ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 24.06.2016

ОБЗОР СМИ

Кибермошенники тратят 40% похищенных средств на исследования

Преступники инвестируют в высокие технологии, чтобы успешнее грабить банки

Кибермошенники начали активно инвестировать украденные у россиян средства. До 30–40% похищенных с карт граждан денег хакеры направляют на исследования, их цель — дальнейшее совершенствование преступных схем. Об этом «Известиям» рассказал Илья Медведовский, гендиректор компании Digital Security, специализирующейся на вопросах кибербезопасности. По словам эксперта, хакеры начали тратить значительные суммы на исследования, так как сменили приоритет — их больше не интересуют счета граждан, цель мошенников — корсчета банков. Причем исследования преступники заказывают по легальным каналам.

По данным ЦБ, в 2015 году объем потерь от кибермошенничества составил 1,14 млрд рублей. Фактически треть этой суммы была инвестирована. По оценкам Ильи Медведовского, хакеры могут направлять на исследования до 300–400 млн рублей. Ранее, по словам эксперта, хакеры тратили не более 10–20 млн рублей на эти цели. 

— Кибермошенники изучают новые технологии, которые позволят им упростить схемы атак. Под прицелом банки и платежные системы с их нововведениями по картам, интернет- и мобильному банку. Хакеры заказывают исследования под видом легальных стартапов, финтехов, — поясняет гендиректор Digital Security. 

По словам Ильи Медведовского, скоро хакеры будут вкладывать до половины своей «прибыли» в дальнейшее развитие.

— Это гигантские суммы на исследования в сфере кибербезопасности, — отмечает собеседник. — Легальные компании на рынке тратят на исследования в разы меньше. Инвестиции в дальнейшем помогают хакерам проводить такие сложные с технической точки зрения схемы, как атака на банк «Кузнецкий», ущерб от которой составил 500 млн рублей. Это актуально и в связи с тем, что кибермошенники стали переключаться на корсчета банков. 

О том, что в приоритете кибермошенников теперь корсчета банков, в интервью «Известиям» ранее заявлял замначальника главного управления безопасности и защиты информации Центробанка Артем Сычев. По оценкам ЦБ, в 2016 году потери от кибермошенничества, в первую очередь от взломов корсчетов банков, составят около 4 млрд рублей. 

По словам замглавы лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергея Никитина, хакеры инвестируют похищенные суммы в написание вредоносного кода высокого качества; регулярное шифрование исполняемых файлов, дабы скрыть их от антивирусного ПО; покупку и поиск эксплоитов — программ для эксплуатации уязвимостей в самых различных платформах; оплату трафика — заражение новых компьютеров с целью расширения собственных ботнетов (сетей зараженных компьютеров); каналы по легализации денежных средств.

— Бороться с этим можно, только привлекая преступников к уголовной ответственности с конфискацией похищенных денежных средств, — отмечает представитель Group-IB. —  При этом необходимо задержать всю преступную группу, что, как показала практика, является весьма непростой задачей. В противном случае оставшиеся на свободе злоумышленники быстро выводят и присваивают и разработки, и деньги задержанных хакеров.

По словам Артема Сычева, координатору атаки достается примерно 40% от похищенной суммы, так называемому заливщику, который отправляет трояны и иное вредоносное программное обеспечение для взлома счета клиента, информационной системы банка, — 10%. Еще 8% получают люди, которые готовят пути вывода украденных денег (получают карты в отделениях банка или самостоятельно изготавливают карты-клоны для последующего снятия наличных в банкоматах). Еще 30–40% достается непосредственно тем, кто снимает наличные через банкоматы и передает их заказчику. Вредоносное программное обеспечение (ПО) тоже стоит немалых денег, до $50 тыс. за программу.

Представитель ЦБ рассказал, как технически организована схема атаки на корсчета банков. Мошенники запускают вредоносное ПО для взлома информационной системы кредитной организации. После этого идет захват информационной инфраструктуры банка — фактически злоумышленники начинают управлять сетью, им становится доступна информация обо всех операциях банка, частоте и объеме транcакций, остатке по корсчету. Хакеры «сидят» в сети банка неделю, максимум две. Затем готовится бригада для вывода (обналичивания) похищенных средств, формируются фальшивые документы о списании средств с корсчета, заверяемые легальными подписями ответственных лиц банка. Платежные поручения направляются в платежную систему, для которой это легальный платежный документ, поэтому она обязана его исполнить в соответствии с договором и законодательством. 

