ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 28.08.2017

ОБЗОР СМИ

Рост экономики в 2017 году может превысить ожидания

Темпы роста выпуска товаров и услуг во II квартале 2017 года превысили оценку Банка России. Годовой темп прироста ВВП по итогам 2017 года также может оказаться выше, чем ожидалось ранее, говорится в августовском выпуске информационно-аналитического комментария «Экономика: факты, оценки, комментарии».

Рост ВВП во II квартале ускорился как за счет расширения инвестиционного и потребительского спроса, так и благодаря восстановлению запасов материальных оборотных средств. Реализация крупных инвестиционных проектов способствовала существенному увеличению объема строительных работ. Компании активно закупали машиностроительную продукцию, а также накапливали запасы, ожидая дальнейшего повышения спроса. Домашние хозяйства увеличивают спрос на непродовольственные товары длительного пользования, в том числе на автомобили.

Восстановление экономической активности, по оценкам Банка России, продолжится в III и IV кварталах, хотя будет происходить меньшими темпами по сравнению со II кварталом. Годовой темп прироста ВВП в III квартале будет выше, чем ожидалось ранее, и составит 1,7–2,2%, что связано с более активным ростом валового накопления.

Уточненный прогноз ВВП и его компонентов на 2017 год будет опубликован в сентябрьском выпуске Доклада о денежно-кредитной политике.

Банк России

Российская экономика может замедлиться, предупредил Центробанк

Из-за сильных результатов первого полугодия Центробанк улучшил оценки роста ВВП в III квартале (с 1,5–1,8 до 1,7–2,2%) и, возможно, улучшит оценку и за весь 2017 год, говорится в его комментарии по экономике. Но есть риски замедления роста, указал регулятор.

Поддержали экономику во II квартале, когда она выросла сразу на 2,5% (максимум с IV квартала 2013 г.), восстановление потребительской и инвестиционной активности, а также рост запасов, перечисляет Центробанк. Но рывок разовый. Стремительный рост (на 4,8% в первом полугодии) инвестиции показали благодаря строительству моста через Керченский пролив и газопровода «Сила Сибири». Запасы же росли на фоне укрепления рубля, когда компании активно закупали продукцию, ожидая роста спроса.

В III–IV кварталах экономика продолжит восстанавливаться, но медленнее, чем в первом полугодии, предупреждает Центробанк. Уже в июле активный рост производства инвестиционных товаров сменился спадом – его поддерживали временные факторы, в том числе госзаказ. Например, росту производства автобусов помогла закупка государством около 1500 школьных автобусов и 1000 автомобилей «скорой помощи» и именно производство транспортных средств внесло основной вклад в рост машиностроения. Помогло и введение новых онлайн-касс – оно стимулировало выпуск офисной техники, пишет ЦБ. В остальных секторах, которые не были поддержаны госзаказом и временными факторами, инвестиции выросли всего на 0,4%, а в обрабатывающей отрасли и сельском хозяйстве даже снизились – на 6,7 и 7% соответственно.

Инвестиции разогнались

За первое полугодие инвестиции выросли на 4,8% к тому же периоду 2016 г., сообщил Росстат. Таким образом, за II квартал они увеличились на 6,3% после роста на 2,3% в первом, оценивает Центробанк. Из-за такого большого роста во II квартале ЦБ увеличил свой прогноз – теперь он ждет, что за весь 2017 год инвестиции вырастут до 4–5%.

Расти экономика по отношению к предыдущему месяцу (со снятой сезонностью) перестала уже в июне, а в июле был спад, оценивает главный экономист ВЭБа Андрей Клепач. В июле почти все секторы, за исключением строительства, внесли отрицательный вклад в рост экономики. По оценкам ЦБ, выпуск сократился в большинстве экспортно-ориентированных производств, в том числе в химическом и металлургическом. Компании пересмотрели свои оценки роста спроса и перестали увеличивать запасы. В июне – июле предприятия стали избавляться от запасов, показывают опросы лаборатории конъюнктурных опросов Института Гайдара, а индекс промышленного оптимизма в августе продолжил падать после шестилетнего максимума в июне. Да и холодная погода уже не стимулировала выработку энергии, как во II квартале, указывает Клепач.

