ОБЗОР СМИ
ЦБ обяжет банки раскрывать информацию о рисках с 2017 года
ЦБ расширяет требования к раскрытию информации
С 2017 года российским банкам придется раскрывать дополнительную информацию о рисках — данные, которые до сих пор никогда не были публичными. Речь идет об объеме реструктурированных ссуд, обременении активов, объеме кредитов компаниям, не ведущим реальной деятельности, зарубежном бизнесе, запрете на проведение отдельных операций и пр. Эти риски — среди ключевых причин отзыва лицензий, и участники рынка признают необходимость раскрытия. Но многие опасаются неверной интерпретации публикуемых данных, а также их исходного искажения, что сведет эффективность новой меры к минимуму.
В квартальной и годовой бухгалтерской отчетности планируется сделать открытой информацию, которую сейчас банки направляют только в ЦБ в надзорных целях. Это объем кредитов компаниям с признаками отсутствия реальной деятельности, объем реструктурированной задолженности, сведения о зарубежной деятельности и обременение активов. Тема обсуждалась еще на заседании межрегионального банковского совета при Совете федерации 29 февраля, а теперь, как следует из ответа ЦБ на запрос «Ъ», переводится в практическую плоскость. «Банк России планирует реализовать такой подход до конца года. Он будет применяться к раскрытию информации кредитными организациями за первый квартал 2017 года»,— сообщили в ЦБ.
Это, по сути, движение ЦБ в сторону большей прозрачности деятельности банков в рамках нового Базельского соглашения, поясняют эксперты. «По сути, Базель III можно разделить на три блока — требования к капиталу и активам, надзорный процесс и требования к раскрытию информации,— указывают в Россельхозбанке.— Данные инициативы ЦБ — это реализация рекомендаций по блоку в отношении раскрытия информации. Речь идет о дополнительном раскрытии той информации, которая не предусмотрена международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и иными бухгалтерскими стандартами».
Действительно, информацию о реструктурированных ссудах в МСФО публикуют немногие банки, а данные о заемщиках, не ведущих реальной деятельности, не раскрывает никто.
Опрошенные «Ъ» участники рынка солидарны в том, что доступность этой информации необходима. «Информация о таких рисках повышает устойчивость банковской системы, однако важно рассмотреть на практике, как будет конкретизирована методика раскрытия каждого из них»,— считает глава Росбанка Дмитрий Олюнин. «Проект, с нашей точки зрения, имеет правильный курс, так как банковскому сообществу и аналитикам зачастую не хватает того объема данных, что публикуется в настоящее время,— подтверждает зампред правления СМП-банка Дмитрий Ларькин.— В первую очередь ощущается нехватка информации о качестве кредитного портфеля. Кредитование — это основное направление деятельности любого банка, оно несет наибольшие риски и напрямую влияет на финансовую устойчивость».
По мнению руководителя службы риск-менеджмента банка «Уралсиб» Натальи Тутовой, потенциальным инвесторам и контрагентам банков такая информация будет, безусловно, полезна. «Однако такие показатели необходимо верно интерпретировать,— уточняет она.— Так, согласно действующим методикам ЦБ, под реструктурированными ссудами понимается довольно широкий перечень кредитов, по которым начальные условия были изменены в пользу клиента. При этом сам факт реструктуризации автоматически не является свидетельством повышенного кредитного риска». По мнению старшего директора по финансовым институтам Fitch Ratings Александра Данилова, конкретизации требует и срок, в течение которого суды продолжают считаться реструктурированными. «При этом главную ценность для рынка имеет информация о вынужденных реструктуризациях, без которых клиент допустил бы дефолт»,— указывает он.
Впрочем, придание огласке такой информации не решает проблему искажения отчетности, указывают эксперты. «Рынок знает много случаев, когда финансовые организации преднамеренно улучшали в отчетности отдельные показатели и данное искажение выявлялось лишь на этапе отзыва лицензии»,— уточняет господин Ларькин. «Например, факты обременения зарубежных активов зачастую вскрываются только после отзыва у банка лицензии»,— конкретизирует руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг. На практике до отзыва лицензии зачастую полного представления о реальном масштабе проблем в банке не имеет даже регулятор. Так, например, было в случаях с Внешпромбанком, «Российским кредитом», Пробизнесбанком, покинувшими рынок в прошлом году.
