ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 07.09.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

NFC-оплата проезда в московском метро запущена

Мобильное NFC-решение для московского метрополитена и наземного городского транспорта заработало для абонентов «Большой Тройки». 

С 4 сентября возможность оплачивать проезд в московском метро с помощью мобильного телефона появилась у абонентов «МегаФон», Билайн и МТС.

Решение «Мобильный билет» разработано совместными усилиями метрополитена, департамента транспорта города Москвы и трёх ведущих мобильных операторов страны.

Решение построено в идеологии и формате SIM-centric. На примере абонентов «МегаФон» для пользователей предлагается следующая схема (абсолютно одинаковая для всех операторов).

Абоненту необходимо иметь мобильное устройство с NFC-функционалом, в которое необходимо установить специальную UICC SIM-карту, на которую предварительно записано транспортное приложение «Тройка». SIM-карта выдаётся бесплатно с салонах «МегаФон Ритейл». После установки SIM-карты в устройство абоненту приходит SMS с запросом на согласие на подключение сервиса «Мобильный билет».

После подтверждения абонента с его мобильного лицевого счёта происходит пополнение эмулируемой на SIM-карте виртуальной карты «Тройка» в сумме 150 рублей. Комиссия при этом не взимается. Таким образом, на устройстве пользователя есть два счета — лицевой абонентский счет и счет транспортного приложения «Тройка», причем первый служит источником пополнения второго.

Списание денег за проезд происходит со счета транспортного приложения при поднесении его к считывателю на турникете. При этом должен быть активирован NFC. Прикладывать телефон можно с выключенным экраном — списание произойдет с нужного счета автоматически. Как обещают мобильные операторы, даже разряженный (выключенный) телефон будет обладать зарядом для оплаты одной поездки.

Расценки на проезд абсолютно аналогичны тарифам «Электронный кошелёк» и «90 минут» (на этот тариф, как и по обычной карте, пользователь переключается автоматически) по карте «Тройка». В перспективе всеми операторами будет реализована возможность записи на SIM-карты всех тарифов действующего тарифного меню «Тройки».

Важная особенность сервиса: всем абонентам по умолчанию подключена услуга автоматического пополнения счёта транспортного приложения до указанной суммы (150 р.) при снижении баланса до 90 р. (списания происходят с лицевого счета абонента). Также можно пополнять счёт «мобильной «Тройки» вручную (с помощью платежа на короткий номер), а автополнение отключить (в меню сервиса «Мобильный билет» на смартфоне).    

Решение реализовано на технологической платформе «Бриз Транспорт», разработанной компанией «Бриз Технологии». Редакция информационного портала PLUSworld.ru связалась с генеральным директором ООО «Бриз Технологии» Павлом Вётошем. Он, в частности, подчеркнул, что данное решение является стопроцентной отечественной разработкой и выполнено полностью силами специалистов компании.

Отвечая на вопрос корреспондентов PLUSworld.ru о том, сколько времени заняла разработка и внедрение сервиса «Мобильный билет» в Москве и с какими «подводными камнями» пришлось столкнуться разработчику, П. Вётош сказал: «Как интегратору сервиса компании «Бриз Технологии» необходимо было настроить взаимодействие с центром обработки транспортных транзакций (ЦОТТ) Московского метрополитена, оператором электронных денежных средств ООО НКО «МОБИ.Деньги», тремя операторами связи, протестировать обработку и формирование SMS-сообщений о платеже, а также обеспечить работоспособность сервиса в режиме 24/7. На это все ушло более года. Непосредственно разработка транспортного приложения для SIM-карт и адаптация платформы «Бриз Транспорт» под требования заказчика заняли несколько месяцев. Что же касается «подводных камней», то на этапе тестирования системы одной из самых непростых задач стало решение проблемы одновременного пополнения и списания с «Мобильного билета»: запуск услуги автопополнения в момент прохода через турникет. Необходимо было технологически разделить две операции, чтобы в подобных случаях исключить ошибки и проблемы в работе сервиса».

