ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 17.04.2017

ОБЗОР СМИ

ЦБ РФ: динамика цен на продовольствие способствует снижению инфляции

Месячный рост потребительских цен в марте остался на низком уровне. Влияние на него в первую очередь оказали цены на продовольствие: с поправкой на сезонность подешевели плодоовощная продукция, сахар, растительные масла, отмечается в очередном выпуске информационно-аналитического комментария Банка России «Динамика потребительских цен».

Цены на услуги в среднем не изменились: снижение тарифов на железнодорожные перевозки было компенсировано ростом цен на другие позиции. Темп роста цен на непродовольственные товары сохранился на невысоком февральском уровне.

Значимым фактором замедления инфляции остаются ограничения со стороны спроса. Постепенное восстановление экономической активности будет способствовать смягчению этих ограничений, однако, как ожидается, это не создаст значимых рисков превышения цели по инфляции 4% в 2017 году.

Инфляционные риски несколько ослабли, но тем не менее сохраняются. Ограничить инфляционные риски и поддерживать инфляцию на уровне, близком к целевому, в 2017–2019 годах позволят умеренно жесткие денежно-кредитные условия.

Банк России

Одобрен предложенный регулятором план по созданию безбарьерной финансовой среды в России

Банк России проведет для руководителей и топ-менеджеров финансовых организаций специальный курс, посвященный современным подходам к пониманию инвалидности и описанию барьеров, препятствующих получению базовых финансовых услуг людьми с инвалидностью и маломобильными группами населения (МГН). Кроме того, в ближайшее время будет завершена работа по адаптации сайта Банка России для людей с нарушениями зрения. Эти и ряд других мероприятий включены в специальный план регулятора на 2017 год, представленный в ходе заседания рабочей группы при Банке России по обеспечению финансовой доступности для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан, которое прошло 14 апреля 2017 года.

На заседании была одобрена дорожная карта, разработанная с участием представителей как финансовых организаций, так и общественных объединений и ассоциаций людей с инвалидностью. Согласно документу, в 2017 году Банк России проведет анализ действующего законодательства, чтобы выявить избыточное регулирование в финансовой сфере, негативно влияющее на финансовую доступность для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения (МГН). По итогам этой работы будет обсуждаться возможность корректировки нормативных актов, а также целесообразность расширения полномочий Банка России в обеспечении контроля соблюдения финансовыми организациями соответствующего законодательства.

Дорожная карта также предусматривает, что при формировании требований к базовым стандартам по защите прав потребителей и совместной разработке стандартов с саморегулируемыми организациями финансового рынка будет учитываться необходимость обеспечения доступной среды для всех категорий граждан и всех секторов финансового рынка. В свою очередь, кредитные организации получат рекомендации для разработки ими внутренних административных регламентов, должностных инструкций для поэтапного обеспечения условий доступности объектов и услуг для людей с инвалидностью и МГН.

Значительное внимание в дорожной карте уделяется инновационным решениям и разработкам IT-индустрии, позволяющим преодолеть существующие барьеры при пользовании людьми с инвалидностью финансовыми продуктами и услугами. Так, например, достигнута договоренность с АО «НСПК» о реализации пилотного проекта по изготовлению и внедрению устройств различных форм-факторов на базе технологий платежной системы «Мир», например браслетов с вмонтированными в них бесконтактными микропроцессорами, предназначенными для проведения операций по оплате товаров, работ или услуг. Таким образом их можно будет использовать вместо классической пластиковой карты, что повысит удобство и безопасность оплаты незрячими, слабовидящими и людьми, имеющими нарушения моторики верхних конечностей (либо при отсутствии верхних конечностей). В свою очередь, кредитным организациям предложено доработать приложения для удаленного доступа к финансовым услугам (интернет-банк, мобильный банк, автоматические службы колл-центров) с учетом их использования людьми с инвалидностью.

Ряд мероприятий дорожной карты запланирован и на 2018 год, например проработка правовой основы целевого кредитования людей с инвалидностью для приобретения технических средств реабилитации с использованием специального электронного сертификата. Для этого кредитным организациям может потребоваться доступ к федеральному реестру инвалидов, подтверждающему наличие стойких расстройств функций организма. Эти и ряд других вопросов Банк России детально обсуждает с Министерством труда и социальной защиты РФ, которое должно согласовать дорожную карту для ее окончательного утверждения регулятором.

