ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 19.08.2014

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ 

МИНФИН РОССИИ

  • Проект федерального закона «О Внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (в части взаимодействия между аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами и Центральным банком Российской Федерации)

Аудиторов могут обязать раскрывать Банку России сведения, которые ставят под сомнение достоверность отчетности финучреждения, а также его способность продолжать свою деятельность. Законопроект, вносящий поправки в законы «О банках и банковской деятельности» и «Об аудиторской деятельности», размещен на сайте Минфина. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2015 года.

Документ обязывает аудиторов информировать ЦБ о том, что «аудиторское заключение содержит модифицированное мнение о достоверности отчетности», при этом указывая конкретные риски. Сам Банк России сможет запрашивать сведения, необходимые для выявления ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, стабильности финансовой системы РФ. В частности, речь идет о завышении текущей стоимости активов, несоблюдении обязательных нормативов, качестве внутреннего контроля. Аудитор будет обязан предоставить эту информацию.

При этом аудиторские организации смогут запрашивать у ЦБ информацию, необходимую для проведения аудита.

Адрес электронной почты для направления в Минфин России заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы anti-corruption@minfin.ru

БАНК РОССИИ

  • Указание Банка России от 10.07.2014 N 3317-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 31 мая 2012 года N 379-П «О бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах»

Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2014 N 33532.

Определены требования к исполнению обязанности по обеспечению бесперебойности функционирования платежной системы (БФПС).

Соответствующая обязанность операторов платежных систем установлена Федеральным законом от 28.06.2014 N 173-ФЗ.

С целью обеспечения БФПС оператор платежной системы обязан, в частности, выявлять в своей платежной системе организации, предоставляющие ее участникам услуги платежной инфраструктуры, и привлекать их в качестве операторов услуг в соответствии с требованиями Федерального закона N 161-ФЗ, определять требования к оказанию таких услуг и обеспечивать контроль за исполнением таких требований.

  • Информационное письмо от 18.08.2014 № 015-54/6666 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за деятельностью субъектов рынка коллективных инвестиций в Банке России»

Подробнее во вложении

 

ОБЗОР СМИ

Юниаструм Банк и НБКИ запустили сервис по получению кредитной истории юрлицами

Юниаструм Банк предоставляет возможность всем юридическим лицам проверить свою кредитную историю, которая поступает в банк из Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

«Подобную услугу сегодня предоставляет большое количество банков, но, как правило, для физических лиц. Для организаций этот сервис представлен очень ограниченно, — говорит председатель правления Юниаструм Банка Алла Цытович. — Вместе с тем знание кредитной истории весьма актуально и для них. Мы решили восполнить этот пробел и теперь предлагаем возможность узнать свою кредитную историю не только предприятиям, находящимся на расчетно-кассовом обслуживании в нашем банке, но и всем желающим».

В кредитной истории содержатся сведения о заемщике, его кредиторах и займах, а также данные о его платежной дисциплине. Запрашивать свою кредитную историю необходимо по многим причинам и не только тогда, когда банк отказывает в выдаче займа. Важно проверять правильность информации, переданной кредиторами в бюро, особенно если компания планирует в ближайшее время подавать заявку на получение нового кредита.

«Знание своей кредитной истории актуально для малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, — полагает генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин. — Сегодня все банки и другие кредиторы в обязательном порядке рассматривают кредитную историю таких заемщиков в процессе оценки кредитного риска. Поэтому для бизнесменов так важно контролировать внесение достоверной информации в свою кредитную историю, а перед обращением за новым кредитом обязательно проверять ее статус».

