ОБЗОР СМИ
ЦБ и АСВ предложили страховать счета предприятий во всех банках
Систему страхования юридических лиц, законопроект о введении которой сейчас разрабатывает комитет Госдумы по финансовому рынку, следует ввести во всех банках, а не только в банках с базовой лицензией. С таким мнением выступили заместитель председателя Банка России Василий Поздышев и глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юрий Исаев на заседании комитета.
«Цель этого закона — защита средств граждан, а не стимулирование работы банков с базовой лицензией, — сказал Поздышев. — Негативный эффект для малого бизнеса в случае отзыва лицензии хотя бы у одного банка с универсальной лицензией будет в десять раз больше, чем эффект от отзыва лицензии у банка с базовой лицензией. Было бы несправедливо оставить застрахованными средства предприятий в одних банках и не застраховать другие».
Вопрос о том, в каких банках следует внедрить систему страхования вкладов предприятий, стал основным предметом спора между участниками комитета. Часть из них, включая первого вице-президента Ассоциации банков «Россия» Алину Ветрову и заместителя гендиректора федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Максима Любомудрова, считают, что страховать вклады следует только в банках с базовой лицензией.
«Предприятия МСП — основная клиентура региональных и небольших банков. Часто они обращаются к нам с проблемой оттока средств юридических лиц, который нечем заменить: ЦБ ранее предлагал небольшим банкам ввести самоограничения по притоку вкладов физических лиц. Требование ЦБ о диверсификации пассивов разумное, но осуществить ее довольно сложно. Поэтому банки с базовой лицензией считают, что введение страхования вкладов юрлиц позволит им сохранить отношения с действующими клиентами и не допустить оттока их средств», — объяснила Ветрова.
При этом Поздышев напомнил, что в процессе «очистки» банковского сектора, инициированной главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной в 2013 году, к маю 2017 года лицензий лишились 300 банков, включая банки, входившие в топ-50 по размеру активов, — поэтому нельзя быть уверенными в том, что держатели счетов в крупных банках защищены.
По словам Поздышева, на сегодняшний день малые и средние предприятия держат на счетах банков около 3 трлн рублей. Из них 2 трлн рублей — в системно значимых банках, около 1 трлн рублей — в банках с капиталом от 1 млрд рублей и лишь чуть меньше 100 млрд рублей — в банках, претендующих на получение базовой лицензии.
Исаев, в свою очередь, счел недопустимым дисбаланс системы, когда на часть банков возрастет нагрузка по платежам: «Любые исключения здесь опасны. Любые нюансы перекашивают систему».
Центробанк не заинтересован в резкой девалютизации финансовой системы
Кредиты в валюте в РФ на 1 мая снизились до 30% с 35% годом ранее, но Банк России не заинтересован в резкой девалютизации финансовой системы, сообщил в интервью РИА Новости зампред ЦБ Василий Поздышев.
Он подчеркнул, что официальная банковская статистика конца прошлого года и начала 2017 года скрывает начало роста кредитов экономике. Дело в том, что, несмотря на программу по девалютизации, значительная часть кредитов экономике ранее уже была выдана в иностранной валюте.
«Напомню, что год назад около 35% кредитов было в иностранной валюте, а на 1 мая 2017 — менее 30% кредитов в иностранной валюте (что по-прежнему значительно)», — сказал зампред ЦБ.
По причине того что курс рубля на протяжении последнего периода укреплялся, негативная отрицательная переоценка валютной части кредитного портфеля не дает возможность увидеть в общей статистике, которая ведется в рублях, начавшийся рост рублевого кредитного портфеля. То есть рублевый портфель начинает расти, но при этом стоимость валютного портфеля сильно падает, в первую очередь из-за своей переоценки, пояснил он.
«Важно, что такое изменение структуры кредитного портфеля и разнонаправленная динамика его валютной и рублевой составляющих — это не просто конвертация валютных кредитов в рублевые, а новый тренд реального роста кредитования российскими банками граждан и предприятий», — отметил Поздышев.
С начала 2017 года доля рублевых кредитов предприятиям выросла с 68,7% до 70%, то есть более чем на 2% всего за четыре месяца. «Важно понимать, что эта доля увеличилась как за счет роста самих рублевых кредитов, портфель которых вырос за четыре месяца более чем на 1%, так и за счет снижения валютных кредитов в долларовой составляющей (а не за счет переоценки) на 3%», — указал Поздышев.
