ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 29.03.2017

ОБЗОР СМИ

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила на съезде Ассоциации российских банков: трехуровневая банковская система не ухудшит конкуренцию

Полный текст выступления главы ЦБ РФ:

«Добрый день, уважаемые коллеги!

Ассоциация очень правильно обозначила тему для сегодняшней дискуссии – «Конкуренция как главный фактор роста».

Если комплексно посмотреть на то, что делает Банк России как регулятор и как надзорный орган в банковском секторе, то это именно формирование здоровой конкурентной среды и добросовестной конкуренции. Именно конкурентная среда – это залог устойчивого развития банковской индустрии.

Часто противопоставляют задачи надзорной деятельности и задачи развития рынка. И это серьезное заблуждение. Думаю, не нужно напоминать, что для Банка России очищение банковской системы от недобросовестных, неустойчивых и, к сожалению, нередко криминальных игроков – ключевой приоритет.

Мы отзываем лицензию, когда понимаем, что действия менеджмента и собственников банка абсолютно не соответствуют интересам его вкладчиков и кредиторов, что банк уже не сможет вернуться к устойчивому состоянию, потому что у него дыра в капитале.

Если мы не отзовем лицензию у такого банка, то он продолжит подделывать отчетность, забирая средства у вкладчиков, прямо их воровать, выводя активы, или кредитовать неэффективные проекты часто аффилированных с банком лиц и т.д., и т.п.,  по сути, неэффективно или злонамеренно распоряжаться чужими деньгами.

Что это значит с точки зрения конкурентной среды: на рынке есть банки, которые честно работают, соблюдают нормативы, не накапливают риски, действуют осмотрительно, строят бизнес, ориентируясь на его долгосрочную устойчивость. И именно исходя из этого они формируют предложения для своих клиентов.

В  то же время недобросовестный банк по факту ничем не ограничен и не утруждает себя риск-менеджментом, он просто «пылесосит» средства вкладчиков и, разумеется, снаружи для клиентов он выглядит как банк с наиболее привлекательным предложением. Если мы не будем такие банки быстро выявлять и выводить с рынка, нормальные честные  банки всегда будут проигрывать в конкуренции.

И поэтому мне очень странно, что АРБ постоянно призывает Банк России не отзывать лицензии. На наш взгляд, это в корне противоречит интересам добросовестных банков, которых, я уверена, большинство в Ассоциации и в этом зале.

 Нас очень беспокоит, что АРБ, хотя и говорит о важности развития конкуренции, тем не менее не выражает нетерпимости к фальсификации отчетности, к мошенничеству, к любым нарушениям закона, не осуждает «схемные» операции и не предпринимает попытки выработать стандарты добросовестного поведения. И более того, от нас требует закрывать глаза на проблемы в банках, а именно это скрывается под постоянно повторяемым требованием АРБ к нам «не отзывать так много лицензий». При этом мы действуем  ровно по  закону, предпринимаем предусмотренные законом действия.

Руководители банков с отозванными лицензиями входили в Совет АРБ, то есть это люди, которые в лучшем случае были не очень одаренными и не очень ответственными банкирами и привели свою кредитную организацию к краху.

Здесь в полный рост встает вопрос о том, какие задачи способна решать Ассоциация, какова ее цель: все-таки задавать стандарты, в том числе этические, для банковского сектора, выступать в роли голоса банковского сообщества в диалоге с регулятором или выступать адвокатом плохих банков?

Я хотела бы особенно подчеркнуть, что, выводя с рынка неустойчивые или недобросовестные кредитные организации, Банк России, во-первых, защищает интересы вкладчиков и кредиторов, а во-вторых, защищает интересы честных банков.

Пока мы не завершили процесс очищения банковского сектора, поэтому клиенты – юридические лица будут не просто выбирать подходящий им с точки зрения продуктов и услуг банк, но будут стремиться минимизировать риски утраты средств. В частности, это проявляется и в стремлении органов власти определить критерии к банкам или перечень банков, которым можно доверить работу со средствами бюджета и  средствами госкомпаний. АРБ поднимала вопрос о том, что эти критерии ущемляют конкуренцию.

