ОБЗОР СМИ
ЦБ хочет разрешить иностранным банкам становиться членами НСПК
ЦБ подготовил поправки в закон об НСПК, согласно которым участниками Национальной платежной системы смогут становиться иностранные банки и иные финансовые организации. Об этом сообщила в ходе Международного банковского форума в Сочи директор департамента национальной платежной системы ЦБ РФ Алла Бакина.
«В настоящее время уже подготовлен пакет изменений в закон, и мы рассчитываем этот пакет представить нашим законодателям, просим его поддержать, — сказала Бакина. — Основные изменения: определение сроков обеспечения эквайринга банками, расширение перечня участников национальной платежной системы за счет иностранных банков…»
Другой новеллой законопроекта стало введение для разных предприятий и торгово-сервисных сетей минимального денежного оборота, который обязывает вендора принимать карты «Мир» и других платежных систем.
По задумке ЦБ, все компании и ТСП, у которых оборот торговли составляет 120 млн рублей в год, должны принимать карты системы «Мир» и других платежных систем, раньше планка была установлена на уровне 60 млн рублей в год. «Наше предложение заключается в том, чтобы устанавливать это без привязки к типу предприятия, а от абсолютного значения», — уточнила Бакина.
НСПК: почти 100% банкоматов будут принимать карты «Мир» к концу 2016 года
К концу 2016 года уже почти 100% банкоматов российских банков и 90% POS-терминалов будут принимать карты национальной платежной системы «Мир», заявил коммерческий директор НСПК Сергей Радченков.
«Основная задача этого года — полностью открыть эквайринговую сеть, до конца года, даже раньше, мы в банкоматной сети практически на 100% эту задачу решим. В сети POS-терминальной — я думаю, что к декабрю это будет 90% хвата эквайринговой сети. То есть за год мы сделаем так, что карта «Мир» будет приниматься практически везде», — сказал Радченков.
Российские банки начали раскрывать свои эквайринговые сети для приема карт «Мир» с лета 2016-го, уже 77 кредитных организаций (в том числе ВТБ 24, «Русский Стандарт» и другие) стали эквайерами карт «Мир», их прием к оплате уже осуществляют такие гиганты, как «ИКЕА», «Метро», «Макдоналдс», сеть аптек A.V.E. Group (А5, 36,6 и прочие), Inditex Group (сети Zara, Bershka и прочие) и другие.
ЦБ: к НСПК присоединились 137 банков
К Национальной системе платежных карт (НСПК) на данный момент присоединились уже 137 российских банков, сообщила директор департамента национальной платежной системы ЦБ РФ Алла Бакина.
«Их (банков — участников НСПК. — Прим. ред.) уже 137, из них 77 эквайеров и 37 эмитентов (карт. — Прим. ред.)», — сказала Бакина.
Напомним, что еще в начале лета лишь 101 банк был участником НСПК, а эмитентов было чуть более 20.
ЦБ: около 50 финучреждений ежемесячно нарушают норматив максимального риска на связанных с банком лиц
Порядка 50 российских небольших банков регулярно, на ежемесячной основе, нарушают норматив максимального риска на связанных с банком лиц (Н25), рассказала заместитель директора департамента банковского надзора ЦБ Лидия Трошина.
Она уточнила, что сейчас регулятор проводит мониторинг соблюдения этого норматива в тестовом режиме. В полноценном режиме банки будут рассчитывать этот норматив с 1 января 2017 года.
«Около 50 банков ежемесячно нарушают Н25», — сказала Трошина, уточнив, что это «далеко не крупные банки».
«Концентрация риска может быть совершенно невероятной», — указала представитель мегарегулятора.
ЦБ РФ еще весной 2015-го сообщил о намерении ввести новый обязательный норматив максимального риска на связанное с банком лицо (Н25). Норматив Н25 будет рассчитываться как по группе связанных с банком лиц, так и по отдельным связанным с банком лицам (которые не будут объединяться в группу связанных).