Падение прибыли компаний (по оценкам Росстата, после вычета убытков она сократилась за январь – июнь на 10,9%) приведет к торможению роста инвестиций, предупреждает главный экономист ING по СНГ и России Дмитрий Полевой. Замедлить рост ВВП может также снижение чистого экспорта, указывает главный экономист Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский: импорт продолжает расти быстрее, несмотря на волатильность рубля и слабый внутренний спрос. Временные факторы перестали поддерживать экономику, теперь она продолжит расти привычными темпами, заключает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Минэкономразвития пока ждет роста ВВП на 2% за 2017 г., но министр Максим Орешкин уже говорил, что результат может оказаться даже лучше. После публикации данных за II квартал и первое полугодие многие эксперты повысили свои прогнозы ВВП, Bank of America Merrill Lynch – с 1,1 до 1,8%, главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова – с 0,8 до 1,4%, но большинство прогнозов не превышают 2%. Чтобы по итогам года показать результат в 2%, экономика должна продолжить расти примерно теми же темпами, что и во II квартале, отмечает Тихомиров. Но из-за очень специфических факторов, которые стоят за ростом во II квартале, перспективы второго полугодия нужно оценивать крайне осторожно, объясняет Орлова, которая в III квартале ждет роста экономики всего на 1,2%. Поддержать экономику может сельское хозяйство, а также возобновление роста потребительского спроса на фоне роста зарплат и банковских кредитов, считает Клепач.

Общая динамика экономики остается слабой и неравномерной, говорит Тихомиров. Особенно в условиях большой роли бюджетных расходов, согласна Орлова. Без структурных реформ экономический рост не будет устойчивым, заключает она.

 1

Ведомости

Моисеев: зомби-банки должны уйти с рынка​

Так называемые зомби-банки являются разрушителями экономики, в конечном счете они должны уйти с рынка. Об этом заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявил в программе «Первые лица» с Еленой Ищеевой.

«Центральный банк производит, как мы это называем, интенсификацию надзора, это однозначно правильно. Потому что когда есть так называемые зомби-банки (мы это видели по примеру Японии 90-х годов), они в конечном итоге — разрушители экономики. Зомби-банки должны уходить», — прокомментировал он.

Моисеев также отметил, что далеко не все банки с отозванными лицензиями потеряли ее из-за мошенничества. «Говорить, что половина банков были воры, это неправильно. Потому что многие банки сдали лицензию, ведь она просто лежала, а сейчас стало дорого ее держать. И многие люди отдали эти лицензии», — подчеркнул он.

«Был активный процесс слияния и объединения на банковском рынке. Поэтому я не стал бы говорить, что у всей этой половины были отзывы лицензий за мошенничество. Если Центральный банк видит, что банки воруют деньги клиентов, он правильно делает, когда отзывает лицензию такого банка, независимо от того, что об этом люди подумают. Потому что рано или поздно такой банк умрет», — подытожил он.

Полная версия интервью — в программе «Первые лица» с Еленой Ищеевой.

Banki.ru

«Иметь банк должно быть дорого»

  • Чему будет посвящен Второй Московский финансовый форум?
  • Какие нововведения грядут на рынке контроля драгметаллов?
  • Что в себя включает либерализация ОСАГО?

На вопросы Елены Ищеевой отвечает герой программы «Первые лица».

Елена Ищеева: 8 сентября текущего года ведущие эксперты, экономисты и представители власти соберутся на Московском финансовом форуме. Каковы будут основные темы? Об этом я беседую с заместителем министра финансов РФ Алексеем Моисеевым. Здравствуйте, Алексей Владимирович!

Алексей Моисеев: Здравствуйте!

– О чем будем говорить в сентябре? Назовите самые актуальные темы. 

– Это, конечно, темы введения нового бюджетного правила. Управление государственными финансами в условиях сокращения доходов федерального бюджета, которое произошло в 2014–2015 годах. Вопросы, связанные с долговой политикой. Вопросы, связанные с общим трендом в финансовом мире. Мы ожидаем приезд международных гостей высокопоставленных, которые будут также принимать активное участие в обсуждении бюджетно-экономических процессов. Что касается других тем, то это, конечно, темы, которыми Министерство финансов занимается, которые не ограничиваются только бюджетом. Мы все-таки не министерство бюджета. Это вопросы, связанные с регулированием рынка страхования. Кроме этого, Минфин как регулятор на рынке драгметаллов планирует представить новую политику по контролю оборота на этом рынке.

