ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 07.04.2017

ОБЗОР СМИ

ЦБ получит контроль над всем аудиторским рынком

В споре Центробанка с Минфином за право надзора и регулирования рынка аудиторских услуг появилась ясность.

Чтобы получить контроль над аудиторами, которые, как неоднократно заявлял Центробанк, выдают немодифицированные заключения банкам и страховым, находящимся на грани банкротства, ЦБ придется взять под свое крыло и весь остальной рынок, рассказал «Ведомостям» участник совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова и подтвердил человек, знакомый с его протоколом. Это решение вынужденное, его предложил ЦБ Шувалов, знает один из собеседников «Ведомостей».

Законопроект должен быть подготовлен замминистра финансов Ильей Труниным и внесен в правительство до 28 апреля 2017 г., поправки затронут законы «О Центральном банке», «Об аудиторской деятельности», «О СРО на финансовом рынке», перечисляет человек, знакомый с протоколом заседания.

Один из участников совещания у Шувалова утверждает, что передача полномочий из Минфина в ЦБ будет проходить в два этапа. На первом этапе ЦБ отойдет возможность проводить выездные проверки общественно значимых аудиторских компаний – таких 723 (сейчас это полномочия Федерального казначейства), на втором этапе ЦБ получит функции контроля за аудиторскими СРО, а с ними полномочия по надзору и регулированию в отношении всего аудиторского рынка.

«На совещании в правительстве было принято решение передать Банку России надзор за аудиторами, осуществляющими аудит общественно значимых субъектов», – сообщили «Ведомостям» в пресс-службе ЦБ. От подробных комментариев в ЦБ отказались. Согласно закону «Об аудиторской деятельности» общественно значимыми аудиторами считаются не только аудиторы банков, НПФ, страховых компаний и эмитентов, но и аудиторы всех организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%.

«Мы воспринимаем так позицию наших руководителей, что полномочия казначейства по надзору за аудиторским рынком нужно поступательно передавать Центральному банку», – подтвердил руководитель казначейства Роман Артюхин «Ведомостям».

Изначально ЦБ планировал взять под свой надзор лишь аудиторов финансовых компаний и эмитентов – по данным Минфина, таких около 7% от общей численности компаний на рынке.

Два участника совещаний в Министерстве финансов говорили «Ведомостям», что Минфин был против некоторых предложений ЦБ – ведомство выступало за «единство аудиторской профессии, ее принципов и подходов», а также против двойного регулирования рынка со стороны Минфина и Центробанка. На протяжении всего времени обсуждения реформы рынка позицию руководства Центробанка поддерживал Шувалов. На последнем совещании он поставил Центробанк перед выбором – либо забрать весь аудиторский рынок, либо не забирать его вообще, сообщил человек, который знает это от участника совещания. Представитель Шувалова это не комментирует, так же поступили в Минфине.

Внутри Центрального банка полномочия по регулированию аудиторского рынка будут закреплены за департаментом корпоративных отношений, который возглавляет Елена Курицына, а после того, как закон о СРО на финансовых рынках будет распространен на аудиторский рынок, контролировать работу аудиторских СРО будет департамент развития финансовых рынков, который возглавляет Елена Чайковская, сообщил источник, близкий к одному из этих департаментов.

«Всю сферу регулирования рынка аудиторских услуг было бы целесообразно передать ЦБ, он объективно является самым заинтересованным органом власти в эффективном управлении рынком, в точных аудиторских оценках достоверности финансовой отчетности», – говорит заведующий кафедрой «Регулирование деятельности финансовых институтов» РАНХиГС Александр Турбанов. Представители обеих СРО от комментариев отказались.

«В смене регулятора я вижу потенциальное решение наболевших проблем аудита – демпинга, недобросовестной конкуренции, отсутствия прозрачности в системе единого экзамена», – говорит исполнительный директор «Российской коллегии аудиторов» Наталья Мельникова. Она уверена, что контроль со стороны ЦБ будет жестче, чем со стороны Министерства финансов, изменится и его методология.

Чего хочет новый регулятор

Для аудиторов Центробанк намерен ввести квалификационные аттестаты в зависимости от отрасли, увеличить формальные требования к опыту руководителей аудиторских проверок и к аудиторским компаниям для вступления в реестры. Если аудиторское заключение ЦБ признает недостоверным, то сможет исключить компанию из своего реестра.