Еще раз повторю – конкуренции вредят недобросовестные банки, оставшиеся на рынке, а попытки ограничить риски через реестры или критерии – это только следствие.

Но в целом, действительно, мы хотели бы избежать ситуации, когда конкуренция за клиента в лице государства или компаний с государственным участием будет искажена такими списками или не очень обоснованными критериями.

Поэтому мы по-прежнему предлагаем вариант, при котором мы будем раскрывать потенциальному клиенту ограниченный объем надзорной информации,  безусловно, с согласия самого банка, если он хочет привлечь государственные средства. Это, на наш взгляд, поможет выравнять конкурентные условия для банков разных размеров. И банки, которые считают, что у них все устойчиво, все нормально, я уверена, дадут нам такое согласие на раскрытие информации. Мы Правительству предложили такой механизм, в том числе по субсидированию сельскохозяйственных предприятий, и Председатель Правительства дал такое поручение.  Я надеюсь, в этом направлении мы могли бы с вами двигаться, при этом осознавая еще раз интерес крупных клиентов не потерять свои средства. Возвращаясь к вопросу оздоровления банковского сектора, я бы хотела подчеркнуть, что мы абсолютно точно намерены довести процесс очистки до конца в ближайшие годы, для себя мы оцениваем этот срок в 2–3 года. Я надеюсь, что к этому моменту фатальная утрата банком устойчивости и следующий за этим отзыв лицензии станут экстраординарными событиями.

Но это не означает, что сейчас мы не стремимся сохранить жизнь попавшей в трудное положение кредитной организации. Если банк не скрывает проблемы, не фальсифицирует отчетность, то мы даем ему шанс исправить положение. К сожалению, соотношение исправившихся и выведенных с рынка банков пока не в пользу первых, но оно должно начать  меняться.

В результате реализуемой сейчас реформы надзора Банка России мы рассчитываем перейти к консультирующему надзору, когда Банк России сможет предлагать банкам адекватные меры исправления ситуации на начальном этапе возникновения проблем. Разумеется, консультирующий надзор возможен, только когда коммерческий банк не обманывает Центральный банк, не пытается скрыть реальные проблемы. Несмотря на проблемы, о которых я только что говорила,  отзыв лицензий, который исчисляется более чем 300 штуками за последние 4 года, – это одна треть от количества лицензий.   Тем не менее отзывом лицензий было затронуто 4,3% активов банков, чтобы вы понимали также влияние на банковскую систему в целом. В целом же, по нашей оценке, в банковском секторе  нет системных рисков, есть запас прочности, есть потенциал для наращивания кредитования.

Сейчас можно говорить о начале нового экономического цикла: спад в экономке закончился, ряд отраслей растет опережающими темпами, реальные заработные платы начали расти, есть признаки оживления спроса.

И, на наш взгляд, очень важно, что к этому моменту банковская система в целом восстановилась после шоков 2014–2015 годов. Об этом говорят и данные по прибыли, рентабельности, запасу капитала и другие. У банков есть все возможности развивать бизнес, наращивать кредитование.

Показатель достаточности совокупного капитала находится на комфортном уровне чуть больше 13% (при минимальном значении 8%). Нынешний запас капитала  нами оценивается  в 1,8 трлн рублей, он достаточен для наращивания кредитования. Прибыль банков восстановилась до докризисного уровня – около 1 трлн рублей, это в номинальном выражении, но в реальном она все еще меньше докризисного уровня. Если смотреть в ценах 2013 года, то прибыль еще примерно на 30% меньше.

Мы рассчитываем на то, что банки распорядятся прибылью так, чтобы банковский бизнес мог расти быстрее, наращивать кредитование, а для этого львиная доля прибыли должна быть направлена в капитал. Сейчас, если смотреть чисто по отчетности, 88% прибыли будет направлено в капитал.

