ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 20.07.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

ЦБ займется большим бизнесом

Банк России намерен расширить круг пользователей своей системы передачи финансовых сообщений (отечественного аналога SWIFT): он получил право оказывать эту услугу не только банкам, но и их клиентам-корпорациям. Заинтересованность в присоединении к системе уже проявили ряд крупных компаний, в частности Evraz и «Рольф». Будет ли участие бизнеса в проекте ЦБ массовым, зависит от того, станет ли российская система основной, а не резервной для банков, обслуживающих корпорации.

О том, что ЦБ получил право оказывать платные услуги по передаче финансовых сообщений (в рамках системы-аналога SWIFT, созданного в ЦБ — «Ъ») юридическим лицам—клиентам банков, «Ъ» рассказала предправления НП «Национальный платежный совет» (НП НПС) Алма Обаева. «Соответствующая поправка внесена в закон «О Центральном банке» в окончание весенней сессии в Госдуме, — отметила она.— Появление такой возможности еще не анонсировал и сам ЦБ».

До сих пор пользоваться транспортной системой ЦБ могли в основном банки в рамках другого закона «О национальной платежной системе», частью которого принято считать и систему отправки финансовых сообщений, уточняет госпожа Обаева. Потребность российских корпораций в доступе к системе ЦБ в публичную плоскость не выносилась. В начале года эту тему подняли сами компании, и по результатам опроса 25 игроков, входящих в Ассоциацию корпоративных казначеев, НП НПС направило в ЦБ письмо с просьбой предоставить им доступ к системе. «Этот вопрос обсуждался в ЦБ на консультативном совете по вопросам НПС, но выяснилось, что для этого нет соответствующей нормы в законе»,— поясняет Алма Обаева. Теперь норма появилась.

Система передачи финансовых сообщений ЦБ создана в конце 2014 года как альтернатива глобальной SWIFT на фоне угроз отключения последней в рамках западных санкций против России для обеспечения бесперебойности взаимодействия отечественных банков. С 1 июля ЦБ начал взимать плату за свою услугу — 1,5-2,5 руб. в зависимости от количества отправляемых сообщений в день. Это меньше, чем у SWIFT, где стоимость одного сообщения составляет €0,03-0,05, или 1,8-3,1 руб. по курсу ЦБ на 17 июля.

Потребность в доступе к системам передачи финансовых сообщений напрямую есть у крупных корпораций с большим количеством дочерних структур и обслуживающих банков, отмечает президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец. «Многие компании сейчас рассматривают возможность организации единого окна для своего казначейства, из которого они могли бы в автоматическом режиме рассылать большое количество распоряжений в разные банки, а не пользоваться банк-клиентом каждого из них, в том числе в целях экономии человеческих и финансовых ресурсов»,— поясняет он. Некоторые из корпораций уже подключились к SWIFT, например «Роснефть», ЛУКОЙЛ и Evraz.

Теперь, добавляет господин Козинец, компании «ищут альтернативу и планируют опробовать систему Банка России». Среди возможных участников он называет те же Evraz и ЛУКОЙЛ, а также группу «Рольф» (Владимир Козинец возглавляет ее департамент казначейства и управления рисками). Выяснить позицию ЛУКОЙЛа не удалось. В Evraz подтвердили, что «принципиально» компании было бы интересно взаимодействовать с данной системой. «Но какие-либо сроки сегодня обсуждать преждевременно, так как пока неизвестны детали по инфраструктуре системы и то, насколько готовы к взаимодействию с ней обслуживающие нас банки»,— уточнили в компании. «Потенциально интересным» называют проект и в «Ростехе», оговариваясь, что «необходимо изучить все условия».

Эксперты отмечают, что по функционалу система ЦБ еще далека от SWIFT, но она развивается. «Мы участвуем в проекте и видим, что ЦБ постоянно дорабатывает «транспортную» систему, в частности, с точки зрения повышения безопасности, проверки валидности финансовых сообщений и т. д.,— говорят в Альфа-банке.— С учетом того что проект был запущен не так давно, кредитные организации рассматривают его больше как резервный межбанковский канал обмена финансовыми сообщениями». Рассматривать этот канал в качестве основного для внутрироссийского трафика в банках смогут только после накопления достаточной статистики успешных трансакций в автоматическом режиме.

