ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 04.04.2017

ОБЗОР СМИ

Путин подписал закон об ограничении денежных переводов на Украину

Президент России Владимир Путин подписал закон о запрете денежных переводов на Украину посредством иностранных платежных систем. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Согласно одобренным поправкам, в случае введения иностранным государством ограничительных мер в отношении российских платежных систем, денежные переводы из России в данную страну будут возможны лишь через систему, контролируемую Россией.

Законопроект стал ответной мерой на введение Украиной в октябре 2016 года санкций в отношении российских платежных систем «Колибри» (управляется Сбербанком), «Золотая корона» (РНКО «Платежный центр»), Blizko (Связь-банк), «Международные денежные переводы «Лидер»», а также управляемые одноименными банками системы «Юнистрим» и Anelik. Также на Украине введен запрет на использование электронных систем WebMoney, «Яндекс.Деньги», QIWI Wallet и Wallet One «Единый кошелек».

RNS

По инициативе Банка России закрыто 8 сайтов нелегальных кредиторов

Координационный центр национального домена сети Интернет на основании обращения Банка России впервые прекратил делегирование доменных имен по 8 сайтам компаний, имеющим признаки осуществления нелегальной финансовой деятельности. Процесс происходил поэтапно в течение двух недель. Таким образом, регулятор приступил к масштабному использованию недавно созданного инструмента пресечения нелегальной деятельности на финансовом рынке.

Прекращена работа сайтов компаний, ранее исключенных из государственного реестра МФО, однако продолжающих осуществлять микрофинансовую деятельность. На данных сайтах компаниями незаконно использовалась в наименованиях аббревиатура «МФО», размещались сведения о порядке и условиях предоставления микрозаймов, указывались процентные ставки, имелись электронные формы для заполнения, работающие ссылки/кнопки/надписи «получить/оформить/взять заем/кредит», «оформить заявку на заем/кредит», «заем/кредит под залог/материнский капитал», а также содержались предложения разместить вклад/депозит, инвестировать средства, что является нарушением Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Соглашение о взаимодействии Банка России и Координационного центра национального домена сети Интернет было подписано 29 декабря 2016 года. В соответствии с договоренностью регулятор был наделен правом обращаться к регистраторам за прекращением делегирования доменных имен.

В 2016 году Банк России выявил 1378 компаний, предположительно осуществляющих нелегальную деятельность на микрофинансовом рынке, и направил сведения о выявленных фактах в правоохранительные и другие уполномоченные органы. После разработки и начала масштабного использования нового инструмента у Банка России появились дополнительные возможности по борьбе с нелегальными кредиторами, предлагающими свои услуги в онлайн-пространстве.

«Банк России стремится к тому, чтобы на микрофинансовом рынке работали только добросовестные, законопослушные, жизнеспособные компании, имеющие соответствующий статус, выполняющие требования регулятора и соблюдающие установленные правила игры, – пояснил начальник Главного управления рынка микрофинансирования Банка России Илья Кочетков. – Борьба с нелегальными кредиторами, выдающими себя за микрофинансовые организации и нелегально осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, является одной из наиважнейших задач по защите прав граждан в финансовой сфере».

Банк России

ЦБ предлагает ограничить банки с капиталом до 1 млрд рублей в кредитовании крупных компаний

ЦБ придумал условие, при котором банки с базовой лицензией смогут кредитовать крупных заемщиков. Госдума рассматривает законопроект о многоуровневой банковской системе, он прошел первое чтение. Предполагается, что с 1 января 2018 г. банки смогут выбрать, с какой лицензией работать, базовой или универсальной. Последнюю смогут получить банки с капиталом свыше 1 млрд руб., базовую – с капиталом от 300 млн руб. На 1 марта 264 банка имели капитал до 1 млрд руб., рассказал зампред ЦБ Василий Поздышев.