«Таким образом, регулятивные меры по девалютизации работают вполне эффективно. Мы пока не хотим стимулировать резкое увеличение этих темпов, чтобы не дестабилизировать банковскую систему. Это наша политика, мы ежеквартально мониторим этот процесс», — добавил зампред ЦБ.
«Дочка» «Ростеха» и Банк России подписали соглашение в сфере борьбы с киберугрозами
«РТ-информ» (центр компетенции по информационным технологиям госкорпорации «Ростех») подписал соглашение с Банком России в сфере сотрудничества в вопросах кибербезопасности. Подписание прошло в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), сообщает корреспондент ТАСС с церемонии подписания.
Планируется, что соглашение позволит организовать совместное предупреждение, выявление правонарушений на финансовом рынке РФ, в национальной платежной системе, а также создать условия для пресечения таких нарушений.
ЦБ: россияне в марте увеличили чистый спрос на наличную иностранную валюту на 26%
В марте на внутреннем валютном рынке РФ продолжилось повышение активности физических лиц как по покупке наличной иностранной валюты, так и по ее продаже. Чистый спрос на наличную валюту увеличился по сравнению с февралем на 26%, говорится в «Обзоре основных показателей, характеризующих состояние внутреннего рынка наличной иностранной валюты в марте 2017 года», подготовленном Банком России.
Совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в уполномоченных банках, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) увеличился в марте по сравнению с февралем на 24% и составил в долларовом эквиваленте 5,9 млрд долларов. Объем спроса был на 10% меньше, чем в марте 2015-го, но на 1% больше, чем в марте 2016-го.
Спрос на доллары вырос в марте по сравнению с предыдущим месяцем на 28%, на евро — на 15%, до 4,3 млрд и 1,5 млрд долларов соответственно.
Объем покупки населением наличной иностранной валюты в уполномоченных банках за месяц увеличился на 24%, до 3,1 млрд долларов. При этом долларов было куплено больше на 28%, а евро — на 15%.
С валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, в марте физлицами было снято 2,7 млрд долларов (рост на 24% по сравнению с февралем).
Совокупное предложение населением наличной иностранной валюты (сумма проданной в уполномоченных банках, направленной на конверсию и зачисленной на валютные счета наличной иностранной валюты) в марте выросло на 24% по сравнению с февралем и составило 4 млрд долларов. Показатель был меньше, чем в марте 2015 и 2016 годов, на 50% и 21% соответственно.
Совокупное предложение населением долларов по сравнению с предыдущим месяцем выросло на 25%, европейской валюты — на 19%, до 2,8 млрд и 1,2 млрд долларов соответственно.
В марте населением было продано уполномоченным банкам 1,3 млрд долларов наличной инвалюты (рост за месяц на 21%). Продажи долларов выросли на 21%, евро — на 22%.
На валютные счета в уполномоченных банках физлица в марте зачислили 2,7 млрд долларов наличной иностранной валюты (плюс 25%).
Чистый спрос населения на наличную иностранную валюту в марте по сравнению с предыдущим месяцем вырос на 26% и составил 1,8 млрд долларов. «При этом рост чистого спроса был обусловлен увеличением более чем на треть спроса на доллары США, в то время как на европейскую валюту он оставался относительно стабильным», — подчеркивается в обзоре регулятора.
Как и в предыдущие месяцы, переводы физлицами наличной иностранной валюты из России без открытия счета превышали переводы ее в страну. В марте сальдо переводов физлицами наличной инвалюты без открытия счета возросло на 38% и составило 0,2 млрд долларов.
В марте уполномоченные банки ввезли в страну наличную иностранную валюту в объеме около 5 млрд долларов (на 34% больше, чем в феврале). Ввоз долларов вырос на 40%, ввоз евро практически не изменился. При этом объем наличной инвалюты, вывезенной из страны уполномоченными банками, в марте по сравнению с февралем вырос на 21%, до 0,6 млрд долларов.
ЦБ отмечает тренд на рост кредитования
Банковская система РФ демонстрирует рост кредитования, сообщил зампред ЦБ Василий Поздышев.
«Видим уверенный тренд на рост кредитования. Апрель примечателен тем, что изменение курса незначительное. Это дает возможность увидеть рост кредитного портфеля. В апреле он увеличился почти на 500 миллиардов рублей», — сказал Поздышев в эфире телеканала «Россия 24».
Он отметил, что рост наблюдается почти во всех сегментах экономики.
«Все больше сегментов экономики, где кредитование начинает расти», — отметил он.
