ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 15.05.2017

ОБЗОР СМИ

ЦБ: российские банки подверглись массовым хакерским атакам

Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России (ФинЦЕРТ) фиксировал массовые рассылки банкам вредоносного программного обеспечения. Об этом Банки.ру сообщили в пресс-службе регулятора.

«В середине апреля ФинЦЕРТ направлял участникам информационного обмена информацию о признаках компрометации и методах выявления и противодействия вредоносному программному обеспечению типа «шифровальщик». Кроме того, в начале мая подобное уведомление было разослано в отношении иного типа вредоноса (cobalt strike). ФинЦЕРТ фиксировал массовые рассылки банкам вредоносного программного обеспечения первого и второго типов», — сказали в пресс-службе.

Как отметили в ЦБ, фактов компрометации ресурсов кредитных организаций зафиксировано не было.

Ранее в Сбербанке рассказали, что кредитная организация была вынуждена привести системы кибербезопасности в состояние повышенной готовности из-за массовой хакерской атаки. Также попытке вирусного заражения подверглись серверы крупнейших российских компаний и ведомств, в том числе «МегаФона», МВД и Следственного комитета.

Banki.ru 

ЦБ написал рекомендации по обеспечению доступности услуг банков для инвалидов и пожилых клиентов

Банк России разработал рекомендации по обеспечению доступности услуг кредитных организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения (под которым понимаются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет). Соответствующее информационное письмо опубликовано на сайте регулятора.

Значительная часть рекомендаций, основанных на анализе Центробанком опыта ряда кредитных организаций по обеспечению доступности их услуг для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилых клиентов (в совокупности эта группа упоминается по тексту как «ЛСИ и МГН»), посвящена сфере платежных услуг.

Так, при оснащении и настройке банкоматов банкам для повышения доступности услуг для людей с нарушениями зрения рекомендуется предусмотреть наличие тактильных меток на клавиатуре; возможность вывода всей информации, отображаемой на экране банкомата, с применением программных синтезаторов речи, в том числе через наушники пользователя, и возможность повторного прослушивания информации; возможность вывода информации на экран укрупненным шрифтом, а также в контрастном режиме (черные буквы на белом фоне или белые буквы на черном фоне с опцией выбора фона); наличие контактной информации о возможности предоставления инструкции по работе с банкоматом укрупненным плоскопечатным шрифтом или шрифтом Брайля. Банкам рекомендовано обеспечить ограничение доступа третьих лиц к информации на экране банкомата во время работы с ним лиц с нарушениями зрения, в том числе, при наличии возможности, размещение банкомата в специальной кабинке.

При обслуживании банком платежных карт и иных электронных средств платежа в идеале должна использоваться система, позволяющая взаимодействовать с клиентом в целях предоставления ему информации (например, о состоянии счета, создании ПИН-кода) в автоматическом режиме; если единственным каналом такого взаимодействия является голосовая система, то должен быть и альтернативный канал предоставления/получения информации для лиц с нарушениями слуха или разговорной речи.

ЦБ призывает банки адаптировать мобильные приложения и официальные сайты для удобства их использования лицами с нарушениями зрения и слуха. Например, для лиц с нарушениями зрения можно обеспечить использование мобильных приложений и сайтов совместно с программами, преобразующими текстовую информацию в устную речь. В свою очередь аудиоканалы взаимодействия с клиентами имеет смысл дополнить текстовыми и графическими интерфейсами, например за счет внедрения технологии чата, видеозвонка и предоставления услуги сурдоперевода.

Сделать информацию более понятной для пользователей с нарушениями ментального характера, по мнению регулятора, помогут краткие текстовые формулировки, а также нетекстовые сопроводительные элементы: простые и облегчающие восприятие изображения, схемы, диаграммы. При разработке приложений рекомендуется избегать использования мерцающих элементов.

ЦБ подчеркивает, что доступность мобильных приложений для пользователей с нарушениями слуха или зрения обеспечивается предоставлением им той же информации и тех же функциональных возможностей, которые открыты пользователям без сенсорных нарушений. Для достижения указанной цели при программировании мобильных приложений следует учитывать, что любой элемент интерфейса, визуально доступный и представляющий собой ценность для ЛСИ и МГН, на уровне кода должен сопровождаться аннотацией на русском языке; каждый элемент интерфейса, требующий совершения каких-либо действий от клиентов из данной группы, на уровне кода должен содержать указание на тип элемента, например «заголовок», «кнопка», «поле»; все элементы интерфейса на уровне кода должны располагаться в строгой логической последовательности для пользователей — ЛСИ и МГН.