— Чтобы быть на шаг впереди преступников, банкам надо сконцентрироваться на ряде аспектов, интересующих хакеров: произвести тщательный анализ собственных платежных процессов и IT-технологий с точки зрения реальных рисков взлома, не расставлять средства защиты по периметру, а интегрировать защитные технологии в автоматизированную банковскую систему, заняться обучением своих пользователей правилам интернет-банка, переходить от хаотичного к процессному обеспечению информационной безопасности, — уверен руководитель отдела консалтинга центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Андрей Янкин.

Известия

Центробанк берется за регулирование взаимного кредитования

Регулятор намерен защитить граждан от финансовых пирамид

Центробанк уже в этом году намерен приступить к разработке регулирования для рынка p2p-кредитования (кредитование peer-to-peer, или так называемое взаимное кредитование) и краудфандинга в целом. Об этом в эксклюзивном интервью «Известиям» (читайте в ближайшем номере) сообщил руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаил Мамута. По его словам, рынок сейчас уже достиг определенного масштаба и на нем уже был опыт площадки, которую можно квалифицировать как чистую пирамиду. Поэтому  регулятор считает целесообразным ввести правила и стандарты для таких организаций, чтобы защитить права клиентов этих площадок. 

Сегмент p2p-кредитования является достаточно молодым. Изначально взаимное кредитование (person-to-person) заключалось в том, что люди предоставляли займы друг другу через определенные площадки. Сейчас в мире есть несколько схем работы этого сегмента. Главная — частные лица могут приобрести права требования на часть кредита, который выдается финансовой организацией. Взаимное кредитование является одним из последних сегментов на финансовом рынке, который не попадает под прямое регулирование ЦБ, в том числе не сдает отчетность. Пока Центробанк только проводит мониторинг данных. При этом сегмент активно развивается, отмечает Михаил Мамута. Поэтому уже в этом году ЦБ намерен приступить к разработке регулирования для рынка p2p.

— По итогам анкетирования основных участников этого рынка за 2015 год был отмечен рост портфеля займов в данном сегменте. Оценивая вероятность дальнейшего роста сектора, которое пока происходит в рамках общих положений гражданского законодательства, как довольно высокую, мы считаем целесообразным на определенном этапе его развития ввести правила и стандарты для таких организаций, чтобы защитить права клиентов этих площадок, — рассказал «Известиям» Михаил Мамута.

Он привел пример, что еще на первом этапе мониторинга Центробанк выявил одну p2p-площадку, проанализировав деятельность которой, регулятор обнаружил признаки многоуровневого сетевого маркетинга.

— Кроме того, площадка оказалась зарегистрированной в зарубежной юрисдикции и деньги привлекла на зарубежные счета. По всем признакам это была чистая пирамида, но доказать такое, конечно, довольно сложно. Мы приняли определенные меры: сегодня этой площадки на российском рынке нет, ей не удалось сильно вырасти. Но, конечно, это не снижает риски появления аналогичных историй до нуля, поэтому и необходимо думать о специальном регулировании, — сообщил Михаил Мамута.

По его мнению, сегмент p2p-кредитования имеет большой потенциал. В этом не сомневаются и участники рынка. Например, гендиректор одной из площадок, «Вдолг.ру», Антон Тарасов уверен, что стоит выйти в этот сегмент крупному банку — и рынок вырастет на порядки. На данный момент компании p2p-кредитования, которые рассматривают этот бизнес всерьез и надолго, работают через микрофинансовые организации (МФО), которые выдают кредит, а потом он перепродается через договор цессии кредиторам физлицам. Аналогичная схема, работающая на основе банка, уверен Антон Тарасов, может всерьез подтолкнуть рынок. По его словам, практически все крупные розничные банки сейчас присматриваются к p2p. Причем большие перспективы, не сомневается он, у кредитования компаний, в том числе малого и среднего бизнеса.