Поздышев также указал на то, что снижается доля валютных кредитов.
«Год назад 35% кредитов были валютные, теперь 30%. Если через пять лет придем к 15-процентной валютной составляющей в банковской системе, это будет неплохой результат», — отметил он.
Симановский: действующее законодательство позволяет заниматься партнерским банкингом
Действующее законодательство РФ позволяет заниматься партнерским (исламским) банкингом. Об этом сообщил журналистам советник председателя ЦБ Алексей Симановский на IX Международном экономическом саммите России и стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) «Россия — Исламский мир: KazanSummit 2017».
«Те возможности, которые предоставляет сегодня российское законодательство, вполне достаточны для того, чтобы партнерский банкинг в России развивался на базе действующего законодательства», — сказал он.
Симановский уточнил, что данная возможность предусмотрена в рамках статьи 421 Гражданского кодекса РФ, которая говорит о свободе договора. «При правильной структуре договора и если его положения не противоречат иным положениям законодательства, такого рода операции и сделки являются законными», — пояснил он, уточнив, что окончательного ответа на вопрос о возможности заниматься партнерским банкингом пока нет.
Ряд услуг, которые оказывают финансовые организации в рамках партнерского банкинга, оказывать которые российским банкам запрещено (торговая, производственная деятельность) могут оказываться компаниями в кооперации с финансовыми организациями. «Такой симбиоз тоже вполне возможен, он находится в правовом поле Российской Федерации», — отметил Симановский.
Следует различать понятия партнерского банкинга и исламского банка, работа которого полностью построена на принципах и законах шариата. «Законодательство РФ не предполагает создания исламского банка», — сказал Симановский. При этом он подчеркнул, что цель его создания должна базироваться на оценке экономической целесообразности деятельности такого института для инвесторов и клиентов.
Исламский банкинг представляет собой альтернативное традиционному банковскому делу направление предпринимательской деятельности, функционирующее с соблюдением исламских экономических принципов. Религия запрещает мусульманам заниматься ростовщичеством, поэтому исламские банки не выдают деньги под проценты. Организации напрямую получают доходы от прибыли бизнес-проектов, в которые вкладывают средства.
Операторов обязали идентифицировать абонентов по требованию следственных органов
Операторы должны будут запрашивать у абонентов паспортные данные по требованию следственных органов. Не прошедших проверку пользователей оператору придется отключать, пишут «Ведомости».
На проверку личности абонента у оператора есть 15 дней. Если в этот срок компания не сможет подтвердить достоверность данных об абоненте, она обязана приостановить действие контракта с ним, пока не сможет идентифицировать его. Соответствующий проект постановления правительства, уточняющий правила оказания услуг телефонной связи, опубликовало Министерство связи и массовых коммуникаций.
Представитель Минкомсвязи Дмитрий Захаров объясняет, что постановление нужно для выполнения требований, появившихся после внесения в 2016 году поправок к закону «О связи». Они гласят, что оператор должен «прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение 15 суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах».
Из проекта постановления следует, что идентифицировать абонента оператор сможет одним из способов: запросив у него подлинник документа, удостоверяющего личность, либо запросив у него данные через систему самообслуживания абонента или через государственную Единую систему идентификации и аутентификации.
По словам человека, близкого к одному из операторов, в зону риска попадает «большая часть абонентов». По оценкам гендиректора Telecomdaily Дениса Кускова, из 270-миллионной абонентской базы это 12—15% сим-карт. Среди таких абонентов и мигранты, и люди, купившие сим-карту на вокзале, и те, кто покупает сим-карты по поддельным документам, говорит Кусков.
Представители сотовых операторов не берутся прогнозировать, какую часть их абонентской базы это затронет.
Россия и Иран интегрируют платежные системы
С конца августа 2017 года граждане России и Ирана смогут использовать свои национальные платежные карты в обеих странах.
Страны подписали соглашение об интеграции национальной платежной системы Ирана «Шетаб» (Shetab) в российскую платежную систему «Mир». Транзакции уже осуществляются в тестовом режиме, и с 22 августа банкоматы в обеих странах начнут принимать иностранные карты.
Помимо России, Иран планирует интегрировать свою систему банковских карт с платежными системами Японии, Азербайджана и Китая. Shetab была запущена в 2002 году с целью создания единой национальной платежно-банковской системы. Иран планирует охватить своей платежной сетью и другие страны, рассчитывая, что это будет способствовать развитию туризма и трансграничного бизнеса.