В рамках раскрытия дополнительных рисков банков ЦБ планирует также публиковать и информацию о запретах на осуществление банковских операций. Правда, с оговоркой: «за исключением случаев, когда такая публикация может явиться причиной возникновения угрозы стабильности банковской системы на федеральном или региональном уровне». При этом Банк России считает также целесообразным установить уголовную ответственность за умышленные действия должностных лиц банка, связанные с нарушением указанных запретов.
Банки усилят меры защиты российского аналога SWIFT
Кредитные организации, обменивающиеся данными и платежными поручениями через систему передачи финансовых сообщений, усилят меры по борьбе с кибермошенничеством
Учитывая интерес хакеров к SWIFT, в ЦБ готовят банки к возможным угрозам атак с целью получения доступа к российскому аналогу SWIFT (системе передачи финансовых сообщений — СПФС). Как сообщили «Известиям» официальные представители ЦБ, уровень рисков кибератак для получения доступа к СПФС соответствует угрозам атак на платежную систему Банка России. А значит, банки, подключенные к СПФС, должны следовать рекомендациям ЦБ по информбезопасности, предусмотренным для платежной системы Банка России. Фактически — усилить меры по борьбе с кибермошенничеством. По мнению экспертов, для расширения арсенала борьбы с хакерами есть основания, но внедрение банками повышенных мер безопасности не ударит по их бизнесу.
— В отношении СПФС — российского аналога SWIFT — предусмотрены такие же рекомендации в части обеспечения информационной безопасности, что и для платежной системы Банка России, так как базовые риски для этих систем одинаковые, — отметили в пресс-службе ЦБ.
Фактически ЦБ ставит знак равенства между кибератаками на СПФС и кибератаками на платежную систему Банка России. А значит, банки, которые обмениваются сведениями и платежными поручениями через СПФС, должны принимать повышенные меры безопасности (а не только стандартный комплекс). У регулятора восемь программных документов на тему информбезопасности банков, включая стандарты Технического комитета №22. По требованиям ЦБ к информбезопасности банки должны последовательно усиливать защиту на аппаратно-программном уровне, информировать персонал об активизации фишинговых рассылок (наиболее частая уловка, которую используют мошенники, чтобы попасть во внутреннюю сеть кредитной организации), правилах безопасности при работе с файлами и документами, приходящими на рабочую почту, выстраивать систему взаимодействия при выявлении и расследовании киберпреступлений, тестировать уровень знаний сотрудников (можно с помощью тестовых кибератак). Банки, обменивающиеся данными через СПФС, должны будут дополнительно использовать технологические, аппаратно-программные и криптографические средства защиты данных в комплексе, использовать в работе не только рекомендации ЦБ, но и рекомендации МВД по безопасности. А если у банка есть сомнения в уровне информбезопасности контрагента, сведения и платежки через СПФС направляться не должны.
К российскому аналогу SWIFT подключено 332 банка из около шести сотен работающих в России. Российский аналог системы передачи финансовых сообщений в формате SWIFT (как по внутрироссийским операциям) запущен в рабочем режиме в декабре 2014 года, в сентябре 2015 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина объявила о высокой степени готовности системы. Этот проект запущен в ответ на прозвучавшую в сентябре 2014 года инициативу Европарламента отключить российские банки от системы межбанковских переводов SWIFT, в начале 2015 года такой вариант рассматривали и главы МИД европейских государств. Российские банки не стали отключать от SWIFT, и CПФС существует как альтернативная система передачи информации и совершения платежей. К SWIFT подключено свыше 9 тыс. банков из 209 стран мира, система существует с 1973 года. Обмен информацией в системе проходит через два операционных центра, расположенных в США и Нидерландах. Каждый банк, подключенный к системе, имеет свой SWIFT-код.
В прошлый четверг стало очевидно, что российские аналоги международных систем нужны. В течение пяти часов держатели карт Visa (в том числе россияне) не могли совершать никаких операций за границей (снятие наличных, переводы, оплата покупок) из-за технического сбоя. Он был устранен в 18.55 по мск. В России держатели Visa почти не заметили проблем, потому что операции идут через подконтрольную ЦБ Национальную систему платежных карт (НСПК).