Для оценки результатов запланированной работы Банк России намерен разработать несколько ключевых показателей эффективности, сообщил в ходе заседания рабочей группы ее руководитель Михаил Мамута, возглавляющий Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. «Таким образом мы сможем контролировать эффективность реализации дорожной карты и рост доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью и при необходимости корректировать нашу работу», – пояснил он.

Банк России

ЦБ ужесточил условия выдачи кредитов под залог бумаг российских компаний

Для включения ценных бумаг в ломбардный список ЦБ будет принимать только рейтинги агентства АКРА. При этом требования к минимальным рейтингам станут жестче, чем сейчас. Для ряда эмитентов это усложнит размещение облигаций.

Пресс-релиз «Об уточнении подходов к формированию Ломбардного списка Банка России» ЦБ опубликовал в пятницу, 14 апреля. «Начиная с 14 июля 2017 года при включении в ломбардный список облигаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также облигаций юридических лиц — резидентов Российской Федерации… будет требоваться наличие… кредитного рейтинга на уровне не ниже ВВВ (RU), присвоенного кредитным рейтинговым агентством АКРА», — говорится в пресс-релизе.

Ранее для этого использовались рейтинги российских подразделений «большой тройки» глобальных рейтинговых агентств: S&P Global Ratings, Fitch Ratings и Moody’s Investors Service. Рейтинги российских агентств ЦБ до сих пор в этих целях игнорировал.

Для включения в ломбардный список бумаг иностранных эмитентов ЦБ, согласно пятничному пресс-релизу, продолжит принимать глобальные рейтинги «большой тройки», но с 14 июля ужесточит требования к минимальному уровню рейтинга для включения в ломбардный список — с текущего уровня B+/B1 до BB-/Ba3 в зависимости от агентства.

«Все выпуски облигаций, включенные в ломбардный список по состоянию на 14 июля 2017 года, сохраняются в ломбардном списке до их погашения», — говорится в пресс-релизе регулятора.

Повод для изменений — отказ «большой тройки» от выдачи внутрироссийских рейтингов и необходимость их замены в регулятивных документах ЦБ. Ранее Банк России уже сообщил, что пенсионные деньги НПФ могут держать тоже только в банках с рейтингом АКРА. Таким образом, хотя при ЦБ сейчас аккредитовано два российских рейтинговых агентства (кроме АКРА это «Эксперт РА»), наиболее важные решения — по пенсионным средствам и ломбардному списку — Банк России готов принимать пока на основании оценок только одного из них.

Впрочем, в дальнейшем Банк России «может рассмотреть вопрос об использовании при формировании ломбардного списка кредитных рейтингов иных кредитных рейтинговых агентств», указано в пресс-релизе.

Ломбардный список Центрального банка — перечень ценных бумаг, которые Банк России готов принять в качестве залога при предоставлении кредитов коммерческим банкам. Он утверждается советом директоров ЦБ. Наличие бумаг в ломбардном списке, а теперь и наличие по ним (или по эмитенту) рейтинга АКРА крайне важно для эмитентов. Это повышает ликвидность облигаций и спрос на них со стороны инвесторов. Если это банки, они могут получать прямое рефинансирование в Банке России под такие бумаги. Прочим инвесторам при наличии указанного рейтинга проще получить под такие бумаги банковское финансирование.

Реакция конкурентов

«Использование рейтингов российских агентств для включения ценных бумаг в ломбардный список ЦБ — знаковое решение для рынка, фактически означающее признание уровня качества и доверие ЦБ оценкам российских агентств в ключевом для регулятора вопросе рефинансирования», — говорит глава АКРА Екатерина Трофимова.

Впрочем, конкурирующее российское агентство «Эксперт РА» не теряет надежды наверстать упущенные позиции. «Решение о том, оценки какого агентства и уровня используются для включения ценных бумаг в ломбардный список ЦБ, принимает совет директоров Банка России, и он сейчас ведет работу по оценке того, насколько адекватна наша новая методология рейтингования», — сообщил РБК президент «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков. По его словам, процесс идет довольно быстро и в «Эксперт РА» ожидают, что им удастся убедить регулятора в качественности их методики и в течение ближайших недель получить положительное заключение.