Ведомости

Минкомсвязь предлагает сократить количество таксофонов и пунктов доступа к Интернету

Минкомсвязь выступила с инициативой сокращения в стране количества таксофонов и пунктов доступа к Интернету. Об этом говорится в проекте поправок к закону «О связи».

«Перечень поселений, в которых должно быть установлено не менее чем одно средство коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без использования пользовательского оборудования абонента, определяется федеральным органом исполнительной власти в области связи», — отмечается в проекте поправок.

Кроме того, в нем говорится, что таксофоны, у которых будет бесплатный доступ к экстренным службам, сохранятся лишь в населенных пунктах, где проживает менее 10 тыс. человек.

Banki.ru

В прогнозе Минэкономразвития до 2020 года просматриваются непринятые реформы

Министерство экономического развития представило членам правительства уточненный прогноз на 2017 г. и первый вариант прогноза на 2018–2020 гг. в двух сценариях – базовом и целевом. Оба (см. таблицу на стр. 04) основаны на схожих внешних условиях: в частности, цена нефти из-за прекращения договоренности с ОПЕК снижается к концу 2017 г. до $40/барр. и остается на этом уровне – с поправкой на долларовую инфляцию – до конца трехлетки (такой же сценарий и у Центробанка). В обоих одинаково предполагается продолжение ЦБ политики инфляционного таргетирования, введение бюджетного правила с ценой отсечения $40/барр., индексация тарифов на инфляцию.

Варианты различаются траекторией экономического роста: в базовом экономика после восстановительного роста на 2% в 2017 г. опускается на инерционную траекторию 1,5%-ного роста, что примерно вдвое ниже среднемировых темпов; в целевом ее темпы к 2020 г. превышают среднемировой рост за счет активизации инвестиций.

Из прогноза следует, что в целевой сценарий включены обсуждаемый правительством налоговый маневр – снижение ставки страховых взносов и повышение НДС – и, вероятно, пенсионная реформа.

Базовый, консервативный вариант станет основой для бюджета. Реалистичным сценарием министр экономразвития Максим Орешкин считает целевой: «У меня нет сомнений, что мы движемся к целевому [варианту]». Он не ответил на вопрос, какие реформы «зашиты» в целевой вариант, поскольку ни одну из них еще не утвердили ни правительство, ни президент, но отметил, что к августу, когда будет окончательная версия прогноза, серьезные изменения в нем вряд ли произойдут.

В базовом сценарии по итогам 2020 г. экономика превышает уровень 2013 г. на 4,1%, в целевом – на 7,1%, что сопровождается и более высоким ростом реальных доходов и зарплат населения, а также, указано в материалах Минэкономразвития, ростом «реальных пенсий неработающего пенсионера» (в базовом варианте они стагнируют на уровне примерно 1% роста, в целевом рост ускоряется до 3,5% к 2020 г.).

В целевой сценарий заложен налоговый маневр, подтвердили «Ведомостям» три федеральных чиновника (см. статью на стр. 04). Последствием повышения НДС станет скачок инфляции в 2019 г.: чтобы при этом не сильно отклоняться от таргета ЦБ, она в 2018 г. должна снизиться ниже этого таргета, что возможно при поддержании довольно жесткой денежно-кредитной политики. Но уже в 2019 г. целевой вариант предполагает бурный рост инвестиций: сначала – почти на 7%, а в 2020 г. – почти на 10%, в итоге соотношение инвестиций и ВВП приблизится к 20% (с 17%). В этом варианте ускоренно растет импорт за счет роста закупок необходимых для модернизации технологий и оборудования. Рост инвестиционного импорта (на 7,7–10,5%) почти вдвое выше, чем в базовом варианте, и почти при том же самом – слабеющем – курсе рубля к доллару.

В основе целевого сценария – «поворот экономической политики лицом к инвестиционной активности», говорится в материалах Минэкономразвития: создание предсказуемых условий ведения бизнеса, улучшение делового климата, поддержка экспорта, а также меры по повышению производительности труда (модернизация образования, рост рыночной конкуренции) и перелому негативного демографического тренда. В базовом варианте занятость продолжает сокращаться на 0,1–0,3 млн человек в год. В целевом – растет на 0,2–0,3 млн человек, а низкая безработица снижается еще ниже.