Сообщения о кибератаках на зарубежные и российские банки для получения доступа к SWIFT появляются с завидной регулярностью. В июле стало известно, что кибермошенники увели из российских банков около €2 млн, злоумышленники взломали внутреннюю сеть нескольких кредитных организаций и получили доступ к SWIFT. Ранее хакерским атакам через систему SWIFT подвергались Центробанк Бангладеша (ущерб составил $81 млн), эквадорский Banco del Austro ($9 млн) и украинский банк, название которого не разглашается ($10 млн). На прошлой неделе были очередные сообщения о попытках хакеров пробить бреши в защите и завладеть доступом к SWIFT.
— Хакеры атакуют SWIFT, используя ее скорее как транспорт, когда атака идет на банк, а затем платеж осуществляется через ту или иную платежную систему с учетом ее особенностей, — комментирует гендиректор Digital Security Илья Медведовский. — Информации об использовании именно уязвимостей системы SWIFT пока не поступало, хотя это также вполне возможно. Очевидно, что когда-нибудь кибермошенники могут переключить интерес на СПФС. Хакерам интересно всё, что может принести им доход.
Руководитель Zecurion Analytics Владимир Ульянов поддерживает превентивный подход ЦБ в противодействии кибермошенничеству.
— Несколько сотен кредитных организаций соблюдают требования регулятора по информбезопасности, и ряд банков — не весь комплекс мер, а частично, — пояснил собеседник. — Поскольку атаки на СПФС по уровню угроз соответствуют атакам на платежную систему Банка России, кредитные организации должны обеспечить наивысший уровень информбезопасности. Подозрения о возможностях атак просто так не рождаются. И лучше сразу предусмотреть все риски — чтобы последствия не оказались печальными.
По словам Владимира Ульянова, до появления центра по борьбы с киберугрозами (FinCERT) банки делились информацией о неблагонадежных контрагентах друг с другом (но нельзя сказать, что охотно). Сейчас о попытках кибератак (как заканчивающихся хищением денег, так и отраженных) банки сообщают в FinCERT. По мнению Владимира Ульянова, не исключено, что некоторые кредитные организации всё же замалчивают часть информации (если речь идет об отраженных кибератаках).
— В то же время у сотрудников FinCERT есть возможность мониторить все операции в рамках СПФС в режиме реального времени, — отмечает эксперт. — Это поможет избежать рисков сокрытия какой-либо информации. В рамках системы мониторинга дополнительной отчетности от банков в ЦБ, скорее всего, не потребуется. На технический апгрейд потребуются время и средства, увеличится количество бумажной работы. Но ничего сверхъестественного от банков не требуют, внедрение повышенных мер безопасности — выполнимая задача.
ЦБ уже натренировал банки успешно отражать атаки кибермошенников (об этом говорит статистика FinCERT). И при высокой активности хакеров у регулятора нет оснований пересматривать предварительный прогноз по объему киберхищений — 4 млрд рублей на конец 2016 года. Несмотря на участившиеся сообщения об атаках хакеров на зарубежные и российские банки, в ЦБ уверены, что объемы средств, уведенных из российских кредитных организаций, не превысят прогнозные показатели.
— Анализ статистических данных, получаемых ЦБ, а также поступающей по линии информационного обмена в рамках Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (FinCERT) информации свидетельствует о том, что оснований для пересмотра прогноза нет, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Банка России.
Банк России: 700 МФО не вступили в СРО и не смогут работать с 6 сентября
С 6 сентября 2016 года для работы на рынке микрофинансовая организация (МФО) должна состоять в саморегулируемой организации (СРО). Как рассказали порталу Банки.ру в ЦБ РФ, по состоянию на 2 сентября в государственном реестре содержится информация о 3,2 тыс. МФО. При этом вступили в СРО 1,9 тыс. МФО.
«По нашим оценкам, в ближайшее время должны вступить в СРО порядка 600 МФО», — прогнозируют в пресс-службе регулятора.
Однако в отношении около 700 МФО Банком России уже предпринимаются действия по исключению сведений о них из реестра в связи с нарушениями законодательства.
Микрофинансовые организации, которые до 6 сентября не вступят в СРО, не смогут работать на рынке легально.
