ОБЗОР СМИ
Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 16 июня 2017 года
16 июня Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку до 9,00% годовых.
Остановлюсь на факторах, которые стали основой для нашего решения.
Во-первых, с начала 2017 года инфляция практически вышла на целевой уровень. По оценке на 13 июня, она составляет 4,2%.
Усиливается однородность в динамике цен по регионам и товарным группам. Это говорит о том, что замедление инфляции стало более устойчивым. Динамика базовой инфляции, которая менее подвержена влиянию разовых факторов, подтверждает эту тенденцию. В мае базовая инфляция составила 3,8%.
Восстановление потребления становится все заметнее. Население начинает реализовывать ранее отложенный спрос на товары длительного пользования: бытовую технику и автомобили. Важно то, что домашние хозяйства увеличивают расходы преимущественно за счет текущих доходов, а не использования накопленных сбережений или кредита. Этому способствуют умеренно жесткие денежно-кредитные условия. Дезинфляционное влияние потребительского спроса пока сохраняется.
Однако домашние хозяйства стали несколько меньше сберегать из текущих доходов. Мы это видим в том числе по динамике депозитов, прирост которых замедляется. Сейчас эта тенденция естественна на фоне восстановительных процессов в экономике. Мы будем внимательно ее отслеживать, учитывая возможные инфляционные риски.
Во-вторых, закреплению инфляции вблизи целевого уровня способствует снижение инфляционных ожиданий в экономике. Что касается населения, инфляционные ожидания в мае обновили исторические минимумы, однако все еще находятся на повышенном уровне, составляя 10,3%. Профессиональные аналитики уже ожидают инфляцию вблизи 4% и в 2017, и в 2018 году. Конъюнктурные опросы предприятий, которые регулярно проводит Банк России, показывают, что инфляционные ожидания бизнеса также уменьшились, но находятся на повышенном уровне.
Снижение инфляционных ожиданий населения пока неустойчиво. Восприятие инфляции населением зависит не только от того, как цены меняются в настоящее время, но и от того, как цены росли в предыдущие месяцы, а иногда и годы. Поэтому сейчас мы стали обращать больше внимания на уровень среднегодовой инфляции за последние 12 месяцев. Это индикатор, который рассчитывается как среднее значение из 12 последних показателей годовой инфляции. Сейчас он составляет 5,6%. То есть приближение текущей инфляции к 4% – пока первый результат, которому предстоит доказать свою устойчивость. По мере того как в каждом следующем месяце инфляция будет сохраняться вблизи 4%, показатель среднегодовой инфляции приблизится к этому уровню. И только тогда будет более оправданно говорить, что мы действительно живем в условиях низкой инфляции 4%.
Кроме общей динамики цен, на инфляционные ожидания населения влияют колебания цен на отдельные группы товаров. В первую очередь это касается изменения цен на продовольствие, которым присуща повышенная волатильность. Причем это влияние носит асимметричный характер. Население обращает больше внимания на рост цен, чем на их снижение.
Уменьшение доли импорта в продуктовой потребительской корзине снижает влияние валютного курса на динамику цен. Однако при импортозамещении могут повыситься колебания цен внутри года, учитывая выраженную сезонность российского сельхозпроизводства. Всплески продовольственной инфляции наиболее чувствительны для людей и могут способствовать неустойчивости снижения инфляционныхожиданий. В этой части требуются дополнительные меры государственной политики по развитию инфраструктуры, в первую очередь для перевозки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, чтобы снизить сезонную волатильность цен.
В-третьих, темпы восстановления экономической активности несколько превзошли наши ожидания. При этом среднесрочный взгляд на потенциал роста экономики не изменился.
По данным Росстата, в I квартале годовой рост ВВП ускорился. Продолжилось увеличение промышленного производства и восстановление инвестиционной активности. По сравнению с прошлым годом увеличилось число регионов, в которых наблюдается рост производства.