Бюджет в обоих вариантах к 2020 г. становится почти бездефицитным (дефицит снижается до 0,8% ВВП с 2% в 2017 г. – ранее предполагалось, что дефицит в 2017 г. составит 3,2% ВВП). Однако в целевом сценарии за счет более высоких ненефтегазовых доходов бюджет может позволить себе более высокие расходы.

В четверг, 6 апреля, за три часа до пресс-конференции в Минэкономразвития совещание по макропрогнозу проводил премьер Дмитрий Медведев, причем с материалами к совещанию участникам заранее ознакомиться не удалось, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. В правительство прогноз вносит Минфин вместе с поправками в бюджет, но официально документ не вносился, говорит один из них. На совещании прогноз был в целом одобрен, рассказали собеседники «Ведомостей». Налоговый маневр и другие реформы еще не приняты, напоминает один из участников совещания, удивляясь цифрам целевого сценария. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова подтвердила факт совещания и отказалась от комментариев.

На чем основано предположение о переломе демографического тренда, непонятно, говорит директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон: «Я не знаю, на чем базируются такие расчеты». За этим может стоять повышение пенсионного возраста, допускает он, однако возраст не может быть увеличен одномоментно, и эта мера даст эффект лишь через какое-то время. Условий для подобного роста занятости – которая довольно высока во многом благодаря теневому рынку труда – не видно.

Прогноз Минэкономразвития кажется избыточно оптимистичным, скептична Наталия Орлова из Альфа-банка: «Может быть, Минэкономразвития собирается предложить структурные реформы, но сейчас не обсуждается никакого плана, по которому такого экономического эффекта можно достичь». Как может ускориться инвестиционный импорт при слабом курсе, можно только догадываться, затрудняется Орлова: «Теоретически можно представить, что будут какие-то стимулы при закупках оборудования для компаний, но, в принципе, при ускоренном экономическом росте экономика больше привлекает капитала и курс укрепляется».

Прогнозировать рост российской экономики за горизонтом 2018 г. сложно, так как многое будет зависеть от состава правительства, которое будет сформировано после президентских выборов, сказал накануне глава Сбербанка Герман Греф, без структурных реформ потенциал экономического роста – 1–2%, и этот предел уже задан. Единственное, что может повлиять на него в краткосрочной перспективе, – это подчиненность Росстата, пошутил он над передачей статслужбы в ведение Минэкономразвития: «Можно поменять, например, цифру роста, которая будет зависеть от того, кому будет подчиняться Росстат. Это единственное, что может повлиять на темпы экономического роста серьезно». В ответ Орешкин заочно пригласил Грефа возглавить экспертную группу по развитию статистики, чтобы лично контролировать процесс изменений, которые министерство будет предлагать Росстату.

Максим Орешкин, министр экономического развития: «Главный риск, который мы видим с точки зрения развития российской экономики на ближайшие годы, – это «жесткая посадка» экономики Китая».

Ведомости

Станет ли Россия страной без наличных?

Пока экономисты ждут, какая индустрия сможет стать альтернативой сырьевой экономике, в России появился сектор, который растет даже в условиях падения ВВП. По итогам прошлого года объем рынка безналичных платежей вырос на 16,1%, а за последние четыре года — удвоился.

В России по безналу совершается около трети покупок, но безналичная экономика примет вполне конкретные очертания совсем скоро, так как тренды указывают на то, что Россия уже находится на пороге перехода к ней. Такой бурный рост стал возможен благодаря двум факторам. Во-первых, платежная индустрия не сильно зарегулирована, а во-вторых, потребитель стремительно переходит в цифровое пространство. На рынок приходят новые игроки, которые раньше не имели прямого отношения к платежам: изготовители смартфонов (Apple Pay, Samsung Pay), социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники), мобильные операторы (МТС), финтехи, предлагающие мобильные приложения (PayQR, MobiCash).