Банки.ру

 

Applied Materials отказалась поставлять в РФ оборудование для производства памяти MRAM

Причиной отказа стало отнесение оборудования к технологиям двойного назначения, подпавшим под запрет в условиях санкций, заявил Анатолий Чубайс в интервью ИТАР-ТАСС

МОСКВА, 19 августа. /ИТАР-ТАСС/. Американская корпорация Applied Materials отказалась поставлять оборудование для завода по производству микросхем MRAM-памяти в Москве, рассказал глава «Роснано» Анатолий Чубайс в интервью ИТАР-ТАСС, которое будет опубликовано позднее во вторник. Проект строительства завода реализует международный консорциум с участием «Роснано».

«Мы находимся на завершающей стадии строительства крупного предприятия «Крокус наноэлектроника» в технополисе «Москва» (территория бывшего завода «Москвич». — ИТАР-ТАСС) по производству магниторезистивной памяти (MRAM). Часть оборудования должна была поставить американская Applied Materials, но отказалась», — пояснил Чубайс.

Причиной отказа стало отнесение оборудования к технологиям двойного назначения, попавшим под запрет в условиях санкционного режима.

По словам Чубайса, консорциум нашел другого поставщика в КНР. «Это пример, когда мы сумели быстро найти решение и пуск завода не был сорван», — заключил глава «Роснано».

ИТАР-ТАСС 

 

Аудиторы забудут о тайне

Они доложат ЦБ о своих клиентах

Минфин вновь вернулся к идее заставить аудиторов «стучать» на своих клиентов в ЦБ. Причем сейчас речь уже идет не только о банках, но и о других финансовых организациях. Зато обмен информацией с регулятором будет двусторонним — не только от аудиторов к ЦБ, но и наоборот. В такой версии инициатива финансового регулятора аудиторам нравится чуть больше, но по-прежнему создает риск утраты доверия со стороны клиентов и полностью не решает проблему фальсификации отчетности.

Вчера Минфин опубликовал на своем сайте законопроект, обязывающий аудиторов взаимодействовать с ЦБ «в целях обеспечения общественных интересов». Круг компаний, чьи аудиторы должны будут отвечать на запросы ЦБ, не ограничен лишь банками и головными структурами банковских групп и холдингов. Новые нормы распространятся и на аудиторов некредитных финансовых организаций, попавших под надзор ЦБ уже в статусе мегарегулятора. Он сможет запрашивать у аудиторов сведения, например, о фактах завышения стоимости активов, несоблюдения обязательных нормативов и т. д. Кроме того, аудиторы должны будут самостоятельно информировать ЦБ о выявлении обстоятельств, которые могут повлиять на достоверность отчетности клиента, извещать регулятора об отказе клиента от проведения обязательного аудита.

Впрочем, и самих аудиторов законопроект наделил правом доступа к информации ЦБ — например о фактах, повлекших вынесение предписаний, о требованиях об осуществлении мер по оздоровлению. «Возможность запрашивать ЦБ будет полезна, например, в тех случаях, когда менеджмент банка отказывается предоставлять информацию о предписаниях от ЦБ, ссылаясь на конфиденциальность этих документов»,— отмечает партнер BDO в России Денис Тарадов. «На практике сегодня ЦБ достаточно часто неохотно идет на информационный обмен, в законопроекте же приведены конкретные сроки для ответов на запросы (20 дней.— «Ъ»)»,— добавляет вице-президент ФБК Алексей Терехов. Для аудиторов станут прозрачнее многие составляющие мотивированного суждения регулятора по отношению к банку, указывает он.

Идея обязать аудиторов «стучать» в ЦБ о недобросовестных действиях своих клиентов впервые возникла еще в 2007-2008 годах, однако тогда речь о двустороннем сотрудничестве с регуляторами не шла и идея не была поддержана рынком. Сейчас, когда ЦБ находится в статусе мегарегулятора, тема вновь стала актуальной, причем, несмотря на то что аудиторы по-прежнему против, принятие законопроекта более вероятно, считают участники рынка. Весной текущего года совет по аудиторской деятельности, куда входят в том числе и представители рынка, одобрил законопроект о доступе налоговиков к аудиторской тайне. «Отзыв лицензий у банков сейчас идет еженедельно, расходы на страховые выплаты при расчистке рынка достигают рекордных значений, и такая инициатива будет скорее восприниматься обществом как благо»,— поясняет гендиректор АКГ «МиП Аудит» Зоя Хайло.

