ОБЗОР СМИ
Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 15 сентября 2017 года
Сегодня Совет директоров Банка России решил снизить ключевую ставку до 8,50% годовых.
И я остановлюсь на факторах, которые мы учитывали, принимая это решение.
Во-первых, инфляция устойчиво находится вблизи 4%. В августе она составила 3,3% после краткосрочного повышения до 4,4% в июне. Подобные колебания цен, вызванные временными факторами, мы считаем небольшими, они не вызывают опасений. И мы не рассматриваем их как отклонение от цели.
Здесь, позвольте, я отвлекусь немного, это важно.
Инфляция достигла 4%, и мы хотели бы дополнительно уточнить описание цели.
Нашей целью является инфляция вблизи или около 4%. Почему «вблизи»? Потому что она может колебаться вверх и вниз вокруг 4%.
Далее. Раньше мы говорили о горизонте достижения цели, то есть определяли точку, устанавливали конкретный период (например, конец 2017 года), когда мы достигнем целевого значения. Теперь у нас эта цель становится постоянной.
Мы также обсуждали введение числового коридора допустимых колебаний инфляции. Но сейчас считаем это нецелесообразным. В каждом случае мы будем анализировать и разъяснять характер факторов, вызвавших ту или иную динамику цен. Они могут быть разной природы и разного горизонта действия. Корректирующие меры мы будем принимать только в случае рисков существенного и устойчивого отклонения инфляции от цели.
Именно в силу того, что факторы отклонения инфляции от цели бывают разной природы и разного горизонта действия и не всегда требуется применять специальные меры, сейчас мы не считаем нужным устанавливать коридор.
Например, если плохой урожай приводит к существенному, но краткосрочному отклонению инфляции от цели и это не отражается на инфляционных ожиданиях, мы не будем реагировать в такой ситуации.
Напротив, если временные факторы оказывают влияние на инфляционные ожидания и это создает угрозу устойчивого и продолжительного отклонения инфляции от цели, то потребуются меры с нашей стороны.
Мы также можем действовать на упреждение, заранее стремясь ограничить отклонение инфляции от 4%, если видим, что факторы отклонения будут устойчивы на прогнозном горизонте.
И мы считаем, что введение формального коридора может породить неверные ожидания наших действий.
Вернемся к нынешней ситуации.
Летние изменения инфляции от 4,4 к 3,3% – это не отклонения от цели – это колебания в рамках цели. Эти колебания небольшие. Инфляция находится вблизи 4%.
Учитывая характер динамики цен, мы оцениваем текущее сохранение инфляции около 4% как устойчивое. Уже сейчас инфляционные процессы довольно однородны по группам товаров и по регионам. Все больше товаров и услуг, цены на которые растут темпами около 4% в год. Цены на товары и услуги, которые слабо подвержены действию конъюнктурных факторов, находятся вблизи 4%. Это отражают и наши расчетные показатели с исключением неустойчивых и волатильных компонентов потребительской корзины.
Временные колебания инфляции имеют естественный характер, но в России они остаются существенными, что связано со структурными факторами формирования цен. К ним относятся высокая доля продовольствия и импорта в потреблении, выраженная сезонность в динамике цен на некоторые группы товаров и услуг. Действие этих факторов у нас усиливается «незаякоренными» инфляционными ожиданиями. Все это делает инфляцию чувствительной к динамике валютного курса, конъюнктуре мировых продовольственных рынков, ситуации с урожаем.
В частности, волатильность инфляции, которая проявилась в последние месяцы, является следствием колебаний продовольственных цен. Несмотря на инвестиции в сельское хозяйство, узкие места сохраняются. Это касается прежде всего мощностей для хранения, транспортировки и переработки продукции, что влияет на сохранность урожая и приводит к неустойчивости динамики продовольственных цен. Их волатильность сама по себе не несет рисков для закрепления инфляции около 4%. Но она может влиять на скорость снижения инфляционных ожиданий и, как следствие, на требуемую жесткость денежно-кредитной политики.
