ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 30.07.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

«Национальная платежная инициатива» – формируется дорожная карта развития безналичных и электронных платежей

Консультативный совет по вопросам развития национальной платежной системы при Председателе Банка России поддержал идею формирования дорожной карты повышения доли безналичных и электронных платежей.

Регуляторы готовы поддержать предложения участников рынка по устранению барьеров (нормативных, организационных, налоговых и других) развития безналичных расчетов и платежной инфраструктуры.

Основные направления дорожной карты:

1. Снижение административных и др. барьеров для развития безналичных и электронных платежей

2. Развитие безналичных и электронных платежей в государственном секторе экономики

3. Снижение барьеров для развития трансграничных платежных услуг, расчетов в национальных валютах, формирования интегрированного платежного пространства ЕАЭС.

Чтобы внести предложения в дорожную карту, необходимо заполнить форму: http://paymentcouncil.ru/deyatelnost/natsionalnaya-platezhnaya-initsiativa

Формы с предложениями необходимо прислать до 11 августа 2015 г. по адресу: npc@paymentcouncil.ru. Предложения будут приниматься и позже, но войдут во вторую очередь рассмотрения. Все поступившие предложения будут рассмотрены экспертами и регуляторами, первая очередь дорожной карты будет сформирована и утверждена до конца текущего года.

ПЛАС

ОБЗОР СМИ

Только карта: сложно ли прожить в Москве без наличных денег

За последние пять лет объем операций по банковским картам вырос в три раза — до 30 трлн руб. Но большая часть этих средств по-прежнему лишь снятие наличных. Почему население до сих пор не использует карты по назначению?

Держателей банковских карт среди россиян становится все больше. По данным Национального агентства финансовых исследований, в 2010 году их было 41%, сейчас — уже 75% населения. Число эмитированных банковских карт за последние пять лет к началу 2015 года выросло почти вдвое — с 126 млн до 227 млн шт.

Впрочем, активно пользуется картами, по данным опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), всего 57% населения. Часто с карт просто снимают деньги и расплачиваются уже наличными. По данным ЦБ, из объема всех операций по картам (30,3 трлн руб. в 2014 году) на снятие наличных приходится 79% всего объема операций. Пять лет назад эта доля составляла 92%.

Культ наличности

Руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова объясняет это российским «культом наличности». По ее словам, банки в стране появились недавно, если сравнивать с европейскими странами. За это время люди так и не привыкли доверять кредитным организациям. «Нужно около 10 лет стабильного развития, чтобы люди начали верить финансовой системе», — считает она.

Кстати, ЦБ приводит статистику по операциям иностранцев (карты, выпущенные банками-нерезидентами) в России. Картина здесь совершенно иная: доля операций по оплате товаров и услуг — 62%, на снятие наличных приходится 38%.

Еще одна причина — боязнь мошенничества. Зачастую эти опасения небезосновательны: в 2014 году в Финпотребсоюз поступило 1317 обращений (в три раза больше, чем в 2013 году), связанных с использованием банковских карт, рассказывает руководитель региональной политики этой общественной организации, защищающей права потребителей, Сергей Бирюков. Более 50% жалоб было связано как раз с незаконным списанием средств с карты, добавил он.

Еще одна из причин, почему население до сих пор предпочитает наличные, — относительно невысокое количество терминалов в торговых точках. По результатам опросов ВЦИОМ за 2009 и 2012 годы (позднее опросы на эту тему не проводились) большинство россиян предпочитает наличные картам именно потому, что ими мало где можно расплатиться. Так ответила на вопрос «Почему вы не пользуетесь банковской картой?» большая часть респондентов, причем количество ответов было одинаковым: по 31% опрошенных как в 2009-м, так и в 2012 году.

