ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Предложены размеры штрафов за организацию публичных Wi-Fi-сетей без идентификации пользователей
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), которым предлагается установить ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за организацию публичных Wi-Fi-сетей, не обеспечивающих идентификацию пользователей и пользовательского оборудования. Согласно документу для индивидуальных предпринимателей штрафы должны составить от пяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — от ста тысяч рублей до двухсот тысяч рублей. Повторное нарушение закона индивидуальными предпринимателями будет караться штрафом от десяти тысяч рублей до ста тысяч рублей или дисквалификацией на срок до трех лет, юридическими лицами — штрафом от двухсот тысяч рублей до трехсот тысяч рублей.
Законопроект, который Минкомсвязь России разрабатывает совместно с ФСБ России, МВД России и Минэкономразвития России, предполагает обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять безвозмездный доступ в интернет в общественных местах только при наличии договора с оператором связи об идентификации пользователей. За нарушение порядка идентификации предлагается установить административную ответственность, начиная с первого квартала 2016 года.
Решение о разработке нормативного правового акта было принято по итогам обсуждения на Правительственной комиссии по связи, которая состоялась 27 мая 2015 года под председательством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича. Напомним, выступая на заседании, глава Минкомсвязи России Николай Никифоров отметил, что организаторы заметного количества публичных Wi-Fi-сетей по-прежнему не ввели обязательную идентификацию пользователей. Он также отметил необходимость закрепить в КоАП ответственность юридических лиц и частных предпринимателей за несоблюдение российского законодательства.
Напомним, изменения в Федеральный закон «О связи», касающиеся идентификации пользователей публичных сетей Wi-Fi, были приняты во исполнение закона №97-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Законопроект был подготовлен группой депутатов Госдумы РФ во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и внесен в январе 2014 года на рассмотрение в Госдуму в рамках пакета законопроектов, ужесточающих меры против терроризма. Он соответствует принятой международной практике.
Постановления Правительства РФ №758 от 31 июля 2014 года и №801 от 12 августа 2014 года расширили возможности идентификации абонентов сетей связи, включая публичные сети Wi-Fi. В результате принятия данных постановлений операторы получили возможность использовать для идентификации не только паспорт, номер мобильного телефона пользователя, но и идентифицировать его при помощи данных Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) или с использованием логина и пароля от Единого портала госуслуг. Так, с 13 июля 2015 года заработало подключение с использованием логина и пароля от Единого портала госуслуг к Wi-Fi-сети на Замоскворецкой и Сокольнической линиях московского метро.
АО «УЭК» занялось онлайн-страхованием
Федеральная уполномоченная организация АО «УЭК» совместно с «Настоящий электронный полис» запустила сервис по оформлению страховых полисов в режиме онлайн.
Сервис позволяет приобрести самые популярные страховые продукты (КАСКО, ОСАГО, Страхование выезжающих за рубеж (ВЗР), Страхование имущества, Помощь на дороге, Зеленая карта), получая в режиме онлайн конкурентные предложения от ведущих страховых компаний России.
Страховые полисы можно приобрести полностью в электронном виде или, для полисов, имеющих бланк строгой отчетности (ОСАГО и Зеленая карта) или требующих пред страхового осмотра (КАСКО), в онлайне заказать доставку в удобное время и место.
«В основе сервиса лежит IT-решение, обеспечивающее доступ в режиме онлайн к более чем 20 B2B системам страховых компаний. Расчет стоимости полиса, регистрация сделки, формирование печатной формы полиса происходит непосредственно в системах страховых компаний. Это обеспечивает законность продажи страховых полисов в электронном виде и гарантирует 100% правильный расчет страховой премии для каждого клиента по каждому страховому продукту и каждой страховой компании. При этом клиент получает предложения от страховых компаний в едином интерфейсе в конкурентном виде, сам может выбирать индивидуальный набор опций и ту страховую компанию, чье предложение нравится ему больше всего. Перечень страховых продуктов и подключенных страховых компаний постоянно расширяется. Наша цель – сделать для наших клиентов процесс самостоятельного приобретения страхового полиса таким же привычным, комфортным и простым, как уже стало приобретение авиабилетов», – отмечает президент АО «УЭК» Алексей Попов.