Коммерсант

 

ОБЗОР СМИ

Греческие банки открылись после трех недель каникул

Об окончании трехнедельных банковских каникул в Греции в понедельник сообщает Reuters. У большинства отделений образовались многочисленные очереди, передает агентство сообщения очевидцев.

Несмотря на достигнутую договоренность с ЕС по кредитному соглашению, власти Греции не снимают введенные ранее ограничения. Зарубежные переводы по-прежнему невозможны. Ограничения по снятию наличных средств также пока остаются в силе: греки смогут снимать не более €420 в. неделю. Биржа также пока остается закрытой.

29 июня греческое правительство выпустило распоряжение закрыть все банки. Правительство страны объяснило это «чрезвычайно срочной и непредвиденной необходимостью в защите финансовой системы Греции и ее экономики из-за недостатка ликвидности, вызванного принятым 27 июня решением Еврогруппы отказать Греции в продлении программы поддержки». В греческих банкоматах можно было снять не более €60 в. день. Ограничение относилось только к картам, выданным в Греции.

О начале банковских каникул было объявлено на следующий день после того, как премьер Греции Алексис Ципрас отказался от дальнейших переговоров с Евросоюзом, и МВФ вынес вопрос о продолжении сотрудничества с кредиторами из МВФ на референдум 5 июля.

Срок окончания банковских каникул изначально был объявлен до 6 июля, однако переносился неоднократно. В последний раз это произошло 16 июля. Тогда власти Греции приняли решение продлить банковские каникулы до 19 июля включительно. Это решение Минфин Греции объяснил необходимостью защитить экономику и финансовую систему страны из-за отсутствия ликвидности.

На прошлой неделе Греция достигла соглашения с кредиторами. По договору, Афины получат за три года финансовую помощь в размере €86 млрд. В обмен на это Греция создаст специальный фонд на €50 млрд, куда вложит государственные активы.

РБК

Каждый 10 клиент банков в России не знает, подключен ли он к интернет-банку

69% пользователей совершали какую-либо банковскую операцию с мобильного телефона, а 66% — мобильные платежи. Такие данные приводит Mobile Ecosystem Forum (MEF) в отчете о состоянии глобального рынка мобильных денег в 2015 г. (MEF Global Mobile Money Report 2015). Аналитики опросили 15 тыс. респондентов из 15 стран. Среди них — Бразилия, Китай, Индонезия, Индия, Мексика, США, Германия и др. Россия в выборку не вошла.

Согласно отчету, активность банковских пользователей, совершающих какие-либо операции с помощью мобильных телефонов с 2011 г. по 2014 г. выросла на 12%. Чаще всего со своих смартфонов клиенты банков проверяют баланс (28%), оплачивают счета или покупку мобильных приложений (по 20%), осуществляют переводы между своими счетами (18%) или переводят кому-то деньги (16%).

В России число пользователей банковских интернет-услуг также растет. Количество пользователей мобильного банкинга для частных лиц в нашей стране за последний год увеличилось на 58%, подсчитали аналитики агентства Markswebb Rank & Report. Сегодня 48% (17 млн) интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих в крупных городах, пользуются мобильным банкингом для частных лиц. При этом 75% клиентов мобильного банкинга пользуются только одним банковским мобильным приложением, 18% — работают с мобильными приложениями двух банков.

«В нашей стране рынок мобильного банкинга стремительно развивается, причем в этом секторе мы опережаем даже западные банки, — говорит руководитель дирекции электронного бизнеса «МДМ Банка» Дмитрий Каштанов. — К примеру, количество клиентов, которые пользуются нашим мобильным банком, увеличилось более чем в 2,5 раза, а динамика подключений выросла в 1,5 раза. Через мобильный банк в этом году было совершено 8% банковских операций. Для сравнения, в прошлом году этот показатель равнялся 3%».