Законопроект предполагает упрощенное регулирование для банков с базовой лицензией. По словам Поздышева, они не смогут кредитовать нерезидентов, а также инвестировать в ценные бумаги вне первого котировального списка биржи (цитата по Reuters). Кроме того, такие банки заметно ограничат в кредитовании крупных заемщиков – ЦБ предложил установить нормативы Н6 и Н25 на уровне 10% при выдаче таких кредитов, пишет «Интерфакс» со ссылкой на материалы ЦБ. Для всех остальных категорий заемщиков нормативы сохранятся. Норматив Н25 ограничивает кредитование связанных сторон 20% капитала, а Н6 – концентрацию риска на одного или группу связанных заемщиков 25% капитала. «Крупные заемщики имеют обыкновение оказывать давление на своих кредиторов, заставлять их реструктурировать кредиты или откладывать платежи», – объяснил Поздышев (цитата по «Интерфаксу»).

Ограничение заставит банки меньше кредитовать своих акционеров, говорит аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков. Обычно банки готовы принять на себя крупный риск, если заемщик очень надежный или если он «не чужой», продолжает он. По его словам, надежные заемщики нечасто приходят в малые банки, поскольку обычно им предлагают более низкую ставку в крупных. Выходит, что среди крупных компаний – клиентов [небольшого] банка оказывается много связанных с ним, делает вывод Волков.

Кредитование нерезидентов у малых банков встречается редко, указывает он, и обычно представляет собой схему по маскировке кредитования связанных сторон или банального вывода активов. Это касается не только малых банков, но и средних, предупреждает он и считает, что для нормальных банков запрет на работу с нерезидентами не будет критичным. Работа с ценными бумагами требует инфраструктуры и персонала, указывает Волков, для малых банков зачастую вложения в них не окупаются на тех объемах, которые банки готовы вложить в ценные бумаги. «Запрет скорее перекрывает еще одну лазейку для схемотехники», – объясняет он.

«Кредитование нас волнует меньше всего», – возражает предправления банка «Нальчик» Борис Эндреев. Из текста законопроекта следует, что банки с базовой лицензией не смогут работать, например, с профсоюзами и НКО, с предприятиями, с которыми они работали 20 лет, остаются лишь дорогие вклады, сетует он. Одна из самых важных проблем для небольших банков – это фондирование, соглашается председатель совета директоров Автоградбанка Павел Сигал. В последнее время из-за отзыва лицензий клиенты потеряли доверие к некрупным банкам и забирают из них даже средства в пределах страховой суммы, делится он.

«Мы слышим опасения банков, что они не смогут привлекать средства определенной категории юрлиц, но это надуманная проблема, – заверил председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. – Мы готовы уточнить формулировки, чтобы всем было понятно».

Не даст отсрочки

«Мы не хотели бы откладывать переход. Даже если этот закон вступит в силу с 1 января 2018 г., все в спокойном режиме успеют. Дается как переходный период на будущее, так и все необходимые «дедушкины оговорки» относительно тех кредитов и транзакций, которые у банка в балансах уже сейчас есть», – зампред ЦБ Василий Поздышев (ТАСС).

Ведомости

ЦБ РФ определился с ограничениями для банков с базовой лицензией

Российский центробанк при разделении банков на кредитные организации с универсальной и базовой лицензиями не планирует ограничивать у последних операции привлечения средств, но запретит кредитование нерезидентов, крупных заёмщиков и вложения в ценные бумаги за пределами первого котировального списка.

Законопроект о введении многоуровневой банковской системы ЦБ предполагал ввести в действие с 1 января 2018 года, но банкиры просят перенести этот срок и дать им ещё время нарастить капитал.

Этим законом ЦБ повышает требования к минимальному капиталу для универсальных банков до 1 миллиарда рублей, банки с базовой лицензией будут иметь капитал от 300 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.

«Банк с базовой лицензией не будет иметь ограничений на операции по привлечению средств, на размещение будут некоторые особенности», — сказал зампред ЦБР Василий Поздышев в Госдуме.

