ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ
обзор СМИ
Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)
Банк России подтверждает позицию, высказанную в январе 2014 года, в отношении разного рода частных «виртуальных валют» (криптовалют).
Банк России отмечает, что в последнее время резко возросло количество запросов участников финансового рынка и СМИ по поводу криптовалют, получивших широкое распространение в мире.
Совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти Банк России осуществляет мониторинг рынка криптовалют и вырабатывает подходы к определению и регулированию криптовалют в Российской Федерации.
Большинство операций с криптовалютами совершается вне правового регулирования как Российской Федерации, так и большинства других государств. Криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются Банком России.
Криптовалюты выпускаются неограниченным кругом анонимных субъектов. В силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Операции с криптовалютами несут в себе высокие риски как при проведении обменных операций, в том числе из-за резких колебаний обменного курса, так и в случае привлечения финансирования через ICO (Initial Coin Offering — форма привлечения инвестиций граждан в виде выпуска и продажи инвесторам новых криптовалют/токенов). Существуют также технологические риски при выпуске и обращении криптовалют и риски фиксации прав на «виртуальные валюты». Это может привести к финансовым потерям граждан и к невозможности защиты прав потребителей финансовых услуг в случае их нарушения.
Учитывая высокие риски обращения и использования криптовалют, Банк России считает преждевременным допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению и использованию на организованных торгах и в расчетно-клиринговой инфраструктуре на территории Российской Федерации для обслуживания сделок с криптовалютами и производными финансовыми инструментами на них.
В связи с этим Банк России обращает внимание граждан и всех участников финансового рынка на повышенные риски при использовании и инвестировании в криптовалюты.
ЦБР предлагает банкам ликвидность для экстренных случаев
ЦБР объявил в понедельник о введении нового инструмента финансовой поддержки российских банков — экстренной рублевой ликвидности на срок не более 90 дней и со ставкой, равной ключевой плюс 1,75 процентного пункта, сообщил регулятор.
«Это дорогое фондирование, но с более широким перечнем обеспечения, то есть это совсем не беззалоговые кредиты», — прокомментировал главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой и посоветовал ЦБР придерживаться большей открытости.
Банк ФК Открытие, перешедший на прошлой неделе под санацию Центробанка, стал первой кредитной организацией, воспользовавшейся новым механизмом.
«Мы использовали нестандартный инструмент пополнения ликвидности – по рыночной ставке, но под нестандартное обеспечение. Важно, что эта ликвидность предоставляется банку по мере необходимости и параллельно с этим Банк России внимательно следит за уровнем ликвидности в банковской системе и абсорбирует все, что необходимо», — говорил зампред ЦБР Василий Поздышев в интервью Рейтер.
Поздышев не раскрыл объем предоставленного Открытию фондирования.
«Банки, испытывающие временные проблемы с ликвидностью, смогут обратиться за ним в случае исчерпания других источников привлечения средств, в том числе в рамках стандартных инструментов Банка России», — указал регулятор в пресс-релизе.
«Вопрос о том, насколько этот инструмент способен в реальности гарантировать устойчивость банков, попавших в трудное положение, остается открытым», — написали аналитики Уралсиба.
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ
ЦБР будет принимать решение о предоставлении банку средств в рамках механизма с учетом его финансовой устойчивости, а также системной значимости.
Центробанк ежегодно утверждает перечень системно значимых и сейчас в нем 10 банков (bit.ly/2ewt7IZ).
«Ясно, что эти деньги не будут раздаваться и направо, и налево, это инструмент, в первую очередь, для крупных системно значимых кредитных организаций, одновременно регулятор придерживается принципа транспарентности и раскрыл условия нового механизма, чтобы не гадали все, как было с Открытием, что за кредит банк привлек у ЦБ», — говорит Полевой.
