ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 18.12.2017

ОБЗОР СМИ

Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 15 декабря 2017 года

Сегодня Совет директоров Банка России решил снизить ключевую ставку до 7,75% годовых.

Такой шаг в 50 б.п. был выбран, так как изменился наш взгляд на перспективы 2018 года. Соглашения об ограничении добычи нефти продлены, неопределенность по ценам на нефть снизилась, это существенно ослабляет проинфляционные риски с этой стороны. Мы обновили макроэкономический прогноз с учетом этих событий, о чем я подробнее расскажу чуть позже.

Сохраняется возможность для некоторого снижения ключевой ставки в первом полугодии следующего года. При этом мы будем двигаться постепенно, скорее всего, с паузами, оценивая отклик финансовых рынков, внутреннего спроса, потребительских цен на уже принятые ранее решения по ключевой ставке. В следующем году мы будем все ближе и ближе подходить к нейтральной денежно-кредитной политике. Такая постепенность дает возможность всем субъектам экономики подстраиваться к новым условиям.

Теперь я подробнее остановлюсь на факторах, которые мы учитывали, принимая это решение. Как обычно, начну с инфляционных процессов.

Выросла наша уверенность в устойчивости низкой инфляции.

До 4% или ниже замедлились годовые темпы роста цен большинства товаров и услуг: в ноябре это было уже две трети от всех позиций, входящих в потребительскую корзину. Практически во всех регионах России – в 81 из 82 – инфляция не превышает 4%. Среднегодовая инфляция за последние 12 месяцев снизилась до 3,9% в ноябре. Она отражает среднее инфляционное давление в экономике за весь прошедший год.

Этот результат был достигнут под действием двух основных факторов, которые оказывают устойчивое влияние на инфляцию.

Первое. Это последовательная денежно-кредитная политика, которую мы проводили в течение этого года и ранее. Она позволила обеспечить такие условия, в которых восстановление потребительского спроса не привело к усилению инфляционного давления. То есть, с одной стороны, ускорялся рост потребления, рост заработной платы в реальном выражении, происходило оживление кредитования, в том числе повышение спроса населения на кредиты. Именно снижение ключевой ставки, как реализованное, так и ожидаемое, было основным фактором смягчения условий кредитования для российских компаний и домохозяйств в текущем году. Но, с другой стороны, все эти процессы происходили достаточно постепенно и плавно. Динамика сберегательной активности была стабильной и сопоставимой с динамикой номинальных доходов. Долларизация депозитов продолжала сокращаться. Население проявляет большой интерес к вложениям в облигации и другие инструменты финансовых рынков.

При этом стоит отметить, что на финансовом рынке происходит нормализация кривой доходности, которая продолжительное время имела инвертированную форму. Кривая доходности становится возрастающей в основном за счет изменения краткосрочных ставок – потенциал их снижения больше, чем долгосрочных.

Второй фактор устойчиво низкой инфляции – это снижение инфляционных ожиданий. Ожидания участников финансовых рынков и профессиональных экономистов закрепляются на уровне 4%, хотя ещё год назад они были заметно выше. Динамика ожиданий населения в течение года была неравномерной, но в целом за 12 месяцев они снизились примерно на 4 процентных пункта (то есть сильнее, чем фактическая инфляция). Привыкание к тому, что инфляция стала низкой, происходит медленно. Это видно и по последним наблюдениям. Так, в первые осенние месяцы инфляционные ожидания практически не снизились, хотя в это время инфляция замедлялась, особенно сильно – по продовольственной продукции. Но затем фактическая динамика цен повлияла и на ожидания, которые в ноябре понизились достаточно ощутимо. Постепенно инфляционные ожидания должны полностью перестроиться на новый – принципиально более низкий – уровень. И для нас важно, чтобы они приобрели устойчивость, можно сказать иммунитет, к всплескам ценовой конъюнктуры. Но насколько быстро будет происходить этот процесс – пока фактор неопределенности.