Российские электронные деньги: 10 лет в песочнице
Виктор Достов, президент Ассоциации «Электронные деньги», и Павел Шуст, исполнительный директор этой же ассоциации, поделились своими размышлениями о состоянии электронных платежей и правовых инициативах:
«Регуляторные песочницы — один из новых и важнейших терминов современного финансового мира. Попытки регуляторов в Сингапуре, Великобритании и России достойно ответить на вызовы быстро меняющихся технологий могут стать факторами, способствующими прорывному развитию финансовых технологий и бизнес-моделей.
Сама задача — механизмы регулирования новых, не всегда понятных и быстро меняющихся технологических рынков — существовала столетиями. В этой статье мы попытаемся вспомнить, как выглядели песочницы, в которых когда-то играли электронные деньги, платежные агенты и прочие, ныне большие и солидные финансовые технологии.
Отцом электронных денег называют Дэвида Чаума, основавшего в 1990 году компанию DigiCash. В России электронные деньги в широком смысле появились около 1998 года. Это были платежные системы, не менее замысловатые, чем нынешний биткоин, выросшие в среде шифропанка и, по нынешним меркам, полной вседозволенности. Слепые подписи, встроенная приватность, офлайновые кошельки, криптомонеты и прочие финансовые технологии были малопонятны всем, кроме крохотной кучки финансовых криптографов.
Тем не менее, запрос на электронные платежи рос неуклонно. В те времена карты в интернете практически не работали, онлайн-банкинг был еще не развит, поэтому сама возможность платить удаленно была очень привлекательна. Как следствие, бизнесы, связанные с электронными платежами, стали повсеместно расти, и в результате практически сразу появилась потребность в правовых конструкциях для их описания.
В России в развитии рынка электронных денег изначально наметились два подхода. Первый подход развивала группа PayCash, ныне известная по проектам «Яндекс.Деньги», «Моби.Деньги» и ряду других. PayCash трактовала свои кошельки с электронной наличностью как агентские отношения, а оператора — как агента, который по поручению клиента брал у него деньги и передавал другому клиенту. Второй подход развивала группа WebMoney, которая использовала производные денежные инструменты, прямо или косвенно описанные в Гражданском кодексе, такие как векселя, чеки, подарочные сертификаты и так далее. Эту стадию развития рынка можно назвать стадией Гражданского кодекса. Именно на этой стадии на базовом уровне были прописаны основные инструменты, используемые на рынке электронных платежей.
С точки зрения бухгалтерии, перечисленные инструменты работали неплохо. Разумеется, оставались вопросы, в том числе по НДС и прочему налогообложению, но в целом даже большие компании типа сотовых операторов неплохо работали с новыми финансовыми инструментами.
Одновременно по мере роста рынка появлялись и новые вопросы.
Во-первых, во всех проблемных случаях крайним оставался оператор-агент или эмитент чеков, как финальный плательщик, и возникала необходимость объяснять правоохранительным органам, что оператор является лишь посредником, выражающим свободную волю клиентов.
Во-вторых, компании росли и становились инвестиционно привлекательными, и риск непонятной деятельности, смахивающей местами на незаконную банковскую, превратился в инвестиционный риск. В-третьих, начал формироваться «настоящий» агентский рынок, где сначала платежи принимал сотрудник агента, а потом появились привычные нам автоматические устройства. Окончательно стало понятно, что электронные деньги от агентской деятельности существенно отличаются.
Для решения этих проблем в 1998 году была инициирована попытка создания банковской схемы для электронных денег. ЦБ после консультаций с частным сектором выпустил указания 276-У и 277-У, после публикации которых у участников рынка появилась возможность описывать электронные деньги (предоплаченные карты и другие продукты) как специализированный инструмент — предоплаченный финансовый продукт (ПФП). Таким образом, из Гражданского Кодекса регулирование ушло в банковские инструменты и из функционального превратилось в институциональное.
В 2004 году банк «Таврический», являвшийся финансовым оператором группы PayCash, запустил реальную эмиссию предоплаченного финансового продукта. Однако эта схема осталась схемой одного банка в силу различных причин.
Во-первых, рамочное указание подразумевало, что будет создана система внутреннего учета и документов ЦБ, исчерпывающе описывающая свойства продукта и его обращение на рынке. По понятным причинам ЦБ не захотел делать такой объем работы для крохотного тогда рынка.