Для улучшения обслуживания в банковских отделениях лиц с нарушениями зрения и маломобильных граждан ЦБ советует обеспечить наличие контрастных маркировок, тактильных наземных указателей, звуковой информации в зале обслуживания, специальных панелей для получения талона электронной очереди; имеет смысл предусмотреть звуковые пульты у входа в отделение, которые позволяют информировать банкиров о посещении отделения человеком, нуждающимся в поддержке.

С целью обслуживания лиц с нарушением слуха рекомендуется обеспечить наличие устройств, усиливающих звук, а также коммуникационных устройств, позволяющих вводить информацию через клавиатуру.

По задумке ЦБ, при соответствующей необходимости у клиентов — ЛСИ и МГН должна быть возможность подписывать документы при помощи факсимиле, электронной подписи или оформлять их за подписью доверенного лица.

Отделения, адаптированные под потребности инвалидов, Центробанк предлагает маркировать специальными логотипами, а также давать отдельную информацию о них на сайте банка.

Банкам также предлагается назначать лиц из менеджмента подразделения, ответственных за реализацию мер по повышению доступности услуг для инвалидов. Также регулятор рекомендует включить в программы повышения квалификации сотрудников кредитных организаций темы, касающиеся особенностей работы с такими клиентами и законодательства в этой области.

В ЦБ подчеркивают, что информация, изложенная в письме, носит рекомендательный характер. При этом регулятор дает понять, что ему представляется желательной разработка банками до конца этого года плана поэтапного обеспечения предусмотренных законодательством условий доступности объектов и услуг для людей с инвалидностью, маломобильных клиентов и пожилого населения с учетом содержащихся в письме рекомендаций.

Банк России, Banki.ru

Отток капитала из России в январе—апреле 2017 года вырос более чем вдвое

Банк России объявил о существенном увеличении оттока капитала из России в январе—апреле 2017 года. По данным регулятора, чистый вывоз капитала частным сектором за этот период составил $21 млрд, что более чем вдвое превышает показатель первых четырех месяцев предыдущего года (было $9,8 млрд).

«При этом в отличие от ситуации годом ранее определяющее воздействие на текущий уровень чистого вывоза капитала оказали операции банковского сектора по размещению средств за рубежом при продолжающемся снижении иностранных обязательств банков», — отмечается в сообщении ЦБ.

В ЦБ пояснили, что прочие сектора экономики в январе—апреле 2017 года, напротив, выступали нетто-импортерами капитала.

РБК

Финансовый сектор России не пострадал от хакерской атаки

Глобальная хакерская атака, произошедшая 12 мая, не затронула российский финансовый рынок. Ранее стало известно, что ее жертвами стали российские силовые ведомства и телекоммуникационные компании.

Участники российского финансового рынка не пострадали от масштабных хакерских атак вечером 12 мая. Об этом заявил РБК источник, близкий к FinCERT (Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере) ЦБ.

«Все находится под контролем, все участники рынка предупреждены о совершенной угрозе», — сказал источник РБК.

Позднее Сбербанк сообщил, что зафиксировал попытки хакерской атаки на свою инфраструктуру, однако все они были отражены. «Системы информационной безопасности своевременно зафиксировали попытки проникновения в инфраструктуру банка. Сеть банка предусматривает защиту от подобных атак. Проникновений вирусов в систему не произошло», — сказано в сообщении Сбербанка, поступившем в РБК. В нем также подчеркивается, что в связи с сообщениями о вирусных атаках службы банка, отвечающие за кибербезопасность, переведены в режим повышенной готовности.

Пресс-служба Центробанка днем 13 мая подтвердила попытку хакеров взломать компьютерные системы кредитных организаций.

«FinCert фиксировал массовые рассылки банкам вредоносного программного обеспечения первого и второго типа. Вместе с тем, фактов компрометации ресурсов кредитных организаций не зафиксировано», — заверили в ЦБ (цитата по «Интерфаксу»).

Вечером 12 мая появилась информация об атаках хакеров на сети российских телекоммуникационных компаний («МегаФон», «ВымпелКом»), а также силовых ведомств. IT-специалистам пришлось отключить сети, чтобы вирус не распространился дальше, но это никак не повлияло на связь абонентов «МегаФона», сказал РБК его представитель Петр Лидов-Петровский.