«Для таких банков мы вводим невозможность кредитования нерезидентов», — добавил он.

ЦБ выделил две причины такого запрета — во-первых, это единственная возможность и обязательное условие для вывода банка из-под международного регулирования по Базелю.

Во-вторых, работа с нерезидентами и их кредитование является наибольшей зоной риска для банка, по мнению ЦБ. «Это наименее транспарентная деятельность для нас», — сказал Поздышев. «Если кредит выдан на офшор, то найти следы этих средств практически невозможно и по нашему надзорному опыту эти истории заканчиваются всегда плохо», — добавил он.

ЦБР не видит необходимости небольшим банкам кредитовать нерезидентов, поскольку обычно это кредитование проектов собственника банка в других юрисдикциях. Ещё одно ограничение в кредитовании — это ограничение в размере заемщика. «Мы хотели бы сфокусировать небольшие банки на работе с малым и средним бизнесом… Поскольку крупные банки с этим сегментом не работают», — сказал Поздышев.

Риск концентрации, по его словам, для небольших банков очень важен, этот норматив составляет 25 процентов от собственных средств.

«У крупных банков этот лимит не выбран… А у небольших он выбран полностью, и они стараются его обойти, кредитуя через схемы связанных заемщиков для того, чтобы потом убедить нас, что эти заёмщики не связаны», — сказал Поздышев. Дискуссии с банками ведутся не в плоскости как запретить кредитовать крупных заёмщиков, а как понизить концентрацию риска, добавил он. ЦБР сформирует списки предприятий, куда войдут и муниципальные предприятия, и субъекты РФ, «главное чтобы они удовлетворяли нормативам».

Ещё одно ограничение для банков с базовой лицензией связано с возможностью размещения средств в ценные бумаги. По мнению ЦБ, небольшие банки не имеют средств на качественную аналитику и у таких банков регулятор видит большое число схем с ценными бумагами с закрытыми паевыми инвестиционными фондами. «Мы предлагаем только небольшой список высоконадежных бумаг — мы предполагаем ограничить только первым котировальным списком биржи», — сказал Поздышев.

Других ограничений для банков с базовой лицензией ЦБ не предусматривает. Взамен для небольших банков ЦБР оставит пять нормативов: два — достаточности капитала, один норматив текущей ликвидности и два норматива концентрации кредитного риска. Все новые базельские нормативы, которые будут вводиться с 2018 года, не будут распространяться на небольшие банки.

К 1 марта 2017 года в России было 264 банка с капиталом до одного миллиарда рублей, 27 из них «при желании могут достаточно легко увеличить капитал до 1 миллиарда рублей», сказал Поздышев, — их капитал составляет от 700 миллионов до 1 миллиарда рублей. По данным ЦБ, 303 банка на 1 марта уже имели капитал свыше миллиарда рублей.

Reuters 

ЦБ сообщает о замедлении обработки информации в БЭСП из-за обновления программного обеспечения

Банк России сообщает о замедлении обработки информации в системе БЭСП из-за планового обновления программного обеспечения.

«В связи с плановым обновлением версии программного обеспечения БЭСП с 11:23 по московскому времени наблюдается замедление обработки информации в системе БЭСП», — отметили в пресс-службе регулятора.

В ней подчеркнули, что ожидаемое время восстановления стандартного режима обработки информации — к 13:30 мск.

Banki.ru

Минфин и Банк России согласовали концепцию новой накопительной пенсионной системы

Минфин и ЦБ согласовали концепцию добровольной накопительной пенсионной системы — индивидуального пенсионного капитала, сообщили RNS в Минфине. До конца недели ведомство планирует доработать документ с учетом замечаний других ведомств и внести его в правительство.

