ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
«Ростех» покупает процессинг для системы бронирования авиабилетов за 1 млрд руб.
Цель сделки — формирование оператора создаваемой «Ростехом» национальной системы бронирования авиабилетов
МОСКВА, 11 августа. /ИТАР-ТАСС/. «Ростех» оценил процессинговую компанию «Мультикарта-ИСС» в сумму около 1 млрд рублей, госкорпорация договаривается о выкупе актива у предпринимателя Айнитдина Каржаува для создания на ее процессинге национальной системы бронирования авиабилетов. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС источник, знакомый с ходом переговоров.
«Сделка по приобретению «Мультикарты» при благоприятном ходе переговоров может быть закрыта к середине августа. Необходимо провести независимую оценку актива. Если говорить о его стоимости, то речь может идти о сумме до 1 млрд рублей», — сказал он.
Другой источник, знакомый с ходом консультаций, сообщил, что 5 августа холдинг «Росэлектроника» закрыл сделку по приобретению компании «Национальные информационно-расчетные системы», на базе которой и будет создаваться система бронирования. «Первые документы по приобретению НИРС были подписаны 29 июля, сделку закрыли 5 августа: приобретаемая доля поступила на баланс покупателя», — сказал он, не назвав сумму сделки. Но, по словам одного из них, она существенно ниже суммы, в которую оценивается «Мультикарта-ИСС».
В «Ростехе» и «Росэлектронике» от комментариев отказались.
Ранее ИТАР-ТАСС сообщал, что входящий в «Ростех» холдинг «Росэлектроника» ведет переговоры о покупке процессинговой компании «Мультикарта-ИСС» у венчурного инвестора и советника гендиректора «Ростеха» Айнитдина Каржаува.
Цель сделки — формирование оператора создаваемой «Ростехом» национальной системы бронирования авиабилетов. Также в процессе участвует компания «Национальные информационно-расчетные системы». Партнером «Росэлектроники» в проекте создания системы онлайн-бронирования выступит авиакомпания Turkish Airlines, которая подписала меморандум о сотрудничестве с НИРС. Turkish Airlines в рамках сделки предоставляет технологии и консультации по формированию технического задания.
Киргизия согласовала с РФ инструменты по развитию ее экономики и интеграции в ТС
Республика должна присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству до 1 января 2015 года
СОЧИ, 11 августа. /ИТАР-ТАСС/. РФ и Киргизия согласовали инструменты по развитию экономики Киргизии и ее интеграции в Таможенный союзы на $500 млн. Об этом сообщил журналистам глава МИД РФ Сергей Лавров после переговоров президента РФ Владимира Путина с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым.
По словам Лаврова, Путин и Атамбаев обсудили вопрос присоединения Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. «Согласованы и подтверждены договоренности, которые касаются создания инструментов, позволяющих ускоренно развивать киргизскую экономику и гармонизировать ее с процессами интеграции на общую сумму порядка $500 млн», — сказал он.
Министр добавил, что это будет вклад России в поддержку киргизской экономики с тем, чтобы она максимально комфортно вошла в процессы евразийской экономической интеграции. По словам Лаврова, детали предоставления этих средств еще будут обсуждаться.
Лавров добавил, что в ходе встречи президенты обсудили планы двух стран по сотрудничеству в военно-технической сфере в контексте союзнических отношений в рамках ОДКБ.
Кроме того президенты, по его словам, подтвердили договоренности, нацеленные на реализацию крупных проектов в сфере энергетики. Эти договоренности касаются проектов сооружения Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростацний. «Были согласованы дополнительные поручения, чтобы с обеих сторон ускорить решение вопросов для практической реализации этих двух крупных проектов», — сказал Лавров.
Согласно «дорожной карте» по присоединению Киргизии к Таможенному союзу Белоруссии, Казахстана и России, принятому с участием всех заинтересованных сторон, Киргизия до 1 января 2015 года должна присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Однако при этом необходимо избежать негативных последствий этого шага как для киргизской экономики, так и для стран ТС.
«Русский Стандарт» представил новую техплатформу для подключения эквайринга в интернет-магазинах
Банк «Русский Стандарт» представил новую технологическую платформу для подключения интернет-эквайринга – модуль ECOMM. Модуль разработан для сайтов на базе системы «1С-Битрикс» и позволяет запустить интернет-эквайринг банка. Обслуживание и поддержку модуля полностью осуществляет банк.