МВД официально подтвердило вирусную атаку на персональные компьютеры ведомства, находящиеся под управлением операционной системы Windows. Все было заражено около 1 тыс. компьютеров (0,1%), которые были оперативно блокированы, пояснили в ведомстве.

В середине февраля заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артем Сычев в интервью РБК рассказал, что в 2017 году Банк России массово проверит, как банки защищены от взлома. Организациям с уязвимыми системами защиты от хакеров придется увеличивать капитал или нести расходы по резервированию этих рисков, предупреждал ЦБ.

Центробанк и банки из топ-50 пока не ответили на запрос РБК. Представитель банка «Открытие» сообщил, что их атака не коснулась.

РБК

Представители центробанков РФ и Турции обсудили организацию приема карт «Мир»

В турецком Измире 11—12 мая состоялось седьмое заседание Российско-турецкой рабочей группы по финансовому и банковскому сотрудничеству, сообщает пресс-служба ЦБ.

Как отмечается, среди приоритетных проектов рабочей группы — организация приема карт «Мир» в платежной инфраструктуре банков Турции, организация биржевых торгов валютной парой рубль/лира, реализация которых позволит поднять сотрудничество в финансовой сфере на новый уровень.

«В ходе заседания представители регуляторов совместно с представителями российских и турецких кредитных организаций, Московской и Стамбульской бирж, АО «НСПК» и Национального клирингового центра Турции (BKM) обсудили текущее финансово-банковское сотрудничество России и Турции, подвели промежуточные итоги проводимой совместной работы и наметили дальнейшие действия по основным направлениям финансово-банковского сотрудничества двух стран», — сказали в пресс-службе.

В частности, участники заседания продолжат работу по развитию межбанковского сотрудничества, двусторонних расчетов в национальных валютах, а также различных принятых в международной практике способов и форм торгового финансирования.

Банк России, Banki.ru

Путин утвердил стратегию экономической безопасности России до 2030 года

Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, а также на недопущение снижения качества жизни населения

Президент России Владимир Путин утвердил стратегию экономической безопасности РФ на период до 2030 года, в которой определяются вызовы и угрозы экономике, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения безопасности. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации.

«Настоящая стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения», — говорится в указе.

Согласно документу, правительству необходимо в трехмесячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации стратегии.

Система управления рисками

В тексте стратегии отмечается, что основные цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности это обеспечение роста экономики и повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз.

К числу основных угроз и вызовов для экономической безопасности стратегия относит стремление развитых государств использовать преимущества в уровне развития экономики и высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции, использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов российской экономики, уязвимость российской финансовой системы, снижение спроса на энергоресурсы, технологическое отставание и несбалансированность бюджета.

В качестве основных целей политики по обеспечению экономической безопасности стратегия называет повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних факторов и угроз, обеспечение экономического роста и поддержание научно-технического потенциала. При этом основными направлениями при реализации этой политики станут развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, а также создание условий для разработки и внедрения современных технологий.

Среди мер по достижению этих целей в стратегии упоминаются улучшение инвестиционного климата, деофшоризация экономики, совершенствование механизма ответных мер в случае применения санкций, оптимизация налоговой нагрузки на бизнес, повышение эффективности бюджетных расходов, преодоление зависимости от импортных поставок сложного оборудования и предотвращение рейдерских захватов.

Стратегия также предполагает создание национальной системы управления рисками, которая предполагает выявление и оценку существующих и потенциальных вызовов и угроз, а также планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.

Среди показателей состояния экономической безопасности стратегия называет индекс физического объема внутреннего валового продукта (ВВП), долю ВВП России в мировом ВВП, уровень государственного долга, долю высокотехнологичной продукции в ВВП и ряд других экономических показателей. 

Новые угрозы

Предыдущая госстратегия экономической безопасности была принята в 1996 году. Решение о разработке нового документа было принято на заседании Совета безопасности (СБ) РФ в июле 2015 года. С тех пор он неоднократно обсуждался на площадке СБ РФ. В частности, члены научного совета при Совбезе подчеркивали, что в условиях усиления нестабильности развития мировой экономики и резкого обострения глобальной конкуренции появляются новые вызовы и угрозы национальной безопасности и устойчивому развитию России, поэтому назрела необходимость обновления концептуальных подходов к формированию системы обеспечения экономической безопасности.

«По мнению экспертов, экономика и экономические интересы государства, общества, граждан становятся главной мишенью в сфере глобальной конкуренции, — сообщали ранее в пресс-службе СБ РФ. — Широкий набор экономических ограничений все шире используется иностранными государствами для достижения геополитических и внутриполитических целей».