Второй фактор, который учитывал Совет директоров, принимая решение по ставке, – это снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса, которое возобновилось в августе после небольшого роста в июле.
В настоящий момент инфляционные ожидания населения достигли исторического минимума в 9,5%. Однако это все еще высокий уровень. Более того, инфляционные ожидания не «заякорены», то есть их чувствительность к временным факторам остается высокой. Это же характерно и для инфляционных ожиданий бизнеса. И такой характер инфляционных ожиданий усиливает проинфляционные риски в случае реализации каких-либо шоков. В этих условиях сохраняется необходимость поддерживать достаточно жесткую денежно-кредитную политику при постепенном ее смягчении.
В-третьих, денежно-кредитные условия формируются не только на основе уже принятых решений по ключевой ставке, которые, кстати, транслируются в экономику постепенно, но и с учетом ожиданий будущих действий Банка России по ставке, причем не только краткосрочных, но и на среднесрочную перспективу.
Это отражается в том, что процентные ставки по депозитам и кредитам снижаются быстрее, чем ключевая ставка. В частности, с начала года ключевая ставка снизилась на 1 п.п., до 9% годовых (до сегодняшнего дня), а ставки по долгосрочным кредитам – на 1,8 п.п., примерно до 10% годовых, по долгосрочным депозитам – на 1,2 п.п., до около 8% годовых.
В текущий момент денежно-кредитные условия и их изменение способствуют постепенному восстановлению потребительского спроса. Начавшийся переход от сберегательной модели поведения населения к росту потребления происходит плавно. Норма сбережения снизилась, в том числе за счет оживления на рынке потребительского кредитования.
В условиях роста экономики усиление потребительской активности – это естественный процесс. Увеличиваются розничные продажи. Опросы говорят о том, что люди готовы все чаще совершать крупные покупки. Восстанавливается спрос на товары длительного пользования. Но, как мы уже неоднократно подчеркивали, важно, чтобы этот процесс происходил постепенно и не приводил к перегреву экономики и давлению на инфляцию. Сейчас этого не происходит. Источником роста потребительских расходов в большей степени служит увеличение заработных плат, а не кредиты. В свою очередь, в целом по экономике повышение зарплат пока идет сбалансированно с ростом производительности труда и не имеет проинфляционного эффекта.
В-четвертых, снижение инфляции происходит одновременно с ускорением роста экономической активности.
Рост ВВП в II квартале превзошел наши ожидания и ожидания многих экспертов. В III квартале экономика продолжает расти. Ситуация в экономике и на рынке труда, где безработица стабилизировалась на уровне немного выше 5%, близка, по нашей оценке, к равновесию. Учитывая результаты II квартала, мы повысили базовый прогноз темпов экономического роста на этот год до 1,7–2,2%.
Однако наш взгляд на развитие экономики и внешние условия в среднесрочной перспективе не изменился. Мы по-прежнему полагаем, что в первом полугодии 2018 года цена на нефть может снизиться и будет оставаться в среднем примерно на уровне $40 за баррель в реальном выражении. Прирост ВВП не превысит 2%. Учитывая, что экономика уже сейчас близка к равновесию, ускорение экономического роста не будет сопровождаться усилением инфляционного давления только при снятии структурных ограничений.
Далее – о платежном балансе.
На трехлетнем горизонте сальдо текущего счета будет следовать прежде всего за ценами на нефть. В 2019–2020 годах сальдо будет слабоположительным, а в отдельные кварталы не исключен его уход в отрицательную область. Это не будет оказывать существенного влияния на валютный курс.
Кстати, иногда мы видим прогнозы валютного курса, которые опираются на отдельные «выхваченные» статьи платежного баланса (только текущий счет или только потоки капитала). Такой подход неверный. Необходимо в целом оценивать платежный баланс, его статьи тесно взаимосвязаны, особенно в условиях плавающего курса. Счет текущих операций соответствует сальдо финансового счета платежного баланса с учетом изменения валютных резервов. При этом для текущего счета характерны сезонные колебания – в I и IV кварталах он, как правило, выше, в II–III – пониже. Соответственно, изменяется и сальдо финансового счета.
