ОБЗОР СМИ
ЦБ не рекомендует банкам регистрировать новые сберсертификаты
Набиравший в последние годы популярность у граждан инструмент накопления — сберегательные сертификаты — впервые показали сокращение объемов вложенных в них средств. Падение составило 10% за июль—октябрь. В преддверии принятия поправок в Гражданский кодекс, которые запретят наиболее популярные сертификаты на предъявителя, ЦБ не рекомендует банкам регистрировать новые выпуски, указывают источники «Ъ». В результате граждане теряют возможность размещать средства в госбанках под высокий процент.
Данные об объеме средств, размещенных в сберегательные сертификаты, Банк России публикует в «Обзоре банковского сектора». Согласно последнему обзору, с июля текущего года началось резкое сокращение задолженности по сберсертификатам. Так, если на 1 июля объем средств, размещенных в этот инструмент, составлял 599,2 млрд руб., то на 1 ноября — 537,9 млрд руб. За четыре месяца сокращение составило около 10%. До сих пор столь резкого падения инвестиций в сберсертификаты не было.
Сберегательные сертификаты делятся на именные и на предъявителя (предъявить их к погашению может любое лицо). Последние не попадают под действие системы страхования вкладов, что избавляет банки от необходимости платить взносы в фонд страхования вкладов со средств, привлеченных через них. Основными игроками на рынке сберсертификатов являются госбанки — Сбербанк и ВТБ, на них приходится 91,8% всех привлеченных через этот инструмент средств. Оба банка выпускают сертификаты на предъявителя. Помимо Сбербанка и ВТБ сберсертификаты выпускают еще около 20 банков.
Как показывает анализ отчетности банков, именно лидеры рынка сберсертификатов обеспечили столь резкое его сокращение. У Сбербанка объем средств, привлеченных через этот инструмент, в июле—октябре сократился на 49 млрд руб., у ВТБ — на 10 млрд руб
«За последнее время Сбербанком был предложен ряд новых интересных сберегательных продуктов, что послужило естественному перетоку в них части размещаемых средств клиентов,— сообщили в Сбербанке.— При этом сертификаты на предъявителя по-прежнему остаются для вкладчиков выгодным предложением с процентными ставками, превышающими ставки по аналогичным вкладам основной линейки». Впрочем, если еще два года назад разница в ставках по вкладам и сберсертификатам Сбербанка составляла 2,5 п. п. в пользу последних, то сейчас она незначительна. Так, максимальная ставка по вкладам Сбербанка составляет 8%, по сберегательным сертификатам — 8,45%. В ВТБ «Ъ» сообщили, что «в настоящий момент в обращении находятся сберегательные сертификаты на предъявителя, выпущенные еще Банком Москвы. Данные сертификаты действительны только к погашению». После утверждения в Банке России новых условий выпуска розничный бизнес банка ВТБ будет выпускать новые сберегательные сертификаты на предъявителя, уточнили там.
Поправки в ГК, которые предусматривают отмену предъявительских сберегательных сертификатов, с начала года находятся в процессе обсуждения, и на этой неделе Госдума рассмотрит их во втором чтении. Ранее Минфин, инициировавший законопроект, объяснял, что сертификаты на предъявителя создают условия для отмывания средств, так как не имеют ограничений по сумме и не предусматривают запрета на использование их в качестве расчетного и платежного средства. Минфин поддерживал и Росфинмониторинг, так как сертификаты на предъявителя не позволяют установить происхождение денежных средств и не соответствуют стандартам FATF.
По словам источников «Ъ», банкиры, желавшие зарегистрировать выпуск сберсертификатов на предъявителя в ЦБ, получали рекомендации не использовать данный инструмент. «Письменных рекомендаций не было, но устно регулятор уже некоторое время указывает на то, что к данному инструменту у него есть вопросы,— говорит один из собеседников «Ъ».— Сейчас избыток ликвидности, поэтому банки могут спокойно выполнить пожелание регулятора». В ЦБ на запрос «Ъ» не ответили.