В связи с этим было предложено включить защиту национального суверенитета в экономической сфере в понятие «экономической безопасности». Кроме того, научный совет рекомендовал сформулировать развернутую характеристику угроз и вызовов национальным интересам России в области экономики на современном этапе и в ближайшей перспективе. При этом важным фактором обеспечения экономической безопасности было предложено считать качество государственного управления. 

ТАСС

Путин рассказал о повышении реальных доходов россиян

Президент России Владимир Путин сообщил о растущих реальных доходах граждан страны. Об этом он сказал на встрече с президентом Чехии Милошем Земаном в Китае, говорилось в воскресенье, 14 мая, на сайте Кремля.

Чешский лидер обратил внимание на растущий поток российских туристов. Путин пояснил, что «это связано с постепенным восстановлением доходов граждан, которые снизились у нас, к сожалению, в результате кризиса». «Сейчас реальные доходы граждан России начали постепенно повышаться, и туристическая активность тоже возрастает», — указал глава государства.

Российский президент отметил, что «в сфере экономики, несмотря на спад предыдущих лет, у нас в начале этого года наблюдается рост товарооборота более чем на 44 процента». «Это хороший признак и хорошая тенденция, которую нам нужно будет сохранить», — добавил он.

Ранее стало известно, что Земан отказался от услуг переводчика на переговорах с Путиным.

В Пекине 14-15 мая проходит международный форум «Один пояс — один путь». Ранее Путин провел в китайской столице переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, «на ногах» встретился со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, пообщался с президентами Узбекистана и Киргизии, а также премьер-министром Монголии.

В конце апреля эксперты сообщили, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале текущего года вернулся к значениям 2015-го.

По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян (с поправкой на инфляцию) в марте снизились на 2,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Lenta.ru

Банкиры и телеком-операторы обсудили с ФНС реализацию налогового агента в электронной коммерции

Банкиры, телеком-операторы и представители Федеральной налоговой службы (ФНС) обсудили вопросы, возникающие при реализации положений закона 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса». Речь шла о том, на кого может быть возложена функция налогового агента при оплате электронных услуг, оказываемых иностранными организациями физическим лицам в РФ, в частности при схеме с использованием посредников.

Встреча была организована Ассоциацией российских банков.

Телеком-операторы, участвовавшие в мероприятии, сообщили, что при реализации мобильной коммерции непонятно, кто выступает налоговым агентом. Они не видят себя в качестве налогового агента, потому что не обладают всей информацией, необходимой для исчисления налога.

Как сообщил руководитель межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N9 Евгений Тё, ФНС предполагала, что в ряде случаев функции налоговых агентов могут возлагаться на банки, например когда речь идет о расчетах с использованием карт.

Представители банков, в свою очередь, отметили, что не обладают необходимой информацией для выполнения таких функций. Банки, проводящие расчеты, «видят» лишь торговую точку и направление ее бизнеса. Но информация, за что конкретно заплатил клиент, не проходит через банк. Услуга не может быть идентифицирована, соответственно, неясно, облагается ли она НДС.

Некоторые участники выразили точку зрения, согласно которой положения закона не могут распространяться на кредитные организации, поскольку банки в данном случае, проводя расчеты, не заключают посреднические договоры.

Banki.ru

Неестественная слабость рубля мешает развитию России

Попытки конкурировать на мировых рынках за счет искусственного занижения курса национальной валюты – ценового демпинга – вчерашний день, считает департамент исследований и прогнозирования ЦБ (его точка зрения не отражает официальной позиции ЦБ). В современном мире производства встроены в глобальные цепочки. Рост благосостояния страны требует ее участия в таких цепочках на все более высоком уровне создания добавленной стоимости, где курс валюты имеет второстепенное значение, пишут аналитики ЦБ: первостепенное значение приобретают качество и технологии.

Снижение курса национальной валюты ведет к сокращению стоимости труда в валютном выражении и дает выигрыш трудоемким торгуемым секторам – сельскому хозяйству, текстильной промышленности. В проигрыше, продолжают аналитики, капиталоемкие секторы, где ослабление курса повышает цены и снижает спрос на импортные инвестиционные товары: металлургия, химия, энергетика, пищепром, машиностроение, добыча и переработка сырья.

Рост эффективности производства и производительности труда должен вести к росту зарплат (см. врез на стр. 05): искусственное занижение курса создаст конкурентные преимущества, считают аналитики ЦБ, но за счет благосостояния населения.