Михаил Мамута согласен, что потенциально привлекательнее для экономики здесь даже не кредитование «гражданин гражданину», а механизм поддержки малого бизнеса, так называемое р2b-кредитование (person-to-business). Он указывает, что если посмотреть на международный опыт, то и в развитых странах, и в странах с развивающимися экономиками сегмент р2р-кредитования в последнее время быстро растет. Современные технологии позволяют осуществлять эту деятельность достаточно дешево для всех сторон и в то же время очень оперативно.

— Какое распространение получит этот продукт у нас, во многом зависит от отношения к нему. Если произойдет несколько «плохих» историй и потребители будут считать, что это некачественный продукт, пирамида, то доверие к нему будет подорвано и устойчивого развития он не получит, — пояснил представитель Центробанка необходимость регулирования. — Задача регулирования — и пруденциального, и особенно поведенческого (связанного с поведением участников рынка) — состоит в том, чтобы не дать реализоваться негативному по отношению к потребителям сценарию.

Участники рынка по-разному отнеслись к перспективам введения регулирования рынка, которое, в частности, подразумевает обязательную отчетность. Например, глава сервиса Fingooroo.ru Ольга Святченко считает, что рынок скорее созрел для этого, чем нет.

— Есть порядка семи проектов, и каждые полгода появляется новый. О p2p как о явлении много пишут, поэтому люди начинают интересоваться, — подчеркнула она.

А Антон Тарасов уверен, что регулирования, которое разработано для других видов кредитования, вполне достаточно.

— На мой взгляд, нового нам не нужно. Иначе это уже будет избыточное регулирование. Полагаю, что лучше снять вопросы по налогообложению, чтобы у кредиторов не осталось опасений, что они будут уличены в неуплате или, наоборот, попадут под избыточное налогообложение, — отметил глава сервиса «Вдолг.ру».

По его мнению, важно определить понятия «прибыль» и «доходы», поскольку налог рассчитывается без учета расходов кредитора.

Как считает управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев, сегмент p2p будет очень сложно регулировать.

— Очевидно, что будет существовать большой теневой сектор, да и в мире вопрос регулирования p2p пока остается открытым, — подытожил Павел Самиев.

Известия

Российские продавцы требуют ввести налог на зарубежную онлайн-торговлю 

К 2020 году в России 30% бытовой техники и электроники будет закупаться в интернете за рубежом

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет крупнейших онлайн-ритейлеров страны) пытается добиться того, чтобы зарубежных торговых операторов обложили НДС в России. В качестве довода, почему это нужно сделать, ассоциация приводит собственный прогноз, в соответствии с которым к 2020 году международная торговля, например, бытовой техникой и электроникой достигнет 30% от всех продаж этих товаров в стране. Предложение об обложении НДС нерезидентов было высказано на рабочей группе при администрации президента по интернет-торговле, на встречах с Минпромторгом и Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Офшорная интернет-торговля теснит традиционную розницу, вследствие чего бюджет недополучает миллиарды рублей, уверены в АКИТ. Специалисты ассоциации подсчитали, что к 2020 году международная (трансграничная) онлайн-торговля бытовой техникой и электроникой (БТиЭ) займет 26% от всех продаж этого товара на российском рынке. В сегменте одежды аналогичный вид торговли вырастет до 20%, в обуви — до 17%. В прошлом году на трансграничные продажи пришлось около 220 млрд рублей.

Компании АКИТ уверены, что экспансия трансграничных продаж негативно влияет не только на отечественную интернет-торговлю, но и на традиционную розницу.

— Сегодня иностранные ритейлеры могут продавать в Россию товары через интернет без налогов и пошлин, получая тем самым ценовое конкурентное преимущество в среднем 30%, — заявил «Известиям» президент ассоциации Алексей Федоров.

В связи с этим АКИТ предложила облагать налогом иностранных продавцов в интернете, что, по ее мнению, сделает условия торговли равными для всех. Если инициатива будет реализована, то товары, которые россияне покупают в зарубежных магазинах, могут подорожать примерно на ту же треть.

Доля нерегистрируемых международных отправлений достигает 50%. 

— То есть мы вообще не знаем, от кого они приходят, — уточняет Федоров. 

По предварительным подсчетам АКИТ, с учетом этой ситуации сумма недополученных налогов от трех сегментов товаров — бытовой техники и электроники, одежды и обуви — могла бы составить около 26,6 млрд рублей в 2015 году.