В условиях скорого запрета на сертификаты на предъявителя рекомендации ограничить их выпуск выглядят логично, считают эксперты. «Прекращение существующего института сберегательного сертификата находится в русле тенденции сокращения видов предъявительских ценных бумаг. По общему правилу закон обратной силы не имеет, сертификаты, которые были оформлены в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, не должны утратить легитимность,— указывает управляющий партнер консалтинговой группы АДВАКО Андрей Саенко.— Однако стоит присмотреться к дальнейшим модернизациям «антиотмывочного» законодательства, которые могут внести корректировки и в обращение формально законных сертификатов». В любом случае, чем меньше останется сертификатов на предъявителя к моменту их запрета, тем меньше правовых коллизий возникнет, сходятся во мнении эксперты.
ЦБ смягчил требования к банковским резервам
ЦБ РФ смягчает меры, применяемые к кредитным организациям за нарушение обязательных резервных требований.
«Банк России принял решение уточнить состав резервируемых обязательств кредитных организаций, включаемых в расчет обязательных резервов. В рамках данного решения предусмотрено, что в состав резервируемых обязательств не будут включаться обязательства по субординированным инструментам, а также выпущенные облигации со сроком погашения не менее трех лет, не предполагающие досрочного погашения. В связи с изменением порядка составления ежедневного баланса кредитных организаций также уточнена методика расчета суммы обязательных резервов. Кроме того, было принято решение смягчить меры, применяемые к кредитным организациям за нарушение обязательных резервных требований», — сообщает пресс-служба кредитной организации.
Уточнение состава резервируемых обязательств отменяет неэффективно работающую меру освобождения от резервирования депозитов юридических лиц и облигационных займов, привлекаемых на срок не менее трех лет, но предполагающих досрочное погашение.
По мнению ЦБ, это решение сделает более прозрачным порядок составления расчета обязательных резервов, а также исключит возможность некорректного отражения состава резервируемых обязательств кредитными организациями. В условиях перехода банковского сектора к структурному профициту ликвидности решение об изменении состава резервируемых обязательств позволит сформировать более устойчивый спрос банков на средства на корреспондентских счетах в Банке России и даст возможность абсорбировать часть притока ликвидности, связанного с финансированием дефицита федерального бюджета за счет средств Резервного фонда.
Введение возможности смягчения мер, применяемых к кредитным организациям за недовзнос в обязательные резервы или невыполнение усреднения обязательных резервов, будет стимулировать банки самостоятельно уведомлять Банк России о случаях нарушения обязательных резервных требований.
«Массовых зачисток МФО в 2017 году ЦБ проводить не будет»
Центробанк планирует усилить регулирование рынка микрофинансовых организаций, чтобы оставить только «живых» и добросовестных участников
Центробанк намерен ввести новые нормативы для микрофинансовых организаций, чтобы защитить потребителей их услуг, а также стимулировать кредитование МСП (малых и средних предпринимателей). Об этом, а также о том, как ЦБ намерен добиться снижения привлекательности «займов до зарплаты», в интервью «Известиям» рассказал начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Илья Кочетков.
— Недавно ЦБ опубликовал разработанные для микрофинансовых (МФК) и микрокредитных компаний (МКК) нормативы. Какой у вас прогноз, сколько МФО может получить статус МФК, а сколько будет МКК?
— Если исходить из общего числа микрофинансовых организаций, которые у нас есть на данный момент, то точно немногие. Наше экспертное предположение — от 40 до 90 МФО смогут стать микрофинансовыми компаниями (смогут не только кредитовать, но и привлекать деньги у населения. — «Известия»). Некоторые называют более оптимистичные цифры — 100–120. На данный момент на рынке уже есть две организации, получившие статус микрофинансовой компании.
Соответственно остальные действующие на рынке микрофинансовые организации имеют статус МКК и обязаны до 29 марта 2017 года отразить это в своем наименовании. По последним данным, сейчас в государственном реестре МФО, который ведет Банк России, чуть менее 3 тыс. МФО.
