ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Почта России завершила первый этап трансформации в сегменте финансовых услуг
В первом полугодии 2015 года доходы Почты России от оказания финансовых услуг выросли на 4,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. При этом их доля в общей выручке предприятия увеличилась до 34% (с 33% по итогам 2014 года).
С 2014 года Почта России начала трансформацию бизнеса в сегменте финансовых услуг в соответствии с утвержденной стратегией развития предприятия. В рамках модернизации оптимизирована линейка продуктов, пересмотрены отношения с существующими партнерами, прекращена реализация неэффективных проектов. В частности, открыты мгновенные денежные переводы в страны СНГ, выведена в продажу линейка страховых продуктов, запущены услуги денежных переводов онлайн и другие сервисы.
Для ускорения обслуживания клиентов, в почтовых отделениях открываются специализированные финансовые окна; в настоящее время их насчитывается порядка 800. Для дальнейшего развития финансового бизнеса в макрорегиональные команды привлечены квалифицированные руководители с опытом построения розничного банковского бизнеса.
Реализуется комплексная программа обучения финансовых консультантов и операторов почтовых отделений, включающая в себя очное и дистанционное обучение финансовым и страховым продуктам, а также навыкам обслуживания клиентов с учетом специфики оказания этих услуг. В 2014 году обучение по данным программа прошли более 140 тыс. специалистов, а только за первую половину 2015 года — уже более 160 тыс. сотрудников. В целом, с начала года проведено около 417 тыс. учебных сессий в очном и дистанционном форматах.
«На сегодняшний день в сегменте финансовых услуг мы реализовали тот потенциал роста, который сохранялся в текущей бизнес-модели, и подготовили предприятие к следующему шагу, в соответствии с утвержденной стратегией», — отметил заместитель генерального директора Почты России по финансовому бизнесу Владимир Салахутдинов.
Почта России входит в число крупнейших розничных финансовых институтов страны. Каждую минуту Почта России осуществляет 1756 операций в данном сегменте; ежегодно ее услугами пользуются более 60 миллионов человек. Годовой объем транзакций по финансовым услугам Почты России составляет 3,5 триллиона рублей (пенсии, платежи и переводы).
ОБЗОР СМИ
Банки предложили ввести лимит на количество SIM-карт в одни руки
Ассоциация российских банков (АРБ) предложила ввести лимит на число мобильных номеров и SIM-карт, оформленных на одного человека. Соответствующая инициатива обсуждалась на закрытом совещании в Общественной палате (ОП) 30 июля, рассказал «Известиям» участник проекта ОП «Перспектива» Денис Калугин.
По его словам, на совещании предварительно было решено, что у одного россиянина не может быть более 10 мобильных номеров в сумме по всем операторам. Также предполагается создать единую систему мониторинга количества SIM-карт у граждан.
Целью такой меры является исключение мошеннического вывода денежных средств через счета сотовых операторов. По данным банкиров, сейчас наблюдается всплеск такого способа обналички. Только за два первых месяца лета мошенники таким способом вывели несколько сотен миллионов рублей.
Минкомсвязи и Минэкономразвития выступили против инициативы. Вместо этого ведомства хотят ужесточить наказание за продажу SIM-карт без паспорта.
Участники рынка без лицензии не смогут взыскивать долги с граждан и компаний
В России появится госреестр коллекторов, и компании, которые не войдут в него, не смогут работать на рынке взыскания долгов граждан и компаний. Как рассказал «Известиям» источник в правительстве, данным законопроектом сейчас занимается Минэкономразвития. Власти уже десяток лет не могут принять специализированный закон, который регламентировал бы деятельность коллекторов, у взыскателей долгов нет надзорного органа.
По словам источника, чтобы попасть в реестр, компания должна будет соответствовать ряду требований. В частности, минимальный уставный капитал коллекторов планируется установить на уровне 3 млн рублей; набор других критериев сейчас обсуждается. По словам источника, госреестр коллекторов появится в конце 2015-го — начале 2016 года, учитывая внимание к проблеме злоупотреблений коллекторов со стороны президента РФ Владимира Путина.
— В законе [о потребительском кредите] четко прописано, что в рабочее время можно с гражданином связываться: звонить, посылать SMS или рассчитывать на личные встречи в такое-то время, в праздничные дни — в такое-то. В ночное время — никогда. Может быть, есть смысл что-то уточнить, — отметил президент РФ Владимир Путин на форуме Общероссийского народного фронта в конце 2014 года во время обсуждения долговых проблем россиян.