Наконец, несколько слов о рисках для инфляции. Учитывая, что мы достигли нашу цель – инфляцию вблизи 4%, теперь возможны риски ее отклонения не только вверх, но и вниз. При этом рисками мы называем предпосылки к существенному и устойчивому во времени отклонению инфляции от 4%. Сейчас есть факторы, которые толкают инфляцию вниз, но в целом инфляционные риски смещены вверх и имеют среднесрочный характер.
Что касается рисков существенного отклонения инфляции вниз, по нашим оценкам, оно может произойти под влиянием уже упомянутой динамики продовольственных цен, однако мы считаем, что оно не будет устойчивым. Другим фактором может стать повышение цен на нефть, которое мы рассматриваем как альтернативный сценарий.
В части проинфляционных рисков в фокусе нашего внимания остается высокая неопределенность внешнеэкономических условий, их влияние на инфляцию, курсовые и инфляционные ожидания.
К превышению инфляции 4% может привести более быстрый, чем позволяют возможности производства, рост потребительской активности.
Инфляционные риски представляет и возможное усиление дефицита кадров, которое способно привести к отставанию роста производительности труда от увеличения заработных плат в отдельных отраслях экономики. Этот эффект может смягчить трудовая миграция из-за рубежа, которая оказывает сдерживающее влияние на динамику реальной заработной платы. Особенно заметны эти процессы в таких отраслях, как строительство, торговля, сельское хозяйство. Однако использование дешевого труда в среднесрочной перспективе снижает стимулы к поиску эффективных технологий, что может отразиться и в замедлении темпов роста производительности труда.
С учетом баланса рисков для инфляции Банк России допускает возможность снижения ключевой ставки в ближайшие полгода. Мы будем смягчать денежно-кредитную политику плавно, учитывая ситуацию в экономике и динамику инфляции, оценивая эффект от уже принятых нами решений, а также влияние прогнозов участников рынка по ключевой ставке на динамику денежно-кредитных условий. Сейчас они формируются в соответствии с нашими ожиданиями.
Инфляция достигла цели 4%, но на самом деле мы находимся только в начале пути по обеспечению ценовой стабильности. Повторюсь, нам еще предстоит закрепить инфляцию вблизи цели, снизить и «заякорить» инфляционные ожидания, укрепить доверие к политике Центрального банка. В этих условиях мы будем придавать большее значение проинфляционным рискам, чем факторам противоположного действия.
По мере того как инфляция в 4% станет привычным ориентиром для бизнеса, финансовых институтов, домашних хозяйств, станет возможным завершение перехода от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике. Основные принципы и подходы к денежно-кредитной политике в предстоящие три года мы представим в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые опубликуем сегодня.
Банки наращивают розничное кредитование
За восемь месяцев 2017 года розничный кредитный портфель банков вырос на 7,0%1 – до 11,5 трлн рублей. Этот показатель стабильно находится в положительной зоне с февраля текущего года, говорится в информационно-аналитическом материале «О динамике развития банковского сектора Российской Федерации в августе 2017 года», публикуемом на сайте Банка России.
Результаты восьми месяцев 2017 года говорят о существенном приросте основных показателей деятельности кредитных организаций: активы банковского сектора увеличились на 4,5%; кредиты экономике – на 3,5%, в том числе кредитование нефинансовых организаций – на 2,3%. Значителен прирост вкладов населения, которые выросли с начала года на 5%.
Прибыль восьми месяцев текущего года в размере 997 млрд рублей превысила финансовый результат 2016 года (930 млрд рублей).
1 На формирование относительных показателей по банковскому сектору оказывает влияние динамика курса рубля, а также отзыв и аннулирование лицензий ряда кредитных организаций, за исключением случаев аннулирования лицензий в связи с реорганизацией. Поэтому для более корректного отражения фактической динамики основных показателей банковского сектора приводятся данные с исключением влияния валютного курса по кредитным организациям, действовавшим на последнюю отчетную дату (включая ранее реорганизованные банки).
