ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Путин: РФ и КНР намерены активнее использовать национальные валюты во взаимных расчетах
ПЕКИН, 10 ноября. /ТАСС/. Россия и Китай нацелены на более широкое использование рубля и юаня во взаимных расчетах. Это подтвердил президент РФ Владимир Путин на Деловом саммите АТЭС.
Владимир Путин преподнес в подарок китайскому лидеру смартфон российского производства YotaPhone-2. В него специально была загружена символика как России, так и Китая и АТЭС
Лидеры России и Китая обсудили возможность расчетов в юанях, в том числе в сфере ВТС
«В рамках сотрудничества с этой страной (Китай) намерены более активно использовать в расчетах национальные валюты», — заявил российский лидер, напомнив, что первые сделки за рубли и юани уже осуществляются.
Путин отметил, что осуществлять расчеты в национальной валюте планируется, в частности, при торговле нефтью. «Такие возможности нашими экспертами изучаются», — сказал президент РФ.
По его словам, расчеты в национальных валютах для таких стран как КНР и РФ позволят существенно влиять на финансовые и энергетические рынки. «Расчеты в национальных валютах, во всяком случае, между такими партнерами как Китай и Россия, это очень перспективное направление нашего взаимодействия. Оно поможет расширять наши возможности во взаимной торговле и существенно влиять на мировые рынки — и финансовые, и энергетические», — подчеркнул глава российского государства.
Он напомнил, что Россия сейчас «рассматривает возможность вхождения китайских партнеров в одну из крупных добычных компаний при расчетах в юанях». «Имея в виду, что китайская экономика генерирует достаточно много востребованных на российском рынке товаров, мы считаем, что такие расчеты вполне возможны», — сказал Путин.
Ранее на встрече Путина с председателем КНР Си Цзиньпином обсуждалась, в частности, и возможность расчетов в национальной валюте. «Значительное внимание было уделено теме взаимных расчетов в самых разных областях, включая такие чувствительные, как ВТС, в юанях, что будет способствовать укреплению юаня как резервной региональной валюты», — сообщил по итогам встречи лидеров пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Путин: Налог на электронную торговлю в РФ не нанесет удара по бизнесу
ПЕКИН, 10 ноя — ПРАЙМ. Президент России Владимир Путин заявил, что уровень налогообложения электронной торговли в РФ должен соответствовать практике в других странах, не наносить существенных ударов по бизнесу и при этом обеспечивать фискальных интересов государства.
«Мы исходим из того, что в России уровень налогообложения этого вида деятельности (электронной торговли) не должен существенным образом отличаться от практик, которые применяются в других странах», — сказал глава государства на Деловом саммите АТЭС.
При этом Путин подчеркнул, что «государство должно обеспечить свои интересы». «Фискальная политика должна соответствовать и уровню развития этого сегмента торговли, и требованиям бизнеса», — уточнил президент.
Он напомнил, что сейчас размер данного вида налога в РФ обсуждается и прорабатывается. Причем, цифры должны быть согласованы с Белоруссией и Казахстаном, вместе с которыми Россия входит в Таможенный союз, а с 1 января 2015 года начнет работать в Евразийском экономическом союзе. «Уровень налогообложения должен быть синхронизирован», — указал президент. Он пояснил, что в противном случае «бизнес переедет» в ту страну, где будет более низкий налог.
Глава государства пообещал, что власти будут действовать сбалансированно, «чтобы не наносить неоправданно сильных ударов по бизнесу, а создавать для него благоприятный уровень работы, но обеспечить фискальные интересы государства».
Путин также заверил, что дискуссия о размерен налога будет открытой, а о решении власти «заблаговременно объявят».
Минфин решил уменьшить штрафы за создание и использование денежных суррогатов
Минфин РФ по итогам публичных консультаций доработал свой законопроект о денежных суррогатах, решив смягчить наказание за их создание и оборот.
Законопроект вводит запрет на денежные суррогаты, включая электронные валюты. Изначально административный штраф для граждан за осуществление операций с ними предусматривался в размере от 5 тыс. до 50 тыс. рублей. В последней редакции законопроекта верхняя планка опущена до 20 тыс. Штрафы с должностных лиц за это нарушение ведомство по-прежнему предлагает взимать в размере от 20 тыс. до 100 тыс. рублей, а с юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн.