– Извините, с учетом любви моей к украшениям, то есть у нас зачипировали меха. Теперь будут чипировать украшения? Что это за нововведение?

– Смотрите, когда вы покупаете украшение, если оно сделано из драгметаллов, то там есть проба.

– Такая маленькая карточка, и проба там стоит.

– Да. Стоит проба на самом изделии, это клеймо Пробирной палаты. И есть такая карточка, так называемый именник, который к нему присоединен. Вот предлагается первоначально на этих именниках, на этих маленьких карточках, а в дальнейшем при развитии технологии и оснащенности надзорных органов и на самом изделии наносить метку, которая обеспечит гарантированно для потребителя наличие подтверждения, что это действительно изделие из золота той пробы, которую человек покупает. Что это действительно натуральный бриллиант, а не синтетический и тому подобное. Что это никакая не подделка.

– Пойдут же слухи, что все подорожает, после ваших слов?

– Да нет. В цене изделия пошлина составляет меньше 1% от стоимости изделия. Поэтому здесь налогообложение совершенно обычное. В основном это обычный НДС.

– Это способ опять привлечь деньги в бюджет? Из-за чего? Защитить интересы покупателей?

– Это способ защитить интересы покупателя, оградить покупателя от поддельных продуктов.

– И когда ожидается это так называемое чипирование ювелирных украшений?

– Я думаю, первый этап, связанный с нанесением двухмерного кода на именник, ожидается, я надеюсь, уже в первой половине следующего года. Что касается нанесения непосредственно на изделия, то это потребует, конечно, масштабных инвестиций и оборудования. У нас так много сразу денег нет. Поэтому это будет постепенно, поэтапно вводиться.

– Вы сказали, что одна из тем будет касаться ОСАГО. Пресловутая либерализация. Одни «за», другие «против». Назовите плюсы для нас, рядовых потребителей, если это произойдет?

– Я уверен, что это произойдет. Мы движемся активно в направлении либерализации. Целый ряд элементов был внедрен, в частности электронный полис, который сначала все ругали и о котором говорили, что будет мошенничество.

– Но это заработало?

– Насколько мне известно, это реально заработало. Правда, есть информация, что в ряде субъектов РФ иногородние полисы электронные офицеры ДПС не принимают. Поэтому страховые компании рекомендуют, если человек планирует поездку…

– Надо просто информировать шире, не все в курсе.

– …что надо их брать. С другой стороны, у нас эти полисы работают только около года всего. Поэтому я думаю, что через 1–2 года все всё узнают и это будет хорошо работать.

– Сейчас четко установленные рамки. Есть какой-то определенный коридор, в котором сумма назначается. Как я поняла, теперь у каждой страховой компании будут свои тарифы. Нам опять придется во всем разбираться. Мы только привыкли к одним правилам, будут другие. Не приведет ли это к хаосу?

– Смотрите, допустим, возьмем также хорошо известный продукт под названием «Страхование выезжающих за рубеж». Там же в законе написано так, что страховка не может быть меньше чем 2 миллиона рублей, страховая сумма. Человек может купить на 102 или на 122, сколько он хочет. Но не может быть меньше, чем два, чтобы это не было профанацией. То же самое хотим сделать и здесь, что 400 тысяч – минимальная сумма остается. На самом деле, по-хорошему, надо бы увеличить ее. Потому что машины сильно подорожали за последнее время. Ее там несколько увеличили, но мы немножко отстаем.

– Компании сами будут принимать решение?