X Глобальный форум Альянса за финансовую доступность пройдет в 2018 году в России
Банк России стал победителем конкурса на проведение юбилейного, Х Глобального форума Альянса за финансовую доступность (АФД) в 2018 году. Об этом было объявлено 15 сентября 2017 года на торжественной церемонии в ходе ежегодного Глобального форума АФД, который прошел в Шарм-эль-Шейхе (Египет).
Международная организация Альянс за финансовую доступность объединяет регулирующие финансовые органы 95 государств, в том числе из всех стран – участниц БРИКС, и занимается вопросами расширения доступа к финансовым услугам, а также повышения их качества. Банк России является членом Альянса за финансовую доступность с 2014 года.
Глобальный форум, главное мероприятие АФД, на котором собираются все члены для выработки и принятия стратегических решений, проходит ежегодно в сентябре. В текущем году заявки на проведение следующего Глобального форума были поданы несколькими членами Альянса, и после изучения заявки российского регулятора было принято решение провести Глобальный форум – 2018 в г. Сочи (Россия). Он станет первым Глобальным форумом, который пройдет в регионе Центральной и Восточной Европы.
При выборе победителя, согласно регламенту, учитывались усилия претендента в области повышения финансовой доступности, уровень социально-экономического развития, наличие необходимой инфраструктуры, а также возможность страны обеспечить должный уровень безопасности мероприятия. Необходимо отметить, что руководство Альянса за финансовую доступность неоднократно подчеркивало лидирующую роль Банка России в деятельности организации.
На торжественной церемонии закрытия IX Глобального форума символический гонг был вручен руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых слуг Банка России Михаилу Мамуте и Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в Арабской Республике Египет Сергею Кирпиченко, которые выступили с благодарственной речью.
«Финансовые среды» от Банка России научат грамотно обращаться с финансами
20 сентября в 19:00 в Центральной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова (ул. Бауманская, д. 58/25, стр. 14) пройдет первая открытая лекция из цикла «Финансовая среда», организованная Центральным банком Российской Федерации.
Цикл открытых лекций «Финансовая среда» будет проходить по средам в московских библиотеках. Представители Банка России, эксперты по финансам, журналисты и блогеры обсудят сложные финансовые вопросы и в доступной форме расскажут слушателям о ключевых правилах финансового поведения, которые помогут избежать ошибок и финансовых потерь.
Первая лекция посвящена самым актуальным темам: почему денег обычно не хватает, сколько бы их ни было, как грамотно сбалансировать доходы и расходы, сколько нужно откладывать ежемесячно, – на эти и другие вопросы ответят руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута и директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. Лекторы также расскажут об эффективных приемах управления личными финансами и инструментах, которые в этом помогают, а также обсудят со слушателями типичные ошибки в обращении с деньгами.
Проект «Финансовая среда» продлится до конца 2018 года. На следующих лекциях эксперты расскажут, как лучше сберегать и приумножать свои деньги, как взять кредит и не увязнуть в долгах, как научиться понимать суть экономических новостей и не пугаться их сложности. Лекции ориентированы на широкую аудиторию с разным уровнем знаний о финансах и экономике.
Вход на мероприятие свободный, но количество мест ограничено. Необходима предварительная онлайн-регистрация на сайте finsreda.com. Там же можно ознакомиться с расписанием лекций.
Набиуллина: Банк России будет постепенно выходить из «Программы 6,5%»
Банк России будет постепенно выходить из «Программы 6,5%», сообщила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, выступая на съезде «Опоры России». По ее словам, необходимо снижать ставки по кредитам для всего малого бизнеса, а не только для тех, кто имеет доступ к данной программе.