«По результатам анализа данных о вступлении в СРО будет принято решение о применении конкретных мер к нарушителям», — сказали в ЦБ РФ.
В Банке России полагают, что развитие саморегулирования на рынке микрофинансирования будет способствовать выявлению и выведению с рынка лиц, осуществляющих нелегальную деятельность по предоставлению займов.
Обязательное членство МФО в СРО МФО установлено статьей 8 Закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Нарушение требования об обязательном членстве в СРО МФО влечет исключение МФО из государственного реестра (статья 7 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).
Tele2 задумалась о развитии технологий мобильной связи пятого поколения
Tele2 собирается развивать стандарты LTE-Advanced и 5G. К развитию этих технологий она приступает последней из федеральных операторов
«T2 РТК холдинг» (работает под брендом Tele2) и Nokia договорились развивать технологии связи пятого поколения (5G) и LTE-Advanced (LTE-A). Об этом рассказал представитель оператора Константин Прокшин и подтвердил представитель Nokia. По словам Прокшина, это позволит Tele2 усовершенствовать сеть и подготовиться к коммерческому запуску новых стандартов. Оценить размер требуемых инвестиций он затруднился.
Оператор также рассчитывает благодаря этому повысить эффективность использования частотного спектра, чтобы передавать большие массивы данных. Вопрос о том, какой радиочастотный спектр будет отведен под сети пятого поколения, пока остается открытым, говорит Прокшин. Но уже ясно, что понадобится больший диапазон частот, чтобы справиться с огромным трафиком и обеспечить высокую скорость передачи данных.
LTE-A – обновленная версия стандарта LTE – позволяет объединять несколько полос частот и использовать их для передачи данных на высоких скоростях. О запуске первых таких сетей компании «большой сотовой тройки» заявили в 2014 г. Успели конкуренты Tele2 и договориться о сотрудничестве с вендорами по технологиям пятого поколения связи. «Мегафон» и Huawei договорились о развитии 5G в 2014 г., а в июле 2016 г. оператор подписал схожий меморандум с Nokia. Опытные зоны планируется развернуть к 2018 г., говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. В 2016 г. о сотрудничестве с Ericsson и Nokia в области 5G объявила МТС. А «Вымпелком» взаимодействует с производителями оборудования и членами альянса NGMN (Next Generation Mobile Networks, объединяет компании, занимающиеся разработкой 5G), сообщал ранее представитель оператора. Конкретных вендоров он не называл.
Меньше строить
В 2016 г. Tele2 собирается снизить затраты на строительство сетей с 41,2% от выручки в 2015 г. примерно до 30%, сообщал ранее гендиректор оператора Сергей Эмдин.
Полноценного 5G пока нет нигде в мире и Tele2, как и другие операторы, будет только тестировать технологию, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. 5G – это технология будущего, но отдельные ее элементы и технические решения уже можно реализовывать на отечественных сетях, объясняет он логику операторов. Инвестиции в такие тесты несопоставимы по размеру с общим объемом капитальных затрат операторов, поэтому Tele2 может себе это позволить, добавляет партнер Deloitte Антон Шульга.
Переход к LTE-A – закономерный этап развития сети. Он постепенно осваивается «большой тройкой» и Tele2 стремится ни в чем ей не уступать, говорит Шульга. Коммерческая эксплуатация LTE-A уже возможна, но и здесь затраты Tele2 вряд ли будут масштабными, считает он. Tele2 занимается расширением покрытия сетей в новых регионах, а LTE-A нужен для увеличения емкости сети в местах с высоким трафиком. Поэтому эта технология будет применяться оператором точечно, предполагает он. Это потребует незначительных затрат по сравнению с общим бюджетом Tele2 на стройку, считает Шульга.
Разговоры о сроках коммерческого запуска 5G в России пока несколько спекулятивны, считает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Прежде должна быть стандартизирована технология, должно появиться оборудование, поддерживающее ее, объясняет она.
Отдельные решения 5G вендоры и операторы связи обещают внедрить уже в 2018 г., однако сам стандарт 5G должен сложиться ближе к 2020 г., прогнозирует представитель МТС Дмитрий Солодовников. Международному союзу электросвязи и альянсам заинтересованных игроков еще только предстоит определить сетевую архитектуру, технологии и диапазоны частот, которые будут применяться в стандарте пятого поколения, говорит он. Несмотря на это, оператор уже тесно сотрудничает с вендорами, чтобы заранее понять, как будут работать те или иные решения в сетях 5G в России, объясняет Солодовников.