Эксперты допускают, что не только ТОП-10 может претендовать на экстренное фондирование. Стабильные банки, которые смогут доказать регулятору свою платежеспособность, тоже могут рассчитывать на эти ресурсы.
Глава ЦБР Эльвира Набиуллина в марте говорила, что это деньги только для платежеспособных банков, либо тех, что могут самостоятельно восстановить платежеспособность в ближайшее время.
«То есть неплатежеспособным банкам средства таких линий ликвидности предоставлять не собираемся», — сказала она.
Аналитики считают, что регулятор должен раскрывать на своем официальном сайте остаток задолженности по новому инструменту, как он делает с остальными своими кредитами.
«Любое раскрытие — это плюс. Это показывает, что ситуация под контролем, ЦБ открыт. Публикация данных о задолженности несет положительный эффект — по динамике показателя можно судить, есть проблемы в банковском секторе, либо нет», — сказал Полевой.
«Если в текущей ситуации проблема не носит системный характер — то резкого роста этой задолженности мы не увидим, а если еще много скелетов в шкафу — то будет понятно нежелание регулятора раскрывать данные», — добавил он.
КАК ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ ЦБ
Для предоставления ликвидности в рамках МЭПЛ банк обращается с ходатайством в подразделение ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью данного банка.
К ходатайству банк, в частности, должен приложить информацию о причинах возникновения потребности в МЭПЛ, а также прогнозный график притоков и оттоков средств в течение предполагаемого срока привлечения ликвидности, свидетельствующий о способности банка решить возникшие проблемы («стратегия выхода» из МЭПЛ).
Кроме того, банк предоставляет информацию об имеющемся обеспечении, которое он планирует использовать в рамках МЭПЛ.
Состав такого обеспечения шире, чем по стандартным инструментам привлечения ликвидности у Банка России, и включает в том числе ценные бумаги, не входящие в Ломбардный список, права требования по кредитам, иные виды ценностей и поручительства третьих лиц, за исключением кредитных организаций.
Банк России на основании оценки представленной информации и анализа ситуации с банком оперативно принимает решение о возможности предоставления ему ликвидности в рамках нового механизма.
В зависимости от заявленного банком обеспечения предоставление денежных средств может осуществляться в том числе в виде сделки репо и/или обеспеченного кредита.
«Ставка по этому виду финансирования очень высока, банки в любом случае будут использовать этот инструмент лишь в случае крайней необходимости, но его существование способно поддержать кредитные организации на плаву в случае непредвиденного оттока средств клиентов», — считает аналитик Уралсиба Ирина Лебедева.
«С другой стороны, использование этого инструмента в течение нескольких месяцев ставит под вопрос способность банка нормализовать ситуацию с ликвидностью и вернуть регулятору кредит», — считает она.
Центробанк России выступил против торгов криптовалютами на бирже
Центробанк РФ не готов допустить криптовалюты к биржевым торгам в России, поскольку видит высокие риски как при проведении операций, в том числе из-за резких колебаний обменного курса, так и в противоправном использовании таких валют для легализации и отмывания преступных доходов.
«Учитывая высокие риски обращения и использования криптовалют, Банк России считает преждевременным допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению и использованию на организованных торгах и в расчетно-клиринговой инфраструктуре на территории Российской Федерации для обслуживания сделок с криптовалютами и производными финансовыми инструментами на них», — говорится в сообщении ЦБР.
Среди упоминаемых регулятором рисков — использование криптовалют для незаконных операций.
«В силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», — сообщает регулятор.
По мнению ЦБ, существуют также технологические риски при выпуске и обращении криптовалют и риски фиксации прав на виртуальные валюты.
«Это может привести к финансовым потерям граждан и к невозможности защиты прав потребителей на финансовые услуги в случае их нарушения», — указал ЦБ.
Ранее замминистра финансов Алексей Моисеев предлагал приравнять криптовалюту к ценным бумагам и продавать ее через Московскую биржу только квалифицированным инвесторам. По его словам, Минфин, Центробанк и Московская биржа вели переговоры о допуске криптовалют к торгам.