«Наличие хотя бы двух агентств, чьи рейтинги используются в указанных целях, сделало бы ситуацию более объективной с точки зрения конкуренции», — говорит Гришанков.

Впрочем, ЦБ не готов безусловно верить и рейтингу АКРА. Как указано в пресс-релизе регулятора, «помимо наличия у выпусков (эмитентов) ценных бумаг указанного кредитного рейтинга АКРА при принятии решения о включении ценных бумаг в ломбардный список будут учитываться результаты проводимой Банком России оценки кредитного качества выпусков ценных бумаг (кредитоспособности эмитентов), условий их размещения и обращения, а также иные существенные обстоятельства». Таким образом, качество бумаг вслед за АКРА ЦБ намерен перепроверить самостоятельно.

Значение для рынка

В целом ЦБ в условиях профицита ликвидности на рынке ведет работу по постепенному сокращению рефинансирования банков под бумаги из ломбардного списка — это означает, что эмитентам в принципе становится сложнее попасть в ломбардный список, считают участники рынка. Так, требования к международным рейтингам ужесточаются не впервые за последнее время. В июле 2016 года ЦБ (тогда еще использовавший для включения бумаг в ломбардный список только рейтинги «большой тройки») уже повышал минимальные требования к ним с уровня B-/B3 до текущего B+/B1 в зависимости от агентства, напоминают представители рейтинговых агентств.

При этом переход на рейтинги АКРА может внести отдельный вклад в это. «Установленный уровень рейтинга BBB (RU) от АКРА довольно высокий, исходя из него в ломбардный список могут попасть чуть меньше половины обладателей рейтингов АКРА, что в будущем может сократить число выпусков ценных бумаг в ломбардном списке примерно на четверть», — говорит источник РБК, знакомый с ситуацией. Текущий уровень отсечки по рейтингу был мягче. «Сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация, могу лишь сказать, что сейчас критерию B+ по минимальному уровню рейтинга соответствует около 60% общего количества рейтингов, присвоенных S&P», — указывает замдиректора по банковским рейтингам S&P Сергей Вороненко.

«Уже объявленные требования могут отсечь от ломбардного списка, на мой взгляд, не более 10% от общего числа новых выпусков, в основном за счет банков и технических компаний», — оценил директор департамента рынков долгового капитала Росбанка Антон Кирюхин. По его оценкам, в терминах объема выпусков в деньгах речь идет о несколько меньшей доле, поскольку наибольшие объемы эмитируются крупнейшими компаниями с высоким рейтингом.

Учитывая, что пока в ломбардный список можно будет попасть лишь с рейтингом АКРА, ряд эмитентов, заключивших договоры о рейтинговании с другими агентствами, могут столкнуться с рисками и вовсе не попасть в ломбардный список в течение ближайшего года. По сведениям РБК, недавно и на ближайший год договоры с АКРА заключили ряд субфедеральных эмитентов, например Новгородская область. Информация об этом содержится в Единой информационной системе в сфере госзакупок. Учитывая, что это бюджетные структуры, финансировать новые договоры — теперь уже с АКРА — они не могут себе позволить. Практически, если рейтинги «Эксперт РА» ЦБ так и не будет принимать для включения бумаг в ломбардный список в течение ближайшего года, это означает меньший интерес к их размещениям со стороны рынка.

«Действительно, договоры о рейтинговании обычно заключаются на год, что и было сделано указанными эмитентами, расторжению не подлежат без крайне веских на то оснований, но мы рассчитываем на одобрение в ближайшее время ЦБ нашей методологии и возможное скорое принятие регулятором наших рейтингов для включения ценных бумаг в ломбардный список», — указывает Гришанков.

Действующие условия могут быть и смягчены в связи с тем, что до 14 июля еще одно рейтинговое агентство может получить одобрение ЦБ своей методологии, согласен Антон Кирюхин. «Но все же для рынка большой плюс, что новые требования по ломбардному списку не касаются старых выпусков, иначе ситуация для эмитентов была бы намного тяжелее», — резюмировал он.