«В условиях рецессии ЦБ нарастил фондирование «Программы 6,5» с 50 миллиардов до 150 миллиардов рублей, но в общем объеме это не очень большая программа. Мы ее развивали как антикризисный инструмент, будем плавно из нее выходить по мере того, как будут снижаться ставки в экономике для бизнеса. Здесь важнее снизить ставки для всего малого бизнеса, а не только для тех, кто имеет доступ к «Программе 6,5». Механизм выхода из этой программы, где-то поддержки правительства вместо ЦБ, мы обсудили с Минэкономики, с Корпорацией МСП. В большей степени мы эту программу будем ориентировать на региональные банки, банки с базовой лицензией», — сказала она.
«Программа 6,5%» создана Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития и Банком России в конце 2015 года для льготного кредитования субъектов МСП. Кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимателям по этой программе, получают возможность брать определенный объем (лимит) средств у Банка России по ставке 6,5% годовых и потом направлять его для кредитования бизнесменов. При этом Корпорация МСП становится поручителем кредита, предназначенного тому или иному предприятию-заемщику.
Маржа банков при выдаче кредита малому бизнесу ограничена в программе в 4 процентных пункта, среднему бизнесу — в 3 дополнительных п. п. Корпорация МСП добавляет 0,1 п. п. за свое поручительство. В итоге заемщики могут кредитоваться по конечной ставке 10,6% годовых для среднего предпринимательства и 9,6% для владельцев малых предприятий.
Банки минимизируют риски мошенничества при удаленной идентификации вкладчиков
Банк России видит риски, связанные с внедрением удаленной идентификации клиентов банков, и сейчас обсуждает с банкирами и технологическими компаниями, как «закрыть» их. Об этом сообщил замначальника Главного управления безопасности и защиты информации ЦБ РФ Артем Сычев на форуме Ассоциации банков России.
Правительство в целом поддержало законопроект об удаленной идентификации, документ рассмотрят в Госдуме в скором времени. Задача, стоявшая перед разработчиками законопроекта заключена в упрощении доступа к банковским продуктам и услугам. Люди, которые хотя бы раз придут в офис какого-либо банка, предъявят там паспорт и согласятся зарегистрировать свои биометрические образцы (сказать несколько слов перед видеокамерой), позднее смогут стать клиентами других банков, ни разу не посетив их отделения.
Однако, никто не может поручиться в том, что банк не предложит им лично явиться в офис. тем не менее, персональные данные, в том числе запись голоса и изображение лица, будут храниться в системе госуслуг (ЕСИА). При этом правительство предложило дать банкам право проводить онлайн-конференцию, если возникают сомнения с установлением личности, а также отметило необходимость оценки рисков, возникающих при использовании удаленной идентификации.
В США уже более 70 процентов счетов открываются удаленно. В России этот механизм должен помочь решить проблему крайне низкой конкуренции на рынке банковских услуг. Эта проблема есть даже в Москве, где сосредоточены головные офисы более половины всех банков. Удаленная идентификация даст возможность любому человеку, где бы он ни жил, открыть счет в любом из представленных в России банков, конкуренция между ними резко возрастет. Правда, легкий доступ к новым инструментам обостряет другую проблему — как уберечь человека от необдуманных и опасных действий «в два клика».
В ЦБ возьмутся за обучение кадров в области информационной безопасности
Банк России планирует заняться повышением квалификации специалистов в области информационной безопасности. Об этом сообщил на форуме «Банки России — XXI век» замглавы департамента информационных технологий ЦБ Артем Сычев.
Ранее он отмечал проблему нехватки высококвалифицированных кадров. Особенно остра эта проблема, по мнению Сычева, для высокотехнологичных и активно развивающихся банков. «Скоро будет второй круг обсуждения рекомендаций по квалификационным требованиям к специалистам по безопасности. Очень надеюсь, что в середине года мы их выпустим. После этого мы будем двигаться в сторону формирования образовательного стандарта», — говорил он в интервью РБК в феврале.
По словам Сычева, департамент постепенно будет выходить на работу с вузами.
Еще одной проблемой он назвал недостаточную осведомленность населения в вопросах, связанных с информационной безопасностью. По словам Сычева, если когда-то жертвами мошенников были, как правило, пожилые люди, то сейчас это часто лица до 40 лет, которые активно пользуются современными гаджетами и «слишком доверяют технологиям».
