ОБЗОР СМИ
Сегодня Совет директоров Банка России снизил ключевую ставку на 25 б.п., до 7,25% годовых.
Уровень ключевой ставки постепенно приближается к тому диапазону, который мы обозначали как нейтральный. То есть такой, где денежно-кредитная политика не способствует ни снижению, ни ускорению инфляции относительно целевого уровня. Напомню, что сейчас мы его оцениваем в 6–7% для ключевой ставки. Нам еще предстоит нащупать тот уровень, на котором будет ключевая ставка, чтобы можно было сказать, что мы закончили цикл ее снижения. И мы будем смотреть, прежде всего, как спрос, кредит, инфляция, экономика в целом будут реагировать на то снижение ставки, которое мы уже сделали. Мы видим, что сейчас еще есть потенциал для снижения ключевой ставки. Мы рассчитываем завершить переход к нейтральной политике в этом году. При этом в дальнейшем наша оценка диапазона нейтральной ставки может меняться в зависимости от тех или иных факторов.
Отмечу еще один момент. Раньше, когда мы говорили о нейтральной ставке, мы полагали, что ставки денежного рынка будут находиться очень близко к ключевой. Сейчас банковский сектор адаптируется к существенному росту профицита ликвидности, и ставки денежного рынка, хотя и находятся в границах процентного коридора, но ниже ключевой ставки, что отчасти влияет на денежно-кредитные условия. Такая ситуация может сохраниться еще некоторое время. И мы это учитываем, принимая решение по ключевой ставке. Мы также будем стремиться приблизить ставки денежного рынка к ключевой, применяя только те меры, которые не ограничивают развитие денежного рынка.
Теперь я подробнее расскажу о нашем видении текущей ситуации и прогноза. На что мы опирались, когда принимали сегодняшнее решение.
Во-первых, выход инфляции на исторически низкие уровни приобретает системный характер. Это подтверждается анализом ценовой динамики по различным товарным группам и регионам.
Цены большей части потребительских товаров и услуг уже растут темпами ниже 4% в годовом выражении. В декабре их было около двух третей, в феврале – уже примерно три четверти. Что касается регионального разреза, то в феврале инфляция не превышала 4% во всех субъектах Федерации, кроме одного.
Во-вторых, мы несколько переосмыслили характер факторов, которые влияют на динамику инфляции. Ранее мы относили тенденции на продовольственном рынке в основном на счет временных факторов, в первую очередь погодных условий. Сдержанный рост цен на продукты питания сохраняется заметно более продолжительное время, чем мы ожидали. По нашей оценке, это является результатом инвестиций в сельское хозяйство, которые повысили его производственный потенциал. Конечно, мы учитываем, что цены на продовольствие останутся более волатильными, чем на другие группы товаров. Но внедрение новых технологий в сельском хозяйстве снижает зависимость объема урожая, а значит, и динамики цен от погодных условий. А это уже структурное изменение, которое будет иметь продолжительный эффект.
Аналогично бюджетное правило существенно снизило влияние колебаний нефтяного рынка на экономические условия в нашей стране. Мы уже видим, что курс рубля стал менее чувствителен к ценам на нефть. И масштабы влияния этого фактора на широкий круг потребительских цен снизились.
В-третьих, мы учитывали динамику инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Ощущаемая и ожидаемая населением инфляция снижается. Ожидания по инфляции профессиональных участников рынка уже довольно давно стабилизировались вблизи 4%. Сейчас мы наблюдаем выраженный сдвиг в инфляционных ожиданиях бизнеса. Согласно нашим опросам, около 60% из 1680 опрошенных Банком России предприятий заложили в свои бизнес-планы на этот год инфляцию не больше 4%. Год назад это было всего 22% из 1300. Однако инфляционные ожидания населения все еще остаются повышенными и чувствительными даже к временным всплескам роста цен на отдельные группы товаров. Это может быть источником проинфляционных рисков.