Выпуск денежных суррогатов будет грозить гражданам штрафом в размере 20—40 тыс. рублей (вместо 30—50 тыс.), должностным лицам — в размере 40—80 тыс. (вместо 60—100 тыс.), юрлицам — в размере 300—500 тыс. (против 0,5—1 млн рублей в первой редакции документа).
Размер штрафов за создание и распространение программного обеспечения для эмиссии денежных суррогатов авторы законопроекта пересматривать не стали: с граждан предлагается взимать 30—50 тыс. рублей, с должностных лиц — 60—100 тыс., с организаций — от 500 тыс. до 1 млн рублей.
За умышленное распространение информации, позволяющей осуществлять выпуск денежных суррогатов и операции с их использованием, Минфин предлагает наказывать граждан на 5—30 тыс. рублей (прежде верхняя планка предлагалась на уровне 50 тыс.), должностных лиц — на 30—50 тыс. (вместо изначально предложенного более широкого диапазона в 20—100 тыс.), юрлиц — на 100—300 тыс. рублей (против 0,5—1 млн в прежней редакции).
ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ
БАНК РОССИИ
- О ситуации на валютном рынке
В последние месяцы динамика курса рубля и ее влияние на финансовый и реальный секторы экономики вызывают беспокойство общественности. Наблюдаемое ослабление рубля вызвано рядом фундаментальных факторов, в первую очередь, снижением цен на нефть и ограниченным доступом к внешним рынкам капитала.
В целях ограничения темпов ослабления курса рубля только в течение октября Банк России провел интервенции на сумму 30 млрд. долларов США.
Принятые Банком России 5 ноября 2014 года решения об изменении механизма курсовой политики наряду с повышением ключевой ставки и введением операций валютного РЕПО являются частью пакета мер, направленных на обеспечение финансовой и ценовой стабильности в новых условиях.
Изменения в курсовой политике направлены на скорейшее достижение курсом рубля равновесного значения, снижение избыточных темпов расходования резервов, предотвращение формирования устойчивых девальвационных ожиданий в условиях постоянного ослабления курса рубля. Кроме того, это решение позволит минимизировать влияние операций на валютном рынке на структурный дефицит ликвидности. При этом достигнутая гибкость курсообразования позволит смягчать воздействие внешних шоков на финансовый сектор и экономику в целом.
В соответствии с логикой принятого решения курс начал корректироваться, что сопровождается повышением волатильности. Процесс адаптации валютного рынка к новому механизму курсовой политики займет еще некоторое время, в ходе которого могут наблюдаться разнонаправленные движения курса.
По оценке Банка России, с учетом принятого пакета мер и произошедшего снижения курса дальнейшего ослабления рубля не требуется для достижения равновесия платежного баланса.
В последние дни наблюдаются признаки ажиотажного спроса, что создает предпосылки для формирования рисков для финансовой стабильности. В этих условиях Банк России готов увеличить валютные интервенции в любой момент, а также задействовать иные имеющиеся в его распоряжении инструменты финансового рынка.
ОБЗОР СМИ
Сбербанк и «Смартфин» начали проект мобильного эквайринга
Данные по платежам будут поступать напрямую в налоговую службу, что позволит отказаться от кассовых аппаратов
Сбербанк вместе с компанией «Смартфин» (бренд 2сan) начал пилотный проект «Бизнес планшет» по созданию полноценной мобильной кассы, следует из сообщения «Смартфина».