Мы также учитывали, что в октябре–декабре инфляция складывается ниже наших прогнозов. По оценкам Банка России, это в основном результат действия временных факторов. Их влияние будет исчерпано на относительно коротком горизонте.

В ноябре годовая инфляция составила 2,5%. До конца года она останется примерно на этом уровне.

Ключевую роль в таком существенном снижении инфляции сыграли успехи нашего сельского хозяйства. Годовой прирост цен на продовольственные товары в ноябре составил всего лишь 1,1%.

Эффекты, связанные с высоким урожаем 2017 года, будут постепенно исчерпываться. Этот фактор еще продолжит влиять на уровень годовой инфляции в первом полугодии 2018 года. Он полностью сойдет на нет лишь в III квартале.

Однако для стабильности низкой инфляции важно, чтобы цены на продовольствие не колебались так существенно, как в этом году. Для этого нужен не только рост сельхозпроизводства, но и развитие инфраструктуры для хранения и транспортировки продукции.

Ещё один фактор, который пока продолжает сдерживать инфляцию, – это укрепление рубля. Оно происходило в основном в первом полугодии текущего года, его влияние уже практически полностью отразилось в ценах и будет исчерпано в начале 2018 года.

Колебания валютного курса происходили ранее и будут происходить. По мере применения бюджетного правила снижается зависимость ситуации в экономике, в том числе динамики валютного курса и инфляции, от колебаний цен на мировом рынке энергоносителей.

С учетом тех факторов, которые я назвала, инфляция будет постепенно приближаться к 4%. В первые месяцы 2018 года инфляция может колебаться около 3%. Во второй половине года инфляция, по нашей оценке, вплотную приблизится к 4%, по мере того как влияние временных факторов этого года сойдет на нет.

Далее, что касается среднесрочного прогноза, мы в базовом сценарии повысили цены на нефть в 2018 году.

Мы учли недавно достигнутые договоренности стран – экспортеров нефти. Теперь вместо $44 за баррель мы закладываем в прогноз цену на нефть в среднем около $55 в следующем году, что близко к средним значениям текущего года. Однако на среднесрочную перспективу у нас нет оснований отказываться от консервативного подхода. Если соглашения не будут продлены, то в 2019–2020 годах произойдет постепенное снижение цен на нефть к тем уровням, которые мы ожидали ранее, – несколько выше 40 долларов США за баррель.

В результате мы повысили оценки темпов экономического роста на следующий год. Теперь мы уже не ждем замедления до 1–1,5% в следующем году и считаем, что рост продолжится теми же темпами, что и в нынешнем. В 2019 году произойдет небольшое снижение темпов экономического роста до 1–1,5% с их последующим возвращением к 1,5–2% в 2020 году.

В этих условиях наша денежно-кредитная политика, с одной стороны, будет формировать инфляцию вблизи 4%, а с другой – будет поддерживать темпы экономического роста вблизи потенциала, снижая риски как перегрева, так и охлаждения экономики. По нашим оценкам, сейчас потенциальные темпы роста составляют около 1,5–2%. Они могут повыситься при проведении структурных реформ. В этом случае ускорение темпов роста экономики будет происходить на базе роста производительности труда без увеличения инфляционного давления.

Что касается прогноза платежного баланса, то в обновленном базовом сценарии мы теперь не прогнозируем снижения сальдо текущего счета в 2018 году. Оно составит порядка 43 млрд долларов США после 40 млрд по итогам текущего года. При этом более существенными будут и объемы операций Минфина России на валютном рынке, которые проводятся в рамках бюджетного правила. Это в значительной мере нейтрализует влияние более высоких нефтяных цен в 2018 году на курсовую динамику и внутренние экономические условия в целом.

Учитывая, что теперь в прогноз заложены более высокие цены на нефть и более высокое сальдо текущего счета, как следствие, мы повысили оценку чистого оттока частного капитала в следующем году (с 10 до 16 млрд долларов США). Это две стороны естественных процессов, которые происходят в открытой экономике и находят отражение в платежном балансе. Хочу еще раз подчеркнуть, что показатель чистого оттока капитала в публикуемой статистике платежного баланса нельзя отождествлять с незаконным вывозом или бегством капитала. Любая страна с положительным сальдо текущего счета платежного баланса вывозит капитал – либо через рост государственных валютных резервов, либо через частный сектор. Поэтому отток капитала – это не обязательно плохо, а приток капитала – не всегда хорошо для экономики.