По итогам текущего года мы ожидаем прирост ВВП на 1,3–1,8%. Это несколько выше, чем в предыдущем базовом прогнозе. При этом мы оставили цену на нефть неизменной в $50 за баррель в 2017 году с учетом текущей динамики цен и анализа перспектив нефтяного рынка. Основанием для повышения прогноза ВВП послужило несколько более быстрое, чем мы ожидали, восстановление экономики с начала года, которое сопровождается улучшением настроений бизнеса.
Мы по-прежнему предполагаем, что цена на нефть вернется к уровням, близким к $40 за баррель в 2018–2019 годах. Мы ожидаем, что это не скажется значимо на темпах экономического роста, учитывая, что экономика уже в значительной мере адаптировалась к низкому уровню цен на нефть.
Что касается платежного баланса, то мы прогнозируем сохранение текущего счета в положительной зоне – около 1–2% ВВП. В условиях плавающего курса динамика оттока капитала и динамика текущего счета будут взаимно балансироваться с учетомизменения золотовалютных резервов.
В базовом сценарии мы закладываем среднесрочные темпы роста экономики в пределах 2%. Это связано с ограничительным действием структурных факторов. Повышение потенциала роста будет происходить по мере реализации мер государственной структурной политики. Мы сможем учесть их эффект в наших прогнозах, когда будут приняты конкретные решения.
В-четвертых, среднесрочные инфляционные риски сохраняются.
В их числе следующие.
Внешнеэкономическая конъюнктура, скорее всего, будет оставаться неустойчивой. Это подтверждает и волатильность цен на нефть. Не исключено продолжение роста добычи в США, а также расширение поставок на мировой рынок со стороны других стран, не присоединившихся к соглашению. Сохраняются риски и со стороны спроса. Они связаны с возможным замедлением экономики Китая, а также с развитием энергоэффективных технологий и альтернативных источников энергии.
В пресс-релизе мы так же, как и ранее, традиционно отмечаем два других источника рисков – это инерция инфляционных ожиданий и возможные изменения в бюджетно-налоговой политике.
Однако в последнее время стали более явно проявляться и новые инфляционные риски.
Мы учитываем, что естественным процессом на данном этапе является рост потребления и снижение склонности к сбережениям. Инфляционные риски вырастут, если эти процессы будут происходить слишком быстро, опережая расширение производства. Тогда усилится инфляционное давление как на цены отечественных, так и импортных товаров. Это произойдет в том числе и через динамику курса, учитывая, что возросшее потребление в этом случае будет удовлетворяться в основном за счет импорта.
Показатели безработицы в последние годы оставались относительно низкими, даже в условиях сокращения производства. Безработица продолжает снижаться. В отдельных сегментах уже наблюдается дефицит трудовых ресурсов. Усиление дефицита может иметь два эффекта. Прямой – это отставание производительности труда от роста заработных плат. Косвенный эффект –это снижение потенциала роста в силу отсутствия возможности привлечь нужные кадры для расширения и создания новых производств.
Для ограничения этих рисков необходимы меры не только денежно-кредитной, но и структурной политики в целом.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что замедление инфляции до уровня, близкого к 4%, – это только первый, хотя и очень важный, шаг на пути к обеспечению ценовой стабильности.
На этом этапе наша задача состоит в том, чтобы инфляция закрепилась вблизи этого уровня, а инфляционные ожидания продолжили снижение и меньше реагировали на неблагоприятные факторы и риски.
Важно сформировать доверие всех участников экономики к нашей способности обеспечить нахождение инфляции вблизи цели 4% в течение длительного времени. Поэтому наш подход к снижению ключевой ставки останется взвешенным и осторожным.
ЦБ вдвое снизил прогноз по росту вкладов населения
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина в пятницу делала прогноз (цитата по «Интерфаксу»): «На наш взгляд, действительно темпы прироста вкладов снижаются, и они могут быть ниже, чем темпы прироста кредитования, скажем так, 2–4%». Реальные ставки депозитов остаются в положительной зоне, продолжала она, и депозиты привлекательны для населения. «В принципе, банки тоже это отсматривают, – заметила Набиуллина, – это для них очень интересная пассивная база. И вряд ли они будут снижать депозитные ставки таким темпом, что это приведет к снижению депозитной базы».