Сейчас в России есть несколько проектов мобильного эквайринга, позволяющих проводить платежи с банковских карт с помощью мобильного устройства и картридера. Отличие проекта Сбербанка и «Смартфина» в том, что он интегрирован с сервисом «облачная касса» — экспериментальным сервисом ФНС, который был запущен в августе 2014 г., говорится в сообщении. Он призван усовершенствовать работу с контрольно-кассовой техникой благодаря передаче информации о расчетах в электронном виде в налоговые органы. Вместо кассового оборудования (на регистрацию и обслуживание которого нужно тратить деньги) потребуется лишь планшет, приложение, регистрирующее кассовые операции в онлайн-режиме на сервере оператора фискальных данных (сейчас это ГНИВЦ ФНС), и портативный принтер для печати чеков, следует из сообщения. Кроме того, терминальный чек можно будет отправить клиенту по электронной почте или sms. Такая система позволит сэкономить — самая простая касса стоит не менее 12 000 руб., кроме того, не менее 8000 руб. в год нужно тратить на замену электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), защищающей фискальные данные в кассовом аппарате от коррекции, говорит представитель «Смартфина» Екатерина Николаева. Решение «Смартфина» стоит от 6000 руб.
Впоследствии планируется, что данные «облачной кассы» будут обрабатываться не только в ГНИВЦ ФНС — должны появиться сертифицированные ФНС игроки, которые смогут предоставлять сервис облачного формирования кассового чека, знает человек, близкий к проекту.
По словам Николаевой, в проекте со Сбербанком используется стандартная схема — банк платит фиксированную сумму за каждую инсталляцию системы плюс делится определенной долей выручки, полученной от клиента услуги «Бизнес планшет». Стоимость разработки проекта для Сбербанка Николаева называть не стала. В проекте используется платформа, которую «Смартфин» разрабатывает и совершенствует с 2012 г., говорит она. Общие инвестиции в «Смартфин» составили $7,3 млн, говорится на его сайте. В марте «Смартфин» объявил о втором раунде привлечения финансирования в размере $5 млн. Ведущим инвестором выступил фонд InVenture Partners (он уже инвестировал в проект ранее), в компанию вложились также Almaz Capital Partners и группа ЕСН Григория Березкина.
Мини-терминалы iPay, подключающиеся к аудиоразъему смартфона и позволяющие принимать безналичные платежи с банковских карт, МТС продает с 2012 г., говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. По его словам, они нужны в таксопарках, интернет-магазинах, службах доставки, в работе страховых, туристических и торговых агентов и т. д.
Компания Pay-me, проект Альфа-банка и «Вымпелкома», с 2012 г. продает mPOS-терминалы для малого и среднего бизнеса, говорит гендиректор Pay-me Владимир Канин. С тех пор продано 26 000 устройств (в том числе в Казахстане), сейчас в системе зарегистрировано более 12 000 юрлиц, а транзакционный оборот на 1 сентября 2014 г. составляет $12 млн в год и растет на 5-20% ежемесячно. Он прогнозирует, что в течение 2-3 лет доля карточных транзакций через такие терминалы может достигнуть 10% (сейчас это менее 1%). Выход на этот рынок Сбербанка говорит о том, что рынок почти созрел, считает Канин.
Ведомости
Россия, Беларусь, Казахстан – перспективы интеграции платежных систем
Александр Сотников, директор ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» с обзором главных новостей рынка платежных технологий специально для Myfin.by.
Ключевыми вопросами прошедшей недели можно назвать с одной стороны обсуждение потенциальных интеграционных процессов в рамках Таможенного союза с точки зрения интеграции платежных систем, с другой стороны – продолжающееся в России броуновское движение по формированию НСПК.
В Минске прошло заседание Международного координационного совета банковских ассоциаций стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Ключевыми вопросами данного заседания стали вопросы функционирования национальных платежных систем стран участниц данной организации и перспективы их интеграции между собой. Исторически так сложилось, что подавляющим большинством граждан под понятием национальная платежная система понимается именно карточная платежная система, хотя на самом деле это понятие значительно шире и многограннее. А карточные платежные системы являются одной из составляющей национальной платёжной системы любой страны. В качестве базовых составных частей любой национальной платёжной системы, помимо карточных платежных систем, являются системы внутристрановых межбанковских платежей, системы розничных платежей, клиринговые организации и т.п.
В рамках данного заседания было подписано соглашение о сотрудничестве между ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» и Некоммерческим партнерством «Национальный платежный совет» (Российская Федерация). В рамках данного соглашения мы будем регулярно взаимодействовать с Национальным платежным советом, и обмениваться информацией по вопросам реализации различных платежных продуктов и услуг. По вопросам формирования платежных экосистем в наших государствах, обсуждать потенциальные возможности и перспективы реализации интеграционных проектов и совместных проектов по вопросам финансовой грамотности населения.