Комментируя запуск мобильной оплаты проезда в московском метро порталу PLUSworld.ru Айк Карапетян, директор по финансовым услугам «МегаЛабс», в частности отметил, что оператор видит перспективы за проектом «Мобильный билет». По его словам, за последний год количество мобильных устройств с NFC-функционалом возросло в сети «МегаФон в два раза, причем как в Москве, так и по стране в целом.

«Кроме того, в первом полугодии 2015 г. количество транзакций с мобильного счёта абонентов «МегаФон» выросло на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а выручка от финансовых сервисов увеличилась на 30%», – отметил А. Карапетян.

Алина Бисембаева, заместитель руководителя департамента транспорта города Москвы, в свою очередь, отметила, что сегодня более 40% поездок в метро осуществляется по карте «Тройка», из них 23% производятся по тарифу «Электронный кошелек».

Юрий Дегтярев, первый заместитель начальника московского метрополитена, при этом подчеркнул: «Принципиальная новация в сервисе «Мобильный билет» – это то, что пополнение мобильной «Тройки» происходит с лицевого счёта абонента».

Андрей Макаров, директор департамента маркетинга финансовых услуг МТС, заметил, что МТС уже предоставляет абонентам возможность записи виртуальной банковской карты на SIM-карту. По его словам, компания в своей рознице при покупке смартфонов с NFC будет сразу предлагать новую SIM-карту с «Тройкой».

Айк Карапетян, директор по финансовым услугам компании «МегаЛабс», считает, что самое главное для операторов и перевозчика сегодня — «сформировать у абонента привычку платить с помощью мобильного устройства». Он также полагает, что новый сервис подстегнет и продажи смартфонов с NFC-функционалом, ведь по сути, без возможности использовать NFC на транспорте этот функционал мало кому нужен. Он отметил, что у «МегаФона» на сегодняшний день около 1 млн абонентов с устройствами, поддерживающими NFC-функционал. За год-два, по его мнению, это число вырастет значительно.

Александр Сахаров, директор по развитию финансовых продуктов и сервисов «Билайн»,  высказал уверенность, что поколение 20-25 летних станут активными пользователями нового сервиса, и «Мобильный билет» будет расширять свой функционал и сферу применения.

Напомним, что различные проекты NFC-оплаты тестируются московским метрополитеном с 2009 г. Значительная часть организационных сложностей состояла в согласовании усилий, желаний и стандартов трёх мобильных операторов и перевозчика. В 2015 году наконец удалось достичь такого соглашения.

Услуга NFC-оплаты теперь доступна в Москве на всех станциях метро, на всем наземном транспорте, пригородных электричках и даже в московском зоопарке.

PLUSworld.ru

 

Обзор сми

Переводам не дают хода

Российских игроков ждут новые преграды в СНГ.

Повышение требований к финансовой устойчивости российских систем денежных переводов, начатое весной 2014 года, набирает обороты. Финансовые власти Киргизии намерены потребовать от систем денежных переводов застраховывать свои риски только у киргизских страховщиков. Подобные ограничения могут противоречить требованиям Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда Киргизия недавно вступила, предупреждают эксперты, однако сможет ли это повлиять на позицию местного регулятора — пока не ясно.

О том, что российские компании столкнулись с проблемами при подтверждении своей устойчивости российскими страховками, «Ъ» рассказали несколько источников на этом рынке. По словам собеседников «Ъ», их партнеры в Киргизии требуют местные страховки. «Согласно рекомендациям Нацбанка Киргизской Республики (НБКР), страхование денежных переводов должно осуществляться на территории Киргизской Республики»,— подтверждает гендиректор системы БЭСТ Зара Срапян. Соответствующий проект поправок размещен на сайте НБКР.