Иной прогноз давал в конце мая заместитель Набиуллиной Василий Поздышев: по его версии, ЦБ прогнозирует рост вкладов на 7–9% в 2017 г. Тогда же Поздышев предупредил, что прогноз нет смысла корректировать, поскольку прошел всего один полный квартал года. Из статистики ЦБ следует, что за четыре месяца средства населения в банках выросли всего лишь на 0,3%; более свежие данные пока недоступны.
Пересмотр прогноза ЦБ, скорее всего, связан с двумя вещами, предполагает аналитик Fitch Александр Данилов, во-первых, с тем, что в мае Минфин изменил прогноз дефицита бюджета в сторону сокращения, соответственно, Минфину придется продавать меньше валюты из резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита, а поскольку валюту у него покупает ЦБ, эмитируя рубли, то сократится и приток рублевой ликвидности в экономику. Во-вторых, отмечает Данилов, ставки продолжают падать (в пятницу совет директоров ЦБ решил снизить ключевую ставку еще на 0,25 процентного пункта, теперь она 9% годовых. – «Ведомости») и у населения появляется большая склонность тратить деньги, а не сберегать. То же отметила и Набиуллина (цитата по «РИА Новости»): «Домашние хозяйства стали несколько меньше сберегать <...> Сейчас эта тенденция естественна на фоне восстановительных процессов в экономике. Будем внимательно ее отслеживать, учитывая возможные инфляционные риски».
Население действительно чуть меньше сберегает, говорит и представитель Сбербанка. Один из факторов – отложенный спрос: люди не покупали новых машин, компьютеров, бытовой техники, теперь начали, это видно, например, по динамике авторынка, указывает он.
«Рынок розничных вкладов находится не в лучшем состоянии: вкладчики перешли из стадии формирования накоплений в стадию их сохранения или использования. Это хорошо видно при анализе притоков и оттоков средств клиентов, – говорит директор департамента пассивных, страховых и инвестиционных продуктов банка «Открытие» Вадим Погосьян. – У нас достаточно агрессивный прогноз роста пассивного портфеля, но он основан не на росте рынка розничных депозитов, а на перетоке к нам средств из других банков».
Снижение темпов роста вкладов во многом связано с ценовой политикой банков, отмечает руководитель розничного блока «СМП банка» Роман Цивинюк. Вкладчики в последние годы привыкли к двузначным ставкам и размещать средства под 6–7% годовых, которые сегодня в среднем дает рынок, многие психологически не готовы, объясняет он, а на этом фоне растет интерес к другим, более сложным финансовым инструментам: накопительное инвестиционное страхование, структурные продукты и проч. Прогноз роста на 2–4% выглядит гораздо более реальным, чем 7–9%, считает Цивинюк.
Самим банкам сейчас не нужен рост депозитов населения – они не стимулируют их приток привлекательными ставками, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай, это связано с профицитом ликвидности, которую размещать особо некуда – кредитование не растет. По данным ЦБ, с начала года кредитование компаний сократилось на 1,8%, а населения – выросло на 1,6%. Реальные доходы населения падают и у людей сейчас меньше возможностей сберегать средства, считает Порывай.
Особых последствий у замедления темпов роста вкладов не будет, подтверждает представитель Сбербанка: имеющегося прироста достаточно для кредитования с учетом текущего спроса.
Набиуллина оценила влияние новых санкций на финансовый рынок России
Банк России не видит большого влияния ужесточения санкций США на российский финансовый рынок, а возможное введение ограничений на вложения в российский госдолг не считает существенным. Об этом глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила на брифинге по итогам заседания совета директоров регулятора, передало РБК.
«Что касается ужесточения санкций. Мы не видим большого влияния ужесточения санкций на финансовый рынок, и эффект ранее введенных санкций, на наш взгляд, практически исчерпан», — заявила Набиуллина.
Банк России, в частности, не видит «больших рисков для банковской системы» в случае сокращения сроков вложений в банки с 30 до 14 дней, отметила она.