РБК

Мегарегулятор и представители профессионального сообщества обсудили будущее аудиторской отрасли

Вопросы, связанные с передачей мегарегулятору полномочий по надзору и регулированию в сфере аудита и подготовкой соответствующего проекта закона, обсуждались 14 апреля 2017 года на рабочей встрече представителей Банка России, федеральных органов исполнительной власти, аудиторских организаций и их саморегулируемых объединений.

Участники встречи высказали различные предложения, касающиеся модели регулирования и надзора отрасли. Поднимались также темы уточнения критериев обязательного аудита, повышения требований к «входному билету» на рынок аудиторских услуг для аудита компаний, представляющих публичный интерес, а также усиления ответственности аудиторов и их более плотного взаимодействия с надзорными органами. Еще одной темой дискуссии стало  повышение роли саморегулируемых организаций в очищении и оздоровлении  аудиторского рынка.

Результаты обсуждения будут проанализированы и лягут в основу предложений по реформированию отрасли.

Банк России

Центробанк определит стоимость входного билета для аудиторов

Центробанк готовит аудиторскому рынку более глобальную реформу, чем предполагалось ранее, уверены три участника совещания аудиторов с ЦБ. В пятницу руководство Центробанка обсуждало с аудиторскими компаниями, отраслевыми СРО, а также федеральными чиновниками вопросы передачи мегарегулятору полномочий по надзору и регулированию аудита, а также грядущему изменению законодательства.

Отдельные реплики первого зампреда ЦБ Сергея Швецова, а также вопросы, которые присутствующим задавала руководитель департамента корпоративных отношений Елена Курицына, дают представление о переменах, уверяют собеседники «Ведомостей».

Первые предложения ЦБ по регулированию аудита, направленные в Минфин в начале года, в основном касались ужесточения ответственности за выданные заключения. Но теперь ЦБ готов бороться с демпингом, повышать эффективность механизмов СРО и контроля, говорят участники встречи. Из пятничного сообщения ЦБ о встрече следует, что регулятор обсуждает с рынком уточнение критериев обязательного аудита, повышение требований к входному билету на рынок аудиторских услуг, усиление ответственности аудиторов и более плотное взаимодействие с надзорными органами. При этом ЦБ готов усилить роль СРО «в очищении и оздоровлении аудиторского рынка».

Центробанк критически оценивает деятельность СРО и готов перестроить их работу, отказ от саморегулирования в пользу выдачи аудиторам лицензий (такие слухи появились после первой встречи аудиторов с рынком. – «Ведомости») не обсуждается, говорят два участника встречи. Аудиторские СРО устанавливают правила этики и стандарты отрасли, обязаны проверять их исполнение. Один из участников встречи отметил, что ЦБ готов расширить их полномочия, если их работа будет эффективной. ЦБ размышляет, нужна ли на рынке отдельная банковско-финансовая СРО, возможно, что СРО на рынке останется всего одна (сейчас их две – РСА и ААС), говорит другой участник встречи.

Качественному аудиту мешает проблема демпинга, уверены два собеседника «Ведомостей»: выигрывает самое дешевое предложение, тарифы не позволяют качественно провести аудит. Об этом участники встречи предметно спорили с Росимуществом: представители ведомства, ответственного за организацию госзакупок, говорили, что аудиторы подают заявки ненадлежащего качества, аудиторы отвечали, что система госзакупок является несовершенной и мотивирует к демпингу. Как рассказал один из участников встречи, Швецов говорил о необходимости создания условий, при которых аудиторам было бы выгоднее работать добросовестно.

«Мы ожидаем перераспределения обязанностей СРО и регулятора, в конце встречи Сергей Швецов сказал, что саморегулирование на рынке нужно развивать», – говорит гендиректор СРО ААС Ольга Носова. Она отметила, что для проработки законодательства Центробанком будет создано несколько рабочих групп.

Кроме того, разбираться с аудиторским рынком ЦБ придется быстрее, чем предполагалось ранее, рассказывает один из участников встречи, функции казначейства по надзору и Минфина по регулированию должны перейти к ЦБ уже к 1 января 2018 г. (раньше предполагалось, что процесс займет весь 2018 год). В пресс-службе ЦБ комментировать сроки не стали, с представителем Минфина связаться не удалось.

