ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
- нпс Президент России Владимир Путин потребовал ввести в госкомпаниях систему единых расчетных центров (казначейств)
А также привязать доход топ-менеджеров к ключевым показателям эффективности (КПЭ). Государство с начала года пытается реформировать подконтрольные ему бизнес-структуры, и казначейская система наряду с КПЭ является одним из основных элементов этой реформы.
Владимир Путин попросил навести порядок в бюджетах госкомпаний и создать в них «что-то вроде казначейств». Необходимо создать в них единые расчетные центры, «которые обеспечат прозрачность и оптимизацию денежных потоков, эффективное управление», чтобы головные компании видели, как расходуются средства в дочерних компаниях, сказал президент России, обращаясь с посланием к Федеральному собранию. Кроме того, Владимир Путин предложил ввести в компаниях, где государству принадлежит более 50% акций, систему КПЭ. «Оплата труда руководства должна прямо соотноситься с достигнутыми результатами»,— пояснил президент.
Речь идет об уже давно идущих программах по реформированию управления госкомпаний. Так, единую систему КПЭ, учитывающую привязку бонусов топ-менеджмента к результатам работы компаний, правительство разрабатывает в течение всего года. Кроме того, как ранее сообщал “Ъ”, Росимущество еще 20 августа направило госкомпаниям директиву о создании единого казначейства.
О создании такой системы до конца июня 2015 года уже сообщали «Россети»: по мнению компании, это позволит сократить затраты в условиях падения ликвидности финансовых рынков. Те же сроки по созданию единых казначейств намечены также в материалах «РусГидро» и Федеральной сетевой компании. Совет директоров «Интер РАО» планировал рассмотреть директиву Росимущества 29 сентября. Ряд госкомпаний уже объединили казначейства либо включили в систему основные активы, например «Росатом», «РусГидро», Объединенная судостроительная корпорация, «Газпром». В «Росатоме», где аналогичная система действует уже несколько лет, поясняли, что финансовая система позволяет перераспределять средства от компаний, имеющих свободные средства, тем, кто нуждается в дополнительном финансировании, а также экономить на выплатах процентов.
Банк России станет единственным расчетным центром для MasterCard в России
Сейчас расчетными центрами в России для MasterCard и Visa служат госбанки Сбербанк и ВТБ
ВАШИНГТОН, 4 декабря. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. ЦБ РФ станет единственным расчетным центром для MasterCard в России, сообщил ТАСС исполнительный директор MasterCard Аджай Банга после выступления в Национальном клубе печати в Вашингтоне.
«Через Центральный банк», — сказал Банга, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС о том, будет ли MasterCard в РФ проводить расчеты через ЦБ или через один из российских банков.
В ноябре российские СМИ сообщали, что международные платежные системы Visa и MasterCard лишатся в России права выбирать расчетные банки и должны будут перевести расчеты под контроль Банка России. Изначально планировалось, что международные платежные системы передадут Центробанку право на клиринг и процессинг.
По данным СМИ, о переводе расчетов Visa и MasterCard под контроль ЦБ говорилось в проекте трехстороннего соглашения международных платежных систем (МПС), Национальной системы платежных карт (НСПК) и Банка России.
По соглашению, МПС будут выступать операторами, НСПК — выполнять функции процессинга и клиринга, а ЦБ — проводить расчеты между банками — участниками систем, то есть выступать расчетным банком для МПС.
Сенатор Журавлев: «Деноминация рубля в нынешних условиях не имеет экономического смысла»
Деноминация рубля в нынешних условиях не имеет экономического и эргономического смысла, считает заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев.
«У нас нет опережающего роста денежной массы и гиперинфляции, когда немного стоящие миллионы рублей требуется превращать в сотни, чтобы удобнее было проводить расчеты и пользоваться наличными», — сказал Журавлев порталу Банки.ру, комментируя выдвинутую накануне инициативу провести деноминацию рубля.
В среду первый зампред комитета Госдумы по региональной политике Роман Худяков заявил о возможности проведения деноминации рубля в связи с падением его курса. По мнению депутата, население России только выиграет от реализации данной инициативы. С ним не согласился депутат, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Он считает, что в существующих условиях даже говорить о деноминации нацвалюты РФ вредно.
Национальный Клиринговый Центр присоединит другую структуру, увеличит уставный капитал на 1,5 млрд рублей
АКБ «Национальный Клиринговый Центр» будет реорганизован в форме присоединения к нему АО «ФБ-2», выделяемого из ЗАО «Фондовая биржа ММВБ». Соответствующее решение принято 1 декабря акционером НКЦ — ОАО «Московская биржа ММВБ-РТС», свидетельствует информация на сайте финучреждения.
