ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 04.05.2017

ОБЗОР СМИ

Банк России представил в Госдуму годовой отчет за 2016 год

Годовой отчет мегарегулятора отражает выполнение Банком России пяти стратегических целей: обеспечения ценовой стабильности; обеспечения устойчивости финансового рынка; повышения доступности финансовых продуктов / услуг для населения и бизнеса; развития национальной платежной системы; развития технологий и поддержки инноваций на финансовом рынке. Раздел отчета, посвященный основной деятельности Банка России, впервые структурирован в соответствии с этими целями.  Такой подход позволит на практике обеспечить контроль со стороны общества за эффективностью деятельности Банка России.

«2016 год стал годом стабилизации российской экономики и ее финансовой сферы, перехода от спада к восстановительному росту, – отметила в обращении к читателям Председатель Банка России Эльвира Набиуллина. – В том, что спад был менее глубоким, а восстановление началось быстрее, чем ожидалось, важную роль сыграло сохранение макроэкономической стабильности».

По словам Эльвиры Набиуллиной, ценовая и финансовая стабильность – необходимое, но недостаточное условие для устойчивого роста экономики, важны структурные преобразования. Стабильно низкая инфляция поддержит переход российской экономики к новой модели экономического роста, основанной не только на экспорте углеводородов, но и на внутренних инвестициях, диверсификации экономики и повышении производительности труда.

Именно поэтому Банк России в 2016 году продолжал политику постепенного снижения инфляции. Замедление инфляции происходило на фоне восстановления экономической активности, снижения долгосрочных процентных ставок. В 2017 году вектор денежно-кредитной политики сохранится. Банк России рассчитывает, что до конца 2017 года будет достигнута цель по инфляции 4%.

В отчетном году банковский сектор восстановил прибыльность и нарастил капитал, достаточный для активизации кредитования экономики. Для развития конкуренции и повышения устойчивости кредитных организаций Банк России анонсировал в 2016 году кардинальные изменения в регулировании – переход к трехуровневой банковской системе. В результате реформы к небольшим банкам будут применяться упрощенные регуляторные требования, а приоритетом таких банков станет предоставление услуг малому бизнесу и физическим лицам.

В 2016 году Банк России инициировал изменение механизма финансового оздоровления кредитных организаций. Эти изменения направлены на повышение прозрачности процедуры и снижение стоимости финансового оздоровления, будут способствовать повышению заинтересованности инвесторов в банковском бизнесе, устойчивости банковской системы в целом.

В отчетном году был завершен ряд крупных проектов по формированию полноценной инфраструктуры финансового рынка. Была создана национальная перестраховочная компания, завершено формирование системы гарантирования пенсионных накоплений, по всей стране полностью раскрыта инфраструктура для приема национальных платежных карт «Мир».

В области защиты прав потребителей финансовых услуг Банк России провел работы по внедрению автоматизированных методов обработки жалоб, начали функционировать два региональных центра по обработке обращений.  Для повышения оперативности и качества реагирования на жалобы и обращения граждан были существенно расширены возможности интернет-приемной и горячей телефонной линии Банка России.

Регулятор придавал важное значение обеспечению киберустойчивости организаций кредитно-финансовой сферы. Совершенствовалось законодательство по вопросам регулирования и контроля Банком России защиты информации в финансовых организациях, а также противодействия мошенничеству на финансовом рынке. Введены в действие требования к защите информации в платежной системе Банка России. Улучшались механизмы взаимодействия с правоохранительными органами в ходе расследования киберпреступлений.

В 2016 году Банк России провел существенные внутренние изменения: для повышения оперативности выявления проблем в банках и адекватного надзорного реагирования сформированы новые компетенции по анализу рисков кредитных организаций, происходит постепенная централизация надзора.

«Текущие задачи, которые мы решаем для каждого из секторов рынка, будь то банковский сектор, страхование или микрофинансирование, различны, но стратегическая цель одна – развитие здоровой финансовой системы, способствующей экономическому росту, где потребитель может получить все необходимые услуги и его права надежно защищены», – подчеркнула Председатель Банка России.

Представленный в Государственную Думу документ будет рассматриваться на пленарном заседании нижней палаты парламента. Госдума также направляет Годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации и на заключение в Правительство Российской Федерации.

Банк России

Прибыль Центробанка за 2016 год сократилась в 2,6 раза

Прибыль Центробанка за 2016 год сократилась в 2,6 раза и составила 43,75 млрд рублей по сравнению с 112,6 млрд рублей в 2015-м, следует из годового отчета мегарегулятора.