Платежный модуль ECOMM «Русского Стандарта» – это готовое решение, не требующее при установке технической адаптации под сайт магазина и профессиональных навыков программирования. Это значительно упрощает процедуру интеграции интернет-эквайринга на сайтах и позволяет запустить платежи за один рабочий день, в то время как обычно подключение может занять от недели до месяца.
Погашение кредитов и пополнение вкладов ТКС Банка стало доступно через TelePay
Клиенты банка «Тинькофф Кредитные Системы» на Урале и в Сибири, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах получили возможность бесплатно погашать задолженность по кредитной карте и пополнять дебетовые карты и вклады через платежный сервис TelePay. Об этом сообщили в банке, уточнив, что инфраструктура сервиса включает платежные терминалы, кассы розничных сетей и пункты приема платежей НКО «Премиум», оператора системы TelePay.
Зачисление денежных средств происходит в режиме реального времени. Для совершения платежа клиенту достаточно знать номер карты или договора. Минимальная сумма разового пополнения пластиковых карт и вкладов ТКС Банка составляет 10 рублей, максимальная — 15 тыс. Комиссия за операцию не взимается.
FICO: объем мошенничества по российским банковским картам в 2013-м вырос до 104 млн евро
Россия заняла первое место в Европе по темпам роста убытков от мошеннических операций с банковскими картами в 2013 году. Объем этих потерь в России в 2013-м вырос на 27,6% по сравнению с показателем годом ранее и, соответственно, в 10 раз в сопоставлении с данными 2006-го, на 365% – 2008 года, сообщает пресс-служба FICO.
«По объему потерь, которые увеличились на 22,5 миллиона евро и достигли 104,1 миллиона в прошлом году, Россия находится на четвертом месте среди 19 европейских стран. Ее опережают: Великобритания (534,9 миллиона евро), Франция (428,9 миллиона) и Германия (116,3 миллиона)», – говорится в сообщении.
При этом в России мошенничество с картами так называемым способом card not present намного ниже, чем в странах Западной Европы (в России его доля – всего 3% от убытков. – Прим. ред.). Одна треть от российских убытков (1,68 млрд) приходится на counterfeit cards и примерно столько же (1,59 млрд) – на lost and stolen. Мошенничество способом ID fraud в России принесло убытки в размере 685,2 млн.
«FICO отмечает, что в тех условиях, когда рынок еще не насыщен и распространение карт в России продолжается, угроза мошенничества не так очевидна – но скорость, с которой увеличиваются убытки от него, настораживает. Специалисты FICO предупреждают, что когда темпы роста карточного рынка выровняются, а убытки будут возрастать, решение по внедрению разработок по противодействию мошенничеству может оказаться запоздалым – ведь на установку и получение результата может уйти от шести до восьми месяцев», – заявил руководитель FICO в России Евгений Штеманетян.
ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ
МИНФИН РОССИИ
Минфин предложил сдвинуть сроки в «дорожной карте» создания МФЦ в Москве
МОСКВА, 11 августа. ПРАЙМ. Министерство финансов предложило внести изменения в «дорожную карту» по созданию Международного финансового центра в Москве, сообщил ИТАР-ТАСС один из членов рабочей группы по МФЦ.
«Инициатива Минфина не связана с международными санкциями против финансового сектора России. С учетом того, что после принятия «дорожной карты» прошел год и произошли такие важные события, как создание единого регулятора финансовых рынков, предлагается более полно отразить нынешнюю роль Банка России и уточнить сроки реализации некоторых мероприятий. В частности, одним из основных направлений на предстоящий период для нас будет принятие законопроекта о саморегулируемых организациях на финансовом рынке и его последующее внедрение», — отметил источник. В частности, по его данным, Минфин предложил продлить сроки создания механизмов регулирования ответственности контролирующих акционеров и разработки критериев аффилированности. Также могут быть продлены сроки разработки и принятия законодательства о репозитарии и разработки концепции организованного товарного рынка. «Ничего критичного», — утверждает источник в рабочей группе.