Хочу отметить, что я не исключаю увеличения числа МФО в целом, потому что рынок становится привлекательным для новых участников. Да, сегодня из реестра выводится больше компаний, чем появляется, но в 2017 году мы уже будем заниматься зачисткой реестра не столь массово, поэтому рост числа МФО вполне вероятен. Создание новых компаний мы никак не дестимулируем.
— Каким образом будут защищены граждане — инвесторы МФО в переходный период до конца марта 2017 года?
— К финансовой устойчивости МФО и сейчас предъявляются определенные требования: с 2012 года действует приказ Минфина России, устанавливающий норматив достаточности собственных средств и норматив ликвидности для микрофинансовых организаций.
Надо отметить, что одно из принципиальных отличий микрокредитной компании от микрофинансовой в том, что МФК могут занимать деньги у граждан, которые не являются их учредителями, а МКК не могут брать деньги взаймы у физических лиц, которые не являются учредителями компании. Поэтому мы и вводим для МФК дополнительные нормативы, которые начнут действовать с 2018 года. Нормативы для МКК останутся на нынешнем уровне. Но мы готовы это обсуждать: сейчас проекты нормативных актов размещены на сайте Банка России для оценки регулирующего воздействия.
По нашим оценкам, на сегодняшний день практически все МФО имеют возможность выполнять эти нормативы. При их разработке мы ориентировались на не самых крупных игроков, у нас не было задачи осложнить кому-то бизнес. Хотя защиту прав потребителей услуг МФО, и особенно граждан, предоставляющих займы МФК, а также обеспечение стабильности развития рынка со счетов сбрасывать никак нельзя. Нормативы устанавливаются именно с целью решения этих задач.
— Есть ли оценка, сколько средств потеряли инвесторы, когда многие МФО покинули рынок?
— Скорее всего, какие-то потери, тконечно же, есть, но мы не оцениваем их как системные. Хочу обратить внимание, что, несмотря на количество выведенных с рынка участников, портфель микрозаймов МФО значительно вырос и составляет порядка 85,5 млрд рублей на конец сентября. Это рост примерно на 22% при уменьшении количества МФО примерно на 14% и росте числа заемщиков микрофинансовых компаний на 41%. Это говорит о том, что компании, сведения о которых мы исключили из реестра микрофинансовых организаций, в 99% случаев всё-таки были нежизнеспособными и практически никакой деятельности не вели.
— Нет ли опасений, что в переходный период начала 2017 года МФО будут переоформляться в микрокредитные компании и записывать своих, по сути, кредиторов в акционеры?
— Если этот процесс будет проходить в соответствии с законом, с соблюдением прав граждан–инвесторов и при их согласии, то никаких угроз в этом я не вижу. И в целом не предполагаю, что схемы обхода требований закона станут массовым явлением на рынке МФО. Всё-таки мы поступательно двигаемся по пути повышения цивилизованности микрофинансового рынка.
— Есть ли еще планы по защите инвесторов МФК?
— Само по себе разделение МФО на МФК и МКК — уже решающий шаг в сторону защиты прав граждан. Тем самым мы говорим, что организации, у которых есть собственный капитал и активы от 70 млн рублей, могут системно работать с гражданами. Следующий шаг — как раз дополнительные нормативы.
Кроме того, мы ведем работу над созданием базовых стандартов для МФО: стандарт по операциям, стандарт по рискам и стандарт по защите прав потребителей. Эти стандарты разрабатывают саморегулируемые организации (СРО) при непосредственном экспертном участии Банка России с последующим их утверждением на комитете по стандартам при ЦБ. В эти стандарты закладываются основные требования, направленные на защиту прав и законных интересов граждан.
— Планируете ли вы вывести эти стандарты на уровень обязательных внутренних документов МФО? У банков есть требование к наличию таких документов…
— Действующий закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» устанавливает, что базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, которые осуществляют соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации.