Уставный капитал НКЦ будет в результате увеличен чуть больше чем на 1,5 млрд рублей — с 16,67 млрд до 18,17 млрд — за счет конвертации акций присоединяемой организации в дополнительные акции НКЦ. Как поясняется, одна обыкновенная акция «ФБ-2» будет конвертирована в 15,79 обыкновенной акции НКЦ. Разница в 1,405 млрд рублей между номинальным объемом допэмиссии и уставным капиталом АО «ФБ-2» будет покрыта за счет собственных средств (нераспределенной прибыли) последнего.
ЗАО «АКБ «Национальный Клиринговый Центр» ведет деятельность по банковской лицензии и выполняет функции клиринговой организации и квалифицированного центрального контрагента на российском финансовом рынке. НКЦ в начале августа присоединил ЗАО «Клиринговый центр РТС» и ЗАО «НКО «Расчетная палата РТС», в результате чего также увеличил свой уставный капитал на 1,5 млрд — до 16,67 млрд рублей.
ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ
БАНК РОССИИ
- нпс Проект указания Банка России «Об организации взаимодействия и получении операционных услуг и услуг платежного клиринга по переводам денежных средств с использованием международных платежных карт»
Проект указания устанавливает случаи, сроки, порядок и условия организации взаимодействия с операционным центром национальной системы платежных карт (далее – НСПК) и платежным клиринговым центром НСПК, а также получения операционных услуг от операционного центра НСПК и услуг платежного клиринга от платежного клирингового центра НСПК для кредитных организаций при осуществлении переводов денежных средств с использованием международных платежных карт, а также платежных систем, в рамках которых определяются правила эмиссии международных платежных карт и осуществляются переводы денежных средств с использованием международных платежных карт на территории Российской Федерации.
Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 09.12.2014
Адрес электронной почты для отправки участниками обсуждений своих заключений: expert@mail.cbr.ru
- Приказом Председателя Банка России от 4 декабря 2014 года директором Департамента внутреннего аудита Банка России назначен Суриков Николай Николаевич
Ранее Н.Н. Суриков занимал должность заместителя директора указанного департамента.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЕЖНОГО СОВЕТА
НП «НПС» приняло участие в международной конференции, посвященной Евразийской интеграции
Директор Департамента по коммуникациям НП «НПС» Ольга Лапкина приняла участие в Международной конференции «Экономические, юридические и финансовые аспекты Евразийской интеграции и опыт стран Европейского сообщества». Организатором мероприятия выступила Международная Академия экономики, финансов и права (IAEFL) при поддержке Российского Союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации финансистов Казахстана, Делового Клуба ШОС, Международной Гильдии финансистов, Международного Конгресса промышленников и предпринимателей.
ОБЗОР СМИ
Уточнение следует
Экономическая часть обращения Владимира Путина получилась сугубо деловой
Несмотря на ожидания, в экономической части послание президента содержит общие гарантии неухудшения положения бизнеса в ближайшие годы. Проекты «офшорной амнистии», сокращения проверок, «инвестлифта» для новых компаний, по национальной технологической инициативе сами по себе задачу по росту доли инвестиций в ВВП до 25% и ВВП до 5% в год, видимо, не решают. Лишь правительство в состоянии развернуть нелиберальные, но пропредпринимательские положения послания в то, что может вернуть РФ экономический рост, судьба таких инициатив решится в открывающейся борьбе за интерпретацию послания Владимира Путина.
Как позитивные, так и негативные ожидания от послания Владимира Путина были в ноябре необычайно высоки: от него ждали ответа на основные события лета—осени 2014 года в экономике, то есть санкции, снижение цен на нефть и девальвацию рубля, остановку экономического роста и угрозу рецессии с первого квартала 2015 года, высокие инфляционные и пессимистичные деловые ожидания. Подготовка послания была довольно нервной: по данным «Ъ», правительственные структуры в качестве экспертов администрации президента выдвинули целый ряд мер по перезагрузке госуправления в дерегуляционном ключе. Тем не менее в версиях конца ноября, по сведениям собеседников «Ъ», рабочие версии послания были крайне жесткими во внешнеполитической части, что во многом девальвировало восприятие пропредпринимательских инициатив послания. По словам самого Владимира Путина, 3 декабря он обсуждал ряд положений будущего документа с премьер-министром Дмитрием Медведевым. По результатам послание 4 декабря было сбалансировано и местами лишилось конкретики и жесткости: его вряд ли можно воспринимать как манифест экономического либерализма, но дерегуляционные подходы в нем доминируют.