Мы также отмечаем, что рост склонности к потреблению происходит постепенно. В целом динамика спроса пока не создает существенных рисков отклонения инфляции вверх от 4%. Однако сейчас мы видим потенциал для усиления этих рисков, что связано с ситуацией на рынке труда, о чем я скажу чуть позже.
Влияние других факторов на инфляцию, в том числе курсовой динамики, темпов индексации регулируемых тарифов и цен, динамики цен на мировых товарных рынках, было небольшим – в совокупности оно близко к нейтральному.
Что касается дальнейшей динамики инфляции, мы ожидаем, что во II квартале она достигнет минимума. Это произойдет из-за эффекта базы прошлого года по продовольствию.
Далее годовая инфляция начнет постепенно возвращаться к 4%. Этому будет способствовать рост потребительского спроса, поддерживаемый смягчением денежно-кредитной политики. На конец этого года, по нашему прогнозу, инфляция может составить от 3 до 4% и будет находиться вблизи 4% в 2019 году.
Теперь об инфляционных рисках. В целом Банк России не изменил их оценку, однако действие ряда факторов потребует дополнительного внимания с нашей стороны.
К таким факторам относится прежде всего отставание роста производительности труда от динамики заработных плат и доходов, которые в начале года существенно выросли. Пока остается большая неопределенность – является ли это отставание краткосрочным явлением или сформируется в тенденцию на фоне нарастающего дефицита кадров на рынке труда. По мере появления новых данных мы будем отслеживать влияние данного фактора на потребительский спрос и оценивать возможный проинфляционный эффект.
Конечно, динамика нефтяных и продовольственных цен в целом продолжает оставаться источником неопределенности. Как я уже отметила, масштаб их воздействия на инфляцию снижается. Однако при их существенных колебаниях влияние на общую динамику инфляции может быть ощутимым.
Баланс рисков для инфляции будет зависеть и от тех бюджетных и тарифных решений, которые будут приниматься в текущем году и далее.
Возросли также риски, связанные с ситуацией на глобальных рынках. В условиях высоких темпов экономического роста и низкой безработицы нормализация денежно-кредитной политики в США и еврозоне может происходить быстрее, чем сейчас ожидают участники рынков. Пересмотр ожиданий рынков может сопровождаться всплесками волатильности, как в феврале этого года. Кроме того, нормализация политики приведет к пересмотру премий за срочность и риск, а также к возможной переоценке вверх нейтральных процентных ставок за рубежом. Это может снизить привлекательность вложений в активы стран с формирующимися рынками, к которым относится и Россия. Определенное беспокойство вызывает иусиление протекционизма в мировой торговле, что может повлиять на глобальный экономический рост.
Что касается нашего среднесрочного прогноза, то мы несколько повысили предпосылки по ценам на нефть. В декабре мы закладывали среднегодовые цены 55–45–42 в 2018–2020 годах, теперь рассматриваем динамику 61–55–50, сохраняя наш консервативный подход к прогнозу. Однако такой пересмотр цен на нефть в условиях бюджетного правила не сильно изменил наши ожидания по росту ВВП и другим основным показателям экономики.
Чуть более заметные изменения коснулись прогноза платежного баланса. Прогноз сальдо счета текущих операций повышен с 43 до 59 млрд долларов в 2018 году. На всем прогнозном горизонте Россия останется чистым экспортером. Соответственно, увеличен прогноз оттока капитала и прироста валютных резервов: по капиталу – с 16 до 19 млрд долларов, по резервам – с 35 до 50 млрд долларов. Еще раз напомню, что отток капитала не тождественен сомнительным операциям. Потоки по текущему и капитальному счету – это зеркальные процессы. Когда растет выручка от продажи нефти, она одновременно учитывается и как поступление по текущему счету, и как отток капитала, если она, например, хранится в иностранной валюте.