Это первый шаг, направленный на проведение совместных консультаций и анализа рынков двух стран через призму перспектив интеграции национальных платежных систем на основе использования пластиковых карточек. Россия находится в самом начале пути по формированию собственной карточной платёжной системы, в том время как в Беларуси собственная полноценная платежная карточная система существует уже 20 лет. Поэтому на данный момент платёжной системе БЕЛКАРТ просто не с кем интегрироваться в России, не говоря уже о Казахстане, где вопрос создания национальной платёжной карточной системы до сих пор открыт. С другой стороны, именно белорусский опыт может и должен быть использован казахстанскими и российскими коллегами при проектировании и реализации собственных локальных карточных проектов. И подписанное соглашение как раз и является первой ласточкой на тернистом пути обмена опытом между коллегами из стран-участников Таможенного союза.
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ: Национальных платежных инструментов пока нет, но скоро будут
Уже сейчас торговые точки, у которых выручка и остаточная стоимость ОС и НМА превышает 60 млн руб., обязаны обеспечить потребителям возможность оплатить приобретенные товары «путем использования национальных платежных инструментов». С 1 января 2015 г. те, кто такой возможности не обеспечит, могут быть оштрафованы на сумму до 50 тыс. руб. Что же такое «национальные платежные инструменты»? И что надо сделать, чтобы не попасть под штрафные санкции? Об этом наш корреспондент побеседовала с представителем Национального платежного совета.
Регина Левановна, 3 года назад был принят Закон о национальной платежной системе. Недавно в него были внесены изменения, в частности, обязывающие торговые точки принимать оплату посредством национальных платежных инструментов. Эти же поправки дополняют Закон новой главой, посвященной национальной системе платежных карт (НСПК).
Помогите, пожалуйста, разобраться, что такое национальная платежная система (НПС) и национальная система платежных карт, как связаны эти понятия?
Р.Л. Арутюнова: Национальная платежная система — это совокупность всех организаций, которые оказывают платежные и сопутствующие им услуги в стране. У нас это, в первую очередь, Банк России, коммерческие банки, платежные системы, зарегистрированные Банком России. К последним также относятся системы денежных переводов, такие как Western Union, Unistream. Отдельными частями НПС являются платежные терминалы, банкоматы, агенты, то есть все, что помогает организациям и физическим лицам проводить платежи. Национальная система платежных карт — относительно новое для нас понятие. Сейчас сама жизнь подталкивает к тому, чтобы как можно скорее создать такую систему.
То есть НСПК — это часть НПС? И НПС у нас есть, а НСПК только создается?
Р.Л. Арутюнова: Совершенно верно. НСПК уже существует, но лишь как юридическое лицо в форме ОАО, на сегодняшний день — со 100%-м участием Банка России. Пока НСПК занимается подготовкой основных документов, а также разработкой технических требований к системе. Ведь первое, с чего начинается любая платежная система, — это правила и тарифы. Прежде всего, надо определить, каким образом функционирует платежная система, как и в каких формах осуществляются платежи и переводы, как можно подключиться к системе и т. д. Естественно, при этом используются и международный опыт, и те наработки, которые уже существуют на отечественном рынке.
И на основе этих наработок будет создана своя национальная платежная карта?
Р.Л. Арутюнова: Да, планируется выпустить свой национальный платежный инструмент, который будет работать в НСПК. Помимо расчетов посредством платежных карт, есть и другие платежные инструменты: расчеты с помощью мобильных телефонов с использованием самых современных технологий, расчеты электронными денежными средствами. Обязательными участниками НСПК должны стать все значимые платежные системы и кредитные организации. Планируется, что к 1 января 2015 г. они будут определены.
А не обязательные?
Р.Л. Арутюнова: Остальные, например небольшие банки, смогут войти в НСПК по своему желанию.
Мобильные операторы тоже войдут в НСПК?
Р.Л. Арутюнова: Скорее всего, да.
Что произойдет с международными платежными системами Visa и MasterCard, будут ли они действовать в России?