Активные темпы развития рынка привели к тому, что сегодня для индустрии безналичных платежей наступил решающий момент. От того, насколько пристальным будет внимание регулятора и действия других игроков, зависит то, как наступит и какой будет безналичная экономика через 10-15 лет.

Первый сценарий — «Центральный платежепровод».

В этом случае регулятор становится универсальным посредником и убивает платежный бизнес. Платежи больше не приносят прибыли и становятся инфраструктурой, которая контролируется государством, например, через провайдера национальной системы. Для компаний и банков, зарабатывающих на платежах, это означает конец одной из линеек бизнеса.

Такой «платежепровод», скорее всего, превратится в очередную госуслугу. Безналичные платежи сильно подешевеют или станут вообще бесплатными. Но, из-за отсутствия крупных инвестиций, некоторые функции оплаты могут отставать от мировых уровней, что может привести к потерям для потребителя. К тому же у тех, кто любит выезжать за рубеж, могут возникнуть дополнительные проблемы, так как нет гарантии, что национальный метод оплаты будет приниматься за границей. Хороший современный пример — это карта МИР, использование которой может вызвать трудности в некоторых других странах.

Второй сценарий предполагает, что единая платежная система будет создана одним или несколькими крупными коммерческими игрокам. Именно через нее и будут проходить все платежи. Примером такого сценария под условным названием «Платежный престол» сегодня является шведский Swish. Это платформа, которая была создана консорциумом из семи финансовых институтов (SEB, Danske Bank, Handelsbanken, Länsförsäkringar Bank, Nordea, Swedbank и Sparbankerna). Swish позволяет мгновенно и бесплатно перевести сумму денег с одного счета на другой. Потребителю достаточно иметь смартфон, само приложение, банковский счет с мобильным идентификатором для безопасности переводов и номер получателя. В среднем максимальная сумма перевода составляет чуть больше 2 тысяч долларов. В 2016 году этим приложением пользовались более половины населения Швеции (66%), а Swish считается одним из самых успешных примеров единой платежной платформы на данный момент.

В России единая платежная платформа может быть создана как группой крупных игроков, такой как системообразующие банки (Сбербанк, ВТБ, Альфабанк и так далее) или четверка мобильных операторов (Мегафон, МТС, Билайн и Теле2), так и одним игроком, например, Сбербанком. У него есть преимущество — система уникальных продуктов (например, система межкарточных переводов, поддерживаемая масштабом клиентского портфеля), успешных аналогов которых очень мало как в России, так и за ее пределами.

Однако такая платформа, как в Швеции, не появится до тех пор, пока в стране не будет создана инфраструктура моментальных платежей (mass volume immediate payments), которая поможет банкам работать напрямую, а клиенту не нужно будет выпускать платежные карты. Тогда платежные системы могут оказаться под угрозой. Для совершения перевода или платежа достаточно будет знать лишь номер счета или какой-нибудь идентификатор (например, СНИЛС или номер паспорта). Пока что такая система существует всего в 12 странах, но Штаты и ЕС активно смотрят в эту сторону. Это не единственный вариант платформы, но наиболее успешный прототип сегодня.

Еще большая угроза для платежных систем может наступить при повсеместном развитии финтех решений. Так, в третьем сценарии — «Ярмарке» – такие решения становятся ключевыми, наступает подобие шейринг-экономики или экономики совместного потребления того, чем человек или организация захочет «поделиться».

В этом сценарии безналичные платежи могут переходить по системе P2P (от человека к человеку), в обход каких-либо посредников, и обслуживаться большим количеством нишевых компаний. Каждая фирма в таком случае находит свой сегмент рынка, который пытается обслужить лучше всех. Основной принцип выживания «изменись или умрешь» порождает flash-проекты, которые как быстро возгораются и становятся успешными, так и быстро затухают и забываются.

Среди таких проектов, которые заявили о себе в последнее время – новаторские решения, например PayQR, QIWI кошелек, BENZUBER. Появление нишевых игроков приведет к тому, что этому тренду будут следовать и такие гиганты, как Visa или MasterCard (которые уже предлагают специализированные продукты как Visa Checkout и Masterpass).