«Минфин и ЦБ согласовали концепцию ИПК, до конца недели Минфин планирует доработать документ, с тем чтобы учесть также замечания других ведомств, и внести его в правительство», — сообщили в пресс-службе ведомства.

В ЦБ подтвердили, что концепция согласована и уточнили, что все проблемные вопросы сняты.

«Совещание состоялось, все проблемные вопросы сняты. Теперь нужно положить все на бумагу», — ответили в Банке России на запрос RNS.

Минфин и ЦБ разработали новую модель формирования пенсионных накоплений, которая предусматривает автоматическую подписку на отчисления в негосударственные пенсионные фонды. Предполагается, что тариф страховых взносов сохранится. Но сверх этого граждане будут автоматически включены в формирование добровольных пенсионных накоплений: в первый год 0%, затем 1% и так далее до 6%. От этой системы можно будет отписаться, а также приостановить свое участие на срок до пяти лет.

RNS

Банк с госучастием тоже может рухнуть

В деле Татфондбанка было все: от вывода активов до обмана вкладчиков. Власти Татарстана повлиять на ситуацию не смогли

У казанского Татфондбанка было все для успеха: долгая история (банк основан в 1994 г.), хорошая репутация, 2-е место по значимости и бизнесу в Татарстане (42-е – по размеру активов в России), государство в роли крупного акционера, достойные международные рейтинги и МСФО с международным аудитом. В минувшем ноябре банк даже умудрился разместить еврооблигации на $60 млн.

Как оказалось, тогда Татфондбанк уже был в агонии. А последствия его краха стали беспрецедентными: за решеткой оказались многие топ-менеджеры банка и его структур, арестовано их личное имущество и имущество родственников, ушел в отставку глава нацбанка Татарстана. Все это произошло менее чем за месяц после отзыва у банка лицензии. При этом на улицах Казани митингуют разгневанные клиенты казанского банка.

Начиналось все с немногочисленных пикетов клиентов на периферии Казани еще в начале января 2017 г. Это случилось после того, как почти 2000 человек выяснили, что не могут претендовать на выплату госгарантий по вкладам. Ведь их средства были переведены в доверительное управление дочерней инвесткомпании банка «Татфондбанк финанс». Когда 3 марта ЦБ объявил об отзыве лицензии у Татфондбанка, его вкладчики обрушили страничку «В контакте» президента Татарстана Рустама Минниханова. А пикеты переросли сначала в стихийные акции протеста (самая известная – 4 марта у кабинета министров Татарстана), а затем в организованные митинги. Поначалу митингующие выдвигали только экономические требования – расплатиться с вкладчиками за счет бюджета или местных госструктур, но потом перешли и к политическим – отправить в отставку премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова, правительство республики и даже самого Минниханова.

Почему же гнев людей обрушился на руководство республики? Все очень просто. Правительству Татарстана принадлежит около 40% акций Татфондбанка, а премьер-министр Халиков почти три года возглавляет совет директоров банка. Когда 15 декабря 2016 г. ЦБ ввел временную администрацию и заморозил операции Татфондбанка, местные власти призывали не паниковать, а клиенты банка поверили в его санацию. 27 февраля пресс-служба президента Татарстана сообщила, что одна из крупнейших промышленно-инвестиционных компаний республики – группа ТАИФ – готова участвовать в санации Татфондбанка в качестве стратегического инвестора: «Соответствующее обращение от группы компаний ТАИФ и партнеров с возможными вариантами поддержки банка направлено в Центральный банк России». Но через четыре дня, 3 марта, ЦБ объявил об отзыве лицензии Татфондбанка и Интехбанка, подконтрольных депутату госсовета Татарстана Роберту Мусину. Руководство ЦБ в тот же день поведало о фальсификации отчетности, дыре в 97 млрд руб. (почти половина активов) и порочной модели кредитования бизнеса ключевого бенефициара и предправления банка Мусина. Последний уже вечером того же дня был арестован по обвинению в мошенничестве с кредитом ЦБ на 3 млрд руб. (см. врез).