Советник президента по проблемам интернета Герман Клименко согласился с тем, что проблему решать надо. Но, по его мнению, обложение НДС компаний-нерезидентов — один из трех возможных путей решения «проблемы Alibaba». 

— Он самый организационно затратный, лично мне нравится самый простой — плата за любую посылку. Например, в Германии — это €8, — уточнил Герман Клименко. 

Правда, важный нюанс — за отправление платит покупатель, причем непосредственно. Обычно НДС включают в стоимость товара.

В Минпромторге не поддерживают предложение АКИТ. В ведомстве уверены, что покупку у иностранного онлайн-ритейлера стоит приравнивать к покупкам в стационарном магазине за рубежом, которые не облагаются налогом в России. В ФАС вчера не ответили на запрос «Известий».

Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов считает, что Россия больше потратит на администрирование этого вопроса и проведение транcакций по платежам иностранных компаний в казну. По его словам, например, на интернет-площадке Aliexpress в Китае работает на экспорт порядка 300 тыс. продавцов.

— Большинство из них — частные лица, продающие чехлы для телефонов. Вы представляете, насколько мелкий у них оборот? А взимание налога с суммы менее €80 не имеет смысла, — говорит он.

Глава Y-consulting Дарья Ядерная полагает, что нет ничего страшного в свободной международной конкуренции между российскими ритейлерами и иностранными. Хотя, отмечает эксперт, регулирование этой сферы должно быть. 

`— Определенный налог необходим от значимой суммы покупки, чтобы ограничить возможность коллективных закупок и перепродажи товара на внутреннем рынке, — предлагает Дарья Ядерная.

При этом ценового преимущества у покупок одежды и обуви за рубежом почти нет, «это не более 10–15% с учетом долгого ожидания и непредсказуемого качества». По ее данным, в основном, товары покупают в Китае и США. 

Известия

Реализация законопроекта Яровой обойдется Mail.ru Group почти в $2 млрд

Это в 3 раза больше годовой выручки компании

Mail.ru Group оценила, во сколько ей обойдется реализация законопроекта о хранении данных пользователей, разработанного депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, следует из внутренних документов группы (копия есть у «Ведомостей»).

Проект Яровой, который Госдума планирует рассмотреть в эту пятницу, обязывает операторов связи и интернет-компании хранить данные их клиентов в течение полугода и предоставлять их правоохранительным органам. Это часть так называемого антитеррористического пакета поправок, в нем речь идет о необходимости хранения всех данных – звонков, переписки и файлов, которыми обмениваются пользователи. Если Госдума его примет в нынешнем виде, а президент подпишет, он вступит в силу с 1 июля 2018 г.

Лишь для одной Mail.ru Group разовые капитальные затраты на реализацию проекта составят $1,2–2 млрд, что примерно в 3 раза выше годовой выручки группы, говорится в документе. Выручка Mail.ru Group в 2015 г. составила 36,3 млрд руб. ($592 млн по среднегодовому курсу ЦБ), следует из ее годового отчета. Кроме того, компания ожидает, что ее дополнительные операционные издержки каждый год составят примерно $80–100 млн. Еще $35–40 млн потребуется для доработки программного обеспечения, которое необходимо для хранения пользовательской информации.

Собирать бессмысленно

Проект Яровой обязывает интернет-сервисы предоставлять органам госбезопасности ключи к шифрам, которыми шифруются трафик и сообщения пользователей. Сейчас существует два основных вида шифрования трафика: шифрование канала и end-to-end шифрование, говорится в документе Mail.ru Group. Только на первую категорию приходится 35–65% трафика рунета. Расшифровать такие сообщения может сам интернет-сервис, но не оператор связи. End-to-end шифрование используется реже, хотя бурно развивается: его уже применяют, например, мессенджеры WhatsApp и iMessenger. Содержание их сообщений доступно только самим пользователям, но ни оператору связи, ни интернет-сервису. Таким образом, принятие проекта приведет к бессмысленному хранению информации, большая часть которой не сможет быть расшифрована, резюмирует компания.