ЦБ переделит банки: регулятор отказался от регионального деления
ЦБ отказался от идеи деления банков на «федеральные» и «региональные». Теперь в рамках новых лицензионных требований с 2018 года банки будут делиться в зависимости от размера капитала и выполняемых функций. На данный момент около 300 банков могут получить упрощенную лицензию.
Появившаяся в июне этого года инициатива ЦБ по разделению банков на федеральные и региональные за два месяца существенно трансформировалась. Если в первоначальном варианте регулятор предлагал разделить банки на «региональные» с капиталом менее 1 млрд руб. и размером активов менее 7 млрд руб. и федеральные, то в ходе обсуждения от понятия «региональный» отказались. «Вместо идеи ограничения региональной деятельности банков мы рассматриваем систему функциональных ограничений,— заявил вчера зампред ЦБ Михаил Сухов.— Для банков с ограниченной лицензией сейчас мы отталкиваемся от того, что деятельность будет ограничена предоставлением кредитов малому и среднему бизнесу, предпринимателям, физическим лицам».
В новом варианте с 1 января 2018 года банки разделятся на три группы — банки с капиталом от 300 млн руб. до 1 млрд руб., банки с капиталом выше 3 млрд руб. и банки с капиталом от 1 до 3 млрд руб. При этом ограничений по работе исключительно в своем регионе не будет. Предполагается, что банки с капиталом до 1 млрд руб. смогут работать только по упрощенной лицензии, с капиталом от 1 до 3 млрд руб.— сами решат, пользоваться ли упрощенным порядком или нет, с капиталом более 3 млрд руб.— смогут иметь только федеральную лицензию. «Мы не собираемся обязывать банки с капиталом до уровня 3 млрд руб., что называется, насильственно иметь более сложную, более тяжелую систему регулирования»,— уточнил господин Сухов. По его оценке, исходя из новых условий, ограниченную лицензию могут получить около 100 банков.
Бонусом при получении упрощенной лицензии является освобождение от соблюдения ряда нормативов. Вчера в ЦБ уточнили, что такие банки должны будут соблюдать только несколько ключевых нормативов — только норматив достаточности капитала (Н1.0), норматив достаточности основного капитала (Н1.2), норматив текущей ликвидности (Н3), норматив максимального риска на одного заемщика (Н6) и норматив на связанных с банком заемщиков (Н25). А вот ограничения для банков с упрощенной лицензией, помимо работы в одном регионе, останутся прежними. В частности, валютные операции банк с ограниченной лицензией может осуществлять через банки с универсальной лицензией, с которыми он заключит соглашение. «Мы не планируем, что этим банкам это будет разрешено, имея в виду предоставление кредитов нерезидентам, предоставление иностранных ценных бумаг, открытие корреспондентских счетов в иностранных банках»,— уточнил Михаил Сухов.
По мнению банкиров, отказ от привязки банков с упрощенной лицензией к одному региону — важное изменение. «Самым серьезным ограничением была привязка к региону, это не рыночное ограничение и оно серьезно помешало бы нашему банку осуществлять свои операции при выборе упрощенной лицензии,— говорит глава совета директоров Русского торгового банка (капитал на 1 июля по «Интерфаксу» 647 млн руб.) Сергей Иванов.— Без этого ограничения меня не смущает возможность иметь упрощенную лицензию. Да, тарифы на расходы по трансграничным операциям вырастут, но это не такой существенный объем бизнеса для нас».
Впрочем, по мнению экспертов, запрет на трансграничные операции для банков с ограниченной лицензией негативно отразится на рынке. «Это приведет к снижению конкуренции на рынке банковских услуг,— полагает руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг.— Фактически половина российских банков не сможет обслуживать внешнеэкономические операции своих клиентов».