— В нормативах для микрофинансовых организаций явно просматривается регулирование по аналогии с банками. Но почему ЦБ планирует ввести два новых норматива для МФК именно с 1 января 2018 года, хотя аналогичный норматив по связанным с банком лицам (группам связанных с банком лиц) вводится с 1 января 2017-го?
— Я бы не стал проводить прямых аналогий в данном случае: для разных бизнес-моделей требуется разное регулирование. Что же касается МФО, то начинать имеет смысл с каких-то простых вещей, поэтапно переходя к внедрению более жестких правил. Мы всё еще находимся в начале пути в отношении регулирования микрофинансовых организаций и, адекватно оценивая риски в этом сегменте финансового рынка, даем возможность крупным добросовестным компаниям подготовиться к исполнению новых нормативов. Поскольку, хоть мы и говорим, что пропорциональное регулирование должно быть разным для разных групп участников рынка, оно всё же должно быть цельным, гармонизированным.
— Для банков предусмотрен график введения и изменения нормативов в рамках требований «Базеля-3». Будет ли такой же план-график для МФО?
— Такая система предусмотрена в разработанных проектах — все требования вводятся в несколько этапов: норматив достаточности собственных средств и норматив ликвидности для МФК и МКК заменят действующие для МФО требования с момента вступления в силу нормативных актов, а максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и максимальный размер риска на связанное с МФК лицо (группу связанных с МФК лиц) будут введены для МФК с 1 января 2018 года. По результатам первой отчетности МФО уже после внедрения новых нормативов мы получим некую картину, которую будем экстраполировать в будущее для того, чтобы понимать, требуется ли корректировка наших дальнейших шагов.
При этом я бы хотел отметить, что мы вводим в расчет норматива достаточности капитала два дополнительных коэффициента, которых раньше у нас не было. Первый — направленный на облегчение давления на капитал. Если МФО выдает заем субъекту малого или среднего бизнеса, то компания может понизить давление на капитал. Например, если компания выдала 100 единиц заемных ресурсов малому или среднему бизнесу, то в знаменателе дроби норматива эти единицы будут зачитываться как 75. Это первый коэффициент — 0,75. Второй коэффициент, наоборот, увеличивает давление на капитал на 10% в отношении так называемых «займов до зарплаты». То есть если МФО выдает 100 единиц таких займов, то в знаменателе он будет учитываться как 110.
Эти коэффициенты появились отчасти по аналогии с банковскими — 0,75 по кредитам МСП мы взяли от банков, ничего не придумывали. А вот 110% мы как раз рассчитали сами. Такой показатель пока не оказывает серьезного давления на капитал компаний. Но мы будем очень пристально наблюдать за ними по мере использования этого коэффициента, и через эту систему риск-взвешивания мы собираемся и дальше стимулировать микрофинансовые организации выдавать займы малому и среднему предпринимательству и дестимулировать предоставление «займов до зарплаты» под очень высокие процентные ставки.
— Будут ли вводиться новые нормативы для МФО в 2017 году? Например, мгновенной ликвидности для МФК?
— Нет, пока на 2017 год мы таких задач не ставим.
— Не считаете ли вы, что фактически, устанавливая очень похожее регулирование с банками для МФО, вы плавно подводите их к выбору — или стать банком, или прекратить деятельность? Я ошибаюсь?
— Регулирование микрофинансовой деятельности осуществляется пропорционально рискам, которые создают те или иные участники рынка, и развивается в двух направлениях. С одной стороны, повышаются требования регулятора к финансовой устойчивости участников рынка с высоким уровнем риска — МФК, с другой стороны, для участников рынка с низким уровнем риска постепенно снижается регуляторная нагрузка — МКК. Таким образом реализуется концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного подхода в надзоре.
