ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 25.12.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Национальная система платежных карт получила себе место на рынке  

Иметь национальную карту «Мир» хочет каждый россиянин, заявила зампред ЦБ Ольга Скоробогатова на презентации карты. В массы национальный платежный инструмент выйдет только во втором полугодии 2016 г., когда у него будет широкая сеть приема – в банкоматах и торговых точках, однако уже сейчас эту карту можно оформить в нескольких банках.

«Ведомости» решили выяснить, пользуется ли «Мир» спросом. По состоянию на 23 декабря за оформлением карты «Мир» обратилось более 200 человек, рассказал представитель Связь-банка, по его словам, первые звонки о начале выпуска новых карт «Мир» стали поступать после 16 декабря, всего около 50 человек обратились в колл-центр. По словам директора департамента платежных систем «СМП банка» Елены Биндусовой, первые карты клиентам ее банка уже выпущены. Пока их немного, но она заверила, что интерес к этому продукту со стороны клиентов есть. Работающий в Крыму РНКБ будет выпускать «Мир» с января 2016 г., его представитель рассказал, что за консультацией о карте «Мир» в отделения и колл-центр банка «ежедневно обращаются десятки человек». Среди первых держателей этой карты оказался корреспондент «Ведомостей».

Что делать с новым «Миром»

Пополнить карточку оказалось непросто. Терминал в кассе банка еще не обучили принимать новую карту, по словам кассира, до этого карту еще никто не пополнял. Пополнить карту получилось через приходный кассовый ордер. Следующий этап тест-драйва – банкомат, где нужно сделать три основные операции: снять наличные, проверить баланс и сменить пинкод. Первые две операции, к восторгу присутствовавших, прошли успешно, а вот поменять пинкод не получилось с нескольких попыток – транзакция была отклонена (сотрудник банка уверяет, что эту ошибку банкомата исправили).

Остров невезения

Формально Visa и MasterCard не могут работать в Крыму даже через НСПК, но откуда им знать, как идут транзакции на территории России: НСПК для них как черный ящик. Человек, тестировавший работу карт на полуострове, рассказывал «Ведомостям», что карты MasterCard принимаются в Крыму через НСПК, а Visa – через Объединенную расчетную систему (однако этот канал работает до 2016 г.). Первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский заявил, что в 2016 г. Visa будет работать в Крыму через НСПК.

Раздобыв список мест, где принимают карту (их пока около сотни), «Ведомости» направились туда. На вопрос: «Можно расплатиться?» – работники кафе невозмутимо ответили: «Конечно, пожалуйста». Транзакция прошла с первой попытки, тут же пришло sms-уведомление о совершенной транзакции, так что приготовленные для оплаты покупки наличные не понадобились.

Однако в большинстве магазинов воспользоваться картой нельзя – не настроена сеть приема. «Ведомости» убедились в этом, заглянув в одну из кофеен и увидев изумленное лицо бариста, который совершенно не понял, с какой картой имеет дело.

Самой крупной сетью приема карт обладает Сбербанк, и именно от него зависит, как скоро карта «Мир» будет широко приниматься. Сбербанк, так же как и другие основные банки-эквайеры, попросили сфокусировать свое внимание на приеме карт «Мир» в первую очередь в банкоматной сети, объяснили в пресс-службе госбанка. Принимать карты он планирует «не раньше конца II квартала 2016 г.», говорил ранее представитель Сбербанка.

Как НСПК провела 2015-й

В прошлом декабре у НСПК был только закон, по которому все международные платежные системы должны в обязательном порядке передать ей транзакции на обработку, малопонятная стратегия развития и подписанный договор с MasterCard о передаче трафика. Еще было много сомнений, политического давления и работы, ведь все банки, работающие с Visa и MasterCard, должны были в предельно сжатые сроки (до 31 марта) перенастроить свой процессинг и обрабатывать данные по внутрироссийским операциям без Visa и MasterCard.

Реальную эмиссию карт уже начали семь банков в рамках пилотного проекта

Если MasterCard избрала тактику сотрудничества с НСПК, то Visa оказалась менее сговорчивой и подписала договор о передаче трафика только в конце февраля. В марте ЦБ уже не отрицал, что передать транзакции на обработку к установленному сроку – 31 марта – удалось только MasterCard. Для Visa регулятор установил новый срок – конец мая. В итоге передача трафика Visa в НСПК затянулась до конца этой осени.

Но особенно скептически к новой системе оказались настроены банкиры – им не пришлось по вкусу законодательно навязанное технологическое решение. Исключение составляли лишь банки санкционного списка, карточный бизнес которых оказался под угрозой. Всего на создание новой национальной гордости планируется потратить 4,5 млрд руб., причем до сих пор не очень понятно, сколько уже потрачено. Оценки разнятся от 1,5 млрд до 3 млрд руб., однако ЦБ это не раскрывает.