Рост трудоемких отраслей ограничен демографически, и это отрасли, как правило, с низкой производительностью труда. Ценовой демпинг и ставка на трудоемкие производства потребуют от России вступить в гонку на понижение зарплат с более бедными странами с избытком дешевой рабочей силы. Возникает риск стать страной со снижающимся уровнем жизни и нарастающим технологическим отставанием, делают вывод аналитики ЦБ.

Чем богаче страна, тем больше в ней частей производственных цепочек с наибольшей добавленной стоимостью (капитало- и наукоемкие производства), а для этого необходимо развитие человеческого капитала. Слабая валюта дотирует низкопроизводительные отрасли за счет остальной экономики, не позволяя ресурсам перемещаться в более производительные и капиталоемкие секторы. Структура экономики консервируется, ограничиваются ее производственные возможности и рост благосостояния, заключают аналитики ЦБ.

Укрощение рубля

Российские чиновники с начала года обеспокоены укреплением рубля: министр сельского хозяйства Александр Ткачев называл курс 57 руб./$ ударом по экономике, министр финансов Антон Силуанов заявлял, что рубль переукреплен на 10–12%, министр экономического развития Максим Орешкин говорил, что укрепление временно и рубль скоро ослабнет, а Совет Федерации предложил заморозить обменный курс.

Власти ищут рыночные меры влияния на курс, ответил в апреле президент Владимир Путин на вопрос ярославского бизнесмена о переукреплении рубля. Но пока ни словесные интервенции чиновников, ни покупки валюты Минфином на курс существенно не повлияли.

Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам в период с начала года по май укрепился, по данным ЦБ, на 8,3%. Обменный курс к доллару за тот же период вырос на 6,2% (с 60 до 56,4 руб./$), к евро – на 5,4% (с 63,6 до 60,4 руб./евро). Хотя цена нефти снизилась за это время на 5% (с $53,6 за баррель сорта Urals в январе до $51,1 в апреле), в среднем она в 1,5 раза дороже, чем годом ранее: $51,8 за январь – апрель против $33,9 за тот же период 2016 г. Обменный курс рубля к доллару в сравнении с январем – апрелем 2016 г. вырос на 18%, к евро – на 25%.

ЦБ объяснял укрепление курса продажей экспортерами возросшей валютной выручки, общим снижением курса доллара на мировом рынке и интересом иностранных инвесторов к российским госбумагам. Недавно председатель ЦБ Эльвира Набиуллина подтвердила прежнее намерение регулятора возобновить пополнение золотовалютных резервов и довести их до $500 млрд, но лишь при стабильной ситуации на рынке и при уверенности, что инфляция останется близка к целевым 4% в среднесрочной перспективе.

Российские власти могут так и не перейти от слов к делу в попытке обуздать укрепление рубля, ограничившись вербальными интервенциями, пишет Bloomberg со ссылкой на трех высокопоставленных чиновников: считая, что укрепление – явление временное, правительство не планирует дополнительных мер. Прогноз как Минэкономразвития, так и самого ЦБ предполагает снижение цены нефти к концу 2017 г., оно приведет и к ослаблению рубля.

Глобальные цепочки

По данным ОЭСР, участие России в глобальных цепочках добавленной стоимости, измеренное как доля в валовом экспорте иностранных и произведенных в стране товаров, экспортируемых в другие страны, достаточно велико: из 53 стран (членов ОЭСР и др.) Россия по этому показателю на 27-м месте – чуть выше, чем, например, Германия и Польша. Однако это обусловлено размерами поставок нефти и газа. Доля экспортируемых товаров, используемых другими странами в производстве своего экспорта, в России максимальна (86%), а доля приобретенных для последующей переработки и экспорта – минимальна (14%) среди всех 53 стран. Для сравнения: у Китая эти доли примерно 40 и 60%, у нефтеэкспортера Норвегии – 70 и 30%. Это означает, что в глобальных цепочках добавленной стоимости Россия участвует на низком уровне – преимущественно как поставщик сырья.

Импорт как инструмент диверсификации экспорта особенно важен в контексте цепочек добавленной стоимости, говорится в докладе Натальи Волчковой из Российской экономической школы для Гайдаровского форума: чтобы экспортировать, страна должна импортировать, иначе она не получит выигрыша от международной торговли. Долговременный рост экономики основан прежде всего на повышении производительности труда, без нее другой фактор роста – капитал – растет лишь до оптимального уровня, после чего рост останавливается.