Представитель Mail.ru Group не стал комментировать содержание документа. Однако о существовании такой бумаги знает человек, работающий в структурах бизнесмена Алишера Усманова (он контролирует Mail.ru Group). Он также приводит оценку группы, что расходы всех российских операторов связи только на внедрение системы хранения данных составят 3,9 трлн руб. Примерно те же деньги потратят и интернет-компании, считает он. Mail.ru Group и «Яндекс» – две крупнейшие по выручке компании рунета. Представитель «Яндекса» вновь отказался сообщить, насколько могут вырасти расходы компании. Ранее он говорил, что интернет-компаниям «придется увеличить число серверов и подумать о перестройке внутренней инфраструктуры». Расходы Rambler & Co на реализацию проекта вырастут в 2 раза, сказал источник в компании. Основные затраты – на увеличение мощностей для хранения данных, уточняет он. Конкретные суммы он не приводит.

На доработку информационных систем Mail.ru Group, необходимую для выполнения требований в поправках Яровой, уйдет 3–5 лет, говорится в документе. Проект Яровой предусматривает хранение информации на территории России. Mail.ru Group для этого потребуется дополнительно 4500 стоек в дата-центрах, а таких мощностей в стране нет. Минимальный срок строительства дата-центра такого масштаба составит 3–4 года, раньше этого нормы технически невыполнимы, считает компания. Сейчас в России действительно нет мощностей, которые требуются для хранения всех данных пользователей, подтверждал ранее «Ведомостям» источник в крупном операторе.

Также в документе компания подробно описывает негативные последствия новой законодательной инициативы в целом для рынка. Эффективные затраты велики даже для крупных игроков индустрии (превышают годовую выручку) и будут неподъемными для средних и мелких компаний, говорится в документе. Также эти издержки уменьшат налогооблагаемую базу налогоплательщиков, что приведет к уменьшению поступлений в бюджет.

Ранее в том же духе высказались представители крупнейших операторов связи, оценившие свои затраты на реализацию законопроекта в триллионы рублей. Представитель «Вымпелкома» оценил создание всей системы сбора, идентификации и хранения информации примерно в 2 трлн руб., а расходы каждого оператора (включая себя) – не менее чем в 200 млрд руб. «Мегафон» предположил, что строительство новых дата-центров обойдется ему в 230 млрд руб. Впрочем, это значительно больше чистой прибыли компании, что означает, что она не сможет платить налог на прибыль. МТС оценила свои затраты на реализацию законопроекта Яровой в 2,2 трлн руб. Это затраты не только на дата-центры, но и на умощнение сетей, создание системы индексации трафика. Представитель МТС даже заявил, что в такой ситуации компания не сможет платить налог на прибыль «в течение 100 лет».

Впрочем, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности единоросс Алексей Кондратьев в интервью радиостанции «Говорит Москва» опроверг заявление операторов о том, что в случае принятия закона они понесут колоссальные убытки: с компаниями сотовой связи по этому вопросу проводились консультации. Кондратьев также отметил, что бюджет можно пополнить из других источников.

Ведомости

Ирина Яровая подумала об интернете и религии

Антитеррористический пакет еще смягчили

Депутаты Госдумы поддержали корректировку антитеррористического пакета главы думского комитета по безопасности Ирины Яровой («Единая Россия»). Окончательные поправки раздавались парламентариям за несколько минут до обсуждения. Исправленными оказались нормы, регламентирующие миссионерскую деятельность. Также сроки хранения информации для интернет-провайдеров снижены с трех лет до одного года.

Как и писал “Ъ” 24 июня, ко второму чтению текст антитеррористического пакета Ирины Яровой дорабатывался еще сегодня утром. Изменению подверглись нормы, регламентирующие миссионерскую деятельность: прежде всего изменено само ее определение. Теперь под миссионерством предлагается понимать «деятельность религиозного объединения, направленную на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного объединения», в целях их вовлечения. Появилась в законопроекте и норма о том, что миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе вести ее руководитель, член коллегиального органа и священнослужитель этой организации. Ранее с критикой этих поправок, вносимых в закон «О свободе совести», выступили религиозные организации России (см. “Ъ” от 23 июня).

Кроме того, Ирина Яровая согласилась сократить для интернет-компаний срок хранения информации о приеме, передаче информации с трех лет до одного года. Ранее об этом в своем отзыве просило правительство РФ. При этом операторы связи аналогичную информацию должны будут хранить три года.