Ведомости

 

Кому «Мир» лучше войны  

Завершился первый год работы Национальной системы платежных карт (НСПК), созданной для защиты карточного рынка от западных санкций. компания сумела замкнуть на себе обработку карт международных платежных систем. И выпустила свою, национальную карту «Мир». Ее появление обернулось проблемой для банков. За новой картой выстроилась такая очередь из зарплатных клиентов-бюджетников, что массовый выпуск «Мира», похоже, придется начать, хотя платежная инфраструктура к этому не готова.

Как это часто бывает с проектами государственного значения, создание национальной платежной системы «Мир» сопровождалось массой слухов, сплетен, фактов, хвалебных речей и жесткой критики на протяжении полутора лет с момента создания компании НСПК в июле 2014 года. И вот 15 декабря платежную систему «Мир» наконец презентовали. Но заявленный объем эмиссии этих карт, как и сеть их приема, пока до смешного малы. Самих карт несколько тысяч, да и то в основном для сотрудников банков, участвовавших в пилотном проекте. Немногим больше банкоматов и POS-терминалов. Так что, на мой субъективный взгляд, назвать это началом эмиссии сложно. А меж тем источники в крупнейших банках нашептали, что среди них искали любителей пятилетки за два года, готовых выпустить первую карту к знаменательной для страны дате — 7 октября. Желающих, правда, не нашлось.

И сама по себе презентация первых карт, казалось бы, никому не вредит, а только пробуждает гордость за достижения отечественных специалистов. Но, как оказалось, такая поспешность создала для банков противоречивую ситуацию и даже угрозу потери существенной части бизнеса. И кроется она в том, что по закону банки должны зачислять бюджетные выплаты только на «Мир». Под это требование, например, подогнали планируемый объем эмиссии на 2016 год — 30 млн штук, то есть как минимум половина из всех живущих в стране бюджетников должны обзавестись этой картой за следующие 12 месяцев. Однако сроки вступления в силу нормы они не уточнили. По обещаниям ЦБ карточки «Мир» начнут массово эмитироваться лишь со второй половины 2016 года.

В такой ситуации, казалось бы, никаких предпосылок к тому, чтобы бежать впереди паровоза и выпускать своим бюджетникам карты с крайне ограниченной сетью приема для банков нет. Но в дело вмешались сами клиенты — бюджетные структуры, которые на волне патриотизма хотят первыми отрапортовать о том, что уже сейчас получают выплаты на «Мир».

Банки оказались на распутье. Можно было бы предложить зарплатным клиентам сырой, необкатанный сервис с недостающими опциями. Это ожидаемо навлекло бы на банкиров нарекания на качество услуг. Но, с другой стороны, если ждать, пока все наладится, то можно дождаться ухода зарплатных клиентов к более ушлым конкурентам. Один из банкиров, которые традиционно жалуются на слишком жесткое регулирование, на этот раз, наоборот, поделился мечтой: вот если бы регулятор вовсе запретил эмиссию «Мира» раньше конкретной даты!

Ключевой аргумент для такой меры — демонстративная неспешность главного карточного банка страны — Сбербанка — в работе с дочерним проектом ЦБ. Из крупнейших игроков он присоединился к правилам платежной системы «Мир» последним, 15 декабря,— уже после ВТБ 24, Газпромбанка, Альфа-банка, «Открытия» и т. д. Они в отличие от Сбербанка проходят или уже прошли пилотный проект, готовятся к эквайрингу «Мира» или даже приступили к эмиссии, причем не только простых карт «Мир», но и кобейджинговых, которые по факту уже работают во всей сети MasterCard. «В такой ситуации ЦБ не может подставить под удар свою «дочку», создав ситуацию для отъедания зарплатной базы Сбербанка конкурентами, а значит, без конкретики по срокам не обойтись»,— говорит собеседник «Ъ».

При этом если крупные игроки будут сражаться за зарплатников между собой, то региональные — с крупными. В отсутствие конкретики от ЦБ, который как обычно должен всех собрать и приструнить — сами банки договариваться не умеют, любой значимый на зарплатном рынке банк, готовый к эмиссии «Мира», может развязать маркетинговую войну за чужих клиентов. И события вторника с расширением санкционных списков на несколько банков, борьбу только обострят. В такой ситуации слушать увещевания ЦБ об отложенном начале массовой эмиссии можно сколько угодно, но занять четкую позицию банкам придется уже сейчас. Пока вы читаете эту колонку.