«Ростех» оценил реализацию закона Яровой в 10,3 млрд рублей
Но локализовать удастся далеко не все
Локализация оборудования и программного обеспечения, необходимого для исполнения антитеррористических поправок, обойдется в 10,3 млрд руб., следует из предварительных подсчетов «Ростеха». Они содержатся в приложении к письму врио гендиректора «Ростеха» Владимира Артякова министру промышленности и торговли Денису Мантурову, с которым ознакомились «Ведомости». Расчеты подтверждает близкий к «Ростеху» собеседник «Ведомостей».
Работы на 4,8 млрд руб. из этого списка можно будет профинансировать за счет госпрограммы при наличии софинансирования в размере 50%, следует из документа. Близкий к «Ростеху» собеседник «Ведомостей» уточняет, что никакой конкретной госпрограммы не имеется в виду – речь об одном из вариантов финансирования разработки в рамках долгосрочного госзаказа.
Поправки, предложенные депутатом Ириной Яровой, обязывают операторов связи хранить до полугода содержимое переговоров и трафик абонентов. О желании «Ростеха» стать единым оператором системы хранения данных для исполнения этого закона стало известно в середине августа. На прошлой неделе Минпромторг в соответствии с июльским поручением президента России Владимира Путина сообщил ему результаты анализа возможностей, сроков и затрат на организацию производства отечественного оборудования и софта, нужного для исполнения закона. Минпромторг оценивал два сценария – предложенный «Ростехом», по созданию единого оператора, и расширение существующей системы оперативно-розыскных мероприятий – и счел более перспективной инициативу «Ростеха», о чем и доложил президенту.
Для создания единой системы «Ростех» предлагает использовать ресурсы и оборудование российских производителей – как входящих в «Ростех», так и независимых компаний, сообщает представитель госкорпорации. По его словам, реализация проекта многократно дешевле фигурировавшей ранее в СМИ оценки в 2,2 трлн руб., но точную стоимость определить нельзя, так как нет технического задания.
Всю нужную продукцию «Ростех» разделил на пять типов. Дороже всего, в 7,15 млрд руб., обойдется разработка отечественных серверов: локализация чипсетов и процессоров потребует 5 млрд и 2 млрд руб. соответственно, их смогут производить «Микрон» и «Ангстрем-Т». А вот отечественных модулей памяти в обозримом будущем не появится, считает «Ростех».
Сетевое оборудование – коммутаторы и маршрутизаторы можно будет разработать соответственно за 450 млн и 900 млн руб. С этим могут справиться как Kraftway (производит компьютеры и серверы на фабрике в Обнинске), так и «дочка» «Ростеха» Объединенная приборостроительная корпорация, а также ФГУП ЭЗАН «Черноголовка» и зеленоградский контрактный сборщик радиоэлектроники «Альтоника».
Еще в 850 млн руб. в общей сложности обойдется локализация систем хранения данных, в частности дисковых полок (300 млн руб.) и контроллеров дисков (450 млн руб.). Причем жесткие, твердотельные и ленточные накопители предлагается продолжать закупать за рубежом. Рабочие места пользователя на базе процессора «Эльбрус» можно разработать за 300 млн руб. Наконец, по планам «Ростеха», российским будет и все прикладное программное обеспечение, которое разработает НЦИ. Затраты на него составят 650 млн руб. Сейчас за рубежом выпускаются файловая система и база данных.
Kraftway уже выпускает маршрутизаторы, и недавно стало известно о ее партнерстве с «Лабораторией Касперского», разработавшей собственную безопасную ОС.
Альфа-банк вернул всем молодость
На днях Альфа-банк запустил новый сервис — при оформлении карты Next клиент получает браслет с технологией бесконтактных платежей. Продукт предлагается только людям в возрасте 18–30 лет. Граждане постарше, заинтересовавшиеся браслетом, скидками по карте и другими возможностями, стали получать отказы и обижаться. Мы спросили у руководителя сегментного маркетинга Альфа-банка Дениса Охримович, стоило ли ограничивать аудиторию такими спорными возрастными рамками. Как выяснилось, уже в пятницу, 2 сентября, банк отменил это ограничение.