– Нет. Принимать решение будет гражданин. Гражданин имеет право сейчас добровольно застраховать свою ответственность в любом объеме. Но для этого он должен купить еще один полис, кроме полиса ОСАГО. У него должно быть два полиса. Вопрос – зачем? Непонятно, зачем…

Мы предлагаем сейчас, чтобы человек сам мог вписать любую цифру, какую хочет, без ограничений, но при условии, что минимальная цифра – вот эти 400 тысяч. Но страховая компания, за пределами, то есть за пределами 400 тысяч, сама досчитает тот тариф, который она человеку предложит. Человек имеет полное право отказаться. И вернуться обратно на 400 тысяч. И купить по установленному государственному тарифу. Пожалуйста. Но хочешь, купи больше.

– То есть государственный тариф все-таки останется?

– Да. Государственный тариф останется, хотя там тоже будут определенные изменения…

– Полис будет действовать год или вы рассматриваете увеличение срока действия?

– Мы хотим предложить людям покупать полис на три года. Там есть определенные моменты. Нам страховые компании говорят: «Откуда мы знаем, может, тарифы вырастут, что человеку тогда придется доплачивать». Нет, человеку не придется доплачивать. Страховая компания, если хочет, может предложить человеку такой продукт, который он, если хочет, может купить. Если не хочет – годовой по тарифу, и все нормально. Люди тогда на себя берут риск по изменению тарифа. Человек в случае, если тариф снизится, компания не вернет ему. Но и в случае, если товар повысится, то компания с него недоберет.

– И когда ожидать, что это вступит в силу, по вашим прогнозам?

– Это мы сейчас выносим на широкое общественное обсуждение. Мы надеемся в первом чтении осенью это все принять. Ну, может быть, удастся закон в Госдуме принять в течение осени, если у нас пойдет быстро. Еще там одно нововведение, связанное с тарификацией. Мы предлагаем отменить тарификацию, связанную с региональным коэффициентом. Мы полагаем, что он потерял сейчас всякий смысл.

– То есть хотите их отменить?

– Хотим их отменить, да. Это первое. Второе – мы хотим дать возможность страховым компаниям внутри тарифов вводить дополнительные тарифы. То есть дать возможность компаниям давать скидку водителям, у которых не было, например, нарушений. Ну и на самом деле здесь вопрос возникает по поводу камер. Все-таки ответ на него тоже есть. Потому что мы страхуем не водителя, а автомобиль. Если автомобиль получил 20 фиксаций нарушений с камер наблюдений за месяц, страховая компания будет иметь право ввести такому автомобилю повышенный коэффициент. Когда мы начали достаточно серьезные реформы в 2013 году, мы после утверждения и принятия правительством концепции по развитию рынка страхования, где, в частности, прописано, что к концу десятилетия мы вообще должны прийти к полной либерализации этого рынка.

– Слушая вас, я понимаю, что скучать нам не придется. Потому что везде идут определенные изменения. Конечно, очень хочется, чтобы установились очень четкие правила. Потому что смотрите, что происходит. Так вот, глас народа. В банках нестабильно, кому доверять, мы не знаем. Многие забирают и несут под подушку. Как народному порталу нам это известно. Пенсионная реформа, НПФы. Разобраться крайне сложно. Теперь изменения в страховой деятельности, и компании страховые многие уходят с рынка. Где искать пресловутый островок стабильности?

– Вы знаете, я считаю, что уже много раз об этом руководители правительства в том числе говорили, что Центральный банк производит, как мы это называем, интенсификацию надзора, это, однозначно, правильно. Потому что когда есть так называемые зомби-банки – мы это видели по примеру Японии 90-х годов, они в конечном итоге разрушители экономики – зомби-банки должны уходить.

– Когда мы начинали наш бизнес, было около 1 600 банков. Сейчас их порядка 500 с хвостиком. Представляете, зачистка какая.