Московская биржа заявляла, что работает над созданием инфраструктуры для торгов криптовалютами и их производными, в частности, платформы пост-трейдингового обслуживания криптоактивов.
ЦБР сообщил о том, что совместно с другими федеральными органами продолжает мониторить рынок криптовалют и разрабатывать подходы к их регулированию.
Ранее Минфин намеревался ввести криптовалюты в законодательство в виде цифровых активов.
Последний год ознаменовался беспрецедентным ростом в целом нерегулируемого рынка криптовалют: ежемесячно в рамках первичных размещений (ICO) появляется десяток новых.
Банк России примеряется к аудиту
Действующий и будущий регуляторы отрасли — Минфин и ЦБ — согласовали проект реформы аудита в России. Минфин настоял на смягчении ряда положений, в то же время Банк России ужесточил подход по тем вопросам, которые ранее не обсуждались. Сложнее всего придется аудиторам банков — качество именно их работы вызвало в последнее время ряд серьезных претензий ЦБ.
Сегодня на заседании совета по аудиторской деятельности при Минфине планируется рассмотреть проект поправок к закону «Об аудиторской деятельности» (есть в распоряжении «Ъ») относительно смены регулятора отрасли и реформы рынка в целом. Напомним, что переход контроля за рынком от Минфина к ЦБ обсуждается с конца прошлого года. Будущий регулятор отрасли неоднократно высказывал претензии к качеству аудита подотчетных ему игроков. Поэтому неудивительно, что наиболее жестким в проекте поправок оказался подход ЦБ к регулированию аудиторов банков. Им придется работать в постоянном тесном сотрудничестве. Так, регулятор обозначил право в любой момент запросить аудиторов о фактах завышения клиентами стоимости активов, системе управления рисками и несоблюдении нормативов. Аудитор будет обязан ответить на такой запрос в течение 20 рабочих дней. Также аудиторы будут вправе (хотя пока не обязаны) поставить Банк России в известность о наличии у клиента обстоятельств, которые могли бы быть использованы для применения мер банковского надзора, контроля в сфере финрынков, корпоративных отношений. В свою очередь, участники рынка тоже вправе обратиться в ЦБ за уточнением о наличии предписаний у банка или соответствии системы рисков требованиям регулятора, однако Банк России оставляет за собой право не отвечать на запрос, если подобную информацию не сообщал самому банку.
Появились в проекте поправок к закону и неожиданные новации — например, понятие «ОЗО» (общественно значимая организация), к которым ЦБ отнес все интересные ему субъекты (ПАО, банки, НПФ, чьи ценные бумаги торгуются на бирже и т. д.). К их аудиту будут допускаться лишь компании с семью аудиторами в штате (а с 2023 года — уже двенадцатью) только по реестру ЦБ. Для всех остальных, кто не проверяет ОЗО, будет требование — три аудитора в штате по основному месту работы.
Впрочем, в новой редакции поправок есть и некоторые смягчения. Например, ЦБ решил не отказываться от аудита «по критериям», то есть в зависимости от величины выручки (более 400 млн руб.) или активов (более 80 млн руб.). Однако требования изменились: аудит будет необходим при выполнении двух из трех критериев за два последующих года — выручка от 800 млн руб., суммарная стоимость активов от 400 млн руб., численность работников — от 100 человек. В качестве послаблений ЦБ отказался от требования к аудиторам иметь в штате актуария. Ну и наконец, позитивным для рынка можно считать поэтапное вступление в силу положений законопроекта. Надзорную функцию ЦБ получит с 2019 года, реестр аудиторов ОЗО будет опубликован ЦБ к концу 2018 года, компании, относящиеся к ОЗО, должны найти аудитора по критериям, начиная с отчетности за 2019 год.