По словам источника «Ъ» в одном из киргизских банков, в июле НБКР провел встречу с несколькими участниками рынка, на которой обсуждался пересмотр требований к системам переводов. «В ходе встречи было озвучено, что Нацбанк сейчас работает над поправками к правилам денежных переводов, в рамках которых страховки должны приобретаться у киргизских страховщиков»,— отмечает он. По словам одного из источников «Ъ», недовольство НБКР вызвал излишне творческий подход систем и страховщиков при оформлении страховок — например, в ряде случаев они страховали не реальные риски, в частности банкротство, а «потери от ошибок сотрудников». Сейчас требования НБКР ни к самой страховой программе, ни к страховщику не конкретизированы. В НБКР в пятницу вечером получить комментарий не удалось.

Обеспечения обязательств банки стран СНГ потребовали от систем переводов еще весной 2014 года, сразу после краха крупной российской системы Migom, связанного с отзывом лицензии у ее расчетного банка «Евротраст». Тогда банки стран СНГ потребовали от систем предоставления гарантий, а затем в Киргизии и Узбекистане они и были закреплены на уровне закона. НБКР требует от систем выполнять как минимум одно из условий: разместить в банке страховой депозит, предоставить гарантии от банков с международными рейтингами инвестиционного уровня или обеспечить страхование переводов. В начале года большинство систем решили вопрос через депозиты или гарантии, что в среднем обошлось каждой в несколько сотен тысяч долларов.

Решить вопрос с местными страховками в Киргизии оказалось не так просто. «Мы в курсе, что киргизские банки не принимают российские страховки, и пытались найти киргизского страховщика, но, как выяснилось, ни одна из компаний на местном рынке не предоставляет такую услугу»,— отмечает председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов. По словам Зары Срапян, на данный момент нет четкого списка страховых компаний, которые приняты к работе теми или иными киргизскими банками. «Мы продолжаем работу с киргизскими банками на старых условиях до конца срока действия договора с «АльфаСтрахованием»»,— говорит она.

Ограничение НБКР может быть заблокировано на более высоком уровне, считают эксперты. В августе 2015 года вступил в силу договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС. «Подобные требования, если они будут введены, могут противоречить основному постулату ЕАЭС — свободе перемещения услуг и товаров»,— отмечает глава НП НПС Алма Обаева. В ЕАЭС получить комментарий в пятницу вечером не удалось.

Впрочем, пока усилия Банка России в данном вопросе были тщетны. По словам одного из источников «Ъ», в ходе недавней встречи финансовых регуляторов стран—участниц ЕАЭС Россия изложила просьбу позволить системам размещать депозит не в каждом банке-партнере в Киргизии, а в самом НБКР. Но ответ был отрицательным. Такой подход НБКР повышает риски российских систем, поскольку киргизские банки, в отличие от регулятора, могут лишиться лицензии. По подсчетам «Ъ», с начала 2015 года НБКР отозвал лицензии двух банков, притом что на данный момент их всего 23. В Банке России «Ъ» заявили, что не комментируют решения, принимаемые центральными банками других государств.

Впрочем, как минимум на одно послабление игроки все же могут рассчитывать. Сейчас система денежных переводов освобождается от финансовых гарантий, если имеет рейтинг инвестиционного уровня от международных рейтинговых агентств S&P, Moody’s или Fitch. Как следует из проекта, НБКР планирует включить в этот перечень и национальные рейтинговые агентства. «В таком случае некоторым системам будет дешевле получить этот рейтинг, чем размещать депозиты»,— заключают эксперты.

Коммерсантъ

 

Правила и тарифы ПС «Мир» обсудили на банковском форуме в Сочи

Генеральный директор АО «НСПК» Владимир Комлев рассказал об основных этапах развития платежной системы «Мир» и главных подходах к формированию продуктовой и тарифной составляющих карты «Мир». Правила и тарифы платежной системы «Мир» будут опубликованы после утверждения Наблюдательным Советом уже в середине сентября.