Что касается роста экономики, в базовом сценарии он будет находиться в интервале 1,5–2% на всем прогнозном горизонте. Данные о развитии экономики в январе–феврале подтвердили наши оценки того, что замедление роста ВВП в конце года носило временный характер. В начале года рост экономики продолжился.
Как я уже отметила, мы планируем завершить переход к нейтральной денежно-кредитной политике в 2018 году. Что будет после того, как мы достигнем нейтрального уровня? Это означает, что мы завершим цикл снижения ключевой ставки, и в дальнейшем она может меняться как вверх, так и вниз в зависимости от динамики инфляции, экономической активности, а также их прогноза. При этом в ситуации, когда инфляция стабилизируется вблизи 4%, а экономика будет расти примерно темпами, близкими к потенциальным, ключевая ставка может достаточно долго оставаться неизменной.
В заключение подчеркну, что переход к устойчиво низкой инфляции – это структурное изменение. Стабильно низкая инфляция снижает неопределенность для бизнеса и важна для благополучия населения. Кроме того, низкая инфляция задает новые правила игры для ведения бизнеса, создавая стимулы к повышению эффективности, поиску новых конкурентных преимуществ. В конечном счете все это должно способствовать более качественному и устойчивому экономическому росту в нашей стране.
Информация о кадровых назначениях
Приказом Председателя Банка России с 15 мая 2018 года:
— директором Департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации назначен Габуния Филипп Георгиевич, в настоящее время занимающий должность директора Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления;
— директором Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Центрального банка Российской Федерации назначен Пронин Кирилл Валерьевич, в настоящее время занимающий должность заместителя директора Департамента страхового рынка.
ЦБ разрабатывает схему для продажи «народных» ОФЗ через финансовый маркетплейс
ОФЗ для населения могут разрешить использовать в качестве залогов и перепродавать на внебиржевом рынке
ЦБ вместе с участниками рынка разрабатывает схему, которая сделает возможной прямую продажу «народных» облигаций через единую централизованную площадку онлайн-дистрибуции финансовых услуг — маркетплейс, стало известно газете «Коммерсант». Сейчас облигации федерального займа для населения не подходят для такой реализации, необходимо поменять ряд правил обращения. В Банке России информацию подтвердили, добавив, что возможностью прямой продажи облигаций смогут воспользоваться в том числе Минфин и субъекты федерации: «Решение будут принимать сами эмитенты».
ОФЗ-н — специальный инструмент для инвестиций граждан. Это некий аналог традиционных ОФЗ, но с рядом особенностей. Обращение ОФЗ-н на вторичном рынке, включая сделки с облигациями между агентами, не допускается, за исключением выкупа облигаций агентом. Физлица могут предъявить облигации к выкупу в любой день до даты их погашения. Сейчас приобрести ОФЗ-н можно только в Сбербанке и ВТБ, хотя Минфин допускал расширение списка банков-агентов.
В обращении находятся два выпуска ОФЗ-н. Первый, общим объемом 30 млрд рублей, Минфин разместил в апреле 2017 года, он был реализован в течение четырех с половиной месяцев. Второй выпуск на 15 млрд рублей Минфин начал размещать в сентябре 2017 года, но к 12 марта реализовано менее 25%. Сокращение активности покупателей, по мнению экспертов, может быть связано со снижением доходности. Для первого выпуска она составляла 8,48—9,25% годовых (до вычета комиссионного вознаграждения агента), а сейчас — только 7,65% годовых (с учетом комиссионных выплат в пределах 7—7,4% годовых).
Проект маркетплейса при поддержке ЦБ реализуют участники финансового рынка. Рабочую версию «финансового супермаркета» планируется запустить в конце 2018 года. Это станет возможно, когда будут законодательно решены вопросы быстрых платежей и удаленной идентификации клиента со стороны самой платформы. Согласно дорожной карте, на первом этапе потребителю предложат только депозиты. На втором этапе проекта станет возможна прямая покупка государственных и корпоративных облигаций.