Аудиторы шокированы проектом реформы. Так, в СРО РСА намерены отстоять ряд моментов. «Я против формулировки «два критерия из трех», поскольку, на мой взгляд, соответствие одному из них — уже основание для обязательного аудита»,— отметила глава СРО ААС Ольга Носова. Серьезным ударом реформа станет для аудиторов—малых предприятий, считает глава Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков, ведь большинство специализируются на аудите общественно значимых хозяйственных субъектов (доступ к которым будет перекрыт) и на аудите по критериям, где рынок будет сокращен.
Аудиторы банков, в свою очередь, оказались озадачены предлагаемым форматом взаимодействия с ЦБ относительно обмена информацией. «Меня в «праве» во взаимоотношениях с ЦБ смущает, например, наше право запросить ЦБ о выполнениях нормативов и право ЦБ не ответить»,— рассуждает замглавы компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова. Кроме того, продолжает она, непонятно затребование информации о нарушении тех же нормативов или завышении стоимости активов в любой момент. «Если проверка не завершена, то и мнение свое аудитор еще не может сформировать — нет полной картины, а если завершена, то все есть в заключении»,— резюмирует она. В ЦБ вчера комментировать законопроект отказались.
Интервью зампреда Банка России Василия Поздышева о ситуации в банке Открытие
Зампред ЦБР Василий Поздышев предварительно оценил потребность в докапитализации санируемой группы Открытие в 250-400 миллиардов рублей, рассказал о финансовой поддержке банка, оценке проблемных активов, конвертации и списании субординированных требований, о судьбе ОФЗ, полученных Открытием в рамках программы докапитализации, и проводимых проверках других банковских холдингов.
Ниже представлены его развернутые высказывания:
О РЕЙТИНГЕ ОТКРЫТИЯ ОТ АКРА, СВЯЗАН ЛИ С НИМ ОТТОК СРЕДСТВ ИЗ БАНКА:
«Я бы не сказал, что присвоение рейтинга послужило основной причиной оттока ликвидности. В целом за три месяца — июнь, июль и август — из банка, согласно отчетности, произошел отток клиентских средств 693 миллиарда рублей. Из этой суммы только 211 миллиардов рублей были завязаны на рейтинги, это были пенсионные деньги. Подавляющая часть оттока к рейтингам вообще была не привязана.
И если смотреть подробнее, когда уходили пенсионные деньги, все-таки до публикации рейтинга ушло две трети и оставшаяся одна треть – после. Поэтому публикация рейтинга — это еще одно событие в цепи обстоятельств, которые повлияли на усиление оттока.
Остальные 482 миллиарда – это юридические и физические лица».
ЧТО ПОВЛИЯЛО НА ОСНОВНОЙ ОТТОК, ЕСЛИ НЕ РЕЙТИНГ
«В этой ситуации невозможно выделить один ключевой фактор. Когда идет информационная атака, никто не знает, как распространяется информация – как клиенты между собой созваниваются, что они друг другу говорят. На финансовом рынке, к сожалению, нет симметрии информации.
Эффект миметизма (подражания) на финансовых рынках огромен — кто-то один стал забирать средства, все остальные узнали и побежали за ним, даже не разбираясь в ситуации. Этим и опасны информационные вбросы на финансовых рынках.
Когда банк покупал Росгосстрах, он рассчитывал на один объем убытков, с которыми собирался справиться самостоятельно, по факту стало ясно, что там другой объем убытков и вполне возможно, внутри банка эта информация стала циркулировать.
То есть, много информационных факторов было с начала 2017 года, которые могли привести к решению клиентов о переводе средств из банка».
БУДУТ ЛИ МЕНЯТЬСЯ ПОДХОДЫ ЦБ К РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕЙТИНГОВ
«Мы не видим необходимости что-то менять в регулировании рейтинговых агентств (из-за последствий для Открытия на фоне снижения рейтинга).