«За год пройден серьезный путь. Создан операционно-клиринговый расчетный центр, в который переведен весь внутрироссийский поток транзакций международных систем MasterCard и Visa. До конца года мы планируем подключить также JCB и Union Pay, — подчеркнул Владимир Комлев. — Мы подходим к этапу выпуска карт «Мир». Уже разработано и сертифицировано собственное платежное приложение, спецификации переданы банкам-участникам пилотного проекта».

Тему правил и тарифов платежной системы «Мир» продолжил директор организационно-правового департамента АО «НСПК» Олег Тишаков. В частности, он рассказал о предусмотренной в проекте правил возможности для НСПК установить процедуры вступления, приостановления и прекращения участия в платежной системе «Мир». При этом он подчеркнул, что для участников платежной системы «Мир» вступительные взносы не предусмотрены. Также в проекте правил обозначены права и обязанности оператора и операторов услуг платежной инфраструктуры, и участников, виды и особенности продуктов платежной системы, типы операций и требования к порядку их проведения, порядок выполнения процедур платежного клиринга и расчетов в платежной системе «Мир», обеспечение исполнения обязательств участников, тарифы и порядок оплаты услуг, требования к управлению рисками и обеспечению защиты информации в системе «Мир», порядок разрешения диспутов и другие положения.

Заместитель директора Департамента национальной платежной системы Банка России Андрей Шамраев в своем выступлении затронул тему правовых и организационных основ для Национальной системы платежных карт, в рамках которой будет осуществляться выпуск и развитие карты «Мир» — национального платежного инструмента.

Также на круглом столе выступил Андрей Тарусов, Операционный директор ООО «МастерКард». Он рассказал о том, как развивается партнерство между MasterCard и НСПК, напомнив, что MasterCard первой подписала с НСПК соглашение о сотрудничестве и в установленные законом сроки перевела внутрироссийские транзакции на процессинг НСПК. Также MasterCard стала первым партнером НСПК, с которым было заключено соглашение о выпуске кобейджинговых карт — «Maestro®-Мир», благодаря которому российская национальная карта будет приниматься к оплате в других странах.

«В 2015 году работа MasterCard в России направлена на то, чтобы подтвердить наше стремление быть предпочитаемым партнером для разработки и предоставления российскому рынку самых надежных и современных платежных решений. Над этим мы работаем и развивая отношения с НСПК. Применение инноваций MasterCard в сочетании с сильными сторонами нашего партнера позволит нам и в дальнейшем содействовать уменьшению оборота наличных денег и повышению уровня проникновения финансовых услуг в России», − отметил Андрей Тарусов.

О взаимодействии с платежными системами стран СНГ рассказал Улан Жамалидинов, генеральный директор ЗАО «Межбанковский процессинговый центр» Республики Кыргызстан. В создании и развитии национальной платежной системы Кыргызстана «Элкарт» участвуют 23 банка из 25 действующих. Выплата бюджетных средств и социальные выплаты осуществляются на карты национальной системы «Элкарт». «Объем денежных переводов в нашей национальной платежной системе составляет 30% ВВП», — отметил он.

НСПК

 

Оплату штрафов и налогов с мобильного счета упростят

В будущем недоимки по налогам, штрафы и алименты тоже, скорее всего, будут принудительно взимать с мобильных счетов — так, как сейчас списывают с банковских депозитов.

В пятницу столичное метро и мобильные операторы запустили проект «Мобильный билет» — проезд в подземке можно оплатить, прислонив к турникету телефон, оборудованный интерфейсом NFC и специальной SIM-картой. «Известия» внимательно ознакомились с внесенным в июле в Госдуму законопроектом правительства — он упрощает не только расчеты с корпоративных счетов мобильной связи, но и регламентирует процесс оплаты целого спектра услуг. В качестве примеров в пояснительной записке приводятся платежи в бюджет, в том числе штрафы и пени, а также парковка, проезд на общественном транспорте. Таким образом, мобильные счета все больше становятся похожими на банковские, и эксперты ожидают, что в будущем на мобильные счета распространят и аналогичные правила — в частности, о принудительном взыскании штрафов, алиментов, долгов за ЖКХ.