Наконец, как обычно, мы принимали во внимание риски отклонения инфляции от цели вверх и вниз.

Краткосрочных рисков со стороны нефти стало меньше. С учетом наших решений можно сказать, что на горизонте 2018 года риски отклонения инфляции от цели вверх и вниз практически выравнялись.

Но в среднесрочной перспективе мы по-прежнему видим как более значимые – проинфляционные риски. Набор этих рисков достаточно постоянен, мы регулярно говорим о них в пресс-релизах, поэтому я упомяну их совсем кратко. Риски прежде всего связаны с тем, что инфляционные ожидания населения ещё не закрепились на низком уровне. Они пока демонстрировали большую чувствительность к «плохим новостям», то есть к ускорению, а не к замедлению инфляции. Кроме того, в числе рисков – более быстрый отказ населения от сберегательной модели поведения, а также возможный дефицит кадров на рынке труда. Снова могут вырасти риски со стороны динамики цен на мировых сырьевых и товарных рынках. На всем прогнозном горизонте Банк России будет оценивать потенциальные риски и от других внешних факторов, а также учитывать возможные корректировки бюджетной и тарифной политики.

Отмечу, что, когда мы говорим о рисках, мы не имеем в виду, что в этих областях уже складываются какие-то нежелательные тенденции. В настоящий момент и ситуация на рынке труда, и восстановление потребления развиваются сбалансированно. Именно этот баланс нам очень важно сохранить для устойчивого закрепления инфляции вблизи 4%. Поэтому изменение денежно-кредитной политики, которое существенно влияет на внутренние условия в экономике, должно быть последовательным. В этих условиях, как я отмечала в начале, переход к нейтральной политике мы продолжим осуществлять плавно, после каждого шага внимательно отслеживая, как будет меняться баланс рисков для инфляции и как будет развиваться ситуация в экономике относительно наших прогнозов.

Банк России

Финрынок обозначил новые задачи для Банка России на 2018 год

Финансовый рынок обозначил новые задачи для Банка России на 2018 год в рамках ежегодного проекта «233 KPIs». Как указывает «Коммерсант», ежегодное заседание представителей всех финансовых отраслей ЦБ и саморегулируемых организаций по проекту «233 KPIs» состоялось в конце прошлой недели. «233 KPIs» — своеобразный сборник идей и предложений, сформулированных рынком исходя из его насущных потребностей; регулятор принимает эти идеи в качестве своих задач на год. Впервые проект был реализован в 2013 году.

В течение 2017 года в Банк России поступило 41 предложение по развитию финансового рынка, из них новых — 30, остальные представляют собой обновления уже существующих. Это значительно меньше, чем год назад: тогда неисполненных пунктов проекта было 75. На конец 2017 года к исполнению была принята 21 инициатива, в текущей работе находятся 12, по восьми инициативам участникам рынка было отказано. Каждая отрасль могла дополнить портфель не более чем тремя новыми предложениями.

Если в 2016 году участники рынка в основном предлагали регулятору инициировать процессы по оптимизации налогообложения, то в этом году такое предложение поступило только от двух отраслей — страховой и сектора товарного рынка. Так, по словам присутствовавшего на заседании советника президента СПМТБ Александра Миллермана, в 2018 году в Налоговый кодекс необходимо внести изменения, которые позволят освободить нерезидентов на территории РФ от налога на доходы, полученные от операций с биржевыми деривативами. Заместитель главы Всероссийского союза страховщиков Элла Платонова отметила, что отрасль просит заняться выравниванием налоговой политики по корпоративным программам пенсионного страхования и продуктам НПФ, однако ЦБ отказался принять этот KPI, сославшись на задержку в формировании законодательства об индивидуальном пенсионном капитале.