Что действительно нужно поменять? Сейчас рейтинговые агентства присваивают рейтинг вообще. И это плохо описывает реальную ситуацию. Банк России объявил о плане участия Фонда консолидации в банке, и в этот момент произошло разделение риска — риск субординированных инструментов ухудшился, а риск старшего долга – резко улучшился. А рейтинговые агентства эти риски не разделяют».
ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ В ВИДУ, ГОВОРЯ, ЧТО ЧАСТЬ ОТТОКА СРЕДСТВ ИЗ ОТКРЫТИЯ БЫЛА ПЛАНОВОЙ:
«До того, как вступала в силу новая законодательная база по рейтингам – до даты 14 июля – мы проводили с руководством Открытия рабочую встречу по теме ликвидности и спрашивали, насколько сам банк оценивает отток и каков запас ликвидных активов. Банк предоставил нам метрики, собственные оценки потенциального оттока и запаса высоколиквидных активов. И по метрикам, которые предоставил банк, он оценивал, что вполне справится с оттоком. Величину оттока банк оценил в сумму порядка 200 миллиардов рублей. У банка было вполне достаточно высоколиквидных ценных бумаг для того, чтобы справиться с этим оттоком. Банк заявлял, что он готов к истории с рейтингами, назовем это так».
«После того, как фактический отток средств превысил величину, которую банк прогнозировал, нам пришлось вмешаться».
БЫЛИ У БАНКА КРУПНЫЕ КЛИЕНТЫ, ЕДИНИЧНЫЙ ОТТОК СРЕДСТВ КОТОРЫХ МОГ РЕЗКО ПОВЛИЯТЬ НА СИТУАЦИЮ?
«Нет таких клиентов. Если оценивать средства крупнейших клиентов, то резкий уход только одного из них такой ситуации не вызвал, у банка было достаточно ликвидности».
О ВОСПОЛНЕНИИ РАЗРЫВОВ ЛИКВИДНОСТИ У ОТКРЫТИЯ:
«Мы использовали нестандартный инструмент пополнения ликвидности – по рыночной ставке, но под нестандартное обеспечение. Важно, что эта ликвидность предоставляется банку по мере необходимости и параллельно с этим Банк России внимательно следит за уровнем ликвидности в банковской системе и абсорбирует все, что необходимо.
Те средства, которые мы предоставляем банку ФК Открытие и, в дальнейшем готовы будем предоставлять другим банкам в случае необходимости, будут компенсированы стандартными операциями Банка России по абсорбированию ликвидности – это депозитные аукционы, выпуски ОБР».
ЦБ ПРОСТО НАПЕЧАТАЕТ ДЕНЕГ ДЛЯ САНАЦИИ ОТКРЫТИЯ?
«Во-первых, это предоставление ликвидности, которое будет компенсировано операциями абсорбирования. Средства банку ФК Открытие предоставляются по графику и по мере необходимости, это не разовое вливание огромной суммы. Временная администрация определяет потребность в дополнительных ресурсах.
Во-вторых, эти средства размещаются банком под контролем Центробанка, то есть они не утекут на валютный рынок, на потребительский рынок, что теоретически могло бы произойти, если бы банком управлял частный инвестор. Таким образом, вопросы управления ликвидностью и эмиссионных рисков Банком России полностью контролируются. В том числе и для этого мы старались как можно скорее создать новый механизм финансового оздоровления».
ПО КАКОМУ ГРАФИКУ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ЛИКВИДНОСТЬ ОТКРЫТИЮ?
«Когда будет разрыв, ЦБ будет предоставлять средства, и банк будет их возвращать, когда этот разрыв прекратится. Мы специально сделали так, чтобы банк был заинтересован вернуть эти средства Центробанку поскорее, заместить их более дешевыми источниками. Даже вклады будут обходиться ему дешевле, чем ресурсы ЦБ».