Я надеюсь, что окончательная цифра по итогам распределения прибыли акционерами не будет сильно отличаться. Тем более что в первые два месяца 2017 года банки получили 212 млрд рублей прибыли, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Несмотря на довольно неплохую текущую ситуацию в банковской системе, на наш взгляд, назрели перемены, которые позволят банковской системе лучше отвечать на запросы граждан, запросы экономического развития.

Оба ключевых для нас законопроекта – о пропорциональном регулировании в банковской системе и о новом механизме санации – прошли первое чтение в Государственной Думе. Мы с вами на многих площадках успели обсудить их довольно детально, поэтому сегодня я остановлюсь только на тех изменениях, которые вносились в проекты и которые будут рассматриваться Государственной Думой в ходе второго чтения.

Говоря о пропорциональном регулировании, я хотела бы вновь обратиться к теме развития конкуренции. Когда мы только выдвинули концепцию, многие небольшие банки высказывали опасения, что условия конкуренции для них ухудшатся. Мы эту озабоченность очень серьезно воспринимали, провели много обсуждений. Но мы  не считаем, что трехуровневая система ухудшает конкуренцию, как раз она в перспективе должна сделать банки всех размеров более устойчивыми, их бизнес-модель будет реалистичной. Кроме того, эта система вводит не только ограничения по операциям, но и заметное облегчение регуляторного бремени для банков с базовой лицензией.

К банкам с базовой лицензией будут применяться только пять обязательных нормативов, а новые технически сложные стандарты им исполнять не придется. Помимо двух нормативов достаточности капитала, будут применяться один норматив текущей ликвидности и два норматива концентрации кредитного риска.

Сохраняя ориентир для малых банков на работу с малым бизнесом и физическими лицами, текущая редакция законопроекта предлагает более гибкий механизм и допускает кредитование и более крупных заемщиков при соблюдении более строгого норматива концентрации риска на одного заемщика и риска на связанное с банком лицо. Поэтому такие замечания мы учли по результатам диалога и обсуждения с банковским сообществом. Мы считаем, что создаваемая ниша для банковской деятельности будет востребована для инвестирования. Такой банковский бизнес может быть более понятным, более прозрачным и, соответственно, более интересным новым частным инвесторам. И, что не менее важно, мы создаем систему, которая поможет банкам выбирать  стратегию развития: как из маленького банковского бизнеса вырастить большой, при этом не создавая рисков его устойчивости.

И совсем коротко о работе над новым механизмом санации.

Существующий кредитный механизм санации не только дороже и дольше предлагаемого, но он искажает конкурентные условия. Банк на санации мог не соблюдать нормативы, при этом проводя те же операции, что и нормально функционирующий банк, а санатор получал доступ к практически бесплатным льготным ресурсам. И мы можем видеть «войны санаторов» именно потому, что этот кредитный ресурс давал им существенные конкурентные преимущества. Мы не считаем, что новый механизм приведет к серьезному росту количества санаций. Все-таки санация – это во многом когда действительно государство берет на себя убытки, созданные предыдущими собственниками, и к этому механизму надо относиться очень аккуратно.

Мы называем новый инструмент Фондом консолидации банковского сектора, потому что рассчитываем, что попавшие на санацию банки можно и объединять, собирая из них банки с большим объемом капитала, привлекательные для инвесторов. Мы считаем важным стимулировать увеличение количества банков с большим капиталом, чтобы ни на одном уровне банковской системы не формировалось чрезмерной концентрации.

В конце я также хотела бы обратить ваше внимание на отдельную тему. Она касается будущего, касается  развития финансовых технологий, обсуждается на многих площадках. Развитие финансовых технологий сегодня уже стало зоной регулярного диалога, партнерства финансовых институтов, банков с регулятором. Мы понимаем, что рост технологий дает возможности повышения эффективности банкам и другим финансовым институтам, проникновения в новые рыночные ниши, развития продуктов,  сервисов для клиентов. Но есть и другая причина для того, чтобы уделять финтеху особое внимание, – это тот самый случай, когда ландшафт для банковского бизнеса может поменяться очень быстро, и вы все, сидящие в этом зале, должны понимать, что новые технологии развиваются быстро и могут повлиять на бизнес. Мы должны быть готовы к такому развитию событий, иначе традиционные банки могут быть вытеснены с рынка новыми игроками.