Все – в офшор 

«Мы выбирали банк, у которого довольно разветвленная сеть, чтобы был устойчивый и более-менее мощный», – рассказывает гендиректор клиента Татфондбанка – небольшой управляющей компании «Райдэн» – Илья Новиков. Жителям удобно было платить за ЖКХ, потому что у банка было много отделений и не взималась комиссия, добавляет он. «Плюс глава совета директоров – премьер-министр Татарстана, половина денег в банке государственные, – говорит Новиков. – Мы в последнюю очередь думали, что Татфондбанк рухнет».

Сейчас Новиков вспоминает, что звоночки все-таки были. Например, в конце ноября при нем сотрудница банка по телефону отговаривала клиента выводить миллионы с расчетного счета на счета физлиц, оплачивая огромную комиссию до 10%. «Меня это насторожило, но ничто не предвещало проблем», – вспоминает Новиков. Все шло по-прежнему, «пока в первой декаде декабря не застряли наши платежи». «В банке все объяснили временными техническими проблемами, но через пару дней Татфондбанк закрыл свои двери», – говорит собеседник «Ведомостей». Даже после ввода временной администрации и моратория на операции сотрудники Татфондбанка объясняли, что это временно, все стабилизируется, надо лишь дождаться решения руководства и ЦБ, рассказывает Новиков: «Я верил в хорошее, ведь до 3 марта никто не говорил про банкротство. И руководство республики рассказывало, что идут переговоры с ЦБ, все будет хорошо, снова все заработает». Теперь юрлица в лучшем случае получат несколько процентов, расстраивается Новиков.

Третьего марта, в день отзыва лицензии, первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин и зампред правления ЦБ Ольга Полякова рассказали журналистам: как только сотрудники головного офиса занялись проверкой Татфондбанка, они сразу выявили проблемы, которых местные коллеги не обнаруживали. Уже в мае 2016 г. стало понятно, что банк находится в тяжелейшем финансовом положении. Кэптивная бизнес-модель, ориентированная на кредитование бизнеса конечных бенефициаров, завела банк в тупиковое состояние. На его балансе были выявлены технические активы, около 65% кредитного портфеля составляли ссуды, связанные с бизнесом ключевого владельца банка (Мусина. – «Ведомости»), а основная часть заемщиков находилась в состоянии банкротства.

В частности, Татфондбанк кредитовал 29 компаний, в том числе ООО «Бытовая электроника», «Новая электроника», «Умная электроника», входящих в ГК «ДОМО» (связанную с Мусиным. – «Ведомости»), пояснил представитель регулятора. «Их деятельность характеризуется значительным объемом операций, совершаемых преимущественно внутри группы, что является одним из признаков «технических» компаний, – рассказал он «Ведомостям». – Денежные средства, предоставленные Татфондбанку по заключенным с данными компаниями кредитным договорам, в последующем направлялись в пользу офшорной компании, конечным бенефициаром которой является Мусин. Большинство данных заемщиков – банкроты». Информацию об этом ЦБ направил в правоохранительные органы, говорит представитель регулятора.

За кулисами 

С дырой в 97 млрд руб. Татфондбанк занял 2-е место после Внешпромбанка (215 млрд руб.). Но это минимальная оценка ЦБ, цифра потерь еще может вырасти. В конце ноября руководство Татфондбанка заявило о невозможности спасения банка своими силами, рассказывала Полякова. После этого менеджмент начал вывод активов, что усугубило ситуацию, сетовала она: ликвидное обеспечение в виде акций было списано с баланса банка, переуступлены и проданы активы, которые могли давать операционный доход (см. врез про кредит ЦБ).