ОБЗОР СМИ
ВТБ сорвал почтовый ва-банк
Так и не договорившись с ВЭБом о создании Почтового банка, «Почта России» заручилась поддержкой ВТБ. Как стало известно «Ъ», Почтовый банк может быть создан на базе сети отделений почтовой связи предприятия и принадлежащего ВТБ Лето-банка. В результате в России появится банк с самой большой сетью, около 42 тыс. отделений, что примерно в два раза больше, чем у нынешнего лидера — Сбербанка, а ВТБ решит проблему Лето-банка, так и не ставшего успешным проектом группы.
Завтра, 23 июля на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева будет обсуждаться вопрос создания Почтового банка, сообщили три источника «Ъ» в правительстве. Как ожидается, с докладом о Почтовом банке выступит глава Минкомсвязи Николай Никифоров, на совещание приглашены руководство «Почты России», Центробанка и группы ВТБ, которая выступит партнером в проекте. Возможно, на встрече будут присутствовать и заместители председателя правительства, говорит один из источников «Ъ». По его словам, тему Почтового банка ведет первый вице-премьер Игорь Шувалов, хотя саму «Почту» курирует вице-премьер Аркадий Дворкович, который ранее не поддерживал создание Почтового банка.
Почтовый банк будет создан на базе Лето-банка, утверждает источник, близкий к ВТБ. «Предполагается, что «Почта России» создаст «дочку», которая станет акционером Лето-банка. Это будет сложная сделка, в результате которой «Почта» и ВТБ должны получить по 50% акций в капитале Почтового банка»,— говорит собеседник «Ъ».
Источник, близкий к «Почте России», утверждает, что в документах к совещанию у Дмитрия Медведева не содержится материалов с параметрами сделки: «Такие вопросы решаются на более поздней стадии. «Почта России» и Минкомсвязь привлекли в проект ВТБ только две недели назад». В пресс-службах «Почты России» и группы ВТБ от комментариев отказались. Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова не ответила на звонок «Ъ».
Замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев не стал комментировать информацию о планируемом совещании в правительстве и о партнерстве ФГУП с ВТБ. «Мы рассматриваем разные варианты создания Почтового банка и рассчитываем, что решение о его создании будет принято»,— заявил он «Ъ». При этом замминистра подчеркнул, что подход Минкомсвязи к созданию Почтового банка не изменился — он будет приобретаться за счет денежных средств «Почты России», которая в 2014 году получила чистую прибыль в размере 1,23 млрд руб. «При утверждении стратегии «Почты России» мы всегда говорили, что модель Почтового банка будет консервативной — он не будет работать на рынках крупного корпоративного кредитования и на других высоко рискованных сегментах»,— поясняет Михаил Евраев.
Как следует из стратегии «Почты России», к 2018 году ФГУП планирует открывать текущие счета, вклады, выпускать платежные карты в 13 тыс. отделений, иметь базу владельцев текущих счетов и карт до 9 млн человек и увеличить выручку от финуслуг до 58 млрд руб. (с 46,2 млрд руб. в 2013 году). С 2015 по 2018 год ФГУП планирует инвестировать в финуслуги 19 млрд руб. В проекте финансовой модели «Почты» говорилось, что Почтовый банк уже в 2016 году начнет получать доходы в 1,98 млрд руб., в 2018 году они вырастут до 26,8 млрд руб., а в 2023 году — до 99,8 млрд руб.
Идея создания Почтового банка — на базе принадлежащего ВЭБу Связь-банка — начала обсуждаться в 2009 году. В марте 2010 году банки «Русский стандарт», Юникредит-банк, Номос-банк и ХКФ-банк выразили желание инвестировать в проект, но уже через несколько месяцев ХКФ-банк и Юникредит-банк передумали, ссылаясь на высокие риски и затраты (€300-500 млн, по оценке Юникредит-банка). В ноябре 2010 года «Почта России» обнародовала оценку своего финансового бизнеса (91-108 млрд руб.), который планировалось внести в Почтовый банк, что существенно превзошло оценки участников рынка, и проект сошел на нет.