Напомним, ранее думский комитет по безопасности исключил из проекта нормы о запрете на выезд из РФ осужденных по ряду статей Уголовного кодекса, а также поправки о лишении гражданства за совершение ряда действий, например за работу в международных организациях, в которых РФ не принимает участия (см. “Ъ” от 21 июня). Эти нормы противоречили Конституции РФ и другим федеральным законам.

Коммерсант

Чиновники не дают Минэкономразвития данные для прогнозов, выяснила Счетная палата

Аудиторы советуют госслужащим повышать квалификацию

Счетная палата проверила, как Минэкономразвития составляет сценарные условия социально-экономического развития и его прогноз. Анализ выявил, что прогноз недостаточно обоснован, а некоторые показатели в нем и вовсе отсутствуют из-за недостатка информации и плохой межведомственной координации. Между тем экономический прогноз – основа для формирования федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов, а также важная часть экономической политики, указывает Счетная палата.

Методические рекомендации по разработке прогноза морально устарели, говорится в докладе Счетной палаты (есть у «Ведомостей»). Кроме того, в них не предусмотрено, как прогнозировать ряд параметров – производительность труда, реальные располагаемые доходы населения, среднегодовой размер пенсий. Некоторые из этих параметров Минэкономразвития прогнозирует, минуя устаревшие методические рекомендации. А некоторые так и остаются не спрогнозированными. В сценарных условиях на 2017-2019 гг. отсутствует прогноз почти трети показателей – по 18 из более 60, посчитала Счетная палата: нет прогноза по реальному эффективному обменному курсу рубля, прямым иностранным инвестициям, государственным капитальным вложениям.

Отсутствуют в сценариях Минэкономразвития и некоторые показатели, которые используются для оценки состояния национальной безопасности, говорится в отчете: децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения), доля расходов в ВВП на развитие науки, технологий, образования и культуры.

Гипотезы и предпосылки

Из восьми ведомств, чьи данные необходимы для составления прогноза, шесть прислали информацию с нарушением сроков. Так, Минтруд свои предложения об индексации пенсий и зарплат бюджетников прислал уже после того, как проект сценарных условий был составлен и даже рассмотрен правительственной комиссией. В итоге эти предложения – об индексации зарплат на уровень прогнозируемой инфляции, а пенсий – на уровень фактической, – в сценарные условия не вошли. А предложения о размере МРОТ, пособиях по безработице, индексации социальных пенсий, стоимости пенсионного коэффициента Минтруд и вовсе не прислал, как и данные о численности пенсионеров.

Минфин не поделился данными о покупке и продаже драгметаллов на среднесрочный период, Минкультуры – прогнозом рынка туристических услуг. Минэнерго не предоставило некоторые сведения, необходимые для расчета налоговой базы по НДПИ: цены экспортируемого в СНГ газа, объемы экспорта нефти с месторождений Восточной Сибири, Северного Каспия и Приразломного нефтяного месторождения, экспорт газа по «Голубому потоку». А Росалкогольрегулирование и вовсе ответило, что не может спрогнозировать объемы экспорта и импорта алкоголя из-за «отсутствия информации о процессах, происходящих на мировых рынках алкогольной продукции». В итоге основные «гипотезы и предпосылки» Минэкономразвития пришлось формировать самостоятельно, обнаружила Счетная палата.

При этом у ведомств расходятся не только прогнозные данные (например, у Минэкономразвития и Минэнерго – разный прогноз добычи и экспорта нефти), но и некоторые статистические. Например, у Минэкономразвития, Минпромторга и Таможенной службы различаются цифры по импорту легковых автомобилей по итогам 2015 г.

Желаемое и действительное

Больше всего нестыковок в прогнозах Минэкономразвития и ЦБ, что объясняется различием в ожидаемой цене нефти, отмечается в отчете Счетной палаты: от нее зависит множество других показателей. Но дело не только в этом: по мнению ЦБ, говорится в докладе, размер оттока капитала, который Минэкономразвития ожидает в базовом варианте прогноза, возможен только при отмене санкций в отношении России.