Получила продолжение прошлогодняя тема допуска к упрощенной идентификации всех категорий участников рынка. В 2016 году с таким предложением выступили сразу две профессиональных СРО — НАУФОР (объединяет брокеров, дилеров и управляющих) и ПАРТАД (объединяет компании из сферы учетной системы). Речь шла о возможности для регистраторов подключаться к государственным системам идентификации граждан (ЕСИА и СМЭВ), для чего требовалось внести изменения в «антиотмывочное» законодательство. Проблема сейчас находится в процессе решения.

Представители негосударственных пенсионных фондов высказали свои пожелания по расширению перечня доступных для инвестирования инструментов за счет иностранных ценных бумаг. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов отметил, что диалог уже инициирован, однако это не означает, что вопрос будет решен положительно, и тем более в течение 2018 года.

Со стороны эмитентов поступило предложение решить проблему «спящих акционеров» — лиц, которых в течение долгого времени не удается привлечь к участию в корпоративных действиях по причине отсутствия актуальных персональных данных. Однако решение этой проблемы не вошло в портфель KPI на 2018 год, поскольку, по словам директора департамента корпоративных отношений ЦБ Елены Курицыной, до сих пор рынок не договорился о том, что именно он понимает под термином «спящий акционер».

Брокеры и дилеры подняли вопрос о передаче индивидуальных инвестиционных счетов после отзыва лицензии у профучастника, являющегося банком, другому брокеру. По словам вице-президента НАУФОР Алексея Артамонова, такие кейсы уже появились на рынке, решить же проблему в соответствии с текущим законодательством не удается. Швецов проблему признал, однако сообщил, что рассчитывать на ее решение в 2018 году не стоит, так как предстоит вносить изменения в различные законы, в том числе в закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Впервые в годовой сессии приняли участие представители кредитных организаций и платежных систем. Присутствовал на заседании и представитель ломбардов, которые не вошли в периметр проекта «233 KPIs» в этом году. Председатель Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников заявил, что этот рынок также желает принять участие в проекте и уже составил «дорожную карту» развития.

Окончательная версия актуального портфеля KPI ЦБ на 2018 год будет опубликована на сайте регулятора.

Коммерсант

Силуанов: России грозят новые финансовые санкции

Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что России грозят новые финансовые санкции.

По его мнению, эти санкции, возможно, будут наложены на выпуски государственных облигаций.

«У нас значительную часть облигаций федерального займа покупают иностранные участники, потому что доверяют нашему курсу, потому что это надежная и доходная инвестиция, по сравнению с другими странами с развивающейся экономикой Россия выглядит намного лучше», — сказал Силуанов в Казани.

Министр отметил, что готовятся к этому путем снижения дефицита бюджета РФ, чтобы снизить зависимость бюджета от возможного снижения выпуска облигаций, также будут сокращены траты федеральных резервов, которые в будущем году будут минимальными.

Бизнес-Online

Менеджеров Промсвязьбанка уведомили о введении временной администрации

Промсвязьбанк готовится к введению временной администрации Центробанка. Об этом газете «Ведомости» сообщили два человека, близких к банку, и подтвердил собеседник, близкий к одному из акционеров банка.

Как сообщил РБК источник, близкий к банку, 15 декабря в Промсвязьбанк придут сотрудники временной администрации. «[Председатель правления банка и совладелец] Дмитрий Ананьев сообщил, что по итогам встречи с сотрудниками ЦБ было принято решение о процедуре санации банка через ФКБС (Фонд консолидации банковского сектора). Завтра в банке ожидают сотрудников временной администрации. Скорее всего, завтра же и последует официальное сообщение о санации банка от ЦБ», — рассказал он в четверг, 14 декабря. Другой источник РБК в банке подтвердил, что 15 декабря в 09:00 в банке ждут временную администрацию. Об этом же РБК сказал третий источник.

Представитель банка от комментариев отказался. В Центробанке комментировать РБК эту информацию также отказались.