Правительство утвердило «дорожную карту» по созданию в Москве Международного финансового центра в июне 2013 года. Документ был рассчитан на 3 года.
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев подтвердил возможность продления сроков по отдельным пунктам, объяснив это техническими причинами. «Около двух недель назад состоялось обсуждение в составе представителей Минфина, ЦБ, Минэкономразвития и группы Александра Волошина. Мы посмотрели, какие вещи сделаны, какие вещи были реализованы как-то по-другому. Провели ревизию», — пояснил он.
В частности, Минфин предлагал исключить из «дорожной карты» пункт об ответственности контролирующих акционеров, рассказал Моисеев. «Но коллеги из Банка России и группы «Форум» убедили нас, что надо принимать закон. Эта вещь была на заднем плане, а сейчас она снова вышла на передний», — объяснил он, заметив, что рабочая группа «достаточно успешно продвигается по выполнению этой «дорожной карты».
«Очень многие вещи сделаны, некоторые даже раньше срока. Продление сроков по созданию репозитария — это техническая вещь», — заключил Моисеев.
Как пояснили ИТАР-ТАСС в Минэкономразвития, пакет поправок по плану должен быть внесен в правительство до 1 декабря 2014 года. Вступление в силу соответствующего закона об аффилированных компаниях зависит от сроков его рассмотрения и принятия Госдумой. «Минэкономразвития исходит из того, что совершенствование регулирования отношений аффилированности и ответственности контролирующих лиц остается одним из важных направлений совершенствования корпоративного управления», — отметили в министерстве. В настоящее время МЭР совместно с рабочей группой по созданию Международного финансового центра и Минфином России согласовывает необходимые поправки в действующее законодательство.
«Дорожная карта» по созданию в Москве Международного финансового центра по состоянию на июль 2014 года реализована на 40 проц, следует из материалов рабочей группы по созданию МФЦ. Из 74 пунктов программы выполнены 30.
Предыдущий отчет группы по МФЦ, фиксировавший исполнение программы по состоянию на апрель, содержал данные об исполнении 24 пунктов, 32 проц программы.
Теперь число выполненных пунктов дополнилось принятием законодательства о регулировании бюро кредитных историй, созданием условий для биржевой торговли драгоценными металлами, введением уголовной ответственности за фальсификацию финансовой отчетности, решением по вопросу взаимодействия российских банков с налоговыми органами США в рамках FATCA без межправительственного соглашения, принятием стандарта обучения иностранных финансовых специалистов русскому языку. Кроме того, одобрен механизм использования факсимиле подписей инвалидов по зрению.
В аппарате руководителя рабочей группы по МФЦ Александра Волошина подтвердили содержание документа, отказавшись от дополнительных комментариев до официальной публикации.
Минфин: Центры консультаций по финансовой грамотности появятся в РФ в 2015 году
МОСКВА, 12 августа. /ПРАЙМ/. В России в 2015 году появятся консультационные центры, где граждане смогут получить консультацию по вопросам финансовой грамотности, сообщил ИТАР-ТАСС директор департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев.
Эти учреждения будут созданы в рамках совместной программы Минфина РФ и Всемирного банка по повышению финансовой грамотности населения.
По словам Бокарева, регионы самостоятельно определят структуру центров, их формы и юридический статус. «Основываясь на международном опыте — нет однозначно четкого определения или рекомендации в какой форме должны существовать эти центры. Везде своя специфика. Например, Волгоград однозначно пошел по принципу формирования таких центров на базе областных вузов. С учетом и активной позиции и руководства этих ВУЗов, заинтересованности, и наличия там готовой площадки», — отметил Бокарев.
Он сказал, что сейчас обсуждается вопрос создания при поддержке местных властей таких центров на базе территориальных подразделений Роспотребнадзора. «То есть понятно, что у Роспотребнадзора будет свое консультационное бюро, где граждане могут посоветоваться со специалистом по защите прав потребителей финансовых услуг. Но при наличии согласия и поддержки местных властей масштаб этого бюро может быть расширен и выведен за рамки услуг по защите прав потребителей», — уточнил Бокарев.