Р.Л. Арутюнова: Конечно. Никто не собирается вытеснять международные платежные системы из России, и основная задача создания НСПК — обеспечить нашим гражданам проведение операций по любым имеющимся у них платежным инструментам. И даже когда будет выпущена новая национальная платежная карта, она не заменит карты Visa и MasterCard, а станет лишь еще одним платежным инструментом.
Недавно одобренные Госдумой изменения в Закон № 161-ФЗ обязывают международные платежные системы организовать взаимодействие с НСПК. Так что Visa и MasterCard станут участниками НСПК. Для них это значительно удобнее и выгоднее, чем вносить крупный обеспечительный взнос либо создавать на территории России собственные процессинговые центры.
А когда должна появиться национальная карта? В чем ее отличия от тех же Visa и MasterCard?
Р.Л. Арутюнова: Надеюсь, что это произойдет в течение ближайших 2 лет. Технологические стандарты новой карты, скорее всего, будут примерно такими же, как у Visa и MasterCard. Во всяком случае, проводить по ней операции можно будет с помощью тех же устройств (банкоматов, платежных терминалов).
Скорее всего, у национальной платежной карты будут дополнительные функции социальной карты, с ее помощью можно будет получать госуслуги. Такие карты будут использоваться для выплаты пенсий и пособий, зарплат бюджетникам, а только пенсионеров у нас в стране около 40 миллионов.
В создании национального платежного инструмента нет ничего исключительного. Многие страны мира (скажем, Япония, Китай, наш сосед Белоруссия) имеют собственные национальные карточные платежные системы. И при расчетах внутри страны используются преимущественно они, а при выезде за границу граждане рассчитываются другими, международными картами. Это совсем не противоречит принципам глобальной интеграции.
Уже сейчас у торговых и сервисных предприятий есть обязанность обеспечить возможность оплаты товаров и услуг с помощью национальных платежных инструментов. Но национальная платежная карта еще не создана. За что же будут штрафовать магазины с 1 января 2015 г.?
Р.Л. Арутюнова: На сегодняшний день национальные платежные инструменты пока не определены, и я не уверена, что это произойдет 1 января 2015 г. Вполне возможно, введение штрафов будет отложено на несколько месяцев. По крайней мере, до тех пор пока не будут созданы национальные платежные инструменты, нарушений просто быть не может. Значит, и штрафовать не за что.
Тогда магазинам можно не торопиться и пока не приобретать платежные терминалы?
Р.Л. Арутюнова: Тем, у кого небольшой оборот (до 60 млн руб.), можно не торопиться. А крупным торговым точкам я бы советовала все-таки приобрести терминалы.
У безналичных расчетов очень много плюсов. Довольно много покупателей совершают покупки с помощью кредитных карт. Когда денег в кармане нет, до зарплаты еще далеко, а купить что-то хочется, человек идет в тот магазин, где у него примут кредитную карту.
Будущее в любом случае за безналичными расчетами, и лучше постепенно переходить на современные технологии.
А что конкретно надо сделать для этого?
Р.Л. Арутюнова: Необходимо обратиться в банк и заключить договор эквайринга. Конечно, у вас будут дополнительные расходы. Но оборудование не очень дорогое: один терминал стоит около тысячи долларов. Причем не всегда его требуется покупать. Иногда банки предоставляют его в аренду, иногда — бесплатно.
А вот комиссии банков за эквайринг довольно высокие — от 1,5 до 3% от оборота. Надеюсь, что к тому моменту, когда прием платежей по картам станет обязательным, Банк России отрегулирует правила формирования тарифов и по крайней мере сделает их конкурентными.
Обязательно ли заключать договор эквайринга только с тем банком, где у организации открыт счет?
Р.Л. Арутюнова: Нет, не обязательно. Но как правило, это удобнее и выгоднее: если вы обслуживаетесь в том же банке, денежные средства на ваш счет будут зачисляться быстрее.
По каким критериям вы посоветовали бы выбирать банк?
Р.Л. Арутюнова: Здесь очень часто неплохо работает сарафанное радио. Можно посмотреть, какие терминалы стоят у ваших соседей, поспрашивать их, почитать отзывы в Интернете, собрать информацию о тарифах.