Мы помним, что стало с Nokia и Blackberry — успешными и устоявшимися производителями мобильных телефонов, которые не смогли подстроиться под новую реальность, созданную Apple. Так и сейчас новые технологии угрожают «акулам» этого рынка, хотя последние стараются быть более гибкими. . Уже сейчас платежные системы становятся все более нишевыми с точки зрения технологии и встраиваются в передовые решения для пользователей (например, коллаборация с Apple Pay).Стоит отметить, что Сбербанк, создающий собственную экосистему на рынке, предвосхищает подобный сценарий и строит свою «ярмарку».

Если участники рынка не придут к единому мнению, как развивать безналичную экономику, то может реализоваться четвертый сценарий — «Сбой в матрице». Он может осуществиться в случае кибератаки на важнейшую платежную или околоплатежную инфраструктуру (энергетика, телекоммуникации) или даже просто ожидания такого события. Тогда инициативу на рынке безналичных платежей могут перехватить мелкие игроки.

Этот сценарий навеян зарубежными тенденциями, направленными на активную поддержку небольших компаний, занимающихся платежами (финтехов), которые начинают все активнее заходить на рынок.

Результат сценария заключается в том, что вся система безналичных платежей нуждается в перезагрузке. Выиграют от этого те, кто каким-то образом сможет восстановить систему после сбоя (например Касперский) или предложить решение, наиболее выигрышное для потребителей.

Одним из исходов такого сценария является переход обратно к наличным. Есть и другой возможный вариант — появление более современных решений, например электронных наличных, прототипом которого может стать битрубль, про который когда-то писали QIWI.

Но эффекты и распространение безналичной экономики начинают выходить за рамки рынка платежей. Если раньше будущее России ассоциировали с ценами на ресурсы, то сейчас и государство, и бизнес ищут пути диверсификации экономики. И безналичная экономика как раз и может предоставить новые продукты для получения преимуществ на международной арене. Среди них — российские биометрические технологии распознавания голоса и лица, которые уже сейчас занимают лидирующие позиции в мире. Но больший потенциал может раскрыться в случае, если Россия совершит скачок в развитии и предложит кардинально новый продукт или решение, связанное с безналичной экономикой, например, как это произошло с децентрализацией таксопарков в случае UBER. Для того, чтобы это действительно получилось, необходимо действовать на опережение и продумывать стратегические шаги заранее, рассматривая все альтернативы будущего, которые и предлагают сценарии.

* Основано на материалах исследования «Сценарии безналичной экономики в России 2030» кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления «Сколково», совместно с ключевыми участниками рынка.

Forbes

СП: докапитализированные банки сгенерировали более 40% убытков в 2016 году

Банки, которые получили господдержку в виде докапитализации с помощью Агентства по страхованию вкладов, сгенерировали в прошлом году 40% убытков банковского сектора России. Об этом говорится в материалах Счетной палаты.

«Докапитализированные банки по итогам 2015 года сгенерировали около 30% убытков, полученных банковским сектором страны в целом, по итогам 2016 года уже более 40%. При этом и в 2015, и 2016 годах на долю докапитализированных банков пришлось 20% прибыли банковского сектора», — заявили в СП.

Также стало известно, что с начала докапитализации по январь 2017 года банки предоставили в экономику порядка 9,7 трлн руб. кредитов, в 2016 году — 7,7 трлн руб.

Газета.ру

С банками сводят счеты

Счетная палата в очередной раз выступила с критикой по поводу выполнения банками требований программы по докапитализации через ОФЗ. Как минимум пять банков, по данным ведомства, не только не выполняют требования по наращиванию кредитования в приоритетных отраслях, но еще и предоставляют для отчета недостоверные данные. Сами по себе претензии Счетной палаты не новы, но могут приобрести другое звучание с учетом заявленного в среду Минфином намерения свернуть этот проект для частных банков.