«Допэмиссия банка (которую выкупит ЦБ) будет единственной докапитализацией банка ФК Открытие».
О ВЛИЯНИИ САНАЦИИ ОТКРЫТИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ ПО ИНФЛЯЦИИ:
«Финансовое оздоровление Открытия и средства, используемые Банком России на эти цели, никаким образом не повлияют на достижение таргета и на саму инфляцию.
Во-первых, масштабы финансового оздоровления одного банка не сопоставимы с финансовым рынком. Активы банковской системы более 80 триллионов рублей и в масштабах сектора это не такие значимые вложения. Во-вторых, средства финансовой поддержки будут предоставлены постепенно, не разово. В третьих, ликвидность на финансовом рынке будет абсорбирована Центробанком».
О ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В БАНКЕ ФК ОТКРЫТИЕ:
«Временная администрация работает всего лишь два дня, но по ее отчетам уже видно, что отток прекращается и ликвидность в банк начинает возвращаться. Во-первых, большое количество заявок на вывод средств было сформировано в последние дни перед введением временной администрации, в период неопределенности. Сейчас многие заявки уже отменяются клиентами, прежде всего это юридические лица и VIP-клиенты. Клиенты остаются. Более того, те клиенты, которые уходили, начинают возвращаться. Уверен, что вопросов с нехваткой ликвидности через очень короткий период времени в банке практически не будет.
Понятно, почему это происходит – любой профессиональный инвестор, особенно компании и VIP-вкладчики, очень прагматичны в своем поведении. В ситуации, когда ставки по привлечению средств в банке пока еще находятся на уровне банка частного, а риски – на уровне банка государственного, выбор профессионального инвестора абсолютно очевиден».
МОЖНО ЛИ ОЖИДАТЬ ТЕПЕРЬ СОКРАЩЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БАНКОВ ПО ФИКСИРОВАННОМУ РЕПО ПЕРЕД ЦБ:
«Я не думаю, что предоставление экстренной ликвидности отдельным банкам сильно повлияет на общий объем задолженности банков перед ЦБ по стандартным инструментам, предоставленным под залог ценных бумаг».
О ПРИМЕРНОЙ ОЦЕНКЕ «ДЫРЫ»:
«В периметр плана оздоровления войдет не только банк ФК Открытие, туда входят и банк Траст и Росгосстрах банк, и страховая компания Росгосстрах, и пенсионные фонды, всего в финансовой группе около 30 юридических лиц, и сейчас временная администрация оценивает риски и возможные потери всей этой группы компаний. По предварительным оценкам, с учетом того, что еще не все активы группы изучены временной администрацией, объем докапитализации по всей группе, который может потребоваться, находится в пределах 250-400 миллиардов рублей».
«В любом случае, сумма, требуемая на докапитализацию, будет гораздо меньше, чем та сумма, которая потребовалась бы на финансовое оздоровление группы Открытие по старой кредитной схеме, с учетом существующего дифференциала процентных ставок на рынке».
«Распределение этой докапитализации, отрицательных чистых активов по банкам и компаниям группы будет непропорциональным, это определит временная администрация».
О СРАВНЕНИИ СИТУАЦИЙ В ОТКРЫТИИ И БАНКЕ МОСКВЫ:
«Я считаю такие сравнения абсолютно некорректными по двум причинам. Во-первых, Банк Москвы был почти 10 лет назад, и если кто-то попытается сравнивать суммы, то 100 миллиардов рублей 10 лет назад и сегодня это разные величины. Сейчас принципиально иное решение – при оздоровлении Банка Москвы инвестором выступил другой банк, а в случае группы Открытие инвестором является Центробанк».
НА ЧТО ПОЙДУТ ВЫДЕЛЕННЫЕ СРЕДСТВА:
«Значительный объем средств нужно будет предоставить для поддержания деятельности Росгосстраха – системно значимой страховой организации, а также для того, чтобы завершить санацию банка Траст. Остальное пойдет на покрытие рисков, связанных с операциями самого банка ФК Открытие, в том числе, и с операциями, связанными с холдингом».