В нынешнем виде ОФЗ-н не могут размещаться на маркетплейсе из-за ряда его особенностей. Например, в текущей схеме потребитель может погасить облигацию у агента размещения (Сбербанк и ВТБ), вернув себе часть инвестиций — стоимость номинала за вычетом комиссии в 1,5%. Прямая дистрибуция на маркетплейсе исключает агента: продажи идут через так называемые агрегаторы, фактически — магазины финансовых товаров. Таким образом, погашать бумаги будет некому, а потребитель лишится возможности досрочно вернуть вложенные средства, если у него возникнет такая необходимость.
По информации «Коммерсанта», обсуждается возможность разрешить использовать продаваемые через маркетплейс ОФЗ-н в качестве залогов, а также перепродавать их физлицам на внебиржевом рынке. Кроме того, продажи через маркетплейс делают ненужным и размещение долговых госбумаг для населения на брокерских счетах, как это происходит сейчас. Таким образом, фактически речь идет о создании нового финансового инструмента для населения.
Источник газеты в Минфине сообщил, что возможность трансформации инструмента ОФЗ-н для цифровых продаж пока не обсуждалась, но признал наличие потребности в этом. Премьер Дмитрий Медведев поручил до 26 марта представить в правительство план мероприятий, призванных увеличить объем эмиссии ОФЗ для физлиц в 2018 году до 100 млрд рублей. «Возможно, мы приступим к этому, когда идеология инструмента изменится — перестанет быть в значительной степени образовательной. Тогда можно будет задуматься о снятии ряда ограничений», — пояснил собеседник «Коммерсанта» в Минфине. На официальный запрос издания там не ответили. В ЦБ сообщили, что «схема находится на начальной стадии проработки, с эмитентами технологическое решение пока не обсуждалось».
Удастся ли повысить спрос на ОФЗ-н путем перенаправления дистрибуции из реальных банковских офисов в онлайн-каналы — вопрос открытый. По словам главы департамента управления активами General Invest Дениса Горева, обсуждаемые изменения, в частности замена досрочного погашения возможностью залога, утяжеляют схему: «Инвесторам будет проще пойти к «дискаунт-брокеру» и купить у него ОФЗ. Размер комиссионных посредника, который они сэкономят, придя на маркетплейс, не компенсирует усложнение процедуры». Впрочем, он допускает, что ЦБ найдет вариант упрощенной реализации механизма, который сейчас выглядит излишне сложным.
Набиуллина: ЦБ ставит перед собой задачу появления длинных денег
Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор ставит задачу появления длинных денег.
«Мы перед собой ставим задачу появления длинных денег», — сказала Набиуллина по итогам заседания совета директоров.
По ее словам, определенную лепту вносит фактор снижения инфляции. «Низкая инфляция — это важно, но недостаточно», — заявила глава ЦБ.
Она отметила, что экономике необходимы длинные деньги и долгосрочные инвесторы. Речь идет об НПФ. В качестве перспективных инструментов она выделила страхование жизни, развитие рынка облигаций. «Мы считаем, все это создаст условия для развития инвестиций», — сказала Набиуллина.
Кроме того, ЦБ переходит к мотивирующему банковскому регулированию, стимулирующему инвестиции в экономику.
ФАС предложила допускать банки к выдаче вкладов и оказанию других услуг в зависимости от рейтинга
В Сбербанке считают, что к рейтингу можно привязать норму отчислений в фонд страхования вкладов
Устойчивость банков нужно оценивать не по величине капитала и доле в нем государства, а по уровню кредитного рейтинга: Федеральная антимонопольная служба предлагает создать многоуровневую систему допуска банков к оказанию разных видов услуг в зависимости от рейтингов. В первую очередь речь идет о привлечении вкладов, рассказала газете «Известия» заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Лилия Беляева. Антимонопольщики считают, что предложенный ими механизм усилит конкуренцию между банками. Реализация инициативы ФАС может полностью изменить правила игры на рынке вкладов в первую очередь для состоятельных клиентов, чьи вложения превышают сумму страхового возмещения АСВ (1,4 млн рублей), пишет газета.