Коммерсант

 Новая реальность банковской системы  

Этот год можно назвать годом существенного обновления банковской системы. Сейчас она совершенно отличается от той, что была до кризиса 2014 г., с точки зрения и конкуренции, и фондирования, и перспектив. Изменения эти зачастую сложно интерпретировать в терминах «хорошо» и «плохо»

Меняется конкурентная среда в банковском секторе. Снижение числа банков (за последние 20 лет – почти на 2000 банков, за два года – на 169) сопровождается укрупнением больших банков. Малые и средние финансовые организации постепенно исчезают или становятся исключительно нишевыми игроками. На топ-30 банков приходится уже более 78% активов, а на топ-5 – больше половины. И это мировая тенденция: так как финансовая система стала глобальной, только крупнейшие игроки могут претендовать на успех. Развиваясь в этом ключе, российская система начнет все больше походить на американскую или германскую модели (несколько крупных банков федерального значения и множество небольших), что отличается от практики стран Центральной и Восточной Европы, где между банками нет таких существенных различий.

При этом, несмотря на то что в России есть очень крупные банки, наша страна все еще не является значимым игроком на мировом банковском рынке. На финансовой карте мира нас практически нет, активы всей банковской системы России могут быть меньше чем одного крупного международного банка.

Для клиентов столь радикальное изменение ландшафта системы не столь очевидное благо. Так, хотя клиенты-вкладчики вынуждены вести себя более ответственно и начинают мониторить состояние банков, обратной стороной может стать риск неконтролируемого перетока средств из одних банков в другие, что негативно сказывается на устойчивости системы.

Вопрос источников ликвидности – второе важнейшее изменение. Россия уже приблизилась к уровню финансового обеспечения ресурсами ЦБ в 2008–2009 гг. – около 8% без учета средств Минфина. Банк России и дальше будет вынужден играть важную роль в поддержании ресурсной базы банковской системы. Это долгосрочная тенденция и новая реальность: экономика не может сама себя обеспечить долгосрочными и дешевыми ресурсами. С другой стороны, столь большая роль регулятора в обеспечении банков средствами – норма для развитых стран. Можно ожидать и улучшения качества трансмиссионного механизма. Должна вырасти и долгосрочная устойчивость сектора: на уровне отдельных банков уже давно внедряется понятие устойчивого локального фондирования, теперь оно будет свойственно и всей системе в целом.

С точки зрения перспектив бизнеса – прежде всего на розничный, но также и на корпоративный – сильное негативное влияние оказывает падение реальной зарплаты и оборота розничной торговли. Потребление, как и спрос на кредитные продукты, значительно сократилось, и эта тенденция изменится не скоро. Модель антикризисного поведения выработана, люди больше сберегают, из-за чего наблюдается резкий приток средств во вклады. Все это приводит к эволюции банковского бизнеса. Клиентов без «банковского опыта» уже почти не осталось, экстенсивно наращивать портфели невозможно, но снижение роли специализированных банков пока не означает, что конкуренция за клиента будет более здоровой. Перспективы бизнеса зависят от множества факторов: поведения клиентов, компетенций банков, их стратегий и продуктов. Важную роль играют технологии и институты, т. е. общие условия ведения бизнеса.

Можно отметить, что за последние пять лет, особенно в части розницы, мировой банковский бизнес изменился больше, чем за предыдущие 50 лет. Новые решения, онлайн-банкинг, реалтайм-банкинг, многоканальное банковское обслуживание, разнообразные небанковские игроки и финансовые технологии, новые решения в платежных системах – все это вызовы для коммерческих банков со стороны конкурентов как из банковского сектора, так и никогда не работавших в этом сегменте. Те, кто к изменениям готов, меняют свои бизнес-модели, поведение, продукты, каналы их продажи и способы общения с клиентами.

Указанные выше особенности ситуации можно воспринимать как угрозу, но можно и как возможности. Подход – видеть в этом возможности – кажется нам более продуктивным.

ВРЕЗ Михаил Алексеев

Окончил Московский финансовый институт.

Работал в Минфине СССР и покинул его в должности заместителя начальника главного управления. В 1991 г. стал членом правления Межкомбанка. В 1995 г. назначен заместителем председателя правления «Онэксим банка». В 1999 г. в результате объединения «Онэксим банка» с Росбанком занял позицию заместителя председателя правления объединенного Росбанка. В 2006 г. – президент, председатель правления Роспромбанка. С 2008 г. – председатель правления «Юникредит банка».

Ведомости

 

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

Сюрпризы центробанков и падение цен на нефть перечеркнули прогнозы валютных аналитиков

Рынок не ожидал столь масштабного падения цен на сырье, – отмечает валютный стратег HSBC Дарах Мейхер, – все ждали ослабления, но не капитуляции, которая случилась». В декабре 2014 г. аналитики прогнозировали, что нефть марки WTI подорожает до $70 за баррель, а сейчас она стоит $37. Аналитики также ошиблись с прогнозом для развивающихся рынков. «В последние годы экономисты ждали роста и глобальной экономики, и развивающихся рынков, но ожидания обернулись разочарованием», – говорит стратег по развивающимся рынкам Societe Generale Бернд Берг (цитаты по Bloomberg). Мексиканскому песо прочили 9,3%-ный рост к доллару, но вместо этого он подешевел на 13%.