Глава ЦБ также прокомментировала возможное введение ограничений на вложения иностранцев в российский госдолг. «Что касается долга, там пока неясно, непонятно, что предполагается и будет ли что-то предполагаться, но, на наш взгляд, если это будет касаться новых вложений в российские ОФЗ, я не думаю, что это будет большая проблема для Минфина и в целом для экономики», — сказала Набиуллина.
Она указала на два обстоятельства, которые должны уменьшать проблемы в связи с возможным введением ограничений на вложения в российский госдолг. «У нас нет больших планов по наращиванию государственного долга в целом, и есть инвесторы, которым этот долг очень интересен, потому что он привлекателен», — отметила она.
Если же иностранные инвесторы начнут распродавать российские госбумаги, то их купят российские участники рынка, добавила она. «Если вдруг будет возможность запрета владения ОФЗ, распродажа из портфеля — это прежде всего будут убытки компаний, которые туда вложились, прежде всего тех же американских и иных компаний, которым придется по дешевке их распродавать. Я думаю, что российские участники финансового рынка с удовольствием в этом случае эти активы купят», — сказала глава ЦБ.
14 июня сенат США одобрил опубликованные американским конгрессом детали дополнительных экономических санкций, которые американские сенаторы предлагали ввести против России. Согласно тексту поправок, американским компаниям и физическим лицам будут запрещены сделки по предоставлению российским банкам финансирования дольше чем на 14 дней. В настоящее время это ограничение составляет 30 дней.
«Такое ограничение говорит о том, что будет сложнее привлекать средства западных инвесторов, так как их срочность не сможет превышать 14 дней», — говорил РБК старший директор группы по анализу финансовых организаций Fitch Ratings Александр Данилов.
В документе на сайте конгресса США также сообщается, что санкции могут коснуться и участия США в государственных долговых инструментах России — ОФЗ, евробондах и деривативах. В течение 180 дней Казначейство США и управление Национальной разведки должны подготовить доклад о последствиях, которые могут иметь место в случае расширения санкций США на данные бумаги.
Заместитель генерального директора по инвестициям Национальной управляющей компании Андрей Вальехо-Роман считает, что в случае, если будет принят закон об ограничении возможности покупки долговых бумаг, это «повесит дамоклов меч над всеми западными приобретениями ОФЗ». «Если в июле закон вступит в силу в неизменном виде, то в ноябре — декабре мы, вероятно, увидим сокращение позиций со стороны иностранных игроков. Какой глубины будет коррекция, в данный момент оценить сложно», — добавил он.
Российский бюджет на 2017 год предусматривает внешние заимствования на 7 млрд долларов. В планах Минфина размещение евробондов на 3 млрд долларов в июне, а также обмен 4 млрд долларов старых выпусков евробондов после первичного размещения.
Артем Сычев: с масштабной DDoS атакой в одиночку никто не справится
Киберриски с прошлого года стали предметом пристального внимания крупнейших кредитных организаций России и руководства государства. Блок мероприятий по кибербезопасности включен в программу развития цифровой экономики в России, но одной «инициативы сверху» недостаточно. Эксперты отмечают, что в условиях нехватки ресурсов необходима кооперация усилий бизнес-сообщества – в первую очередь в форме информационного обмена, позволяющего его участникам реализовывать меры «раннего предупреждения».
По данным МВД за последние четыре года число преступлений, совершаемых в сфере информации и телекоммуникаций увеличилось почти в шесть раз. Основную долю среди них составляют финансовые преступления. Однако качество информационного обмена между бизнесом и Центром мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) ЦБ, постепенно повышается. О том, что сейчас находится в фокусе внимания ФинЦЕРТ и какие меры ЦБ планирует предпринять для дальнейшего снижения ущерба от киберпреступлений замначальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев рассказал в интервью ТАСС.
— Расскажите о работе в сфере кибербезопасности, которую ведет Банк России в контексте законодательного регулирования.