Собеседники «Ъ» в Белом доме отмечают, что главные инициативы — обязательство неувеличения налогов до 2018 года и дополняющая кампанию «деофшоризации» амнистия репатриированных капиталов (см. текст на этой странице) — в документе остались, несмотря на дискуссии по ним в Кремле. По данным «Ъ», в Минфине сейчас нет законопроекта по амнистии. Это потенциально самая сильная инициатива послания. Отток капитала в 2014 году остается наиболее существенной проблемой экономики РФ в условиях инвестобвала 2013 года, и часть задачи по росту доли инвестиций в ВВП до 25% в условиях закрытых для РФ рынков капитала, которую определил президент в послании, она решить (теоретически и краткосрочно) может. Однако успех любых экономических амнистий определяется не только дизайном их условий, но и внешней, и внутриполитической конъюнктурой: гарантировать, что даже успешная торговля Минфина, ФНС, Минэкономики и силовых структур об условиях амнистии даст в 2016-2017 годах дополнительный рост 1,5-2 процентных пункта ВВП, невозможно. Также вряд ли можно оценить без законопроекта, может ли быть амнистия использована для легализации в РФ капиталов нероссийского происхождения.
Инициатива Владимира Путина об ограничении проверок бизнеса также в финальной версии послания лишена важных деталей: упомянуты лишь трехлетний иммунитет от проверок для компаний, у которых ранее не обнаружено нарушений, вопрос о физическом ограничении общего числа проверок компаний туда не попал. В целом разворот к поддержке малого бизнеса по-прежнему остается важным резервом роста ВВП, и, хотя Владимир Путин заявил и о создании на базе ЭКСАР структур поддержки несырьевого экспорта, и об «инвестлифте» для компаний (проект РФПИ, ВЭБа и АСИ), перезагрузки в этой сфере в послании нет. По данным «Ъ», вокруг снижения контрольной нагрузки на бизнес в Кремле и Белом доме в целом ведется дискуссия, которая, очевидно, и будет завершена в борьбе за интерпретацию послания в январе—феврале 2015 года, когда будут реализовываться созданные месяцем ранее поручения на базе самого послания.
Антикоррупционная часть послания Владимира Путина была достаточно жесткой, но президент ограничил свою критику в первую очередь военно-промышленным комплексом, новых антикоррупционных инициатив документ не содержит. При этом «силовые» сигналы выступления президента выглядели двусмысленно: так, говоря о динамике курса рубля, президент заявил, что Кремлю, Белому дому и ЦБ известны имена «спекулянтов», причастных к девальвации, и против них «пора» принимать некие меры. Развитие сюжета с поиском врагов рубля будет, очевидно, крайне важно для делового климата в РФ в 2015 году — «наказание» их может осуществляться как чисто экономическими способами, так и силовым давлением.
Социально-экономическая часть послания также не содержит ни новых крупных угроз бизнесу и работодателям, ни крупных дорогостоящих инициатив, за исключением крайне благоприятного, в том числе для работодателей, объявления о господдержке в 2015 году госпроектов в области кардиологии (смертность от кардиологических заболеваний — одна из важных проблем не только демографии в РФ, но и рынка труда) и грантов-стипендий 5 тыс. студентов. Прочие инициативы послания в этой сфере сформулированы общим образом, впрочем, средств на крупные социальные инновации в бюджете на 2015 год явно нет, вероятно, поэтому в послании не затронут такой вопрос, как продолжение или трансформация программы материнского капитала.
Отметим, в 2014 году за пределами президентского послания осталось множество важных областей, в которых реально может развиваться борьба за рост ВВП в 2015-2018 годах. Это, например, рынок недвижимости и смежные финансовые секторы, банковская сфера (президент пока лишь поддержал докапитализацию банков из средств ФНБ, но конкретная схема здесь может быть важнее самого факта поддержки), детали упомянутой Владимиром Путиным системы внедрения в промышленности «наилучших доступных технологий» и новой версии экосборов, исход «дела «Башнефти»», судьба заявок «Роснефти» на средства ФНБ, ряд других вопросов, которые в первом квартале 2015 года могут превратиться как в стабилизацию инвестиций и экономический рост, так и в ухудшение настроений инвесторов.