– Когда вы начинали, все говорили, зачем России столько банков. Помните, об этом все говорили? Но просто здесь и такой международный процесс происходит, который говорит о том, что иметь банк, или страховую компанию, или другой финансовый институт должно быть дорого. То есть человек не должен иметь карманный банк, карманную страховую и так далее. Это и регулирование базельское, это Solvency 2 для страховых. Они все направлены на то, чтобы лицензию было иметь дорого. И поэтому люди, если раньше лицензию пустую банковскую покупали за несколько миллионов, то сейчас, насколько мне известно, люди готовы приплатить несколько миллионов, чтобы ее забрали, чистую лицензию, без ничего. Поэтому говорить, что половина банков были воры, это неправильно. Потому что многие банки сдали лицензию, потому что она просто лежала, а сейчас просто стало дорого ее держать. И многие люди отдали эти лицензии. Это первое. Второе. Был активный процесс слияния и объединения на банковском рынке. Поэтому я не стал бы говорить, что у всей этой половины были отзывы лицензий за мошенничество. Если Центральный банк видит, что банки воруют деньги клиентов, он правильно делает, когда отзывает лицензию такого банка, независимо от того, что об этом люди подумают. Потому что рано, или поздно такой банк умрет.

– Сегодня все собирают информацию о кредитных организациях, потому что многим спится неспокойно. Поэтому я надеюсь, что финансовый форум внесет определенную ясность в систему по драгметаллам. Вы сказали, по ОСАГО будет дискуссия. Ну и, раз приезжают представители зарубежной финансовой индустрии, значит можно сказать, что мы не блокированы санкциями международными.

– Международная дискуссия в мире по будущему финансовому регулированию продолжается. Дискуссия идет очень горячо. Многие люди ломают голову над тем, как регулировать криптовалюты. И вообще является ли это валютой. Или чем это является, является ли это вообще финансовым инструментом.

– Вы также планируете об этом рассуждать?

– У нас нет специального мероприятия по этому поводу. Но я уверен, что в пресловутых кулуарах этого форума, когда мы будем встречаться с нашими коллегами из «двадцатки» – а мы, как я уже сказал, остаемся очень сильно вовлечены в дискуссии по финансовому регулированию в рамках «большой двадцатки», где Россия является очень активным членом этой организации, – мы, конечно, ведем беседы, и, я ожидаю, за чашкой кофе, мы тенденции в регулировании, новые мысли там обсудим. Мир не стоит на месте, развивается «Базель», развивается регулирование страховых компаний, развивается регулирование новых инструментов. И конечно, я думаю, что на нашем форуме мы сможем продвинуться в части обсуждения, пусть даже не в рамках тех формальных дискуссий, которые заявлены, но в рамках неформального обсуждения, которое будет там проходить.

– Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ, отвечал на мои вопросы. Хорошего вам рабочего дня!

– Спасибо вам большое!

Banki.ru

В Минфине заявили об устойчивости банковской системы России

Банковская система России устойчива, будет работать стабильно вне зависимости от судьбы тех или иных банков, сообщил замглавы Минфина Алексей Моисеев.

«Банковская система абсолютно устойчивая, потому что комбинация целого ряда шагов и создание целого ряда институтов, которые были реализованы в последнее время, дают широкую возможность ЦБ принять целый спектр мер», — сказал Моисеев в интервью телеканалу «Россия 24».

«Я считаю, что система будет работать стабильно вне зависимости от судьбы тех или иных банков», — добавил он.

Страховой случай с банком «Югра», у которого ЦБ с 28 июля отозвал лицензию, стал крупнейшим за период расчистки банковской системы РФ. АСВ оценивало общий объем выплат в 169,2 млрд рублей. До страхового случая с «Югрой» антирекорд по сумме выплат принадлежал банку «Интеркоммерц». Там страховые выплаты превысили 64 млрд рублей. Далее по наибольшим суммам выплат за период расчистки банковской системы следуют Татфондбанк (57,6 млрд рублей) и РосинтерБанк (49,2 млрд рублей).

РИА Новости

Минфин предлагает регулировать криптовалюты как финансовый актив

Криптовалюту следует регулировать как финансовый актив и позволить покупать ее только квалифицированным инвесторам на Московской бирже, заявил замглавы Минфина Алексей Моисеев.

«Есть точка зрения, что такие криптовалюты, как биткоин, — это финансовая пирамида. С этой точкой зрения спорить тяжело. Инвестиции такие являются высокорискованными. Это и определяет наш подход к их регулированию. Мы предлагаем это регулировать как иное имущество и классифицировать их как актив. И позволить только квалифицированным инвесторам покупать и продавать их на бирже», — сказал Моисеев в интервью телеканалу «Россия 24».