Для Минфина принципиально важно чтобы консультации не носили элемента product placement, когда под видом финансовой грамотности будут продвигаться продукты тех или иных финансовых организаций. «Еще важно, чтобы информация предоставлялась в максимально доступной и понятной форме, и здесь речь не идет о том, что население должно за это платить», — добавил он. Кроме того, обсуждается механизм создания горячих линий, куда можно позвонить и получить рекомендацию или консультацию.
Параллельно ведется разработка национального портала по финансовой грамотности. «Там будет содержаться информация о тенденциях, о международном опыте, и мы предполагаем, что в рамках этого портала будет вестись специальный раздел вопросов-ответов, и регулярно будут организовываться он-лайн конференции с консультантами и специалистами», — отметил Бокарев. Он добавил, что запуск портала запланирован на 2015 год.
БАНК РОССИИ
ЦБ готов открыть для банков базы ПФР и ФНС для «проверки информации о доходах» заемщиков
МОСКВА, 12 августа. /ПРАЙМ/. Центробанк подготовил законопроект, открывающий кредитным организациям доступ к базам Пенсионного фонда /ПФР/ и Федеральной налоговой службы /ФНС/ с 1 марта 2015 года, «для проверки информации о доходах заемщиков».
Согласно документу, представленному сегодняшней газетой «Известия», банки будут вправе запрашивать в ПФР и ФНС сведения о клиенте при принятии решения о выдаче ему ссуды не чаще одного раза в квартал. Налоговики и сотрудники ПФР, в свою очередь, сообщат банкам о достоверности или недостоверности информации, с согласия заемщика. Техническая сторона вопроса должна быть разрешена всеми участниками процесса до 1 февраля 2015 года.
Ассоциация региональных банков России /АСРОС/ в своем заключении отмечает, что новация поддерживается участниками банковского рынка. Однако АСРОС хочет, чтобы на уровне закона была прописана не только обязанность ПФР и ФНС сообщать банкам о достоверности сведений, а и обязанность по предоставлению информации о доходах клиентов.
Есть риски неверного принятия решения кредитором в случае несущественного искажения представленных ранее заемщиком данных /расхождение в несколько копеек или рублей, например/ — то достоверность сведений клиента подтверждена не будет, и банк либо откажет в выдаче ссуды, либо /если физлицо уже кредитуется/ будет вынужден создать повышенный резерв.
ОБЗОР СМИ
Интервью президента Ассоциации «Россия» Анатолия Аксакова
«С десяток крупных российских банков находятся на пределе показателя достаточности капитала»
Портал Банки.ру решил из первых уст узнать, как работают главные российские банковские лоббисты и какие проблемы сектора они считают наиболее важными. Первым на наши вопросы ответил президент Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия») Анатолий АКСАКОВ.
— Над поправками в какие законы и нормативные акты сейчас наиболее активно работает Ассоциация «Россия»?
— Сейчас ключевая тема нашей работы связана с Гражданским кодексом. Должна быть принята новая редакция Гражданского кодекса, и она затрагивает вопросы, связанные с регулированием банковской деятельности. Например, закрепление правомерности включения в договор банковского счета условий распоряжения денежными средствами. Это позволит сохранить такую востребованную клиентами услугу, как возложение на банк функций контроля над целевым расходованием средств со счета и определение в договоре банковского счета условия о неснижаемом остатке на счете. Мы предлагаем привести нормы о факторинге и аккредитивам в соответствие с международной практикой, закрепить особенности синдицированного кредита как специального вида кредита, учитывать особенности банковской практики при регулировании специальных видов банковских счетов, таких как корреспонденский счет, карточный счет, накопительный счет, эскроу-счет.
Ассоциация «Россия» проводит рабочие группы для консолидации мнения банковского сообщества, предложения рабочей группы будут переданы в экспертный совет при Госдуме.
Кроме того, мы ставим вопрос об инвестиционной льготе для экономики в целом. Мы считаем, что можно было бы принять решение о налоговом маневре. В частности, есть предложение повысить налог на прибыль с 20% до 30%. Но для тех, кто направляет свою прибыль на развитие реального производства, налог должен быть меньше. Например, 15%. Соответственно, у бизнеса появляется стимул направлять прибыль не на дивиденды, а на развитие экономики. То же самое и для банков. Если вы проедаете прибыль — платите налог полностью. Если направляете ее на увеличение капитала банка — другая история, пользуйтесь льготой.