Кто ответит за банки

Большую дискуссию, по словам участников встречи, вызвал вопрос ответственности за выданные заключения. Аудиторы настаивали, что заключение готовится в течение трех месяцев, исходя из данных, предоставленных банком на 31 декабря, и предъявлять претензии из-за отозванной через полгода лицензии необоснованно. По словам участников, ЦБ и аудиторы сошлись во мнении, что проверка проводится на основе метода выборки и автоматически предъявлять аудитору претензии при отзыве лицензии у банка неоправданно.

Ведомости

Налоговики решили ослабить давление на бизнес

«Началась оттепель», «не верю, что дожил до этого» – так юристы реагировали на письмо, в котором Федеральная налоговая служба (ФНС) разъясняет своим инспекторам, как проводить проверки и доказывать незаконные схемы («Ведомости» ознакомились с копией). Служба призывает ослабить давление на бизнес и перестать доначислять налоги за формальные нарушения – например, неверную подпись в документах. Главное – реальность операции, например получила ли компания товары или услуги, призывает ФНС.

Последние годы бизнес жалуется, что налоговики доначисляют налоги из-за формальных нарушений, а вышестоящие инстанции и суды их одобряют. В одном из споров налоговикам для доказательства хватило проверки одной-единственной подписи из анкеты на получение паспорта 13-летней давности, вспоминает партнер юрфирмы КИАП Михаил Успенский: собирать другие данные налоговики отказались. Бизнесмены стараются вообще не работать с новыми небольшими компаниями: у них нет истории и брать их в контрагенты рискованно, рассказывает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Из-за «пробюджетной позиции судов» бизнес практически перестал судиться, говорит он: «Лишняя трата сил и времени».

За 2016 г. было рассмотрено в 3 раза меньше дел с участием налоговиков по сравнению с 2015 г., рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник, 82% от суммы их требований удовлетворены.

В письме ФНС дает инструкцию – как определять необоснованность налоговой выгоды, например незаконное получение вычета по НДС. Впервые ее определение дал Высший арбитражный суд (ВАС) в 2006 г., но после его объединения с Верховным судом решения снова стали выноситься по-разному. Замруководителя ФНС Сергей Аракелов (курирует судебный и досудебный блоки) объясняет появление письма ростом числа дел, пересмотренных службой в досудебном порядке.

Еще одним поводом стали определения Верховного суда (ВС) в конце 2016 г. – начале 2017 г. (например, что из-за дефектов подписей при реальности операции нельзя доначислить налоги. – «Ведомости»). Но даже ВС не смог изменить практику, вспоминает Щекин. В разных регионах она разная, признает Аракелов: письмо должно стать ориентиром для формирования единых подходов в судах.

ФНС в письме четко указывает: допрос или экспертиза почерка на документах не могут сами по себе быть основаниями для доначислений. Главное – была ли на самом деле выполнена работа именно контрагентом. А если компанию подозревают в том, что она знала о нарушении, нужно доказывать ее взаимозависимость с контрагентом или подконтрольность ему либо что операция вообще не была выполнена.

Также ФНС указывает на новые критерии, по которым компании и налоговики должны проверять контрагентов. Когда ВАС вводил их, ни у компаний, ни у налоговиков не было столько возможностей для контроля, объясняет Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». Претензии могут возникнуть, например, если руководитель компании не встречался с контрагентом при обсуждении условий поставок или подписании договора; или он не знает, где находится склад, торговые площади и сам контрагент; не может объяснить, откуда узнал о контрагенте, а о нем нет ни рекламы, ни рекомендаций, ни даже сайта. Еще один повод – отсутствие лицензии для выполнения работ.

Инспектор должен смотреть, соответствует ли сделка общей бизнес-логике, объясняет подписавший письмо замруководителя ФНС Даниил Егоров (курирует контрольный блок).

Проверять компания должна только первого контрагента в цепочке, следует из письма. Но именно он должен оказать услугу, предупреждает Аракелов. В какой-то момент налоговики начали доначислять компании налоги просто потому, что кто-то в цепочке ее контрагентов их не заплатил, говорит Егоров. А суды соглашались с этим, даже если однодневкой оказался контрагент 2–6-го звена, рассказывает управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Самим же налоговикам надо искать реальных бенефициаров налоговых схем. Это только первый шаг, предупреждает Егоров, налоговики должны определять суть схемы, для чего она создавалась, и искать конечного бенефициара. Именно он контролирует фиктивную компанию, согласен Зарипов, однодневка – это лишь инструмент.