Впрочем, по мнению экспертов, у ЦБ есть свои причины для ограничения именно трансграничных операций. «С одной стороны, идея ограничений по операциям, а не по регионам, выглядит разумной: с учетом диверсифицированной и неоднородной по уровню экономического развития территориальной структуры, замыкание бизнеса банка на одном регионе было бы трудновыполнимой, а подчас и экономически нерациональной задачей,— рассуждает руководитель банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук.— С другой стороны, остается открытым вопрос, какую цель преследует Банк России, проводя эту реформу: повышение доступности банковских услуг или дальнейшее ограничение незаконной банковской деятельности, объемов сомнительных операций. Очевидно, что для решения второй задачи новая институциональная структура будет большим подспорьем».
Ольга Скоробогатова, ЦБ: «Миф о блокчейне, что все готово, можно перейти и отказаться от банков, оказался именно мифом»
Заместитель председателя правления Центрального банка РФ Ольга Скоробогатова, выступая на Международном банковском форуме «Банки России — XXI век», озвучила позицию регулятора по важным направлениям инноваций в банковском бизнесе.
Облачные технологии сами по себе дают огромный эффект, потому что они экономят средства и снимают ограничения по объему обрабатываемых данных.
Благодаря открытым API, появляется возможность не только у банков, но и у других организаций, иметь доступ к счету клиентов, в рамках заключенного соглашения. Это требует изменения законодательства, но рынок и чаяния потребителей подталкивают к принятию таких изменений. Думаю, что Дума и СФ нас в этом поддержат.
Необходимо создать базу биометрических данных, которая позволит не ходить клиенту каждый раз в банки для совершения серьезных операций, а идентифицироваться по информации из нее. Но пройдет время, пока биометрические данные можно будет использовать с полной уверенностью в безопасности этого процесса.
В прошлом году был взрывной интерес к распределенному реестру. В этом году ситуация и риторика изменились. Многие регуляторы и компании, погрузившись в тему, выяснили массу несовершенств и зон риска. Миф о блокчейне, что все готово и можно перейти, снизить издержки и отказаться от банков, оказался именно мифом. Проработка займет 3-4 года, это совершенно понятно.
Розничные клиенты ориентируются на мобильный банкинг больше, чем на любые другие каналы предоставления услуг.
Облачные технологии, большие данные, IoT и искусственный интеллект – это основа, которая позволит банку быть успешным уже начиная с этого года. Это вопрос бизнеса и IT-модели, которые объединяются в одно целое.
За 2 года произошел взрывной рост финтех-компаний, инвестиции увеличились с 12 до 22 миллиардов. Это говорит о том, что мир изменился. Появились новые возможности борьбы за клиента. Новые виды бизнес-моделей. Банки готовы вкладывать в финтех, даже понимая, что не все технологии «выстрелят». То, что есть уже вариант симбиоза бизнеса и финтеха, это очевидно.
Фокус на мобильные технологии говорит о том, что время стало самым ценным ресурсом для клиентов всех уровней. Хотим мы или нет, но надо понимать, что именно это направление развивается семимильными шагами.
Всегда интересно оглянуться назад. За короткий промежуток времени, за 20 лет, мы ушли от вопроса «как открыть максимальное количество отделений?» до «как нам работать без отделений, и как максимально работать без участия людей, переложив рутину на искусственный интеллект?». На сотрудников будет возложена работа по развитию технологий, по пониманию, как работать с информационной безопасностью. Операционисты и кассиры будут заменены автоматизированными системами, а интеллектуальная составляющая останется за человеком, и она будет, возможно, не в банках, а в финтех-компаниях, работающих рядом с банком. Эти изменения произойдут в течение 3-5 лет.
Есть уже понимание, как банки относятся к финтеху. Еще 4-5 лет назад все бы сказали, что никак не относятся и вообще не знают. Сегодня 65% банков воспринимают финтех, как партнера. 45% за взаимодействие, 43% считают правильным инвестиции в финтех-компании.