По его словам, сейчас Минфин обсуждает этот вопрос с ЦБ РФ и Московской биржей. «Мы сейчас находимся по этому поводу в контакте с Центральным банком и Московской биржей. Мы хотим сделать так, чтобы люди, которые являются квалифицированными инвесторами и хотят инвестировать, могли это сделать, но только через Московскую биржу», — сказал Моисеев.

Он объяснил причины, по которым Минфин предлагает именно такой подход к регулированию криптовалют. «Это делается с тем, чтобы обеспечить защиту прав покупателей и продавцов, чтобы можно было обеспечить исполнение контракта, если один из участников контракта окажется недобросовестным. Сейчас это невозможно. Сейчас люди делают это на свой страх и риск, никакой судебной защиты они не имеют. Это наша первая задача», — прокомментировал Моисеев.

«Мы видим, что в Западной Европе и у нас даже участилось использование криптовалют для незаконных операций. Это связано с тем, что механизмы борьбы с отмыванием капиталов сейчас не до конца применимы к криптовалютам. Это вторая задача, почему через биржу. Чтобы регулятор в лице Росфинмониторинга всегда знал, кто продает и кто покупает эти биткоины. Потому что сейчас есть прецеденты, когда деньги отмываются через покупку-продажу биткоинов. Это нужно исключать», — заключил он.

РИА Новости

Минфин рассчитывает скоро представить проект регулирования криптовалюты

Минфин РФ надеется, что проект регулирования криптовалюты скоро будет представлен в правительство РФ, нормативные акты по ее регулированию будут направлены в частности на судебную защиту покупателей и продавцов криптовалют, сообщил замглавы Минфина Алексей Моисеев.

«Люди, которые покупают-продают (криптовалюту. — Прим. ред.), делают это на свой страх и риск, никакой судебной защиты они, к сожалению, не имеют. Эта наша первая задача. Вторая — это, конечно, мы видим, что в Западной Европе, и в первую очередь у нас, значительно участилось использование криптовалют для незаконных операций. Это связано с тем, что механизмы борьбы с отмыванием капиталов еще не до конца во всех странах применены к криптовалютам», — заявил Моисеев в интервью телеканалу «Россия 24».

«Поэтому, конечно, вторая задача, почему через биржу (надо продавать биткоины. — Прим. ред.), — это исполнять правила… чтобы регулятор в лице Росфинмониторинга всегда знал, кто продавец, кто покупатель, куда эти счета биткоина двинулись. Потому что сейчас в конечном итоге есть претенденты, когда деньги отмываются через покупку-продажу биткоинов, что, конечно, нам надо исключать», — заявил Моисеев.

«Вот такой контекст регулирования мы предлагаем. Я надеюсь, что мы скоро представим эту концепцию в правительство и в случае поддержки будем уже писать проекты нормативных актов», — сообщил замглавы Минфина.

РИА Новости

Минкомсвязь до 30 октября подготовит детальный план цифровой экономики

Минкомсвязь России до 30 октября подготовит план мероприятий по программе «Цифровая экономика». Об этом сообщил глава министерства Николай Никифоров.

«Мы сейчас определили схему управления этой программой, вышло постановление правительства, и до 30 октября мы должны подготовить конкретный план мероприятий», — сказал он.

В конце июля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал программу развития цифровой экономики в России. Ранее программа обсуждалась на совещании у президента РФ Владимира Путина, после этого была отправлена на доработку. Цель программы — организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни: и в экономике, и в предпринимательстве, в социальной деятельности и в госуправлении, социальной сфере и в городском хозяйстве.

На вопрос о том, будет ли создан специальный фонд для финансирования цифровой экономики, Никифоров ответил, что эта тема сейчас обсуждается и будет в числе прочего внесена в план мероприятий.

Ранее Минкомсвязь предлагала обособить в этом фонде расходы на реализацию цифровой экономики в общем объеме расходов бюджета и сделать их защищенными. Никифоров напомнил, что Минкомсвязь предлагает объединить в фонде средства, которые собираются в качестве платы за радиочастотный спектр и универсальные услуги связи. «Это как раз те два варианта: плата за частоты и универсальная услуга связи», — сказал он.