Мы заинтересованы в развитии финансовых технологий, потому что это удобно для граждан, для бизнеса, но мы также заинтересованы и в том, чтобы возможный взрывной рост технологий не обернулся нарастанием киберугроз и кибермошенничества. Банк России уделяет этому особое внимание. Мы создали как Центр финансовых технологий, так и Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере, считаем, что здесь и дальше нужно работать в диалоге с банковским сообществом, с бизнесом, чтобы такие изменения на рынке происходили предсказуемо, плавно, чтобы все могли воспользоваться преимуществами инноваций и технологий.

Завершая свое выступление, я хотела бы еще раз подчеркнуть, что мы надеемся, что Центральный банк  и банковское сообщество будут поддерживать постоянное конструктивное взаимодействие. Мы здесь абсолютно открыты к диалогу, к выслушиванию разных мнений. И, несмотря на то что наши меры могут быть чувствительными для банков в отдельные моменты времени, мы прикладываем все усилия, чтобы здоровые, добросовестные, честные банки сохраняли устойчивость, могли развивать свой бизнес и удовлетворять потребности экономики».

Банк России

Глава Центробанка: новый механизм санаций не приведет к росту их числа

Новый механизм банковских санаций не приведет к росту числа процедур финансового оздоровления. Об этом заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, выступая на съезде Ассоциации российских банков.

«Не считаем, что новый механизм приведет к серьезному росту количества санаций», — сказала она.

Набиуллина отметила, что новый фонд называется Фондом консолидации банковского сектора, так как ЦБ планирует, что банки можно будет объединять в рамках процедур оздоровления. «Мы будем стимулировать появление большего числа банков с большим капиталом, чтобы на рынке не было большой концентрации», — указала она.

Banki.ru

ЦБ РФ хочет дать госкомпаниям доступ к надзорным данным о банках, Минфин против

Глава ЦБР Эльвира Набиуллина предложила постепенно отказаться от не всегда обоснованных критериев для отбора банков при размещении госсредств в обмен на согласие кредитной организации раскрывать крупным государственным клиентам некоторые надзорные данные о себе. Минфин предложение не поддержал.

«Самое надежное оружие стреляет не туда, куда надо, если им управляют люди, которые не умеют им пользоваться. То же самое здесь», — сказал замминистра финансов Алексей Моисеев.

Глава Минфина Антон Силуанов оценил потери госсредств в российских банках в 100 миллиардов рублей за последний год.

«Мы сейчас реализуем меры по широкомасштабному явлению применения кредитных рейтингов по национальной шкале при оценке надежности финансовых институтов. Здесь много говорилось о том, что мы тут отсекаем банки от государственных средств, и это отсечение превращается в циничную и утрачивающую всякую логику меру. На самом деле, все гораздо проще, потому что мы государственных средств в банках за последний год потеряли около 100 миллиардов рублей», — сказал глава Минфина на съезде Ассоциации российских банков (АРБ) во вторник.

«Очевидно, что государство тоже беспокоит надежность банковской системы и, соответственно, использование госсредств должно осуществляться в проверенных, надежных банках», — добавил он.

Раскрытие вместо списков 

Пока Банк России не завершил процесс очищения банковского сектора от недобросовестных игроков, клиенты-юридические лица должны будут не только выбирать подходящий им с точки зрения продуктов и услуг банк, но и стремиться минимизировать риски утраты средств, сказала Набиуллина.

По оценке ЦБ, процесс очищения банковского сектора РФ займет еще 2-3 года.

Власти хотят свести к нулю потери бюджетных средств в рухнувших банках и работают над критериями к кредитным организациям, которым можно доверить работу с госсредствами.