Мы сейчас обсуждаем возможность создания консорциума по финтеху, который объединил бы регулятора, банки и финтех-компании. В рамках консорциума мы должны определиться – что именно следует регулировать. Также мне нравится идея создания инновационного хаба, в рамках которого можно проверить технологии и оценить их с точки зрения направлений регулирования. Наш принцип – давайте протестируем, оценим плюсы для рынка, а потом уже решим, нужны ли изменения. Если мы будем вводить новые законы, не понимая предмета, будет лишь вред. Об консорциуме и его работе будем рассказывать на Финополисе в Казани 13-14 октября.
Зампред ЦБ: массовое внедрение биометрической идентификации клиентов банков займет три-четыре года
Массовое использование банками биометрических методов идентификации клиентов может начаться не ранее чем через три-четыре года, до тех пор будет продолжаться изучение такой возможности. Об этом заявила в ходе Международного банковского форума в Сочи зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.
«Думаю, что это будет очень перспективная технология. Мы, действительно, изучали ее внимательно и технически, и технологически, и юридически. Но то, что она требует проработки, и это займет где-то три-четыре года, это наша оценка, для нас это совершенно понятно», — сказала Скоробогатова.
По ее словам, биометрия может использоваться как при физической, так и при удаленной идентификации. Но для получения банками такой возможности необходимо создать единую базу данных о физических лицах.
Владимир Сенин (Альфа-Банк): «Мы движемся от мегарегулятора к супермегарегулятору»
Тезисы выступления на XIV Международном банковском форуме «Банки России–XXI век» 8 сентября 2016 года Владимира Сенина, заместителя председателя правления Альфа-Банка
- Наш кредитный уклад застыл на уровне конца прошлого века, от развитых рынков инструментарий российских банков отстал на 25–30 лет. Законодательные изменения последних лет оказались во многом декларативными. Два года ЦБ и правительство не могут согласовать закон о синдицированном кредите. Не создано вторичного рынка кредитов. Об эффективности процедур взыскания приходится говорить в отрицательном ключе. Инструменты управления снижения кредитного риска доступные российским банкам либо малоэффективны, либо вообще не работают.
- Кредитная культура и инструментарий российских банков также существенно отстают от потребностей современной практики и экономики.
- В современном виде банковский кредит консервирует существующий экономический уклад, а не работает на структурные реформы.
- На лицо громадный разрыв, который должен быть устранен. С одной стороны, заявляются грандиозные цели по структурным изменениям в экономике, а с другой обнаруживается провал в кредитно-банковских инструментах и правовом обеспечении лучших практик которые были бы соразмерны заявленным экономическим целям. Уместно задать вопрос: чьими силами может быть устранен указанный разрыв. Сегодня правительство демонстрирует не очень высокую способность принимать комплексные решения в банковско-финансовой сфере. Существующие процедуры согласования проектов и решений приводит к выхолащиванию их сути и содержания. Дальнейшая доработка в Госдуме становится своеобразным лабиринтом. Искомое качество могло бы быть достигнуто при проработке документов на экспертном уровне. Взвешенных решений, которые доходят до стадии закона крайне мало.
- Основная тяжесть по решению банковского развития в действительности возлагается на ЦБ. Может быть, Банк России следует наделить правом законодательной инициативы, что повысит и ответственность и прозрачность.
- Говоря о роли ЦБ, следует указать на фундаментальные противоречия в его деятельности. Это с одной стороны цели развития и цели поддержания банковской стабильности с другой. Развивать банковскую систему у ЦБ получается хуже, чем надзирать. Показательно, что в банковской половине мегарегулятора отсутствует департамент развития, хотя в законе подобная цель декларируется.
- Реального финансово-экономического обоснования у трехуровневого преобразования нет. При этом архитектура банковской системы меняется очень серьезно. Эта «новелла» сулит банкам и экономике лишь дополнительные издержки, а не развитие бизнеса.
- Создается впечатление, что мы движемся от мегарегулятору к супермегарегулятору. Ситуация когда банк России хочет взять на себя функции санации банков задает вопрос о месте АСВ в принципе.