ТАСС

СМИ узнали о законопроекте по сбору банками биометрических данных россиян

ЦБ разработал законопроект, который обяжет все банки собирать биометрические данные россиян (изображения лица и голосовые слепки) для создания единой биометрической системы (ЕБС), необходимой для внедрения удаленной идентификации клиентов. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к Банку России; информацию подтвердили два участника рынка, знакомых с ходом разработки документа.

В Центробанке заявили, что работа над созданием соответствующей технологической инфраструктуры уже начата. В рабочую группу по созданию ЕБС входит ряд крупнейших банков страны, в частности Сбербанк, ВТБ, Бинбанк и Россельхозбанк.

Источник, близкий к ЦБ, рассказал «Известиям», что законопроект обязывает банки в каждом регионе пропорционально — в зависимости от масштаба сети отделений — установить оборудование для сбора биометрических данных граждан.

Собранные банками биометрические параметры будут поступать в ЕБС, где на каждого россиянина заведут своего рода «карточку» с изображением лица и голосовым слепком. Впоследствии гражданин, пройдя идентификацию по голосу или изображению лица с помощью компьютера, планшета или мобильного телефона, сможет стать клиентом любого банка без явки в офис. ЕБС будет интегрирована с ЕСИА — единой системой идентификации и аутентификации, созданной в рамках исполнения закона о госуслугах. Через ЕСИА при использовании биометрической идентификации банки будут подтверждать личность гражданина (Ф. И. О., дату рождения, пол, СНИЛС, номер мобильного телефона). То есть те, кто захочет сдать биометрические параметры, должны быть одновременно зарегистрированы и на портале госуслуг.

«Цель ЦБ — к марту 2018 года обеспечить банкам возможность удаленно идентифицировать как существующих, так и новых клиентов, — отметил источник, близкий к Банку России. — ЕБС позволит россиянам совершать юридически значимые действия без предъявления паспорта и иных документов. Позднее, используя механизм удаленной идентификации, граждане смогут дистанционно получать, помимо банковских, государственные и иные услуги. Для того чтобы данная схема заработала, в Госдуму был внесен и законопроект, изменяющий 115-ФЗ (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». — Прим. «Известий»), — действующие положения этого документа пока не позволяют идентифицировать клиента дистанционно».

В ЦБ «Известиям» подтвердили, что работали над законопроектом, обязывающим банки собирать биометрические данные.

«Основой нового механизма банковского обслуживания станет биометрическая идентификация, использующая современные технологии распознавания изображения лица и голоса, а также проверки наличия живого человека, что делает невозможной подмену биометрических данных, — пояснили в пресс-службе Центробанка. — Уже начата работа по созданию соответствующей технологической инфраструктуры. Новация повысит доступность финансовых услуг и снизит стоимость их предоставления».

При этом всем клиентам будет предоставлено право выбора — сдавать биометрические параметры и регистрироваться в ЕСИА или нет.

«Если гражданин не захочет этого делать, собирать биометрические данные у него не будут, но и он не сможет упростить для себя процесс получения банковских услуг», — рассказали «Известиям» представители двух крупных российских банков, знакомые с ходом разработки законопроекта.

По словам председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, для сбора биометрических параметров логично было бы использовать офисы банков. «Большинство банков уже накопили опыт взаимодействия с ЕСИА в рамках успешно завершенного пилотного проекта по получению пенсионных выписок», — пояснил «Известиям» эксперт.

В пресс-службе Сбербанка уверены, что идентификация с помощью биометрии может сократить нагрузку на отделения. Согласились с этим и в пресс-службе ВТБ.

По мнению Андрея Емелина, процесс формирования ЕБС будет довольно длительным — для сбора минимально эффективного объема биометрических профилей потребуется около года, а банкам при этом грозят дополнительные затраты.

Директор департамента аудита защищенности Digital Security Алексей Тюрин в беседе с «Известиями» выразил опасение, что, в отличие от стандартных средств — логина и пароля, — внешность человека легко «украсть», взяв его фотографии из соцсетей. Голос, по его словам, также можно «присвоить», позвонив человеку по телефону и сделав запись разговора.

Кроме того, биометрические признаки не

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}