На совещании у премьера по основным подходам к формированию бюджета на 2017-2019 гг. уже было принято решение о необходимости выработать консолидированную позицию правительства и ЦБ по инфляции. В прогнозе Минэкономразвития на 2016-2017 гг. инфляция выше, чем в прогнозе ЦБ. Достижение инфляции в 4% Минэкономразвития прогнозирует только в 2019 г., а не в 2017 г., как стремится ЦБ. После совещания министр экономического развития Алексей Улюкаев уже сообщал, что ведомство снизит прогноз по инфляции на 2016 г. до 6% или ниже (прогноз ЦБ – 5-6%). Будут пересмотрены и прогнозы на следующие годы – возможно, инфляция действительно будет снижаться быстрее, не исключат Улюкаев. Но только не надо путать прогноз и таргет, указал он: «Это разные вещи – цель и представление о том, достижима эта цель в такой-то период».

Качество и количество

Но если цель по инфляции в 4% достигается к 2018 г. хотя бы в целевом варианте прогноза Минэкономразвития, то цели по уровню инвестиций в 25% ВВП, по ежегодному росту производительности труда на 5%, поставленные в послании президента Федеральному собранию, не достигаются ни при каких сценарных условиях, пишет Счетная палата. Нет в них и оценок того, как влияет на социально-экономическое развитие план действий правительства по обеспечению стабильности этого развития. Нет и оценки влияния на экономику антикризисных мер по улучшению условий ведения бизнеса, рынка труда и по развитию экспорта несырьевой продукции.

Ни при каком варианте сценарных условий социально-экономического развития не достигаются цели, поставленные в указах президента 2012 г., констатирует Счетная палата.

Для оценок демографии Минэкономразвития воспользовалось прогнозом Росстата, однако он не соответствует целям государственной демографической политики, изложенной в соответствующей концепции, обнаружили аудиторы. Концепция демографической политики предполагает более высокую продолжительность жизни и более высокую рождаемость. Хотя Минтруд по правилам и не участвует в формировании прогноза демографических показателей, надо бы его позицию все-таки учитывать, поскольку за выполнение концепции отвечать ему, советует Счетная палата.

Развитие импортозамещения вовсе осталось и без качественной, и без количественной оценки, фиксирует Счетная палата. Минэкономразвития лишь пишет, что импортозамещение будет сдерживать рост цен на продовольствие, но при этом указывает, что эффект импортозамещения в сельском хозяйстве будет практически исчерпан, удивляется Счетная палата. Есть и другие противоречия: так, с одной стороны, Минэкономразвития предполагает, что рост профицита счета текущих операций при сокращении оттока капитала окажет поддержку курсу рубля, с другой – прогнозирует сокращение профицита текущего счета с $43 млрд в 2016 г. до $39 млрд в 2019 г.

«Неуд» за риски

Реализация вариантов прогноза возможна только при выполнении ряда условий, выяснила Счетная палата: если предприятия переведут прибыль в инвестиции и увеличат запасы, население снизит склонность к сбережению, отток капитала сократится. Но Минэкономразвития не просчитало, а что будет, если эти предположения не сбудутся.

Укрепление курса рубля может привести к неблагоприятным последствиям – снижению конкурентоспособности производства, снижению доходов бюджета, приводит пример Счетная палата: однако оценка такого влияния не просчитана. Ничего не написало министерство и про накопительную часть пенсии – а ведь объем пенсионных накоплений важен для прогноза инвестиций в основной капитал.

При этом в докладе Минэкономразвития есть специальный раздел «Риски базового сценария прогноза», отмечает Счетная палата. Но описание рисков сводится, по сути, к констатации их наличия, сетуют аудиторы, сочтя данную часть прогноза выполненной неудовлетворительно.

В заключении Счетная палата предлагает 11 мер для улучшения экономического прогноза. В их числе – конкретизация ответственности чиновников Минэкономразвития по взаимодействию с другими ведомствами, а для чиновников этих других ведомств – усиление ответственности за несвоевременные и некачественные данные. Прогноз необходимо увязывать с целями документов стратегического планирования и обращать внимание не только на количественные, но и на качественные параметры мер государственной политики. Наконец, надо обеспечить повышение квалификации госслужащих, занимающихся разработкой документов стратегического п

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}