О ДОЛЕ ОПЕРАЦИЙ ОТКРЫТИЯ СО СВОИМИ АКЦИОНЕРАМИ:
«Сделки банка ФК Открытие с холдингом Открытие до момента введения временной администрации равнялись, согласно его отчетности, 24 процентам капитала банка. То есть, норматив не нарушался. Сейчас временная администрация определяет, каков же реальный объем финансирования банк предоставил собственникам, холдингу. Я допускаю, что это может быть больше, чем 24 процента».
«В большей степени для нас важно сделать оценку качества активов банков группы и определить какой объем докапитализации будет нужен для того, чтобы банк ФК Открытие и вся финансовая группа Открытие смогли бесперебойно осуществлять свою деятельность и развиваться».
О ПРОБЛЕМАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЛДИНГОВ:
«Временная администрация выявила недостатки системы управления рисками».
«Новое регулирование банковских холдингов, мы рассчитываем, будет рассматриваться Госдумой в осеннюю сессию, и наши предложения могут быть доработаны с учетом опыта и анализа сделок холдинга Открытие. Все операции банка с холдингом находятся сейчас на особом контроле».
О СУДЬБЕ ИНВЕСТИЦИЙ ХОЛДИНГА ОТКРЫТИЕ В БАНК:
«У холдинга порядка 100 миллиардов рублей инвестиций в банк ФК Открытие, и кроме того, что холдинг вкладывался в банк, и банк предоставлял ему кредиты. Разбор этих сделок потребует нескольких месяцев. Нам нужно будет «развязать» холдинг и банк.
Договоренности с собственниками такие, что мы в течение короткого периода времени вместе с ними будем изучать все сделки банка с холдингом, чтобы максимум средств вернуть в банк».
БУДУТ ЛИ СУБОРДЫ КОНВЕРТИРОВАНЫ В КАПИТАЛ:
«Мы не исключаем вероятности конвертации субординированных требований. Те субординированные кредиты, в условиях которых не предусмотрена конвертация, будут списаны, в силу закона (и те субординированные облигации, которые выпущены до 2013 года)».
«Но значение триггера – точная цифра (уровень достаточности капитала), и эта информация в случае наступления события-триггера будет раскрыта временной администрацией, что и определит сроки и объемы возможной конвертации или списания субордов».
ОФЗ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОКАПИТАЛИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧИЛО ОТКРЫТИЕ, ТОЖЕ БУДУТ СПИСАНЫ?
«ОФЗ были переданы Агентством по страхованию вкладов (АСВ) банку ФК Открытие в счет предоставления субординированного кредита. Поэтому, если событие триггера произойдет, то ОФЗ останутся в собственности ФК Открытие, а кредитные требования АСВ по субординированному кредиту будут трансформированы в акции банка. Если впоследствии временная администрация обнаружит в банке отрицательный капитал, то акции, принадлежащие АСВ, будут списаны перед новой допэмиссией. АСВ в этом случае понесет убытки. Эти убытки будут постепенно покрываться в процессе текущей деятельности АСВ».
О СДЕЛКЕ С РОСГОССТРАХОМ:
«Можно считать, что сделка закрыта. Сам банк долгое время не закрывал эту сделку по причине того, что покупка Росгосстраха была построена на кредитах и при оформлении сделки банку пришлось бы исключить из своего капитала размер капитала Росгосстраха, потому что это финансовая компания. Поскольку частные акционеры могли этого бояться, они не показывали реальное положение вещей и говорили, что сделка до сих пор не закрыта.
Если уж ЦБ решил взяться за финансовое оздоровление, мы отразим все, как положено, и сейчас идет завершение процесса реального отражения вложений на балансе банка. Это же касается и трех пенсионных фондов».