«АРБ поднимало вопрос о том, что эти критерии ущемляют конкуренцию, еще раз повторю — конкуренции вредят недобросовестные банки, остающиеся на рынке, а попытки ограничить риски через реестр или критерий — это только следствие», — сказала Набиуллина.

«Но в целом, мы хотели бы избежать ситуации, когда конкуренция за клиента в лице государства или компании с госучастием будет искажена такими списками или не очень обоснованными критериями».

«Поэтому мы по-прежнему предлагаем вариант, при котором мы будем раскрывать потенциальному клиенту ограниченный объем надзорной информации, безусловно, с согласия самого банка, если он хочет привлечь государственные средства», — сказала глава ЦБ.

По мнению ЦБР, это поможет выравнять конкурентные условия для банков разных размеров:

«Банки, которые уверены, что все у них устойчиво, все нормально, я уверена, что дадут нам такое согласие на раскрытие информации и мы правительству предложили такой механизм, в том числе, по субсидированию сельскохозяйственных предприятий, и председатель правительства дал такое поручение».

Оружие в неумелых руках 

Замминистра финансов не поддержал предложения Набиуллиной о передаче надзорных данных о состоянии банка госкомпаниям, настаивая на сохранении рейтинговых критериев оценки надежности кредитных организаций.

«Надзорная информация, безусловно, может стать критерием в случае, если она попадет в руки людям, которые понимают, что с ней делать», — сказал он.

Моисеев напомнил, что эта позиция Центробанка уже обсуждалась в правительстве.

«Во многих организациях, которые мы хотим ограничить, особенно, если говорим про ГУПы, мы не имеем компетенции (у персонала), которая позволит эту информацию достаточным образом анализировать, чтобы делать выводы по поводу качества банков», — добавил он.

«Например, даже наше предложение, что ГУПы и прочие могут устанавливать дополнительные критерии, оно встречается в штыки людьми из соответствующих отраслей, которых, например, социальный блок категорически не поддерживает, считает, что федеральные внебюджетные фонды не имеют никаких компетенций устанавливать дополнительные критерии, не говоря уже о полностью самостоятельной оценке на основе надзорных данных».

«Идея в общем-то хорошая и правильная, но что такое рейтинговые агентства — это организации, которые берут банковскую информацию, в том числе, которая носит непубличный характер, поскольку они получают больше информации, чем мы с вами, подписывают о неразглашении, анализируют ее профессионально и выдают после этого оценку качества этих банков».

«Госкорпорации госкорпорациям рознь, строго говоря, они не обязаны иметь такую компетенцию и для них это — повышение издержек. Мы считаем, что рейтинги — это ровно то, о чем говорила Эльвира, когда кто-то, кто понимает, берет банковскую информацию и делает оценку качества банков».

Reuters

Зампред ЦБ: схема по обналичиванию средств через студентов не является массовой

Схема по обналичиванию средств через студентов не является массовой, рассказал RNS заместитель председателя Банка России Дмитрий Скобелкин в кулуарах съезда Ассоциации российских банков, прошедшего 28 марта.

«Конечно, слышали (о таком виде обналичивания. — Прим. ред.). Нельзя сказать, что это схема, это один из элементов схемы обналичивания денежных средств: когда псевдопредприниматель перечисляет на счета различных субъектов — строителей, студентов — деньги, которые, с нашей точки зрения, наверное, не очень чистые. Потом им выдаются карточки, эти карточки собираются вместе с ПИН-кодами и, соответственно, могут обналичиваться. Конечно, нам это известно. Но сейчас, я могу сказать, массового характера это не носит. Это не сказать, что прошлый век, но вчерашний день», — сказал он.

В середине марта заместитель директора Росфинмониторинга Галина Бобрышева рассказала о вовлечении студентов в проведение операций по обналичиванию. «За последние год-полтора изменился типичный портрет физического лица, которое находится на канале обналичивания. В основном это представители молодежи, студенчество. Я знаю, что в регионах некоторые кредитные организации начинают работать с вузами, проводить разъяснительную работу, чтобы эти дети не попадали в эти схемы», — сказала она, выступая на XIX Всероссийской банковской конференции ассоциации «Россия».