Идея
«Первая в жизни банковская карта у наших молодых людей появляется либо в учебном заведении, либо на первом рабочем месте. Они не могут сами себе выбирать карту, ее, как правило, выдают. Мы задумались над созданием продукта, который смог бы стать первой, осознанно выбранной картой для нашей молодежи. Разумеется, мы хотели бы стать первым в их жизни банком и рассчитывать на то, что в будущем они останутся с нами и заинтересуются другими нашими продуктами. Мы провели исследования — смотрели зарубежный опыт, опросили более 800 молодых людей в России, чтобы понять, что именно им нужно.
Почему в наполнении появился браслет? Да, это нетипично для банков, как правило, они предлагают просто молодежные карты с определенным дизайном. А мы посмотрели, как вообще живут такие люди. Сходите в Парк Горького в Москве! Они катаются на скейтбордах, велосипедах, самокатах, активно пользуются гаджетами. И им не нужно что-то еще — кошельки, наличные деньги, карточки. Ведь намного проще, когда ты гуляешь, зайти в «Бургер Кинг», выбрать, что нравится, и заплатить браслетом в одно касание. Это очень классно! Вот из такого образа жизни мы и сделали этот продукт».
Ограничения по возрасту
«Первоначально мы вообще делали акцент на аудиторию 18–25 лет — анализировали их модели поведения, общались с ними, чтобы понять, что им интересно, как и почему они тратят деньги, что вообще для них значат банковские карточки, как они пользуются банковскими продуктами и услугами.
Но уже тогда мы понимали, что очень сложно установить возрастные ограничения: в чем разница между человеком в 24 года и в 26 лет? И тогда решили: раз уж мы целились на возраст 18–25, то, подняв верхнюю планку лет до тридцати, мы, скорее всего, в нужную аудиторию попадем максимально широко.
Зачастую люди после тридцати имеют другие потребности. У многих уже другой доход, иной образ жизни, есть семьи. Соответственно, у них уже другая модель потребления и траты денег, они по-другому смотрят на жизнь. Для этих людей более интересны другие продукты и сервисы — например, кэшбэк, летные карты или накопления.
Со стороны может показаться, что было бы проще оформлять эту карту всем желающим, а продвигать — среди молодежи до тридцати лет. Но все-таки нашей главной задачей было изучить именно эту целевую аудиторию и «подогнать» продукт под нее, чтобы он был максимально интересным, релевантным именно для них».
«Для тех, кому за тридцать»
«С момента запуска мы получили большое количество обратной связи, где люди говорят, что тоже хотели бы пользоваться этим продуктом, но они уже „не проходят по возрасту”. С их стороны были определенные пожелания, предложения и просьбы. Это было неожиданно, удивительно и, признаюсь, лестно.
Мы хорошо подумали и решили отменить это ограничение. Зачем его соблюдать, если мы видим интерес к нему со стороны широкой аудитории?»
Доходы бюджета в 2019 году снизятся до 20-летнего минимума
Если не подорожает нефть, денег не хватит для финансирования всех обязательств
Доходы федерального бюджета в отношении к ВВП продолжат сокращаться все три ближайших года и в 2019 г. снизятся до 20-летнего минимума – 13,3% ВВП, следует из проектировок бюджета 2017–2019 гг. Меньше было только в 1999 г. (12,8% ВВП).
Нефтегазовые доходы продолжат сокращаться и в номинальном выражении, и по отношению к ВВП, следует из прогноза структуры доходов бюджета («Ведомостям» удалось с ним ознакомиться). Ненефтегазовые увеличиваются в номинальном выражении, но темп их роста также отстает от темпа номинального ВВП (см. таблицу и график).
Доля доходов, перераспределяемых через федеральный бюджет, за предыдущие 10 лет составляла в среднем 20% ВВП; в ближайшие три года она снизится почти на треть до 13,7% ВВП из-за сокращающихся нефтегазовых доходов. Если в 2006 г. они приносили бюджету более 10% ВВП доходов, то в 2016 г. будет менее 6%, а в 2018–2019 гг. – менее 5%. Ненефтегазовые же доходы не компенсируют это падение.