ОБНАРУЖИЛ ЛИ ЦБР ПРИЗНАКИ ВЫВОДА СРЕДСТВ В ХОЛДИНГЕ?
«Временная администрация приостановила определенное количество сделок, которые сейчас находятся на особом контроле, так и некоторых сделок, которые были заключены за считанные дни до ввода временной администрации. Это незначительная сумма и рабочие моменты, которые будут разбираться на плановой встрече с акционерами. Они проходят несколько раз в неделю».
«Сначала нужно определить ситуацию, увидеть, что есть, а чего нет, а потом делать выводы. Пока акционеры группы Открытие конструктивно сотрудничают с Банком России, и топ-менеджмент тоже».
КАК СУЩЕСТВУЮЩИЕ АКЦИОНЕРЫ БУДУТ ПОМОГАТЬ ВОССТАНАВЛИВАТЬ БАНК:
«Единственным образом – сотрудничеством. Существующие акционеры активно и конструктивно сотрудничают с временной администрацией и Банком России».
ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ДАЛИ ДЕНЕГ БАНКУ?
«До принятия решения о введении временной администрации и участии Банка России в финансовом оздоровлении Открытия, нами были изучены все возможные варианты финансовой помощи и самооздоровления, которые предлагали акционеры. Было несколько предложений от них, но ни один из этих вариантов не приводил к реальному улучшению финансовой устойчивости группы».
«Средств у акционеров было явно недостаточно, а принимать какие либо схемные, структурные сделки между банком и страховой компанией мы просто не имеем права.
Я приведу пример. В международном регулировании есть асимметрия с точки зрения расчета капитала. Если в капитал банка внести акции страховой компании, то из его капитала нужно будет вычитать эту сумму, а если в капитал страховой компании внести акции банка по рыночной стоимости, то капитал компании внезапно вырастет на всю эту сумму и вычитать его не нужно. Мы прекрасно понимаем, что это средства лишь на бумаге. Сделки такого типа мы принять, конечно, не могли».
КОГДА АКЦИОНЕРЫ ЭТО ПРЕДЛАГАЛИ?
«Вся эта работа с собственниками велась на протяжении первого полугодия 2017 года».
ЧТО ЦБ ПРЕДПРИНИМАЛ, ЕСЛИ ВИДЕЛ ПРОБЛЕМЫ У БАНКА С ОСЕНИ 16Г?
«На протяжении 2015-2016 и начала 2017 года банковский надзор применил к банку ФК Открытие 43 меры воздействия, это только требования по доформированию резервов. Сумма по резервам – около 80 миллиардов рублей и корректировка капитала – примерно на 20 миллиардов рублей».
«То есть с банком велась надзорная работа, выявлялись схемные операции. Банк выполнял все требования регулятора».
«В сентябре 2016 года мы стали готовить комплексную проверку, которая началась в мае этого года. Она готовилась несколько месяцев, потому что это было для нас впервые – проверять не только банки, но и в комплексе все компании группы. Мы одновременно вышли во все 30 юридических лиц холдинга и проверка длилась долго, в банке она еще даже не завершилась.
В ходе комплексной проверки нам стало понятно, что нужно готовить либо план самооздоровления, либо финансового оздоровления. Были проведены переговоры с основными акционерами, которые участвовали в управлении банком, и они стали предлагать различные варианты поддержки банка. После совместного рассмотрения предлагаемых вариантов акционеры обратились в ЦБ с просьбой о плане участия Фонда консолидации в банке ФК Открытие».
ЦБ НЕ ИСКАЛ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ИНВЕСТОРОВ?
«Банк России изначально не рассматривал вариант поиска частного инвестора и не делал предложений никаким потенциальным инвесторам по той причине, что ФК Открытие очень крупный банк и для него не найти еще более крупного инвестора, во-вторых, мы не готовы больше использовать кредитный механизм оздоровления, особенно в таких о