Вчера, 6 апреля, Счетная палата опубликовала отчет о результатах выполнения программы докапитализации банков через ОФЗ за период с марта 2016 года по март 2017 года. В рамках этой программы 34 крупнейших банка получили от государства ОФЗ в капитал на сумму 836,88 млрд руб. Как и ранее, ведомство указало на невыполнение рядом банков условий по наращиванию кредитования, нарушения с увеличением фонда оплаты труда (ФОТ), а также на то, что банки предоставляют для отчета недостоверные данные. По данным Счетной палаты, три банка нарушали требования по ФОТ, а пять — предоставили недостоверные данные о наращивании темпов кредитования. При этом в пресс-службе Счетной палаты подчеркнули, что проверка проводилась выборочно. Таким образом, общее число банков-нарушителей может быть значительно больше. «По итогам проверки Счетной палаты в четвертом квартале недостоверные данные в отчетности выявлены в шести банках, но в разных частях отчетности»,— сообщили в пресс-службе. «При выявлении расхождений в предоставляемых банками данных были случаи корректировок отчетов»,— признали в АСВ.

По итогам двух лет действия программы масштаб нарушений со стороны банков, по данным Счетной палаты, продолжает расти. Так, если по итогам 2015 года на 13 банков-участников приходилось 30% общего убытка банковской системы, то по итогам 2016 года на 10 банков приходится уже 40% убытка банковской системы. Согласно отчетности по РСБУ, убытки по итогам года получили Новикомбанк (-17,8 млрд руб.), Связь-банк (-14,1 млрд руб.), МТС-банк (- 9,7 млрд руб.), Абсолют-банк (-9,2 млрд руб.), «Русский стандарт» (-8 млрд руб.), «Зенит» (-7,4 млрд руб.), «Российский капитал» (-4,9 млрд руб.), Транскапиталбанк (-1,3 млрд руб.), а также Татфондбанк и «Пересвет», не публиковавшие отчетность. Таким образом, эти банки, по сути, «проедают» капитал, указывают эксперты.

Вызывает удивление у Счетной палаты и тот факт, что в трех банках увеличили объем ФОТ (что запрещено условиями программы), но не рядовым сотрудникам, а ключевому персоналу. «Положения о возможности превышения суммы выплат по ключевому персоналу представляются необоснованными, поскольку экстенсивный рост бизнеса подразумевает необходимость увеличения численности иного персонала»,— отмечается в сообщении Счетной палаты.

Счетная палата неоднократно отмечала, что ко многим банкам-участникам есть вопросы. Однако обращает на себя внимание тот факт, что объем нарушений и количество нарушителей растет. В связи с этим возникает вопрос о качестве контроля за условиями выполнения программы. «Систематически выявляемые Счетной палатой факты отражения банками в отчетах недостоверных или некорректных данных свидетельствуют об отсутствии со стороны АСВ должного контроля,— прямо указывает Счетная палата в своем пресс-релизе.— Мы неоднократно информировали Банк России и АСВ о выявляемых фактах недостоверного отражения банками данных, тем не менее до настоящего времени ответственность банков за отражение в отчетах недостоверных данных соглашениями не предусмотрена». В АСВ на это подчеркнули, что агентство «осуществляет мониторинг выполнения обязательств». «АСВ не регулятор, и у агентства действительно нет нужных рычагов для того, чтобы проводить проверки на регулярной основе. Возможны только отдельные запросы в случае каких-либо подозрений»,— считает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. В свою очередь, ЦБ, наделенный такими полномочиями регулятор, к программе отношения не имеет и не проверяет достоверность данных.

Впрочем, не исключено, что, если ранее на критику Счетной палаты, по сути, никто из сторон не реагировал, сейчас ситуация может измениться. Напомним, что в среду замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что государство будет стимулировать частные банки (24 банка получили ОФЗ на сумму чуть более 300 млрд руб.) побыстрее возвращать ОФЗ государству, следуя примеру Альфа-банка, решившего досрочно выйти из программы. «Сомневаюсь, что банки добровольно последуют примеру Альфа-банка,— считает Денис Порывай.— Мало кто может себе это сейчас позволить в ситуации невысокой прибыльности и сохранения на балансе токсичных кредитов, под которые еще не созданы адекватные резервы. Кроме того, происходит ужесточение регуляторных требований».

Коммерсант

Силуанов: tax free заработает в пилотном режиме в 40 магазинах РФ

Система Tax free заработает в 40 магазинах России в пилотном режиме. Ее планируется запустить уже осенью этого года. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.

«В этой системе [tax free] будет участвовать более 40 торговых точек», — сказал глава Минфина в интервью телеканалу «Россия 1».