Заставляли рынок нервничать и центробанки. «Нам предстоит привыкнуть к тому, что влияние центробанков растет», – отмечает директор по инвестициям GAM Эдриан Оуенс.

В январе Швейцария отменила привязку франка к евро, и франк подорожал на 40%. «Тогда казалось, что это очень разумно, – говорит валютный стратег BNY Mellon Нил Меллор, – но они не могут бесконечно применять эту стратегию, а других инструментов не так много».

Еще больший резонанс вызвала августовская девальвация юаня. Хотя до этого уже больше месяца продолжался обвал на местном рынке акций, Народный банк Китая (PBoC) не стал предупреждать инвесторов о готовящейся девальвации. «К тому, как PBoC общается с рынком, определенно есть вопросы», – отмечает стратег по валютам и ставкам Barclays Митул Котеча. Хотя за три последующих дня юань подешевел к доллару лишь на 3%, девальвация сказалась на других валютах, в первую очередь развивающихся. Вьетнам девальвировал донг, а казахстанский тенге подешевел почти на треть. Председатель Федеральной резервной системы США (ФРС) Джанет Йеллен признавала, что «неопределенность» в Китае стала одной из причин, чтобы отложить повышение ставок в сентябре.

Евро, которому аналитики прочили скорый паритет с долларом, сдаваться, похоже, не собирается и держится на уровне $1,09. В ожидании повышения ставок ФРС Европейский центробанк сообщил о новых стимулирующих мерах: увеличении покупки облигаций с 60 млрд до 85 млрд евро в месяц и снижении ставки по депозитам. С июля 2014 г. евро подешевел почти на четверть, но скоро ослабление прекратится, сказал Bloomberg главный аналитик Ashmore Group Йэн Ден: рынок заложил в цены ускорение экономического роста США, которого может и не быть из-за повышения ставок.

С начала года рубль подешевел к доллару на 17% (данные Bloomberg). На Московской бирже минимум был 30 января – 71,85 руб./$, а максимум 13 мая – 48,83 руб./$. «Рубль был очень волатилен, так же как и главный фактор воздействия – цены на нефть», – говорит начальник дилингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук. По его словам, в мае началась вторая волна девальвации и курс вернулся к 70 руб./$, отыгрывая падение цен на нефть: «Тогда же ЦБ сообщил, что будет покупать валюту для резервов, – это был сигнал, что ЦБ против значительного укрепления рубля».

«В новый год мы вступаем с крепким курсом рубля – да, 70 руб./$, – продолжает Романчук. – Нам кажется много, но для текущих уровней нефти рубль выглядит сильным. Рубль поддерживают налоговые выплаты (самые крупные за год), а также у населения отсутствуют свободные деньги, которые могли бы пойти на покупку валюты».

В декабре рубль подешевел почти на 6% – худший результат из 24 развивающихся валют показал только аргентинский песо (данные Bloomberg). Но при дешевеющей нефти слабый рубль может быть полезен российской экономике, отмечает главный стратег по развивающимся рынкам шведского банка SEB Пер Хаммарлюнд: «Курс рубля менее важен, чем скорость его падения, поскольку постепенная девальвация увеличит поступления в бюджет от валютной выручки».

Использована информация FT

Наличные или электронные: Эксперты определяют лидера в платежах 

Несмотря на распространение электронной коммерции и увеличение количества платежных карт во всем мире, объемы наличных расчётов растут почти так же быстро, как и безналичные денежные перечисления.

За период 2010 — 2014 объем снятия наличных в банкоматах продолжал увеличиваться на 7,1% в год.

Пока наличные остаются самым популярным способом оплаты. Большим спросом бумажные деньги пользуются в странах Центральной Европы и Азии.

«Даже на тех рынках, которые быстрее других принимают новые способы оплаты, жители не готовы полностью отказаться от наличных», — говорится в докладе.

Интересно, что больше всего наличных на душу населения сконцентрировано в Швейцарии.

За тот же период безналичный оборот в глобальном масштабе рос на 7,6% в год и достиг 417 млрд. транзакций.

В общей сложности, безналичный оборот за четыре года вырос на 38%. На американском рынке, где от наличных пытаются отказаться уже давно, безналичный расчет рос на 2,6% в год. В целом с 2010 до 2014 показатель роста составил 10,8%.

72% безналичного оборота в США составили платежные карты. В глобальном масштабе их доля составляет 55%.

По мнению экспертов, в будущем переход на безналичные платежи ускорится: бумажные деньги станут неэффективным средством расчётов. Однако пока наличные занимают важное место в платежном ландшафте мира.

Psm7 

 

 


div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}