Во-вторых, другие участники рынка отнеслись к схеме прохладно, так как им казалось, и обоснованно, что банковская схема слишком жестка для эффективного и быстрого технологического развития. Тем не менее, роль указаний 276-У и 277-У была огромной, так как они легализовали электронные деньги как самостоятельный финансовый продукт.
Примерно в это же время был разработан Федеральный закон 103-ФЗ о деятельности платежных агентов. Его появление стало для участников рынка большим подспорьем, так как стало понятно, что платежные операции выходят за круг банковских проводок.
Дальнейшие попытки легализации схем электронных денег были связаны с новыми игроками и новой идеей, которая состояла в том, что раз ЦБ вполне разумно не хочет тратить большие ресурсы на маленький рынок, становится необходимым включить его в регулирование некоего массового сегмента. Так появилась идея трактовки электронных денег как предоплаченных карт, а именно в рамках положения Банка России 23-П «О порядке эмиссии банковских карт». Новая схема давала ответы на вопросы об эмиссии, учете, приеме и налогообложении.
Она успешно использовалась рядом операторов как для электронных денег, так и для появившихся схем мобильной коммерции, сначала в исходном виде, потом в доработанном положении Банка России266-П. Если быть точным, то в этот период даже один оператор мог использовать одновременно указание 277-У, агентские схемы и чековые или вексельные схемы, в зависимости от того, что и где было удобнее. Впрочем, отдельные игроки продолжали оперировать чеками и прочими небанковскими инструментами до 2017 года. Этот этап развития рынка можно назвать подзаконным с двумя уровнями: указаний (ныне практически не используемым) и положений.
Ближе к концу подзаконного этапа появилась интересная форма взаимодействия на рынке электронных денег. Участники рынка договорились с ЦБ о предоставлении информации и о некоторых «хороших практиках», то есть о том, как можно работать на рынке, а как нельзя. Например, был исключен анонимный вывод денег с кошельков и, по аналогии со 103-ФЗ, был установлен рекомендованный предел для операций с анонимными кошельками в целом. Этот механизм общения регулятора и отрасли оказался очень эффективным при последующих разработках в регулировании.
На этом этапе регулирование рынка электронных денег могло бы остановиться, а точнее — развиваться в рамках регулирования карточных продуктов и более точной настройки соответствующих подзаконных актов. Следующими ключевыми драйверами с момента принятия Федерального закона 115-ФЗ стали вопросы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и порядка операций без полной идентификации клиента. На этом этапе мы переходим к современной истории, а именно к принятию закона «О национальной платежной системе» 161-ФЗ, куда довольно механически было включено вполне рабочее описание электронных денег, и его дальнейшим трансформациям и настройкам. Этим закончился, пользуясь современным термином, выход электронных денег из регуляторной песочницы.
Из рассказанной формальной регуляторной истории выпало множество прекрасных кейсов. Например, о том, как группа WebMoney строила склад под свои электронные векселя, потому что, по мнению регулятора, векселя обязательно должны были иметь бумажную форму. Или о том, как банк «Таврический», запустив эмиссию виртуальных предоплаченных карт под мобильную коммерцию, в одночасье и к изумлению ЦБ стал крупнейшим карточным эмитентом на территории России. Эти истории достойны отдельной книги, но данная статья написана не об этом, а о десятилетнем эксперименте по кодификации новой технологии. Во второй части мы попытаемся выделить из этого опыта моменты, которые могут быть полезны в наше непростое время биткоинов, краудфандингов и прочих замысловатых финансовых конструкций».
Банкоматы будут знать клиентов в лицо
Российские банки планируют внедрять в своих банкоматах идентификацию по лицу: для совершения операций гражданам не нужно будет вводить карту и набирать цифровой пароль. Об этом «Известиям» рассказали в крупнейших российских кредитных организациях. Новый способ идентификации рассматривают, в частности, Сбербанк, ВТБ, Бинбанк, Росбанк и банк «Открытие». Эксперты подсчитали, что оснащение одного банкомата новой системой распознавания потребует $500–1000.
Как пояснили «Известиям» в кредитных организациях, для получения доступа к счетам и совершения операций через банкомат — будь то переводы на другие счета, снятие наличных или оплата услуг — планируется вводить проверку по лицу.
Недавно подобный способ проверки по биометрическим параметрам появился в Китае. В банкоматах острова Макао осуществляется идентификация по лицу держателей карт Union Pay. Таким образом, на острове, где разрешены азартные игры, планируют бороться с отмыванием денег.
Ряд российских банков собирается последовать китайскому опыту и внедрить системы распознавания лиц в своих терминалах.