— Работа ведется по нескольким направлениям. Во-первых, Банк России продвигает принятие в Госдуме поправок в закон о Национальной платежной системе в части антифрода (поправки предусматривают, что финансовые организации, платежные системы и т. д. должны сообщать всю информацию об инцидентах в ЦБ, а регулятор, в свою очередь, будет информировать остальных игроков – Прим.ТАСС).
Второе направление – это блокировка фишинговых сайтов (сайты, созданные мошенниками с целью кражи персональных данных, в том числе — пин-кодов и CVC кодов банковских карт — Прим.ТАСС) за пределами Рунета. У нас сейчас есть возможность блокировать, точнее, инициировать снятие с делегирования сайтов в доменах .ru, .su и .рф, а вот с другими доменами мы этого делать пока не можем. Блокировка фишинговых сайтов с зарубежным хостингом или ресурсов, не имеющих российской лицензии, например, форекс-дилеров, – это вопрос, прежде всего, защиты прав потребителей. Если иностранное юрлицо предоставляет услуги, для оказания которых в России необходима лицензия, а получать ее и работать по установленным в России правилам компания и не думала, ее сайт целесообразно сделать недоступным для пользователя на территории нашей страны. Этот вопрос прорабатывался на многих уровнях, и правовая конструкция, позволяющая это делать, сейчас есть в законе №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где прописана внесудебная процедура блокировки сайтов через внесение их в реестр Роскомнадзора (единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено – Прим.ТАСС). Но ее целесообразно дополнить.
— Это наподобие того, как заблокирован ресурс Linked.in?
— Технически да. Мы понимаем, что это не панацея, но здесь цель – максимально оградить российского пользователя от недобросовестных лиц. Разработка проекта изменений в закон поручена Минкомсвязи, мы уже направили министерству свои предложения в этой части.
Третье (направление работы) – это принятие поправок в законодательство об ужесточении наказания за хищение денежных средств с использованием информационных технологий. Мы принимали участие в обсуждении этого документа, вносили в него свои корректировки. В мае законопроект был внесен в Госдуму.
Четвертая тема связана с новым видом мошенничества, который начал набирать обороты с прошлого года – злоумышленники без ведома владельца номера меняют сим-карту (делают дубликат сим-карты пользователя — Прим. ТАСС), и все уведомления, которые к ней привязаны, в том числе, банковские, приходят на их телефон.
Задача в том, чтобы оператор связи мог уведомить банк о смене сим-карты у его клиента. Технически это не очень сложно – по подобному принципу работает оповещение оператора, когда абонент переходит к другому оператору со своим номером. Базу перенесенных номеров по закону ведет ЦНИИС (Центральный научно-исследовательский институт связи – Прим.ТАСС). Очевидно, что технически возможно выстраивание точно такой же схемы в отношении замены сим-карт и получении доступа к этой информации кредитными организациями. Мы обсуждали это на консультативном совете при Председателе Банка России. Сейчас более-менее вырисовывается конструкция, как получение банками информации о замене сим-карт ввести в правовое поле. Подготовлен законопроект, который мы обсуждаем с Минкомсвязью.
— Вы сказали, что с прошлого года началось увеличение числа таких случаев – есть какая-то статистика?
— Количество случаев и украденных денег пока небольшое, но важна динамика: за прошлый год она выросла примерно на 30%. Кроме того, надо отметить еще одну особенность: в отличие от большинства мошеннических схем с банковскими картами, эта схема является целевой — злоумышленники покушаются на счета конкретных людей с заведомо большими остатками средств.
— В области информационного обмена – какие тенденции вы сейчас фиксируете, на что обращаете внимание его участников?
— Есть две тенденции, которые мы сейчас видим. Во-первых, это рассылки по банкам вредоносных программ с использованием программного обеспечения cobalt strike. Это инструмент двойного назначения, который может использоваться как для проведения тестов на проникновение, так и для взлома. Особенность этих рассылок в том, что они ориентированы исключительно на банки. Вредоносная программа позволяет злоумышленникам получить удаленный контроль над процессингом банка, который управляет карточными лимитами. Злоумышленник может повышать карточный лимит и тут же обналичивать деньги. Для банка это грозит существенной потерей собственных средств.