Следующий шаг – закрепить определение недобросовестного поведения в Налоговом кодексе, говорит Аракелов. Иначе налоговики смогут растягивать границы необоснованной выгоды и за любой сделкой видеть уклонение от налогов, предупреждает Антон Зыков из KPMG. Также нужно ограничить учет операций, которые направлены на уход от налогов, нереальные операции или выполненные не контрагентом компании, перечисляет Аракелов.

Теперь надо посмотреть, будут ли налоговики следовать письму, говорят бизнесмены. Налоговикам выгодно максимально увеличивать доначисления, говорит Костальгин. Но и они сами заинтересованы в улучшении качества контроля, считает Щекин. «Будем отслеживать исполнение письма на уровне контроля и досудебной практики, чтобы все следовали логике письма», – успокаивает Егоров. Выявить нарушения можно, например, если компания придет оспаривать формальное решение инспекции в центральный аппарат, говорит он.

Ведомости

ЦБ ожидает страхового перевода

У страховых компаний осталось три месяца на перевод депозитов и ценных бумаг, не имеющих рейтингов от аккредитованных ЦБ агентств, в активы, у которых такая оценка есть. По статистике регулятора, страховщикам предстоит до 14 июля переразместить 237 млрд руб. Страховщики жизни бьют тревогу — их экономика рушится: значительная часть активов вложена в ценные бумаги без нужного ЦБ рейтинга. Выйти из них без существенных потерь невозможно, а убедить корпоративных эмитентов получить ради страховщиков рейтинги нереально.

Как заявил в минувшую пятницу на мероприятии по вопросам надзора и регулирования в страховании глава департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук, у страховщиков 237 млрд руб. размещены в депозиты и ценные бумаги, не имеющие рейтингов агентств, аккредитованных при ЦБ (АКРА и «Эксперт РА»). С 14 июля допустимыми кредитными рейтингами, используемыми для регуляторных целей, считаются оценки агентств из реестра ЦБ. По словам господина Жука, если страховщики не переразместят эти активы, они будут вычтены из учета покрытия собственных средств и резервов страховщиков.

Как пояснили «Ъ» в ЦБ, совокупные страховые активы по состоянию на 1 января 2017 года составляют 1,87 трлн руб. В Центробанке не стали пояснять, какую часть в активах без нужного рейтинга составляют депозиты и ценные бумаги. Также регулятор не стал оценивать предстоящие потери страховщиков от досрочного расторжения депозитов и продажи ценных бумаг.

«Средний срок депозита — год, доход по нему 9-10%; если предположить, что расторгнуть его придется на шесть месяцев ранее, потери составят 5% от размещенных сумм,— рассуждает директор группы рейтингов финансовых институтов агентства АКРА Алексей Бредихин.— Неполученные проценты — это только вершина айсберга, у банка могут начаться проблемы, если крупные клиенты начнут отзывать депозиты. Впрочем, страховщики не являются якорными клиентами банков». К тому же страховщики вряд ли проявят активность в перекладывании средств. «Они будут еще какое-то время ждать и подталкивать банки к получению рейтинга»,— уверен господин Бредихин.

По словам эксперта, в самой отрасли от предстоящих нововведений могут пострадать страховщики жизни. «Больше всего проблем будет с корпоративными эмитентами, страховщики жизни покупают их бумаги вдолгую, и выйти из них без потерь будет сложно,— уверены в АКРА,— а влияние страховщиков на корпоративных эмитентов для побуждения их к получению рейтинга минимально».

Как говорит президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, проблема предстоящих переразмещений является для страховщиков жизни «особенно острой», поскольку они вкладываются в долгосрочные инструменты. «Союз готовит обращение в ЦБ, в котором просит более глубоко изучить эту проблему и решить вопрос максимально комфортно для всех сторон»,— заявил «Ъ» господин Юргенс. Совокупные активы страховщиков жизни оцениваются в 400 млрд руб., и в оглашенных господином Жуком 237 млрд руб. активы сегмента страхования жизни занимают большую часть. «Нам фактически разрушают экономику,— говорит один из участников рынка,— мы не инвестиционные спекулянты, мы покупали бумаги, чтобы держать их до погашения, а сейчас вынуждены их продавать».