Жизнь без денег

Корреспондент РБК в течение недели проводил эксперимент, пытаясь расплачиваться только картой. В общем, как можно было догадаться, жизнь без наличных означает некоторые неудобства. От многих привычных покупок нужно отказаться: овощи покупать не на рынке, а в супермаркете, пить кофе не в маленьких, а в сетевых кофейнях и быть готовым к тому, что получится примерно на 10% дороже.

В целом почти всегда покупкам, за которые мы привыкли платить наличными, можно найти альтернативу. Самая большая проблема — оплатить проезд. О маршрутках лучше забыть, на остальной транспорт, в том числе наземный, билет можно купить только в метро — в терминалах с технологией PayPass. POS-терминал есть в кассе лишь на одной станции метро — на «Ленинском проспекте».

На подмосковные электрички за редким исключением (поезда до Мытищ и других так называемых городов-сателлитов) купить билет онлайн нельзя, POS-терминалы в вокзальных кассах работают далеко не всегда, к кассам с возможностью безналичной оплаты выстраиваются очереди.

Часто приходится сталкиваться с тем, что при оплате покупки продавцы предлагают расплатиться наличными, несмотря на наличие POS-терминала: «Терминал работает с перебоями, карты не всегда «проходят». Плюсы безналичной жизни — меньше спонтанных покупок, например в вендинговых аппаратах.

Плохая инфраструктура

Сейчас инфраструктурой безналичной оплаты довольно 65% опрошенных, говорит Лобанова из НАФИ. «Возможности безналичной оплаты в городах-миллионниках выше, а число тех, кто недоволен инфраструктурой, — больше», — говорит она. Чем чаще человек привык платить картой, тем выше его запросы, объясняет Лобанова.

Доступность безналичной оплаты действительно зависит от региона. По данным ЦБ (данные на апрель 2015 года), в Москве и области зарегистрировано больше миллиона POS-терминалов, в Якутии, площадь которой в 67 раз больше Московской области, — 8,4 тыс., в Республике Дагестан — всего 832, в Чечне — только 301. При этом число POS-терминалов по стране в целом за последние пять лет увеличилось в пять раз — с 240 тыс. до 1,3 млн.

Государство давно борется за рост доли безналичных платежей в общем обороте расходов по оплате товаров и услуг. В 2013 году были предложены сразу две законодательные инициативы, направленные на развитие безналичных платежей. Разработанные тогда поправки к закону «О защите прав потребителей» обязывали предприятия, оборот которых превышает 60 млн руб. в год, устанавливать терминалы для оплаты банковскими картами. Вторая инициатива касалась покупателей: поправки к 861-й статье Гражданского кодекса предлагали ограничить объем оплаты наличными сначала 600 тыс. руб., а после доработки — 300 тыс. руб.

Первый законопроект приняли в мае прошлого года, а с января 2015 года Роспотребнадзор начал штрафовать (на суммы от 30 до 50 тыс. руб. согласно ч.4 ст.14.8 КоАП РФ) крупные торговые точки, рестораны и другие предприятия, которые не обеспечили покупателю возможность расплатиться картой. Разработку второго закона приостановили: не смогли найти очевидный способ контроля за соблюдением этих требований.

РБК

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Visa объявляет о партнерстве с компанией Stripe

В рамках партнерства Visa Inc. и компания Stripe, поставщик онлайн и мобильных платежных услуг, объявляют о стратегическом партнерстве с целью поддержки и развития новых технологий, воспользоваться которыми смогут торгово-сервисные предприятия, разработчики и потребители по всему миру.

Ожидается, что благодаря этому партнерству Stripe сможет ускорить свою международную экспансию, особенно на развивающихся рынках, получив доступ к сети эквайеров и эмитентов Visa на глобальном уровне. Стратегические инвестиции Visa в компанию Stripe должны поддержать этот рост и долгосрочные совместные инициативы.

Работая вместе, компании будут создавать и реализовывать инновационные решения для электронной коммерции. Stripe станет одним из первых бета-партнеров, который подключится к сети Visa через API и SDK (Software Development Kit), предлагая сообществу разработчиков доступ к платежным сервисам, сервисам по управлению рисками, сервису токенизации Visa и технологиям защиты платежей. Благодаря совместным усилиям, Visa и Stripe предложат разработчикам и всей платежной индустрии расширенный набор инструментов.