Для деятельности банков характерны совершенно другие уровни рисков, банки осуществляют намного больший спектр операций по сравнению с МФО. Поэтому требования к банкам со стороны регулятора тоже выше, чем к МФО. Гармонизация и синхронизация с банковским регулированием не означает установление абсолютно таких же правил. Речь идет о том, что сам подход к установлению правил и принципы регулирования рынка микрофинансирования и банковского сегмента должны быть одинаковыми, понятными и прозрачными.
Как и кредитные организации, МФО привлекают и предоставляют денежные средства, а МФК даже привлекают займы от физических лиц, не являющихся их участниками (учредителями, акционерами). Было бы странным, если бы регулирование сегментов финансового рынка, схожих по своим операциям и рискам, основывалось на совершенно различных принципах.
На финансовом рынке должны присутствовать различные игроки, как банки, так и МФО. Целями регулирования рынка микрофинансирования и надзора за деятельностью его участников со стороны Банка России являются не только эффективное управление рисками, возникающими на рынке, и защита прав и законных интересов потребителей услуг, но и обеспечение устойчивого развития рынка. Рынка, отличающегося от банковского сегмента, дополняющего его, играющего социально значимую роль и имеющего серьезный потенциал развития.
— Есть ли мысль о введении порога DTI (debt to income, или долг к доходу) для микрофинансовых и микрокредитных компаний хотя бы на уровне какого-то ориентира, а не норматива?
— Конечно же, использование показателя DTI при оценке качества заемщика позволяет повысить качество портфеля, снизить уровень просрочки и невозвратов. Банк России изучает возможность применения данного показателя в процессе регулирования деятельности финансовых институтов при предоставлении заемных средств физическим лицам. Но пока рано говорить о планах на ближайшее время по введению порога DTI для МФК и МКК даже на уровне какого-то ориентира. Тем более что самим микрофинансовым организациям никто не запрещает использовать любые методики оценки финансового состояния заемщика и его платежеспособности, в том числе с применением DTI.
В ЦБ пройдет общероссийский день приема граждан
Общероссийский день приема граждан в Центробанке пройдет 12 декабря, сообщает пресс-служба регулятора.
Так, в соответствии с поручением президента РФ ежегодно (с 12 декабря 2013 года) в День Конституции проводится общероссийский день приема граждан с 12:00 до 20:00 по местному времени в приемной главы государства по приему граждан в Москве, приемных президента в федеральных округах и в административных центрах субъектов РФ, в федеральных органах исполнительной власти и в соответствующих территориальных органах, в федеральных государственных органах и в соответствующих территориальных органах, в исполнительных органах государственной власти субъектов страны, а также в органах местного самоуправления.
С 12:00 до 20:00 по местному времени проводят личный прием заявителей, пришедших в соответствующие приемные президента государственные органы или органы местного самоуправления, уполномоченные лица данных органов и обеспечивают с согласия заявителей личное обращение в режиме видео-конференц-связи, видеосвязи, аудиосвязи или иных видов связи к уполномоченным лицам иных органов, в компетенцию которых входит решение поставленных в устных обращениях вопросов. Личный прием проводится в порядке живой очереди при предоставлении документа, удостоверяющего личность (паспорта).
В случае если уполномоченные лица органов, осуществляющие личный прием заявителей, не обеспечили с учетом часовых зон возможность личного обращения заявителей в режиме видео-конференц-связи, видеосвязи, аудиосвязи или иных видов связи к уполномоченным лицам органов, в компетенцию которых входит решение поставленных в устных обращениях вопросов, то в течение семи рабочих дней после общероссийского дня приема граждан или в иные удобные для данных заявителей сроки будет обеспечена возможность личного обращения к соответствующим уполномоченным лицам. О времени, дате и месте проведения приема в режиме видео-конференц-связи, видеосвязи, аудиосвязи или иных видов связи данные заявители информируются в течение трех рабочих дней после общероссийского дня приема граждан.
По решению соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления может осуществляться предварительная запись заявителей на личный прием в общероссийский день приема граждан.
В соответствии с решением рабочей группы при администрации президента по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций общероссийский день приема граждан в 2016 году проводится 12 декабря.