Ранее, 14 декабря, близкий к надзорному блоку ЦБ источник «Ведомостей», а также два собеседника издания, связанные с Промсвязьбанком, сообщили, что регулятор потребовал от кредитной организации доначислить около 100 млрд руб. резервов. В Промсвязьбанке на это позже заявили, что не получали соответствующего предписания от ЦБ. «Речь идет о результатах проверки ЦБ, которая завершилась в мае этого года», — сообщили в кредитной организации. «Официального предписания не было, это была только рекомендация банку от регулятора», — пояснил затем РБК один из источников, близкий к банку.

В тот же день стало известно о том, что рейтинговое агентство «Эксперт РА» установило по рейтингу кредитоспособности Промсвязьбанка статус «под наблюдением». Это, как отмечалось в релизе агентства, означает высокую вероятность рейтинговых действий в ближайшее время. В настоящее время рейтинг банка продолжает действовать на уровне ruA, со стабильным прогнозом.

РБК

В ЦБ назвали причины проблем Промсвязьбанка

Промсвязьбанк столкнулся с проблемами вследствие сочетания нескольких факторов. Об этом заявил на пресс-конференции зампред ЦБ РФ Василий Поздышев.

 «У каждого проблемного банка есть своя история. Здесь следует отметить три момента. Исторически, когда банк начинал функционировать, он не был нацелен на кредитование собственников. Исторически банк выдавал рыночные кредиты. Начиная с предыдущего кризиса 2008 года и заканчивая кризисом 2014-го большой объем рыночных кредитов, которые были выданы независимым от банка собственникам компаний, стал проблемой. Собственники банка выбрали стратегию, когда проблемные предприятия или стройки стали забираться или переводиться на баланс банка или отдельных компаний. Вроде бы нормальная работа с проблемными активами. Но банк из банка рыночного стал превращаться в банк, который в основном финансирует предприятия и проекты собственников. Для того чтобы эти проблемные кредиты вернуть, пришлось еще дофинансировать. Собственник забирает проблемную стройку… если забираешь стройку, ее надо достроить и, соответственно, дофинансировать. Таким образом, доля проектов, связанная с собственниками, увеличивалась. Это первый проблемный момент», — рассказал Поздышев.

В качестве еще двух причин возникновения проблем у Промсвязьбанка он назвал субординированные инструменты и участие Промсвязьбанка в санации Автовазбанка.

«Второй источник проблемы, который мы видим, — субординированные инструменты, инструменты капитала», — сказал Поздышев. По его словам, «хоть это пока не доказано», такие инструменты, как предполагает ЦБ, «в определенной степени финансировались и финансируются самим банком». То есть вполне возможно, что те размещения субординированных инструментов, которые в отчетности показаны как рыночные, «могли финансироваться средствами, которые выходили из банка», пояснил он. «Объем инструментов — около 100 миллиардов рублей; возможно, не все из них финансировались банком, но какая-то часть. Нам предстоит этот объем оценить», — отметил Поздышев.

«И третий элемент — санация Банка АВБ, — продолжил представитель Центробанка. — Он в гораздо меньшей степени, чем в двух других группах (судя по всему, имеются в виду группы банка «Открытие» и Бинбанка. — Прим. Банки.ру), является проблемой для банка-санатора, тем не менее санация Банка АВБ тоже нуждается в докапитализации. Хотя это несопоставимо с масштабами и объемами проблем с точки зрения эффективности и неэффективности санации в двух других банковских группах — объем докапитализации, которая требуется АВБ, не превышает 15 миллиардов рублей».

Banki.ru

ЦБ требует от Промсвязьбанка доначислить 100 млрд рублей резервов

Центробанк на днях потребовал от Промсвязьбанка доначислить около 100 млрд рублей резервов, пишут «Ведомости». По данным издания, банк пытается снизить сумму претензий, иначе ему потребуется помощь.

Совладелец и предправления Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев подтвердил, что ЦБ требует от банка увеличить резервы, подчеркнув, что размер претензий — предмет переговоров.