ЦБ решил пойти на уступки аудиторам
По результатам обсуждения законопроекта по реформе аудиторского рынка, в том числе с аудиторами в регионах, часть норм может быть скорректирована. Об этом «Коммерсанту» рассказала руководитель департамента по корпоративному управлению ЦБ Елена Курицына.
Например, в части круга организаций, которые должны будут привлекать для проведения аудита организации, включенные в реестр Банка России, отметила она. Ожидается, что проект поправок к закону, разработанный совместно ЦБ и Минфином, будет направлен на согласование первому вице-премьеру Игорю Шувалову в ближайшие дни (именно он и был инициатором реформы отрасли) и после этого в существующем виде принят в первом чтении. Корректировки же будут внесены уже ко второму чтению проекта в Госдуме.
Изначально ЦБ и Минфин планировали, что к аудиту общественно значимых организаций (ОЗО) будут допускаться лишь аудиторские компании из реестра ЦБ. К ОЗО относятся все ПАО, банки, эмитенты, страховые компании, клиринговые организации, биржи, профучастники, бюро кредитных историй (БКИ), негосударственные пенсионные фонды (НПФ), госкорпорации и госкомпании, управляющие компании (УК), компании, имеющие долю госучастия более 25% или составляющие консолидированную отчетность. При этом требования для попадания компаний в реестр ЦБ жесткие: не менее семи аудиторов в штате и трехлетний опыт аудита ОЗО.
Как пояснила Курицына, к моменту второго чтения законопроекта ЦБ предложит, чтобы требование иметь аудитора строго из реестра ЦБ распространялось лишь на общественно значимые организации, работающие на финансовых рынках. Остальные же ОЗО могут выбирать аудитора «другого эшелона», отметила она.
Еще один важный вопрос, который предстоит решить ЦБ ко второму чтению проекта: что делать с аудиторами ОЗО финрынка, которые уже начали проверку компании, но были исключены из реестра. «Первый вариант, наиболее реализуемый, в такой ситуации: фирма может оставить себе исключенного аудитора до полного завершения его работы, — рассказала Курицына. — Второй — это введение «листа ожидания», из которого в случае дискредитации одного аудитора можно будет выбрать другого». На практике это возможно, если исключенный из реестра аудитор только приступил к работе по проверке, уточнила она.
Банки узнают о смене телефона клиента без его согласия
Банки и мобильные операторы могут без согласия абонента обмениваться данными о том, что тот сменил сим-карту, номер телефона (при сохранении той же сим-карты) или больше не обслуживается. Такие данные не относятся к сведениям об абоненте. Это следует из письма Минсвязи, опубликованного на сайте Национальной платежной ассоциации.
Обмен данными нужен для борьбы с мошенниками: злоумышленник перевыпускает сим-карту у оператора связи (например, по поддельным документам или по сговору с сотрудником салона) и получает доступ к информации, которую банк высылает на номер своего клиента. А сим-карта настоящего клиента банка блокируется. «Завладев доступом только к сим-карте, похитить деньги невозможно, – объяснял сотрудник одного из операторов связи. – Нужно получить еще, например, номер банковской карты или логин и пароль от мобильного банка. Это трудоемкая работа, но такие вещи, как правило, делаются под заказ, крадутся в основном большие суммы».
Из письма Минсвязи следует, что операторы и сейчас могут предоставлять банкам информацию, необходимую для борьбы с мошенниками, говорит исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев. По его словам, для этого банкам не нужны персональные данные, для передачи которых необходимо согласие, а только, например, сведения о заражении телефона вирусом или о факте перевыпуска сим-карты.
Без узкого места
До этого банки и операторы считали, что в законе есть узкое место, объясняет Мехтиев (закон неоднозначно разрешает обмен такой информацией без согласия клиента), и даже выступили с инициативой внесения поправок. Сейчас получается, что они могут заключать прямые договоры и без изменения закона, делает вывод он.