Законопроект правительства вносит поправки в законы «О связи» и «О национальной платежной системе». В пояснительной записке к законопроекту правительства отмечается, что действующий в законе порядок оплаты услуг является сложным и неудобным для граждан:

— Действующий процесс совершения платежей с мобильного телефона включает в себя несколько этапов: 1. Формируется распоряжение абонента на совершение

платежа. 2. Оператор связи предоставляет информацию о стоимости услуги, операторе ЭДС (электронных денежных средств), размере комиссии, дате и времени предоставления информации. 3. Абонент подтверждает свое согласие на передачу оператору ЭДС распоряжения, то есть использование сервиса по оплате услуги. 4. Происходит информирование абонента о списании средств, — говорится в пояснительной записке. — При периодической оплате услуги (например, проезд в метро) 2-й и 3-й этапы отнимают время и технологически усложняют процесс оказания услуги, хотя размер комиссии (вознаграждения) каждый раз одинаков. В среднем доля неуспешных транзакций составляет 29%, в том числе из-за отсутствия подтверждающего сообщения — 11%.

Исходя из новой схемы, в закон о национальной платежной системе вводятся виды услуг с постоянным размером вознаграждения, которые можно будет оплатить «в одно действие», получив лишь уведомление о списании денег. Это «услуги торговли, сервисные услуги, услуги по предоставлению парковок (парковочных мест), услуги по перевозке пассажиров и багажа» — но далее добавлены также «платежи, пени и штрафы в бюджет бюджетной системы РФ».

Можно отметить, что с 2014 года механизм оплаты штрафов ГИБДД действует в Москве. В случае нарушения правил дорожного движения, зафиксированных камерой фото- и видеофиксации или постовой службой, водителю, который подписался на сервис на столичном портале госуслуг, придет уведомление с требованием об уплате штрафа, а после этого — сообщение о возможности оплатить штраф с помощью SMS. В обратном тексте на номер 7377 необходимо указать номер полученного уникального кода.

По мнению правительства, принятие законопроекта будет стимулировать россиян чаще пользоваться «городскими мобильными сервисами, которые существенно облегчают процесс оплаты различных услуг, экономят время на совершение транзакций и повышают доступность госуслуг». В пояснительной записке подчеркивается, что новация будет положительно влиять на качество жизни граждан за счет использования современных телекоммуникационных технологий. Собственно, проект метрополитена «Мобильный билет» уже работает по этой схеме, говорит гендиректор аналитической компании Tele­com­Daily Денис Кусков.

— При оплате парковки (или иной услуги) гражданину надо отправить два SMS: первое с номером машины (или иной кодировкой для иной услуги; фактически это распоряжение на совершение платежа) и второе — с повторением присланного ему кода для авторизации платежа в качестве согласия с итоговой суммой списания со счета мобильного телефона, — подтверждают представители одного из мобильных операторов. — Законопроектом предлагается отменить лишние промежуточные SMS (с размером комиссии и кодом для авторизации) — в случае, если ранее абонент уже узнал про размер комиссии (когда, например, припарковался три дня назад и в первый раз с этого номера отправил запрос на оплату парковки, а оператор прислал ему общую сумму списания и размер комиссии). Эти лишние SMS становятся не нужными для однотипных повторяющихся транзакций.

— МЭР согласовал законопроект Кабмина, — заявила «Известиям» Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева.

По ее словам, принятие законопроекта положительно скажется на осуществлении мобильных платежей и будет способствовать развитию рынка мобильной коммерции в целом.