По словам Беляевой, в Центробанке концептуально поддержали инициативы ФАС. В Банке России от комментариев воздержались. Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что регулятор поддерживает предложения антимонопольной службы по усилению конкуренции на рынке. В Минфине разделяют идею ФАС об использовании национальных рейтингов при определении кредитоспособности банков, сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства. Сейчас в ЦБ аккредитованы два агентства — Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и RAEX («Эксперт РА»). Рейтинг от АКРА имеют 47 банков, от «Эксперт РА» — 126, указывают «Известия».
По нынешним правилам Банк России может ограничивать привлечение банками вкладов, основываясь на внутренних инструкциях, — такие решения часто оспариваются в суде. Агентства же присваивают рейтинги на основе собственной публичной методологии, включающей множество критериев, — это исключает коррупционную составляющую.
Однако ЦБ получает отчетность банков ежедневно и практикует непрерывный надзор. В то же время агентства получают информацию о банках намного реже. Так, АКРА опирается на отчетность по международным стандартам — банки публикуют ее раз в квартал, в полугодие или даже раз в год, рассказал «Известиям» заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА Михаил Полухин. RAEX ежемесячно анализирует отчетность банков на сайте ЦБ, а углубленный анализ проводит раз в квартал, сообщила замгендиректора агентства Марина Чекурова.
Если идея ФАС будет реализована, изменения могут быть радикальными, так как большинство действующих кредитных организаций уже входят в систему страхования вкладов, отметил аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Понятно, что если банку, уже входящему в систему, понизят рейтинг, то физические лица заберут из него свои деньги, не дожидаясь прихода временной администрации ЦБ.
Может получиться так, что как только агентство снизит рейтинг, банк лишится доступа к вкладам как к главному источнику пассивов. Это напугает кредиторов, организация потеряет ликвидность и в итоге закроется, считает главный экономист Сбербанка Михаил Матовников. Поэтому нельзя лишать банки права принимать вклады на основании решения агентств, говорит он. Но к рейтингу, по его мнению, можно привязать норму отчислений в фонд страхования вкладов, которые должны делать все банки, имеющие право привлекать депозиты: чем ниже рейтинг, тем больше денег банк должен туда направить.
Если в случае с рынком вкладов инициатива ФАС вызывает вопросы, то при выдаче банковских гарантий ее вполне можно применить, считает Михаил Матовников. Он отметил, что в целом идея правильная, поскольку любые формальные требования, такие как размер собственных средств, достаточно уязвимы: банкротства крупных банков в 2017 году показали, что размер капитала, подтвержденный международными аудиторами, мог сразу оказаться отрицательным.
Нужно отменить требования к капиталу и при работе с госсредствами — разумнее перейти к отбору банков по рейтингам, полагает глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Ранее замминистра финансов Алексей Моисеев говорил, что с 2013 года государство потеряло в «плохих» банках 150 млрд рублей.
В аккредитованных агентствах позитивно относятся к идеям ФАС. Рейтинг учитывает множество факторов и может быть оптимальным инструментом для качественного отбора банков, отметил эксперт группы банковских рейтингов АКРА Михаил Доронин. Оценку надежности можно «отвязать» от размера капитала и участия в нем государства, полагает Марина Чекурова.
ФАС планирует обсудить свои предложения на заседании рабочей группы с участием представителей Минфина и ЦБ, в том числе рассмотреть возможные уровни рейтингов, которые дадут право банкам оказывать клиентам те или иные услуги.