— Какие текущие проблемы российских банков вы считаете наиболее актуальными?
— У наших банков несколько ключевых проблем. Во-первых, это возвращение доверия друг к другу на межбанковском рынке. С одной стороны, мы имеем структурный дефицит ликвидности, причем хронический. С другой — банки, которые имеют излишнюю ликвидность, не очень охотно предоставляют ее своим партнерам. И одна из причин – отсутствие доверия. Чтобы это доверие вернуть, нужно время.
Мы понимаем, что быстро эту проблему не решить, и здесь играют роль несколько факторов. Прежде всего, это макроэкономическая ситуация, в ухудшающихся условиях которой банки осторожно относятся к деятельности своих коллег. И понимают, что у них могут возникнуть проблемы лишь из-за макроэкономической ситуации. Банки не хотят брать на себя такие риски и предпочитают размещать деньги не на межбанке, а на депозитах Центробанка под относительно низкий процент. Другой фактор – активный процесс отзыва лицензий. В прошлом году было отозвано более 30 лицензий. За первую половину этого года мы видим примерно такую же цифру, и тенденция продолжается. Очевидно, пока не закончится чистка системы от недобросовестных участников рынка, ожидать возвращения доверия не стоит. И третий фактор – санкции. Банки опасаются вступать в партнерские отношения с теми, кто находится под санкциями или потенциально может под них попасть.
Вторая ключевая проблема банковского сектора – это капитализация. Если посмотреть на темпы роста активов за первую половину 2014 года, мы увидим, что они растут в полтора раза быстрее, чем в первой половине прошлого года. Объясняется такой быстрый темп роста активов, прежде всего, тем, что наши крупнейшие компании, раньше занимавшие за рубежом средства, начали занимать в российских банках. Средства из-за рубежа либо стали недоступны, либо подорожали. В свою очередь, темпы роста кредитования нефинансового сектора растут в два раза быстрее, чем в первой половине прошлого года. В связи с этим встает вопрос о показателе достаточности капитала. ЦБ уже отмечает, что с десяток крупных российских банков находятся на пределе этого показателя. Приняты законы, которые позволяют капитализировать решениями правительства отдельные кредитные институты, причем не обязательно государственные, но и частные. В этот список, очевидно, попадают крупные кредитные организации, поэтому вопрос расширения возможностей капитализации больше касается банков второго эшелона. Мы предложили ввести в российском праве понятие бессрочного субординированного кредита, такой закон внесен на рассмотрение в Госдуму. Таким образом, снимается вопрос, связанный с достаточностью капитала. Потому что сегодня в капитале второго уровня субординированные кредиты учитываются с дисконтом, и это уменьшает капитализацию банка.
Наконец, третья важная проблема российских банков — ликвидность. Отток капитала за первую половину 2014 года составил около 75 миллиардов долларов, и эта цифра продолжает расти. Необходимы меры, которые предотвращали бы такой отток капитала. Вплоть до принятия «тяжелого» закона об определенных ограничениях на трансграничное движение капитала. Как это сделано в Китае, например. Вообще, тут я бы предпринял много шагов, в том числе связанных с налоговым маневром. Например, отменил возврат НДС для экспортеров. Можно посчитать, сколько компании теряют из-за того, что у них происходит возврат НДС. Сколько они приобретают благодаря снижению налога на добавленную стоимость. Ну и потом уже определиться с планкой процентов, какие можно устанавливать.
Но ликвидность только административными мерами не пополнится. Надо включать инструменты Центрального банка, но опять же таким образом, чтобы эта ликвидность не уходила на валютный рынок. То есть, с одной стороны, Центробанк должен давать деньги в экономику через банки. Но регулятор не может давать деньги направо и налево, не считаясь с рисками потери этих денег. Даже если он дает эти деньги, они не должны уходить на валютный рынок и стимулировать ослабление национальной валюты. На мой взгляд, должны быть механизмы своеобразного «окрашивания» этих денег для контроля их движения в российской экономике. Банки должны объяснять, для чего они привлекают эти средства, на какие цели, и отчитываться. Я допускаю в этих непростых условиях выделение беззалоговых кредитов. Тут высокий риск, конечно. Не все кредитные организации должны иметь возможность получать эти беззалоговые кредиты. Критерием должна быть устойчивость банка.