Доходы Банка России в прошлом году оказались на уровне 430,19 млрд рублей (908 млрд рублей в 2015-м). Расходы ЦБ за отчетный период составили 386,4 млрд рублей (795,6 млрд рублей в 2015 году).

Оставшаяся в распоряжении регулятора прибыль была направлена в Резервный фонд ЦБ (4 млрд рублей) и в Социальный фонд ЦБ (174 млн рублей).

Активы Центробанка в 2016 году снизились на 17,1% до 28,97 трлн рублей. Активы ЦБ в золоте увеличились на 200,2 тонны, на 31 декабря 2016-го их объем составил 1 582,8 тонны.

Прибыль ЦБ формируется из двух основных источников: дивидендных выплат его «дочки» — Сбербанка (ЦБ принадлежит 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция) и процентных доходов. Согласно закону, регулятор перечисляет 90% полученной прибыли в федеральный бюджет.

Ранее эксперты предсказывали, что прибыль Банка России в 2016 году втрое превысит прогнозы и составит 90—100 млрд рублей.

Banki.ru

ЦБ РФ: оживление инвестиций и потребления будет способствовать росту экономики

Во II квартале 2017 года ожидается восстановление показателей как потребительского, так и инвестиционного спроса. В результате, по оценкам Банка России, темп прироста ВВП по сравнению с предыдущим кварталом с устранением сезонного и календарного факторов, как и в I квартале, составит 0,3–0,5%, отмечается в апрельском выпуске информационно-аналитического комментария «Экономика: факты, оценки, комментарии».

За I квартал инвестиции в основной капитал увеличились, по оценкам Банка России, на 1,5–2,0% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Оживлению инвестиционной активности способствовали стабильная динамика цен на импортное оборудование, снижение ставок по кредитам, повышение финансовой устойчивости организаций и улучшение настроений производителей в условиях ожидания восстановления спроса на продукцию компаний.

Продолжили восстанавливаться показатели потребительского спроса: за I квартал, по оценкам Банка России, расходы на конечное потребление домашних хозяйств выросли по сравнению с предыдущим периодом с учетом коррекции на сезонность и почти достигли уровня I квартала 2016 года с учетом устранения календарного фактора.

В этих условиях увеличился выпуск потребительских товаров. Наибольшие темпы оживления производственной активности наблюдались в легкой промышленности. Росту выпуска продовольственных товаров, возможно, поддержку оказывал внешний спрос.

Банк России

Информационный бюллетень «Банковское регулирование»: первый выпуск

Банк России будет ежеквартально раскрывать информацию об основных параметрах, целях и логике решений в сфере банковского регулирования.3 мая был опубликован первый информационный бюллетень по вопросам банковского регулирования в I квартале 2017 года.

В документе детально рассматриваются нормативные акты (как уже изданные, так и проекты), письма, методические рекомендации и консультативные доклады Банка России, опубликованные в указанный период.

Данный формат представления информации позволяет показать целостную картину мер, принимаемых регулятором в этой сфере, их системность и последовательность, сделать более эффективным и предметным обсуждение направлений развития банковского рынка с его участниками.

Банк России

Центробанк: ущерб от деятельности финансовых пирамид в 2016 году составил 1,5 млрд рублей

Банк России оценивает ущерб от деятельности финансовых пирамид в 2016 году в 1,5 млрд рублей. Такие данные приводятся в годовом отчете регулятора, опубликованном на его сайте в среду, 3 мая.

«Если в 2015 году, по оценкам Банка России и правоохранительных органов, сумма ущерба граждан от деятельности финансовых пирамид составляла около 5,5 млрд рублей, то в 2016 году сумма ущерба, по предварительным оценкам, снизилась до 1,5 млрд рублей», — отмечается в отчете.

Всего в прошлом году Центробанком было выявлено более 180 организаций, в деятельности которых имеются признаки финансовой пирамиды, в то время как в 2015 году — более 200.

«При этом в большинстве случаев одновременно устанавливались признаки преступления (статья 172.2 УК РФ), информация об этом направлялась в правоохранительные органы», — сообщили в ЦБ.

Работа по противодействию финансовым пирамидам осуществляется на уровне как центрального аппарата ЦБ, так и территориальных учреждений, подчеркивают в Центробанке. При участии Банка России в 2016 году были приняты федеральные законы, устанавливающие уголовную и административную ответственность за организацию финансовой пирамиды.

