отметили в пресс-службе «Почты России». — Последняя проводилась в конце 2014 года. Росфинмониторинг не проводит проверок их организации.
По оценкам аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, объем платежей с помощью денежных средств на балансе мобильного телефона по итогам 2015 года составит 35 млрд рублей — это примерно 2% от общего объема рынка электронных платежей в России.
Председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго уверен, что предоставление дополнительных полномочий Роскомнадзору позволит более оперативно выявлять лиц, пытающихся с помощью почтовой, телефонной или мобильной связи совершать противоправные деяния.
Исполнительный директор консалтинговой компании Heads Никита Куликов отметил, что государство решило обратить более пристальное внимание на средства связи и интернет.
— Информация, хранящаяся у сотовых операторов, представляет большую ценность как с точки зрения финансового состояния человека, так и его личных пристрастий и иной потребительской информации, — рассказывает он. — По недавним сообщениям в СМИ, этими данными также заинтересовались и банки, которые планируют их использовать в качестве одного из инструментов для оценки потенциальных заемщиков.