Страховщики — не единственные участники финансового рынка, которым предстоит менять привычных партнеров по размещению. Как уже писал «Ъ», до 14 июля НПФ могут изъять более 333 млрд руб. из 15 банков, не получивших рейтинга АКРА (см. «Ъ» от 11 апреля). Об этом НПФ напоминал директор департамента коллективных инвестиций ЦБ Филипп Габуния. На тот момент рейтинг АКРА по национальной шкале получили восемь банков, в них было размещено более 164 млрд руб. средств НПФ.

Коммерсант

ФСБ и Минкомсвязь оценили затраты на «закон Яровой» в 4,5 трлн рублей

ФСБ и Минкомсвязь официально представили свою оценку затрат российских операторов связи на выполнение «закона Яровой» — они составляют до 4,5 трлн рублей. Это почти в три раза больше оборота всей отрасли в 2016 году.

По расчетам ФСБ, приблизительные совокупные затраты российских операторов на закупку оборудования для выполнения «закона Яровой» составят до 3 трлн рублей. Еще в 50% от этой суммы, или в 1,5 трлн рублей, Минкомсвязь оценила расходы на создание сопутствующей инфраструктуры для размещения оборудования и организации необходимых каналов связи. «Таким образом, совокупно единовременные затраты отрасли могут составить до 4,5 трлн рублей», — говорится в заключении об оценке регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, уточняющих требования закона, размещенном на портале regulation.gov.ru.

Заключение, подписанное замминистра связи Дмитрием Алхазовым (есть в распоряжении РБК), вместе с перечнем предложений, поступивших в ходе обсуждения проектов, и другими документами направлено на согласование в Минэкономразвития. Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что министерство подготовит свое заключение во второй половине апреля. Представители Минкомсвязи и ФСБ не ответили на запросы РБК.

ФСБ ранее не обнародовала свою оценку, во сколько обойдется участникам рынка исполнение закона. Обнародованная в январе 2017 года оценка Минкомсвязи — примерно 100 млрд рублей. Операторы еще на этапе рассмотрения в Госдуме утверждали, что реализация закона окажется неподъемной для отрасли; возможные затраты оценивались примерно в 5 трлн рублей.

«Не очень понятно, где взять подобные средства физически», — прокомментировал оценку ФСБ и Минкомсвязи источник РБК в одном из российских операторов. По предварительным данным Минкомсвязи, в 2016 году выручка от всех видов услуг связи, включая почтовые, в России составила 1,66 трлн рублей, что в 2,7 раза меньше предполагаемых расходов операторов.

В МТС отказались комментировать расчеты ведомств. По словам директора по связям с законодательной и исполнительной властью «МегаФона» Дмитрия Петрова, компания проводила самостоятельную оценку ее затрат на исполнение «закона Яровой». По расчетам оператора, они составят от 672 млрд до 1 трлн рублей, которые пойдут на приобретение систем хранения информации и модернизацию существующих сетей связи. Эта сумма не включает оценку последующей эксплуатации и модернизации оборудования. Петров напоминает, что выручка компании за 2016 год составила около 316 млрд рублей. В «ВымпелКоме» отказались комментировать приведенную сумму; ранее оператор оценивал свои расходы на исполнение «закона Яровой» в 1 трлн рублей.

Вступающий в силу 1 июля 2018 года «закон Яровой» — пакет антитеррористических поправок, получивший неофициальное название по фамилии одного из авторов документа, депутата Госдумы Ириной Яровой. Среди прочего он предписывает операторам связи хранить три года информацию о фактах коммуникации абонентов, а организаторам распространения информации в Интернете (ОРИ), к которым относят электронную почту, форумы и другие сервисы, позволяющие обмениваться сообщениями через Сеть, — год. И те и другие должны будут хранить сроком до полугода аудиозаписи звонков, содержание переписки, изображения, звуки, видео и другую информацию, отправленную пользователями.

РБК

Минэкономразвития: цифровая экономика приводит к тотальному изменению бизнес-моделей

Существенная часть Комплексного плана действий Правительства РФ на период с 2017 по 2025 год, который готовит Минэкономразвития, коснется развития электронной (цифровой) экономики.

Как отметил замминис

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}