Информация об адресах проведения 12 декабря приема заявителей размещена на официальном сайте президента РФ в Интернете на странице «Личный прием» раздела «Обращения», а также на официальных сайтах соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления в Интернете.
Основными операциями Банка России в 2017 году будут депозитные аукционы
Российский банковский сектор переходит к структурному профициту ликвидности — ситуации, при которой банки заинтересованы в размещении избыточной ликвидности в Банке России. В этих условиях основными операциями регулятора в 2017 году станут депозитные аукционы на срок одна неделя, которые будут регулярно проводиться в соответствии с утвержденным графиком операций.
Как сообщили в пресс-службе ЦБ, изменение состояния ликвидности банковского сектора является следствием притока бюджетных средств в коммерческие банки в результате финансирования расходов бюджета за счет средств Резервного фонда. Согласно прогнозам Банка России, структурный профицит ликвидности может сохраняться длительное время.
«Банк России продолжит эффективно управлять ставками денежного рынка, поскольку наши операции на аукционной основе задают ориентир стоимости для размещения и заимствования средств банками в любой ситуации с ликвидностью, — пояснил директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев. — В условиях профицита в основном мы будем проводить депозитные операции».
По его словам, в случае возникновения краткосрочного дефицита ликвидности и необходимости проведения аукциона РЕПО на срок одна неделя вместо депозитного аукциона соответствующая информация будет опубликована на сайте Банка России накануне проведения аукциона.
Путин поручил оформить и обобщить предложения по диверсификации экономики
Президент РФ Владимир Путин поручил своему помощнику Андрею Белоусову оформить и обобщить планы и предложения по диверсификации российской экономики, в том числе по наращиванию несырьевого экспорта.
Выступая на совете по стратегическому развитию в пятницу, экс-министр финансов Алексей Кудрин высказал мнение, что для того чтобы Россия смогла поднять экономический рост до 4% в год, несырьевой, неэнергетический экспорт должен расти темпами примерно в 6,8% ежегодно на протяжении длительного периода. При этом, добавил он, за десять лет необходимо удвоить несырьевой экспорт.
«Давайте мы сегодня все это обобщим. Я попрошу Андрея Рэмовича (Белоусова) все это оформить соответствующим образом, и мы будем двигаться дальше. Чем быстрее мы будем реализовывать те планы, о которых мы сегодня говорили, тем больших успехов добьемся в решении одной из главных задач, которая стоит перед нами, — это диверсификация российской экономики, изменение структуры», — сказал Путин на заседании совета.
Медведев поручил проработать поправки о первенстве зарплаты перед другими платежами
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил проработать возможность внесения поправок в закон о банкротстве, обязывающий компании-банкроты погашать долги по зарплате прежде долгов по налогам и страховым платежам. Об этом сообщила журналистам вице-премьер РФ Ольга Голодец по итогам селекторного совещания у премьера, посвященного проблеме невыплат зарплат.
«Обсуждались некоторые законодательные инициативы, в частности предложения по внесению изменений в закон о банкротстве, где предлагается еще раз повысить очередность по оплате долгов по зарплате. Сейчас заработная плата стоит в одном пункте вместе с налогами и страховыми взносами. Профсоюзная сторона предлагает обозначить первенство заработной платы перед налоговыми и страховыми платежами. Премьер-министром дано поручение проработать такую возможность», — сказала вице-премьер.
Медведев поручил обеспечить бесперебойную выплату зарплаты всем бюджетникам Забайкальского края, заявила также Голодец.
«По бюджетникам задолженность периодически возникает. Она ничтожно мала, но мы говорили о том напряжении, с которым сейчас работают регионы», — заключила Голодец.
Россияне начали отказываться от банковских зарплатных карточек
Чаще всего граждане используют зарплатные пластиковые карты только для того, чтобы снять с них получку и положить в кошелек. Так поступают 94% россиян, опрошенных платежной системой Visa. Такое безграмотное с финансовой точки зрения поведение необходимо менять, считают эксперты.