Впрочем, некоторые банки уже сейчас получают такую информацию от операторов: они прописывают это условие в договорах с клиентами. Например, в пользовательском соглашении «Сбербанк онлайн» говорится, что банк может предоставлять оператору информацию о номере мобильного телефона клиента и получать от оператора сведения о фактах замены сим-карты, смены номера, прекращения его использования, наличия вредоносного программного обеспечения на мобильном устройстве и т. д. Банк же имеет право передать согласие клиента оператору, говорится там же.
«Мегафон» приветствует разъяснение Минкомсвязи, сказал его представитель. И все же он полагает, что для устранения правовых неопределенностей потребуется точечное изменение законодательства о связи.
ЦБ уже готовит соответсвующий законопроект и ведет консультации, следует из ответа его представителя. Регулятор полагает, что обмен информацией должен быть в равной степени доступен всем участникам финансового рынка. А тарифная политика должна предусматривать компенсацию затрат операторов связи на оказание данного сервиса. Рассматриваются различные варианты для обмена, говорит представитель ЦБ, в том числе и централизованный обмен информацией.
«ВТБ 24» и розничный бизнес ВТБ работают в строгом соответствии с законодательством, в том числе в вопросах проверки подлинности клиентских данных, заявил представитель группы ВТБ: «Мы не проводим подобный обмен информацией». По его мнению, централизованная база данных сотовых операторов может способствовать снижению уровня мошенничества.
Обмен данными через единую систему возможен, если стоимость услуг по предоставлению информации будет определяться на основании договора и если будет налажен двусторонний обмен между банками и операторами, т. е. операторы будут также вправе запрашивать информацию у банков о клиентах, заявил представитель «Мегафона».
«На мой взгляд, проблему борьбы с мошенничеством за счет получения контроля над сим–картами можно решить уже сейчас, а создание централизованной системы и еу отладка займут, по меньшей мере, несколько лет», – указывает Мехтиев. Такая централизованная система, может быть, и нужна, но для каких-нибудь других целей, заключил он.
Правительство в ноябре подготовит постановление о поэтапном введении «пакета Яровой»
Постановление правительства, предусматривающее поэтапное введение в действие антитеррористического пакета законов, будет подготовлено в ноябре, сообщил журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович.
По его словам, юристы подтвердили, что для поэтапного введения «пакета Яровой» не нужно вносить изменения в законодательство.
Пакет антитеррористических поправок с 1 июля 2018 года обязывает операторов связи в течение трех лет хранить данные о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображений, звуков и видео. Самый «тяжелый» контент — изображения, звуки и видеоинформацию — операторы должны хранить до полугода. Всю эту информацию операторы также обязаны предоставлять по запросу спецслужб.
«Мы можем это сделать нормами постановления правительства, без поправок (поэтапное введение в действие «пакета Яровой») в закон, мы это сейчас обсуждаем. В ближайшее время готовятся документы, по-моему, там срок — ноябрь», — сказал он.
В «Сбербанк Онлайн» появилась функция оплаты налогов по QR-кодам
Сбербанк запустил обновленное приложение «Сбербанк Онлайн» для Android и iOS с возможностью оплаты налогов по QR-кодам.
Помимо оплаты налогов приложение позволяет произвести оплату по QR- и штрихкодам, которые содержатся на квитанциях, — например, за услуги ЖКХ, штрафы ГИБДД и др. Для этого достаточно навести камеру телефона на QR- или штрихкод на платежном документе. Приложение распознает информацию и автоматически подставит ее в поля оплаты. Функция находится в разделе «Платежи».
«В прошлом году наши клиенты совершили более 100 миллионов налоговых платежей через Сбербанк. Мы ожидаем, что в 2017 году таких платежей станет еще больше. Для удобства наших клиентов мы запустили функцию распознавания QR-кода, которая позволяет оплатить налоги всего за минуту, не требуется указывать какие-либо реквизиты. Не нужно тратить время на поход в отделение дл