SWIFT с июля перейдет на поддержку пользователей в России и еще ряде стран без посредника
В России и ряде других стран с 1 июля 2018 года первая линия поддержки пользователей SWIFT будет предоставляться не через «Альянс Факторс», а напрямую со стороны SWIFT. Уведомление об этом опубликовала на своем сайте Российская национальная ассоциация SWIFT («РосСВИФТ»).
Как уточняется, список стран помимо России включает Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Латвию, Литву, Молдавию, Монголию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, Украину и Эстонию.
«Данный способ, который был доступен всегда и получил более широкое распространение в последние два года, уравняет предложение поддержки российских пользователей с существующим для пользователей SWIFT во всем мире», — подчеркивается в релизе.
Стандартный сервис обеспечивает постоянный (в режиме 24х7) доступ к официальной поддержке SWIFT, осуществляемой региональными центрами поддержки пользователей. Пользователи также имеют преимущества за счет получения неограниченной поддержки по телефону и онлайн, включая упреждающие уведомления в случае проблем с организацией передачи сообщений, и многие другие. SWIFT подтверждает, что для пользователей будет доступен российский телефонный номер. Дальнейшая информация будет предоставлена не позднее середины апреля текущего года.
Пользователям в странах из указанного списка будет предложен выбор получения поддержки на английском или русском языке по их запросу.
Для получения доступа к сервису поддержки SWIFT пользователи должны зарегистрироваться на этом сервисе на сайте SWIFT.
После регистрации каждый пользователь получает в службе поддержки персональный регистрационный номер (support registration number). Этот номер потребуется назвать при звонках в региональные центры поддержки SWIFT. Он позволит экспертам SWIFT обслуживать персонально без дальнейших задержек каждого пользователя, отмечается в сообщении.
Кредит по фотографии: для банков построили единую систему индентификации клиентов
Российские банки переходят на биометрическую идентификацию клиентов. Проект приказа опубликован на сайте Министерства связи и коммуникаций. Принять окончательный вид и вступить в силу он должен 30 июня 2018 года, но 20 крупнейших банков уже начали собирать данные о своих клиентах в тестовом режиме.
Предполагается, что человек сможет один раз сдать биометрические данные в любом банке и они будут храниться в Единой биометрической системе (ЕБС). В дальнейшем пользователь может обращаться к услугам всех банков, подключенных к сети, не выходя из дома. Верификация будет включать два параметра — по фотографии и голосу. Система будет сканировать снимок и создавать 3D-модель лица, а также сопоставлять голосовую аудиозапись с той, что будет храниться в облаке.
Банки сами будут собирать эти данные и загружать в систему и запрашивать данные по новым клиентам в ЕБС. Каждое обращение обойдется банку в 200 рублей. Такой тариф установил Минкомсвязи. Предполагается, что из них 100 рублей будет получать технический провайдер — «Ростелеком», а оставшиеся 100 рублей — банк, загрузивший шаблон данных в систему. Также обсуждается, что в течение тестового периода использование данных ЕБС будет бесплатным, сообщили Forbes в «Альфа-банке».
Устранение «паспортного рабства» в обслуживании — это глобальный тренд в банковском секторе, говорит руководитель направления развития перспективных продуктов «АК БАРС Цифровые технологии» Ярослав Шуваев. Это дает возможность клиентам банков использовать их не как поставщика одного конкретного продукта, а как маркетплейс, позволяющий в том числе покупать продукты других банков. Это хорошая тенденция для клиентов, но тревожная для кредитных организаций, так как вскоре начнется гонка по снижению комиссии, а значит, и по снижению дохода.
Переход на биометрию
В «Альфа-банке» считают приемлемой стоимость обращения в размере 200 рублей, при условии, что будет оказан качественный своевременный и удобный сервис. «Хотя, конечно, для банков, которые понесли затраты на проведение пилотов и установку оборудования в отделениях для сбора данных в систему, должна быть значительная скидка, по сравнению с теми, кто собирается лишь пользоваться результатами», — добавил представитель банка.