Вторая новая тенденция – это смещение «угла атаки». Если раньше в адресатах таких рассылок мы видели в основном работников бухгалтерии, финансистов, то сейчас эти рассылки адресованы сотрудникам IT-подразделений банков и имеют вид сообщений от телеком-компаний об изменении в конфигурациях каналов связи или, например, с новыми условиями договора или технической поддержки, и так далее. Дальше алгоритм такой же, как и раньше: сотрудник банка открывает вложенный файл либо ссылку и запускает действие вредоносной программы.
— То есть злоумышленники могут пытаться действовать даже через сотрудников банковской информационной безопасности?
— Уже пытаются и даже подделывают рассылки ФинЦЕРТа. Но, надо сказать, что банки стали намного внимательнее относиться к нашим рассылкам, особенно к тем, которые предупреждают об угрозах в адрес конкретных кредитных организаций. Не в последнюю очередь этот интерес связан с тем, что уведомления мы сейчас составляем на основе информации, получаемой в том числе от МВД России и ГосСОПКи (Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак в структуре ФСБ – ред.). От них иногда приходят очень интересные материалы, на основании которых мы предупреждаем конкретный банк, а потом анализируем информацию и в обезличенном виде направляем выводы всем участникам информационного обмена.
Важно отметить, что сейчас статистика по киберпреступлениям у нас и правоохранительных органов совпадает. Это показатель того, что мы совместными усилиями добились единого подхода в оценке криминогенной ситуации в части покушений на хищения денежных средств банков и их клиентов.
— Сколько таких рассылок было сделано?
— Только за 2016 год целевых рассылок, когда речь шла об атаках на конкретные банки, было порядка 30. Если говорить о массовых атаках: веерных рассылках вредоносов, DDoS-атаках (массированная атака типа «отказ в обслуживании — Прим.ТАСС) и так далее, то таких рассылок было 144. Также мы разослали 28 общих предупреждений с системными рекомендациями.
Сейчас рассылки ФинЦЕРТ получают 444 организации, их которых – 363 это банки. Остальные – это разработчики, интеграторы, даже некоторые региональные органы власти. По количеству участников мы начинаем уверенно опережать некоторые мировые ЦЕРТы (от англ. CERT – Computer emergency response team — группа реагирования на компьютерную опасность – Прим.ТАСС).
— Это российский обмен, а как ведется международный?
— У нас среди участников есть коммерческие банки стран ШОС, мы взаимодействуем с национальными центральными банками Белоруссии и Казахстана, сейчас налаживаем связь с Арменией. Есть контакты с Малазией. Также продолжаем работу в области международного сотрудничества.
— В прошлом году прогнозировалось усиление DDoS-атак. Как обстоят дела в этом направлении?
— Судя по тому, что мы наблюдаем, их число сильно упало. Атаки с использованием бот-сетей, включающих так называемый «интернет вещей», пока не фиксировались. Но, на мой взгляд, это не значит, что он больше не проявится – все дело в отработке и применении отработанной технологии. Но это вопрос не только защиты критической инфраструктуры, он гораздо шире. Возникает еще и вопрос взаимодействия с телеком-провайдерами, причем, не только на государственном, но и на межгосударственном уровне. Потому что с масштабной DDoS-атакой, при всем уважении к защитникам информации, в одиночку никто никогда не справится.
— Каким образом может строиться взаимодействие на межгосударственном уровне и как это повлияет на устойчивость национального финансового рынка?
— Есть и международные провайдеры. Приведу пример — у Швеции с Норвегией один телеком-провайдер, на котором «сидят» все банкоматы. Там возникала ситуация, когда действия технического персонала на оборудовании оператора связи – они были совершены без какого-либо умысла — привели к тому, что полтора часа банкоматы двух стран не работали. В результате пострадавшими оказались потребители финансовых услуг, хотя банки — владельцы банкоматов ничего не нарушали. При этом владелец банкомата не может переложить часть ответственности на провайдера услуг, хотя и зависит от работоспособности его сетей и сервисов.