Ранее стало известно, что в российском финансовом ведомстве полагают, что законопроект о tax free будет внесен в правительство в ближайшие дни и заработает с 1 октября 2017 года.

Документ предполагает, что если в течение одного дня иностранный гражданин приобрел товары на сумму более 10 тыс. рублей, он получает право на частичную компенсацию уплаченной суммы.

Известия

Минфин призвал регионы вернуться к реальности

Ведомство заключило соглашения о бюджетной дисциплине со всеми дотационными субъектами

Минфин подписал соглашения нового формата со всеми дотационными субъектами. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ведомства Антона Силуанова. Этими документами региональным властям установлены четкие критерии по бюджетной дисциплине, за невыполнение которых они могут потерять 5% финансирования в следующем году. При заключении соглашений Минфин обнаружил новую проблему — оторванность бюджетного планирования в регионах от реальности.

Минфин давно искал способ ужесточить ответственность региональных властей за исполнение бюджета. Сейчас регионы нередко имеют очень несбалансированные бюджеты с высоким уровнем госдолга и дефицита, за что приходится расплачиваться федеральному центру. Решить эту проблему призван новый формат межбюджетных отношений: Минфин заключает соглашения с субъектами, которые обязывают их снижать уровень дотационности, повышать налоговые и неналоговые доходы, а также проводить консолидацию бюджета.

— По состоянию на 1 марта текущего года Минфином заключены соглашения со всеми субъектами — получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, — сообщил представитель Минфина.

Он также отметил, что за нарушение условий соглашения регионам на 5% сократят дотации в следующем году. А в будущем за невыполнение пунктов документа наказание планируется ужесточить.

По закону о трехлетнем бюджете в 2017 году дотации на выравнивание предусмотрены для 72 регионов. Среди них самые большие транши получат Дагестан (52 млрд рублей), Якутия (36,6 млрд), Камчатский край (37 млрд). Вопросы региональной бюджетной устойчивости в последние два года приобрели особую актуальность. По мнению Минфина, одна из причин разбалансированности региональных бюджетов заключается в недостаточно качественном прогнозировании и планировании.

— Задачей органов государственной власти субъектов является принятие реалистичных бюджетов, повышение качества прогнозирования бюджета и документов стратегического планирования, — отметил представитель Минфина. — Качество разработки параметров прогнозов доходов бюджетов не всегда удовлетворительно. Связь между показателями прогноза социально-экономического развития и параметрами бюджетов зачастую отсутствует.

Причем это «не исключительные случаи», а «постоянная практика» в ряде регионов, подчеркивают в ведомстве.

— Планирование нереалистичных доходов приводит к росту дефицита и государственного долга региона, — продолжил собеседник «Известий». — Так, при заключении в 2017 году соглашений на выравнивание были выявлены случаи нереалистичного планирования налоговых и неналоговых доходов без учета динамики основных макроэкономических показателей прогноза.

Источник «Известий», занимающийся аудитом региональных бюджетов, существование такой проблемы подтверждает.

— Региональные власти нередко пишут документы о трехлетнем бюджетном планировании как бог на душу положит, потому что нет системы контроля и отчета за эти документы. Есть регионы с хорошими командами, которые качественно составляют макроэкономические прогнозы. А есть те, кто просто берет текущие данные по экономике и с легкостью записывает в прогноз пятипроцентное отклонение, — рассказал осведомленный собеседник «Известий».

Действительно, во многих регионах бюджетное планирование является излишне оптимистичным, подтверждает руководитель департамента суверенных и региональных рейтингов Национального рейтингового агентства Александр Пахалов.

— Региональные власти часто исходят из того, что доходов будет больше, а расходов — меньше, чем оказывается в реальности. В дальнейшем в течение года у регионов постоянно возникают дополнительные расходы (например, на ремонт дорог или на социальную сферу), а вот источники доходов, наоборот, подводят — налоги плохо собираются или финансовое положение предприятий не позволяет их заплатить в ожидаемом объеме, — рассказал он. — В результате в течение года неоднократно приходится корректировать бюджетные планы, сдвигать планки по дефициту и госдолгу, — отметил эксперт. — Решить эту проблему можно за счет экспертной поддержки регионам при разработке планов либо за счет сан

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}