Плюс ко всему, мне кажется, должен быть расширен список по положению 312 о залоге для рефинансирования Центробанка. Также я думаю, что Центробанку необходимо начать принимать ценные бумаги на основе секьюритизации кредитов малому и среднему бизнесу. Мы сейчас работаем с банками по введению стандартов кредитования МСБ, чтобы ЦБ дал разрешение секьюритизировать эти кредиты. Объем кредитов малому и среднему бизнесу сейчас оценивается примерно в 7,7 триллиона рублей по итогам 2013 года. В итоге секьюритизация даст около 0,7 триллиона рублей дополнительной ликвидности. Для дальнейшего кредитования малого бизнеса это большие деньги.
— Одна из главных проблем многих профильных ассоциаций заключается в том, что мнение крупных участников рынка, входящих в их состав, учитывается больше, чем мнение мелких, которые, в свою очередь, могут придерживаться диаметрально противоположной точки зрения. Есть ли у вас в ассоциации такая проблема и как вы ее решаете?
— Это объективно, на самом деле. Дело не в том, что ЦБ не хочет видеть и слышать мнение малых и средних банков. Регулятор все время говорит, что для него все банки равны с точки зрения закона. Но крупнейшие финансовые институты больше влияют на действия регулятора. Сейчас регулятором определен список системно значимых банков. Естественно, Центральный банк должен следить за ними более тщательно. С одной стороны, у этих банков более широкий доступ к финансированию. С другой — банки, не попавшие в список системно значимых, меньше тратятся на внедрение положений «Базеля III» и другие опции. На мой взгляд, наша ассоциация отстаивает интересы малых банков достаточно серьезно.
— Многие представители малых и средних банков утверждают, что большинство законодательных норм и сама политика ЦБ направлены на концентрацию бизнеса у госбанков и крупных частных банков. Согласны ли вы с такими оценками?
— Я не считаю, что политика Центробанка направлена на концентрацию банковского бизнеса. Она направлена на обеспечение его устойчивости. На то, что деньги перетекают из частных банков в госбанки, из малых — в крупные, есть объективная причина. Эта тенденция наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Это объективная реальность.
— Как вы относитесь к закону, подготовленному Минфином и устанавливающему ограниченный список банков, в которых могут обслуживаться стратегически значимые компании, а также к созданию ограниченного списка банков, в которых могут находиться счета пенсионных фондов?
— Устанавливая такие списки, правительство стимулирует уход клиентов в банки, попавшие в этот список. Мы этому противостоим. Мы спорим, и Центральный банк нас в этом деле поддерживает. Нам удалось отбить уже несколько таких порывов правительства установить очень узкий перечень банков, которые имеют доступ к госресурсам и пенсионным накоплениям. Если до этого у правительства была установка внести в список где-то 15 банков, сейчас пока сошлись на системно значимых кредитных организациях. Я считаю, что государство должно заботиться о государственных деньгах. Просто критерии банков, имеющих к ним доступ, должны быть более четкими. И они не должны опираться на один показатель — размер капитала. Не всегда крупные банки являются по определению эффективными и устойчивыми.
— Одной из задач Ассоциации «Россия» является координация своей деятельности с Банком России и Минфином. Насколько проще или сложнее вам стало в последнее время вести диалог с монетарными властями?
— Сложнее точно не стало. Работаем так же, как работали в предыдущие годы. Активно. Может быть, сейчас еще более активно. Причем не только по нашей инициативе. Сам ЦБ очень часто обращается к нам с просьбами дать те или иные предложения, провести те или иные дискуссии. У нас нет голословных обвинений в адрес друг друга, идет нормальная профессиональная работа. Мне больше всего нравится то, что есть желание слышать банки и благодаря этому находятся компромиссы.
Что касается Минфина, не могу сказать, что у нас в отношениях произошла какая-то революция. Мы очень плотно работали по законопроекту о потребительском кредите и Минфин принял многие из наших предложений. Фактически я внес законопроект по FATCA, хотя законопроект уже готовился в недрах Минфина. Мы вместе потом его подработали перед первым чтением в Госдуме, но версия готовилась в правительстве.