«Учитывая стремительный рост новых видов коммерции, созданных усилиями разработчиков по всему миру, Visa укрепляет и развивает партнерские отношения с участниками платежной экосистемы, – отметил Джим МакКарти, исполнительный вице-президент по инновациям и стратегическим партнерствам Visa. – Мы рады объединить усилия с компанией Stripe, чтобы нашими продуктами смогли воспользоваться торгово-сервисные предприятия нового типа, а также разработчики по всему миру”.

«Stripe стремится предоставить разработчикам инструменты, необходимые им для создания самых безопасных и передовых способов совершать покупки, – прокомментировал Патрик Коллисон, генеральный директор и со-основатель компании Stripe. – Партнерство с Visa позволит ускорить наш выход на новые рынки по всему миру, а также дать разработчикам еще больше контроля над всем процессом создания новых видов оплаты».

The Paypers

Технология DigiSEq для удаленной персонализации носимых устройств одобрена MasterCard

Компания DigiSEq, разработавшая технологию удаленной персонализации носимых устройств для бесконтактных платежей, официально одобрена MasterCard для устройств использующих М/Chip Advance.

Wearable-Tech.jpgРешение DigiSEq обеспечивает надежную доставку «по воздуху» платежных данных потребителей в носимые устройства, такие как часы, браслеты и брелки, позволяя пользователям осуществлять бесконтактные платежи сразу после покупки носимого устройства.

Возможность добавления функции бесконтактных платежей в потребительские носимые устройства является логичным шагом на пути к повышению привлекательности данных устройств. До сих пор этому препятствовало отсутствие технологии доставки платежных учетных данных клиента на носимое устройство на месте его покупки. Удаленный сервис персонализации от DigiSEq решает эту проблему, предоставляя пользователям удобный способ активации платежного функционала сразу после покупки носимого устройства.

Используя решение DigiSEq, потребитель может по своему усмотрению выбирать устройство и счет, с которого будут осуществляться платежи, и больше не зависеть от ограниченного ассортимента устройств, поддерживаемых его банком. Удаленный сервис персонализации DigiSEq выводит платежи, совершаемые с помощью носимых устройств, на совершенно новый уровень распространения в сфере развлекательных мероприятий, а также торговли модными имиджевыми товарами.

«DigiSEq предлагает уникальное решение, позволяющее преодолеть препятствия для применения носимой электроники в платежной индустрии, и делает использование потребительских устройств для совершения платежей простым и безопасным для потребителя, — отмечает генеральный директор DigiSEq Терри Смит. – DigiSEq был одобрен MasterCard в качестве доверенного оператора сервиса в рамках глобальной программы сертификации поставщиков. Имеющийся у компании центр обработки данных уровня Tier 1 позволяет круглосуточно вести обработку транзакций, осуществляемых в любом регионе мира, а группа экспертов готова оказывать комплексную поддержку поставщикам услуг и эмитентам».

Скотт Абрахамс, руководитель направления новых технологий приема платежей регионального подразделения MasterCard ( Великобритания и Ирландия), комментирует: «С учетом того, что компания DigiSEq участвует в программе «Catalyst» Ассоциации развития платежных технологий, которую поддерживает и спонсирует MasterCard, нам отрадно видеть ее успехи. Ассоциация MasterCard стремится стимулировать развитие таких инноваций, поскольку носимые устройства являются многообещающей составляющей будущего платежных технологий». 

По прогнозу CCS Insight, к 2018 количество используемых интеллектуальных носимых устройств достигнет 250 млн, в 14 раз больше, чем в 2013 году. При этом объем поставки носимой электроники вырастет в 2018 году до 135 млн по сравнению с 9,7 млн в 2013 году.

ПЛАС

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}