Впрочем, потребители аудиторских услуг к отмене аудиторской тайны отнеслись неоднозначно. «Я не уверен, что правильно иметь полную прозрачность между ЦБ и аудитором, но где именно провести ту тонкую грань, за пределами которой обмен информацией становится излишним, вопрос»,— говорит президент Промсвязьбанка Артем Констандян. При этом, по мнению аудиторов, реализация инициативы Минфина необязательно улучшит ситуацию с фальсификацией отчетности финансистами. «Все подводные камни будут прятаться еще лучше»,— опасается Зоя Хайло. «Заключения аудиторов по отчетности, пожалуй, могут стать более детальными,— говорит Алексей Терехов.— Но недобросовестные аудиторы и банки все равно смогут найти способы взаимодействия».

Коммерсант

Запрос в офшор направлен

ФНС получит право собирать данные из низконалоговых юрисдикций

Российские налоговики смогут запрашивать данные о налогоплательщиках из низконалоговых юрисдикций даже в случае отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения с конкретной страной — проект типового договора об обмене данными, одобренный правительством, был обнародован в понедельник. Соглашения позволят получать данные о конечных бенефициарах из большинства действующих офшоров, но до этого Госдуме еще предстоит ратифицировать конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Новое типовое соглашение предусматривает обмен данными между налоговыми органами по официальному запросу и распространяется на информацию, «находящуюся в распоряжении банков, других финансовых организаций и лиц, действующих на правах агента или доверенного лица, включая номинальных держателей и доверительных управляющих». Предполагается, что налоговики смогут запрашивать данные о всей цепочке собственников компаний, учредителях и бенефициарах трастов и фондов, противоположная сторона должна будет предоставить информацию о налогоплательщиках не позднее чем через три месяца после отправки запроса.

Разработка нового соглашения началась после подписания Россией конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам в конце 2011 года (документ направлен на ратификацию в Госдуму в начале июня этого года). Присоединение к ней позволяет странам-участницам рассчитывать на обмен данными о налогоплательщиках. Документ уже подписали 64 страны, в их числе США, страны Евросоюза (включая Люксембург, Нидерланды и Ирландию), Швейцария. С начала этого года Великобритания распространила действие конвенции и на зависимые территории, включая Каймановы и Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, остров Мэн. Типовое соглашение, в свою очередь, является одним из инструментов обмена данными в рамках конвенции в случае отсутствия у сторон договора об избежании двойного налогообложения. Отметим, что в обновленных договорах (в частности, у РФ с Кипром) это условие уже содержится — однако ни с одним из действующих «черных» офшоров подобных договоров у России нет.

Налоговиков больше всего заинтересует информация о конечных бенефициарах, финансовая отчетность компаний, проводки по банковским счетам, данные сервисных управляющих из БВО, Лихтенштейна, уже присоединившихся к конвенции, и других стран, говорит партнер Baker Tilly Рустам Вахитов. Игорь Шиков, глава налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» предупреждает, что пока у госорганов офшорных юрисдикций, как правило, нет необходимых данных — так что содержащаяся в соглашении норма о предоставлении лишь тех данных, которые могут собрать налоговые органы запрашиваемой стороны, может сама по себе стать препятствием для обмена. «В БВО и подобных офшорах не регистрируются составы участников фондов и трастов, что усложняет отслеживание конечных бенефициаров»,— поясняет эксперт. Впрочем, уже в ближайшее время ситуация может измениться: ОЭСР постепенно ужесточает контроль за предоставлением отчетности, так что типовое соглашение может стать и подготовительной базой для перехода к автоматическому обмену налоговой информацией»,— замечает Рустам Вахитов.

Коммерсант

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}