Банк России, Banki.ru

ЦБ: чистый отток капитала из России в 2016 году сократился в три раза

Чистый отток капитала из России в прошлом году сократился в три раза по сравнению с 2015-м — до 19,2 млрд долларов, следует из годового отчета Центробанка.

«Чистый вывоз частного капитала в отчетном году сократился до 19,2 миллиарда долларов США (58,2 миллиарда долларов США в 2015 году)», — сообщает ЦБ в отчете.

Международные резервы Российской Федерации на 1 января 2017 года составили 377,7 млрд долларов. По итогам 2016 года они выросли на 9,3 млрд долларов США (годом ранее снизились на 17,1 млрд долларов).

Увеличение международных резервов в результате операций, учтенных в платежном балансе, составило 8,2 млрд долларов (1,7 млрд долларов годом ранее). Основной вклад внесен возвратом средств в иностранной валюте, ранее предоставленных Банком России кредитным организациям.

Banki.ru

Центробанк в 2016 году уволил 4,7 тыс. сотрудников

Центробанк в рамках оптимизации численности персонала в 2016 году сократил 4,7 тыс. сотрудников, или 8%. На начало 2017 года число работников ЦБ составляло 54,7 тыс., следует из годового отчета мегарегулятора.

«В 2016 году Банком России продолжалась активная работа по совершенствованию организационной структуры Банка России и оптимизации численности персонала», — говорится в отчете.

По состоянию на 1 января 2017 года структура Центробанка включала 516 подразделений. Больше всего сотрудников ЦБ работают в аппарате территориальных учреждений. Их численность составила 51,6%. В центральном аппарате работает 14,5% сотрудников.

«В соответствии с программой оптимизации расчетной сети территориальных учреждений в 2016 году ликвидировано 33 расчетно-кассовых центра, завершен очередной этап оптимизации штата подразделений социально-бытовой сферы», — говорится в отчете ЦБ.

Banki.ru

В 2016 году ЦБ провел почти 600 проверок кредитных организаций

Банк России в 2016 году начал 585 проверок кредитных организаций, следует из годового отчета мегарегулятора.

«Всего в 2016 году уполномоченными представителями Банка России начато проведение 585 проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе 132 проверок кредитных организаций «второго контура» надзора и 35 проверок СЗКО (их филиалов)», — говорится в отчете.

В ЦБ отметили, что около 70% общего количества проверок было проведено на плановой основе в целях обеспечения надзорного органа информацией о деятельности кредитных организаций. Половина внеплановых проверок была проведена по решению руководства Банка России в связи с необходимостью оперативного исследования операций, которые могли генерировать высокий уровень риска, в том числе в связи с признаками «манипулирования» вкладами физических лиц.

Анализ результатов проверок показал, что основная доля нарушений связана с недооценкой кредитного риска (51,7%). При проверке потребительского кредитования выявлялись факты предоставления заемщиками недостоверных сведений о доходах, сокрытия банками реальной продолжительности просроченной задолженности.

«Неисполнение требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) составило 25,3% нарушений», — добавляется в годовом отчете ЦБ.

Banki.ru

ЦБ в 2016 году оштрафовал 302 банка

Банк России в 2016 году оштрафовал 302 кредитные организации, следует из годового отчета мегарегулятора.

«Надзорное реагирование Банка России в 2016 году было ориентировано в первую очередь на выявление на ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и применение адекватных мер с целью предупреждения развития этих тенденций. В рамках реализации процедур раннего реагирования руководству и (или) совету директоров (наблюдательному совету) 713 кредитных организаций направлена письменная информация о недостатках в деятельности организации и рекомендации по их исправлению», — говорится в отчете.

С представителями 580 кредитных организаций были проведены надзорные совещания в целях указания на выявленные проблемы и необходимость их самостоятельного устранения.

Кроме того, в прошлом году ЦБ были введены ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных операций — к 213 кредитным организациям, из них на привлечение денежных средств физических лиц во вклады — к 150 банкам, а на открытие банковских счетов юридических и физических лиц — к 134 банкам.

«Суммарная стоимость активов кредитных организаций, у которых в 2016 году отозваны лицензии на осуществление банковских операций, составила 1,1 триллиона рублей, совокупный объем привлеченных ими средств населения — 477 миллиардов рублей», — отмечается в годовом отчете ЦБ.