Летом 2014 года ФГУП отобрал пять банков для потенциальной покупки и последующего создания Почтового банка. Тогда гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов говорил, что ФГУПу важна «чистота банка, чтобы не было скелетов в шкафу». На покупку «Почта» была готова потратить $5-10 млн, склоняясь к покупке банка «Экспо Капитал» Игоря Кима. К осени сделка была готова, но карты спутал финансовый кризис, во время которого государство ввело антикризисные меры по докапитализации банков. Кроме того, по словам источника во ФГУП, проекту мешали лоббистские усилия некоторых крупных банков, в том числе Сбербанка. В Сбербанке не ответили на вопросы «Ъ» о возможной конкуренции с Почтовым банком.
Лето-банк запущен группой ВТБ летом 2012 года. Банк занимается необеспеченным кредитованием граждан с доходами ниже среднего уровня. 99,9% акций Лето-банка владеет ВТБ 24. Выход банка на безубыточность был запланирован на 2017 год. Общий объем инвестиций в проект оценивался в 25 млрд руб., из которых банк уже получил почти 20 млрд руб. Впрочем, момент для создания банка, специализирующегося на потребкредитовании группа ВТБ выбрала не слишком удачно — в 2013 году в ответ на «розничный кредитный бум 2012 года ЦБ РФ начал резко закручивать гайки на рынке потребительского кредитования. В середине 2014 года в силу вступил закон «О потребительском кредите», который еще больше усложнил жизнь розничных банков. В первом полугодии кредитный портфель банка увеличился на 10,5%, до 55,9 млрд руб. Впрочем, качество кредитов у банка существенно ниже рынка, доля просроченной задолженности в кредитном портфеле по состоянию на 1 июля, согласно российской отчетности банка, составила 18,9%, а их объем за полгода вырос на 53,8%. По итогам первого полугодия Лето-банк получил 71,7 млн руб. чистой прибыли. Согласно данным рейтинга «Интерфакс» на конец первого квартала (более свежие данные отсутствуют), Лето-банк занимал 106-е место по размеру активов и 92-е место по размеру собственного капитала.
По словам аналитика БКС Ольги Найденовой, главное конкурентное преимущество Почтового банка — это сеть отделений и «доступ туда, где больше ничего нет, кроме «Почты»». Поэтому партнерство с Лето-банком в рамках группы ВТБ она называет оправданным и логичным: банк выходит на территории, где проникновение банковских услуг низкое. «Но это вряд ли жирные куски рынка»,— оговаривается госпожа Найденова.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ
В 2015 году мобильные денежные переводы увеличатся на 150%
По данным исследования Juniper Research, ожидается, что в 2015 году количество мобильных денежных переводов увеличится примерно на 150%, что составит более чем 13 млрд транзакций.
Эксперты считают, что такой рост связан в первую очередь с тем, что в настоящее время ведущие социальные медиакомпании, включая Snapchat и Facebook, представили собственные сервисы мобильных денежных переводов. Кроме того, трафик американской социальной платежной услуги Venmo составляет примерно $1 млрд в квартал.
Исследование показало, что в Китае в феврале этого года компании WeChat и Alipay значительно увеличили трафик P2P-переводов. Это было связано с китайским новогодним периодом. Тогда за 6 дней пользователи WeChat осуществили 3,3 млрд P2P-транзакций.
На развивающихся рынках больше всего транзакций осуществляется для пополнения мобильных телефонов. Но также было замечено значительное увеличение таких услуг, как микрокредитование, сбережение денежных средств и микрострахование.
В настоящее время на 17 рынках, большинство из которых находятся в Тропической Африке, число мобильных кошельков превышает количество населения, охваченного банковскими услугами. Ожидается, что в этом регионе в 2015 году трафик от мобильных денежных услуг составит $2 млрд, а к 2018 году — $4 млрд.