- На западных рынках сначала создаются сложные инструменты, а потом усложняется банковское регулирование. У нас происходит ровно наоборот — копируется с зарубежных образцов сложное банковское регулирование, в которое потом как-то втискиваются новые банковские продукты.
- Перед российскими банками стоит стоит задача выбора новой архитектуры профессиональных объединений.
Сергей Меднов, «Открытие»: «Необходимо развивать интеграционную платформу для подсоединения внешних компаний»
Сергей Меднов, старший вице-президент, руководитель операционно-технологического блока банка «Открытие», в выступлении на Международном банковском форуме «Банки России — XXI век» призвал банки объединяться для развития финтеха.
Три года назад все ждали, что на банковский рынок придет некий Uber и все поглотит. Он не появился и, скорее всего, не появится. К счастью, банковский рынок сильно зарегулирован, и приход разрушителя извне маловероятен. Но ситуация все равно не очень хорошая, потому что банки постепенно превращаются в обработчиков транзакций и теряют связь с клиентом.
В России свободных денег немного, потому развивать здесь финтех достаточно сложно.
В группе «Открытие» мы, безусловно, пытаемся найти финтехкомпании, которые являются прибыльными. Это сложно, потому что, например, практически все компании в Кремниевой долине убыточны. Там модель не про реальную прибыль, а про рост надувной стоимости. В России возможности долго надувать нет, здесь смотрят на деньги. У нас есть опыт интеграции стартапов — например, Рокетбанк. Считаю, что необходимо развивать интеграционную платформу для подсоединения внешних компаний. И добиваться противодействия тому, что банк превращается в машину для обработки транзакций.
Поскольку денег каждому участнику рынку не хватает, нужно создавать объединения, совместные акселераторы. И в них выращивать технологии, которые могут затем всеми применяться на рынке.
Артем Сычев: «Будущее за аутсорсингом услуг информационной безопасности»
Заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев на Международном банковском форуме «Банки России — XXI век» рассказал о ситуации с информационной безопасностью в нашей стране и за рубежом, а также о мерах, принимаемых для ее повышения.
Российский бизнес не жалеет денег на финтех, а про безопасность думает, что она на втором плане. Между тем за рубежом все наоборот: в безопасность вкладывается больше средств, чем в России инвестируется в весь финтех, вместе взятый.
Инструментарий злоумышленников изменился, переместившись из реального мира в виртуальный.
Никто не атакует устройства как таковые, атакуется сеть в целом. Через подключенную к сети кофеварку можно отследить трафик смартфона, подключенного к той же сети. Все дело в том, что разработчик приложения, работающего на вашем смартфоне, просто забыл зашифровать передаваемые данные.
В одиночку заниматься безопасностью можно, но неэффективно, намного продуктивнее делать это сообща. Для этого ЦБ создал FinCERT. Наша основная задача — помочь оперативно давать информацию о проблемах, которые могут возникать в кредитных и финансовых организациях и влиять на их устойчивость.
Региональные банки не всегда готовы и могут тратить деньги на поддержание инфраструктуры безопасности и содержание персонала, обеспечивающего безопасность. Информационная безопасность в России развивается по ресурсной модели, подразумевающей покупку программы или «железяки».
Во всем мире дело обстоит совсем не так. Например, в Малайзии рынок на 90% складывается из услуг, из которых только 30% формируется по требованию регулятора, остальное — это потребности бизнеса проверить себя на соответствие требованиям безопасности.
Мы считаем что будущее за аутсорсингом услуг информационной безопасности. ЦБ готовит проект стандартизации вопросов, касающихся информационной безопасности. Проект доступен на сайте и ждет замечаний. Мы готовы сотрудничать и вносить правки.
На данный момент есть две законодательных инициативы. Первая — внесение изменений в законодательство в части работ по антифроду. Сейчас наблюдается тренд на понимание не только того, какой продукт предложить клиенту, но и как защитить клиента от атаки на его деньги. Вторая инициатива заключается в усилении наказания, предусмотренного в Уголовном кодексе за преступления в области информационной безопасности.