Банк уже тестировал технологии идентификации клиентов по венам ладоней и по лицу, а также технологии распознавания эмоций. Представитель «Альфа-банка» отметил, что затраты на такой проект сильно зависят от выбора оборудования. По словам пресс-секретаря «Ростелекома» Инны Губаревой, верификация по фотографии и голосу была выбрана из-за нетребовательности к оборудованию. Это позволит запустить ее в небольших банках, а в последствии и в предприятиях других сфер, такие как медицина или образование (при внесении соответствующих изменений в федеральное законодательство).
В Федеральном законе ФЗ-482 предусмотрена обязанность всех банков использовать ЕБС, однако статья 4, в которой описывается это требование не вступила в силу на данный момент. Пока не конкретизированы и требования «Ростелекома» к оборудованию финансовых организаций, работающих с ЕБС. Но технически установка самого оборудования займет незначительное время.
Пока неизвестно, как будет реализована возможность удаленной верификации и будет ли она встроена в уже существующие банковские мобильные приложения. В «Ростелекоме» заявили, что это решение находится в разработке.
Заместитель гендиректора ГК «Программный продукт» Тимур Аитов говорит, что тариф для банков установлен достаточно разумный, но однако откуда взялась эта цифра — все равно неясно. Кроме того, вопрос о том, кто будет страховать риски компрометации данных, остается открытым — Минкомсвязи не дает на него ответ.
«Банки сейчас начали заниматься удаленной идентификацией и сбором биометрических данных, однако особой выгоды им это не приносит, поэтому работа в этом направлении не очень интенсивная. По нашим данным, сейчас есть всего несколько тысяч банковских клиентов, предоставивших свои биометрические данные. В основном этим будут заниматься интернет-гики, но, как правило, это не самая благонадежная аудитория. Надежный клиент все-таки приходит в офис и обслуживается на месте, а не удаленно», — полагает Аитов.
Четверть миллиарда за распознавание
«Ростелеком» разработал Единую биометрическую систему за 247 млн рублей, согласно порталу Госзакупок (компания подтвердила данные). Основным партнером по проекту стала ее дочерняя компания «РТ Лабс», которая летом 2017 года протестировала собственную систему биометрической идентификации в «Сбербанке».
По словам Губаревой, основной задачей проекта ЕБС было сделать доступным удаленный банковский сервис в рамках стратегического развития цифровой экономики: «Большая часть нашей страны заселена неплотно, и открывать банкам новые отделения в удаленных регионах попросту не выгодно, а благодаря новой системе банки смогут предоставлять свои сервисы и продукты новым клиентам через интернет, исключая визит клиента в отделение или встречу с представителем банка».
На данный момент сервис идентификации клиента уже есть у «Тинькофф Банка», который «работает без единого отделения уже более 10 лет», — заявил председатель правления банка Оливер Хьюз на презентации проекта. Решения с биометрической идентификацией также уже были на рынке. Основными партнерами банков выступали такие компании, как «Вокорд» и Visionlabs.
По словам технического директора компании «Вокорд» Алексея Кадейшвили, стоимость пакета услуг его компании при хранении данных во внешних ЦОД, определяется максимальной нагрузкой (количеством запросов на распознавание) и объемом так называемой «эталонной базы» — количеством лиц, с которыми происходит сравнение. Минимальная стоимость обслуживания составляет от 1400 рублей (эквивалентно семи обращениям к ЕСБ).
«В большинстве случаев банки интересует установка системы распознавания на своих серверах. Стоимость лицензии VOCORD Facematica на 1 GPU (графический процессорный модуль) при эталонной базе до 10 000 изображений для размещения в закрытом ЦОДе заказчика обходится банку в 600 000 рублей в год», — уточнил Кадейшвили.
Можно подсчитать, при каком количестве клиентов банкам будет выгодно переходить на новую систему, но после вступления в силу статьи 4 закона ФЗ-482 выбора у них не будет.