— Не ухудшается ли уровень сотрудничества с зарубежными союзами, ассоциациями и другими объединениями кредитных организаций, финансистов и товаропроизводителей?
— В мае мы провели очень хороший круглый стол в Цюрихе с нашими швейцарскими коллегами. На тот момент уже были введены первые санкции. Я недавно приехал из Лондона, где были встречи с Британской Банковской Ассоциацией (BBA). Могу однозначно сказать, что все очень позитивно настроены по отношению к России. Однако все честно говорят, что не могут не оглядываться на санкции, особенно американские. Но думаю, что это не продлится долго. Все равно жизнь продолжается, Россия — огромная страна со значительным потенциалом развития и финансового притяжения. С ней придется жить, считаться и работать.
— Сотрудничает ли Ассоциация «Россия» с Ассоциацией российских банков?
— Мы работаем, особенно не оглядываясь по сторонам. При этом мы относимся с уважением к тому, что делает АРБ.
— А много у вас позиций, по которым есть противоречия с АРБ?
— По многим вопросам наши позиции сходятся, цель ведь одна и та же. У нас бывают разногласия скорее тактического характера. Стратегические позиции у нас примерно одинаковые. Иногда мы подписываем общие письма, чтобы усилить весомость документа. Но в целом мы идем своей дорогой, не оглядываясь на коллег. На это просто нет времени.
— Зачем рынку две банковские ассоциации?
— Разговоры об объединении были. Этот вопрос не я решаю и не Гарегин Тосунян (глава АРБ — прим.Ред.) Вопрос решают банкиры. Если они примут решение, что им не нужна вторая ассоциация, произойдет слияние. Я и сам лично ставил вопрос об объединении перед банкирами, однако отклика не нашел. Средние и малые банки, конечно, опасаются, что они будут подмяты крупными, прежде всего, государственными. Однако думаю, что с учетом тенденции сокращения количества банков рано или поздно объединение ассоциаций должно произойти.
— Какие ваши лоббистские достижения в последние годы вы считаете наиболее значимыми?
— Сняты ограничения по срокам рефинансирования банков, еще одно из значимых — принят закон о потребительском кредите. Обеспечена судебная защита деривативов. Наш закон о секьюритизации в значительной степени взят за основу правительством. Внесены изменения, совершенствующие регулирование рынка ипотеки. Кроме того, считаю важным закон об электронном документообороте в банках. Принят закон, который обязывает торговые точки устанавливать терминалы при оплате товаров пластиком. Именно мы готовили первую редакцию закона о финансовом омбудсмене.
— Какие тренды в развитии банковского сектора будут основными в ближайшие два года?
— Очевидно, что консолидация сектора будет продолжаться: слияния, поглощения, покупка, продажа, уход недобросовестных или слабых участников рынка. Банковская система станет более здоровой. Собственники и руководители банков с бегающими, мутными глазами исчезнут с нашего рынка. И это правильно, поскольку будет расти доверие. А то на некоторых посмотришь и думаешь: «Как же он банкиром стал? Вроде такая уважаемая позиция». В то же время, я думаю, наши банки будут становиться более конкурентоспособными, быстрее осваивать новые технологии дистанционного обслуживания. С учетом размеров страны это просто необходимо сделать, потому что содержать удаленные офисы в век современных технологий — зачастую дорого и неэффективно.
— Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в банковском секторе на фоне международных санкций?
— Уже сейчас банкиры ищут варианты обхода санкций при самом жестком развитии сценария. Но, главное, они осваивают новые модели ведения бизнеса. В целом санкции, думаю, приведут к тому, что наша экономика станет более конкурентоспособной. А наша банковская и вообще финансовая система станут более изощренными, более закаленными, эффективными и современными.
Центробанк подготовил законопроект, по которому кредитные организации получат доступ к базам Пенсионного фонда и налоговиков с 1 марта 2015 года
Центробанк подготовил законопроект, открывающий кредитным организациям доступ к базам Пенсионного фонда (ПФР) и Федеральной налоговой службы (ФНС) с 1 марта 2015 года — для проверки информации о доходах заемщиков. Согласно документу (есть в распоряжении «Известий»), банки будут вправе запрашивать в ПФР и ФНС сведения о каждом из клиентов при принятии решения о выдаче ему ссуды не чаще о