Хорошо, мы выбрали банк и решили заключить договор. Что дальше?
Р.Л. Арутюнова: Дальше к вам подъедут технические специалисты банка и установят оборудование, которое вы либо приобрели у банка, либо взяли в аренду, либо получили бесплатно.
Возможно, банк организует обучение ваших кассиров работе с платежными терминалами. Обычно в крупных банках эквайрингом занимаются отдельные специализированные подразделения.
Рано или поздно положение о штрафах за то, что потребитель не может расплатиться карточкой, заработает. Как вы думаете, кто и как на практике будет налагать штрафы? И кто должен нести ответственность, если терминал не работает из-за того, что нет связи?
Р.Л. Арутюнова: Штрафовать будет, скорее всего, Роспотребнадзор по жалобам потребителей. А не работать терминал может по вине самой организации, банка либо провайдера интернет-связи. В договоре эквайринга должны быть прописаны все моменты.
Если Роспотребнадзор обнаружит нарушения, думаю, штрафы будут наложены на саму организацию. Если вина организации отсутствует, в дальнейшем она в зависимости от того, как составлен договор эквайринга, может предъявить претензии банку либо провайдеру.
Гарантирует ли членство в НСПК то, что у банка не отзовут лицензию?
Р.Л. Арутюнова: То, что банк подпадает под определение национально значимой кредитной организации и обязан быть участником НСПК, еще не означает его абсолютную надежность. Такой банк с большей вероятностью будет пристальнее контролироваться Банком России, что требует от кредитной организации внимательнее относиться к исполнению требований нормативных актов.
Сейчас при снятии наличных денег через банкомат «чужого» банка у клиентов часто списывают дополнительную комиссию. Когда НСПК заработает, обязаны ли будут входящие в нее банки обслуживать клиентов-физлиц, расплачивающихся национальными картами, без таких дополнительных комиссий?
Р.Л. Арутюнова: Правила Visa и MasterCard предполагают, что комиссию может взимать только тот банк, который выпустил вашу карту. Так что если вы снимаете деньги в «посторонних» банкоматах, то платите комиссию своему банку, а не тому, которому принадлежит банкомат. В дальнейшем ваш банк делится этой комиссией с Visa, MasterCard, с банком, который провел операцию.
Скорее всего, обслуживание будет полностью бесплатным разве что для бюджетников. Возможно, при снятии денег через банки — участники НСПК размер комиссии будет намного ниже, чем через банки, не входящие в НСПК.
Теперь вопрос о другом. Бывают случаи, когда с карты покупателя деньги списывают, ему приходит СМС о списании, а в магазин они не поступают: на кассе разрыв соединения. Кто должен в этом разбираться? И что бы вы посоветовали покупателю?
Р.Л. Арутюнова: На карте клиента деньги сначала резервируются. Именно в этот момент ему на телефон приходит СМС. А в магазин они поступают не сразу, обычно на следующий день. Разбираться в ситуации должен кассир либо другой представитель магазина. Они обязаны связаться с обслуживающим банком и убедиться, что операция прошла.
Если оказывается, что операция не прошла, а вам на карту деньги тем не менее не вернулись и магазин отказывается их возвращать, постарайтесь получить доказательства. Магазин обязан выдать вам распечатанный из терминала документ с подтверждением, что операция не проведена.
И с этим документом обращайтесь в обслуживающий банк для возвращения списанной суммы на карту.
А можно ли вернуть деньги, если человек поверил мошенникам и сам сделал им перевод, а потом понял, что его обманули? Либо, перечисляя деньги на карту другого человека, перепутал цифру?
Р.Л. Арутюнова: В такой ситуации, к сожалению, оперативно вернуть денежные средства проблематично. При переводе с карты на карту применяется другая технология и деньги поступают получателю намного быстрее.
Даже если получатель не успел их снять, перевод произведен — и остановить операцию не так просто.
Другое дело, когда мошенники списали с карты деньги без вашего участия. Тогда при получении СМС о списании денег надо немедленно позвонить в банк. В таких случаях банки обычно возвращают клиентам деньги, даже если мошенников найти не удалось.