«Это внутренний документ ЦБ, регулятор имеет возможность этот документ отменять и отзывать. У нас идет сейчас диалог с ЦБ, и я надеюсь, что он приведет к конструктивному и здравому решению. Интересы клиентов и банковского сообщества не пострадают», — сказал Ананьев. По его словам, в четверг вечером у него запланирована встреча с представителями ЦБ.

«Сейчас формулируется завершающий акт проверки банка, это длительная работа», — добавил он.

Доначисление резервов бьет по капиталу Промсвязьбанка, который на 1 ноября составлял 152,7 млрд рублей, говорят источники издания, знакомые с ситуацией. Они называют сумму в 100 млрд огромной для банка. С учетом 8 млрд, полученных банком от реализации непрофильного актива в декабре, банк может позволить себе досоздать резервы примерно на 15 млрд рублей, подсчитал аналитик Fitch Александр Данилов, уточнив: это с учетом соблюдения дополнительных требований (буферов) к капиталу системно значимых банков. Нарушение буферов не так страшно, а чтобы не нарушить нормативы ЦБ, банк может создать примерно 30 млрд рублей резервов, оценивает он. Запас капитала у Промсвязьбанка исторически невысокий, напоминает аналитик.

Если банку действительно придется доначислить резервов на 100 млрд рублей, оптимистичный сценарий — банк будет докапитализирован основными акционерами, говорит аналитик S&P Екатерина Марушкевич, а в стрессовом — Промсвязьбанк как системно значимый банк получит поддержку регулятора, что позволит ему обеспечить непрерывность операционной деятельности.

«У Промсвязьбанка достаточно большие шансы остаться на рынке, если у него будет достаточно времени на создание резервов, а также если он будет постепенно снимать с баланса непрофильные активы», — рассуждает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. По его словам, практика показывает, что процесс дорезервирования может занять до года.

Ведомости

Борис Титов предложил ввести законодательные определения блокчейна, криптовалюты и майнинга 

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов на КриптоИнвестФоруме предложил ввести законодательные определения блокчейна, токена (частный случай токена – криптовалюты) и майнинга.

Представленная им система регулирования криптовалют – итог работы группы юристов и айтишников, куда он смог привлечь представителей Центробанка.

 «Сейчас регулирования нет как такового. В результате наши компании регистрируются в Японии. А государственный подход «штормит» от варианта всё запретить до желания создать российский крипторубль». – заявил Б. Титов.

Он подчеркнул, что первым делом нужно ввести законодательные определения блокчейна, токена и майнинга. При этом Б. Титов отметил, что криптовалюты – это только частный случай токена, который может быть и акцией, облигацией, веселем, умным чеком и т.д.

Кроме того, Б. Титов предложил сделать три контура регулирования криптовалют. По сути его предложений они приравниваются к иностранной наличной валюте. Расчеты внутри государства в ней запрещены, но граждане могут хранить ее, держать в ней счета и свободно обменивать, а кампании использовать в экспортно-импортных операциях.

Для новых финансовых инструментов, которые возникают сейчас ежегодно, Титов предложил использовать принцип «регулятивной песочницы». Когда в нескольких компаниях обыгрываются принципы регулирования, которые потом смогут быть распространены на весь рынок. В эти «песочницы» он предложил завести ICO, майнинг, электронные биржи криптовалют и т.д.

Также Борис Титов предложил ввести налог на майнинг, начиная с определенного уровня мощностей. По его словам это может быть небольшой блок в майнинговом процессоре, который будет напрямую отчислять на счета налоговой службы процент от операций. Размер налога он предложил установить в объеме «чуть меньше чем НДС для инновационных компаний», т.е. меньше 14%.

Plusworld

Борис Титов предложил установить налог в 14% на добычу криптовалют

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил ввести налог на добычу (майнинг) криптовалют с размером ставки в 14%, начиная с определенного уровня мощности, сообщили РАПСИ в пресс-службе бизнес-омбудсмена.

Как уточнил собеседник, Титов озвучил соответствующую инициативу, выступая на Crypto Invest Forum.