Также в отчетный период Банком России аннулированы лицензии трех кредитных организаций в связи с принятием их акционерами решения о добровольной ликвидации.

Banki.ru

Минкомсвязь предлагает ужесточить закон о хранении персональных данных за рубежом

Минкомсвязь предложила ужесточить формулировки закона «О персональных данных», приравняв передачу личных данных на зарубежный сервер российской компании к передаче данных на территорию иностранного государства. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на документ.

Сегодня передача этих данных на зарубежный сервер российской компании не подпадает под ограничения, существующие для трансграничных операций. При этом «трансграничная передача персональных данных» в законе определяется так: «передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу». То есть если информацию за рубежом получит российская компания или физлицо, то по действующему закону считается, что персональные данные остаются в России.

Минкомсвязь предложила изменить это положение закона. Новая формулировка, согласно пояснительной записке к поправкам к закону, будет такой: «трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства».

Действующая редакция закона, как отмечено в документе, позволяет российской IТ-компании, технические средства которой «находятся на территории иностранного государства, не обеспечивающего адекватную защиту прав субъектов персональных данных, не соблюдать установленные требования при трансграничной передаче персональных данных».

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных в России назначен Роскомнадзор. Представители Минкомсвязи и Роскомнадзора не прокомментировали поправки к закону.

Известия

Полностью ограничить денежные переводы на Украину не удалось

Western Union с 5 мая прекращает их, но судьба сервиса MoneyGram не решена 

Western Union с 5 мая прекратит переводить деньги из России на Украину без открытия банковского счета, пишут «Ведомости». Причина — закон, принятый в ответ на украинские санкции против российских систем денежных переводов: он вступает в силу в пятницу.

Нацбанк Украины 17 октября 2016 года запретил денежные переводы из России, осуществляемые посредством российских платежных систем. В украинский черный список вошли UNIStream, «Золотая корона», «Лидер», Anelik, «Колибри» (Сбербанк) и Blizko (Связь-Банк). Это дало преимущество иностранным системам — Western Union и MoneyGram: они могли работать как в России, так и на Украине. В ноябре депутат Госдумы от «Единой России» Владислав Резник внес законопроект, призванный «уравнять конкуренцию на рынке денежных переводов»: переводить деньги без открытия банковского счета в государство, которое ввело санкции, может только организация, созданная в соответствии с российским законодательством и имеющая договор о трансграничных переводах с компанией, контролируемой российскими юрлицами.

У Western Union российская «дочка» есть, но на Украине она работает через американскую структуру.

Денежные переводы Western Union из России на Украину с банковской карты и с выплатой наличными по-прежнему доступны на сайте, сообщил представитель компании. Случаи, когда средства списываются с банковской карты, а на Украине выдаются наличными, под санкции не подпадают, подтверждает председатель НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева: согласно положению ЦБ, это не является переводом без открытия счета.

В кол-центре Сбербанка, в отделениях которого можно перевести средства через MoneyGram, сообщили, что деньги на Украину можно будет перевести и после 5 мая. То же сказали и в кол-центре МТС, другого партнера этой системы.

Между тем Обаева уверена, что по закону переводы через MoneyGram на Украину осуществляться не могут. MoneyGram в России не зарегистрирована, в реестре платежных систем ЦБ ее тоже нет. Возможно, поэтому российский закон на нее не распространяется, рассуждает человек, близкий к одной из систем.

По словам юристов, чтобы отправлять деньги на Украину после 5 мая, MoneyGram придется зарегистрировать российское юрлицо. Кроме того, сейчас многие российские платежные системы заключают партнерские договоры: принимают деньги в своих отделениях, а на Украине выдают через иностранные системы. 

Ведомости

Банки разделили, дав шанс каждому побыть универсальным

Президент Владимир Путин подписал закон о разделении банковских лицензий на базовые и универсальные. С 1 июня все банки будут признаны кредитными организациями с универсальными лицензиями. Весь следующий 2018 год банкам придется определяться – либо сохранить статус универсального, либо получать базовую лицензию. Участники рынка в целом положительно оценивают финальную версию законопроекта, однако указывают, что ряд моментов нуждается в доработке.

В июне прошлого ЦБ озвучил идею разделения банков на федеральные и региональные. К федеральным к 2018 году предполагалось повысить требования по минимальному размеру капитала с 300 млн рублей до 1 млрд. Работа региональных банков, согласно этой идее, существенно ограничивалась – они не могли проводить международные операции, а филиалы открывать только в том регионе, где зарегистрирован и работает головной офис.