Трансграничные производственные связи сокращают влияние валютного курса на экспорт, ранее считавшееся ключевым, подводят эксперты МВФ итоги малоуспешных валютных войн, последовавших за мировым финансовым кризисом 2008–2009 гг. Чем интенсивнее участие страны в глобальных цепочках добавленной стоимости, тем меньше изменение курса влияет на экспорт, и ослабление национальной валюты для его стимулирования становится лишь оптической иллюзией. В то же время максимальный выигрыш ослабление курса приносит небольшим и наименее производительным экспортерам и, хотя ставка на них кажется неоптимальной, ситуацию можно использовать для выхода наиболее уязвимых экспортеров на международные рынки, заключают Филиппо ди Мауро из Европейского центробанка и Антуан Берту из Банка Франции.

Опыт Китая

Китай с 1990-х до кризиса 2008 г. занижал курс юаня, чтобы обеспечить рост занятости в ответ на растущее в период индустриализации предложение труда. Это обеспечивало рост экспорта в ущерб росту потребления. Но со временем поддержка трудоемких производств вступила в противоречие с развитием капиталоемких производств, и Китай стал постепенно от нее отказываться. С 2005 г. разрыв между зарплатой в Китае и США быстро уменьшается. В России среднегодовая зарплата в 2007 г. была вдвое выше, чем в Китае (более 4000 евро против чуть более 2000), в 2014 г. сравнялась с китайской, а в 2016 г. стала на треть ниже (около 6000 евро против около 9000), подсчитали в ЦБ.

Ведомости

ФНС решила подключить банки к сбору «налога на Google»

Налоговики ищут возможность контролировать выплату налогов зарубежными компаниями, оказывающими электронные услуги. Банкам предлагается стать налоговыми агентами. Однако сами банки считают, что не обладают достаточным инструментарием.

Федеральная налоговая служба (ФНС) озаботилась сбором НДС с иностранных компаний, оказывающих электронные услуги физическим лицам в России. Как выяснил РБК, у службы появились планы сделать налоговыми агентами в этой области банки, то есть возложить на них функцию по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет НДС за приобретенные на территории России услуги мобильной коммерции (например, при продаже онлайн-игр, программного обеспечения, антивирусов).

В минувшую пятницу, 12 мая, представители ФНС впервые обсудили эти вопросы с крупнейшими банками в ходе встречи в Ассоциации российских банков (АРБ), рассказали РБК ее участники. По словам одного из них, инициатором встречи была сама ФНС. Подтверждает это и представительность делегации ФНС: начальник межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №9 Евгений Тё и №7 Ольга Грибова, а также ряд их заместителей.

В обсуждении принимали участие около 40 банкиров, в том числе сотрудники банков ВТБ24, «Открытие», Альфа-банка, Россельхозбанка, рассказал собеседник, присутствовавший на встрече.

Проблема налоговой

С 1 января 2017 года в силу вступил так называемый закон о «налоге на Google» (244-ФЗ), согласно которому иностранные IT-компании должны платить НДС в размере 18% с продажи жителям России в интернете программного обеспечения, цифрового контента и иных электронных услуг. Предполагается, что в связи с его вступлением в силу иностранные компании, такие как Google, Facebook, Microsoft и др., создают в России посредников, которые встают на учет в налоговых органах. При этом на практике такая обязанность превращается скорее в добрую волю иностранных компаний, поскольку они оказывают услуги, не имея в России офисов и персонала. «В связи с этим у ФНС и возникают вопросы проверки полноты уплачиваемого НДС и механизма налогообложения: следует ли иностранной компании самостоятельно исчислять и уплачивать НДС, встав на учет, либо НДС подлежит перечислению налоговым агентом в случаях, когда цепочка поставки и денежных расчетов «не прямая» и продажи совершаются с помощью банка-эквайера или через различные электронные площадки», — говорит партнер Ernst & Young Ирина Быховская.

Сейчас на учет в России поставлено 111 иностранных IT-компаний, а по итогам первого квартала ФНС уже собрала c них около 2 млрд руб. налогов, получила 92 налоговые декларации, сообщила РБК пресс-служба ФНС. При этом оценок результатов начатой работы представитель пресс-службы ФНС не привел. Вероятно, ФНС недовольна результатами сбора «налога на Google», говорит старший юрист департамента налогового и юридического консультирования KPMG Андрей Грачев. «Есть проблема — насколько хорошо налоговая способна видеть детали расчето

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}