На 13 декабря 2016 г. было назначено заседание совета директоров Татфондбанка, в повестке которого был всего один вопрос: «О мерах по финансовому оздоровлению Татфондбанка». Чем завершилось заседание, банк не сообщал. Перед самым заседанием стало известно, что «Татарстан не даст денег на санацию», поэтому итогом совета стало ходатайство в ЦБ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению – «оказанию в кратчайшие сроки банку помощи иными лицами», поскольку самостоятельно исполнительным органам не справиться, знает человек из руководства Татфондбанка.

15 декабря управление банком перешло к временной администрации в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ), 3 марта – ЦБ. Однако ни в АСВ, ни в ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей» об итогах того совета директоров.

Для проведения санации Татфондбанка, по расчетам ЦБ и АСВ, требовалось 220–230 млрд руб., конвертация долга в акции (bail-in) должна была покрыть обязательства перед физлицами и составить 60–70 млрд руб. Однако реально удалось выйти лишь на 5 млрд руб., рассказывал Тулин.

Почему ТАИФ не потянула больше? Просто – и не собиралась.

Руководитель пресс-службы ТАИФ Дмитрий Неманов посоветовал обратиться со всеми вопросами к «первоисточнику информации» о готовности его компании участвовать в санации Татфондбанка: «Мы вообще ни разу не заявляли <...> что ТАИФ готова инвестировать в санацию и сколько».

Группа компаний ТАИФ не являлась крупным кредитором Татфондбанка, а намерения властей Татарстана привлечь к финансовому оздоровлению компанию не завершились конкретным результатом, сообщил представитель ЦБ: «Официального подтверждения заинтересованности ТАИФ принять участие в финансовом оздоровлении Татфондбанка от самой группы ТАИФ в Банк России не поступало».

Республика не спасла 

Еще в августе 2014 г. было ясно, что ситуация в Татфондбанке сложная, говорил Халиков. Как раз августе того года он возглавил совет директоров банка. Татарстан, по его словам, не имел права устраниться от проблем и бросить банк, не попытавшись его спасти: «Но возникает вопрос, почему ЦБ поздно принял решение, не проинформировал нас, почему крупные международные аудиторы ежегодно утверждали отчеты, почему международные рейтинговые агентства ежегодно давали достаточно высокий рейтинг Татфондбанку?»

Рейтинги Татфондбанка были на очень низком уровне еще за год до дефолта, говорит аналитик Moody’s Мария Малюкова: оценка собственной кредитоспособности банка была Caa1, что означает высокую вероятность дефолта без внешней поддержки (около 30%). «Эта оценка отражала слабое финансовое состояние банка: его убыточный финансовый результат, высокую волатильность ликвидности и фондирования, слабое кредитное качество активов, включая высокие концентрации на отдельных клиентах и кредитование связанных сторон, а также вложения в непрофильные банковские активы», – перечисляет она.

С 2014 г. банк был убыточен – «в основном из-за низкой процентной маржи, высоких отчислений в резервы, а также волатильных результатов на финансовых рынках и одноразовых расходов на санацию «БТА-Казани» и банка «Советский», говорит она. На 1 апреля 2016 г. убытки достигли рекордных для Татфондбанка 3,4 млрд руб., банк периодически нарушал норматив Н6 (максимальный размер риска на заемщика или группу связанных заемщиков), видно из его отчетности.

Вместе с тем Moody’s «закладывало фактор умеренной внешней поддержки» Татарстаном, финальный депозитный рейтинг банка был на уровне B3 с негативным прогнозом, «что также отражает высокие риски с вероятностью дефолта 15%», продолжает Малюкова. «Наше мнение об умеренной вероятности внешней поддержки складывалось исходя из 40%-ной доли владения компаниями, связанными с Республикой Татарстан (доля выросла с 28% за последние два года, в том числе за счет увеличения капитала), значительной доли банка на рынке Татарстана (36% в депозитах физлиц и 20% в активах), а также факта того, что председателем совета директоров был премьер-министр Халиков», – поясняет она.