Расчеты на 2017–2019 гг. сделаны исходя из базового варианта обновленного прогноза Минэкономразвития, в котором цена нефти остается на уровне $40/барр. все три ближайших года. Исходя именно из $40, правительство будет формировать бюджет на 2017–2019 гг., заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Это разумно, считает помощник президента Андрей Белоусов. Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что бюджет-2017 будет основан на цене нефти в $40/, потому что к его формированию надо подходить консервативно.
Доходы бюджета-2016, по расчетам Минфина, будут на 1,2 трлн руб. меньше, чем планировалось законом о бюджете, который исходил из $50/барр.: новая оценка – $41/барр. В сравнении с 2015 г. доходов в 2016 г. окажется меньше на 8%, а с учетом среднегодовой инфляции (7,1%, оценка Минэкономразвития) их спад в реальном выражении превысит 15%. Расти доходы начнут только в 2018 г., ожидает Минфин, но медленнее среднегодовой инфляции, в итоге в реальном выражении они сокращаются почти на четверть (на 23,6%) к уровню 2015 г.
Расходы за тот же период сократятся в реальном выражении почти на 20% – при условии, что их уровень (15,78 трлн руб. в год) будет заморожен на все три года, как предполагает правительство, и что расходы 2016 г. будут также сокращены до этого уровня. Без сокращения расходов дефицит 2016 г. превышает 4% ВВП, тогда как Минфин намерен уложиться в 3,3%. Но и при замораживании номинальных расходов на следующую трехлетку требуется либо сократить их на 3,5 трлн руб., либо на эту же сумму увеличить доходы, иначе задуманного Минфином последовательного снижения дефицита не получается (см. график). Предложенные Минфином варианты увеличения доходов за счет повышения налогов с 2018 г. кабинет министров пока отвергает.
Резерв бюджета
Консервативность планирования оставляет бюджету возможность получить в реальности более высокие доходы. Министр Улюкаев считает крайне маловероятным, что нефть останется на текущем уровне ($41–42/барр.) в течение трех следующих лет: более реалистичный прогноз – $50 в 2017 г. и $55 в 2018–2019 гг. Оценка основана на консенсус-прогнозе энергетических и финансовых аналитиков, сказал министр, она легла в основу еще одного прогнозного сценария министерства – «базовый плюс». У Минэкономразвития была идея именно этот сценарий предложить как основу бюджета, чтобы избежать более жесткой консолидации, рассказывали ранее «Ведомостям» федеральные чиновники.
По расчетам Минфина, повышение цены нефти на каждый $1 с уровня $40/барр. принесет бюджету дополнительно от 87 млрд руб., если вместе с ростом цены нефти будет укрепляться рубль, до 144 млрд руб., если курс рубля меняться не будет. Требуемый масштаб консолидации в 2017 г. – 710 млрд руб. (из 3,5 трлн за три года), и, таким образом, «лишние» $10/барр. в 2017 г. могут полностью решить этот вопрос. Были идеи заложить выше цену нефти и другой курс рубля, но пока отказались, сказал федеральный чиновник: «Договорились, что в бюджет ляжет $40 на трехлетку».
Доходы 2016 г. уточнены из-за изменения цены нефти и курса, однако 10%-ное недоведение лимитов позволит выйти на дефицит чуть более 3,2%, говорит чиновник. Планируемое сокращение лимитов в 2016 г. стало причиной ухудшения прогноза по спаду экономики с минус 0,2% до минус 0,5–0,6%, рассказал Улюкаев: «Это эффект пресловутой бюджетной консолидации». Весной, прогнозируя спад по итогам года на 0,2%, Минэкономразвития предполагало, что объявленное недоведение лимитов бюджетных назначений будет все-таки восстановлено, но сейчас шансы на это близки к нулю, признал Улюкаев: «И мы учли это и как выпадающий спрос, и как выпадающие инвестиции».
Даже замораживание номинальных расходов может стоить экономике 0,5 процентного пункта роста в год, посчитала директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Но бюджет лучше планировать консервативно, а в случае дополнительных доходов стоит их направить на ускоренное сокращение дефицита, считает она: «Нужно решать проблему долгосрочной несбалансированности бюджета. Рецессия и стагнация вызваны не бюджетной политикой, хотя реальное сокращение расходов и оказывает угнета