— Когда речь идет о парковках и тем более штрафах, то преимущества упрощения действующего механизма не столь очевидны, — пессимистичен предправления организации защиты прав потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк. — Наличие в столице нескольких тарифных зон, а также появление парковок с разными ценами в зависимости от длительности стоянки автомобиля делают не всегда предсказуемым размер предстоящего платежа. Получение по SMS информации об общей стоимости услуги, комиссии позволяет автомобилисту принимать более взвешенное решение о необходимой продолжительности парковки. Оплата штрафов — это, во-первых, уже довольно крупные операции, которые нельзя отнести к регулярным и одинаковым по суммам. А во-вторых, штрафы — сфера частых разбирательств, апелляций, споров, что предполагает необходимость документальной фиксации всех этапов коммуникаций.

По мнению директора департамента аудита защищенности Digital Security Алексея Тюрина, если новация в итоге затронет только платежи, относящиеся к фиксированному перечню государственных или связанных с государством поставщиков услуг, то серьезных рисков в ходе ее реализации не возникнет, так как злоумышленники не смогут вывести деньги именно на свои счета.

При упрощении платежей с мобильных счетов становится очевиднее конкуренция мобильных операторов с банками. Директор департамента розничного бизнеса «Локо-банка» Наталья Пшеничкина считает, что гражданам гораздо удобнее оплачивать парковку, проезд в общественном транспорте, штрафы через мобильные приложения, разработанные банками.

— И населению, и банкам выгоден этот механизм: транзакции проходят оперативно, комиссии за них получают банки, а в случае если человек пользуется механизмом оплаты услуг с помощью SMS, зарабатывают сотовые операторы, — говорит Пшеничкина. — По сравнению с приложениями банков, у механизма оплаты услуг с помощью SMS есть существенный недостаток: часто происходят технические сбои при отправке/получении сообщений, почти треть операций не проходят. Часто у сотовых операторов ломаются вышки, из-за чего абоненты оказываются «вне зоны доступа» и механизм оплаты услуг через SMS оказывается им недоступен. Сервисы банков работают стабильнее.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что прогресс в развитии мобильных платежей приведет к тому, что неоплаченные штрафы и налоги будут списывать с мобильного счета так же, как в настоящее время банк может списать со счета физлица (например, с депозита) штрафы и налоги по исполнительному листу судебного пристава — по закону «Об исполнительном производстве». Как писали «Известия» (izvestia.ru/news/577726). С начала 2014 года по решению суда денежные средства были сняты у 560 тыс. должников за услуги ЖКХ, неплательщиков алиментов и других, являющихся пользователями Сбербанка. Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) России по Москве планировало до конца 2015 года начать подобное сотрудничество с ВТБ, Россельхозбанком, Банком Москвы и еще 30 банками, чтобы и с их счетов списывать долги неплательщиков в электронном виде.

Известия

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Стресс-тест для Bitcoin может спровоцировать задержку транзакций

Bitcoin ждет масштабный стресс-тест. Это испытание может привести к 30-дневной задержке транзакций. Начало проверки стартует 10 сентября в 10 утра по Гринвичу.

За проведением тестирования стоит группа специалистов Bitcoin-компании CoinWallet, которая хочет доказать необходимость стресс-тестов в этой отрасли. Результаты могут подтвердить необходимость хард-форка, т.е. изменения протокола Bitcoin.

Инициатива уже вызвала волну недовольства среди пользователей, которые называют этот эксперимент «издевательством» над живой сетью транзакций стоимостью в несколько миллиардов долларов.

Первое испытание прошло в июне. Цель проекта заключалась в заполнении блоков 105 Bitcoin, разбитых на тысячи мелких операций. Перед падением серверов, тестировщикам удалось выполнить только 15% проекта.

По словам одного из представителей CoinWallet, процесс проведения подобного тестирования может оказаться очень сложным. Для теста потребуются 150 Bitcoin, хранящихся на кошельках. Сотрудники CoinWallet пояснили, что на второй стадии тестирования при помощи 20 облачных серверов на тысячи произвольных адресов будут отправлены Bitcoin-платежи на суммы в 0,00001. Размер каждой транзакции составит примерно 3 КБ.

 PaySpaceMagazine

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}