— Бинбанк работает над проектом по идентификации клиентов по лицу в банкоматах, — рассказал директор департамента дистанционного банковского обслуживания Бинбанка Никита Хомутов. — Предполагаем, что пилотный проект может быть запущен уже в 2017 году. Основная цель — расширить возможности наших устройств самообслуживания по аутентификации клиентов. Используя биометрию, клиент сможет проводить операции в банкомате без ввода карты — в том числе снимать наличные, пополнять счета, проводить платежи.
В Сбербанке «Известиям» сообщили, что «в настоящий момент проводятся работы по проектированию решения, оценке стоимости работ и выделению ресурсов на банкоматы с биометрией».
Директор по инновациям банка «Открытие» Алексей Благирев отметил, что банк изучает технологии и решения в этом направлении.
По словам директора по развитию розничных каналов Росбанка Виктории Селезневой, технологии биометрического распознавания лиц имеют большой потенциал для использования и сейчас банк уже работает над возможностью внедрения системы распознавания лиц.
— Нам интересны подобные инновационные проекты, — указали в пресс-службе ВТБ. — ВТБ24 и розничный бизнес банка ВТБ готовы изучить опыт коллег из Китая: в первую очередь интересны бизнес-кейсы.
Руководитель направления управления доступом центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Ярослав Жиронкин отметил, что идентификация по лицу — наиболее перспективный метод биометрической идентификации. Одно из его преимуществ — отсутствие гигиенического фактора: клиенту не нужно прислоняться к сканеру для считывания биометрической информации с пальцев или ладоней, указал эксперт. Нет необходимости и что-то говорить анализирующему устройству — идентификация по лицу полностью бесконтактная. Эксперт уверен, что идентификация в АТМ по лицу получит массовое распространение на российском рынке.
— Применение биометрических технологий в банкоматах расширяет возможности по идентификации и аутентификации клиентов, однако требует соответствующего технического и программного обеспечения, — отметили в пресс-службе ЦБ.
Ярослав Жиронкин уточнил, что система распознавания должна быть в формате 2D или 3D: «плоская картинка» несет больше рисков — ее довольно легко получить или воспроизвести.
По оценкам руководителя аналитического центра Zecurion Владимира Ульянова, на переоснащение одного АТМ новой системой распознавания придется потратить $500–1000. Ярослав Жиронкин обратил внимание на важный нюанс: непонятно, как банки будут решать проблему перевыпуска биометрического шаблона в случае его компрометации (в случае с картой речь идет о подделке, в случае с изображением — об имитации). В ситуации с картой ее просто заменяют на новую, а как быть с лицом — неясно, указал эксперт.
По словам Владимира Ульянова, высок риск мошенничества, если АТМ будет идентифицировать клиентов только анфас — тогда злоумышленникам будет достаточно фото для того, чтобы получить доступ к чужим счетам. При использовании 3D-изображения риск мошенничества ниже — мошенникам придется изготавливать специальную маску, а для этого — снимать человека с разных точек.
«Ростелеком» и «Таттелеком» договорились о развертывании в Татарстане сети 5G
Госоператор «Ростелеком» совместно с «Таттелекомом» построят в Татарстане опытную зону сети мобильной связи 5G, соответствующий протокол о намерениях между компаниями был подписан 25 мая в рамках конференции ЦИПР-2017. В церемонии приняли участие заместитель премьер-министра Татарстана, министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов, президент «Ростелекома» Михаил Осеевский и гендиректор «Таттелекома» Лутфулла Шафигуллин.
«Ростелеком» и «Таттелеком» обладают необходимыми радиочастотными ресурсами и сетевой инфраструктурой для создания опытной зоны по отработке технологий строительства, запуска и эксплуатации таких сетей связи 5G. В рамках сотрудничества они хотят разработать проект строительства в Татарстане опытной зоны 5G, вместе получить разрешения на использование частот и оборудования в опытной зоне 5G.
Согласовать план действий и объем инвестиций компании рассчитывают в течение полугода. Коммерческая эксплуатация 5G при этом начнется после 2020 года.
Максимальная скорость передачи данных в существующих опытных зонах сети 5G достигала 25 Гбит/с. Сеть позволяет в режиме онлайн транслировать видео в разрешении Ultra HD.
Ожидается, что сеть 5G будет задействована в таких направлениях, как «интернет вещей», «умный город», «умный дом», «умный транспорт».
PayPal расширяет действие программы защиты продавцов в России
PayPal расширяет программу защиты продавцов (sell