Сейчас самый большой срок реального наказания в России составляет пять лет, и его дают только после того, как по тому же преступлению люди уже получили три года условно. Для сравнения: в США срок уголовного наказания равен 25 годам, в Китае вы можете считать, что легко отделались, получив 10 лет. В общем по миру срок уголовного наказания составляет пять лет и во многом зависит от суммы, на которую покушались злоумышленники.
ЦБ: в конце года число кибератак на банки возрастет
В конце года количество кибератак на банки может возрасти, сообщил журналистам заместитель начальника ГУБиЗИ Банка России Артем Сычев.
«Скорее всего, где-то в конце года активность может такая быть проявлена», — считает Сычев.
Он указал, что мошенники рассылают в банки вредоносное ПО. «Письма приходят обычно такие: «Срочно проведите счет» или «Просим подтвердить платеж», — сказал он.
По его словам, в день «получаем 3—4 вредоносных экземпляра (ПО)».
Три версии санации банков по версии Михаила Сухова
Повышение отчисления в фонд страхования вкладов. Предоставление владельцам возможности провести самооздоровление банков без использования государственных средств. Новая схема финансового оздоровления путем инвестиций ЦБ в капитал проблемных банков. Зампред Банка России Михаил Сухов рассказал на банковском форуме ассоциации «Россия», как регулятор будет снижать стоимость реструктуризации банковского сектора.
Повышения отчислений в фонд страхования вкладов
В 2017 году платежи должны увеличиться. На сколько — посмотрим. Время и уровень платежей будет определяться исходя из финансового состояния банков и потребности фонда в дополнительном финансировании.
И базовая ставка, и повышенная, скорее всего, увеличатся. Финансовое состояние банковского сектора это позволяет. Прибыль банков за первые восемь месяцев 2016-го составила 537 млрд руб., по итогам года она превысит 700 млрд руб. Темпы прироста вкладов в группе крупнейших банков раза в четыре превышает темп роста вкладов по банковскому сектору. То есть основные плательщики средств в фонд получают все больше возможности работать на рынке вкладов.
Повышенная ставка достаточно объективно отражает признаки финансовой неустойчивости банков. Она может быть повышена с 200 до 500% к базовой ставке. Тот факт, что во втором квартале 2016 года эту ставку платят 117 банков, включая 12 банков, привлекающих вклады под повышенные проценты, показывает, что мы выбираем благодаря системе финансовых и других показателей те банки, которые несут повышенный риск для системы и которые совершенно справедливо должны нести большее бремя финансирования фонда страхования вкладов.
Самооздоровление
1 сентября этого года вступили в силу новые нормы закона, которые позволяют владельцам банка представить в ЦБ план финансового оздоровления сроком на три года по искоренению тех трудностей, которые имеются на балансе банка. У нас нет ни планов самооздоровить все проблемные банки, ни каких-то серьезных ограничений.
Эти нормы могут применяться к банкам разной величины, но применяться с известной степенью доверия друг к другу и после серьезного изучения финансовых возможностей владельцев банков. Мы будем смотреть, каким путем владельцы банков предлагают улучшить качество активов, и если мы будем готовы согласиться с ними, определенные допущения в сфере надзора будут сделаны, они будут улучшать финансовое состояние, как это делают 28 санируемых банков.
Новая модель санирования банков
Она состоит из нескольких компонентов. Один из них — предложение о немедленном введении моратория на удовлетворение требований всех кредиторов вместе с введением временной администрации в проблемных банках.
Сейчас этот срок составляет семь дней с момента возникновения неплатежеспособности, что позволяет выводить активы в последний момент и создавать дополнительные трудности с ликвидностью при санировании. Мы считаем, что законодательное решение этого вопроса позволит сэкономить порядка 5–10% денег, направляемых на оздоровление банковского сектора.
Одновременно мы предлагаем новую модель — вложение денег в капиталы санируемых банков через управляющую компанию. Банк России предполагает делать инвестиции в капитал, что позволяет экономить при нынешних финансовых условиях порядка 30% первоначально вложенных средств, а при снижении процентных ставок сумма экономии может достигнуть порядка 15%.