Недоверие к зарплатным картам выразилось в одном интересном факте: почти треть опрошенных (29%), если им надо что-то купить, а под рукой нет наличных, используют для расчетов другую, незарплатную карточку. Дело в том, что они боятся мошенничества, в результате которого могут потерять свой «пластик». По этой же причине 36% участников исследования сразу переводят средства с зарплатной на другие карты или на электронные кошельки.
Просто россияне еще не до конца определились — как же им правильно использовать карточки, которые выдают работодатели. Хотя позитивная динамика использования таких карт для оплаты товаров все-таки есть.
Если опираться на основные выводы исследования, то большинство россиян (64%) все-таки лояльны к своему банку. Не исключает возможности перейти на обслуживание в другую кредитную организацию лишь каждый четвертый опрошенный (26%). А о явном желании поменять зарплатный банк и вовсе проинформировали только 8 процентов респондентов.
И все же опрос показывает — постепенно россияне начинают понимать, что носить с собой набитый деньгами и мелочью кошелек не всегда комфортно.
Половина опрошенных снимает с зарплатной карточки не все деньги, а примерно 50%. И 89% (в исследовании можно было дать несколько ответов по поводу вариантов использования «пластика») все-таки периодически оплачивают безналом покупки в магазинах.
Недоверие к зарплатным картам объясняется инертностью мышления россиян, считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
«Очень легко представить себе ситуацию, характерную для большинства трудящихся граждан: ты убедился, что пришла зарплата на карточку, взял ее в руки, сходил к банкомату и дальше можешь с этим деньгами делать то, что хочешь. Зарплатная карта, по сути, остается навязанной услугой – «ты мне зарплату дал, а дальше я уже сам буду решать, что с этими деньгами делать и как их использовать», — объясняет эксперт.
Тот факт, что россияне часто переводят деньги с зарплатной на личную карточку, тоже легко понять, продолжает Тосунян.
«В, скажем так, «обычных» незарплатных картах есть много преимуществ. Например, различные бонусы, который устанавливает банк. Это, например, возврат на карточку при оплате определенной части средств, скидочные акции в магазинах — партнерах программы и так далее», — перечисляет он и добавляет, что зарплатные карты таких бонусов не имеют.
Тут, кстати говоря, подключается и другой фактор — недостаточная финансовая грамотность населения, уверен президент Ассоциации российских банков. Не каждый россиянин знает, что можно заключить договор с работодателем, и деньги получки будут перечисляться на личную карту.
Однако перспективы, считает эксперт, все-таки неплохие. Во-первых, динамика по использованию карт, в том числе и зарплатных, при оплате покупок по безналу, все-таки положительная.
«Нужно больше терминалов в магазинах, больше банкоматов в целом по стране. Пройдет время, люди поймут преимущества оплаты карточкой. За границей карточки массово используются с 90-х годов, у нас, по сути, около 10-20 лет отставание. Время придет», — резюмирует эксперт.
В Госдуму внесен законопроект о регулировании мессенджеров
В Госдуму внесен законопроект о регулировании работы OTT-сервисов (мессенджеры и видеосервисы). Законопроектом предлагаются поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Он внесен первым заместителем председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Шамсаилом Саралиевым и членом комитета по безопасности и противодействию коррупции Андреем Луговым.
Речь идет о сервисах, монетизирующих свои услуги за счет просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Законопроект устанавливает требование по идентификации пользователей. Также отмечается, что люди, использующие мессенджеры, должны будут иметь возможность отказаться от получения сообщений. Кроме того, говорится о необходимости обеспечивать конфиденциальность передаваемых данных.
Помимо прочего, предлагается исключить хранение операторами связи информации, которую хранят мессенджеры.
Глава ВТБ 24 не верит в перспективы и моду на криптовалюты
Криптовалюты не заменят наличные деньги и как модная тенденция быстро отойдут на второй план. Такое мнение высказал председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов, выступа