— С телеком-операторами вы уже работаете, теперь логично с изготовителями программного обеспечения обсудить это взаимодействие?
— Мы прорабатываем вопрос по созданию добровольной системы сертификации. Основная мысль – это повышение качества услуг, связанных с обеспечением безопасности. Будет решаться параллельно несколько задач: сертификация систем безопасности в финансовых организациях и функционала безопасности, реализуемого в приложениях, связанных с банковской деятельностью, в том числе, пользовательских – мобильным и интернет-банком, системой «Клиент-банк» и других. Работа сложная, требующая детального обсуждения с ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю – ред.) и ФСБ. Есть несколько вариантов использования текущего законодательства.
— Уже понятно, что это будут за требования?
— За основу взяли опыт Совета по стандартам безопасности индустрии платежных карт, с учетом действующего в РФ законодательства, основываясь на законе о техническом регулировании и стандартизации. Любой банк, который эмитирует или обслуживает карты международных платежных систем, обязан проводить аудит и сертификацию программного обеспечения. Требования к качеству работы аудитора или сертификационной лаборатории с точки зрения безопасности тоже существуют, и мы хотим, чтобы когда такой внешний аудитор работал в российской финансовой организации, была уверенность в том, что он выполняет свою работу качественно.
Ежегодный взнос на индивидуальный инвестиционный счет увеличен до 1 млн рублей
Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в закон «О рынке ценных бумаг», которые предусматривают увеличение максимальной суммы ежегодного взноса на индивидуальный инвестиционный счет(ИИС) до 1 млн рублей. Документ опубликован на официальном сайте Кремля.
ИИС заработали с 1 января 2015 года, минимальный срок инструмента — три года, максимальная сумма ежегодного взноса была ограничена 400 тыс. рублей. Главное преимущество ИИС — налоговый вычет, владелец счета может выбрать из двух видов. Первый тип вычета — на взнос (13% от суммы ежегодного взноса, но не более 52 тыс. рублей), второй тип вычета — на доход, полученный от инвестирования.
При увеличении ежегодного взноса до 1 млн рублей размер налогового вычета меняться не будет, он по-прежнему ограничен 52 тыс. рублей.
Повысить привлекательность ИИС должно также введение страхования по этому инструменту, которое на прошлой неделе поддержал комитет Госдумы по финансовому рынку. Инвестиции граждан будут застрахованы на случай банкротства провайдера ИИС (брокера или управляющей компании) или отзыва у него лицензии. Инвестиционные риски, в том числе снижение стоимости активов, страховаться не будут.
Российская модель цифровой экономики: как бороться с кадровым голодом, «утечкой мозгов» и разрозненностью рынка?
Экономическая ситуация в России подталкивает предпринимателей к мысли: «длинных» денег нет, а есть только деньги «короткие». Как обеспечить доступность долгосрочных инвестиций и создать спрос, без которых переход к цифровой экономике невозможен?
В последнее время тема цифровизации экономики обсуждается очень активно и на самом высоком уровне. По замыслу, широкое использование информационных технологий во всех отраслях должно повысить их эффективность. Это, в свою очередь, требует создания для ИТ-компаний благоприятных условий и стимулов, которые будут способствовать развитию фундаментальных отечественных инноваций.
В этом отношении я как руководитель российской технологической компании, которую стимулируют к активному развитию и созданию инновационных технологий, являюсь одним из представителей целевой аудитории этой программы. И в этой связи хотелось бы высказать свой взгляд на предлагаемые меры.
На конференции ЦИПР-2017, проходившей с 24 по 26 мая в Иннополисе, Николай Никифоров представил модель развития цифровой экономики в России. Поскольку программа «Цифровая экономика» должна была быть утверждена до 1 июня 2017 года, можно предположить, что озвученные опорные точки дорожной карты можно считать близкими к финальным.
Итак, представленная модель стоит из трех ключевых элементов. П