Мы не хотим огосударствления банковского сектора и будем принимать все меры по ускорению выхода из капитала этих банков. Мы нацелены консолидировать санируемые банки, мы нацелены на то, чтобы извлекать дополнительную выгоду путем сохранения всей прибыли.
Мы исходим из нашей ответственности за конечный результат инвестиции, за стоимость выхода, поэтому мы хотим участвовать в управлении этого банка через создаваемую управляющую компанию. Мы считаем, что получение этих полномочий до конца этого года позволит нам в следующем году применять ресурсы санирования с меньшими инфляционными рисками для экономики страны.
Visa: «С точки зрения платежных сервисов у нас все хорошо!»
Число безналичных транзакций растет, электронная коммерция занимает все большую долю, бесконтактные платежи показали ошеломляющий рост. Генеральный директор Visa в России Екатерина Петелина дала прогнозы развития платежной индустрии в России и назвала пять главных трендов, которые будут определять будущее рынка в ближайшие годы.
«С точки зрения рынка платежных сервисов у нас все хорошо!» — с такого заявления начала свое выступление на XIV Международном банковском форуме «Банки России — XXI век» Екатерина Петелина. Свои слова она подкрепила действительно позитивной статистикой.
- Обороты по платежным картам за прошедшие пять лет выросли втрое, при этом доля безналичных расчетов по картам в этом году может составить 30% или более — при том, что три года назад она составляла 20%. «Это очень хороший, здоровый тренд для платежной индустрии!» — подчеркнула Екатерина Петелина. По ее словам, в ближайшие три-четыре года эта доля в России может вырасти до 40% и более. Это означает, что безналичные платежи буду расти примерно на 18–20% в год.
- Количество транзакций в штуках растет быстрее, чем в объемах. «На самом деле это тоже позитивно — люди начинают оплачивать картами свои ежедневные нужды,— объяснила Екатерина Петелина.— Если раньше картой платили за одежду, за отель, билет на самолет и так далее, то сейчас карта — это транспорт, продукты. Треть всех транзакций по картам Visa сейчас совершается на ежедневные нужды.
- Рост доли трансграничной электронной коммерции. В общих трансграничных транзакциях доля электронной коммерции выросла с 35 до более чем 40%. В целом объем электронной коммерции за последнюю пару лет увеличился более чем на 60%. «Несмотря на то, что люди немножко „поджались” с точки зрения поездок за границу, транзакционная активность нашего российского населения именно в электронной коммерции активно растет»,— указала Екатерина Петелина.
- Бесконтактные платежи за последний год показали «ошеломляющий рост»: объемы выросли в 2,5 раза, транзакции — в 4,5 раза. «Все хотят платить быстро!» — резюмировала Екатерина Петелина.
Глава Visa в России назвала пять трендов будущего, которые сегодня намечаются в платежной индустрии
1. Изменение потребительских предпочтений. Людям важны скорость, безопасность, простота и персонализация.
2. Больше информации, меньше лояльности. Современные потребители много знают и много хотят. Повышается конкуренция брендов, компаний, банков за лояльность потребителя.
3. Смена формата общения. Полномасштабный интернет-банк уступает место мобильному банку, мобильный банк — приложениям, приложения — мессенджерам, мессенджеры — ботам. Читать массивы текста уже никому не интересно. Люди хотят воспринимать видео, картинки, голос.
4. Появление новых игроков в экосистеме. Это и финтехкомпании, и технологические гиганты, такие как Apple, Samsung, Google. А также социальные сети.
5. Digital, mobile, новые форм-факторы. Каналы взаимодействия с клиентом меняются в целом по всему миру. Рост транзакций с физической картой — 3%, с картой в телефоне — 53%, с картой в устройстве («интернет вещей», новые форм-факторы — часы, кольца, консоли, автомобили) — 91%.