Идея именно такого разделения достаточно быстро трансформировалась: территориальные ограничения решено было не устанавливать. В соответствии с принятым законом, банки будут разделяться по типам лицензий: универсальной и базовой. Для получения базовой лицензии банк должен иметь минимальный капитал в размере 300 млн рублей, универсальной – не менее 1 млрд рублей. Два вида лицензий предполагают разные перечни допустимых операций.

Банки с базовой лицензией смогут осуществлять основные операции: привлекать средства во вклады, осуществлять денежные переводы, покупать и продавать иностранную валюту, открывать и вести счета, выдавать кредиты гражданам и организациям. Они не смогут открывать счета в иностранных банках, не получат права открывать за границей дочерние организации или филиалы. При этом к ним будут применяться упрощенное регулирование. Банки с универсальными лицензиями смогут открывать, с разрешения регулятора, филиалы или представительства за рубежом, а также осуществлять все остальные операции, в которых закон ограничивает кредитные организации с базовыми лицензиями. Однако регуляторных послаблений у них не будет.

Госдума одобрила закон 21 апреля, Совет Федерации — 26 апреля. В силу он вступает через 30 дней со дня его официального опубликования, то есть, с 1 июня 2017 года.

Как сообщили порталу Bankir.Ru в пресс-службе Банка России, с этой даты все кредитные организации, являющиеся банками, будут признаваться банками с универсальной лицензией вне зависимости от размера собственных средств и без замены лицензии. С этой же даты вступают в силу нормы о размере уставного капитала вновь регистрируемых банков.

«Новые требования о минимальном размере собственных средств действующих банков будут применяться с 1 января 2018 года, — объяснили в пресс-службе ЦБ. — До 1 января 2019 года банки с капиталом менее 1 млрд рублей, но более 300 млн рублей, смогут либо увеличить размер собственных средств до 1 млрд рублей и продолжить деятельность как банк с универсальной лицензией, либо получить в установленном порядке статус банка с базовой лицензией».

Регулятор подчеркивает, что до вступления в силу закона и установленных в нем требований никаких действий со стороны банков не предусматривается. «Статус банка с универсальной лицензией будет приобретаться автоматически: со вступлением в силу закона кредитные организации, являющиеся банками, будут признаваться банками с универсальной лицензией», — указали в пресс-службе Центробанка и добавили, что регулятор планирует сохранить за банками их нынешние номера лицензий на осуществление банковских операций. В том числе это коснется и случаев, когда действующие банки в установленном порядке будут получать базовую лицензию.

Судьбы банков будут решаться в следующем году. «Несоблюдение требований закона о получении банком к указанной дате в установленном порядке статуса банка с базовой лицензии, статуса небанковской кредитной организации или статуса микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций является основанием для отзыва (аннулирования) Банком России лицензии на осуществление банковских операций у указанного банка, — подчеркивают в ЦБ. — Процедуры, связанные с увеличением размера капитала банка с универсальной лицензией или же получением в установленных случаях статуса банка с базовой лицензией, должны быть завершены к 1 января 2019 года».

«Как дальше сложится жизнь – мы еще не знаем» 

По мнению начальника юридического управления СДМ-банка Александра Голубева, в целом закон не вносит особых изменений в банковскую систему. «Банки, которые будут признаны банками с универсальной лицензией, будут жить так же, как живут сейчас – соблюдая те же нормы и требования, что действуют в настоящее время, — сказал он. – Вероятнее всего, в будущем появится ряд норм, которые, возможно, значительно ужесточат деятельность банков с универсальной лицензией, но данный законопроект пока этого не содержит».

Он также указал, что для банков с базовой лицензией особых послаблений также пока не видится: они так же обязаны будут соблюдать как минимум 5 основополагающих нормативов (достаточности совокупного и базового капитала, нормативы Н6 и Н25, а также норматив текущей ликвидности).

«Оснований для сложности как таковых нет, законопроект имеет четкое критерии деления, заложен достаточно большой временной период», — добавил Александр Голубев и напомнил, что уже сейчас известно, что универсальную лицензию могут получить около 300 банков, соответствуют требованиям базовой лицензии около 240 кредитных организаций. «Сложности на данном этапе не видны, но, вполне возможно, они появятся вместе с практикой», — отметил он.