В конце апреля 2016 года Скобелкин отмечал активность компаний по использованию схемы обналичивания через кредитные карты. Когда физическим лицам в массовом порядке открываются счета, на них переводятся средства через подставные фирмы, после чего сделки по обналичиванию проводятся одним человеком, которому эти физические лица сдают свои карты.

«Сейчас эта схема также получила определенный новый виток», — говорил тогда Скобелкин.

RNS

Главы ЦБ России и Ирана обсудили взаимодействие национальных систем платежных карт

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина и глава ЦБ Ирана Валиулла Сейф позитивно оценили текущий уровень сотрудничества в финансово-банковской сфере, сообщает пресс-служба российского регулятора по итогам встречи в Москве.

«Стороны отметили рост использования национальных валют при осуществлении расчетов по внешнеторговым контрактам. Кроме того, обсуждались такие вопросы, как возможности взаимодействия национальных систем платежных карт», — отметили в пресс-службе.

Также стороны обсудили перспективы организации торгов валютной парой рубль/риал, сотрудничество в области ПОД/ФТ.

Банк России

В 2016 году количество жалоб на некредитные финансовые организации, поступивших в Банк России, выросло в полтора раза

За прошлый  год в Банк России поступило 100,2 тыс. жалоб в отношении некредитных финансовых организаций и участников корпоративных отношений, что в 1,5 раза больше, чем в 2015 году, отмечается в годовом отчете Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

Несмотря на то что доля жалоб на деятельность страховых организаций сохранилась на сравнимом с 2015 годом уровне (78%), в количественном измерении их стало на 47%  больше, чем годом ранее. В основном рост произошел за счет жалоб и обращений по вопросам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), число которых увеличилось в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом. В основном причинами жалоб в этом сегменте стали применение неверного значения КБМ (скидки за безаварийную езду) при расчете страховой премии по ОСАГО (рост в 2 раза) и отказы в заключении договора, в том числе по причине отсутствия бланков полисов (рост в 1,7 раза).

БР1

Доля жалоб в отношении микрофинансовых организаций увеличилась на 3 процентных пункта по сравнению с 2015 годом и составила 12%. Их количество также значительно выросло и достигло 11,9 тыс. Наибольшее число поступивших жалоб в отношении микрофинансовых организаций касается возврата задолженности по договору микрозайма (44% от всех жалоб в отношении МФО), а также соблюдения условий договора микрозайма (12%).

БР2

По результатам рассмотрения жалоб Банк России направил поднадзорным организациям более 8 тыс. предписаний об устранении нарушений и (или) недопущении нарушений законодательства Российской Федерации, а также составил 5,1 тыс. протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафов на некредитные финансовые организации в связи с рассмотрением обращений в 2016 году составила более 200 млн рублей.

В Контактный центр Банка России в 2016 году поступило 193,8 тыс. звонков, что на 5,5% больше аналогичного показателя 2015 года.

Банк России

Президент РФ подписал закон о расширении полномочий ЦБ по статистическому учету иностранных инвестиций

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о расширении полномочий ЦБ по организации статистического учета иностранных инвестиций. Документ опубликован во вторник на официальном портале правовой информации.

В частности, у Банка России появятся полномочия по организации и составлению платежного баланса, международной инвестиционной позиции РФ, статистики внешней торговли, внешнего долга, международных резервов РФ, а также прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из страны за рубеж.

ЦБ будет самостоятельно формировать и утверждать статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального наблюдения. 

Banki.ru

Медведев: стабильный рост экономики РФ зависит от эффективной работы банков

Банковский сектор является важнейшей частью российской экономики. От эффективной работы финучреждений зависит, насколько быстро экономика сможет выйти на стабильную траекторию роста, написал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в приветственной телеграмме участникам и гостям съезда Ассоциации российских банков.