Ухудшение экономической ситуации в России с 2014 г., девальвация рубля и рост ключевой ставки ЦБ до 17% в декабре 2014 г. подкосили Татфондбанк. В феврале 2015 г. совет директоров Татфондбанка утвердил «План восстановления финансовой устойчивости Татфондбанка на 2015 г.», а через год – на 2016 г. Не сработало.

Хотя к 2016 г. «маржа банка немного восстановилась вслед за постепенным падением ставки рефинансирования, были вливания в капитал, однако прибыль до отчислений в резервы все еще была низкой (0,7% от активов)», говорит Малюкова. Качество активов оставляло желать лучшего, «ликвидность банка оставалась низкой и волатильной из-за высокой концентрации депозитной базы». «Этот факт, а также проблемы банка «Пересвет», облигации которого были заложены Татфондбанком по сделкам репо, в конечном итоге и привели к падению банка», – резюмирует аналитик Moody’s.

Миллиарды для санатора 

Двадцатого февраля 2017 г. ЦБ второй раз ввел временные администрации в лице АСВ в казанский «Тимер банк» (ранее «БТА-Казань») и питерский банк «Советский» для предупреждения их банкротства. Событие исключительное, ведь оба банка были в процессе санации. Ее доверили структурам Мусина: «Тимер банк» с мая 2014 г. вместе с АСВ санировала «Новая нефтехимия», «Советский» с марта 2016 г. – Татфондбанк. На их оздоровление АСВ уже выделяло десятилетние займы под 0,51% годовых на 20,65 млрд руб. Банки были под операционным контролем Татфондбанка, в котором в итоге и зависли средства АСВ и санируемых банков.

В июне 2014 г. АСВ выделило санируемому «Тимер банку» заем на 9,9 млрд руб., еще 1,2 млрд руб. в виде межбанковского кредита (МБК) ему выдал Татфондбанк, а «Новая нефтехимия» Мусина – заем на 1,8 млрд руб., согласно годовому отчету «Тимера» за 2014 г. Из этой финансовой помощи в 12,9 млрд руб. сразу на погашение долгов перед клиентами «Тимера» ушло 4,4 млрд руб., остальное через схему с МБК в итоге осталось в Татфондбанке. В частности, 6 млрд руб. было вложено в облигации Татфондбанка (по цене выше рыночной), еще 1,5 млрд руб. – в паи ЗРПИФ «Татфондбанк – Рентный инвестиционный фонд», по данным электронной газеты Татарстана «Бизнес online», которая ссылается на материалы проверки «Тимера» Центробанком.

Похожая ситуация и в «Советском». Его прежние владельцы уже год ведут судебную войну с санатором. Опротестовать переход 99,99% акций банка Татфондбанку им не удалось, но получилось оспорить законность межбанковского кредитования санатора «Советским» в двух инстанциях арбитража. По иску Александра Теплякова, владевшего до санации 17% акций питерского банка (теперь он миноритарий с долей менее 0,01%), Арбитражный суд Санкт-Петербурга, а затем и апелляционная инстанция признали недействительной сделку межбанковского кредитования и обязали Татфондбанк вернуть «Советскому» долг вместе с процентами – 15,2 млрд руб.

Суд указал, что это была крупная сделка (более 25% активов «Советского») с заинтересованностью, которая вопреки требованиям закона не одобрялась собранием акционеров, сделка была нерыночной, проценты не выплачивались, заемщик вел «стабильно убыточную деятельность», а само размещение МБК в Татфондбанке не имело положительного эффекта для санируемого банка-кредитора (его финансовые показатели ухудшились). «Советский» подал кассационную жалобу, рассмотрение которой назначено на 25 апреля.