По словам президента АРБ Гарегина Тосуняна, финальная версия законопроекта намного лучше, чем рассматривалась в Госдуме на первом чтении. «Банк России и законодатели в значительной степени учли замечания, пожелания и критику участников банковского сообщества, — отметил он. — Но как дальше сложится жизнь – мы еще не знаем. Все будет зависеть от подзаконных нормативных актов, которые нужно будет принимать Банку России, от порядка перехода банковского рынка на новые условия. Чтобы не пострадали небольшие банки, важно успокоить участников банковского сообщества и клиентов».

Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Алина Ветрова также заявила порталу Bankir.Ru, что практически все предложения и замечания ассоциации в финальной версии законопроекта были учтены. При этом, по ее словам, есть несколько исключений.

Например, вопрос возможности вложения средств банками в ценные бумаги из первого и второго котировальных списков, в законе говорится только о первом списке. С другой стороны, у банков с базовой лицензией портфели ценных бумаг не такие объемные, и там преобладают, как правило, высоколиквидные бумаги из первого списка.

Важна также была возможность кредитования банками с базовой лицензией муниципальных предприятий и федеральных и местных органов власти. По словам Алины Ветровой, это пожелание было учтено, однако с оговоркой, что в дальнейшем доля такого кредитования, как и ссуд крупным заемщикам, в активах банков с базовой лицензией будет сокращаться. «Планируется это делать за счет корректировки нормативов N6 и N25, которая будет произведена после анализа практики работы этих банков», — указала она.

Также важно принять поправки в закон о страховании вкладов, направленные на то, чтобы клиенты банков с базовой лицензией могли получать возмещение размещенных средств в размере до 1,4 млн рублей. «Поскольку предполагается, что спецификой работы таких банков будет работа с МСБ, это выровняло бы уровень конкуренции за эти ресурсы банков с базовой лицензией по сравнению с другими участниками рынка, — сказала Алина Ветрова. — Концентрация этих банков на работе с МСБ потребует, по нашему мнению, и внесения ряда стимулирующих мер в Положение Банка России №254-П с целью сделать кредитные продукты банков с базовой лицензией конкурентоспособными по ставкам, уровню резервирования по сравнению с аналогичными предложениями крупных игроков». По ее словам, важное значение имеют и вопросы стандартизации кредитных процедур и типизации договоров в целях использования портфелей этих банков в проектах мультиоригинаторной секьюритизации, планируемых МСП Банком, их доступа к ресурсам и программам Корпорации МСП.

«Уверена, потребуется еще обсуждение ряда мер, в том числе и связанных с МСФО, — отметила она. — Обязательная подготовка отчетности по международным стандартам для банков с базовой лицензией нецелесообразна, так как они и так лишены права работать с нерезидентами». Алина Ветрова напомнила, что также важно не упустить из внимания и вопросы, связанные с аудитом. «Не все малые банки смогут позволить себе пользоваться услугами крупных аудиторских компаний, соответственно, нужно будет либо создавать отдельный кластер аудиторских компаний, работающих с малыми банками, либо отменить для них обязательные аудиторские проверки. Это же касается и из взаимодействия с рейтинговыми агентствами», — указала она.

Очень большой пласт вопросов связан с оптимизацией отчетности для банков с базовой лицензией, что даст дополнительные возможности для сокращения издержек, а, следовательно, предложения приемлемого для рынка уровня ставок. Высокое значение для этого имеет также решение вопроса аутсорсинга безопасности банковских систем, реализация облачных технологий.

«В целом задача — сохранить для банков с базовой лицензией равные конкурентные условия по сравнению с другими игроками, у кого будут лицензии универсальные, — резюмировала первый вице-президент АРБР. — Особую роль играет здесь и информационная политика со стороны регулятора, средств массовой информации. Очень важно разъяснить, что цель выделения банков с базовой лицензией – формирование конкурентоспособного, финансово устойчивого кластера полноценных кредитных организаций, ориентированных на работу с МСБ и населением».

Александр Голубев из СДМ-банка также полагает, что сделать переходный период безболезненным будет достаточно сложно. «Клиенты будут насторожено, скорее всего, относится к банкам с базовой лицензией и им нужно будет достаточно много времени, чтобы понять, что банк с базовой лицензией не хуже банка с универсальной, и что надежность банков не зависит от статуса их лицензии, — отметил он. — На мой взгляд, под «удар» попадут банки с базовой лицензией в первый период перехода, но в действительности для клиентов особых изменений вообще не будет».

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}