«Кредитно-финансовая система нашей страны уверенно справляется со сложными вызовами последнего времени — падением цен на нефть и волатильностью курса национальной валюты. Ее дальнейшее развитие связано с укреплением доверия со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Необходимо делать банковское регулирование и надзор более эффективными. Обеспечивать прозрачность банковского сектора в том числе за счет повышения требований к стандартам корпоративного управления и результатам стресс-тестирования. От этого выиграют сами банки, ваши клиенты и, конечно, экономика в целом», — говорится в приветствии.

Медведев также отметил, что рассчитывает на проведение на форуме подробного анализа этих вопросов, обсуждение перспектив развития банковской системы и предложение конкретных мер для роста инвестиционной активности в РФ.

Banki.ru

ЦБ предложил создать реестр добросовестных автоюристов

Центробанк предложил страховщикам подумать о создании реестра добросовестных автоюристов, заявил зампред Банка России Владимир Чистюхин. Он объяснил, что решить этот вопрос на уровне нормативных актов регулятора невозможно, но страховое сообщество может обратиться с инициативой в Госдуму.

Из-за злоупотреблений правами со стороны потерпевших в ДТП и их представителей в 2016 г. выплаты страховщиков составили 74% от премий, убыточность ОСАГО растет, писал ранее первый зампред ЦБ Сергей Швецов председателю Госдумы Вячеславу Володину. Экспертные заключения о ДТП составляются с нарушениями, выплаты завышаются, указывал он.

«Автоюристы осуществляют деятельность, направленную не на защиту прав потерпевших <...> а на максимизацию взыскиваемых со страховщиков сумм в свою, автоюристов, пользу», – указывал Швецов в письме. Они инсценируют ДТП и их частота растет – например, в Волгограде она в 2 раза выше, чем в России в целом, сетовал он. Задействованы и суды: бывает, один судья за день удовлетворяет более сотни исков от одного и того же человека к одному и тому же страховщику. Чтобы решить проблему, нужны согласованные действия ЦБ, МВД, Генпрокуратуры и Верховного суда, подчеркивал Швецов, автопосредников необходимо проверить, обеспечить единую судебную практику для формирования нормального рынка ОСАГО, настаивал Швецов.

Страховщики отнеслись к предложению настороженно и не стали спешить соглашаться с ЦБ. Создание списка добросовестных автоюристов не является панацеей от мошенничества, убежден исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев: «Более эффективным было бы активное использование системы бюро страховых историй». Сама идея создания реестра добросовестных или каких-то иных автоюристов замечательна, говорит представитель «Альфастрахования». Но определять добросовестность должны сами юристы внутри профессионального сообщества, как это ранее сделали страховщики, последовательно создав Всероссийский союз страховщиков, а потом и РСА.

Автоюрист – это не всегда юрист, работающий против страховщика с единственной целью извлечь дополнительную прибыль, обращает внимание представитель «Ингосстраха»: «Сформировать такой оценочный показатель, как «добросовестный юрист», затруднительно, поскольку не ясно, какими критериями в этом случае следует руководствоваться».

В создании реестра автоюристов нет надобности: совершенно непонятно, по каким критериям он будет составляться, категорична заместитель гендиректора «Главстрахконтроля» Инна Жаврид (компания занимается спорами со страховыми компаниями и автодилерами). «Для страховщиков добросовестный автоюрист – это, наверное, тот, кто к ним ни разу не пришел», – иронизирует она. Однако автоюристы не состоят в СРО и не получают лицензию, они не должны повышать квалификацию – представлять интересы потерпевшего в суде может, по сути, кто угодно, признает Жаврид. Чтобы бороться с недобросовестными автопосредниками, страховщикам нужно усилить штат собственных юристов, взаимодействовать с МВД, считает она: «Автоюрист появляется только тогда, когда у автовладельца есть проблема; если у него не будет проблем, у него не

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}