Весной 2015-го Совет безопасности дал поручение Центробанку и МВД усилить борьбу с неправомерными взысканиями долгов с заемщиков банков и микрофинансовых организаций. Суть поручения Совбеза в том, что ведомства должны будут оперативно обмениваться сведениями о нарушениях при взыскании розничных долгов: жалобы граждан по этому поводу поступают в Службу по защите прав потребителей ЦБ, МВД по данным фактам возбуждает уголовные дела. В дальнейшем планируется усиление административной ответственности за неправомерные методы взыскания долгов с россиян. По мнению Совета безопасности, наличие «серых» схем взыскания долгов угрожает национальной безопасности государства (izvestia.ru/news/587408).
Дискуссии о том, как следует работать коллекторам и в какой степени надо защищать должников по кредитам, ведутся c момента зарождения коллекторского рынка 10 лет назад, но соответствующий закон до сих пор не принят. Существовало несколько версий законопроекта о коллекторской деятельности, авторами которых выступали Минэкономразвития, Ассоциация российских банков, депутаты Госдумы. В 2014 году были приняты поправки в закон о потребкредите, которые запретили коллекторам личные встречи и рассылку SMS заемщикам с 22:00 до 8:00 по рабочим дням и с 20:00 до 9:00 по выходным и праздникам. Коллекторы не имеют права угрожать жизни, здоровью и имуществу должника или членам его семьи — эти действия подпадают под статьи Уголовного кодекса. В 2015 году в Госдуму внесены и пока не рассмотрены поправки, по которым коллекторы не могут контактировать с должниками более четырех раз в сутки (izvestia.ru/news/586618), также вводится новая профессия — «коллектор» (izvestia.ru/news/584917).
В пресс-службах правительства, Центробанка и Минэкономразвития не ответили на запрос «Известий».
— Мы поддерживаем создание госреестра, — комментирует Алексей Саватюгин, президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), экс-замминистра финансов. — Участники рынка сами изначально предлагали его введение. Реестр позволит четко идентифицировать, кто действительно является коллектором и соответствует профессиональным требованиям, а кто нет. Одна из главных проблем рынка сейчас заключается в том, что коллектором может назвать себя любой. Критерии для разделения «белых» и «серых» компаний формально не определены. В результате злоупотребления, допускаемые одними игроками, отражаются на репутации других компаний, соблюдающих законодательство. Помимо требований к минимальному капиталу условием включения в реестр логично сделать раскрытие информации о структуре собственности коллекторского агентства, о его бенефициарах и руководителях, а также участие в СРО, имеющей стандарты работы и этики, страхование профответственности. Кроме того, компания должна соответствовать законодательным требованиям по обработке и защите информации, персональных данных.
По оценкам НАПКА, к новым требованиям по размеру уставного капитала крупнейшие коллекторские агентства готовы. Но если, к примеру, у «Национальной службы взыскания» и «Секвойя кредит консолидейшн» это 67,6 млн и 4,5 млн рублей соответственно, то у третьего учредителя НАПКА, «Финансового агентства по сбору платежей», — это 600 тыс. рублей, у агентства «Филберт» это 10 тыс. рублей, у агентства «Кредит Финанс» это 2,5 млн рублей — словом, почти всем фирмам придется повышать капитал.
— «Белые» коллекторы всегда соблюдают договор с кредитором, правила обработки персональных данных должника, имеют статус оператора персональных данных и надлежащим образом сертифицируют свои операционные системы, — говорит глава «Секвойи» Елена Докучаева. — А для «серых» коллекторов закон «не указ», любой метод взыскания, по их мнению, можно использовать. Поэтому с их стороны звонки поступают в любое время суток, в общении с должником используются угрозы, в подъездах развешивается информация о долге. Поэтому создание госреестра необходимо. На рынке взыскания долгов работает около 40 «белых» коллекторов и порядка 800 «серых»; «белые» занимаются взысканием 90% долгов граждан и компаний, доля «серых» на рынке — 10%.
Саватюгин указывает, что теоретически надзор за коллекторами могли бы осуществлять ЦБ или же правительственное ведомство, такое как Минэкономразвития.
— Но переговоры показали, что Банк России пока не готов принять на себя ответственность за коллекторский рынок — у него и так много объектов надзора, — указывает Саватюгин. — А правительственные структуры готовы. Логично, чтобы госреестр вел федеральный орган, который на это уполномочен — например, Минюст, Минфин или Минэкономразвития. Участникам рынка по большому счету нет разницы, кто выступит регулятором, если он будет понятен, прозрачен и будет действовать в рамках закона.
Зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов констатирует, что коллекторскую деятельность необходимо поставить под надзор, это особенно важно сейчас, в период экономического спада и роста просроченной задолженности. По данным ЦБ, объем просрочки граждан на 1 июля составил 806,3 млрд рублей, компаний — 1,7 трлн. По данным коллекторов, в I квартале банки выставили на торги рекордный объем долгов: как следует из обзора Первого коллекторского бюро (ПКБ, 194 тыс. рублей уставного капитала при выручке в 1,8 млрд рублей и чистой прибыли 397,4 млн за 2014 год), объем проданных за этот период плохих долгов россиян достиг 185 млрд рублей, то есть показатель увеличился в 5,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— Крупнейшие банки взаимодействуют с крупнейшими игроками рынка коллекторских услуг, которые, очевидно, соответствуют критериям включения в госреестр, — говорит начальник управления рисков по работе с дочерними банками Бинбанка Александр Исаев. — Таким образом, какие-либо законотворческие новации в этой сфере практически не окажут влияния на взаимодействие крупных банков и ведущих агентств. В то же время наведение порядка и устранение с рынка «серых» коллекторов может позитивно сказаться на взыскании задолженности с должников крупных банков. В случае применения незаконных методов взыскания должник, скорее, вернет деньги «серым» коллекторам, а запрет их деятельности повысит вероятность возврата по долгам, с которыми работают «белые», а именно с ними сотрудничают крупные банки. Кроме того, указанные меры в целом улучшат имидж сотрудников и компаний этой отрасли и собственно банков.
Санкции укрепили сотрудничество российских и китайских банков
«За прошедший год наше сотрудничество с российскими банками существенно укрепилось, были задействованы новые механизмы взаимодействия и обмена информацией», — сообщил директор Harbin Bank Чжан Жуй.
За прошедший год с момента ввода США и Евросоюзом санкций в отношение российских банков произошло «существенное» укрепление российско-китайского сотрудничества в банковской сфере. Об этом заявил операционный директор Harbin Bank Чжан Жуй, отвечая на вопрос ТАСС.
США расширили санкционные списки против РФ, включив в них 11 человек и 15 компаний.
«За прошедший (с начала санкций) год наше сотрудничество с российскими банками существенно укрепилось, были задействованы новые механизмы взаимодействия и обмена информацией», — отметил директор.
По его словам, в конце прошлого года Harbin Bank впервые предоставил Сбербанку кредит в размере 1 млрд юаней (161 млн долларов). «После этого ряд российских банков заявили о намерении сотрудничать с нами, сейчас мы прорабатываем детали дальнейшей кооперации в области кредитования и обслуживания расчетов», — рассказал китайский банкир. «На данный момент наиболее активно мы пока сотрудничаем со Сбербанком и ВТБ», — резюмировал он.
31 июля 2014 года Евросоюз ввел против России секторальные экономические санкции.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ
Китай ужесточил контроль за онлайн-кредитованием
Власти Китая решили усилить контроль над рынком онлайн-кредитования. Цель – добиться более здорового роста в этой отрасли экономики.
Долгое время онлайн-кредитование в Поднебесной стимулировало рост индексов фондового рынка. В течение года перед резким обвалом 12 июня этого года они выросли более чем на 150%.
По данным компании Yingcan Group, только в мае 2015 года сайты онлайн-кредитования выдали новых целевых кредитов на покупку акций на сумму около 500 млрд долларов. Это более 2 тыс. финансовых интернет-платформ, позволяющих китайцам занимать деньги друг у друга.
Вести надзор над онлайн-платежами будет Народный банк Китая, а Комиссия по банковскому регулированию займется контролем сфер онлайн-кредитования, а также потребительского и доверительного финансирования. Краудфандинг сделок на фондовом рынке и операции онлайн-фондов проконтролирует местная Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг.
По новым правилам, сервисы P2P-кредитования теперь становятся посредниками и уже не смогут «повышать кредитоспособность заемщиков». Краудфандинг в интернете не должен «вводить в заблуждение или обманывать инвесторов». Банк намерен основать специальную Ассоциацию финансового интернета и будет поддерживать финансовые учреждения, которые начинают вести бизнес онлайн, в том числе банковский, страховой и связанный с фондовым рынком.
Как говорится в сообщении Народного банка Китая, клиентские фонды должны теперь вести свои операции только через банки, а интернет-фирмам, оказывающим финансовые услуги, предложено получать лицензию у регуляторов. Более того, эти компании теперь обязаны раскрывать о себе всю необходимую информацию и предупреждать клиентов о возможных рисках.