«Деньги, выделенные на санацию «Советского», пошли на спасение самого санатора – Татфондбанка, – говорит представитель бывших владельцев, а ныне миноритариев «Советского» Алла Герасимова. – Согласно отчетности на конец года, помимо этих 15 млрд руб. МБК «Советский» стал «счастливым обладателем» облигации Татфондбанка на 3,5 млрд руб.». Кроме того, из официального раскрытия информации в ноябре 2016 г. видно, что санируемые «Тимер банк» и «Советский» под гарантии Татфондбанка выдавали МБК Интехбанку, указывает Герасимова. «Насколько выросли у «Советского» вклады населения, настолько вырос МБК в пользу Татфондбанка (1,28 млрд руб.) и Интехбанка (330 млн руб.)», – говорит она. А ведь «Советский» мог спасти себя сам, сетует Герасимова.

В августе 2015 г. глава совета директоров банка «Советский» Станислав Митрушин направил в ЦБ и его Северо-Западный главк письмо («Ведомости» ознакомились с копией документа) и план мер по финансовому оздоровлению. По информации Герасимовой, ответ из ЦБ в «Советский» с августа по октябрь 2015 г. не поступил, просьбы о встрече также остались без ответа. А в октябре в банк была введена временная администрация в лице АСВ. 10 марта 2016 г. (еще до того, как «Советский» получил кредит на санацию, а Татфондбанк стал его мажоритарным акционером) с официального одобрения АСВ «Советский» начал кредитовать Татфондбанк и выдал ему первый транш в 3 млрд руб. (это свыше 7% активов на 1 марта. – «Ведомости»), следует из материалов суда. В таком случае временная администрация нарушила закон о банкротстве, поскольку не имела права выдавать займы свыше 5% балансовой стоимости активов без созыва собрания акционеров, даже когда полномочия органов кредитной организации приостановлены, считает Герасимова.

Действительно, формально указанная норма банкротства нарушена и суды двух инстанций это установили, соглашается старший юрист практики разрешения споров Goltsblat BLP Олег Пермяков. Но если «Советский» докажет, что действия временной администрации отвечали интересам банка и его кредиторов, то может выиграть кассацию, считает он.

Временная администрация закон не нарушала, политика привлечения и размещения «Советским» денежных средств с 4 марта (когда ЦБ утвердил Татфондбанк санатором питерского банка) фактически определялась новым инвестором, и 10 марта банк «Советский» «разместил свободные денежные средства у нового инвестора на рыночных условиях», заявил представитель АСВ.

Вкладчики почувствовали себя обманутыми

Третьего февраля 2017 г. Главное следственное управление МВД по Татарстану возбудило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) по итогам рассмотрения заявлений вкладчиков Татфондбанка, передавших свои средства в доверительное управление его «дочке» – ООО «ИК «ТФБ финанс». По данным ЦБ, таким образом свои средства на сумму 2,4 млрд руб. переоформило около 1770 человек.

Пострадавшие утверждают, что их обманули. Подписывая документы, они были уверены, что пролонгируют вклады. При этом 98% полученных средств ИК «ТФБ финанс» инвестировала в облигации ТФБ. Основными контрагентами по сделкам купли-продажи бумаг в интересах физлиц были банк и связанные и с ним, и с «ТФБ финанс» структуры, а заключались они на рыночных условиях, сообщили в ЦБ.

Шестого февраля был задержан гендиректор «ТФБ финанс» Тимур Вальшин, на следующий день – два начальника управления (совмещавших должности в ТФБ и инвесткомпании): Рустам Тимербаев и Илнар Абдулманов. Девятого февраля по этому делу был задержан зампред правления Татфондбанка и член совета директоров «ТФБ финанс» Вадим Мерзляков, а другой зампред правления банка, Сергей Мещанов, в середине февраля был объявлен в розыск. 28 февраля правоохранители обнаружили Мещанова в Подмосковье и привезли в Казань (2 марта он по решению суда был арестован, как и другие фигуранты дела). В середине марта прокуратура Татарстана начала успешно оспаривать сделки по переводу средств вкладчиков Татфондбанка (которые не способны сделать это сами по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}