Банковские онлайн-сервисы набирают популярность и среди российских предпринимателей, замечает директор по электронному бизнесу СМБ «Промсвязьбанка»Иван Паткин. Они во многом упрощают бизнесменам ведение коммерческой деятельности. «В «Промсвязьбанке» порядка 93% новых клиентов подключают услугу интернет- либо мобильного банкинга. В первом квартале 2015 года порядка 73% активных клиентов малого и среднего бизнеса пользовались интернет-банком. За год количество клиентов, подключенных к мобильному или интернет-банку, увеличилось на 12%», — рассказывает Паткин.

«Существуют три основные категории пользователей мобильного банка для бизнеса: собственник бизнеса, финансовый директор или менеджер и бухгалтер. Мобильный банк разрабатывается в основном под первые два сегмента (собственников и финансовых менеджеров), поскольку он дает руководителям мобильность — они могут просматривать счета и выписки, подтверждать платежи, находясь вне офиса», — считает директор по маркетингу департамента малого и среднего бизнеса «Пробизнесбанка»Алексей Захаров.

Мобильный банк сегодня соперничает по популярности с интернет-банком. По данным исследования «РосИндекс», опубликованного Synovate Comcon, в I квартале 2015 г., количество клиентов интернет-банка составило 29% от числа россиян-пользователей банковских услуг и продуктов. Вместе с тем до 17% выросла и доля неактивных пользователей сервиса, которые подключены, но не обращаются к нему. Более того, каждый 10-й пользователь банковских услуг вовсе не знает, подключен ли у него интернет-банк.

Так, в «Тинькофф Банке» CNews рассказали, что интернет-банком пользуются более 30% клиентов, и около 40% из них являются активными пользователями услуги. Однако определенная доля клиентов предпочитает исключительно мобильный банк — за последний год их количество выросло вдвое. 60% пользователей банковского мобильного приложения совершают с его помощью операцию хотя бы раз в месяц.

Поддерживая тренд, мобильные банки наращивают свою функциональность и стремятся упростить процесс совершения операций, замечает член совета директоров «Европлан Банка»Александр Михайлов. «Как пример — появление функции денежных переводов в мобильном банке по номеру телефона получателя. Теперь не нужно постоянно уточнять информацию, которую никто не помнит наизусть, — все реквизиты можно найти в своей телефонной книжке. Еще один тренд — использование мобильного банка на смежных с телефоном устройствах», — говорит Михайлов. 

На дальнейшее развитие мобильного банкинга отчасти может повлиять замедление темпов роста банковского сектора в целом, однако сервис по-прежнему будет интересен для большинства клиентов, прокомментировал CNews положение в отрасли аналитик инвестиционного холдинга «Финам»Антон Сороко. «Мобильный банкинг является одним из наиболее быстро растущих сегментов банковского рынка. По некоторым оценкам в 2014 г. он составил околоi15 млрд, а по итогам 2015 г. приблизится к отметке вi17–18 млрд», — отметил эксперт.

CNews

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

PayPal и eBay “развелись”

Международная торговая площадка eBay и электронная платежная система PayPal в пятницу официально завершили процедуру “развода”. Отныне задачи роста прибыли они будут решать раздельно, хотя и сохранят тесное сотрудничество в рамках операционного соглашения. Жизнь по отдельности заставит компании столкнуться с новыми проблемами, прежде всего – возросшей конкуренции на рынке таких услуг.

“После разделения рост eBay замедлится, – считает этот аналитик. – Я думаю, что мы увидим, что инвесторы будут проявлять больше интереса к PayPal, как компании, чьи акции торгуются на бирже, чем к eBay”

О намерении дать независимость своему высокорентабельному подразделению платежей eBay объявила в сентябре. Уже с понедельника акции PayPal будут торговаться на бирже NASDAQ.

В качестве отдельной единицы eBay ждет жесткая конкуренция со стороны Amazon и других интернет-магазинов. PayPal придется бороться за место под солнцем с мобильными кошельками Apple и Android Pay, а также системами онлайн-платежей китайского интернет-гиганта Alibaba и других розничных торговцев.

EuroNews

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}