Бизнес-омбудсмен считает, что ставка налога на майнинг должна быть чуть меньше, чем ставка налога на добавленную стоимость для иностранных компаний. Отправку данных в налоговую службу предлагается осуществлять автоматически путем установки блока для сбора информации в оборудование, используемое для добычи криптовалюты.

На форуме Титов также рассказал о необходимости ввести понятия технологии блокчейн, токена и майнинга на законодательном уровне в целях регулирования оборота криптовалют. Для апробации работы финансовых инструментов, основанных на информационных технологиях, в правовом поле предлагаются «регулятивные песочницы».

РАПСИ

В России может появиться новый кешбэк-механизм

В России может появиться новый способ cash back: возвращать покупателю часть стоимости товара будут производители, а не продавцы. Об этом пишут «Ведомости».

Агрегатор скидок «Едадил» начал открытое тестирование нового сервиса, рассказали «Ведомостям» основательница сервиса Наталия Шагарина и бизнес-директор Георгий Макаров: пользователи смогут получить назад часть денег за покупку товаров определенных брендов. Несколько месяцев сервис тестировался в закрытом режиме; тестирование начинается с Москвы и Московской области.

«Едадил» — приложение, которое собирает акции и скидки в ближайших к пользователю магазинах. Сервис создан продакт-менеджером «Яндекса» Шагариной в 2012 году. В 2015-м 10% сервиса приобрел «Яндекс». К декабрю 2017 года мобильное приложение «Едадил», по собственным данным компании, набрало более 5 млн активных пользователей.

Запуск cash back в таком варианте стал возможен после вступления в силу закона об облачной фискализации данных, объясняет Шагарина. Операторы фискальных данных теперь передают информацию из касс магазинов на серверы налоговой службы, и это открывает возможности маркетинговой аналитики больших данных, радуется она. А на чеках появились QR-коды, напоминает Шагарина: они, по сути, становятся ключом к получению своих чеков покупателем с серверов ФНС.

Сервис «Едадил» решил использовать эту возможность от имени и в интересах пользователя, говорит Шагарина. Механика cash back такова: если купить выбранный в приложении товар, отсканировать QR-код с чека, то после проверки чека на счет пользователя в мобильном приложении поступит обещанная производителем сумма; вывести деньги можно на счет мобильного телефона или на кошелек «Яндекс.Денег».

На этом этапе cash back для пользователя оплачивает производитель, говорит Макаров. Среди первых партнеров сервиса — крупнейшие производители товаров повседневного спроса: Ferrero, Mars, Henkel, Nestle, «Балтика», «Bonduelle Кубань», Coca-Cola, L’Oreal, Efes, KraftHeinz, «Морозко» и другие, перечисляет Шагарина. Представители Mars, Ferrero, «Балтики», KraftHeinz, «Морозко» подтвердили, что сотрудничают с «Едадилом» в таком сервисе cash back.

Сash back позволяет устранить потерянную эффективность, вознаграждая лояльных тому или иному производителю покупателей за постоянство, говорит Шагарина. Когда покупатель получает прямую скидку в магазине, он приучается скорее к тому, чтобы выбирать максимальную, а не к бренду, и просто привыкает, что товар стоит 50 рублей вместо 100 рублей, рассуждает она.

В будущем «Едадил» планирует запустить подобный сервис cash back и с розничными сетями, говорит Макаров: например, деньги будут возвращаться за определенную сумму чека или за накопленные траты за какой-то период. Сейчас «Едадил» сотрудничает с ретейлерами, которые могут размещать в его приложении купоны на скидку, — так, например, делает «Перекресток», напоминает Макаров. И с купонами, и с cash back работает трансакционная модель, продолжает он: «Едадил» зарабатывает на комиссии за покупку. Помимо этого «Едадил» зарабатывает на размещении баннеров брендов в приложении. Ретейлеры же заинтересованы в сотрудничестве, так как «Едадил» позволяет узнать о потребителе больше, чем поведение последнего в отдельном магазине, говорит Макаров. 

Ведомости

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}